Научная статья на тему 'Совершенствование программ обучения руководителей и специалистов по охране труда и оценки соответствия специалиста требованиям по охране труда'

Совершенствование программ обучения руководителей и специалистов по охране труда и оценки соответствия специалиста требованиям по охране труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
631
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование программ обучения руководителей и специалистов по охране труда и оценки соответствия специалиста требованиям по охране труда»

Новиков Н.Н.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТА ТРЕБОВАНИЯМ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

В настоящее время в Ассоциации подготовлен документ, определяющий стратегию совершенствования программ обучения руководителей и специалистов по охране труда и оценки соответствия специалиста требованиям по охране труда.

Представленные предложения по совершенствованию программ обучения руководителей и специалистов по охране труда и оценки соответствия специалиста требованиям по охране труда рассматриваются в рамках действующей "Системы добровольной сертификации организаций, специалистов, продукции и технологических процессов в области охраны труда" (СДСОТ).

В разработки документа приняли участие: Борксивер И.А., Воршилов С.П., Евсеев А.Я., Иванов

В.К., Карева М.Е., Кривова Е.В., Путилин С.Е., Сердюк В.С., Чекуров Е.Н., Файнбург Г.З.

Основная задача обучения - обеспечение роста компетенции работников в сфере охраны труда в рамках их профессиональных и общественных обязанностей, за счет массового внедрения современной технологии краткосрочного обучения охране труда.

Цель обучения - снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, за счет внедрения компетентностного подхода при обучении охране труда.

СПЕЦИАЛИСТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА — работник, выполнение обязанностей которого предусматривает наличие среднего или высшего профессионального (специального) образования, а также имеющий компетенции в области охраны труда.

В настоящее время, как правило, на должность СПЕЦИАЛИСТА ПО ОХРАНЕ ТРУДА, назначают лиц, имеющих квалификацию инженера по ОТ, либо специалистов, имеющих высшее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы) или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1-й категории не менее 3 лет (в др. должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, — не менее 5 лет).

В соответствии с требованиями ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации: Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Исходя из существующих сегодня нормативных документов, предлагаем категория лиц которые должны проходить обучение по охране труда и сертификацию как специалиста (подтверждение его компетенции в области охраны труда):

работодатели, руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, — физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования — преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся;

специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;

специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

специалисты органов местного самоуправления в области охраны труда;

члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций;

специалисты - эксперты проводящих аттестацию рабочих мест и сертификацию организации работ по охране труда.

Переподготовка работников и специалистов (повышение квалификации) проводится 1 раз в три года.

Анализ работы обучающих организаций показывает, что в целом массовое обучение работников по охране труда происходит на должном уровне.

Вместе с тем, по отзывам слушателей, иногда довольно резким, имеются отдельные недостатки, связанные с качеством изложения и демонстрации лекционного материала, формальными процессом организации обучения, отсутствием или слабым использованием современных методов и технологий обучения.

В Омской области было проведено анкетирование 848 предприятий, учреждений и организаций в 26 районах области.

В результате проведенных исследований профессором Сердюком В.С. выяснилось, что количество специалистов по охране труда, отвечающих большинству требований по охране труда в составляет всего лишь 3,5% от общего числа специалистов опрошенных предприятий.

Основными причинами данных недостатков являются: широкое привлечение к преподаванию малокомпетентных, имеющих поверхностные знания в области охраны труда специалистов, не обладающих опытом преподавательской работы; недостаточная обеспеченность обучающих организаций современными техническими средствами поддержки учебного процесса. Отсутствует система специализированной подготовки и повышения квалификации преподавателей обучающих организаций по охране труда. В некоторых центрах недостаточное внимание уделяется развитию материально-технической базы (аудио и видеоаппаратура, множительная техника, компьютерная техника и т.д.) и повышению уровня организации учебного процесса .

Компетентностный подход является важным связующим звеном между образовательным процессом и интересами работодателей. Уже сейчас ведущие компании и государственные ведомства формулируют свои требования к персоналу на языке компетенций. Разработка и внедрение так называемых "профилей (или

моделей) компетенций" (описывающих требования к отдельным категориям сотрудников: высшим руково-

дителям, линейным менеджерам, административному персоналу и др.) являются неотъемлемой частью управления эффективностью многих крупных компаний.

Таким образом, компетентностный подход при обучении и оценке «качества» работников (специалистов) становится доминирующим, как в образовании в целом, так и на многих предприятиях.

