на первый план в них должна выдвигаться задача измерения различных физических величин» [10]. Разрабатывая пособие для учащихся 7-го класса для факультативных занятий ««Физика в опытах и задачах» автор придерживался следующих принципов:
1. Содержание пособия должно быть согласовано с программой основного курса, углублять и дополнять его.
2. Предлагаемые задания должны носить, как правило, проблемный творческий характер и быть доступны ученикам.
3. Большая часть времени факультативных занятий должна отводиться на практическую работу учащихся.
4. Рубежная оценка работы учащегося на факультативе производится с учетом успешности выполнения им продолжительного творческого задания.
При подготовке книги для дополнительного чтения ««О физике и физиках» автор-составитель придерживался следующих принципов:
1. Расположение материала в пособии должно соответствовать учебной программе курса, а дополнительная учебная информация — учитывать содержание учебника «Физика-7».
2. Материалы, составляющие пособие, должны способствовать решению задач гуманитаризации образования, формирования естественнонаучного мировоззрения учащихся.
Последний из упомянутых выше элементов дидактического комплекса — «Интернет-поддержка учебного курса». Возможен следующий вариант его реализации: создание учебного сайта, а также интерактивного курса, который включал бы все перечисленные ранее дидактические пособия в электронном виде, компьютерные лабораторные работы и модели.
Библиографический список
1. Концепция модернизации российского образования до 2010 года [Текст].
2. Важный недостаток школьного образования [Текст] // Физика в школе. —2005. — № 4. — С. 3.
3. Усова, А. В. Теория и практика развивающего обучения : курс лекций [Текст] / А. В. Усова. — М. : Педагогика, 2004. — С. 118.
4. Маврин, С. А. Педагогические системы и технологии : учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / С. А. Маврин. — Омск : ОГПИ, 1993. - С. 61.
5. Зуев, Д. Д. Школьный учебник [Текст] / Д. Д. Зуев. — М., 1983. — С. 215.
6. Проблемы школьного учебника. Вып. 8. (О конструировании учебника). [Текст]. — М. : Просвещение, 1980. — С. 335.
7. Теоретические проблемы современного школьного учебника : сб. науч. тр. [Текст] / отв. редакторы: И. Я. Лернер и
Н. М. Шахмаев. — М. : Изд. АПН СССР, 1982. — С. 4.
8. Проверка успеваемости учащихся по физике: 7—11 кл. [Текст] / под ред. В. Г. Разумовского. — М. : Просвещение; АО «Учебная литература», 1996. — С. 12.
9. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7—11 классах общеобразовательных учреждений: дидактический материал [Текст] / О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина,
B. А. Орлов. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 1995. — С. 4.
10. Бугаев, А. И. Методика преподавания физики. Теоретические основы [Текст] / А. И.Бугаев. — М. : Просвещение, 1981. —
C. 271.
АНДРЮШЕЧКИН Сергей Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики. Адрес для переписки: е-таіі: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.06.2009 г.
© С. М. Андрюшечкин
УДК 744 378.14 Л. П. ПОЛИТ
Филиал Российского заочного института текстильной и лёгкой промышленности
в г. Омске
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ
Рассматриваются средства повышения эффективности изучения дисциплин «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика» в заочной форме образования, а также усиление при этом мотивации обучения.
Ключевые слова: современные технологии преподавания, качество заочного образования.
Для заочного обучения характерно в основном опосредованное педагогическое общение преподавателя со студентом с помощью учебников, учебнометодических пособий и т.п., а также уменьшение до минимума количества обязательных аудиторных занятий [1]. Такая специфика заочного обучения накладывает свой отпечаток на технологии преподавания.
Из опыта длительной работы в заочном вузе в качестве преподавателя дисциплин «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика» можно сделать вывод о том, что необходимо постоянно координировать свою деятельность так, чтобы помочь студенту-заочнику самостоятельно овладевать знаниями и в дальнейшем суметь применить их на практике. Этой
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010
цели служит использование различных информационных технологий, методов развивающего обучения и проблемных методов.
Особенно важной проблемой заочной формы обучения является повышение качества образования. Традиционные педагогические технологии [2 — 4] не обеспечивают в полной мере усвоение заочниками быстро возрастающего объёма знаний. Для того чтобы восполнить недостаток времени, отведённого на аудиторные занятия в заочном вузе, необходимо искать дополнительные способы обучения, которые позволяют решать проблемы оптимизации учебного процесса и повышать его качество.
