Научная статья на тему 'Совершенствование процесса подготовки профессиональных кадров в сфере физической культуры и спорта в условиях вуза'

Совершенствование процесса подготовки профессиональных кадров в сфере физической культуры и спорта в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
710
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
GRADUATES' PROFESSIONAL LEVEL / ВЫПУСКНИК ВУЗА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ / УРОВЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ / HIGH SCHOOL GRADUATES / PHYSICAL EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / TEACHING PRACTICE / PROFESSIONAL KNOWLEDGE AND SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Печёрина Оксана Владимировна, Жуков Родион Сергеевич

В статье представлены некоторые пути совершенствования процесса подготовки профессиональных кадров в сфере физической культуры и спорта в условиях вуза на основе представлений учителей физической культуры, работающих в общеобразовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Печёрина Оксана Владимировна, Жуков Родион Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE TRAINING OF SPECIALISTS IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORT IN HIGH SCHOOL

The article presents some ways to improve the training of specialists in the sphere of physical culture and sports in high school on the basis of inviting and introducing physical education teachers, working in secondary schools.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса подготовки профессиональных кадров в сфере физической культуры и спорта в условиях вуза»

УДК 372.879.6

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В УСЛОВИЯХ ВУЗА О. В. Печёрина, Р. С. Жуков

IMPROVING THE TRAINING OF SPECIALISTS IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORT

IN HIGH SCHOOL

O. V. Pecherina, R. S. Zhukov

В статье представлены некоторые пути совершенствования процесса подготовки профессиональных кадров в сфере физической культуры и спорта в условиях вуза на основе представлений учителей физической культуры, работающих в общеобразовательных учреждениях.

The article presents some ways to improve the training of specialists in the sphere of physical culture and sports in high school on the basis of inviting and introducing physical education teachers, working in secondary schools.

Ключевые слова: выпускник вуза, физическая культура, профессиональная подготовка, педагогические практики, профессиональные знания и умения, уровень подготовленности выпускников.

Keywords: high school graduates, physical education, vocational training, teaching practice, professional knowledge and skill, graduates’ professional level.

Актуальность исследования

Современные экономические условия, переосмысление роли и функций физической культуры и спорта определяют новые требования к подготовке физкультурных кадров. Сегодня речь идёт не просто о развитии профессионально значимых качеств личности будущего педагога, а о его способностях к самостоятельному инновационному труду. Но усложнение системы подготовки высококвалифицированных кадров не уменьшает число проблем, требующих решений внутривузовского уровня, которых довольно много. Составной частью профессиональной подготовки будущего специалиста по физической культуре и спорту являются профессионально-педагогические умения, наряду со знаниями они входят в общую структуру педагогической деятельности. Об уровне профессионально-педагогической подготовки кадров по физической культуре мы можем судить не только по количеству и содержанию педагогических знаний, но и по наличию профессионально-педагогических умений, приобретённых на основе знаний и путём упражнений, т. е. практического, осмысленного применения знаний в конкретных условиях профессиональной деятельности [3, 8].

Требования к профессиональной подготовке выпускника предъявляются самой практикой физической культуры. Для успешной подготовки кадров требуется, чтобы студент не был пассивным потребителем преподносимых ему знаний, а сам активно включался в их поиск в процесс формирования умений и навыков. Видимо, девиз: «Учись учиться» необходимо превращать в реальность создания условий, обстановки, освоения технологии самообразования и т. п. Поэтому на всех уровнях формирования выпускников вуза должен соблюдаться принцип глубокой подготовки, развития способности к самообразованию. В основе обучения должен лежать принцип формирования творческой социальной активности будущих специалистов в области физической культуры и спорта [4, 50 - 55; 10].

Особое значение в закреплении и углублении приобретенных на учебных занятиях знаний и формировании профессиональных умений имеют педагогические практики. Они являются неразрывной частью учебно-воспитательного процесса, обеспечивают органическое соединение теоретической подготовки студентов и опыта практической деятельности с реальным контингентом. Опыт свидетельствует о том, что в процессе практики необходимо ставить и решать следующие основные задачи: приобщение студентов к воспитательной деятельности, формирование у них профессиональных умений и навыков; воспитание профессионально-личностных качеств, потребности в профессиональном самообразовании; воспитание любви и уважения к профессии; убеждённости в необходимости физической культуры и спорта в жизни и деятельности каждого человека; умений развивать у учащихся социальную активность средствами физкультурно-спортивной деятельности [5; 7].

