УДК 378.1
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ МЕТОДА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
© 2017
Ахметжанова Галина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой
«Педагогика и методики преподавания» Довгий Марина Андреевна, студент Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматривается на основе метода теоретического моделирования повышение правовой культуры педагогов. Отмечается противоречие между сложившейся системой правового обучения педагогических работников и положениями государственной политики в области профессионального образования. В качестве социального заказа определены требования Профессионального стандарта, который выделяет правовые знания как основу профессиональных компетенций педагога. На основе разработанной модели рассматриваются основные принципы, педагогические условия, структура и содержание повышения правовой культуры педагогов. При описании модели автор определяет основы правовой культуры педагога, обосновывает содержание правового обучения. При описании модели уделяется внимание ее компонентам. Отмечается, что при построении модели совершенствовании правовой культуры педагога необходимо соблюдение ряда педагогических условий, соблюдение которых повысит уровень мотивации педагогов и качество образовательного процесса. В заключении автор отмечает поэтапную реализацию модели и описывает этапы образовательного процесса. Отмечается, что данная модель весьма актуальна в условиях реализации Профессионального стандарта педагога и отвечает социальному заказу общества и государства. Авторы подчеркивают, что реализация модели повысит качество образования и снизит уровень правового нигилизма в образовательной среде.
Ключевые слова: правовая культура, профессиональные компетенции, педагог, модель повышения правовой культуры, правовое обучение, повышение квалификации, мотивация педагогов, Профессиональный стандарт, профессиональное образование, педагогические условия повышения правовой культуры.
IMPROVING THE LEGAL CULTURE OF THE TEACHER BASED ON THE METHOD
OF THEORETICAL MODELING
© 2017
Ahmetzhanova Galina Vasilyevna, doctor of pedagogical Sciences, Professor, head of Department
"Pedagogy and methods of teaching" Dovgy Marina Andreevna, student Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya St., 14, e-mail: [email protected])
Abstract. The article considers the increase of teachers' legal culture based on the method of theoretical modeling. There is a contradiction between the existing system of pedagogical workers' legal education and the provisions of the state policy in the field of vocational education. The requirements of the Professional Standard are defined. It distinguishes legal knowledge as the basis of the teacher's professional competencies. The authors develop the model considering main principles, pedagogical conditions and social environment. The structure and content improving the legal culture of teachers are examined. The authors determine the basis of the teacher's legal culture and approve the content of legal education. It is noted that in the model specification it is necessary to observe a number of pedagogical conditions.Its compliance increases the level of teachers' motivation and the quality of the educational process. In conclusion the authors reveal the gradual implementation of the model and describe the stages of the educational process. It is noted that this model is very relevant in the condition of asserting of the teacher's Professional Standard and meets the social priorities of the public and government procurement. The authors emphasize that the implementation of that model both improve the quality of education and reduce the level of legal nihilism in the educational environment.
Keywords: legal culture, professional competence, teacher, model of legal culture enhancement, legal education, professional development, teacher's motivation, professional standard, vocational education, pedagogical conditions for improving legal culture.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Актуальность темы на теоретическом уровне состоит в законодательной деятельности государства, государственном заказе в повышении правовой культуры педагогов. В соответствии и действующим Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования[1] для специальности 050100 Педагогическое образование (бакалавр), выпускник вуза должен знать основные международно-правовые акты, знать и использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности, знать основы социальной политики, а также соблюдать права и интересы обучающихся. Таким образом, Федеральный государственный стандарт рассматривает формирование у выпускника вуза по педагогической профессии целого комплекса профессиональных компетенций, но правовая, как таковая, отдельно не выделяется. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного среднего общего образования), среди основных знаний педагога, указывает на необходимость владеть нормативной документацией по вопросам обучения и воспитания ребенка,
а также Трудовое законодательство и Конвенцию о правах ребенка[2].
