Научная статья на тему 'Совершенствование правового регулирования использования результатов ОРД в качестве доказательств и их источников в уголовном судопроизводстве'

Совершенствование правового регулирования использования результатов ОРД в качестве доказательств и их источников в уголовном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
731
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CRIME DETECTION / РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RESULTS OF CRIME DETECTION / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ДОКАЗАТЕЛЬСТВА / EVIDENCE / ДОКАЗЫВАНИЕ / PROVING / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / PROCEDURAL CRIMINAL LAW RELATIONS / CRIMINAL PROCEDURE / CRIME DETECTION MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зорин Роман Георгиевич, Супытко Ольга Тадеушевна

В статье рассматриваются проблемы использования в доказывании по уголовным делам результатов оперативно-розыскной деятельности. Анализируются пробелы уголовно-процессуального законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, формулируются предложения по его усовершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enhancement of Legal Regulating the Usage of the Results of Crime Detection as the Evidence and its Sources in Criminal Proceedings

The article focuses on the problems of using the results of the detective activity for proving criminal cases. The authors examine the gaps in the law of criminal procedure in Belarus and the Russian Federation and formulate their ideas on their improvement.

Текст научной работы на тему «Совершенствование правового регулирования использования результатов ОРД в качестве доказательств и их источников в уголовном судопроизводстве»

Зорин Р. Г., Супытко О. Т. Совершенствование правового регулирования использования результатов ОРД... УДК 340 © Р. Г. Зорин, О. Т. Супытко, 2014

Совершенствование правового регулирования использования результатов ОРД в качестве доказательств и их источников в уголовном судопроизводстве

Р. Г. Зорин, О. Т. Супытко

В статье рассматриваются проблемы использования в доказывании по уголовным делам результатов оперативно-розыскной деятельности. Анализируются пробелы уголовно-процессуального законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, формулируются предложения по его усовершенствованию.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, результаты оперативно-розыскной деятельности, оперативно-розыскные мероприятия, доказательства, доказывание, уголовно-процессуальные правоотношения,

уголовный процесс.

В Республике Беларусь, Российской Федерации, а также в ряде иных стран ближнего зарубежья не выработан единый подход по решению вопроса об использовании материалов, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) в качестве доказательств в уголовном процессе . Мнения ученых относительно допустимости использования результатов ОРД в доказывании разделились . Е . А . Доля отмечает, что законодатель совершил весьма опасный шаг в направлении признания за результатами ОРД значения доказательств, тем самым создал особый, льготный режим их использования в доказывании, возможности подмены доказательств указанными результатами, чем срастил оперативно-розыскную и уголовную деятельности В доказывании применяются не те фактические данные, которые были добыты в результате ОРД, а иные фактические данные, полученные в рамках уголовно-процессуальной деятельности при собирании (формировании) доказательств 1 .

В . Ч . Родевич и А . Н . Тукало полагают, что результаты ОРД нельзя считать доказательствами по следующим причинам: во-первых, в процессе ОРД фактические данные о существенных обстоятельствах уголовного дела и преступления получают с помощью непроцессуальных источников; во-вторых, с точки зрения закона результаты ОРД не могут обеспечить принятие достоверного решения по уголовному делу, так как правовое значение фактических данных, получаемых в процессе уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, различно; в-третьих, результаты ОРД служат выявлению не доказательств, а источников (свидетелей, потерпевших), которые могут предоставить доказательственную информацию . Использование результатов ОРД в качестве доказательств в настоящее

время представляется преждевременным, так как к такому решению не готовы правоохранительные органы и действующее законодательство 2 .

Такие авторы, как Д . И . Бедняков, С . А . Шейфер, В . К . Зникин, М . П . Поляков, В . Черновол, В . Бозров придерживаются мнения о возможности использования результатов ОРД в доказывании напрямую, признавая их в качестве доказательств, либо косвенным путем, т е посредством легализации, интерпретации, трансформации, а именно придания им уголовно-процессуальной формы 3 . Д . И . Бедняков обращает внимание на то, что «процессуальная деятельность без применения непроцессуальных методов была бы невозможной, а непроцессуальная деятельность без последующего использования результатов — бесцельна» 4 . М . П . Поляков предлагает трансформировать результаты ОРД путем придания им статуса доказательств Результаты ОРД должны быть вписаны в систему доказательств и оценены наравне с другими фактическими данными, при этом следователь (дознаватель) или судья выступает в качестве интерпретатора указанной информации для себя и других участников процесса 5 .

