Научная статья на тему 'Совершенствование прогнозирования таможенных платежей на основе системы мониторинга планов'

Совершенствование прогнозирования таможенных платежей на основе системы мониторинга планов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / МОНИТОРИНГ ПЛАНОВ / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование прогнозирования таможенных платежей на основе системы мониторинга планов»

6) отказом от «соглашений с фиксированными результатами», когда персонал в рамках бюджетного процесса слишком обременен плановыми показателями, а финансовая служба большую часть рабочего времени тратит на организацию бюджетного процесса в ущерб результативной работе.

Библиографический список

1. Жилкина А.Н. Роль и место комплексных систем управления в оптимизации управления финансами: материалы международной научно-практической конференции «Проблемы управления в реальном секторе экономики: вызовы модернизации» / А.Н. Жилкина, О.Н. Жилкин // Актуальные проблемы управления. - М.: ГУУ, 2012. - Вып. 4. - С. 30.

2. Осадник М. Бюджет не должен финансировать профессиональный клуб [Электронный ресурс] // Кубанский спорт. - URL: http://kubsport.ru/2013/01/ivanov-byudzhet-ne-dolzhen-finansirovat-professionalnye-kluby/1037034.html/ (дата обращения: 20.01.13).

3. Траченко М.Б. Развитие методологии процессно-ориентированного и проектно-ориентиро-ванного бюджетирования // Вестник МарГТУ. - 2011. - № 3 (13). - C. 81-89.

4. Траченко М.Б. Система бюджетирования компаний бизнес-образования в России // Вестник университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2008. - № 10.

М.С. Положенцев

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ПЛАНОВ

Ключевые слова: федеральный бюджет, прогнозирование таможенных платежей, мониторинг планов, эффективное управление.

Роль федерального бюджета как основного финансового документа страны определяется прежде всего обоснованностью его планирования. Как показывает анализ, в настоящее время каждый второй рубль поступает в бюджет от таможенной системы [2]. Эта взаимосвязь диктует необходимость сбалансированного подхода к планированию доходов от внешнеэкономической деятельности (ВЭД), причем обоснованному.

В подобных условиях руководителям таможенной службы и другим заинтересованным лицам (главам федеральных органов исполнительной власти) необходима своевременная информация о направлениях развития ВЭД и доходах, поступающих от нее. Это позволит не только вносить корректировки в прогнозные значения, но и своевременно оказывать управляющее воздействие, наилучшим образом использовать ресурсы, предоставлять актуальную информацию заинтересованным сторонам и широкой общественности. Инструментом эффективного управления, основанном на механизме раннего выявления изменений в процессах внешнеэкономической деятельности, влияющих на динамику таможенных платежей, является система постоянного мониторинга планов. С ее помощью возможно обеспечить информационную, инструментальную и методиче-

© Положенцев М.С., 2013

скую базу поддержки принятия управленческих решений в случае отклонений от установленных значений.

В теории управления мониторинг рассматривается как метод оперативного и стратегического управления, контроля, регулирования, планирования и прогнозирования. Понимание мониторинга планов по сбору таможенных платежей в федеральный бюджет можно определить как комплексную концепцию управления, целью которой является координация систем планирования, контроля и информационного обеспечения, а также и ориентированную на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определенных результатов. Основной задачей системы мониторинга планов по перечислению таможенных платежей в бюджет является оперативное выявление отклонений от прогнозных значений и корректировка деятельности всех участников. Решение этой задачи связано с определением фактического состояния реализации плана; прогнозированием состояния и поведения факторов, влияющих на заданный будущий момент времени; реализацией конкретных действий при наступлении (достижении) предельных значений показателей; поиском слабых и узких мест в реализации плана.

Своевременная адаптация таможенного органа к быстро меняющимся изменениям внешней среды обусловила необходимость такого управления, при котором основой оперативных решений становится выбор деятельности отдельного таможенного органа в текущий момент, одновременно он рассматривается и как начало будущего. Без соответствующей координации между всеми структурами таможенных органов возможность успешной реакции на изменения внешней среды, не представляется реальной. Поэтому контроль и регулирование являются следующими задачами системы мониторинга пла-

Суть третьей задачи состоит в информационном сопровождении процесса планирования. Ее решение связано с постоянной модернизацией методик планирования и прогнозирования, представлением информации для составления планов; установлением допустимых границ отклонений; разработкой инструментария для принятия корректных управленческих решений.