Профессиональные знания, умения, необходимые будущему педагогу, методы их формирования в процессе обучения в вузе и в процессе прохождения студентами педагогической практики изучали О. А. Абдуллина, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, А. А. Леонтьев, Н. Д. Никандров, А. И. Пискунов, З. И. Равкин,

B. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др. [1; 2, 13 - 17].

Практика обостряет проблему самообразования,

самоподготовки и самосовершенствования. Это важнейшие моменты - прочувствовать роль профессионального самообразования, самовоспитания в начале своей педагогической карьеры. Проблемы физического самосовершенствования будущих педагогов рассмотрены в исследованиях В. И. Ульянова [9].

Анализ литературы показал, что проблема профессиональной подготовки будущих сециалистов в области физической культуры и спорта - одна из наиболее важных в педагогической науке [6]. Свидетельством этому могут служить многочисленные и разноаспектные исследования О. А. Абдуллиной,

C. И. Архангельского, В. А. Канн-Калика, Н. В. Кузь-

миной, И. П. Раченко, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова, в том числе и саратовских ученых Л. Г. Вяткина, Г. И. Железовской, Г. К. Париновой, Н. В. Тель-тевской и др. Особенно возрос интерес к данной проблеме в последние годы, об этом свидетельствуют исследования В. И. Андреева, В. А. Болотова, Н. М. Бо-рытко, Е. В. Бондаревской, А. А. Вербицкого,

Н. Е. Воробьева, С. М. Годника, Н. Б. Крыловой,

С. В. Кульневича, А. В. Мудрика, Н. К. Сергеева,

В. В. Серикова, А. В. Хуторского и других авторов.

В современной психолого-педагогической литературе можно выделить следующие вопросы, раскрывающие проблему профессиональной подготовки кадров:

- определение целей, задач и содержания профессионально-педагогического образования в вузе;

- обоснование учебно-методического обеспечения подготовки кадров;

- исследование закономерностей формирования профессиональной культуры и становления его личности как субъекта педагогической деятельности;

- анализ результатов вузовского педагогического образования.

Таким образом, многоаспектность изучения проблемы подготовки кадров ещё раз подчёркивает значимость её для педагогической науки.

Нами была сформирована промежуточная цель исследования: наметить пути совершенствования процесса подготовки профессиональных кадров в сфере физической культуры и спорта в условиях вуза на основе представлений учителей физической культуры, работающих в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области.

В организованном нами анкетном опросе приняло участие более 100 учителей физической культуры в возрасте от 26 до 45 лет, работающих на базах общеобразовательных школ, где студенты факультета физической культуры и спорта Кемеровского государственного университета проходят различные виды практик или были трудоустроены.

Результаты исследования

На вопрос: «В какой степени выпускники вузов готовы к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта?» 70 % педагогов ответили, что готовы лишь частично, 25 % человек посчитали, что выпускники вузов полностью готовы к профессиональной деятельности и 5 % затруднились с ответом.

На следующий вопрос: «Приобретают ли выпускники вузов необходимые знания по документообороту образовательного учреждения?», половина учите-

лей ответили «скорее не приобретают», 35 % ответили «скорее да», 10 % опрошенных считают, что выпускники приобретают знания по документообороту в полном объеме и только 5 % затруднились с ответом.

Ответы на третий вопрос, который также был обращён к учителям физической культуры: «Обладают ли выпускники коммуникативными, организаторскими, конструктивными и гностическими способностями?» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ответы учителей физической культуры на вопрос: «Обладают ли выпускники вузов коммуникативными, организаторскими, конструктивными и гностическими способностями?»