Основной теоретический материал, как правило, предоставляется студентам на лекциях. Поскольку, лекции по начертательной геометрии читаются на первом курсе в первом семестре, традиционными методами обучения на этом этапе трудно добиться высокой устойчивости и концентрации внимания студентов. Особенно важно эмоциональное воздействие преподавателя на первокурсника, повышающее его познавательную активность. Достигается это только, когда лектор учитывает психологию аудитории, закономерности восприятия, внимания, мышления, эмоциональные процессы студентов-заоч-ников [1, 2]. Методика чтения лекций должна также зависеть от уровня общей довузовской подготовки студентов, от характера темы и содержания материала и от того, на каком факультете ведутся занятия. Главное назначение лекции — обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности по дисциплине, сформировать у студента ориентиры для самостоятельной работы. Этому служит применение обучающих мультимедийных программ.
По нашему мнению, на лекциях необходимо выбирать комбинированную форму, т.е. использовать традиционное чтение лекции [3], например, лекцию-визуализацию, в сочетании с мультимедийными приложениями, иллюстрирующими изложение темы. Такие дополнения не только обогащают содержание лекции, но и делают её более живой и привлекательной для студентов. Так, при изучении начертательной геометрии, использование эффектов анимации позволяет демонстрировать последовательность проецирования пространственных геометрических образов на плоскости проекций, более наглядно рассмотреть взаимное положение различных геометрических образов в трехмерном пространстве. При этом можно скрывать или восстанавливать все вспомогательные построения, которые характеризуют ход решения задачи, что облегчит студенту, в конечном итоге, чтение чертежа. В то же время, при восстановлении процесса построений чертежа можно вновь проследить логику, понять алгоритм и проверить правильность выполненных построений.
Теоретический материал лекции делится на определенные модули, представленные в графическом изображении на слайдах. В поле зрения аудитории традиционная учебная доска находится слева, а экран — справа. Несомненным достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность представить на доске изображение ортогонального чертежа и тут же на экране показать его трехмерное отображение в цвете. Наглядность, как показывает опыт, облегчает понимание сути излагаемого материала, что особенно важно на младших курсах обучения в вузе. Использование мультимедийного оборудования на занятиях не только помогает студенту усвоить материал, но и значительно облег-
чает работу преподавателя, экономит время, в том числе и за счет сокращения работы мелом на доске. Это особенно важно при преподавании инженерной графики, т.к. в лекционном курсе этой дисциплины требуется демонстрация значительного количества сложных, точно выполненных графических изображений. Используя компьютер и видиопроектор, в течение учебного занятия можно показать студентам большое количество достаточно сложных по содержанию чертежей, которые хорошо просматриваются всей аудиторией, а также неоднократно продемонстрировать последовательность их построения, что затруднительно при использовании мела и доски. При этом способе можно в любое время повторно вернуться к наиболее трудным для восприятия этапам решения задачи, а также дать их пошаговую реализацию. Такая лекция становится насыщенной по содержанию и существенно экономит аудиторное время.
Учитывая специфику заочного образования, когда практические занятия проводятся не сразу после прочтения лекций, а только в следующем семестре, для закрепления нового материала приходится решать практические задачи на лекции. Большую помощь в этом оказывает разработанная нами «Рабочая тетрадь», имеющаяся у каждого студента. В этом пособии помещены задания по всем разделам дисциплины. Они расположены в соответствии с читаемыми лекциями. Работа в тетрадях позволяет экономить драгоценное аудиторное время за счет того, что исходные данные задачи уже начерчены и условие задано. Студентам остается только решить задачу и записать алгоритм ее решения. Помимо задач в «Рабочих тетрадях» размещаются также иллюстрации части теоретического материала лекций. Например, образование трехкартинного комплексного чертежа студенты в ходе лекции рассматривают на слайдах и не переносят чертежи с доски в свой конспект, т.к. они уже имеются в «Рабочей тетради».
Главной задачей процесса совершенствования преподавания графических дисциплин является повышение уровня мотивации при обучении. Чтобы ответить на вопрос студентов: «Для чего мы это изучаем?», приходится часто приводить примеры связи изучаемого предмета с другими дисциплинами, изучаемыми на старших курсах определенной специальности. Нужно объяснять студентам, что любая область человеческой деятельности в той или иной мере связана с передачей графической информации, то есть сведений о предметах и явлениях окружающего нас мира. К примеру, небольшие графические изображения — пиктограммы окружают нас на автомобильных трассах, в аэропортах, на железнодорожных вокзалах и несут всем понятную объёмную информацию. Графическое изображение предмета — чертёж или рисунок — иногда содержит больше информации, чем целая брошюра. Например, содержание технических руководств на современную бытовую технику имеют больше графики, чем текста.