Реализация всех трех задач делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий, проясняет возникающие проблемы, подготавливает таможенные органы к внезапным изменениям во внешней среде, улучшает координацию действий в структуре таможенных органов и способствует созданию условий деятельности в будущем.

Алгоритм формирования системы мониторинга планов можно представить совокупностью последовательных шагов, изображенных на рисунке.

При выборе объекта мониторинга необходимо учитывать изменчивость окружающей среды. Одной из главных тенденций мировой экономики является возрастание скорости изменений и усиление влияния внешней среды на процессы функционирования таможенных органов. Большое число факторов влияния, сложность, различная природа взаимосвязей и взаимозависимостей между ними порождают достаточно высокую вероятность возникновения неординарных ситуаций, которые проявляются [1]:

- в неожиданных и совершенно новых событиях, обстоятельствах, изменениях, не имеющих аналогов в прошлом;

- в превышающих возможности обычной реакции управления темпах изменений;

- в том, что изменения в среде во многих случаях лишь частично предсказуемы по косвенным и слабо выраженным признакам;

Рис. Алгоритм формирования системы мониторинга планов

- в более сложном характере изменений из-за разнообразия состава и интенсивности влияния формирующих факторов.

Система показателей мониторинга основывается на индикативном управлении, то есть на совокупности измеряемых индикаторов и методах их оценки. Именно эта система является одним из направлений совершенствования деятельности таможенных органов, которая предполагает плавный переход от строго директивного управления сверху вниз к эффективным технологиям рекомендательного планирования и упреждающего воздействия снизу вверх [3].

Применение индикативного управления в таможенных органах позволит обеспечить ряд качественно новых возможностей: например, быстро просчитать различные варианты будущего (моделировать различные сценарии), изменяя исходные данные, полученные как из официальных источников, так и экспертным путем; выявлять наиболее критические факторы, и, таким образом, ранжировать угрозы и возможности, появляющиеся в среде функционирования таможни по степени важности; использовать большое количество причинно-следственных связей между элементами ситуационной модели, ко-

торые объективно существуют в моделируемой среде (рост уровня потребления - причина, увеличение объема импорта - следствие); обеспечить наглядность вводимых данных и получаемых результатов посредством использования современных информационных технологий и программного обеспечения. Эта система индикативного управления должна действовать в рамках существующей системы управления таможней, которая определит требования к системе индикаторов и их пороговые значения. Основные требования к индикаторам следующие:

- они должны быть сопоставимыми;

- иметь четкую меру, т.е. быть определенными и измеряемыми;

- в целом, система индикаторов должна обеспечить комплексную характеристику объекта мониторинга;

- система индикаторов должна быть гибкой, адаптивной, способной отражать все изменения;

- индикаторы должны ориентировать таможенные органы на обеспечение экономического роста, содействие торговле и повышение уровня жизни населения.

Для эффективного управления планами руководитель постоянно нуждается в оперативной информации о происходящих событиях, о соответствии прогнозных значений и реально складывающейся ситуации. Причем, руководителя интересует не вся доступная информация, а только некоторые агрегированные ключевые показатели, по которым можно судить о состоянии и деятельности таможни, достигнутых результатах, имеющихся проблемах. Этому может способствовать использование программного продукта, позволяющего отображать изменения значений индикаторов, аккумулировать данные, отражать изменения во времени с помощью таблиц, диаграмм, графиков, и имеющего связь с информационно-соответствующей системой первичных данных. Только в этом случае руководитель может своевременно корректировать решения предыдущих периодов и принимать меры по достижению будущих целей.

Смысл и назначение мониторинга планов заключается, таким образом, в повышении прозрачности и предупреждении возникновения кризисных ситуаций как предпосылки построения эффективной системы управления. Для этого необходимо предусмотреть, чтобы каждое принимаемое решение не основывалось на ошибочных предпосылках и это особенно важно, если оно сопряжено с большим риском.

Библиографический список

1. Кухаренко В.Б. Управление модернизацией таможенной службы: монография / В.Б. Куха-ренко. - М.: РИО РТА, 1998. - С. 58.

2. Полуянова Т.Н. Казна «с иголочки» [Электронный ресурс] // Российская газета. 05.04.11. -URL: http://www.rg.ru/2011/04/05/tamozh.html

3. Стрышкова Е.Г. Совершенствование прогнозирования таможенных платежей как фактор социально-экономического развития страны: сб. ст. по матер. межвуз. студ. науч. конф. / Под ред. проф. Пилипенко О.И., проф. Морозовой Е.А. // Актуальные проблемы развития финансовой системы РФ на современном этапе. - М.: ИД «Атисо», 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.