УДК 378 ББК 74
DOI 10.24411/2414-3995-2018-10062 © О.В. Красилов, С.В. Мананников, В.А. Разницын, 2018
Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИМИТАЦИОННЫХ ИГР
Олег Викторович Красилов,
кандидат педагогических наук, доцент Барнаульский юридический институт МВД России (656038, Барнаул, ул. Чкалова, д. 49);
Сергей Владимирович Мананников, МСМК России, доцент
Барнаульский юридический институт МВД России (656038, Барнаул, ул. Чкалова, д. 49);
Виталий Александрович Разницын, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: office@unity-dana.ru
Аннотация. В рамках вопроса совершенствования профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России, рассматриваются возможности применения игровых методов, в частности имитационных игр, в процессе обучения. Раскрывается практическое и воспитательное значение использования имитационных игр в учебном процессе образовательной организации МВД РФ. Даются рекомендации по организации имитационных игр, являющихся эффективным средством повышения самостоятельности и активности курсантов в процессе обучения. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о важном значении применения игровых методов обучения, в частности имитационных игр, в учебном процессе. В заключение приводятся виды имитационных игр, в настоящее время эффективно используемые в профессиональной подготовке образовательных организаций системы МВД России.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, игровые методы, имитационные игры, учебный процесс.
IMPROVING THE PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA USING IMITATION GAMES
Oleg V. Krasilov,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (656038, Barnaul, ul. Chkalov, d. 49);
Sergey V. Manannikov, MSMK of Russia, Associate Professor Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (656038, Barnaul, ul. Chkalov, d. 49);
Vitaliy A. Raznicyn,
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. As part of the issue of improving the professional training of cadets of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the possibilities of using game methods, in particular simulation games, in the learning process are considered. The practical and educational value of the use of simulation games in the educational process of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation is revealed. Recommendations on the organization of simulation games, which are an effective means of increasing the independence and activity of cadets in the learning process, are given. The results of experimental work demonstrate the importance of the use of game-based learning methods, in particular simulation games, in the educational process. In conclusion, the types of simulation games that are currently effectively used in the professional training of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia are given.
Keywords: professional training, game methods, imitation games, educational process.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Красилов О.В., Мананников С.В., Разницын В.А. Совершенствование профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России с применением имитационных игр. Вестник экономической безопасности. 2018;(4):308-12.
Введение В сложных современных условиях профессио-
В соответствии с Конституцией Российской Фе- нальная подготовка сотрудников органов внутрен-
дерации деятельность правоохранительных органов них приобретает очень важное значение, и требует
направлена на защиту прав и свобод граждан, закон- от правоохранительных органов не только активи-
ности, обеспечения общественной безопасности. зации работы но и уточнения задач в организации
профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел.
Наиболее значимыми задачами профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России являются:
1. Развитие профессионально-важных качеств (наблюдательность, бдительность, память, оперативное мышление);
2. Формирование высокой психологической устойчивости;
3. Обучение правилам соблюдения личной и профессиональной безопасности для прохождения службы в сложных условиях;
4. Овладение профессионально-важными умениями и навыками позволяющими в дальнейшем успешно осуществлять оперативно-служебную деятельность;
5. Приобретение устойчивого навыка применения физической силы специальных средств и огнестрельного оружия, направленных на пресечение противоправных деяний правонарушителей.
Многочисленные исследования подтверждают, что применение игрового моделирования в учебно-воспитательном процессе, является одним из наиболее действенных средств обучения, позволяющее имитировать реальные условия деятельности будущих сотрудников органов внутренних дел.
Методика
Имитационные методы обучения имитируют как коллективную так и индивидуальную профессиональную деятельность. Они включают в себя модели изучаемых процессов, что позволяет значительно приближать изучаемый материал к практической профессиональной деятельности, усиливать мотивацию и активность участников процесса обучения.
