УДК 336.1
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИМЕНЯЕМЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ МЕТОДОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
IMPROVE THE IMPLEMENTATION OF THE RUSSIA BUDGET METHODS
TO PROMOTE THE BUSINESS
С.В. Фрумина S.V. Frumina
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, 125167, г. Москва,
пр. Ленинградский, д. 49
Financial University under the Government of the Russian Federation, , Russia, 125167, Moscow,
Leningrad prospect, d. 49
E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье проводится критический анализ применяемых в Российской Федерации бюджетных методов стимулирования малого и среднего предпринимательства. Подчеркиваются недостатки нормативно правовой документации, нуждающиеся в корректировке. Приводятся аргументы в пользу необходимости совершенствования государственных программ, предусматривающих субсидирование субъектов Российской Федерации по направлениям развития малого и среднего бизнеса.
Abstract
The article provides a critical analysis of budgetary methods to stimulate small business. Highlights the shortcomings of regulatory and legal documentation. The necessity of improving state programs.
Ключевые слова: бюджетное финансирование, государственные программы, малый бизнес, субсидии, финансовое регулирование.
Keywords: budgetary financing, state programs, small business, subsidies, and financial regulation.
Введение
В мировой практике широкое распространение получила финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства с использованием бюджетных средств. Наиболее действенным из них являются субсидии, бюджетные инвестиции, государственные заказы и государственные гарантии. В Российской Федерации В соответствии с положением п. 5 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства заключается в исполнении полномочий органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации по реализации программ развития субъектов малого и среднего бизнеса [1, 6, 7]. В разрезе государственных программ такая финансовая поддержка реализуется благодаря федеральной программе Министерства экономического развития Российской Федерации, выступающего распорядителем бюджетных средств в форме субсидий субъектам Российской Федерации. Субсидии предоставляются субъектам на конкурсной основе путем осуществления долевого финансирования.
Основные результаты исследования
За период 2013-2015 гг. величина предоставляемых в рамках данной программы субсидий значительно увеличилась и составила 21,97 млрд руб., что свидетельствует о повышении финансовой поддержки в форме софинансирования расходных обязательств российских регионов на 11% (рисунок 1) [5, 10].
25 20 15 10 5 0
18.36л 17ЯТЛ 17 7гп 20.8 19'7683 19'3Ъ 2 1,9" 85
64 67 80
2.88 3.28 3.62
гп ■ И
100 80 60 40 20 0
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 I ¡Фактический объем (млрд. руб.) —■—Количество субъектов РФ (ед.)
Рис. 1. Финансовая поддержка развития малого и среднего предпринимательства Fig. 1. Financial support of small and medium enterprises
С 2016 г. в рамках государственной программы на поддержку малого и среднего бизнеса предусмотрены бюджетные ассигнования на представление малым инновационным предприятиям денежных средств под обеспечение инновационных проектов, результаты которых имеют перспективу коммерциализации, в объеме 2,0 млрд руб. ежегодно.
Порядок предоставления субсидий регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 № 1605 (ред. от 25.05.2016) [2].
Как показал анализ вышеупомянутого Порядка, денежные средства на финансирование расходных обязательств могут предоставляться в разрезе отдельных мероприятий, предусмотренных государственными программами (раздел II Правил) [2]. Данное условие является одним из критериев конкурсного отбора на получение субсидии из федерального бюджета.
Однако не все государственные программы, в частности, государственные программы по поддержке малого и среднего предпринимательства, содержат мероприятия по их исполнению [Понкратов В.В.]. Следовательно, те государственные программы, в паспортах которых не прописаны подлежащие исполнению мероприятия, не соответствуют критериям конкурсного отбора и не должны получить субсидии из федерального бюджета. Однако практика свидетельствует о наличии государственного финансирования программ региональной поддержки развития малого бизнеса вне зависимости от наличия сформулированных мероприятий. В целях устранения данного коллапса рекомендуем в обязательном порядке дополнить государственные программы мероприятиями, подлежащими исполнению [Ручкина Г.Ф., Мельничук М.В. и др.].
Вместе с тем, полагаем, что изложение Правил также подлежит корректировке. Например, п. 2 раздела I Правил содержит перечень «полномочий» по государственной поддержке, перечисленных в составе от «а» до «о» [2].