Способности Ответы (%)

да нет

Коммуникативные 90 10

Организаторские 80 20

Конструктивные 75 25

Гностические 60 40

По мнению опрошенных педагогов, большинство выпускников обладают коммуникативными способностями, 80 % учителей считают, что выпускники обладают организаторскими способностями, следующую позицию занимают конструктивные умения -75 %, 60 % учителей считают, что выпускники обладают гностическими умениями. Таким образом, можно отметить некоторую противоречивость в ответах учителей, видимо, это связано с тем, что обычно у каждого отдельного выпускника лидирующую позицию занимает тот или иной компонент.

В таблице 2 представлены результаты ответов респондентов на вопрос, в котором предлагалось оценить уровень развития некоторых профессиональных качеств выпускников вуза. В результате анализа ответов можно отметить, что 55 % учителей физической культуры считают, что у выпускников на высоком уровне находятся знания избранного вида спорта, также отмечены умение обучать и способность к саморазвитию. На наш взгляд, это связано с тем, что выпускники вуза не совсем адаптировались к работе учителя физической культуры, также для саморазвития необходимо какое-то время, чтобы осмыслить и понять, что в процессе профессиональной деятельности специалиста физической культуры и спорта всегда будет присутствовать объективная необходимость для самосовершенствования, стремления к новому и получения актуальной информации.

Таблица 2

Ответы учителей физической культуры:

«Оцените уровень развития следующих качеств выпускников вуза» (%)

Качества Высокий Средний Низкий Затрудняюсь с ответом

Знание избранного вида спорта 55 % 45 %

Умение обучать 45 % 50 % 5 %

Способность к саморазвитию 30 % 60 % 10 %

%

70 1 60 -50 -40 -30 -20 -10 -0

единоборства

гимнастика

лыжный спорт

спортивные игры Разделы программы

Рис. 1. Ответы учителей по физической культуре на вопрос: «Преподавание каких разделов программы по физической культуре представляет для Вас наибольшую трудность?»

Также был задан вопрос: «На ваш взгляд, способен ли выпускник вуза формировать мотивацию у детей к занятиям физической культурой и спортом?» Практически все (90 %) учителя ответили, что выпускник вполне способен формировать мотивацию у детей к занятиям физической культурой, только 3 % ответили отрицательно и 7 % педагогов затруднились с ответом.

Шестой вопрос, обращённый к учителям, звучал так: «Преподавание каких разделов программы по физической культуре представляет для Вас наибольшую трудность?» Из результатов опроса следует, что самым сложным в преподавании является раздел единоборств, это можно объяснить, во-первых, тем, что небольшое количество часов отводится этой дисциплине во время обучения в вузе, во-вторых, что данный вид спорта в школе недостаточно развит (рис. 1). Вторую позицию по трудности в преподавании занимают такие разделы, как гимнастика и лыжный спорт. Соотношение количества опрошенных учителей, у которых возникают трудности в преподавании этих дисциплин, практически одинаково, это связано с тем, что не во всех школах существует необходимая материальная база. Сложность в проведении практических занятий по разделу гимнастики может быть связана и с тем, что довольно часто возникают травмы у учащихся при выполнении упражнений или комбинаций, например, при кувырках вперёд или назад, при выполнении опорного прыжка и т. д., и педагогу не всегда удаётся осуществлять индивидуальную страховку. При проведении лыжной подготовки также существуют некоторые сложности: во-первых, зачастую нет заинтересованности у самих учащихся, во-вторых, в наших сибирских климатических условиях в последние годы характерны низкие температуры воздуха именно в период, который приходится на 3-ю четверть, когда программой по физической культуре предусмотрена лыжная подготовка, самому педагогу тяжелее настроить учащихся на занятия лыжной подготовкой на улице. Наименьшие трудности учителя испытывают в преподавании раздела спортивных игр.

На следующий вопрос «Как Вы считаете, каково отношение выпускников вузов к своей работе?», большинство учителей физической культуры (80 %) ответили, что выпускники относятся к своей работе

достаточно добросовестно, 15 % опрошенных считают, что выпускники работают с полной отдачей сил, очень добросовестно и только 5 % отметили недобросовестное отношение выпускников к работе. Таким образом, можно отметить, что большая часть выпускников вуза работают с желанием и полной отдачей, помимо уроков они активно включаются во внеурочную деятельность физкультурно-спортивной направленности, проводят занятия в спортивных секциях по различным видам спорта, организуют соревнования, тем самым привлекая учащихся к регулярным занятия спортом.