Как показывают исследования, наиболее эффективными в системе профессиональной подготовки образовательных организаций системы МВД России являются следующие игровые методы: профессиональные игры; ролевые игры; деловые игры (блиц-игры, мини-игры, индивидуальные игровые занятия); исследовательские игры (проблемно-деловые игры); игровое проектирование; оргдеятельностные игры; оргтворческие игры (мозговой штурм).
В учебно-воспитательном процессе юридического института МВД России по каждой из специальных дисциплин имитационные игры выделены в
отдельный и самостоятельный вид подготовки. На этих занятиях используется имитация практической деятельности, что позволяет получать необходимые знания, приобретать умения и навыки, а также развивать профессионально значимые качества.
Предложенная нами методика реализует данный вид занятия на завершающем этапе изучения дисциплины. Имитационную игру необходимо проводить в течении продолжительного времени (нескольких дней). Игра должна быть двусторонней с увеличивающейся степенью сложности. Организуются группы курсантов которые будут соревноваться между собой. Контроль за ведением игры будут осуществлять преподаватели участвующих кафедр.
В имитационных играх сочетаются элементы различных игр: групповых; индивидуальных; имитационных; коллективных; проблемных; символических и др.
Это дает возможность решать задачи направленные на развитие ценностных ориентаций, например таких как: патриотизм; достоинство; честь; ответственность. Также позволяет формировать необходимые для успешной профессиональной деятельности потребности, такие как: творчество; познание, самосовершенствование; созидание, реализация справедливости.
В начале игры доводится приказ начальника института о направлении личного состава в спецкомандировку. Создаются игровые коллективы с назначением курсантов на должности. Курсанты находящиеся на должностях получают задания на разработку необходимых документов с конкретным определением района, уточняются вводные, которые необходимо решить в процессе игры. Документы и варианты решения отрабатываются во время самостоятельной подготовки. В первые часы игры проходит заслушивание докладов каждого игрового коллектива, которые оценивают посредники. В обсуждении должны участвовать все участники команды. Поочередностью зачитывания докладов руководит командир группы. Другая группа выступает в роли инспекции, которая определяет степень готовности курсантов к выполнению возложенных на них обязанностей. В одной аудитории должны находиться две группы. В роли инспекторов выступает поочередно каждая группа. Доклад делается поочередно по одному курсанту с каждого отделения. После доклада инспекторами задаются вопросы.
Для успешной реализации поставленных целей, руководителями и посредниками должен быть разработан четкий план игры. Подготовлены вопросы, варианты действий, а также требования, предъявляемые к проводимому занятию как проблемно-деятельностному и общественно значимому делу. Игра должна реализовываться творчески с использованием индивидуального подхода. Руководители должны оценивать работу каждого обучаемого и группы в целом. В ходе игры проходят дискуссии, диалоги, сообщения, выступления, дебаты, все это способствует формированию собственного мнения, взгляда, суждения и оценок.
Имитационная игра должна реализовываться как интересное дело, участниками которого являются обучаемые оказывающие влияние друг на друга. Во время игры, создается поле эмоционального заражения, попадая в которое обучаемый приобретает бесценный опыт эмоционального переживания. При работе в группе происходит взаимодействие с товарищами, это подкрепляет высокую удовлетворенность так как, для человека очень важно общение, товарищество, дружеские связи, чувство «своей» группы. В группе легко и незаметно формируются необходимые умения и навыки по взаимодействию с другими людьми.
Для успешной реализации воспитательной составляющей игры необходимо:
1. Провести психотерапевтическую коррекцию личности, направленную на ее самоутверждение и самосовершенствование;
2. Закрепить нормы поведения в коллективе, установить взаимное общение и контакты;
3. Организовать досуг;
4. Провести восстановительные мероприятия направленные на снятие физической и психологической усталости;
5. Закреплять навыки способствующие быстрому ориентированию в изменяющихся ситуациях.