Опуская подробности научных дискуссий о философском содержании понятия «компетентность» можно констатировать, что основное практическое отличие от традиционного подхода к обучению (знания, умения, навыки) компетентностный подход в большей степени ориентирован на развитие у обучаемых способностей эффективной реализации знаний при выполнении конкретной работы. В компетентностном подходе на первый план выходит действие, операция, соотносящаяся с ситуацией, проблемой.

Следует отметить, что компетентностный подход в обучении охране труда давно и широко используется на предприятиях:

- стажировка и дублирование как метод обучения;

- контроль (проверка) соблюдения работниками требований охраны труда, как, в принципе, метод оценки компетентности.

Следует подчеркнуть, что, в настоящее время Рострудинспекция, прокуратура и т.п. на практике осуществляют контроль уровня компетентности работодателя (должностных лиц) по вопросам охраны труда.

Кроме того, фактически данный подход реализуется во многих обучающих организациях в рамках активных форм обучения.

Кроме того, особо следует отметить тот факт, что основной упор в обучении делается на подачу материала в виде лекций, хотя современные подходы к обучению взрослого контингента, имеющего значительный жизненный опыт, требуют активного (иногда доминирующего) участия слушателей в процессе обучения.

Так обучение взрослых слушателей, направленное на повышение их компетенции, рекомендуется проводить по следующей примерной схеме:

- укрепление или выработка у слушателей стойкой уверенности в том, что их действия по созданию

безопасных условий труда в своей организации принесут реальную практическую пользу;

- упорядочивание и пополнение слушателями общих знаний по охране труда в соответствии с их

профессиональными и общественными обязанностями;

- совершенствование или выработка у слушателей навыков анализа состояния условий и охраны труда в организации, значимости опасных и вредных производственных факторов, практических приемов оценки производственного риска и эффективности профилактических мероприятий;

- совершенствование или выработка у слушателей навыков самостоятельной работы с нормативной документацией, регламентирующей порядок решения тех или иных проблем охраны труда в организации;

- совершенствование или освоение слушателями навыков, позволяющих им в дальнейшем на практике разрабатывать локальные нормативные акты, готовить предложения, выдавать предписания и т.п.

Следует особо отметить необходимость совершенствования у слушателей практических приемов (коммуникационных технологий) работы с людьми, для уверенной и эффективной работы в трудовых коллек-

тивах.

Для исправления существующего положения необходимо разработать и внедрить современную техноло-

гию краткосрочного обучения охране труда, для чего:

- разработать критерии определения уровня компетенции на основании должностных обязанностей работника в области охраны труда и систему сертификации компетенции работника в области охраны труда;

- разработать комплекс учебно-методических рекомендаций по организации и содержанию учебного процесса (учитывающие особенности обучения взрослых), направленные на внедрение современных технологий обучения, которые должны обеспечить необходимый уровень компетенции работников в сфере охраны труда в рамках их профессиональных и общественных обязанностей;

- переработать требования к обучающим организациям и привлекаемых ими для преподавания лицам

(преподавателям);

- создать систему мастер-классов (в том числе и выездных) для преподавательского состава обучающих организаций по современным подходам к содержанию учебного процесса, в том числе, с использованием компьютерных и информационных технологий;

- разработать средства аудиовизуальной (видеофильмы, слайды и т.п.) поддержки учебного процесса, интерактивные деловые игры (индивидуального и коллективного пользования), с участием компью-

терных персонажей, имитирующей действия персонала типичного предприятия по организации работ по охране труда.

Под Компетентностью (в области охрана труда) будем понимать способность работника (работодателя) самостоятельно выполнять (организовывать) конкретную работу с соблюдением требований охраны труда, основанная на теоретических знаниях, практических навыках и опыте в сфере охраны труда

Специалист по охране труда - это физическое лицо, осуществляющее практическую деятельность в сфере охраны труда как инженер, менеджер, независимый консультант и/или преподаватель и т.п., знающий государственные нормативные требования охраны труда и умеющий их применять на практике в пределах своих функциональных обязанностей.

Специалист-эксперт в области охраны труда - это физическое лицо осуществляющее, помимо общей профессиональной компетентности специалиста в сфере охраны, имеет дополнительные профессиональные навыки для ведения им экспертной и консультационной деятельности (оказание услуг) в области охраны труда и безопасности производства, в том числе внешней и независимой по отношению к заказчику этих услуг, как лично, так и в составе той или иной организации (учреждения), оказывающей эти услуги.

Общая схема обучения и сертификации специалистов может быть представлены в следующем виде (Рис. 1)

Рис. 1. Схема обучения и сертификации специалистов

Обучение осуществляет аккредитованная обучающая организация в СДСОТ.

