Научная статья на тему 'Совершенствование правового регулирования мер государственного воздействия на участников дорожного движения'

Совершенствование правового регулирования мер государственного воздействия на участников дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
358
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / УГОЛОВНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / TRAFFIC SAFETY / STATE INFLUENCE / ADMINISTRATIVE INFRACTION / CRIMINAL OFFENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федоров Александр Григорьевич

Исследуются проблемы достаточности мер административного взыскания к водителям за управление транспортными средствами без соответствующих прав. Обосновывается идея о том, что государство должно ужесточить меры наказания, переквалифицировав их из административных правонарушений в уголовные преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving Legal Regulation of State Corrective Measures Directed at Road Users

Problems of adequacy of administrative penalties for drivers who drive without the license are investigated. The idea that the State has to toughen penalties by reclassifying administrative infractions as criminal offences is grounded.

Текст научной работы на тему «Совершенствование правового регулирования мер государственного воздействия на участников дорожного движения»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

A.G. Fedorov

Improving Legal Regulation of State Corrective Measures Directed at Road Users

Problems of adequacy of administrative penalties for drivers who drive without the license are investigated. The idea that the State has to toughen penalties by reclassifying administrative infractions as criminal offences is grounded.

Key words and word-combinations: traffic safety, state influence, administrative infraction, criminal offence.

Исследуются проблемы достаточности мер административного взыскания к водителям за управление транспортными средствами без соответствующих прав. Обосновывается идея о том, что государство должно ужесточить меры наказания, переквалифицировав их из административных правонарушений в уголовные преступления.

Ключевые слова и словосочетания: безопасность дорожного движения, государственное воздействие, административное правонарушение, уголовное преступление.

УДК 343.34:343.5 ББК 67.408.13

А.Г. Федоров

совершенствование

правового

регулирования мер

государственного

воздействия

на участников

дорожного движения

^Увеличение количества транспорта и, как следствие, возросшая интенсивность дорожного движения влекут рост дорожно-транспортных происшествий (ДТП). За 11 месяцев 2013 г. Россия, согласно официальной статистике ГИБДД, потеряла 24 380 человек и 235 316 человек получили ранения. По вине водителей, совершивших 163 394 ДТП, погибло 20 921 человек и 215 320 человек получили ранения. 75,4% дорожно-транспортныгх происшествий произошли по вине нетрезвых водителей [1].

Сегодня участник дорожного движения, чтобы не спровоцировать ДТП, должен быть предельно внимательным и неукоснительно соблюдать правила дорожного движения. Быстро устранить такие причины ДТП, как степень интенсивности дорожного движения, неудовлетворительная логистика по развязке дорог и временному режиму автопотоков,

2014 • вестник пагс 3 7

низкое качество дорожного покрытия, принятием отдельных нормативных актов невозможно. Однако последовательное государственное воздействие на участников дорожного движения в части неукоснительного соблюдения Правил дорожного движения (ПДД) [2] может переломить негативные тенденции на дорогах и снизить количество ДТП. Признавая это, большинство развитых стран идут по пути ужесточения мер наказания за нарушение дорожных правил. Это, несомненно, вынужденная мера, но она дает «быстрые» результаты по снижению аварийности на дорогах.

Сегодня российские законодатели признают необходимость введения дополнительных санкций за нарушение дорожных правил. В частности, с 2009 г. были ужесточены меры уголовного наказания пьяным водителям, совершившим ДТП с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего [3, ч. 2, 4, 6 ст. 264]. С 2013 г. значительно выросли штрафные санкции за нарушение ПДД [4, ст. 12.1—12.28]. Однако, на наш взгляд, проблемой является то, что сегодня в основном ужесточается наказание за ДТП уже по факту, как правило, пострадавшими. Более перспективным направлением видится правовое воздействие государства на водителя в целях предупреждения правонарушения, когда он осознает, что наказуемо уже само по себе нарушение дорожных правил, а не только при наличии материального ущерба или пострадавших лиц и эта мера государственного воздействия направлена на обеспечение общественной безопасности всех участников дорожного движения. При таком подходе ситуация кардинально изменится в лучшую сторону, что скажется на снижении количества ДТП в целом.

Решение обозначенной проблемы возможно за счет устранения ее составляющих. Так, одним из нарушений Правил дорожного движения, которое необходимо пресекать на начальной стадии, а не по факту, когда преступление уже совершено, является управление транспортным средством без соответствующего разрешения государства. По данным ГИБДД, в России каждое восьмое ДТП происходит по вине пьяного водителя, каждое седьмое — по вине водителя, управлявшего автомобилем без прав [5].

