<glb>
УДК 349.412.44
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.В. Леонов
Аннотация. В статье говорится о совершенствовании нормативных подходов к правовому регулированию предоставления земельных участков для строительства в Российской Федерации. Уделено внимание планируемым законодательным изменениям в области земельного права.
Ключевые слова: земельное право, земельный участок, строительство.
Abstract. The article considers the improvement of regulatory approaches to legal regulation of granting land plots for construction in the Russian Federation. Attention is paid to the planned legislative changes in the field of land law.
Keywords: land law, land, construction.
Предоставление земельных участков для строительства является важнейшим правовым институтом земельного права Российской Федерации, которое регулируется, прежде всего, нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) [1].
Необходимо отметить, что существующие проблемные вопросы порядка образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в том числе и для строительства), привлекают внимание законодателя.
Так, Правительством РФ подготовлен законопроект №444365-6 [2], направленный на совершенствование порядка образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для их вовлечения в хозяйственный оборот, который 19 марта 2014 г. был принят Государственной Думой ФС РФ в первом чтении [4].
Законопроектом предлагается установить перечень случаев, в которых предоставление земельных участков возможно без проведения торгов. Так, в качестве одного из них авторы документа называют строительство ин-
фраструктурных объектов государственного и муниципального значения (детских садов, больниц, спортивных сооружений и т.п.). В частности, предусмотрено, что при наличии утвержденного проекта планировки и проекта межевания территории отсутствует необходимость в подготовке акта выбора земельного участка. Если проект планировки и проект межевания не утверждены, вместо акта выбора готовится проект образования земельного участка.
При этом срок выделения земли под застройку без торгов сокращается законопроектом с трех лет до трех месяцев.
Стоит отметить, что возможность предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) установлена ЗК РФ [1]. Однако действующее законодательство не определяет случаи, в которых это целесообразно.
Также законопроект предусматривает предоставление земельных участков в безвозмездное пользование гражданам (в соответствии с установленными законами субъектов РФ перечнями специальностей) для индивидуального жилищного строительства, а также ведения личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом российские регионы смогут формировать перечни муниципальных образований, в которых допускается такое предоставление земельных участков. Эта мера, по мнению разработчиков документа, будет стимулировать переселение граждан в местности, нуждающиеся в людских ресурсах.
Документом также устанавливается право граждан бесплатно получать такие участки в собственность в случае, если они использовались в соответствии с разрешенным использованием более пяти лет.
Наряду с этим предлагается установить возможность предоставления участков для ведения дачного хозяйства, огородничества и садоводства в индивидуальном порядке, а не только через некоммерческие объединения граждан.
Кроме того, законопроектом предусматривается введение обязанности органов государственной власти и местного самоуправления выставлять на торги свободные земельные участки на основании заявлений граждан и юридических лиц, за исключением случаев, когда такие участки зарезервированы для государственных или муниципальных нужд, ограничены в обороте и т.п. При этом в качестве начальной цены земельного участка на аукционе предлагается использовать его кадастровую стоимость.
<д|Ь>
Установленную в настоящее время в отношении жилищного строительства процедуру предоставления земельного участка для комплексного освоения территории (ст. 30.2 ЗК РФ [1]) авторы законопроекта хотят распространить на все виды строительства.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, в настоящее время нормативно-правовое регулирование механизма предоставления земельных участков имеет множество пробелов и противоречий, создающих на практике условия для злоупотреблений [3]. В частности, различные отраслевые законы и кодексы в качестве основания для образования земельных участков требуют подготовку документов, содержание которых либо не установлено, либо установлено недостаточно четко.
Таким образом, законопроект №444365-6 имеет своей целью сделать процедуру предоставления земельных участков максимально прозрачной и понятной, обеспечив равный доступ к земельным ресурсам для всех инвесторов и сократив избыточные согласования. Предлагаемое совершенствование законодательства упрощает предоставление земельных участков для строительства, что несет определенные выгоды инвесторам и застройщикам, а также гражданам при индивидуальном жилищном строительстве. Принятие законодательных изменений будет способствовать как развитию строительной отрасли вообще, так и расширению возможностей граждан в области индивидуального жилищного строительства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ, 2001, №44, ст. 4147.
2. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (подготовлен Минэкономразвития России) (ред. до внесения в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.11.2013) // СПС Консультант Плюс.
3. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершен-
ствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» // СПС Консультант Плюс.
4. Паспорт проекта Федерального закона №444365-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (внесен Правительством РФ) // СПС Консультант Плюс.
В.В. Леонов,
руководитель Государственного автономного учреждения города Москвы «Московская государственная экспертиза» E-mail: Leonov. VV@mge.mos.ru