pISSN 2079-6714 eISSN 2311-9411
Учет в организациях государственного
сектора
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВИЛ УЧЕТА В СТОИМОСТИ АКТИВОВ ЗАТРАТ ПО ЗАИМСТВОВАНИЯМ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРОВ
Эмилия Сергеевна ДРУЖИЛОВСКАЯ
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства,
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
История статьи:
Получена 12.03.2018 Одобрена 11.05.2018
Ключевые слова:
стоимость активов, оценка, затраты по заимствованиям, займы и кредиты, проект федерального стандарта бухгалтерского учета, государственный сектор, негосударственный сектор
Аннотация
Тема. В статье исследованы основные вопросы реформирования правил учета в стоимости активов затрат по заимствованиям организациями государственного и негосударственного секторов.
Цели. Выявление современных проблем и определение перспектив совершенствования названных правил.
Методология. В статье использовались такие методы, как анализ и синтез, сравнение, метод аналогий, метод группировки, системный подход, логический подход.
Результаты. В настоящей работе проанализированы регламентации проекта федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Затраты по заимствованиям». Данные регламентации сопоставлены с требованиями действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету государственного и негосударственного секторов. Выявлены основные проблемы совершенствования правил учета в стоимости активов затрат по заимствованиям организаций указанных секторов и обоснованы рекомендации по их решению. При этом в статье рассмотрена взаимосвязь решения данных проблем с решением аналогичных вопросов в международных стандартах финансовой отчетности общественного и необщественного секторов, положения которых учитываются в настоящее время при реформировании российских правил бухгалтерского учета. Область применения. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся вопросами развития нормативного регулирования бухгалтерского учета государственного и негосударственного секторов, а также использоваться в практической работе бухгалтерий организаций, в учебном процессе высших учебных заведений и при разработке и совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету данных секторов.
Выводы. Обоснованы выводы в отношении дальнейшего реформирования правил учета в стоимости активов затрат по заимствованиям организаций государственного и негосударственного секторов.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018
Проблемы учета в стоимости активов затрат по заимствованиям являются актуальными для многих организаций государственного и негосударственного секторов. В настоящее время на сайте Минфина России [21] размещен проект федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Затраты по заимствованиям». Данный документ устанавливает новые правила учета в
стоимости активов затрат по заимствованиям указанных организаций и, на наш взгляд, значительно совершенствует действующие требования к такому учету. Проанализируем эти правила. При этом, поскольку проблемы бухгалтерского учета государственного и негосударственного секторов должны решаться в комплексе, исследуем совершенствование правил учета в стоимости активов затрат по заимствованиям организаций госсектора в
сравнении с развитием аналогичных р е гламентаций для организаций негосударственного сектора.
В первую очередь обратимся к формируемой названным проектом системе затрат по заимствованиям. Такая система представлена в табл. 1.
Анализируя данные табл. 1, отметим, что в отличие от проекта указанного федерального стандарта в приказе Минфина России [2] «Об утверждении Единого плана счетов бух г а л т е р с ко го уч е т а д л я о р г а н о в государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» № 157н от 01.12.2010 (далее - Приказ № 157н) отсутствует такая систематизация определений и составляющих затрат по заимствованиям. Для организаций негосударственного сектора в ПБУ 15/2008 [1] данные затраты систематизируются отличным от названного проекта образом (табл. 2).
Сопоставляя требования проекта федерального стандарта, Приказа № 157н и ПБУ 15/2008, отметим, что в перечисленных доку ментах п ри меняе тся раз личная терминология в отношении названных затрат (расходов). В проекте федерального стандарта, как видно из табл. 1, используется термин «затраты по заимствованиям», в ПБУ 15/2008, как свидетельствуют данные табл. 2, фигурирует термин «расходы займам и кредитам», отождествляемый с термином «расходы по займам». Анализ положений Приказа № 157н позволяет сделать вывод о том, что в нем применяются термины «затраты по займам», «кредиты (заимствования)», «расходы по долговым обязательствам». Отметим, что в целях достижения взаимопонимания между специалистами в области бухгалтерского учета организаций государственного и негосударственного секторов, а также пользователями отчетности данных организаций, на наш взгляд, целесообразным является установление
единой терминологии, применяемой к названным затратам.
