Научная статья на тему 'Совершенствование процесса подготовки операторов-животноводов с помощью специальных тренажёров'

Совершенствование процесса подготовки операторов-животноводов с помощью специальных тренажёров Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
123
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОТНОВОДСТВО / ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕНАЖёРЫ / LIVESTOCK REARING / PERSONNEL TRAINING / SPECIAL TRAINING SIMULATORS

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Поздняков Василий Дмитриевич, Козловцев Андрей Петрович, Ротова Виктория Анзорьевна

Внедрение прецизионного животноводства и обслуживания высокопродуктивных животных требует специалистов (операторов) высокой квалификации. Авторами приводятся конкретные данные нарушений, допускаемых исполнителями, и предлагается способ повышения их функциональной надёжности посредством целенаправленной подготовки на специальных тренажёрах, оснащенных муляжами, мнемосхемами с выходами на компьютерные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Поздняков Василий Дмитриевич, Козловцев Андрей Петрович, Ротова Виктория Анзорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE PROCESS OF OPERATORS-STOCK BREEDERS TRAINING USING SPECIAL TRAINING SIMULATORS

It is stated that introduction of precise livestock rearing and high-productive farm animals care and maintenance demands highly skilled specialists (operators). The authors submit concrete data demonstrating the violations often made by livestock operators and suggest the way to improve their functional reliability by means of their purposeful training on special training simulators equipped by plaster casts and mnemoschemes based on computer technologies.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса подготовки операторов-животноводов с помощью специальных тренажёров»

Совершенствование процесса подготовки операторов-животноводов с помощью специальных тренажёров

В.Д. Поздняков, д.т.н., профессор, А.П. Козловцев,

к.т.н., В.А. Ротова, к.т.н., Оренбургский ГАУ

Введение прецизионного животноводства (Precision hivestoek Farming — PhF), когда производственные процессы будут рассматриваться не на уровне стада или групп, а на уровне отдельных животных, когда наряду с удовлетворением текущих потребностей будет внедрена профилактическая система с использованием JSO-BUS (Biolott-Universal-Sistem), резко возрастёт роль уровня профессиональной подготовки специалистов зооветеринарного профиля, обслуживающих животных [1]. Это, в первую очередь, младшие веттехники, техники-осеменаторы, ветсанитары, специалисты — ортопеды, зоогинекологи и т.д.

Профессиональная подготовка специалистов такого рода характеризуется тем, что нужен непосредственный живой объект, на котором необходимо отрабатывать отточенные до совершенства действия, навыки, приёмы. В этом случае один объект не может быть имитатором многократного представления тех или иных ситуаций анатомо-морфологического характера, и подготовка специалиста требует длительного периода, а в некоторых случаях на живом объекте нецелесообразна.

Исследования, проводимые в 1995—2005 гг. на базе ветеринарного факультета Оренбургского

государственного аграрного университета, Илек-ского зоотехникума и Сорочинского ССПТУ по подготовке ветфельшеров, свидетельствуют о том, что выпускники не имеют прочных сенсорно-моторных навыков по обслуживанию животных [2].

Так, 30—33% (т.е. каждый третий из 250 выпускников) младших ветспециалистов не могли правильно выполнить отдельные приёмы. Например, вместо введения препарата в подкожный клеточный слой попадали в мышечную ткань. В 17—19% случаев исполнитель неправильно выполнял операцию эвакуации иглы из подкожного слоя, а 20—22% ветсанитаров не проводили механический массаж участка введения инъекции.

При внутривенном введении биопрепаратов или взятии крови из яремной вены у животных обслуживающий персонал более чем в 47—50% случаев не мог с одного действия ввести иглу в строго отведённый участок, а более чем в 12—15% случаев наблюдалось сквозное прокалывание стенок вены, что категорически запрещается.

Совместными исследованиями с кафедрой акушерства и патологической анатомии достоверно установлено, что за отводимый объём часов по этой дисциплине студент может получить только осведомительную информацию и освоить лишь основные положения проведения такого

рода ветеринарно-санитарных мероприятий, а шлифовать навыки ему придётся на практике, непосредственно на животных без достоверного контроля и оценки правильности своих действий.

Тренажёр предназначен для выработки навыков проведения ветеринарных мероприятий, преимущественно введения внутримышечных и внутривенных инъекций и взятия проб крови у животного [3].

Тренажёр (рис. 1) состоит из муляжа частей тела (головы и шеи) животного 1, в котором установлены имитатор яремной вены 2, выполненный из эластичной трубки и соединенный с емкостью 3, которая заполняется прозрачной жидкостью Жо с низкой электропроводностью pо (например, дистиллированной водой), через электромагнитный пульсо-насос 4.