Также учителям физической культуры было предложено ответить на вопрос: «Может ли выпускник вуза адекватно определить величину нагрузок для учащихся при проведении занятий?» Из числа опрошенных 70 % учителей считают, что выпускники могут адекватно определить величину нагрузки на уроке, 20 % посчитали, что не могут, и 10 % затруднились с ответом. Определять величину нагрузки обучают студентов ещё в вузе во время прохождения профессионально-ориентированной практики, так студент приобретает опыт в проведении занятий и определении величины нагрузки, тем самым учится адекватно оценивать, насколько учащийся готов выполнить то или иное содержание занятия.

Ответы на вопрос, который также был обращён к учителям физической культуры: «Потребность в какой информации наиболее остра для выпускников вузов?» представлены в таблице 3.

Очевидна наибольшая потребность выпускников в информации по программно-методическому обеспечению предмета «физическая культура», далее следует потребность в информации о нормативно-правовых основах образовательной деятельности. Некоторые учителя считают, что у выпускников имеется потребность в информации по организации здоровьесберегающего сопровождения и по формам контроля за состоянием школьников.

На вопрос: «Готовы ли выпускники разрабатывать документы перспективного, текущего и оперативного планирования по физической культуре?», большая часть учителей (60 %) ответили, что скорее умеют, 30 % считают, что студенты не умеют разрабатывать документы планирования и 10 % затруднились с отве-

том. Такой процент готовности связан с тем, что студенты уже на старших курсах во время прохождения практики составляют документы планирования, независимо от избранного вида спорта. То есть уже во время учёбы и практики студенты приобретают достаточно глубокие знания по планированию.

«Какие виды учебно-познавательной деятельности студентов кажутся Вам более продуктивными при

приобретении и осмыслении знаний, при закреплении знаний, для применения знаний на практике, для контроля знаний?», - так звучал очередной вопрос, ответить на который предлагалось с помощью таблицы, при этом респондентам необходимо было зафиксировать ответы по каждому столбцу (таблица 4).

Таблица 3

Ответы учителей физической культуры на вопрос: «Потребность в какой информации наиболее остра для выпускников вузов?»

Вопросы Ответы (%)

По программно-методическому обеспечению предмета «физическая культура». 45

По нормативно-правовым основам образовательной деятельности. 40

По формам контроля за состоянием школьников. 10

По организации здоровьесберегающего сопровождения воспитательно-образовательного процесса. 5

Таблица 4

Ответы учителей физической культуры на вопрос о видах учебно-познавательной деятельности студентов

Виды учебно-познавательной деятельности При приобретении и осмыслении знаний При закреплении знаний Применение знаний на практике При контроле знаний

Подготовка к семинару. 20 % 20 % 15 % -

Составление конспектов урока. 40 % - 50 % -

Подготовка и участие в конференциях. 10 % 40 % 15 % 80 %

Педагогический анализ занятия. 30 % 40 % 20 % 20 %

Результаты опроса показывают, что при приобретении и осмыслении знаний учащимися учителя считают более продуктивным составление конспектов уроков, далее отмечают педагогический анализ занятия, подготовку к семинару и последнюю позицию занимает подготовка и участие в конференциях. При закреплении знаний к наиболее результативным видам учебно-познавательной деятельности студентов респонденты отнесли подготовку и участие в конференциях (40 %), а при контроле знаний 80 % опрошенных назвали участие в конференциях. При применении знаний на практике наименьший процент набрали варианты подготовки к семинарам и участия в конференции (15 %), а 50 % участников опроса отдали предпочтение составлению конспектов уроков. Исходя из данных, можно констатировать, что, независимо от видов учебно-познавательной деятельности студентов, все виды в большем или меньшем процентном соотношении необходимы студенту.

На предложение: «Оцените, пожалуйста, в целом состояние готовности выпускников к профессиональной деятельности», 30 % ответили, что состояние «удовлетворительное», 50 % считают, что готовность выпускников хорошая и 20 % опрошенных учителей отметили отличную подготовку к профессиональной деятельности.