Согласно ст. 12.7. Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) «управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от 5 тысяч до 15 тысяч рублей, а за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством, налагается административный штраф в размере 30 тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от 100 до 200 часов». При этом к описанным правоотношениям могут применяться положения ст. 27.12 (отстранение водителя от управления автомобилем) и 27.13 (задержание транспортного средства и помещение его на специализированную стоянку) [4, ст. 12.7, 27.12, 27.13].

Вот один из характерных примеров, отображающих сложившуюся практику подобных правонарушений. «9 января 2014 г., на Грабцевском шоссе в Калуге сотрудники ГИБДД задержали 34-летнего водителя ВАЗ 21013, который пьяным ехал за рулем. В 2010—2013 гг. его задерживали за езду без удостоверения

3 8 2014 • вестник пагс

и в состоянии алкогольного опьянения более 10 раз, однако по настоящее время штрафы в размере 50 тысяч рублей он так и не заплатил. По информации сотрудников ГИБДД, машина правонарушителя помещена на штрафстоянку и решается вопрос об административном аресте самого водителя. Однако максимум, что ему грозит, — 15 суток. Взысканием штрафов будут заниматься уже судебные приставы. При этом инспекторы ГИБДД отмечают, что, скорее всего, этот человек выйдет и вновь сядет за руль. По нынешним законам завести на него уголовное дело или конфисковать машину нельзя» [6].

Возникает вопрос о несоразмерности санкции за несоблюдение требований правовой нормы. Согласно Правилам дорожного движения «водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории» [2, ч. 2.1.1]. В данном случае норма напрямую обязывает водителя транспортного средства иметь соответствующее разрешение на его управление. Иными словами, несоблюдение требований диспозиции (наличия водительского удостоверения или временного разрешения на управление транспортным средством) влечет неблагоприятные для правонарушителя меры юридической ответственности, в том числе посредством государственного принуждения; сам механизм исполнения государственного предписания в законодательстве достаточно четко прописан. Но количество ДТП, связанных с управлением транспортным средством без водительского удостоверения, по сути без соответствующего разрешения государства (если прав не было изначально) либо вопреки запрету государства (если права были изъяты за ранее совершенные правонарушения), не сокращается. Значит, применяемые государством санкции не имеют ни предупредительного, ни пресекательного воздействия на правонарушителей и должны быть скорректированы для устранения сложившейся негативной практики в сфере дорожного движения.

Изначально водитель, осуществляющий маневрирование транспортным средством, должен осознавать, что его действия без соответствующего разрешения государства в виде водительского удостоверения или временного разрешения на управление автотранспортным средством квалифицируются действующим законодательством как преступление, и он за него понесет соответствующее наказание вне зависимости от того, послужили ли его действия причиной ДТП. Само управление транспортным средством как объектом повышенной опасности без соответствующего разрешения государства должно квалифицироваться как преступление.

Определенным рубежом может быть переквалификация административного наказания за правонарушение в наказание за уголовное преступление по своему составу. В данном случае необходимо исходить из социальной значимости последствий в связи с противоправным управлением транспортным средством как объектом повышенной опасности. Пресечение правонарушения на начальной стадии позволит значительно снизить количество смертей и увечий ни в чем не повинных людей. В целом государство нормативно ограничивает оборот отдельных объектов, эксплуатация которых несет повышенную опасность для

2014 • вестник пагс

окружающих. При этом как преступное деяние рассматривается не только применение по назначению, но и само наличие у человека или оборот такого объекта без соответствующего разрешения государства. Законом преследуется ношение без разрешения оружия и боеприпасов, незаконный оборот наркотических и психотропных средств и их прекурсоров, тяжелых и редкоземельных металлов. В данном случае государство исходит из того, что пресечение владения такими объектами значительно снижает возможность их несанкционированного применения.

Несомненно, к категории таких объектов относятся и транспортные средства, которые в неумелых или преступных руках могут стать инструментом для совершения преступления. В силу этого само по себе управление транспортныгм средством без соответствующего разрешения государства должно категорически пресекаться и сопровождаться жесткими санкциями вне зависимости от того, последовали ли за этими противоправными действиями ДТП со смертельным исходом или травмой участников дорожного движения. При этом согласно ст. 25 Уголовного кодекса РФ такое деяние должно квалифицироваться как «преступление, совершенное с косвенным умыслом, так как лицо осознавало общественную опасность своих действий, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично» [3, ст. 25].