Исследование регламентаций проекта федерального стандарта, Приказа № 157н и ПБУ 15/2008 позволяет утверждать, что в указанных документах не совпадает и терминология, используемая в отношении активов, в стоимость которых должны включаться затраты по заимствованиям (табл. 3).
Поясняя данные табл. 3, отметим, что в отличие от представленных в этой таблице проекта федерального стандарта и ПБУ 15/2008, в Приказе № 157н вообще отсутствует какой-либо термин, используемый для обозначения активов, в стоимость которых д о л ж н ы в к л ю ч а т ь с я з а т р а т ы п о заимствованиям.
Безусловно положительно оценивая введение в данный проект термина для обозначения этих активов и его определения, отметим, что в целях достижения взаимопонимания между специалистами в области бухгалтерского учета организаций государственного и негосударственного секторов, а также пользователями отчетности данных организаций, на наш взгляд, целесообразным является установление единой терминологии , применяемой в отношении указанных активов.
С учетом того, что ранее в другой статье [8] мы предложили ввести в систему объектов бухгалтерского учета новый объект и использовать для его обозначения термин «инвестиционные активы», наиболее приемлемым, на наш взгляд, термином в отношении активов, в стоимость которых д о л ж н ы в к л ю ч а т ь с я з а т р а т ы п о заимствованиям, является «квалифицируемый актив». Отметим, что именно данный термин применяется для указанных целей в МСФО (IAS) 23 [3, 23] и МСФО ОС 5 [22].
Поскольку регламентации последних используются в настоящее время для реформирования российского бухгалтерского учета соответственного негосударственного и государственного секторов, применение термина «квалифицируемый актив» будет
также способствовать осуществлению процесса указанного реформирования.
Анализируя определение указанного актива, отметим следующее. Как видно из табл. 3, одним из наиболее значимых отличий в определении актива, в стоимость которого должны включаться затраты по заимствованиям, в проекте и ПБУ 15/2008 является введение в определение в последнем документе требования существенности расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление данного актива.
Решая вопрос о необходимости наличия такого требования в определении актива, в оценку которого должны включаться затраты по заимствованиям, обратим внимание на следующее. Согласно МСФО (IAS) 23 подобное требование отсутствует в определении квалифицируемого актива. Поскольку реформирование российского учета в настоящее время производится на основе регламентаций международных стандартов и ввиду того, что, на наш взгляд, методология отечественного учета государственного и негосударственного секторов должна быть единой, целесообразным является исключение в ПБУ 15/2008 из определения актива, в стоимость которого до л ж н ы в к л ю ч а т ь с я затраты по заимствованиям, требования существенности расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление такого актива.
Перейдем к правилам признания в стоимости активов затрат по заимствованиям. С оп о ставление требований п роекта федерального стандарта, Приказа № 157н и ПБУ 15/2008, позволяет сделать следующие выводы. В отличие от указанных проекта и ПБУ, в Приказе № 157н практически отсутствуют регламентации в отношении признания в оценке активов затрат по заимствованиям.
В Приказе № 157н говорится лишь о том, что в первоначальную стоимость основных средств входят в том числе иные затраты, н е п о с р ед с т в е н н о с в я з ан н ы е с и х приобретением, сооружением и (или) изготовлением, включая проценты по займам
на их приобретение (создание). В отношении нематериальных активов и непроизведенных активов в указанном документе подобные регламентации отсутствуют. Вместе с тем согласно Приказу № 157н одной из составляющих затрат, признаваемых в первоначальной стоимости нематериальных и непроизведенных активов являются иные затраты, непосредственно связанные с их приобретением.
Таким образом, вопрос о включении затрат по заимствованиям в оценку при признании нематериальных и непроизведенных активов в соответствии с указанным документом на практике может решаться неоднозначно, что в результате приведет к несопоставимости информации в учете и отчетности разных организаций государственного сектора.
Отметим, что данная проблема решена в п р о е кте ф ед ер аль ного с т анд арт а. Действительно указанный документ устанавливает единые для всех активов организаций госсектора правила признания в их стоимости затрат по заимствованиям. Вместе с тем обратим внимание на то, что данные правила в проекте несколько отличаются от аналогичных регламентаций, предусмотренных ПБУ 15/2008 для организаций негосударственного сектора (табл. 4).
Данные табл. 4 со всей очевидностью свидетельствуют о достаточно существенных не соответствиях правил признания в стоимости активов затрат по заимствованиям в проекте федерального стандарта и в ПБУ 15/2008.
Поскольку, как обосновывалось нами ранее, методология бухгалтерского учета организаций г о с уд а р с т в е н н о г о и н е го с уд а р с т в е н н о г о секторов в целом должна быть единой, рассмотрим вопрос о достижении единства требований к учету в стоимости активов затрат по заимствованиям, представленных в табл. 4.
Одними из существенных отличий таких требований в проекте федерального стандарта и в ПБУ 15/2008, на наш взгляд, являются
моменты приостановления и прекращения признания в стоимости активов затрат по заимствованиям.
Отметим, что содержащиеся в ПБУ 15/2008 регламентации могут приводить к отличиям на целый месяц в моментах приостановления и прекращения включения данных затрат в оценку указанных активов.
Полагаем, что представленные в проекте ф е д е р а л ь н о г о с т а н д а р т а п р а в и л а приостановления и прекращения признания названных затрат в большей степени по сравнению с требованиями ПБУ 15/2008 способствуют формированию достоверной учетной и отчетной информации организаций. Кроме того, регламентации проекта по данным вопросам являются более близкими к положениям международных стандартов.
Таким образом, представляется целесообразным у с т а н о в л е н и е д л я о р г а н и з а ц и й негосударственного сектора следующих правил приостановления и прекращения признания в стоимости активов затрат по заимствованиям, аналогичных требованиям проекта федерального стандарта госсектора:
- при приостановке приобретения, сооружения и (или) изготовления актива на длительный период (более трех месяцев) проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), прекращают включаться в стоимость актива с момента такой приостановки;
- проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), прекращают включаться в стоимость актива с момента прекращения приобретения, сооружения и (или) изготовления данного актива.
Исследуя проблему создания единой методологии учета в стоимости активов затрат по заимствованиям организаций государственного и негосударственного секторов, отметим, что требования к моменту начала признания таких затрат в оценке данных активов в ПБУ 15/2008, на наш взгляд, являются более точными по сравнению с
проектом федерального стандарта и могут быть включены в последний с целью повышения реалистичности учетной и отчетной инф ормации организаций госсектора.
Представляется целесообразным введение в указанный федеральный стандарт следующих условий, выполнение которых необходимо для начала признания затрат по заимствованиям в стоимости активов:
1) затраты по приобретению, сооружению и (или) изготовлению актива подлежат признанию в бухгалтерском учете;
2) затраты по заимствованиям, связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением актива, подлежат признанию в бухгалтерском учете;
3) начаты работы по приобретению, сооружению и (или) изготовлению актива.
Рассматривая правила признания затрат по заимствованиям в стоимости активов, напомним, что ранее мы рекомендовали применять в отношении указанных активов термин «квалифицируемый актив». Данный термин целесообразно, на наш взгляд, использовать в нормативных документах по бухгалтерскому учету организаций государственного и негосударственного секторов и при описании правил включения затрат по заимствованиям в стоимость соответствующих активов.
Таким образом, мы проанализировали основные проблемы совершенствования правил учета в стоимости активов затрат по заимствованиям организациями государственного и негосударственного секторов. Обратим внимание на то, что ряд вопросов, взаимосвязанных с указанными проблемами, рассмотрены в других статьях [4-20 и др.].
В завершении выразим надежду на то, что высказанные предложения будут способствовать повышению реалистичности информации в бухгалтерском учете и отчетности организаций государственного и негосударственного секторов.
