Научная статья на тему 'Совершенствование процесса систематизации сведений государственного кадастра недвижимости различных территориальных объектов'

Совершенствование процесса систематизации сведений государственного кадастра недвижимости различных территориальных объектов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
265
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОНЫ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / ОХРАННЫЕ ЗОНЫ / СВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабич Алина Ревазовна, Тихонова Ксения Владимировна

В статье рассмотрены совокупность правовых и технических действий по внесению сведений о территориальных зонах и зон с особыми условиями использования в государственный кадастр недвижимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бабич Алина Ревазовна, Тихонова Ксения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса систематизации сведений государственного кадастра недвижимости различных территориальных объектов»

УДК 332.639

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА СИСТЕМАТИЗАЦИИ СВЕДЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

А.Р. Бабич, К.В. Тихонова Ростовский государственный строительный университет

В статье рассмотрены совокупность правовых и технических действий по внесению сведений о территориальных зонах и зон с особыми условиями использования в государственный кадастр недвижимости.

Ключевые слова: зоны с особыми условиями использования, охранные зоны, сведения государственного кадастра недвижимости.

The article describes a set of legal and technical act of including information about areas and territorial zones with special use conditions in the state real estate cadastre

Key words: zones with special conditions of use, security zones, the information state real estate cadastre.

Управление развитием территорий невозможно без полных, достоверных и актуальных данных о ее состоянии. Важнейшей задачей органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления является внесение сведений о границах субъектов Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий в государственный кадастр недвижимости.

Особую актуальность задача внесения сведений в государственный кадастр недвижимости приобретает в свете проводимой реформы государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Так, одним из мероприятий в области землеустройства в соответствии с концепцией федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2013 № 1101-р, является проведение землеустроительных работ в отношении границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов, внесение сведений по итогам проведения землеустроительных работ в государственный кадастр недвижимости [1].

Следует отметить, что в настоящее время границы административно-территориального деления установлены, в большинстве своём, описательно в региональных законах о статусе и границах муниципальных образований, в государственном кадастре недвижимости практически полностью отсутствуют сведения об административно-территориальных границах, охранных зонах, санитарно-защитных и иных зонах с особыми условиями использования территорий.

В большинстве своём проблемы установления зон с особыми условиями использования территории относятся к объектам, построенным до 2000 года или даже до 1990 года, когда существовали иные правила юридического оформления зон с особыми условиями использования земель, практически зоны устанавливались в силу закона с уведомлением об этом всех заинтересованных лиц (исполнительная съёмка, установка информационных знаков, нанесение на планы землепользователей - дежурную районную карту границ зон, передача этих материалов районной администрации, уведомление

администрацией всех землепользователей о границах установленных зон и режиме использования земель в их границах).

Сейчас для осуществления кадастрового учёта охранных и санитарно-защитных зон, необходимых для эксплуатации объектов специального назначения, построенных 15 и более лет назад, как правило, необходимо выполнить процедуры, аналогичные для оформления под новое строительство с проведением массы согласований с собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями арендаторами земельных участков и информированием населения об установлении охранных и санитарно-защитных зон. Чем дольше границы зон с особыми условиями использования земель не будут внесены в государственный кадастр недвижимости, тем больше будет проблем у населения, собственников и арендаторов земельных участков, землевладельцев, землепользователей и организаций, в ведении которых находятся объекты специального назначения, для эксплуатации которых устанавливаются охранные зоны.

Таким образом, совершенствование системы осуществления кадастрового учёта охранных и санитарно-защитных зон, а также других объектов землеустройства, не вызывает сомнений. Для этого необходим комплексный подход, включающий несколько путей решения существующих проблем (рис 1).

1. Передача полномочий по установлению охранных и санитарно-защитных зон на объекты местного значения органам местного самоуправления

^_У

Совершенствование процедуры внесения сведений об объектах землеустройства в государственный кадастр недвижимости

2. Реформирование нормативно-правовых актов, регламентирующих данные вопросы

3. Решение данных вопросов на стадии подготовки документов территориального планирования и документации по планировке территории

Рисунок 1 - Схема совершенствование системы осуществления кадастрового учёта

охранных и санитарно-защитных зон

В настоящее время одной из перспектив решения вышеуказанных проблем отсутствия и неточности сведений об административно-территориальных границах, зонах с особыми условиями использования территории в государственном кадастре недвижимости является принятый в первом чтении проект федерального закона № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» [2].

Законопроект устанавливает виды охранных и санитарно-защитных зон, разграничивает полномочия по их установлению. Так, решение об установлении границ охранной или защитной зоны принимает уполномоченный орган местного самоуправления, если объект, в целях охраны и защиты которого установлены

ограничения прав в охранных зонах или ограничения прав в защитных зонах, относится к объектам местного значения.

Таким образом, с момента принятия законопроекта на органы местного самоуправления будет возложен дополнительные обязанности по установлению охранных и санитарно-защитных зон.

В настоящее время для передачи сведений об административно-территориальных границах, территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территории в государственный кадастр недвижимости применяются Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71.

Изначально указанное Постановление № 71 ввело дополнительные требования к процедуре передачи сведений об административно-территориальных границах, территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территории в государственный кадастр недвижимости, усложнив этот процесс и значительно расширив состав разрабатываемых документов.

Так, в первой редакции было установлено, что в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений карта (план) должна изготавливаться в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой в соответствии с правилами землепользования и застройки.

Правилами установлено, что обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства.

Кроме того, во всех вышеуказанных случаях, направляемая в орган кадастрового учета карта (план) должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации.

В настоящий момент действует вторая редакция данного постановления, но внесенные изменения так и не коснулись данных процедур.