Наказание за управление транспортным средством водителем, не имеющим прав на его управление, должно в первую очередь носить предупредительный характер и при совершении повторных подобных деяний нести характер наказания. Подобная практика применяется во многих иностранных государствах. Так, в Германии управление автотранспортным средством без водительского удостоверения квалифицируется как серьезное преступление, и согласно параграфу 1 ст. 21 Закона о дорожном движении «в лучшем случае провинившийся заплатит крупный штраф, в худшем — сядет в тюрьму на срок до года. Правда, если человек случайно забыл водительские права дома или на работе, то штраф будет чисто символическим — 10 евро» [7]. «Французское законодательство устанавливает наказание за езду без прав в один год тюрьмы, а за управление автомобилем после лишения прав — 2 года тюрьмы1» [8]. В Израиле гражданин за управление мотоциклом без водительских прав был «приговорен транспортным судом к тюремному заключению сроком на 15 дней. Также в приговоре фигурирует лишение возможности сдать на права сроком на 8 месяцев, штраф 1500 шекелей и условное заключение сроком на полгода в течении трех лет. Обвинение потребовало тюремного заключения, ссылаясь на то, что лицо, управляющее транспортным средством без каких-либо навыков, является угрозой для общества. С 2012 г. меры наказания за нарушение правил дорожного движения ужесточились. Сегодня транспортные суды Израиля выносят приговоры с тюремным заключением за нарушения, наказание за которые в прошлом ограничивалось лишением прав и денежныгм штрафом» [9].

Совершенствование правового регулирования мер государственного воздействия на участников дорожного движения должно быть направлено на повышение их правовой культуры. При этом ужесточение мер воздействия на до-

40 2014 • вестник пагс

рожных нарушителей на начальном этапе будет способствовать уменьшению количества ДТП, принуждая их неукоснительно соблюдать правила дорожного движения. Усиление мер правового воздействия на правонарушителей оправдано тем, что государство не нарушает конституционных прав участников дорожного движения, а только обеспечивает неукоснительное выполнение своих предписаний, направленных на повышение безопасности законопослушных участников дорожного движения.

Данные выводы были представлены автором в процессе деятельности рабочей группы, сформированной Законодательным Собранием Калужской области для разработки предложений по совершенствованию законодательства в сфере предупреждения ДТП с участием несовершеннолетних [10]. В результате рабочей группой на рассмотрение депутатов областного парламента был направлен проект постановления Законодательного Собрания Калужской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в качестве законотворческой инициативы проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения безопасного участия детей в дорожном движении в темное время суток» [11, 12].

1. Редькина Е. В России стало больше ДТП по вине нетрезвых водителей // За рулем. 2013. № 12. URL: http://www.zr.ru/content/news/600759-v-rossii-stalo-bolshe-dtp-po-vine-netrezvyx-voditelej

2. О Правилах дорожного движения: постановление Правительства РФ от 23 окт. 1993 г. № 1090 (ред. от 17 дек. 2013 г. № 1176) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации: от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 28 дек. 2013 № 432-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 28 дек. 2013 № 415-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

5. Какое наказание следует предусмотреть для человека, управлявшего транспортным средством без прав и в состоянии опьянения. URL: http://gai.ru/press/news6794-kakoe-nakazanie-sleduet-predusmotret-dlya-heloveka-upravlyavshego-transportnyim-sredstvom-bez-prav-i-v-sostoyanii-opyaneniya-deputatyi-i-pre

6. Калужанин 10 раз попадался за рулем без прав, но продолжает ездить. URL: http:// www.kp40.ru/news/gorod_oblast /24442

7. Полиция Германии случайно выявила водителя, который ездил без прав 34 года. URL: http://gorod-77.livejournal.com/356946.html

8. Штрафы в России и на Западе: где суровей? URL: http://autochel.ru/text/ instructor/ 517122.html

9. Брант Ю. Тюремное заключение за вождение без прав. URL: http://pravo.israelinfo.ru/ articles/tran/2707

10. О создании рабочей группы по разработке предложений по совершенствованию законодательства в сфере предупреждения ДТП с участием детей: распоряжение Законодательного Собрания Калужской области от 13 дек. 2013 г. № 2236. URL: www.opkaluga.ru

11. Амбарцумян А. Законы и инициативы диктует жизнь. URL: http:// www.vest-news.ru/ article.php?id=56708

12. Калакин А. Каждому школьнику по фликкеру. URL: http://www.vest-news.ru/ article.php?id=56708

Библиографический список

2014 • вестник пагс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.