Заключительный вопрос: «Какие изменения в организации процесса подготовки профессиональных кадров в сфере физической культуры и спорта Вы могли бы предложить?» дал единодушные ответы респондентов. Так, 95 % учителей физической куль-

туры считают, что какие-либо существенные изменения не требуются, а 5 % респондентов считают, что стоит больше внедрять в учебный процесс вузов учебных, педагогических и производственных практик, а также увеличить количество часов практических занятий.

Резюмируя вышесказанное, мы пришли к выводу, что ряд специалистов связывают низкий уровень методической и практической подготовленности выпускников вузов по направлению «физическая культура» с недостатками в организации процесса профессиональной подготовки. Среди основных причин: слабость межпредметных связей дисциплин направления; отсутствие постоянной связи в закреплении теоретических знаний и в процессе собственно практической деятельности студентов. На наш взгляд, в связи с возросшими требованиями подготовки высококвалифицированных кадров очевидным становится недостаток практических занятий, которые должны концентрированно сочетать в себе основные элементы предстоящей профессиональной деятельности.

Одним из основных направлений совершенствования подготовки профессиональных кадров в области физической культуры и спорта является совершенствование программ по различным видам практик, увеличение количества часов при прохождении практик, тем самым студенты-практиканты больше приобретают опыта работы в сфере физической культуры и спорта, получают возможность проводить встречи с учителями физической культуры, а также с работниками учреждений дополнительного образования

(ДЮСШ, СДЮСШОР и др.), участвовать в научнометодических и научно-практических конференциях, семинарах, мастер-классах. Другими важными направлениями совершенствования подготовки профессиональных кадров сферы физической культуры и спорта являются совершенствование общепедагогической подготовки, организация научно-исследовательской деятельности студентов, ориентированной на приобретение ими навыков творческой работы с педагогическими фактами, овладение принципами и методами их сбора, оценки и анализа.

Таким образом, совершенствование подготовки кадров в области физической культуры является актуальной проблемой отечественной высшей школы, требующей для своего эффективного решения применения новых подходов, разработки соответствующих образовательных технологий на основе интеграции теоретического и практического компонентов общепедагогической подготовки студентов, стимулирования научно-исследовательской деятельности и расширения межпредметных взаимосвязей педагогических дисциплин.

Литература

1. Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: учебник для пед. спец. высш. учеб. заведений [Текст] / О. А. Абдуллина. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

2. Горленко, В. П. Цели педагогической практики: проблемы обоснования [Текст] / В. П. Горленко // Педагогика. - 1999. - № 4.

3. Лернер, И. Я. Процесс обучения и его закономерности [Текст] / И. Я. Лернер. - М.: Знание, 1980. - 160 с.

4. Николаев, Л. Ученик, превзойди учителя [Текст] / Л. Николаев // Теория и практика физической культуры.

- 1996. - № 2.

5. Педагогическая энциклопедия [Текст]. - М., 1965. - Т. 2. - 864 с.

6. Сластёнин, В. А. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] // отв. ред. В. А. Сластёнин. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Ч. 2. - 228 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Розов, В. К. Педагогическая практика [Текст] / В. К. Розов. - М.: Просвещение, 1981. - 86 с.

8. Тихонов, А. М. Особенности затруднений учителей физической культуры в педагогической деятельности [Текст] / А. М. Тихонов. - СПб., 1992. - 64 с.

9. Ульянов, В. И. Методические основы профессиональной направленности физического воспитания будущих учителей: учебное пособие [Текст] / В. И. Ульянов. - Пятигорск, 1996. - 183 с.

10. Якиманская, И. С. Развивающее обучение [Текст] / И. С. Якиманская. - М.: Педагогика, 1979. - 230 с.

Информация об авторах:

Печёрина Оксана Владимировна - старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры, КемГУ, 8-906-933- 93-27, [email protected].

Pecherina Oksana Vladimirovna - Senior Lecturer at the Department of Physical Culture Theory of KemSU.

Жуков Родион Сергеевич - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретических основ физической культуры, КемГУ, 8(3842) 58-23-56, [email protected].

Zhukov Rodion Sergeevich - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of Physical Culture Theory of KemSU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.