В свою очередь, раздел II тот же состав полномочий обозначает пунктами 50-62 и именует «Мероприятия, осуществляемые в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации» [2]. В качестве «мероприятий» на софинансирование которых предоставляются субсидии, предлагает рассматривать те же «полномочия» п. 11 раздела I (табл. 1).
Таблица 1 Table 1
Примеры несогласованности терминологии в Правилах Examples of inconsistent terminology in the Rules
П. 2 раздел I П. 11, раздел I П. 28, раздел I Раздел II
Субсидии предоставляются в Субсидии Критериями Мероприятия,
целях оказания финансовой предоставляются конкурсного отбора осуществляемые в
поддержки на исполнение на субъектов рамках государственной
расходных обязательств, софинансирование Российской поддержки малого и
возникающих при мероприятий, Федерации, среднего
выполнении органами указанных в бюджетам которых предпринимательства в
государственной власти пункте 2 правил. предоставляются субъектах Российской
субъектов Российской субсидии, являются: Федерации
Федерации полномочий по а) соответствие 50. Создание и (или)
государственной поддержке мероприятий, развитие
малого и среднего предусмотренных инфраструктуры...
предпринимательства..., и государственными 62....
предусматривающих: программамина агропромышленных
а) создание и (или) развитие которые выделяются парков и технопарков.
инфраструктуры.. субсидии, целям,
о). агропромышленных указанным в
парков и технопарков. п. 2...
При определении критериев конкурсного отбора п. 28 раздела I Правил упоминает тот же состав «полномочий-мероприятий» в контексте «целей», в рамках которых предоставляются субсидии из федерального бюджета [2].
Считаем, что данное разнообразие терминологических конструкций для обозначения одинаковых категорий не имеет содержательного основания.
Общими показателями результативности для всех субсидий на 2016 г. п. 21 раздела I Правил установлены:
а) доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения;
б) количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку;
в) количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. чел. населения субъекта Российской Федерации;
г) количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей).
Кроме перечисленных, по каждому мероприятию устанавливаются отдельные показатели. Однако учитывая недостатки государственных программ, считаем целесообразным дополнить имеющиеся показатели оценкой качества государственных программ, реализуемых на уровне субъектов Российской Федерации.
Кроме государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» на поддержку малого и среднего предпринимательства направлены мероприятия подпрограммы 4 «Развитие малых форм хозяйствования» государственной программы, реализуемой под эгидой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» (таблица 2).
Денежные средства по данной подпрограмме используются согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы» от 24 июня 2015 г. № 623 [4].
Таблица 2 Table 2
Финансовая поддержка развития малого и среднего предпринимательства в рамках
программы Минсельхоза России [5] Financial support for the development of small and medium enterprises in the framework
of the Ministry of agriculture
Финансирование Финансирование Финансирование
Распорядитель бюджетных средств Мероприятия за счет средств федерального бюджета в 2013 г. за счет средств федерального бюджета в 2014 г. за счет средств федерального бюджета в 2015 г.
(млрд руб.) (млрд руб.) (млрд руб.)
Поддержка малых форм хозяйствования - 5,0 4,75 5,78
субсидирование
процентной ставки
Поддержка 2,0 1,9
Минсельхоз России начинающих фермеров
Развитие семейных
животноводческих 1,5 1,4 -
ферм
Оформление
земельных участков в собственность 0,1 0,114 0,05
КФХ
Несмотря на детальную регламентацию мер государственной финансовой поддержки развития малого предпринимательства, субъекты Российской Федерации недостаточно осведомлены о видах финансовой помощи и размерах предоставляемых субсидий.
Здесь уместна адаптация положительного опыта США, где данная проблема решилась благодаря использованию каталога федеральной помощи (Catalog of Federal Domestic Assistance). Данный каталог содержит информацию о действующих федеральных программах в разрезе отраслей, ведомств и регионов [Ахмадеев Р.Г., Косов М.Е.].
Основные выводы
В соответствии с вышеизложенным, имеет смысл предложить следующие рекомендации:
1. Скорректировать изложение Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, в которых наблюдается несоответствие формулировок. Предлагаем придерживаться единства в употребляемых формулировках и перечисленные объекты (в составе от «а» до «о» п.2, раздела I и от п. 50 до 62 раздела II Правил) рассматривать как «мероприятия». Данное обозначение позволит проводить более корректное сопоставление мероприятий с государственными программами, и, соответственно, определять критерии для предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Предлагаемые изменения изложить в редакции:
П. 2 раздел I. Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки на исполнение расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства..., и предусматривающих следующие мероприятия:
а) создание и (или) развитие инфраструктуры..
