Shakir Ragimovich Yagubov,
PhD in Economics,
associate professor of the department of customs management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Olga Yevgenievna Vaganova,
PhD in Economics,
associate professor of the department of accounting, operating analysis and audit, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 342.9
Шакир Рагимович Ягубов,
кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Ольга Евгеньевна Ваганова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, АХД и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ВВОЗЕ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИЮ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Исследование нормативно-правовых основ и практических аспектов таможенного администрирования в области ввоза легковых транспортных средств для личного пользования на таможенную территорию Евразийского экономического союза показывает, что при совершении определенных таможенным законодательством операций физические лица для личного пользования могут беспрепятственно перемещать товары и транспортные средства и использовать их как на временной, так и на постоянной основе. Однако не все юридически значимые действия, совершаемые при этом, позволяют формировать свободу такого перемещения. В статье рассматривается необходимость внесения изменений в некоторые аспекты перемещения физическими лицами легковых транспортных средств на таможенную территорию ЕАЭС и формирования рациональных условий, которые будут развивать положительную динамику в экономике государства от взимания таможенных и иных платежей в бюджет государства. Данные изменения могут позволить оптимизировать рабочий процесс таможенных органов и сократить временные издержки на обеспечение трудовых затрат. Затрагивается необходимость оптимизации процессов взаимодействия с государственной инспекцией безопасности дорожного движения при ввозе легковых автомобилей на таможенную территорию ЕАЭС.
Ключевые слова: таможенные органы, совершение таможенных операций, ввоз на таможенную территорию ЕАЭС легкового транспортного средства, таможенная процедура таможенного транзита, паспорт транспортного средства.
IMPROVEMENT OF THE PROCEDURE
OF CUSTOMS OPERATIONS FOR IMPORTING PASSENGER CARS FOR PERSONAL USE INTO THE TERRITORY OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION
The article studies the regulatory and legal framework as well as practical aspects of customs administration in the import of passenger vehicles for personal use to the Eurasian Economic Union and shows that there are legal ways specified by customs legislation for individuals to freely move goods and vehicles for personal use on temporary and ongoing basis. However, not all legally obligatory actions ensure the freedom of such movement. The article discusses the necessity to introduce changes in certain aspects of the import of passenger vehicle by individuals into the Eurasian Economic Community and to formulate adequate conditions that will contribute to positive economic development through the collection of customs and other payments to the state budget. These changes will help to optimize the work of customs authorities and reduce time costs. The authors argue for the necessity to improve the process of interaction with the State Traffic Safety Inspectorate for importing passenger cars into the Eurasian Economic Community.
Keywords: customs authorities, customs operations, import of a motor vehicle into the Eurasian Economic Union, customs procedure of customs transit, vehicle passport.
НБЫ1994-5094 ♦-
69 -♦
В последние годы принципиально поменялся объем и характер внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД). Значительное увеличение участников ВЭД, вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию потребовало от таможенной службы создания необходимых условий, направленных на совершенствование таможенного законодательства. Данная необходимость касается не только юридических, но и физических лиц, поскольку в настоящее время таможенное обслуживание физических лиц составляет более 20% от общей деятельности таможенных органов ЕАЭС. Особенностью правового регулирования таможенно-правовых отношений является то, что эти отношения всегда так или иначе связаны с перемещением через таможенную границу ЕАЭС товаров или транспортных средств.
Важность процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС невозможно переоценить, так как на нем строится система взимания таможенных и иных платежей, институт таможенного декларирования и таможенного контроля, позволяющие обеспечить как экономическую, так и государственную безопасность государства. Таможенная статистика свидетельствует о том, что ежегодно таможенный контроль на таможенных границах ЕАЭС проходят более 85 млн физических лиц (с ежегодными колебаниями в 1-1,5%) и более 30 млн зарегистрированных юридических лиц (с ежегодными колебаниями в 0,7-1%).
Наибольший интерес среди перевозимых физическими лицами товаров вызывают транспортные средства, в частности легковые автомобили, приобретение которых в последние годы стало особенно актуальным. Это связано с различными модификационными способностями ввозимых автомобилей (например, комплектация, объем, цвет и иные узлы, которые невозможно приобрести на отечественном рынке).