Сертификацию специалистов осуществляют органы по сертификации, аккредитованные в СДСОТ. Распределим специалистов по охране труда по следующим группам:

а) Специалист закончил ВУЗ по специальности «Безопасность технологических процессов и производств. В зависимости от опыта работы, он может иметь одну из трех категорий1,2, или 3 категорию:

Опыт работы Требования, которые предъявляются к специалисту

1 категория 2 категория 3 категория

Менее 1 года При обучающей организации сдать зачет на знание нормативных документов и пройти практический курс обучения по разработки документов в соответствие со своими функциональными обязанностями в организации

Более 1 года, но мене 3 лет При обучающей организации сдать зачет на знание правил разработки документов в соответствие со своими функциональными обязанностями в организации.

Более 3 лет Представляет документы и получает сертификат специалиста.

б) Специалист закончил ВУЗ не по специальности "Безопасность технологических процессов и производств" . В зависимости от опыта работы, он может иметь одну из трех категорий: 1,2, или 3 категорию:

Опыт работы Требования, которые предъявляются к специалисту

1 категория 2 категория 3 категория

Менее 1 года При обучающей организации проходит курс обучения по 4 0 часовой программе, в зависимости от направления своей деятельности (может пройти используя дистанционную Фому обучения или изучая самостоятельно), сдает зачет (в обучающей организации) на знание нормативных документов и проходит практический курс обучения по разработки документов в соответствие со своими функциональными обязанностями в организации.

Более 1 года, но мене 3 лет При обучающей организации проходит курс обучения по 4 0 часовой про-

грамме, в зависимости от направления своей деятельности (может пройти используя дистанционную Фому обучения или изучая самостоятельно), сдает зачет (в обучающей организации) на знание нормативных документов и проходит практический курс обучения по разработки документов в соответствие со своими функциональными обязанностями в организации.

Более 3 лет При обучающей организации сдать зачет на знание правил разработки документов в соответствие со своими функциональными обязанностями в организации.

в) Специалист имеет средне - техническое образование. В зависимости от опыта работы, он может иметь одну из трех категорий: 1,2, или 3 категорию:

Опыт работы Требования, которые предъявляются к специалисту

1 категория 2 категория 3 категория

Менее 1 года При обучающей организации проходит курс обучения по 7 2 часовой программе (32 часа может пройти, используя дистанционную Фому обучения или изучая самостоятельно, а 40 часовой курс обучения проходит только в обучающей организации) , в зависимости от направления своей деятельности. Сдает зачет (в обучающей организации) по 72 часовой программе и проходит практический курс обучения по разработки документов в соответствие со своими функциональными обязанностями в организации

Более 1 года, но мене 3 лет При обучающей организации проходит курс обучения по 72 часовой программе, в зависимости от направления своей деятельности, сдает зачет (в обучающей организации) по 72 часовой программе и проходит практический курс обучения по разработки документов в соответствие со своими функциональными обязанностями в организации

Более 3 лет При обучающей организации сдает зачет на знание правил разработки нормативных документов и проходит практический курс обучения по разработки документов в соответствие со своими функциональными обязанностями в организации.

Обучающая организация должна быть аккредитована в СДСОТ на право проведения обучения.

Сертификат специалиста выдает аккредитованный орган по сертификации специалистов СДСОТ г) Специалиста обучающей организации (преподаватель ВУЗа по специальности «Безопасность технологических процессов и производств»). Закончил ВУЗ по специальности «Безопасность технологических процессов и производств». В зависимости от опыта работы, он может иметь одну из трех категорий: 1,2, или 3 категорию:

Опыт работы Требования, которые предъявляются к специалисту

1 категория 2 категория 3 категория

Менее 1 года При обучающей организации сдать зачет на знание нормативных документов и пройти практический курс обучения по разработки документов

в соответствие с профилем ВУЗа.

Более 1 года, но мене 3 лет. Опыт работы менее 1 года, но имеет ученую степень (ученое звание) . При обучающей организации сдать зачет на знание правил разработки документов по ОТ в соответствие с профилем ВУЗа.

Более 3 лет. Опыт работы более 1 года, но мене 3 лет, но имеет ученую степень (ученое звание). .Представляет документы и получает сертификат специалиста.