Таблица 1
Система затрат по заимствованиям, формируемая проектом федерального стандарта
Затраты по заимствованиям - это:_
Затраты по государственному Затраты по заимствованиям учреждений
(муниципальному) долгу_
Это затраты по обслуживанию государственного Вместо определения данного термина в проекте приводится определение (муниципального) долга и прочие затраты и составляющие термина «Затраты по обслуживанию заимствований учреждений»:
по государственному (муниципальному) долгу это процентные расходы по иным долгосрочным обязательствам, затраты по
обслуживанию долговых обязательств учреждений и прочие затраты по долговым обязательствам учреждений_
Затраты по Прочие затраты Процентные расходы по иным Затраты по Прочие затраты
обслуживанию по государственному долгосрочным обязательствам обслуживанию по долговым
государственного (муниципальному) долговых обязательствам
(муниципального) долгу обязательств учреждений
долга учреждений
Это осуществляемые Это иные расходы Процентные расходы Процентные Это расходы Это прочие затраты,
за счет средств бюджета, по обязательствам, расходы, бюджетных непосредственно
соответствующего непосредственно предусматривающим возникающие и автономных связанные
бюджета затраты: связанные отсрочку платежа у арендатора учреждений с получением
а) по выплате с государственным на период, (пользователя) по уплате кредита, займа
процентных (муниципальным) превышающий по процентов за исключением
платежей по долгом, в том числе 12 мес. обязательствам, по долговым общехозяйственных,
государственным затраты возникающим обязательствам административных
(муниципальным) на оплату услуг в рамках указанных и иных
долговым кредитных организаций договоров аренды учреждений распределяемых
обязательствам; или других (имущественного затрат, а также
б) по выплате специализированных найма) пеней и штрафных
дисконта при финансовых Это часть платежа, Это часть санкций, связанных
погашении (выкупе) организаций являющаяся арендного с нарушением
государственных по осуществлению ими вознаграждением платежа, условий
(муниципальных) функций генерального поставщика за являющаяся привлечения
долговых агента (агента) высшего предоставление вознаграждением учреждениями
обязательств; исполнительного органа товаров, работ, услуг правообладателя заимствований.
в) иные платежи (исполнительного на условиях (арендодателя) Прочие затраты
по обслуживанию органа) государственной рассрочки оплаты за по долговым
государственных власти РФ стоимости на период, предоставление обязательствам
(муниципальных) (субъекта РФ) превышающий имущества учреждений
долговых (местной 12 мес., пользователю включают в том
обязательств администрации), рассчитываемая (арендатору) числе:
предусмотренных с учетом процентной на условиях а) затраты,
агентскими ставки, отражающей рассрочки оплаты связанные
соглашениями, разновременную его стоимости с оформлением
заключенными ценность денежных договора кредита,
в соответствии средств. займа;
с бюджетным Отсрочка платежа - б) затраты,
законодательством РФ способ проведения связанные
по обслуживанию расчетов по договору со страхованием
долговых обязательств (соглашению), имущества,
РФ (субъекта РФ, предусматривающий предусмотренным
муниципального внесение платежей соответствующим
образования), (единовременно или договором кредита,
а также их размещению, частями) в течение займа;
выкупу, обмену определенного в) затраты
и погашению. условиями договора на юридические,
Не включаются (соглашения) периода консультационные
в состав прочих затрат времени после и иные услуги,
по государственному исполнения поставки, непосредственно
(муниципальному) выполнения работ, связанные
долгу пени оказания услуг - с заключением
и штрафные санкции, момента признания договоров кредита,
связанные задолженности займа
с нарушением условий по договору
привлечения указанных (соглашению).