Для реализации психолого-педагогических требований к организации имитационных игр разработаны следующие рекомендации: • игра должна соответствовать теоретическому, физическому и умственному уровню развития играющих. Трудность ее должна быть такой, чтобы играющие имели возможность решить все поставленные перед ними задачи, прилагая для этого достаточное количество сил. Непо-
сильная игра неизбежно будет снижать интерес к игре;
• игра должна постепенно усложняться. На первом этапе требуется только коллективный ответ, освобождающий обучаемого от личной ответственности за результат. В дальнейшем постепенно переходить на личную ответственность влияющую на результат всего коллектива;
• игра должна сначала проводится знакомая, далее малознакомая, а лишь после этого незнакомая;
• для снятия физической усталости и эмоционального перенапряжения необходимо в игру включать и другой вид деятельности;
• регулировать нагрузку в процессе игры, которая зависит от эмоционального состояния участников игры;
• при подготовке к игре необходимо продумывать вопросы о наличии необходимого оборудования, места и время проведения игры;
• необходимо учитывать, чтобы соревновались равные по силам, в равных условиях;
• для активизировать познавательную деятельность обучаемых игра должна носить соревновательный характер;
• для получения положительного результата от занятия, необходимо проводить их регулярно как обобщающий итог темы или раздела.
При использовании метода мотивационного целевого управления, учитывая профессиональные особенности предлагается реализовать в учебно-воспитательном процессе следующие педагогические условия:
• закрепить навыки в процессе имитации профессиональной деятельности;
• развивать у курсантов тактическое мышление, формировать высокие нравственные качества;
• воспитывать личную ответственность за полученный результат работы коллектива при решении оперативно-служебных задач;
• предоставить возможность курсантам приобретать практические навыки по выполнению должностных обязанностей при выполнении служебных задач;
• совершенствовать методику специальной подготовки, их творческий потенциал и инициативу при принятии управленческих решений. Деловая игра, применяемая в целях исследования различных объектов в образовательных орга-
низациях системы МВД России имеет достаточно широкий диапазон. Игра выступает как инструмент решения познавательных задач, а также задач по проектированию профессиональной деятельности, обучения и управления. Деловая игра используется с целью решения (в игровой форме) профессиональных задач в различных областях деятельности (управления, обучения, организации и т.д.). От обычных методов решения учебных ситуаций по методу ролей, данный подход имеет отличие в проигрывании ситуаций, которые встречаются не только в повседневной профессиональной деятельности, но и в ситуациях которые могут возникнуть в сложный критический момент, предполагающий другую форму организации деятельности с исполнением других ролей.
В имитационной игре апробируются новые методы, проводится анализ слабых мест в действующих и в создаваемых системах. Выявляются требования к специалистам, анализируются возникающие проблемы, вырабатываются пути их решения.
Имитационные игры дают возможность решать проблемы профессионального обучения и формировать основные профессиональные компетенции будущих сотрудников органов внутренних дел. По ходу игры преодолевается психологический барьер общения обучаемых, значительно расширяются возможности интеллектуального выбора при решении поставленных задач. Отношение «преподаватель — слушатель» переходит в отношение «субъект — субъект», при котором все участники игры являются должностными лицами и находятся в определенных служебных отношениях. Как результат, создание атмосферы благоприятствующей достижению учебных целей. Через учебно-профессиональную деятельность, которая реализуется в игре, воспитывается у курсантов самостоятельность в исполнении профессиональных обязанностей находящихся на различных должностях. В ходе игры прививается творческое мышление, решительность, самостоятельность, инициатива и быстрота действий в сложных условиях.
Экспериментальная часть
Для проверки эффективности профессиональной подготовки курсантов средствами имитационных игр была проведена следующая опытно-экспериментальная работа.
Были выбраны две группы. Первая группа контрольная в количестве 45 человек и экспериментальная группа в количестве 46 человек. Количественные и качественные характеристики приблизительно одинаковы. В процессе оценивания степени подготовленности курсантов к профессиональной деятельности нами были выделены четыре уровня. Первый уровень — недопустимый, второй — критический, третий — допустимый и четвертый — оптимальный.
При оценивании развития профессионально — значимых качеств были выделены следующие показатели:
• организаторские способности (умение быть целеустремленным, коммуникабельным, дисциплинированным, требовательным);
• нравственные (оценивались толерантность, гуманность, обязательность);
• специальные (оценивались тактико-специальные навыки).
