СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ
А.А. Головин, М.А.Пархомчук, Д.В. Андросов
Аннотация. Исследовано состояние численности населения, подготовки и занятости специалистов с высшим образованием. Предложены квалификационные требования к кадрам управления, ориентированным на конкурентоспособность в соответствии с современными тенденциями перспектив развития России, а также система подготовки кадров управления на основе международных стандартов ISO 9000:2000.
Ключевые слова: занятость, безработица, квалификационные требования, конкурентоспособность, международные стандарты.
Текущий период развития всех стран мира, включая Россию, характеризуется как переходный от индустриальной эпохи к постиндустриальной, когда взамен ограниченной концепции экономического роста предлагаются новые - организационный, социальный, психологический и иные аспекты экономики. Такие радикальные перемены требуют инновационной направленности и трансформации факторов экономического роста, что определяет необходимость изменения в науке и научных знаниях, технике и технологии производства, а также возникновении социально-экономических и организационно-управленческих инноваций. Важным критерием в данных процессах всё более востребованными ресурсами становятся человеческие ресурсы, где человек рассматривается во всей совокупности его качественных характеристик, интеллектуального потенциала и трудовой мотивацией.
Поэтому одной из главных проблем государства на всех уровнях функционирования и развития экономики является подготовка специалистов, соответствующих происходящим переменам. Особенно это наглядно отражается на уровне социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов по главному фактору - эффективности управления человеческими ресурсами, их воспроизводству и занятости. Анализ динамики состояния численности населения Курской области, подготовки специалистов и занятости выявил негативные тенденции [1, 2] (таблица 1).
В частности, численность общего и экономически активного населения сократилась на 4 %, а в 2011 г. темпы сокращения увеличились с 1 до 2 %.
Выпуск специалистов с высшим образованием увеличился на 15 %, а их занятость - на 2,3 %. Кроме того, число безработных повысилось на 22 %, их средний возраст - 37 лет, в т.ч. с высшим образованием - 19 %.
Вместе с тем сохраняется потребность в специалистах высококвалифицированных, обладающих новыми знаниями, способных к самообучению, владеющих экономико-математическими методами и иностранными языками. Процессы глобализации экономики и общества требуют повышения качества образования, соответствующего мировым стандартам.
В настоящее время в науке при подборе на должность оценку деловых и личных качеств руководителя рекомендуют осуществлять по таким критериям: интеллект; эрудиция (общая, экономическая, правовая); профессиональные знания и навыки; организаторские способности и навыки; коммуникативные способности и навыки; личностные способности (психологический портрет); здоровье и работоспособность; внешний вид и манеры; мотивация (готовность и заинтересованность выполнять предлагаемую работу в данной организации) [3]. В качестве методов оценки деловых качеств - их анализ; психологическое тестирование; оценочные деловые игры; квалификационное тестирование; проверка отзывов; собеседование как наиболее распространенный метод.
Перечисленные качества руководителя не ориентированы на обеспечение (повышение) конкурентоспособности как руководителя (менеджера), так и управляемых объектов. Поэтому требования к менеджерам предлагают формировать исходя из двух аспектов: 1) уровня иерархии управления, к которой относится менеджер; 2) комплексности проблем менеджмента, нацеленного на выпуск конкурентоспособных товаров [4]. При этом, чем выше уровень иерархии управления, тем в структуре рабочего дня должно быть больше отведено времени на решение стратегических задач (например, 50%, остальное время отводится на решение тактических и оперативных задач).
Требования к менеджерам, ориентированным на конкурентоспособность всех областей экономики и общества в наибольшей степени отвечают современным тенденциям перспектив развития России (таблица 2).