Актуальность темы на практическом уровне связана с затруднениями педагогов в реализации государственных правоприменительных актов. Анализ материалов периодической печати, судебной практики свидетельствуют о многочисленных правонарушениях в сфере образования. Часто педагоги не знают правовых норм, действуют интуитивно, не осознавая противоправности своих поступков. В этих условиях необходимо повышение правовой культуры педагога для преодоления противоправности педагогических решений и защиты собственных законных интересов. Знание педагогом основ законодательной политики в сфере образования позволит избежать конфликтных ситуаций между участниками учебно-образовательного процесса и владеть правовой базой для цивилизационного разрешения в рамках правового поля. Знание основ образовательного законодательства необходимо руководителям и сотрудникам органов управления образования, администрации образовательных учреждений, учителям, ведь именно на их плечах лежит необходимость формирования личности, гражданской ответственности, отношения к нашей
стране и обществу у подростков, в том числе и основам правовых знаний.
Актуальность данной темы на социальном уровне обусловлена потребностью общества в педагогах, как специалистах, знающих и соблюдающих права детей, способных защитить свои права обладающих правовой информацией и юридической грамотностью, умеющих ориентироваться в многочисленных юридических источниках, применять правовые нормы в конкретных практических ситуациях, защищать свои гражданские права, знать и защищать права ребенка.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В частности, вопросы, связанные со структурой, содержанием профессиональной правовой составляющей и условиями ее формирования и развития в процессе профессиональной деятельности специалистов в области образования, освещаются в работах отечественных исследователей: А.П. Андреева, В.И. Байденко, В.А. Болотова, Т.Г. Браже, A.A. Вербицкого, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, О.М. Карпенко, A.M. Митяевой, В.В. Серикова, Ю.Г. Татура, A.B. Хуторского, В.Д. Шадрикова, а также в трудах зарубежных ученых: Ф. Вайнерта, Ж. Делора, Б. Оскарссона, Дж. Равенна, В. Хутмахера и др.
Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды ученых в области общей и профессиональной педагогики (A.C. Белкин, Г.Д. Бухарова, Э.Ф. Зеер, A.B. Мудрик, Г.М. Романцев, В.А. Сластенин, Е.В. Ткаченко, H.H. Тулькибаева и др.), работы по профессионально-правовой компетентности педагогов (C.B. Турин, O.A. Панова, И.Ю. Серяева, A.A. Черемисина, Т.И. Шамова и др.), по правовому воспитанию (Т.И. Акимова, A.A. Кваша, Е.А. Певцова, Л.И. Пертражицкий и др.); исследования правовой культуры личности и общества (А.Г. Кислов, B.C. Нерсесянц, Е.В. Татаринцев, Е.Я. Тищенко и др.), среды как фактора формирования, развития и самореализации личности (А.И. Артюхина, Л.С. Выготский, И.А. Ларионова, Л.В. Моисеева, В.И. Слободчиков, Г.П. Щедровицкий и др.); технологии обучения в вузе (С.И. Архангельский, В.А. Сластенин, Г.К. Селевко, В.А. Якунин и др.).
Отдельные вопросы формирования профессионально-правовой культуры педагогов рассматриваются в исследованиях И.В. Безукладниковой, Е.П. Болотовой, Ю.Ю. Ветютнева, Е.М. Кропанёвой, Е.А. Певцовой, Р.К. Русинова, A.A. Черемисиной.
Некоторые аспекты формирования правовой компетенции студентов в высших профессиональных образовательных учреждениях неюридического профиля освещаются в работах A.C. Аникиной, С.С. Воеводиной, Т.С. Волох, M.B. Горбушиной, C.B. Турина, A.B. Коротун, A.B. Молчановой, O.A. Панова, M.E. Поляковой, B.B. Потомахина и др.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г. с изм.), Закон Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями, Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» № 125-ФЗ от 22 августа 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., ФГОС ВПО по направлению подготовки «050100 — Педагогическое образование» (бакалавр) (2010 г.), Письмо Министерства образования РФ «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ» №391/11 от 19.03.1996 г. и другие.
При неоспоримой теоретической и практической значимости исследований указанных авторов следует отметить, что выделенная нами проблема формирования правовой культуры педагогов на основе метода теоретического моделирования не достаточно разработана и
требует большего внимания со стороны представителей фундаментальной науки. В этой связи актуальность исследования связана с нечеткостью определения правовой культуры в профессиональной деятельности педагога, ее структуры и неразработанностью критериев и уровней ее сформированности на практике.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью исследования является повышение правовой культуры педагогов на основе метода теоретического моделирования..
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Современная система образования в настоящий момент переживает период модернизации, связанный с поиском новой образовательной парадигмы, подготовке педагогов в соответствии с требованиями нового Профессионального стандарта. Образование выступает в роли социокультурной инновации: изменяется стратегия управления образовательной организацией, обновляются приоритеты во взаимодействии семьи и школы, появляются новые подходы к личности педагогического работника и его профессиональной деятельности.
Профессиональный стандарт, как инструмент кадровой политики, опирается на профессиональное образование педагогического работника в системе координат личностного и профессионального роста, является важным звеном в решении задач кадрового обеспечения образовательного процесса[3]. Рассматривая профессиональный стандарт с точки зрения личностно ориентированного подхода, необходимо отметить повышенное внимание его разработчиков к личности педагога: наличия необходимых для профессиональной деятельности компетенций, развитию культуры личности педагога, готовности к профессиональной деятельности с учетом новых преобразований в российском образовании.
Одним из важнейших элементов личности современного педагога является наличие развитой правовой культуры. Современному педагогу при организации образовательного процесса необходимо действовать в соответствии с требованиями современного законодательства, быть в курсе постоянно меняющихся трудовых, дисциплинарных, административных законодательных решений.
Таким образом, существует противоречие между сложившейся системой повышения квалификации педагогических работников, в которой недостаточное внимание уделяется развитию правовой культуры и современными требованиями к уровню правовой культуры педагогов, как необходимого компонента их профессиональной деятельности.
Разрешение данного противоречия возможно при условии использования метода теоретического моделиро-вания[4]. Это позволит изучить структуру и содержание объекта исследования, его основные свойства и методы деятельности, предоставит возможности для теоретического осмысления и научного прогнозирования правовой культуры педагога как объекта исследования.
Метод теоретического моделирования заключается в исследовании результатов, в том числе и образовательных процессов при помощи построения идеальной модели. Изучив характерные черты реальных образовательных процессов и тенденций, можно смоделировать требуемое состояние изучаемой системы[5]. Но для полной реализации модели необходимо ее соединение с практикой. Модель является заместителем реального объекта, что позволяет теоретически изменять ее состояние и проследить результаты экспериментальных процессов, не затрагивая моделируемого объекта.
Нами спроектирована модель совершенствования правовой культуры педагогов, которая учитывала следующие условия развития современной педагогической системы:
- мобильность, которая выражается в быстроте краткосрочных и долговременных изменений, необходи-
мости моментального реагирования на трансформацию системы образования;
- системность, которая выражается во взаимосвязи всех составляющих ее элементов, взаимодействии локальных образовательных сред;
- информационная насыщенность, предполагающая крупные объемы информации, виртуальный характер образовательных гаджетов, технологичность и геймиза-цию образовательного пространства;
- индивидуализация системы обучения, проявляющаяся с одной стороны в личностно ориентированном походе педагога к каждому ребенку как личности со всем спектром особенностей, с другой стороны, индивидуализация проявляется при подходе к содержанию обучения как разработка индивидуальной траектории обучения с учетом необходимых требований.
При проектировании модели учитывались вышеперечисленные условия, с учетом данных условий, отражающие изменения, происходящие с личностью педагогов, их правовым образованием, что предполагает совершенствование уже имеющихся правовых знаний, развитие навыков правового характера, повышения уровня правовой сознательности и адекватного правового поведения. Интеграция базовых знаний педагогов в области трудового и образовательного права, самообразования и современных технологий в обучении позволит смоделировать процесс повышения квалификации педагогов и повысить результативность образовательного процесса[6].
Строилась модель с опорой на Профессиональный стандарт, нормативно-правовую составляющую деятельности педагога в условиях модернизации системы образования, и опирается на ряд принципов профессионального образования: природосообразность, гуманизм, гуманитаризация, научность, гражданственность.
На наш взгляд, данные принципы подлежат более подробному рассмотрению.
Принцип природосообразности предполагает создание безопасной и комфортной образовательной среды [7]. Для профессионального обучения педагогических работников соблюдение этого принципа выражается в создании условий для реализации образовательных систем, безопасных для здоровья, прежде всего, исключающих стрессы, перегрузки, синдром профессионального выгорания[8]. Принцип природосообразности в профессиональном обучении педагогов должен обеспечивать потребности педагогов в саморазвитии и самосовершенствовании.
Основной задачей построения модели совершенствования правовой культуры педагога на всех этапах профессионального обучения является формирование образовательного пространства, безопасного от переутомлений и перенапряжений, несмотря на то, что педагоги зачастую совмещают процесс получения дополнительного профессионального образования с текущей профессиональной деятельностью[9]. Для реализации данного принципа необходимо строить работу с учетом мотивации работников, разработать разнообразные формы аудиторной и внеаудиторной деятельности, а также рефлексию с учетом целевого компонента, что обеспечить удовлетворенность от учебной деятельности и создаст положительную мотивацию на будущее.
Отметим также, что принцип педагогического гуманизма предполагает соблюдение прав и свобод всех участников педагогического процесса, а также норм российского и международного права, а также соблюдение принципа нравственной свободы человеческой деятельности. Традиционно, профессия педагога предполагает высокий уровень нравственности, поэтому реализация данного принципа особенно актуальна в условиях профессионального развития представителей данной профессии.
Соблюдение принципа гуманизма в профессиональном обучении педагогов, поворот к личности педагога,
его потребностям и профессиональным интересам не только повышает правовую и педагогическую культуру, но и обновляет содержание всего российского образования.
Следует заметить, что именно гуманитаризация образования предполагает расширение спектра гуманитарных дисциплин. При построении модели совершенствования правовой культуры, необходимо учитывать данный принцип как основу содержания образования.
Гуманитаризация профессионального образования отвечает социальному заказу государства и общества, испытывающих потребность в грамотных в правовом и духовном отношении педагогах, осуществляющих свою профессиональную деятельность на принципах патриотизма, гражданственности и демократических основах образовательной политики[10].
Заметим, что, спроектированная нами модель основана на принципе гуманитаризации направлена на широкую нравственно-правовую подготовку, формирование позитивных правовых установок в обучении педагогов и обеспечение бескризисного развития профессиональной педагогики.
Принцип научности играет важную роль при моделировании процесса совершенствования правовой культуры педагога, который предполагает опору на научный аппарат изучаемых процессов и явлений. При организации процесса обучения, с точки зрения принципа научности, выдвигается цель и задачи обучения, сведения и факты, достоверно изложенные в научных концепциях. В процессе обучения применяются дидактические приемы и принципы, программы обучения предусматривают основные теоретические положения, научные концепции и результаты научных исследований. Изложение материала необходимо строить на основе современных дискуссионных проблем, раскрывать все стороны изучаемых процессов и явлений, акцентировать внимание на разносторонних взглядах на решение научных задач[11].
В правовом обучении педагогов необходимо придерживаться основ правовой культуры, формировать правовое мышление, навыки работы с нормативно-правовой документацией, знакомство педагогов с правовым образовательным пространством[12].
Умения выявлять задачи построения гражданского государства, акцентировать внимание обучающихся на социально-экономических и политических процессах, выработку стойкой гражданской позиции предполагает принцип гражданственности, так как гражданское образование выступает как необходимый фактор социально-значимого образования педагогов, формирование ответственности перед законом и обществом за вою профессиональную деятельность[13].