заимствований Процентная ставка, отражающая разновременную
ценность денежных средств, выбирается субъектом учета с учетом условий договора поставки товаров, работ, услуг, либо в тех случаях, когда она не указана
как условие договора, применяется в значении, равном действующей на дату классификации объектов учета аренды ключевой
_ставке Банка России
Источник: авторская разработка
Таблица 2
Систематизация расходов по займам и кредитам в ПБУ 15/2008
Расходы, связанные с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам (расходы по займам)_
Проценты,
причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору)
Дополнительные расходы по займам
Суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги_
Суммы, уплачиваемые за экспертизу договора займа (кредитного договора)_
Иные расходы, непосредственно связанные с получением займов (кредитов)_
Источник: авторская разработка
Таблица 3
Терминология, применяемая в отношении активов, в стоимости которых признаются затраты по заимствованиям организаций государственного и негосударственного секторов
Используемая Для организаций Для организаций негосударственного сектора:
терминология государственного сектора: ПБУ 15/2008
проект федерального
стандарта
Термин Актив, создаваемый Инвестиционный актив
с привлечением
заимствований
Его определение
Это нефинансовый актив, создаваемый с привлечением заимствований на срок, превышающий 1 период начисления процентных расходов
Это объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. К инвестиционным активам относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов
Источник: авторская разработка
Таблица 4
Соотношение правил признания в стоимости активов затрат по заимствованиям организаций государственного и негосударственного секторов в проекте федерального стандарта и в ПБУ 15/2008
Группы правил
Для организаций государственного сектора: проект федерального стандарта_
Для организаций негосударственного сектора: ПБУ 15/2008
Общий подход к включению затрат по заимствованиям в стоимость активов
Затраты по заимствованиям, привлекаемым бюджетными и автономными учреждениями, непосредственно относящиеся к приобретению, строительству или производству актива, создаваемого с привлечением заимствований, включаются в сумму фактически произведенных капитальных вложений, формирующих первоначальную стоимость указанного актива_
В стоимость инвестиционного актива включаются проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива. Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут признавать все расходы по займам прочими расходами
Начало
признания затрат по заимствованиям в оценке активов
Включение затрат по заимствованиям в состав фактически произведенных капитальных вложений в нефинансовые активы, создаваемые с привлечением заимствований, начинается в момент, когда затраты по приобретению, сооружению и (или) изготовлению актива, создаваемого с привлечением заимствований, подлежат признанию в бухгалтерском учете
Проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), включаются в стоимость инвестиционного актива при наличии следующих условий:
а) расходы по приобретению, сооружению и (или) изготовлению инвестиционного актива подлежат признанию в бухгалтерском учете;
б) расходы по займам, связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива, подлежат признанию
в бухгалтерском учете;
в) начаты работы по приобретению, сооружению и (или) изготовлению инвестиционного актива
Приостановление включения затрат по
заимствованиям в стоимость активов
Включение затрат по заимствованиям в стоимость фактически произведенных капитальных вложений, формирующих первоначальную стоимость актива, создаваемого с привлечением заимствований, приостанавливается, если строительство (создание) объекта временно приостановлено на срок более трех месяцев при условии, что актив, создаваемый с привлечением заимствований, продолжает соответствовать условиям признания актива. При этом затраты по заимствованиям признаются в составе финансового результата текущего отчетного периода.
Если временное приостановление осуществляется в соответствии с технологией строительства (создания), включение затрат в стоимость актива, создаваемого с привлечением заимствований, не приостанавливается
При приостановке приобретения, сооружения и (или) изготовления инвестиционного актива на длительный период (более трех месяцев) проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), прекращают включаться в стоимость инвестиционного актива с 1-го числа месяца, следующего за месяцем приостановления приобретения, сооружения и (или) изготовления такого актива.
В указанный период проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), включаются в состав прочих расходов. При возобновлении приобретения, сооружения и (или) изготовления инвестиционного актива проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), включаются в стоимость инвестиционного актива с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возобновления приобретения, сооружения и (или) изготовления такого актива.