Таблица 1 - Состояние численности и занятости населения и специалистов с высшим образованием в Курской области
Наименование показателя 2007 2008 2009 2010 2011
Всё население, тыс. чел. 1171 1162 1155 1149 1125
Численность экономически
активного населения, тыс. чел. 592 600 599 588 589
Занятые с высшим образованием, % 24,7 26,1 26,3 26,4 27,0
Выпущено специалистов с высшим образованием,
человек 7686 8087 7805 8846 8816
Численность безработных, тыс. чел. 8,2 7,5 7,8 11,0 10,0
Средний возраст безработных, лет 36,0 34,0 35,8 36,0 37,3
в т.ч. с высшим образованием, % 19,9 11,7 17,6 18,8 18,9
Таблица 2 - Квалификационные требования к специалистам, ориентированным на конкурентоспособность
_Группа (блок требований) /Конкретные требования_
1. Общая подготовка
Образование высшее: менеджер, экономист, психолог, юрист, инженер и т.д. (в зависимости от вида деятельности).
Знание основ естественных, технических, гуманитарных, общественных наук_
2. Экономико-правовая подготовка Знание основ макро- и микроэкономики, финансов и кредита, статистики, бухгалтерского учета и аудита, информатики, экономического анализа, экономико-математических методов прогнозирования и оптимизации, налоговой системы; хозяйственного, административного, международного, трудового, финансового и других видов права_
3. Профессиональная подготовка Глубокие знания теории управления конкурентоспособностью различных объектов, их конкурентными преимуществами, стратегического и тактического маркетинга, теории организации, разработки управленческого решения, управления персоналом, качеством, ресурсами, стратегического, информационного, инвестиционного, инновационного, финансового, производственного менеджмента, международного маркетинга_
4. Умение разрабатывать конкурентоспособные управленческие решения Глубокие знания экономических законов и законов организации, научных подходов управления, принципов и методов анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования решений_
5. Умение организовывать коллектив на постановку и достижение
высоких целей
Знание основ психологии личности и коллектива, социологии. Умение координировать производственные и управленческие процессы по разработке и реализации инновационных, инвестиционных и других проектов, ориентированных на повышение конкурентоспособности объектов_
6. Умение общаться с людьми, коммуникабельность, ведение нормального образа жизни
Знание коммуникации, социально-психологических методов формирования конкурентоспособного коллектива с нормальным морально-психологическим климатом. Умение четко формулировать (устно и письменно) свои мысли.
Поддержание себя в хорошей форме (душа, тело, разум), нормального образа жизни_
7. Практический опыт и навыки Для менеджера высшего уровня практический стаж работы в данной сфере должен быть не менее 5 лет, среднего уровня - 3 года_
Требования по любой функции, стадии жизненного цикла объекта, решению любой проблемы должны быть ориентированы на обеспечение (повышение) конкурентоспособности управляемого объекта. Конкурентоспособность на современном этапе усиления глобальной конкуренции (вступление России в ВТО) должно стать основой прогресса во всех сферах деятельности: образовании, науке, технике, здравоохранении, культуре и т. д.
Новая технология (система) подготовки экономистов и менеджеров - МЭТУК (методика = экономика + техника + управление = конкурентоспособность), предложенная для внедрения Фатхутдиновым Р.А., содержала всё лучшее из естественнонаучной и гуманитарной систем подготовки специалистов, с применением нового научного инструментария может быть основой сегодня. Система реализует концепцию единства экономики, техники и управления, нацеленные на повышение конкурентоспособности России. Структура и взаимосвязи компонентов МЭТУК, дополненная нами, представлена в таблице 3.
Первая подсистема МЭТУК: методика - обеспечение конкурентоспособности управляемого объекта: специалиста, товара, технологии, организации и т. д. Требует от экономистов и менеджеров владения методами анализа механизма действия экономических законов, законов организации в статике и динамике, методами применения научных подходов и принципов
управления объектами, методами и моделями анализа, нормирования, прогнозирования, оптимизации, оценки управленческих решений в различных областях науки, техники, экономики, управления.