К другому концу имитатора 2 подсоединены: датчик давления 5, преобразующий давление в электрические сигналы; дроссель 6, который позволяет имитировать артериальное давление Р в сердечно-сосудистой системе; датчик электропроводимости 7и трубка 8для визуального контроля цвета жидкости Ж2 (с электропроводностью P2 ), представляющей смесь двух жидкостей — Жо и Жр Электромагнитный пульсо-насос 4, датчик пульсирующего давления 5, датчик электропроводности 7 соединены с первым и вторым выходами блока питания 9 и входами блока задания режима 10.

Блок задания режима 10 обеспечивает имитацию естественного сердечного цикла с параметрами частоты сокращения /с (1/мин), систолического давления Рсист (при сокращении) в пределах 130—160 мм рт.ст., диастолического

Рдиа. (при расслаблении) 107—90 мм рт.ст., разового объема заменителя крови, выталкиваемого за цикл gpa3 — до 580 мм3, интенсивность кровообращения G0 (кровотока) — 30—35 л/мин. Это достигается, во-первых, тем, что генератор прямоугольных импульсов, установленный в блоке задания режима 10, может изменять частоту генерируемых сигналов (f); во-вторых, изменяя ход диафрагмы пульсо-насоса 4, можно изменять параметры gpa3 и G0; в-третьих, при изменяющемся сечении рабочего отверстия дросселя 6 от положения «min» и «max» изменяются и имитируются физиологические параметры: скорость движения жидкости VK от 5—8 до 6—12 м/с; Рсист.; Рдиа.; пульсовое давление Рп, определяемое как

разность Рсист. и Рдиа (Рп Рсист. Рдиа).

Блок 11 позволяет создать у обучаемого ощущение характера действия органов дыхания животного (частоты, глубины), что является одним из моментов контроля его функционального состояния.

Пневмо-механический исполнительный механизм имитатора органов дыхания состоит из преобразователя вакуума (пульсатора) 12, вакуум-метрического датчика давления 13, камеры 14 с глушителями шума 15. Камера 14 установлена в грудной части муляжа 1, а глушитель шума 15 — в его носовой полости. Штрих-пунктирные линии указывают на местонахождение пульсатора 12 и глушителя шума 15 в тренажере.

Для имитации внешних реакций животного (поворот шеи, головы) в тренажёре установлены пневмомеханические исполнительные устройства 16, последовательность работы которых определяется состоянием генератора случайных величин, находящегося в блоке имитации дви-

жений 17 (механических реакций) животного или датчиков раздражений 18, 19 (шума, удара, окрика). Они установлены в соответствующих участках муляжа 1 и срабатывают при грубом обращении обучаемого с тренажёром.

Блоки 10, 11, 17 соединяются в технологической последовательности с блоком 20 оценки и контроля, на котором обучаемому предоставляются сведения о физиологическом состоянии сердечно-сосудистой системы (/с, Оо, Рп),

органов дыхания, электропроводности жидкости Ж2, зависящей от количества (объёма) впрыснутой при помощи шприца 21 жидкости Ж1.

В блок 20 оценки и контроля введены исходные данные, характеризующие изменения характера работы сердца при стрессовых ситуациях (боли, шуме, ударов, окриков и т.д.), реакция на изменение концентрации углекислого газа СО2, а также распределение интенсивности кровотока Оо в основных органах животного (надпочечниках, мозге, щитовидной железе, ткани и т.д.), наличие кровеносного депо в печени, лёгких, селезёнке и т.д. Корректировка параметров функционирования сердечно-сосудистой системы осуществляется как вручную обучающим (инструктором) перед началом работы, так и от блоков имитации 10, 17 автоматически в ходе самого процесса обучения с учётом стрессо-устойчивости животного.

Для определения параметров (ориентации) и характера вхождения иглы шприца 21 в имитатор 2 на первом устанавливаются датчики положения 22 и характера ввода 23, учитывающие угол наклона и число действий (движений) обучаемого при прокалывании стенки имитатора 2. На предлагаемом тренажёре можно освоить навыки и выработать профессиональные приёмы не только введения внутривенных (внутримышечных) лекарственных препаратов (жидкость Ж1), но и взятия крови у животных.