Следует отметить, что законодательством Российской Федерации, в том числе административными регламентами, не предусмотрена проверка карты (плана) объекта землеустройства перед ее включением в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, за исключением случаев, когда предоставляется документация, отнесение которой к составу указанного фонда требует специального рассмотрения на заседании экспертной комиссии, создаваемой согласно пункту 3.1.2 административного регламента «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.11.2006 № 376.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является единственным юридически значимым источником сведений об объектах недвижимости, административно-территориальных границах, а также зонах с особыми условиями использования территории, обоснованным является вопрос о нецелесообразности

внесения сведений о результатах землеустроительных работ в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства [3].

Указанный вопрос, безусловно, может быть разрешен только посредством признания утратившими силу положений Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» и требует отдельного обсуждения.

В тоже время, в условиях необходимости предоставления в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, карты (плана) объекта землеустройства (пусть и в виде электронного образа документа), требования к которой ни разу не актуализировались с момента ее утверждения, и не соответствуют актуальным потребностям информационного взаимодействия в электронном виде, исполнитель вынужден вносить в нее избыточные сведения.

Изменение формы карты (плана) объекта землеустройства позволило бы сократить временные и трудовые затраты, а значит, уменьшить стоимость выполнения землеустроительных работ.

На сегодняшний момент главной задачей по-прежнему является упрощение и ускорение процедуры внесения сведений об административно-территориальных границах, территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий в государственный кадастр недвижимости в электронной форме. По данным вопросам, возникающим в процессе землеустроительной деятельности, регулярно проводятся встречи, совещания и различные разъяснительные мероприятия со стороны органов государственной власти, что позволило обобщить полученный опыт и сформировать рекомендации по совершенствованию указанной деятельности:

1) Инициировать внесение поправок в Постановление № 71:

- предусмотреть возможность изготовления карты (плана) в отношении нескольких территориальных зон;

- исключить требование о предоставлении в орган кадастрового учета информации о передаче карты (плана) объекта землеустройства в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства;

- дополнить требованиями к точности описания местоположения территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, границ муниципальных образований для внесения в государственный кадастр недвижимости;

- допустить возможность пересечения земельных участков и территориальных зон в пределах погрешности определения их границ, устанавливаемой Минэкономразвития России.

2) Инициировать внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» по исключению из формы карты (плана) объекта землеустройства излишних дублирующих сведений.

3) Инициировать изменения в Приказе Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства», предусматривающие различия в требованиях к описанию местоположения границ в зависимости от вида объекта землеустройства.

4) Инициировать изменения в Приказ Минэкономразвития России от 17.08.2012 № 518 «О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке», предусматривающие возможность использования картометрического метода определения характерных точек границ земельного участка и объектов, сведения о которых подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости, в пределах населенных пунктов и определения кадастровых ошибок, связанных с различной точностью измерений.

5) Подготовить предложения по внесению изменения в Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» по исключению из объектов землеустройства территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, границ муниципальных образований.

В письме от 30.07.2014 Минэкономразвития России отмечено, что в настоящее время в актуализации нуждаются постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регулирующие порядок установления границ тех или иных зон с особыми условиями использования территории.

Также наиболее важные вопросы, обеспечивающие наполнение государственного кадастра недвижимости данными о градостроительных ограничениях, а значит, исключение рисков для предпринимателей и обеспечение благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности граждан, могут быть решены на стадии подготовки документов территориального планирования и документации по планировке посредством установления требований к:

- обязательному отображению установленных, а в случае их отсутствия, нормативных границ зон с особыми условиями использования территорий в утверждаемой части документов территориального планирования и документации по планировке территорий;

- передаче в государственный кадастр недвижимости сведений об установленных и нормативных границах зон с особыми условиями использования территорий на основе документов территориального планирования и документации по планировке территорий;

- последующему уточнению сведений о зонах посредством замены сведений о нормативных границах на установленные после проведения соответствующих процедур обеспечивающих установление границ зон с особыми условиями использования территорий.

Аналогичным образом могут быть решены проблемы с передачей сведений об административно-территориальных границах и территориальных зонах.

Литература

1. Постановление Правительства РФ "О федеральной целевой программе "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)» от 10.10.2013 г. N 903 в ред. от 25.12.2014 г.

2. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 01.12.2012 г. N 2236 -р в ред. от 10.02.2015 г.

3. Колесников Н.В., Рыбас М.С., Тихонова К.В. Понятие постоянного и временного отвода в общей схеме земельно-кадастровых работ, связанных со строительством и реконструкцией линейных объектов// Экономика и экология территориальных образований: научно-практический журнал. Ростов н/Д: Рост. гос.строит.ун-т.2014. Вып.2.

4. Рыбас М.С., Автушенко К.В. Нормативно-правовое обеспечение формирования охранных зон линейных объектов// Международная научно-практическая конф. «Строительство-2015»: сб. Ростов н/Д: РГСУ, 2015.

Алина Ревазовна Бабич - магистрант кафедры «Экономика природопользования и кадастра» Ростовского государственного строительного университета.

Alina Revazovna Babic - the undergraduate of department of «Economy of environmental management and the inventory» of the Rostov state University of civil engineering.

Ксения Владимировна Тихонова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика природопользования и кадастра» Ростовского государственного строительного университета.

Ksenia Vladimirovna Tikhonova - Candidate of Economic Sciences, the associate professor «Ekonomika of environmental management and the inventory» of the Rostov State University of Civil Engineering.

344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162

344022, Rostov-on-Don, Sotsialisticheskaya St., 162 Тел.: +7(863) 295-03-32; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.