Вторая подсистема МЭТУК: экономика - совокупность знаний и умений в различных областях макро-и микроэкономики, экономики предприятия, экономики конкурентоспособности, конкурентных преимуществ, ценностей, качества, ресурсосбережения, логистики, функционирования рыночных механизмов, статистики, финансов и кредита, бухгалтерского учета и аудита, налоговой и таможенных систем и т. д. Подсистема направлена на формирование конкурентоспособной экономики объектов управления.
Третья подсистема МЭТУК: техника - материальная основа разработки (проектирования), производства и применения объекта управления. Компоненты: технический уровень объекта, технология, технологическое оборудование и другие элементы средств труда. Требуют направления деятельности конструкторов, технологов, организаторов производства, экономистов, менеджеров на оптимизацию конструкции (компоновки, структуры, свойств и т. д.) объекта и технологии его изготовления, транспортирования, эксплуатации (применения) и ремонта (восстановления), экономию ресурсов по стадиям жизненного цикла объекта (в частности, по ресурсоемко-сти на единицу отдачи отечественная техника уступает лучшим зарубежным образцам в 3-5 раз).
Таблица 3 - Предлагаемая структура и взаимосвязи компонентов системы подготовки кадров управления -
_МЭТУК на основе международных стандартов ISO 9000:2000_
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ - МЭТУК
_(методика= экономика + техника + управление = конкурентоспособность)_
_1. Подсистема - Методика_
_2. Подсистема - Экономика_
_3. Подсистема - Техника_
_4. Подсистема - Управление на основе менеджмента качества ISO 9004:2000_
_5. Подсистема - Конкурентоспособность_
Четвертая подсистема МЭТУК: управление - основана на принципах менеджмента качества для применения высшим руководством с целью улучшения деятельности организации: ориентация на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение работников, процессный и системный подходы к менеджменту; постоянное улучшение; принятие решения на основе фактов; взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Это наиболее сложная работа для российских менеджеров, экономистов и специалистов, так как им еще не приходилось работать в условиях жесткой глобальной конкуренции и их еще не обучали методам конкуренции и выживания в условиях кризиса. Российские менеджеры должны быть подготовлены в области маркетинга и менеджмента на основе международных стандартов, ориентации в законах организации, научных подходах и принципах, методах и моделях оптимизации качества и ресурсоемкости объектов, изучения рыночных регуляторов.
Пятая подсистема МЭТУК: конкурентоспособность - Обобщающий результат реализации цели обучения или работы: подготовка конкурентоспособных кадров (экономиста, менеджера и т. д.), способных осуществить реализацию национальной идеи повышения конкурентоспособности России на основе модернизации и инновационного развития экономики. Подсистема является целевой, обобщающей результаты обучения или работы по предыдущим четырем подсистемам. Специалистов по управлению конкурентоспособностью должны готовить вузы в соответствии с новыми федеральными нормативными актами (законами, указами президента, постановлениями правительства, государственными стандартами и т. д.), а также специальными
программами обучения по управлению конкурентоспособностью организаций.
Предложенная система должна постоянно совершенствоваться в зависимости от состояния и развития факторов внешней среды организаций, региона, страны и мировой экономики.
Список использованных источников
1 Социальное положение и уровень жизни населения Курской области (2006-2010): Стат. сборник / Территориальный орган ФСГС по Курской области. - Курск, 2011. - 114 с.
2 Социальное положение Курской области (2011): Сборник/Территориальный орган ФСГС по Курской области. -Курск, 2012. - 123 с.
3 Управление персоналом организации: учебник /под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 638 с.
4 Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент.-М.: Изд- во «Маркетинг», 2002. - 892 с.
5 Шинкаренко О.Н. Управление персоналом организации при внедрении стандартов ISO 9004:2000. - М.: Дело и Сервис, 2007. - 368 с.
Информация об авторах
Головин Алексей Анатольевич, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет».
Пархомчук Марина Анатольевна, доктор экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет».
Андросов Дмитрий Вячеславович, соискатель ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет».