УДК 372.881.111.1
А. В. Кухарская
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛАХ ПРИМОРСКОГО КРАЯ в 1950-1970-е годы
Показаны изменения, происходившие в методике изучения иностранного языка в послевоенный период, роль Приморского краевого института усовершенствования учителей в повышении качества преподавания через систему переподготовки учителей иностранного языка.
Ключевые слова: иностранный язык, средняя школа, повышение квалификации, методика преподавания, уровень знаний, качество преподавания.
The upgrading of foreign language teaching at secondary schools of the Primorsky region in the 19501970s. ANNA V. KUKHARSKAYA (Maritime State University named after G. Nevelskoy, Vladivostok).
The goal of this work is to show the changes that took place in the methods of foreign language learning in the post-war period and the role that the Teaching Upgrading Institute of the Primorsky region played in improvement of teaching quality via the system of professional training of foreign language teachers.
Key words: foreign language, secondary school, professional training, language teaching methods, level of knowledge, quality of teaching.
Послевоенные десятилетия занимают особое место в истории отечественного образования. Одновременное решение двух задач - восстановления экономики и ее модернизации на новой технической основе - объективно способствовало возрастанию роли не только технических знаний, но и иностранного языка. Новые технологии, которые внедрялись во все отрасли промышленности, требовали от специалистов знания о состоянии не только отечественной, но и зарубежной науки и техники. Страна остро нуждалась в специалистах с хорошим уровнем владения иностранными языками, основы которого закладывались в средней школе.
Сам процесс преподавания иностранных языков претерпел в послевоенный период существенные изменения. Они касались прежде всего методики преподавания языка, материально-технического обеспечения учебного процесса. В статье предпринята попытка проследить эти изменения и их влияние на уровень знаний и умений учащихся на основе анализа отчетов
о деятельности Приморского краевого института усовершенствования учителей (ИУУ), сохранившихся в Государственном архиве Приморского края (ГАПК).
Значение содержащейся в этих документах информации предопределено той ролью, которую Приморский ИУУ играл в организации изучения иностранных языков в школе - на его сотрудников возлагалась функция контроля качества обучения и получаемых знаний,
оказание методической помощи учителям, организация повышения их квалификации.
В первое послевоенное пятилетие в Приморском крае в большинстве средних школ не было учителей иностранного языка со специальным филологическим образованием. Согласно архивным данным, из 19 учителей, посещавших летние курсы повышения квалификации при Институте усовершенствования учителей в 1951 г., Педагогический институт окончили 9 человек, Учительский институт - 8; еще двое имели неоконченное высшее образование. При этом восемь учителей имели стаж работы от 1 до 5 лет, шесть - от 5 до 10, четыре - свыше 10 лет. И лишь у одного педагогический стаж превышал 20 лет1.
Уровень подготовки педагогического состава напрямую влиял на уровень и качество знаний учащихся. Проводимые Институтом проверки показывали, что навыки чтения и нормы произношения учащиеся освоили не на должном уровне. Неблагополучно обстояло дело и с выработкой навыка письма, поскольку большинство учителей не уделяли достаточного внимания этому виду деятельности и ограничивались на уроке лишь чтением и переводом текстов. Письменные работы проводились редко, а если и проводились, то в основном в форме контрольных. В домашнем задании учащихся преобладали устные формы, а тетради проверялись нерегулярно. Все это приводило к тому,
КУХАРСКАЯ Анна Викторовна, старший преподаватель кафедры английской филологии (Морской государственный университет им. Г.И. Невельского, Владивосток). E-mail: [email protected] © Кухарская А.В., 2010
1 Отчет о работе Института усовершенствования учителей за 1950/51 учебный год // ГАПК. Ф. 1104. Оп. 1. Д. 15. Л. 7-8.1. 2010 • № 3 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ 81
что учащиеся старших классов допускали грубейшие орфографические и грамматические ошибки1.
В 1950 г. вышел в свет труд И.В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», который в конкретных исторических условиях воспринимался как директива, указывающая основные направления обучения иностранному языку. Согласно новым указаниям основное место в обучении иностранному языку было отведено грамматике. Изучение грамматических явлений иностранного языка должно опираться на сравнение с родным языком. Необходимо было использовать разнообразные упражнения на закрепление знаний. Большое значение в обучении приобретал грамматический разбор, который понимался не только как чисто тренировочные упражнения при анализе предложений, но и как средство раскрытия содержания текста2. Однако учителя не уделяли должного внимания этому виду работы. К тому же во многих школах не хватало новых учебников, а в старых учебниках не было того, что требовала программа3.