д) Специалиста обучающей организации (преподаватель ВУЗа по специальности «Безопасность техно-

логических процессов и производств»). Закончил ВУЗ не по специальности «Безопасность технологиче- ыта работы, он может иметь одну из трех катего-

ских процессов и производств». В зависимости от оп рий: 1,2, или 3 категорию:

Опыт работы Требования, которые предъявляются к специалисту

1 категория 2 категория 3 категория

Менее 1 года При обучающей организации проходит курс обучения по 4 0 часовой программе, в соответствие с профилем ВУЗа (может пройти используя дистанционную Фому обучения или изучая самостоятельно), сдает зачет (в учебном центре) на знание нормативных документов и проходит практический курс обучения по разработки документов в соответствие с профилем ВУЗа.

Более 1 года, но мене 3 лет. Опыт работы менее 1 года, но имеет ученую степень (ученое звание) . При обучающей организации сдать зачет на знание правил разработки нормативных документов и пройти практический курс обучения по разработки документов в соответствие со своими функциональными обязанностями в организации.

Более 3 лет. Опыт работы более 1 года, но мене 3 лет, но имеет ученую степень (ученое звание). При обучающей организации сдать зачет на знание правил разработки документов в соответствие с профилем ВУЗа

Условием получения Европейского Сертификат специалиста является выполнение следующего требования: специалист должен иметь 3 категорию и отвечать требованиям Европейского стандарта и пройти

обучение в одной из зарубежных обучающих организаций.

Условием получения Международного сертификата специалиста является выполнение следующего требования: специалист должен иметь 3 категорию и отвечать требованиям Международного стандарта и

пройти обучение в одной из зарубежных обучающих организаций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К категории управленческих специалистов по охране труда будем относить специалисты по охране труда в Федеральных органах власти, Региональных органах власти, Муниципальных органах власти имеющих сертификат специалиста 3 категории.

Отдельно выделяется категория специалистов - экспертов испытательных лабораторий (ИЛ) и органов по сертификации (ОС)

Для того чтобы стать специалистом - экспертом ИЛ (ОС) специалист должен:

0. Быть специалистом по охране труда, как минимум 1 категории.

Пройти курс по общим вопросам обучения измерения ВПФ и травмобезопасности (40 часов).

Пройти углубленное изучение по направлению своей работы в ИЛ (ОС).

Пройти курс обучения по практике работы на измерительных приборах, используемых при измерении ВПФ.

Для обеспечения качества обучения считаем, что целесообразно осуществлять страхование ответственности обучающих организаций за качество предоставляемых работ (услуг).

Страхование гражданской ответственности обучающих организаций за качество обучения является условием, обеспечивающим защиту прав потребителей услуг по оценке соответствия качества обучения, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Страховой случай наступает в случае предъявления Выгодоприобретателями требований к Страхователю или Страховщику, заявляемых в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного им некачественно выполненной работой (услугой), а также предоставлением Страхователем недостоверной или недостаточной информации о работе (услуге).

Наличие страхового полиса является обязательным условием для наделения аккредитованной обучающей организации полномочиями в сфере обучения специалистов по охране труда.

Организация, аккредитованная на обучение работодателей и работников вопросам охраны труда, а также на проведение подготовки экспертов по оценке условий труда и профессиональных рисков (далее

- обучающая организация), должна соответствовать следующим критериям:

а) наличие лицензии на право осуществления образовательной деятельности в области охраны труда, выданной в установленном порядке;

б) наличие программ обучения, утвержденных руководителем обучающей организации (согласованные в ЦО СДСОТ). В программе обучения практические занятия должны составлять не менее 50%, от общего объема количества часов отводимых на обучение. Используя компетентностный подход к обучению охране труда (приложение 2);

в) наличие справочной базы (в том числе электронной) по охране труда;

г) наличие учебно - методического комплекса по каждой программе обучения (см. Приложение 1);

г) наличие в собственности необходимых технических средств обучения (или взятых в аренду. В этом случае должен быть представлен договор аренды) , включая технические средства обучения по оказанию первой помощи лицам, пострадавшим на производстве;

д) наличие не менее 3 специалистов, работающих на постоянной основе или по совместительству, имеющих сертификат специалиста 3 категории;

е) наличие в обучающей организации Системы менеджмента качества;

ж) страхование ответственности обучающих организаций за качество предоставляемых работ (услуг).

Для обучения специалистов испытательных лабораторий обучающая организация дополнительно должна иметь поверенную приборную базу, необходимую для проведения практических занятий на этих приборах (приборы могут быть взяты в аренду. В этом случае должен быть представлен договор аренды). Преподаватели должны быть специалистами - экспертами ИЛ (ОС).

Особое место при организации обучения должно отводиться учебно-методическому комплексу (УМК) по программе обучения.

УМК предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы как в предметной области, так и в системе дистанционного образования или в традиционной образовательной системе с использованием информационных технологий. УМК содержит не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля, и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.