Таким образом, перечисленные принципы, составляющие основу модели совершенствования правовой культуры педагога в профессиональной деятельности ориентированы на государственный запрос педагогического работника как авторитетной, социально значимой личности в обществе[14].
Спроектированная нами модель совершенствования правовой культуры педагога представляет собой системный, состоящий из взаимосвязанных компонентов, которые реализуются в профессиональной деятельности и включает следующие компоненты: целевой, содержательный, деятельностный, оценочно-аналитический и результативный.
Рассмотрим подробнее компоненты модели повышения правовой культуры педагога.
Целевой компонент модели определяет мотивы, целевые установки модели, характеристику социального заказа личности педагога, обладает способностью к самосовершенствованию и самореализации. Педагогу в современной образовательной организации необходимо применять правовые нормы в профессиональной деятельности, транслировать правовые нормы и ценности другим участникам учебно-воспитательного процесса,
стремиться к реализации соответствия социального и государственного заказа Педагог должен быть готов к совершенствованию своей правовой культуры, обладать достаточной профессиональной мотивацией.
Содержательный компонент, рассматривается, как системообразующее звено, включающее теоретическую основу права, базовыми представлениями о законодательстве правоприменении, основных законах педагогической юстиции[15]. Содержательный компонент модели наполняется в результате совершенствования правовой культуры, информационная насыщенность дополняется технологичностью подходов и технологиза-цией самого содержания системы обучения.
Деятельностный компонент модели определяет смысл деятельности педагога по совершенствованию правовой культуры, а также непосредственно содержание деятельности по ее повышению: аудиторные занятия, включающие лекционный материал, практические и лабораторные занятия и внеаудиторные, такие как социально значимая деятельность, непосредственное решение ситуативных правовых задач, правовая социализация.
Оценочно-аналитический компонент модели включает самооценку результатов деятельности педагога, аналитическую работу по факторным показателям обучения: мотивации педагога к правовому образованию и самообразованию, психологическая и профессиональная готовность к деятельности по повышению правовой культуры, анализ средств и методов деятельности для достижения адекватных результатов работы по совершенствованию правовой культуры педагога[16].
Результативный компонент модели предполагает наличие условий для сформированности компетенций, определяемых рамками Профессионального стандарта, определяет параметры успешности функционирования и развития модели совершенствования правовой культуры педагога.
Модель дает возможность представить процесс совершенствования правовой культуры педагога как систему взаимосвязанных элементов. В процессе проектирования модели совершенствования правовой культуры педагога учитывалась специфика целей и условий учебно-воспитательного процесса, учитывались целевые установки и задачи учебно-воспитательного процесса, структурировалось содержание обучения на каждом этапе обучения[17].
При построении модели необходимо было также соблюсти и ряд организационно-педагогических условий, среди которых важнейшими являются: обеспечение мо-тивационно-ценностной готовности педагогических работников к повышению правовой культуры, вовлечению педагогических работников в процесс совершенствования содержания профессионального правового знания, создания в рабочем пространстве педагога правовой среды[18]. Соблюдение данных условий предполагает использование средств и методов повышения правовой культуры, различных форм и методов аудиторных и внеаудиторных занятий, стимулирование познавательной и творческой деятельности, использованию современного материально-технического обеспечения, возможности проведения диагностики качества профессионального обучения педагогов в рамках программы обучения[19].
Отметим, что содержание процесса формирования правовой культуры педагогов предполагает и выделение элементов содержания, таких, как знаниевый, оценочный, социальный, коммуникативный, а сама модель совершенствования правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности строится поэтапно и включает следующие этапы: диагностический, подготовительный, формирующий, оценочный.
Диагностический этап предполагает проведение исследования существующей проблемы, где с помощью диагностических методик выясняется уровень существующей правовой базы педагогов и их готовность к
совершенствованию правовой культуры.
Подготовительный этап предполагает проведение определенных мероприятий к повышению правовой квалификации: анализ диагностики, отбор содержания учебного материала, деление на группы, актуализация материалов обучения[20].
