СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УГОДЬЯМИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е.А. Бессонова, А.И. Стифеев, В.А. Лукьянов
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы управления земельными угодьями России, выявлены тенденции изменения качественных характеристик сельскохозяйственных земель. Исследованы факторы, влияющие на сложившуюся систему землепользования. Особое внимание уделено предложениям по совершенствованию процесса управления с целью повышения эффективности использования земельных ресурсов.
Ключевые слова: землевладение, землепользование, деградация земельных угодий, методы управления земельными угодьями.
Площадь сельскохозяйственных земель Российской Федерации составляет 402 млн. га, или почти 24% от общей площади территории страны. Собственно сельскохозяйственными угодьями занято 196 млн. га. Земля является основным средством производства в сельском хозяйстве и от ее состояния и качества зависит эффективность сельскохозяйственного производства.
В последнее время в стране остро стоит серьезная проблема сохранения и восстановления земельно -ресурсного потенциала сельского хозяйства, связанная с потерей почвенного плодородия на значительных земельных массивах, масштабным нарушением земель, загрязнением и деградацией почв. Данные государственного мониторинга земель показывают, что в Российской Федерации продолжается тенденция ухудшения качественного состояния земель.
Современное землепользование в российском сельском хозяйстве приобрело сложную структуру землепользования и землевладения и регулируется множеством механизмов и инструментов нормативно -правового, экологического, социального и нравственного характера. Из всей их взаимосвязи, взаимодействия и взаимозависимости для исследования нами избраны инструменты, регулирующие процессы на стыке экологических и экономических явлений, т.е. эколого-экономические инструменты. Они находятся на первоначальной стадии своего развития и постепенно совершенствуются по мере накопления опыта и его теоретического осмысления.
Основными негативными процессами деградации земельных угодий являются эрозия, дефляция, заболачивание, засоление, опустынивание, подтопление, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем и другие процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и выводу их из хозяйственного оборота. Около 190 млн. га земель сельхозназначения - до 80% - подвержены деградации, особенно эрозии. Водной эрозии подвержено 17,8% площади сельскохозяйственных угодий, ветровой -8,4%, переувлажненные и заболоченные земли занимают 12,3%, переуплотненные - 15,6%, засоленные и солонцеватые - 20,1% сельскохозяйственных угодий. Происходит сокращение запасов элементов питания во всех типах почв. Вследствие постоянного недовоспол-нения выноса питательных веществ урожаем сложился их отрицательный баланс - 97 кг/га, в результате чего процесс деградации почв усиливается и может принять необратимый характер.
По площади нарушенных и не восстановленных сельскохозяйственных земель Россия входит в десять стран мира с наибольшим их количеством. По оценке Международного справочно-информационного центра
по почвенным ресурсам в Нидерландах, 15% (около 22,5 млн км2) всемирного земельного фонда подвержено деградации под влиянием деятельности человека [1]. Из них 55,7% затронуто водной эрозией: 28% - дефляцией, 12,1% - химической деградацией (например, засоление в результате ирригационных работ) и 4,2% -физическим воздействием (в результате подтопления, переуплотнения, просадки). Проблема эрозии почв ощущается в большинстве сельскохозяйственных регионов Земного шара и, особенно в развивающихся странах. Она наносит большой ущерб продуктивности сельского хозяйства, снижая плодородие земельных угодий, сокращает сроки службы дамб и ирригационных сооружений, загрязняет каналы и бухты.
Сельскохозяйственные земли изымаются под цели, не связанные с ведением сельского хозяйства, в основном, для строительства и добычи полезных ископаемых, прокладки трубопроводов, создания полигонов захоронения отходов производственной бытовой деятельности. В результате добычи полезных ископаемых происходит нарушение сельскохозяйственных земель горными разработками. На 1 января 2008 г. у предприятий и организаций сельского хозяйства России находилось 115,9 тыс. га нарушенных земель, или почти 10% от общей площади нарушенных земель в стране, что является весьма значительным, учитывая роль и функции земли в сельскохозяйственном производстве.