Однако, как считают В Ч Родевич и А Н Тукало, преобразования (трансформация, превращение) результатов ОРД в уголовно-процессуальные доказательства не всегда возможны Например, в деле оперативного учета имеется информация от конфидента, которая отражает обстоятельства доказывания по уголовному делу, возбужденному впоследствии, однако это не означает, что данная информация будет отвечать требованиям относимо-сти и допустимости, предъявленным к содержанию уголовно-процессуальных доказательств, так как она получена из источников и способами, не предусмотренными Уголовно-процессуальным кодек-

сом (далее — УПК) . Доказательством по уголовному делу такая информация может стать лишь в случае допроса конфидента в качестве свидетеля . По содержанию приведенные данные могут совпадать, но это не является основанием для их отождествления и тем более подмены оперативными данными уголовно-процессуальных доказательств Поэтому ни о какой трансформации результатов ОРД в уголовно-процессуальные доказательства в рассматриваемом примере говорить нельзя 6 .

Возможность использования результатов ОРД в качестве доказательств предусмотрена законодательством Республики Беларусь . Согласно ст. 16 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда, уклоняющихся от исполнения наказания, ответчиков, должников по гражданским делам и без вести пропавших 7.

С данным предписанием корреспондирует ст. 101 УПК Республики Беларусь, в соответствии с которой материалы, полученные в ходе ОРД, могут быть признаны в качестве источников доказательств при условии, что они получены в соответствии с законодательством Республики Беларусь, представлены, проверены и оценены в порядке, установленном УПК Республики Беларусь 8 . Приведенное выше предписание Закона об ОРД, а также норма УПК не дают полного представления о том, каким образом результаты ОРД могут быть эффективно использованы в доказывании по уголовным делам

Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит норму, согласно которой результаты ОРД могут не только использоваться в доказывании по уголовным делам, но и служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела 9 .

Заслуживает внимания порядок правового урегулирования данного вопроса в законодательстве Республики Казахстан . Статьей 130 УПК Республики Казахстан предусмотрено, что:

— фактические данные, непосредственно воспринятые при проведении ОРМ сотрудником органа, осуществляющего ОРД, могут быть использованы как доказательства после допроса указанного сотрудника в качестве свидетеля Фактические данные, непосредственно воспринятые лицами, внедренными в организованную группу, преступное сообщество (преступную организацию), транснациональную ор-

ганизованную группу, транснациональное преступное сообщество (транснациональную преступную организацию) или устойчивую вооруженную группу (банду), в целях обеспечения безопасности этих лиц могут быть использованы как доказательства после допроса должностного лица органа, осуществляющего ОРД, в качестве свидетеля;

— при необходимости и возможности непосредственного восприятия лицом, ведущим уголовный процесс, обстоятельств дела, выявленных в результате ОРМ, эти обстоятельства фиксируются в протоколах следственного либо судебного действия;

— результаты ОРД, не отвечающие требованиям, изложенным в настоящей статье, возвращаются в орган, представивший данные материалы, о чем составляется мотивированное постановление В постановлении должны быть указаны причины отказа в приобщении результатов ОРД к уголовному делу 10 .

В настоящее время следователь, орган дознания вправе вынести постановление и поручить соответствующему учреждению прослушивание телефонных переговоров и их записи, которые могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, и оформить их протоколом. Иные оперативно-розыскные данные протоколами не оформляются, что представляется нелогичным Для устранения данного пробела А. Н. Тукало предлагает дополнить ст. 11 Закона Республики Беларусь об ОРД и ст. 99 УПК Республики Беларусь, т е протоколами следует оформлять и другие данные, полученные оперативно-розыскным путем, что позволит указанные данные переводить в источники доказательств п.

Согласно ч. 4 ст. 17 Закона Республики Беларусь об ОРД постановление о проведении ОРМ и материалы, послужившие основанием для вынесения постановления или дачи санкции, а также материалы, полученные в результате проведения ОРМ, хранятся только в делах оперативного учета, заведенных в органах, осуществляющих ОРД По мнению И . И . Бранчель, установленный указанной нормой порядок хранения постановлений об организации ОРМ и материалов, полученных в ходе их проведения, не расширяет возможностей использования результатов ОРД в уголовном процессе . Именно в материалах ОРМ фиксируются фактические данные, полученные при проведении ОРД, в связи с чем эти материалы в обязательном порядке должны быть использованы в уголовном процессе, оценены с точки зрения относимости, допустимости и достоверности и признаны доказательствами по уголовному делу. Таким же образом должны передаваться органу, ведущему уголовный процесс, постановления о проведении ОРМ, так как именно они свидетельствуют о законности и обоснованности принятия решения о проведении ОРМ 12 .