Новым явлением в методике стало внедрение приемов сознательного обучения иностранному языку. В отчете о работе ИУУ за 1952/53 учебный год отмечалось, что лучшие учителя Приморского края на своих уроках у отводили большую роль анализу слов и правилам чтения, работали над правильным произношением слов, словосочетаний и целых отрывков текстов. На уроке все чаще стали использовать словари, применять синонимы и антонимы при изучении новых слов, выделять время на аналитическое чтение текстов.
Важным направлением при изучении иностранно -го языка стала внеклассная работа. Учащиеся читали иностранную художественную литературу, выпускали бюллетени и стенгазеты на изучаемом языке, писали сочинения и проводили вечера иностранных языков. Это помогало развивать творческие способности детей и расширять кругозор4.
Тем не менее преподавание иностранного языка отставало от требований времени. Проверка, проведенная ИУУ в 1955/56 учебном году, лишь подтвердила это. В большинстве школ края не было необходимых наглядных пособий, что, естественно, затрудняло обучение. Многим учителям приходилось самостоятельно изготавливать таблицы и карточки. Среди недостатков, отмеченных в ходе проверки, отмечался невысокий уровень планирования учебного материала, в результа-
1 Отчет о работе Института усовершенствования учителей за 1949/50 учебный год // ГАПК. Ф. 1104. Оп. 1. Д. 14. Л. 53.
2 Отчет о работе Института усовершенствования учителей за 1952/53 учебный год // ГАПК. Ф. 1104. Оп. 1. Д. 17. Л. 153-155.
3 Отчет о работе Института усовершенствования учителей за 1949/50 учебный год // ГАПК. Ф. 1104. Оп. 1. Д. 14. Л. 53 об.
4 Отчет о работе Института усовершенствования учителей
за 1952/53 учебный год // ГАПК. Ф. 1104. Оп. 1. Д. 17.
Л. 156-161.
те один урок был перегружен новым материалом, а на другом учитель не сообщал ничего нового, посвящая все время устной проверке знаний учащихся. Мало внимания уделялось повторению пройденного лексического материала. В результате учащиеся забывали уже выученные слова, а значит, их активный словарный запас был незначительным. Как показали инспекционные проверки, многие учителя не осуществляли должного контроля за усвоением грамматического материала: по-прежнему проводилось мало письменных работ и диктантов. При устной проверке знаний в основном использовались малоэффективные приемы, например индивидуальный опрос у доски. Современные методики, к которым в тот период относились опрос с помощью карточек, виды комбинированного опроса, применялись мало. Что же касается внеклассной работы по иностранному языку и домашнему чтению, она проводилась лишь в некоторых городских школах. В сельских же школах этот вид деятельности не использовался, прежде всего из-за отсутствия необходимой литературы на иностранных языках5. Если городские учителя не хотели или не умели использовать новые методы обучения, то в сельских школах просто не было таких возможностей.
В то же время проведенная по итогам 1955/56 учебного года проверка показала положительную динамику. В отчете ИУУ отмечалось заметное улучшение преподавания иностранного языка в школе по сравнению с предыдущими годами. Это в определенной мере объяснялось созданием школьных и межшкольных предметных комиссий, сыгравших большую роль в развертывании методической работы учителей, в разработке наиболее эффективных методов и приемов обучения иностранному языку. Значение комиссий состояло еще и в том, что благодаря им в работе школьных учителей иностранного языка появились взаимоконтроль и вза-имопомощь6.
С 1953 г. в советской школе начался процесс политехнизации обучения. Перед учителями средней школы была поставлена задача связать учебный процесс и трудовую деятельность школьников. При школах были открыты учебные столярные и слесарные мастерские, где учащиеся занимались общественно-полезным трудом. Еще одной формой работы стала организация экскурсий на предприятия. Считалось, что продуманная, проводимая по определенному плану экскурсия даст возможность учащемуся выполнять практические работы.
В 1957 г. поступили новые указания и для учителей иностранного языка. Теперь наряду с привитием навыков разговорной речи нужно было знакомить учащихся
5 Отчет о работе Института усовершенствования учителей за 1955/56 учебный год // ГаПК. Ф. 1104. Оп. 1,. Д. 20. Л. 61-64.
6 Отчет о работе Института усовершенствования учителей за 1955/56 учебный год // ГАПК. Ф. 1104. Оп. 1. Д. 20. Л. 59.
Совершенствование преподавания иностранного языка.
А. В. КУХАРСКАЯ
с научно-популярной литературой на иностранном языке, освещающей вопросы техники и сельского хозяйства, учить их пользоваться этой литературой, учитывая их будущую производственную деятельность. Несмотря на то что передовые учителя творчески подходили к своей работе, в целом положение с преподаванием иностранного языка в школе оставалось неудовлетворительным и в 1957/58 учебном году. Школа не могла обеспечить требуемый уровень владения иностранным языком у всех выпускников. Как отмечалось в отчетах ИУУ, «иностранный язык превратился во что-то отвлеченное от жизни. Учащиеся слабо подготовлены к использованию своих знаний для чтения и понимания иностранной литературы и, особенно, для использования устной речи»1. Чтобы решить эту проблему, в первую очередь необходимо было повысить уровень знаний и умений самих учителей. Таким образом, как никогда остро встал вопрос об улучшении методики преподавания и о повышении квалификации учителей средней школы.
Основные формы повышения квалификации работников народного образования были выработаны Приморским краевым институтом усовершенствования учителей уже в 1952/53 учебном году. Такими формами стали семинары, курсы (в основном летние), совещания, индивидуальные и групповые консультации учителей, научно-практические конференции. Сотрудники ИУУ и лучшие учителя Приморского края выступали с докладами на радио, публиковались в краевых газетах, проводили лекции, открытые занятия. Педагогический опыт лучших учителей-предметников обобщался в брошюрах. Помимо традиционных форм повышения квалификации внедрялись и новые, а именно: краткосрочные семинары и практикумы. Такая форма позволяла оперативно оказывать помощь учителям и руководителям школ2.
С конца 1950-х годов больше внимания стало уде -ляться повышению квалификации непосредственно учителей иностранного языка. С 1950 г. в практику вошли летние курсы. Количество прошедших через них учителей постоянно росло: в 1949/50 учебном году 20 учителей; в 1959/1960 учебном году - 30, а в 1964/65 учебном году - уже 48 учителей иностранного языка3. Следует заметить, что увеличение с 1956 г. количества
1 Отчет о работе Института усовершенствования учителей за 1957/58 учебный год // ГАПК. Ф. 1104. Оп. 1. Д. 21. Л. 99.
2 Отчет о работе Института усовершенствования учителей за 1952/53 учебный год // ГАПК. Ф. 1104. Оп. 1. Д. 17. Л. 8-9, 42
3 Отчет о работе Института усовершенствования учителей за 1949/50 учебный год // ГАПК. Ф. 1104. Оп. 1. Д. 14. Л. 7 об.; Отчет о работе Института усовершенствования учителей за 1955/56 учебный год // гАпК. Ф. 1104. Оп. 1. Д. 20. Л. 3; Отчет о работе Института усовершенствования учителей за 1959/60 учебный год // ГаПК. Ф. 1104. Оп. 1. Д. 23. Л. 17; Отчет Института усовершенствования учителей о работе за 1964/65 учебный год // ГАПК. Ф. 1104. Оп. 1. Д. 183. Л. 3.
часов на практические занятия способствовало тому, что и сами учителя стали ощущать потребность в повышении квалификации4.
В 1959/60 учебном году помимо ежегодных курсов повышения квалификации для учителей иностранного языка были организованы группы самообразования. На занятиях, проходивших два раза в месяц, большое внимание уделялось совершенствованию техники чтения, произношению и выработке навыков устной речи. Эти практические занятия многое дали тем, кто окончил институт много лет назад. Такие занятия активизировали знания, обогащали разговорный язык новыми словами и выражениями, улучшали произношение и интонацию5. Кроме того, на летних курсах учителей иностранного языка было много практических занятий, направленных на овладение навыками устной речи. Занятия проходили в лингафонных кабинетах Дальневосточного государственного университета (ДВГУ), который принимал активное участие в повышении квалификации учителей6. Кроме ДВГУ в проведении летних курсов Институту усовершенствования учителей помогали Уссурийский государственный педагогический институт, Дальневосточный политехнический институт им. В.В. Куйбышева (ДВПИ), Дальневосточный технический институт рыбной промышленности и хозяйства (Дальрыбвтуз), Педагогическое училище, Дальневосточный филиал Сибирского отделения АН СССР, музеи, опытные сельскохозяйственные станции, Владивостокский государственный медицинский институт и Дальневосточный педагогический институт искусств (ДВПИИ)7. А через год к участию в повышении квалификации и переподготовке учительских кадров стали привлекаться сотрудники Тихоокеанского научного института рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО), Владивостокского художественного училища, Спасского педагогического училища, Приморского филиала Географического общества СССР8.
Еще одной формой повышения квалификации учителей стали проводившиеся с 1958 г. годичные курсы. В 1965/66 учебному году, когда основной задачей ИУУ стало повышение теоретического уровня учительских кадров, этот вид обучения приобрел системный характер. Так, в 1966/67 году годичные курсы по иностранному языку были организованы не только, как обычно,
4 Отчет о работе Института усовершенствования учителей за 1955/56 учебный год // ГАПК. Ф. 1104. Оп. 1. Д. 20. Л. 3.
5 Отчет о работе Института усовершенствования учителей за 1959/60 учебный год // ГАПК. Ф. 1104. Оп. 1. Д. 23. Л. 6, 19.
6 Отчет Института усовершенствования учителей о работе за 1962/63 учебный год // ГАПК. Ф. 1104. Оп. 1. Д. 131. Л. 22-24.
7 Отчет Института усовершенствования учителей о работе за 1962/63 учебный год // ГАПК. Ф. 1104. Оп. 1. Д. 131. Л. 12.
8 Отчет Института усовершенствования учителей о работе за 1964/65 учебный год // ГАПК. Ф. 1104. Оп. 1. Д. 183. Л. 3.
во Владивостоке, но и в Спасске, Находке, Уссурийске и Артеме на базе ДВГУ, пединститута, ДВПИ и педагогического училища1. В этом же учебном году во Владивостоке, Уссурийске, Находке, Артеме и Те-тюхинском районе края впервые были организованы годичные курсы по изучению и использованию в учебном процессе учебных фильмов и других технических средств обучения2. Кроме того, в 1965/66 году ИУУ объявил конкурс на разработку методики использования технических средств обучения на уроках английского языка3.
Благодаря различным формам повышения квалификации и особому вниманию к преподаванию иностранного языка, к концу 1970-х годов удалось значительно повысить уровень квалификации учителей иностранного языка средней школы. Большинство использовали на уроке современные методики обучения. Теперь при опросе внимание в основном обращали на то, как учащиеся научились устно выражать свои мысли на иностранном языке и понимать связную речь на слух, читать и понимать тексты. Также было усилено внимание к внеклассной работе. Поэтому проведенная в 1980 г. ИУУ общекраевая контрольная работа в 8 и 10 классах по проверке уровня знаний, умений и навыков по иностранному языку показала неплохие результаты. Контрольная работа включала задания по аудированию, говорению и чтению. Как обычно, наибольшие затруднения возникли у учащихся с выполнением задания на проверку навыков говорения: описать картинку и выразить собственное отношение к ней смогли 85% учащихся. Не все понимали иностранную речь на слух - с аудированием справилось 86%, а с чтением - 87%. Охотнее всего учащиеся переводили тексты. Лучшие результаты показали учащиеся выпускных 10-х классов. Ученики городских школ справились с заданием лучше, чем учащиеся сельских. Институт усовершенствования учителей объяснил это влиянием на селе таких факторов, как частая смена учителей, большой процент молодых специалистов, наличие учителей, не имеющих специального образования, отсутствие должного контроля над преподаванием, недооценка самообразования учителей, отсутствие в школах учебно-методического комплекса4.
К концу 1970-х годов уровень знаний и умений учащихся средних школ по иностранному языку значительно улучшился по сравнению с первым послевоенным десятилетием. Этому способствовала серьезная работа Приморского краевого института усовершенствования учителей и, конечно, самих учителей иностранного языка. В условиях значительного расширения международных связей СССР знание иностранного языка специалистами различных отраслей науки, техники и культуры приобретало особое значение.
1 Отчет о работе Краевого Института усовершенствования учителей за 1965/66 учебный год // ГАПК. Ф. 1104. Оп. 1.
Д. 214. Л. 6.
2 Отчет Института усовершенствования учителей о работе за 1966/67 учебный год // ГАПК. Ф. 1104. Оп. 1. Д. 244.
Л. 2.
3 Отчет о работе Краевого Института усовершенствования учителей за 1965/66 учебный год // ГАПК. Ф. 1104. Оп. 1.
Д. 214. Л. 15.
4 Сводные справки методических кабинетов Института усовершенствования учителей о состоянии преподавания предметов в школах края за 1979/80 учебный год // ГАПК.
Ф. 1104. Оп. 1. Д. 954. Л. 29-30.