В настоящее время порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС и совершение ими таможенных операций регламентирован рядом нормативно-правовых актов. Согласно ним физические лица обязаны при ввозе легковых автомобилей для личного пользования на таможенную территорию ЕАЭС произвести их декларирование в таможенном отношении, даже если транспортное средство ввозится временно. При ввозе на таможенную территорию ЕАЭС легкового транспортного средства, предназначенного для личного пользования на постоянной основе, физическому лицу в пункте пропуска необходимо поместить транспортное средство под таможенную процедуру таможенного транзита (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных
операций, связанных с их выпуском»). Помещение под таможенную процедуру таможенного транзита предполагает выполнение условий, которые предусмотрены гл. 22 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Таможенная процедура таможенного транзита подразумевает срок транзита, т. е. в течение определенного времени физическому лицу необходимо доставить легковое транспортное средство из пункта пропуска в таможенный орган назначения. После прибытия в таможенный орган назначения необходимо произвести таможенное декларирование данного транспортного средства. При этом необходимо соблюсти ряд условий, а именно:
- легковое транспортное средство должно отвечать определенному законодательством Российской Федерации экологическому классу, который в настоящее время равен 5 (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N° 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств"» (вместе с «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств»));
- физическое лицо должно быть готово к уплате таможенных платежей и утилизационного сбора;
- легковое транспортное средство должно быть оборудовано аппаратурой спутниковой навигации. Конструкция легковых транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения их указанной аппаратурой. В противном случае ввезенные легковые транспортные средства запрещаются к использованию на таможенной территории ЕАЭС.
Выполнение данных условий является основанием для выдачи таможенными органами паспорта транспортного средства (далее - ПТС).
1. В случае невозможности выполнения данных условий у физического лица есть право помещения легкового транспортного средства на временное хранение до момента появления возможности таможенного декларирования транспортного средства или его вывоза обратно за пределы таможенной территории ЕАЭС. При этом максимальный срок временного хранения составляет 4 месяца (Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)).
Практика ввоза легковых транспортных средств свидетельствует, что в настоящее время порядок совершения таможенных операций в отношении ввозимых легковых транспортных средств требует совершенствования, несмотря даже на значительные изменения в таможенном законодательстве, так как существует достаточно много различного рода неудобств при совершении таможенных операций, связанных с ввозом легковых автомобилей на таможенную территорию ЕАЭС.
Хотелось бы прояснить некоторые аспекты таможенного законодательства ЕАЭС, которые неудобны и неэффективны и требуют совершенствования [3, с. 62]. Так, например, таможенные органы ЕАЭС рекомендуют внесение обеспечения
уплаты таможенных платежей в таможенном органе, находящемся по месту временного или постоянного проживания физического лица (обеспечение уплаты таможенных платежей необходимо внести при помещении легковых транспортного средства под таможенную процедуру таможенного транзита) до момента его выезда за пределы таможенной границы ЕАЭС с целью покупки иностранного транспортного средства. Согласно таможенному законодательству ЕАЭС физическое лицо также может внести обеспечение уплаты таможенных платежей при ввозе легкового транспортного средства, находясь в пункте пропуска. Однако надо заметить, что при этом физическому лицу понадобится вывезти намного больше денежных средств за пределы таможенной территории ЕАЭС. Существует определенный порядок вывоза денежных средств за пределы ЕАЭС в определенном количестве [4, с. 156; 2, с. 46].
Однако обратим внимание на иной аспект. Существуют неудобства внесения обеспечения уплаты таможенных платежей при ввозе легковых транспортных средств в пункте пропуска. Таможенный орган, в котором будут производиться таможенные операции по таможенному декларированию, не сможет перевести денежные средства, ранее внесенные на депозит в пункте пропуска как обеспечение таможенных платежей, в счет уплаты таможенных платежей, так как таможенный орган, находящийся в пункте пропуска, отличен от таможенного органа по месту проживания физического лица, и, соответственно, должностное лицо одного таможенного органа не имеет права совершать перемещение денежных средств с одного счета таможенного органа на счет другого таможенного органа. Получается, что если физическое лицо внесло денежные средства в пункте пропуска как обеспечение, то оно не сможет потом этим денежными средствами воспользоваться сразу. То есть физическое лицо должно будет после завершения таможенной процедуры таможенного транзита написать заявление в таможенный орган, находящийся в пункте пропуска о возврате обеспечения таможенных платежей, так как легковой транспорт доставлен в таможенный орган назначения. Процесс возврата может длиться до одного месяца (а если физическое лицо въезжало на таможенную территорию ЕАЭС через территории других стран - членов ЕАЭС, то этот срок увеличивается). Таким образом, физическому лицу после завершения таможенной процедуры таможенного транзита необходимо будет опять внести денежные средства для уплаты таможенных платежей (при таможенном декларировании легкового транспортного средства), в объеме ранее внесенных денежных средств при внесении обеспечения уплаты таможенных платежей.