Элементы инженерной графики присутствуют в любой сфере деятельности человека. Инженерная графика учит абстрактно мыслить и развивает воображение, представление и мыслительные процессы. Без хорошего знания чертежа не мыслима успешная деятельность по выбранной в вузе технической специальности. Выпускаемые в настоящее время инженерные кадры должны иметь современную графическую подготовку, уметь с помощью чертежа выразить творческие замыслы, технические идеи для последующего осуществления их на практике. Без
навыков работы с графической документацией не могут обойтись инженеры-технологи и инженеры-конструкторы швейного и обувного производства. Не умея чертить и абстрактно мыслить, невозможно спроектировать выкройки как одежды, так и обуви. Использование компьютерных технологий позволяет показать наглядно на экране применение различных методов геометрического моделирования в технике, в строительстве, в конструировании, дизайнерском творчестве. Например, читая лекцию для студентов специальности «Конструирование обуви», целесообразно демонстрировать использование методов построения сопряжений и методы построения лекальных кривых для получения различных моделей обуви [5].
В курсе «Начертательная геометрия» для студентов специальностей «Технология швейных изделий», «Конструирование швейных изделий» изучение тем «Поверхности» и «Развертки» проводится на примере конструирования головного убора. В этих темах изучаются поверхности вращения — тор, эллипсоид, гиперболоид, а также сфера, цилиндр, конус, некоторые из которых применяются при конструировании моделей одежды и головных уборов. Примером может служить цилиндрическая поверхность вращения, геометрически близкая к деталям головных уборов.
Для изготовления элементов головного убора, получаемых путем свертывания и изгиба материала, необходимо иметь заготовки — развертки будущих деталей. Построение разверток выполняют обычно графическими приемами с применением способов, предлагаемых начертательной геометрией. Преподаватель, используя мультимедийный проектор, демонстрирует студентам построение лекал элементов головного убора. Головной убор делится на правильные геометрические фигуры и поверхности, а затем выполняется развертка этих фигур и поверхностей на плоскости. При конструировании учитываются припуски на швы, на толщину ткани, на усадку или растяжение при влажно-тепловой обработке и соединении деталей. Развертка цилиндра часто берется за основу при конструировании. Видоизменяя эту основу, можно получить разнообразие моделей и форм головных уборов. Так, на конкретном примере построения лекал головного убора преподаватель может показать значение и возможность практического использования материала темы «Поверхности и их развертки» в курсе начертательной геометрии.
Таким образом, использование компьютера в учебном процессе — это не только средство снижения трудоемкости выполнения графических работ, но и способ облегчения понимания методики построения чертежей. В результате у студентов формируется интерес и стремление к приобретению прочных знаний и умений, понимание их значения для будущей деятельности.
Любой метод обучения может дать положительный результат только при наличии внутренней потребности в обучении, то есть в мотивации. Преподавание графических дисциплин с использованием современных технологий вырабатывает у студентов значительный интерес к предметам, которые изучаются на первом курсе, когда у них еще недостаточная мотивация к изучению общепрофессиональных дисциплин. Кроме того, такой подход позволяет привить навыки, необходимые для создания чертежей конструкции одежды, обуви и, как следствие, подготовить высококвалифицированного специалиста.
Библиографический список
1. Демкин В.П. Технологии дистанционного обучения : монография / В.П. Демкин, Г.В. Можаева. — 2-е изд. — Томск : ООО «Графика», 2006. — 122 с. — С. 8 — 31.
2. Токарева И.В. Самоуправление психическим состоянием в студенческом возрасте / И.В. Токарева, Л. П. Полит // Теоретические знания — в практические дела : сб. тезисов и докладов VI внутривуз. науч.- практ. конф. — Омск : ОФ РосЗИТЛП, 2005. - С. 90.
3. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники и учебные пособия высшей школы». — Ростов-на-Дону : Феникс 1998. — 544 с.
4. Пидкасистый П.И. Психолого - дидактический справочник преподавателя высшей школы / Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. — М., 1999. — 189 с.
5. Полит Л. П. Междисциплинарные связи как средство повышения мотивации к графическим знаниям / Л.П. Полит // Современные тенденции и перспективы развития образования : сб. статей V Междунар. науч.-практ. конф. Омск, 2007г. — Омск : Омский государственный институт сервиса, 2007. — С. 88.
ПОЛИТ Людмила Петровна, доцент кафедры проектирования и автоматизации производств.
Адрес для переписки: е-шаП: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.06.2009 г.
© Л. П. Полит
Книжная полка
Душина, И. В. Методика преподавания географии : учеб. пособие / И. В. Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя. — М. : Экзамен, 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-377-00799-9.
В книге приведены подробные разработки лабораторно-практических занятий по методике преподавания географии в педагогических вузах. Данное учебное пособие разработано с учетом современных тенденций развития методической науки, а также тех изменений, которые произошли в содержании и структуре школьной географии.
Для студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей.
Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка: Коммуникативно-деятельностный подход : учеб. пособие для вузов / Е.С. Антонова. — М. : КноРус, 2007. — 464 с. — ISBN 978-5-85971-609-8.
Рассматриваются общие вопросы методики преподавания русского языка, описывается коммуникативнодеятельностный подход к обучению школьников русскому языку, предлагается технология методической деятельности ученика.
Для студентов, аспирантов и преподавателей педагогических учебных заведений. Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