На формирующем этапе реализуется непосредственно процедура обучения: аудиторные и внеаудиторные занятия, педагогам предлагаются различные формы заданий, в том числе ситуационные[21]. Итогом формирующего этапа является защита аттестационной работы в группах, сформированных на подготовительном эта-пе[22].
Необходимо отметить и тот факт, что спроектированная модель охватывает весь образовательный процесс: от целевой и мотивационной составляющей, включая необходимые для ее функционирование педагогические условия, через содержание, включающее наполняемость правовыми знаниями и умениями, к результативному, включающему сформированный уровень правовой культуры (рис. 1).
Рисунок 1 - Модель совершенствования правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, наши исследования показали, что реализация данной модели позволила приобщить педагогов к правовому поведению, способствовала преодолению правового нигилизма в образовательной среде, проявлению социально-правовой активности, готовности соблюдать законодательство Российской Федерации и препятствовать его нарушению, соблюдать образовательное законодательство, организовывать процесс правового обучения и воспитания.
Спроектированная нами модель может применяться для организации курсовой подготовки педагогов в системе повышения квалификации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2016 г. N 544н. // ЭПС «Система ГАРАНТ» :ГАРАНТ-Максимум. Вся Россия / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 03.07.2013."0б утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфе-
ре дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". //Там же.
3. Белянкова Е. И. Содержательный аспект правовой подготовки будущего учителя // Молодой ученый.
— 2016. — №9. — С. 1074-1076.
4. Болотова Е. Л. Правовая подготовка педагога в условиях формирования гражданского общества Педагогическое образование и наука, № 2, 2012, С. 4-9.
5. Гранат Н. Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. 1998. № 11/12. С. 6.
6. Клейменова, Е. В., Моралева, К. А. Правовая культура и ее стандарты в конституциях Российской Федерации //Правоведение. -2003. — № 1. — С. 50 — 56.
7. Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М.: Карапуз, 2009, 288 с.
8. Куликова А.В. Правовая культура в рамках социологического подхода: содержание понятия,его особенности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. Выпуск 1 (5). Н. Новгород, 2006.
9. Лазарев В. В. Общая теория права и государства. М., 2001. С. 251.Уледов А. К. К определению специфики культуры как социального явления // Филос. науки.1974. № 2. С. 28.
10. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2005. С. 216.
11. Семетко А. П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. Свердловск, 1990. С. 21.
12. Белякова Н. В. Профессиональная мобильность педагогических кадров как показатель их успешности в условиях перехода на стандарты нового поколения// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» 2013 - № 2 - С.
13. Пулина А. А. Профессиональная мобильность педагога как условие инновационного развития современной школы / А. А. Пулина // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). — С. 224-230.
14. Копылова И. А. Самообразование педагога как условие профессионального роста // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 51-54.
15. Профессионально значимые качества будущих педагогов профессионального обучения / Е.В. Евплова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 2. - С. 62-65.
16. Жарылгасова П.Е., Кокшеева З.Т. Профессиональная компетентность педагога // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 7-2. - С. 142-143
17. Сальников В. П. Теория права и государства :курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юрист, 1997.
18. Станченко Е. Н. Профессиональная деятельность педагога в школе // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 149
19. Сластенин В.А. и др. ПедагогикаУчеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 18 с - .
20. Белянкова Е. И. Содержательный аспект правовой подготовки будущего учителя // Молодой ученый.
— 2016. — №9. — С. 1074-1076.
21. Будкина Л.В., Быстрова Л.В. Правовая культура педагога как условие успешной правовой социализации учащейся молодежи // Современные проблемы науки и
образования. - 2012. - № 2 - С. 19-23.
22. Бобылева Я. В., Борисова С. В., Гриценко Л. А. Педагогические условия формирования правовой культуры будущих учителей // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 452-454.
Статья поступила в редакцию 26.04.2017. Статья принята к публикации 22.06.2017.