Конечно, можно после завершения таможенной процедуры таможенного транзита поместить легковое транспортное средство на временное хранение и подать заявление в таможенный орган, находящийся в пункте пропуска, о возврате внесен-
ного обеспечения уплаты таможенных платежей. Но при этом необходимо будет заплатить около 10000-15000 руб. за месяц хранения (на складах временного хранения берется 300-500 руб. за хранение легкового автомобиля в сутки в зависимости от прайса, установленного владельцем склада временного хранения). Держать легковое транспортное средство на временном хранении невыгодно, и, соответственно, необходимо уплатить все необходимые суммы таможенных платежей и при этом еще необходимо обратиться в таможенный орган, расположенный в пункте пропуска с заявлением о возврате обеспечения уплаты таможенных платежей, т.е. понести дополнительные расходы, связанные с поездкой до пункта пропуска и обратно [1, с. 23].
С другой стороны, вносить обеспечение уплаты таможенных платежей в таможенном органе по месту проживания иногда тоже неудобно. Это связано с тем, что физическое лицо может приобрести иное легковое транспортное средство, которое ранее не планировал покупать и ввозить для личного пользования, т.е. планировал купить легковое транспортное средство одной марки и одного объема двигателя и года выпуска, а по приезде в страну покупки купил другую марку легкового транспортного средства, с другим объемом двигателя и годом выпуска. А если сумма внесенного в таможенном органе назначения обеспечения уплаты таможенных платежей разнится с суммой, необходимой для внесения обеспечения уплаты таможенных платежей на таможенной границе в пункте пропуска, то физическому лицу надо будет довносить недостающею сумму и потом писать заявление после завершения таможенной процедуры таможенного транзита о возврате денежных средств. Вот такие неудобства могут возникнуть у физического лица при совершении таможенных операций, связанных с ввозом легкового транспортного средства, а именно при внесении обеспечения таможенных платежей.
Еще одним неудобным моментом при таможенном декларировании легкового транспортного средства в настоящее время являются проведение идентификационного таможенного досмотра и выдача ПТС. Таможенные органы назначения проводят идентификационный таможенный досмотр, в том числе с помощью технических средств таможенного контроля (используется прибор «Зоркий»). Идентификационный таможенный досмотр подразумевает сверку номера VIN на кузове транспортного средства, а именно в моторном отсеке, салоне транспортного средства и багажном отделении. Прибор «Зоркий» предназначен для идентификации и выявления фальсификации номеров кузовов, шасси и агрегатов транспортных средств. Также данный прибор позволяет определить технологию изменения знаков номера. Но это не последний идентификационный досмотр, еще один идентификационный досмотр проводится государственной инспекцией безопасности дорожного движения при выдаче
НБЫ1994-5094 ♦-
71 -♦
государственных номерных знаков. Таким образом, физическому лицу приходится предъявлять легковое транспортное средство дважды для проведения одних и тех же контрольных операций, а это приводит к дополнительным временным издержкам. Кроме того, выдача ПТС не является таможенной операцией, и, соответственно, таможенные органы осуществляют дополнительные функции, что не совсем входит в их компетенцию. Выдача ПТС также осуществляется государственной инспекцией безопасности дорожного движения в отношении транспортных средств, которые выпускались на территории Российской Федерации. Получается, таможенные органы в какой-то степени дублируют функции государственной инспекции безопасности дорожного движения. На одни и те же процессы тратятся определенное время и средства, что с экономической точки зрения неэффективно.
В целях ускорения и оптимизации процессов, совершаемых при ввозе легковых транспортных средств физическими лицами для личного пользования на таможенной территории ЕАЭС, а также должностными лицами таможенных органов и государственной инспекции безопасности дорожного движения, считаем необходимым изменить порядок совершения таможенных операций при ввозе легкового транспортного средства, при его последующем таможенном декларировании и совершении операций, связанных с выдачей ПТС и государственных номерных знаков. Процесс таможенного декларирования в настоящее время в отношении товаров и транспортных средств в торговом обороте более чем на 99% совершается в электронной форме. Считаем, что процесс таможенного декларирования легкового транспортного средства физическими лицами для личного пользования тоже можно осуществлять в электронной форме, это позволит сэкономить много времени и ресурсов всех заинтересованных лиц, т.е. физических лиц, таможенных органов и государственной инспекцией безопасности дорожного движения. Кроме того, требуется на законодательном уровне разрешить неудобства, касаемые внесения обеспечения таможенных платежей, а именно утвердить возможность перезачета должностным лицом таможенного органа назначения денежных средств, внесенных ранее при обеспечении уплаты таможенных платежей при помещении легковых транспортных средств под таможенную процедуру таможенного транзита в пункте пропуска (если транзит завершен) в счет уплаты таможенных платежей при таможенном декларировании. Тем самым у физического лица не будет неудобств при ввозе легкового автомобиля, и он спокойно будет выезжать за пределы таможенной границы, выбирать и покупать транспортное средство, не думая при этом об обеспечении уплаты таможенных платежей.