о). агропромышленных парков и технопарков.
П. 11, раздел I - оставить без изменений.
П. 28, раздел I. Критериями конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии, являются: а) соответствие мероприятий, предусмотренных государственными программами., на которые выделяются субсидии, мероприятиям, указанным в п. 2.
Раздел II - оставить без изменений.
2. Дополнить государственные программы мероприятиями, подлежащими исполнению.
Список литературы References
1 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016).
The federal law from 7/24/2007 No. 209-FZ "About development of small and average business in the Russian Federation" (with amendment and additional, вступ. in force with 8/1/2016).
2 Постановление Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году» // «Собрание законодательства РФ», № 2, 12.01.2015, ст. 508.
The resolution of the Government of the Russian Federation from 12/30/2014 No. 1605 "About granting and distribution of subsidies from the federal budget to budgets of subjects of the Russian Federation on the state support of small and average business, including peasant farms in 2015 "//"A collection of the legislation of the Russian Federation", No. 2, 1/12/2015, Art. 508.
3 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» // «Собрание законодательства РФ», 05.05.2014, № 18 (часть II), ст. 2162.
The resolution of the Government of the Russian Federation from 4/15/2014 No. 316 "About the approval of the state program of the Russian Federation "Economic development and innovative economy"//"A collection of the legislation of the Russian Federation", 5/5/2014, No. 18 (part II), Art. 2162.
4 Постановление Правительства РФ от 24.06.2015 № 623 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы» // «Собрание законодательства РФ», 29.06.2015, № 26, ст. 3911.
The resolution of the Government of the Russian Federation from 6/24/2015 No. 623 "About the approval of Rules of granting and distribution of subsidies from the federal budget to budgets of subjects of the Russian Federation on grant support of agricultural consumer cooperatives for development of material and technical resources"//"A collection of the legislation of the Russian Federation", 6/29/2015, No. 26, Art. 3911.
5 Ахмадеев Р.Г., Косов М.Е. Налоги на конечное потребление в странах ОЭСР и России // Финансы и кредит. 2015. No20(644). С. 22-30.
Akhmadeev R. G., Kosov M. E. Taxes on final consumption in the countries of OECD and Russia//Finance and the credit. 2015. No20(644). Page 22-30.
6 Бородин А.И., Шаш Н.Н. Дисбалансы развития и бюджетные риски регионов // Экономист. 2015. № 10. С. 69-77.
Borodin A. I., Shash N. N. Imbalances of development and budgetary risks of regions//Economist. 2015. No. 10. Page 69-77.
7 Бородин А.И., Шаш Н.Н. Проблемы разработки и финансового обеспечения государственных программ // Финансы. 2015. № 1. С. 17-24.
Borodin A. I., Shash N. N. Problems of development and financial security of state programs//Finance. 2015. No. 1. Page 17-24.
8 Ручкина Г.Ф., Мельничук М.В., Демченко М.В., Одинцов Б.Е., Дрогобыцкий И.Н., Липич А.Н., Орлова И.В., Фрумина С.В. Совершенствование регулирования развития малого бизнеса в Российской Федерации: монография / коллектив авторов - М.: РУСАИНС, 2017. - 190 с.
Ruchkina G. F., Melnichuk M. V., Demchenko M. V., Odintsov B. E., Drogobytsky I. N., Lipich A. N., Orlova I. V., Frumina S. V. Improvement of regulation of development of small business in the Russian Federation: monograph / group of authors - M.: RUSAYNS, 2017. - 190 pages.
9 Понкратов В.В. Антикризисный план и бюджетный маневр 2015 // Вестник Финансового университета. 2015. No2(86). С. 70-75.
Ponkratov V. V. Anti-crisis plan and budgetary maneuver 2015//Bulletin of Financial university. 2015. No2(86). Page 70-75.
10 Шаш Н.Н., Бородин А.И., Татуев А.А. Проблемы перехода на программный бюджет: новые вызовы бюджетной политике России // Финансы и кредит. 2014. № 14(590). С. 2-10.
Shash N. N., Borodin A.I., Tatuyev A. A. Problems of transition to the program budget: new calls to the budgetary policy of Russia//Finance and credit. 2014. No. 14(590). Page 2-10.