Таким образом, сельскохозяйственное землепользование в стране подошло к опасной черте, за которой могут последовать непоправимые экологические и экономические процессы [2].
Причины такого положения кроются в ряде факторов, в том числе недооценке методов ведения сельскохозяйственного производства, сохраняющего природный потенциал сельскохозяйственных угодий и обеспечивающего высокую эффективность их использования одновременно. Отсутствуют и действенные побудительные стимулы к сохранению и восстановлению качества земель у природопользователей. Требуют совершенствования методы управления земельными угодьями.
В этой связи основная задача преобразований состоит в обеспечении рационального использования и охраны земель, создании экономических, правовых, организационно-технологических и других условий для расширенного воспроизводства и реабилитации почвенного плодородия. Современные условия развития рыночной экономики требуют включения механизма государственного регулирования управления земельными ресурсами. Оно должно обеспечить строгое соблюдение норм земельного и гражданского законодательства при сохранении экономической независимости субъектов землепользования.
Земля является не только особым средством и предметом труда (в сельскохозяйственном производстве), но и специфическим объектом управления, который используется как самим государством, так и предоставляется на различных условиях юридическим и физическим лицам. Объективно управление земельными угодьями не является только функцией собственника.
Практически во всех экономически развитых странах управление земельными ресурсами обеспечивается государственным регулированием правоотношений на землю. Однако, принципы, формы и подходы к право-
вому решению данной проблемы в разных странах существенно отличаются.
По нашему мнению, управление земельными ресурсами должно быть направлено на повышение эффективности их использования, а также вовлечение земельных участков в гражданский оборот на основе:
- возможности оперативной государственной регистрации прав на земельный участок;
- формирования объекта недвижимости, определения его правового статуса;
- разработки и утверждения системы законодательных и нормативных актов об установлении (определении) сервитутов, ограничений и обременений, целевого назначения земельного участка;
- наличия земельно-информационной системы, основанной на данных Государственного земельного кадастра;
- создания и развития инфраструктуры рынка оборота земельных участков и(или) прав на земельные участки, включающего специализированные кредитные учреждения, риэлторов, институт оценки и др.;
- определения порядка ценообразования на земельные участки (права на них), передаваемые в гражданский оборот;
- определения нормативов землепользования (участков, передаваемых в соответствии с целевым назначением под социальные и другие объекты, а также в рамках реализации городских заказов и программ);
- сверхнормативных участков, передаваемых за дополнительную плату и т. п.);
- проведения кадастровой оценки земель.
Для эффективного управления земельными ресурсами должен использоваться весь спектр способов, методов и механизмов, предоставляемых законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Первое необходимое условие для формирования критериев и механизма оценки эффективности управления - наличие формализованных целей, которых хочет достигнуть владелец земли.
Второе необходимое условие заключается в том, что цели должны быть не только формализованы, но и представлены в измеряемом виде. Это значит, что при определении целей должны использоваться не качественные показатели - лучше, дальше, больше, - а количественные характеристики, которые легко поддаются сравнению и оценке. Таких количественных характеристик не должно быть много, но, являясь ключевыми информативными показателями, они позволят собственнику сделать вывод о том, насколько эффективно осуществляется управление его земельной собственностью.
Такой подход предполагает введение механизмов оценки полезности земельных ресурсов путем определения бюджетной и иной эффективности, установления нормативов.
Список использованных источников
1 Данные Международного справочно-информационного центра по почвенным ресурсам в Нидерландах // http://ust-razvitie.narod.ru/Soils.htm.
2 Бессонова Е.А. Эколого-экономическая реабилитация нарушенных и деградированных сельскохозяйственных земель: монография. - Курск: Изд-во ООО «Планета», 2011. - С. 6.
Информация об авторах
Бессонова Елена Анатольевна, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита, ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет», e-mail: [email protected]
Стифеев Анатолий Иванович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий кафедрой экологии и охраны природы, ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».
Лукьянов Вячеслав Анатольевич, аспирант ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».