Для реализации такой возможности необходимо дать компетенцию таможенным органам по совершению перезачета. Процесс электронного
таможенного декларирования предлагаем осуществлять, к примеру, через личный кабинет налогоплательщика, чтобы дополнительно не регистрироваться в таможенном или налоговом органе: создать в личном кабинете налогоплательщика ссылку в электронный кабинет, где и будет проходить таможенное декларирование и появится возможность внесения обеспечения таможенных платежей либо уплаты таможенных платежей. Можно создать в данном кабинете макет пассажирской таможенной декларации, которая подавалась бы при помещении легкового автомобиля под таможенную процедуру таможенного транзита, а затем использовалась при таможенном декларировании. При этом считаем целесообразным, чтобы данным программным средством могли пользоваться должностные лица государственной инспекции безопасности дорожного движения в режиме чтения.
Следует изменить процесс завершения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении легковых автомобилей, а именно не помещать легковой автомобиль в зону таможенного контроля в регионе деятельности таможенного органа назначения и не проводить идентификационный таможенный досмотр. Важно считать время и дату выпуска легкового автомобиля в свободное обращение моментом завершения таможенной процедуры таможенного транзита. Таким образом, физическое лицо помещает в пункте пропуска легковой автомобиль под таможенную процедуру таможенного транзита (при этом документы, необходимые при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, подаются также в электронной форме) и впоследствии в электронной форме декларирует ее, т. е. подает в таможенный орган назначения пассажирскую таможенную декларацию и иные документы, необходимые при таможенном декларировании. Таким образом, физическое лицо может задекларировать легковой автомобиль сразу после выезда из пункта пропуска, если будет согласно с решением таможенного органа назначения о таможенной стоимости, которое должностными лицами таможенного органа, возможно, будет откорректировано, и в этом случае необходимо будет выполнить решение таможенного органа и доплатить таможенные платежи.
Если физическое лицо получает сообщение в личном кабинете о выпуске легкового автомобиля в свободное обращение, то оно может обратиться сразу в государственную инспекцию безопасности дорожного движения для получения ПТС и номерных знаков. По прибытии в государственную инспекцию безопасности дорожного движения в отношении легкового автомобиля необходимо будет провести идентификационный досмотр в целях проверки правильности заявленных физическим лицом сведений (об объеме двигателя, годе выпуска и т.д.) и сравнить со сведениями, которые были заявлены при таможенном декларировании. Если сведения сходятся, то должностные лица
государственной инспекции безопасности дорожного движения выдавали бы ПТС и номерные знаки. Если же сведения, указанные при таможенном декларировании, будут разниться со сведениями, полученными при идентификационном таможенном досмотре, то в отношении физического лица будет возбуждено дело об административном правонарушении с привлечением его к административной ответственности по ст. 16.2 «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров» Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Согласно данной статье заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. руб. После этого физическое лицо обязано оплатить оставшиеся таможенные платежи.
До момента оплаты оставшихся таможенных платежей считаем необходимым помещение легкового автомобиля на временное хранение. Процесс перемещения легкового автомобиля на склад временного хранения целесообразно осуществлять под таможенным наблюдением в целях исключения неправомерных действий со стороны физического лица. В случае если физическое лицо несогласно с решением таможенного органа о корректировке таможенной стоимости и будет представ-
лять дополнительные документы и сведения, которые подтвердят ранее заявленные сведения, считаем необходимым также поместить автомобиль на временное хранение до выпуска легкового автомобиля в свободное обращение. При этом если срок установленного в пункте пропуска таможенного транзита истек и автомобиль не представлен на временное хранение, то физическое лицо необходимо привлечь к административной ответственности, во избежание пользования и распоряжения легкового автомобиля до выпуска в свободное обращение. При этом целесообразно утвердить на законодательном уровне высокую ответственность за такое правонарушение.
При использовании данного порядка целесообразно будет использовать предварительное информирование таможенных органов о ввозе легкового автомобиля в целях ускорения и упрощения процессов таможенной очистки.
Вышеуказанные изменения позволят сократить время и оптимизировать процесс совершения таможенных операций при таможенном декларировании, что исключит дублирование функции государственных органов. При этом таможенные органы будут при ввозе легкового автомобиля выполнять только таможенные операции.
1. Ваганова О.Е., Ефремова Н.А., Ягубов Ш.Р. Порядок формирования состава и объема информационной базы для целей управления эффективностью инвестиционного проекта предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3 (67). С. 23-26.
2. Игнатьева Г.В. Валютный контроль в странах ЕАЭС // Актуальные проблемы валютного контроля в современных условиях: материалы междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2017. С. 42-51.
3. СинкинМ.А., Ваганова О.Е. Анализ методов оценки добросовестной конкуренции в современных экономических реалиях РФ // Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2016. С. 62-63.
4. Ягубов Ш.Р. Нормативно-практические аспекты перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов // Актуальные проблемы валютного контроля в современных условиях: материалы междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2017. С. 156-161.