Не считается периодом приостановки приобретения, сооружения и (или) изготовления инвестиционного актива срок, в течение которого производится дополнительное согласование технических и (или) организационных вопросов, возникших в процессе приобретения, сооружения и (или) изготовления инвестиционного актива
Прекращение признания затрат по
заимствованиям в оценке активов
Затраты по заимствованиям, понесенные после признания объекта капитальных вложений в составе основных средств (нематериальных активов или прочих нефинансовых активов), признаются в составе финансового результата текущего отчетного периода
Проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), прекращают включаться в стоимость инвестиционного актива с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения приобретения, сооружения и (или) изготовления инвестиционного актива. Если организация начала использовать инвестиционный актив для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг несмотря на незавершенность работ по приобретению, сооружению и (или) изготовлению инвестиционного актива, то проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), прекращают включаться в стоимость такого актива с 1-го числа месяца, следующего за месяцем начала использования инвестиционного актива_
Источник: авторская разработка
Список литературы
1. Приказ Минфина России «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008)» от 06.10.2008 № 107н.
2. Приказ Минфина России «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений
и Инструкции по его применению» от 01.12.2010 № 157н.
3. Приказ Минфина России «О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие
на территории РФ и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Минфина РФ» от 28.12.2015 № 217н.
4. Вахрушина М.А. К вопросу о транспарентности финансовой отчетности // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2013. № 6(74). С. 25-33.
5. Демина И.Д., Домбровская Е.Н. Экономические выгоды от использования основных средств в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2015. № 1-2. С. 22-25.
6. Дружиловская Т.Ю., Коршунова Т.Н. Методика формирования учетной политики
на основе профессионального суждения бухгалтера // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 24. С. 2-15.
7. Дружиловская Т.Ю., Ромашова С.М. Показатели доходов, расходов и финансовых результатов в учете и отчетности: теоретический и практический аспекты // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 31. С. 2-11.
8. Дружиловская Э.С. Инвестиционные активы как новый учетный объект и правила
его оценки в российском и международном учете // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 39(333). С. 15-29.
9. Дружиловская Э.С. Учет основных средств бюджетных учреждений в РСБУ, проектах новых РСБУ и в МСФО // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 6. С. 2-9.
10. Качкова О.Е., Кришталева Т.И., Демина И.Д., Кеворкова Ж.А., Домбровская Е.Н. Научное обоснование и разработка системы управления рисками для осуществления внутреннего финансового аудита в государственных (муниципальных) учреждениях: монография. М.: Русайнс, 2017. С. 230.
11. Кутер М.И., Гурская М.М., Шихиди А.Г. Значение учения Жака Савари для развития бухгалтерского учета // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 31. С. 51-59.
12. Малиновская Н.В. Методика формирования интегрированной отчетности // Бухучет в строительных организациях. 2016. № 4. С. 58-68.
13. Мельник М.В. Инновации в учетно-контрольных процессах современных коммерческих организаций // Экономика и управление: проблемы, решения. 2013. № 5(17). С. 2-8.
14. Мельник М.В., Никифорова Е.В., Бурцева К.Ю. Сбалансированные показатели: содержание и интерпретация: монография. Тольятти: Тольяттинский гос. ун-т, 2010.
15. Рожнова О.В. Актуализация задач бухгалтерского учета в новых экономических условиях // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2015. № 5. С. 23-27.
16. Рожнова О.В. Бухгалтерский учет в условиях бизнес-моделирования // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2016. № 6. С. 28-34.
17. Рожнова О.В., Игумнов В.М. Транспарентизация финансовой отчетности на предприятии // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2015. № 1. С. 30-34.
18. Рожнова О.В., Марков В.В., Игумнов В.М. Транспарентность как приоритетное направление повышения качества отчетности предприятий // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2013. Т. 5. № 1(15). С. 80-84.
19. Рожнова О.В. «Чистая» концепция консолидированной отчетности // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2017. № 6. С. 24-30.
20. Nikiforova E.V. Paradigm of public reporting of economic entities // World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 29. № 5. С. 667-670.
21. Проект федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Затраты по заимствованиям». URL: https://www.minfin.rq/ru/perfomance/budget/bu_gs/sfo/
22. International Public Sector Accounting Standards (IPSAS). URL: http: https://www.iasplus.com/en/standards/ipsas
23. List of IFRS Standards. URL: http://www.ifrs.org/issued-standards/list-of-standards/