Структурно-функциональная и логическая схемы тренажера предусматривают возможность работы в двух режимах. Первый — «Репетиция», с выдачей оперативной информации на блоке 20 оценки и контроля или расширенной информации на дополнительно устанавливаемом телесинтезаторе 24 (видеомагнитофоне, персональном компьютере), функционально объединенным с блоком 20. Это существенно повышает дидактические возможности тренажёра как обучающего устройства. При работе в режиме «Контроль» после окончания отведённого времени на выработку навыков обучаемому указываются допущенные ошибки и даётся оценка качества отрабатываемых приёмов.

В молочном скотоводстве, по нашему мнению, есть ряд нерешённых задач, требующих серьёзного внимания, подготовка специалистов зоогинекологов, акушеров по оказанию ро-

довспоможения при тяжёлых и патологических отёлах, а также техников-осеменаторов [4].

Отсюда напрашивается вывод, что больше всего участников (около 73%) работают визо-тервикальным способом, при котором они осуществляют частичный контроль своих действий, хотя известно, что мано- и ректоцервикальные на практике гораздо эффективнее. В редких случаях (3—5% участников) проходили начальную практическую подготовку на статических моделях «Фантомах», представляющих собой простейшую прозрачную трёхмерную модель тазобедренной части коровы с установленными в ней элементами половоспроизводительной системы. На практике еще сложнее проследить за качеством выполнения этого уникального по своей структуре (сущности) процесса, где человек лишён информации и работает, опираясь лишь на ранее полученные знания и накопленный опыт.

В системе подготовки рабочих массовых профессий для животноводства отсутствует специализация — оператор по обслуживанию коров в родильном отделении, а по имеющимся данным, у первотёлок особенно часто проявляются трудные роды.

Прибегая к помощи зооветспециалистов среднего и более высокого звена, оператор, принимающий роды, не может получить квалифицированную помощь и останавливается на самом простом — механическом извлечении плода с помощью различных технических средств [4, 5, 6].

В настоящее время на животноводческих фермах Оренбургской области только в четырёх-пяти хозяйствах сохранилась должность оператора в родильном отделении по оказанию экстренной помощи при тяжёлых родах у коров.

За последние 8—10 лет в таких хозяйствах не зафиксировано ни одного летального случая как коровы, так и теленка.

Таким образом, зооветспециалисты, наряду с операторами машинного доения, стригалями, чесальщиками пуха, слесарями, обслуживающими основное технологическое оборудование в животноводстве, должны иметь хорошую теоретическую базу и владеть прочными навыками, порой доведёнными до совершенства, чтобы, оперативно вмешиваясь в ход процесса, способствовать повышению его эффективности [7, 8].

Эти проблемы наиболее реально решить только посредством обучения на специальных технических приспособлениях: динамических моделях, муляжах и тренажёрах-имитаторах. Накопленный на кафедре положительный опыт разработки ряда обучающих средств — тренажёров для подготовки операторов-животноводов — позволяет сделать вывод, что проблему внедрения прогрессивных технологий, методов адресного обслуживания животных, новой техники и обо-

рудования невозможно решить без коренного изменения отношения к подготовке специалистов высочайшей квалификации, способных составить конкуренцию на рынке труда.

Литература

1. Образование и наука. Будущее в ретроспективе. Научный метод: сборник / авт.-сост. Е.В. Ткаченко. Екатеринбург: Изд. УрО РАН, 2005. 434 с.

2. Карташов Л.П., Соловьев С А., Поздняков В.Д. Тренажёры // Тренажёры, стенды и муляжи для биотехнической системы. Екатеринбург: Изд. УрО РАН, 2005.

3. Карташов Л.П., Поздняков В.Д., Ревякин Е.Л. Технолошии технические средства обучения операторов животноводства. М.: ФГНУ Росинформагротех, 2007. 88 с.

4. Поздняков В.Д. Повышение функциональной надёжности операторов машинного доения // Техника в сельском хозяйстве. 1995. № 4. С. 22-24.

5. Карташов Л.П., Поздняков В.Д. Тренажёры для операторов // Сельский механизатор. 2003. № 7. С. 20-22.

6. Каскинова Н.Н. Совершенствование конструктивнотехнологических параметров тренажёров для обучения операторов машинного доения коров: автореф. дисс. ... к.т.н. Оренбург, 2002. 19 с.

7. Поздняков В. Д. Повышение надёжности и эффективности функционирования операторов механизированных процессов животноводства: дисс. ... д.т.н. Оренбург, 2006. 360 с.

8. Скворцов А.П. Разработка и исследование тренажёра для подготовки операторов машинного доения коров: автореф. дисс. ... к.т.н. Оренбург, 2007. 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.