Закон Республики Беларусь об ОРД не применяет понятия «результаты ОРД» Нет единообразия в наименовании результатов ОРД и в уголовно-процессуальном законодательстве В одних случаях их называют «материалы» (ч. 7 ст. 36, ст. 101 УПК Республики Беларусь), в других — «предметы и документы» (ст. 103 УПК Республики Беларусь) 13 .

Представляется целесообразным применять понятие «материалы», полученные в ходе ОРД . Это понятие законодательно закреплено в Инструкции о порядке оформления и предоставления оперативными подразделениями органов внутренних дел материалов, полученных в ходе ОРД, для их использования в уголовном процессе. Данная Инструкция утверждена постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 29 сентября 2005 г. № 307 и согласована с Верховным Судом и Генеральной прокуратурой Республики Беларусь В соответствии с п 4 названной Инструкции под материалами понимаются собранные, подтвержденные и документально оформленные фактические данные, полученные гласно и негласно сотрудниками оперативных подразделений в порядке, установленном Законом об ОРД и УПК, в процессе ОРД, направленной на защиту жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств 14 .

Результаты ОРД должны: обладать такими же свойствами, как и доказательства в уголовном процессе, т е свойствами допустимости, относимости, достоверности, проверяемости; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства; быть максимально преданы гласности и регламентированы Федеральным законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности», который необходимо дополнить положением о том, что порядок производства ОРМ должен быть четко, постатейно регламентирован федеральным законом Подробное определение процессуальной формы ОРМ повысит требования к качеству результатов ОРД, будет способствовать единообразию их применения, соблюдению прав лиц, в отношении которых они проводятся Вместе с тем это не отразится на тактике и стратегии производства ОРМ, которые вправе разрабатывать сотрудники оперативно-розыскных подразделений 15 .

Существующая проблема использования сведений, полученных в процессе ОРД, в качестве доказательств позволяет манипулировать такими доказательствами на любой стадии уголовного процесса, а имеющиеся в материалах ОРД недостатки, пробелы и противоречия трактуются в пользу подозреваемо-

го В итоге ОРД не только теряет статус эффективного средства предупреждения, выявления и пресечения преступлений, но и сама порой выступает источником нарушения законности 16 .

В последнее время широко обсуждается идея формирования новой отрасли права — оперативно-розыскного процесса, в рамках которого и была бы закреплена оперативно-розыскная форма, а также предмет оперативного доказывания . Важно исходить из того, что в рамках ОРД формируются результаты ОРД, а не уголовно-процессуальные доказательства Уголовно-процессуальное содержание доказательств может формироваться только в уголовно-процессуальной форме Каждому содержанию соответствует своя форма, и, наоборот, каждой форме соответствует свое содержание По этой причине привести оперативно-розыскную форму в соответствие с уголовно-процессуальной сейчас не представляется возможным 17

На основании изложенного необходимо сделать следующие выводы

В уголовно-процессуальном и оперативно-розыскном законодательстве Республики Беларусь есть несогласованность в обозначениях тождественных явлений, что влечет за собой затруднения в механизме их правовой оценки и применения Так, в УПК Республики Беларусь закреплено понятие «материалы ОРД», а Закон Республики Беларусь об ОРД использует понятие «результаты ОРД» Указанные нормативные правовые акты должны быть терминологически упорядочены

Использование результатов ОРД в качестве доказательств в уголовном процессе Республики Беларусь представляется преждевременным по следующим причинам:

— нормативно не урегулированы понятие и содержание оперативно-розыскных мероприятий;

— нормами национального законодательства не предусмотрен комплекс правовых требований, предъявляемых к содержанию и форме ОРД;

— способы проверки достоверности получаемой информации в ходе ОРД и в ходе процессуального доказывания принципиально различны;

— доказывание в уголовном процессе и в ходе ОРД также принципиально отличается, осуществляется разными методами и в разных правовых режимах;

— результаты ОРД служат выявлению не доказательств, а источников сведений (личность свидетеля, потерпевшего)

Частичное изменение подходов к возможностям использования результатов ОРД в уголовном процессе, на наш взгляд, осуществимо путем изложения ч. 1 и ч . 2 ст. 16 Закона об ОРД Республики Беларусь в следующей редакции: «Результаты ОРД могут использоваться для проведения ОРМ по предупрежде-

нию, выявлению, пресечению преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершавших; для розыска лиц, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда, уклоняющихся от исполнения наказания, ответчиков, должников по гражданским делам и без вести пропавших лиц; для обеспечения безопасности участников процесса

Результаты ОРД могут представляться в орган, ведущий уголовный процесс, и использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела; планирования и определения направлений предварительного расследования, подготовки следственных и иных процессуальных действий, определения тактики и последовательности их проведения; выступать в качестве источников формирования доказательств и служить основанием для их собирания» 18 .