При оценивании развития профессиональной направленности:
• идеальные потребности (творческие способности, стремление к самосовершенствованию);
• ценностные ориентации (отношение к профессиональной деятельности, к обществу).
При оценивании развития профессионального мышления: оценивалась оперативность и оригинальность проявленная в решении профессиональных задач.
Общую подготовленность определяли по степени сформированности всех показателей.
Оценку проводили применяя известные методики, тестирования (проводилось анкетирование по оценке развития ценностных ориентаций и профессионально важных качеств, М. Рокича, гибкость мышления (аналогии), тест Амтхауэра, тест направленности (ориентационная анкета), использовался тест «Числовые ряды», и др. по разработанным квалиметриче-ским характеристикам обозначенных критериев.
Достоверность полученных данных и статистическая значимость увеличения подтверждена проверкой методами математической статистики (табличный Х-квадрат = 7,81 (Р = 0,05), до эксперимента составлял 1,24, после эксперимента составил 16,48).
Анализ полученных результатов подготовленности курсантов показал рост в экспериментальной группе по отношению к контрольной. Рост соста-
вил: профессионально — значимых качеств на — 26,8%; профессионального мышления на — 27,9%; профессиональной направленности на — 26,6%; по относительному показателю рост подготовленности курсантов к служебной деятельности вырос на 24,1% с учетом оценки минимального возможного значения показателей для каждого обучаемого.
Анализ теоретических источников и практики показал, что имитационная игра — является одним из видов деятельности, значимость которой подтверждается полученными результатами.
Вывод
В завершение можно выделить имитационные игры, которые на наш взгляд являются наиболее эффективными и используются в профессиональной подготовке образовательных учреждений МВД России:
1. Учебно-деловые игры, применяемые в учебно-воспитательном процессе;
2. Исследовательские игры, дающие возможность исследовать правильность принятых решений в формате игры;
3. Деловые игры используемые при аттестации кадров и предназначенные для определения компетентности сотрудников и подбора кандидатов в руководящий состав;
4. Профессиональные игры, используемые в решении проектных и плановых задач в конкретной ситуации. Выработанные в процессе игры решения,
могут быть перенесены в реальные условия профессиональной деятельности.
Литература
1. Комаров В.Ф. Методические указания по подготовке и проведению имитационной игры / В.Ф. Комаров. Новосибирск, 1986.
2. Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры / В.Ф. Комаров. Новосибирск: Наука, 1989.
3. Красилов О.В. Подготовка курсантов вузов МВД России имитационными методами к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций: дис. ... канд. пед. наук / О.В. Красилов.
4. Пучков П.В. Имитационная игра как активный метод обучения гуманитарным дисциплинам: дис. ... канд. пед. наук / П.В. Пучков. Саратов, 1998.
5. Толкачев А.Б. Имитационные игры как средство активизации познавательной деятельности курсантов: дис. ... канд. пед. наук / А.Б. Толкачев. Пермь, 1999.
6. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.: ООО «Издательство АСТ», 1997 г.
7. Первушина О.Н. Общая психология: методические указания. Новосибирск: Научно учебный центр психологии НГУ, 1996 г.
8. Практическая психология для преподавателей. М.: Информационный дом «Филинъ», 1997 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I ЗА
Международные стандарты аудиторской деятельности: 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. / Ендовицкий Д.А., Панина И.В. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 223 с.
Раскрываются правила проведения аудита финансовой отчетности, выполнения других заданий, обеспечивающих уверенность, и оказания сопутствующих услуг, установленные международными стандартами и положениями, разработанными Международной федерацией бухгалтеров (ШАС). В пособие включены образцы документов, вопросы для контроля знаний и список терминов, используемых в Международных стандартах аудиторской деятельности и Кодексе этики профессиональных бухгалтеров ШАС.
Для студентов, преподавателей экономических факультетов вузов, слушателей курсов подготовки к сдаче квалификационных экзаменов на получение аттестатов сертифицированных профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и аудиторов.