Профессор В И Зажицкий предлагает включить в УПК отдельную главу, посвященную ОРД, и включить в нее три статьи:

1. Результаты ОРД (излагается понятие «результаты ОРД»)

2. Представление результатов ОРД органу дознания, следователю или прокурору (закрепляет, что результаты ОРД в виде конкретных оперативно-служебных материалов или их копий по постановлению начальника органа, осуществляющего эту деятельность, представляются органу дознания, следователю или прокурору, которые после определения значимости таких материалов приобщают их к уголовному делу отдельным постановлением) .

3. Основные направления использования результатов ОРД (определено, что в интересах уголовного судопроизводства результаты ОРД могут быть использованы как повод и основание для возбуждения уголовного дела, как основание для производства следственных действий, их подготовки и успешного осуществления, а также в доказывании по уголовным делам в соответствии с предписаниями УПК, регламентирующими понятие доказательств по уголовному делу, их собирание, проверку и оценку, а также их виды) 19.

При этом необходимо отметить, что в последнее время широкое распространение получила научная дискуссия о необходимости разработки оперативно-розыскного права и оперативно-розыскного процесса Надо полагать, что возникновение вышеуказанных новых отраслей права позитивно повлияет на решение проблемы процедуры вовлечения результатов ОРД в качестве доказательств в уголовный процесс

1 Доля Е. А. Результаты оперативно-розыскной деятельности не могут стать содержанием доказательств в уголовном процессе // Гос-во и право . 2013 . № 5 . С. 25 .

2 Родевич В. Ч., Тукало А. Н. Развитие теоретических взглядов на проблему использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе // Вестник Академии МВД Республики Беларусь . 2009. № 2 . С. 63 .

3 Доля Е. А. Указ . соч . С. 24 .

4 Бедняков Д. И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений . М . , 1991 . С. 80 .

5 Поляков М. П. Уголовно-процессуальная интерпретация результатов оперативно-розыскной деятельности : авто-реф . дис . ... д-ра юрид . наук . Н . Новгород, 2002. С. 226.

6 Родевич В. Ч., Тукало А. Н. Указ . соч . С. 61 .

7 Об оперативно-розыскной деятельности [Электронный ресурс] : закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 289-З : в ред . Закона Республики Беларусь от 13 декабря 2011 г. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс».

8 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : принят Палатой представителей 24 июня 1999 г : одобр Советом Республики 30 июня 1999 г : текст Кодекса по состоянию на 28 авг. 2013 г. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс»

9 Об оперативно-розыскной деятельности [Электронный ресурс] : федеральный закон от 18 июля 1997 г. № 101-ФЗ (с изм . и доп. на 21 . 12. 2013) . Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс»

10 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан [Электронный ресурс] : принят 13 декабря 1997 г. , вступил в силу с 1 января 1998 г.: текст по состоянию на 4 июля 2013 г. URL: http://online . zakon .kz (дата обращения: 01.03. 2014).

11 Тукало А. Н. Вопросы использования оперативно-розыскной информации в уголовном процессе // Государственно-правовое строительство в РБ в контексте европейских правовых процессов : мат-лы междунар. науч . конф. , 20-21 марта 2004 г. : в 2 ч . / отв . ред . И. В. Гущин . Гродно, 2004. Ч . 2. С 229.

12 Бранчель И. И. Правовое регулирование использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе // Законность и правопорядок 2011 № 1 С 34

13 Тукало А. Н. Проблемы терминологии уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства // Уголовно-процессуальный закон: состояние и направления совершенствования : мат-лы межведом . науч.-практ. конф. : сб . науч . статей. М. , 2012. С. 207.

14 Инструкция о порядке оформления и предоставления оперативными подразделениями органов внутренних дел материалов, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, для их использования в уголовном процессе [Электронный ресурс] : постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 29 сентября 2005 г. № 307. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» .

15 Чупилкин Ю. Б. Уголовно-процессуальные требования, предъявляемые к оперативно-розыскной форме результатов ОРД // Рос . юстиция . 2013 . № 5 . C. 55 .

16 Тупеко С. С. Актуальные проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности // Криминалистические чтения, посвященные памяти заслуженного юриста Республики Беларусь, доктора юрид наук, проф Г. И. Грамовича : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 21 дек. 2012 г.) . Минск, 2012. С. 369.

17 Родевич В. Ч., Тукало А. Н. Указ соч С 63

18 Бранчель И. И. Указ . соч . С. 37.

19 Зажицкий В. И. Оперативно-розыскная деятельность и уголовное судопроизводство [Электронный ресурс]. Доступ из справ -правовой системы «КонсультантПлюс»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.