№ 2 (38) 2012
М. А. Телемтаев, докт. техн. наук, профессор Российского экономического университета
имени Г. В. Плеханова, г. Москва
А. А. Попов, канд. техн. наук, доцент Российского экономического университета
имени Г. В. Плеханова, г. Москва
Совершенствование отечественных информационных систем управления недвижимостью на основе зарубежного опыта
В статье представлен сравнительный анализ функциональных возможностей отечественных и зарубежных средств автоматизации. Сформулированные автором рекомендации позволят построить эффективную систему взаимодействия субъектов отечественной сферы ЖКХ и риелторских услуг.
Введение
С недавним появлением в Российской Федерации новой формы управления недвижимостью в виде товарищества собственников жилья (ТСЖ), ассоциации собственников жилья (HOA — homeowners assotiations) и кондоминиумов (в дальнейшем — организации по управлению недвижимостью) у арендаторов (собственников) жилья появилась возможность влиять на качество технического обслуживания недвижимости, благоустройство прилегающей территории и, в некоторой степени, на стоимость коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Сфера ЖКХ представляет собой технически сложное хозяйство, которое постоянно требует внедрения новых разработок и технологий, в том числе информационных систем. Конечная цель внедрения но-
вых технологий — сокращение стоимости услуг, предоставляемых арендаторам (собственникам) недвижимости (жилья).
За рубежом организации по управлению недвижимостью (НОА) существуют достаточно давно. У собственников (арендаторов) жилья имеется возможность реально влиять на эффективность деятельности таких организаций с использованием специальных информационных систем. Условия и традиции управления недвижимостью в России и за рубежом отличаются, поэтому различаются и функции, которые выполняют информационные системы аналогичного назначения.
За рубежом создано большое количество информационных систем, используемых как организациями по управлению недвижимостью, так и собственниками жилья. К абонентам таких систем относятся арендаторы (собственники) недвижимости, менеджеры организации по управлению недвижимостью, сотрудники организаций, предоставляющих услуги по обслуживанию недвижимости, сотрудники других организаций, например риелторских контор. Следует отметить, что информационные системы за рубежом имеют явную ориентацию на удобство работы абонентов-арендаторов (собственников) недвижимости и возможность его участия в процессе управления организацией.
№ 2 (38) 2012
Функциональные возможности отечественных информационных систем по управлению недвижимостью
В России также разработан ряд систем и программных продуктов, предназначенных для управления недвижимостью, большая часть которых предоставляет достаточно неплохие возможности по управлению недвижимостью (например информационная система «1С: ВДГБ: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК»).
Информационная система «1С: ВДГБ: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК» — отраслевое программное решение, разработанное на платформе «1С: Предприятие 8» для автоматизации жилищ-но-управляющих компаний (ТСЖ, ЖСК, ЖЭУ, ЖЭУК) и прочих организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Система может быть использована как небольшими ТСЖ (управление многоквартирными домами), так и крупной управляющей компанией или расчетным центром и обладает следующими функциональными возможностями:
1. Учет владельцев имущества: ведение подробного учета о юридических лицах и арендаторах жилых и нежилых помещений, а также паркингов, учет сведений о жильцах, паспортный учет с автоматизированным формированием печатных форм паспортного стола.
2. Полноценный учет жилого и нежилого фонда: нежилые и жилые помещения, паркинги и машиноместа.
3. Работа с лицевыми счетами: открытие, закрытие лицевых счетов и изменение их состояния, открытие нескольких лицевых счетов на одно помещение и один адрес, с возможностью раздельного формирования квитанций.
4. Расчеты и начисления: начисления, льготы, перерасчеты, оплата, полный анализ взаиморасчетов с потребителями услуг, печать уведомлений.
5. Взаимодействие с поставщиками услуг: определение поставщиков услуг на этапе назначения на лицевой счет и переопре-
деление поставщика услуг, формирование | задолженности в разрезе поставщиков услуг. ^
6. Функции товарищества собственников ^ жилья: составление сметы затрат, закрытие затратных счетов в соответствии со сметой | и контроль ее исполнения, учет голосований Ц и результатов голосований. ^
7. Формирование отчетов (по лицевым «г счетам, карточек, сводных ведомостей, квитанций, справок различного типа с формированием файлов в txt-формате, списков жильцов, об изменении численности проживающих, списков подъездов, квартир здания, списков парковочных мест и их владельцев, таблиц подомовых затрат и прочих отчетов).
8. Стандартный бухгалтерский и налоговый учет: без необходимости совершать обмен и выгрузки между модулями учета квартплаты и бухгалтерии за счет интеграции с программой «1С: Бухгалтерия», быстрый переход с одного налогового режима на другой в рабочей базе.
9. Интеграция с другими системами и программами: выгрузка данных для социальных служб, администраций и муниципалитетов, загрузка информации с приборов учета различных фирм-производителей, автоматизированная загрузка информации о платежах за услуги, произведенных через банки, автоматическая передача информации о платежах, произведенных через поддерживаемые платежные терминалы, обмен информацией с сайтом ЖКХ, ТСЖ.
10. Подомовой учет затрат: автоматическое распределение затрат на услуги и материалы по домам, парковкам и прочим объектам учета, закрепление за любым зданием нескольких подразделений или прочих ответственных лиц, распределение затрат по зданиям, формирование актов по выполненным работам, формирование отчетов по затратам, в том числе справки калькуляции затрат.
11. Взаимодействие с аварийно-диспетчерской службой: прием и фиксирование заявок, определение их срочности и градация по категориям, распределение заявок между ответственными мастерами, отслеживание выполнения заявок, формирование на-
№ 2 (38) 2012
рядов-заказов и списание материалов по работам, возможность планирования работ, формирование отчетов по заявкам, о работе сотрудников, о расходе материалов.
Однако, несмотря на достаточно широкий спектр функциональных возможностей, из контура управления недвижимостью практически исключаются абоненты-арендаторы (собственники). Данная система, главным образом, предназначена в основном для работы сотрудников-управленцев (бухгалтерия, паспортный стол, технические службы). з В последнее время разработчики отече-<з ственного программного обеспечения бы-Í5 стрыми темпами двигаются в направлении совершенствования функциональных возможностей отечественных информационных <8 систем управления недвижимостью с целью g подключения арендаторов (собственников) g в контур управления недвижимостью. В ка-§ честве примера можно привести программно ный продукт «ВДГБ: Сайт управляющей ком! пании ЖКХ, ТСЖ и ЖСК», предназначен! ный для работы абонентов информационной <| системы с использованием Интернета и по-ï зволяющий создать специализированный | сайт для ТСЖ или управляющей компании I ЖКХ. Функциональные возможности про-Ü граммного продукта приведены в [2].
К
§ Функциональные возможности s зарубежных информационных систем
1 по управлению недвижимостью
§
g Анализ функциональных возможностей
& проведем с точки зрения организации еди-
Л ного информационного пространства для
g абонентов — арендаторов(собственников)
Ï жилья. cu
g В соответствии с [3] наилучшие характе-
| ристики по функциональности среди зару-
<à бежных информационных систем для управления недвижимостью имеют системы App-
1 Folio Property Manager, RenTec, Propertyware
g Software, Yardi Voyager™ Condo, Point2 Prop-
§ erty Manager.
t^ В качестве примера рассмотрим функ-
<3 циональные возможности информационной
системы AppFolio как одного из лучших многофункциональных программных решений, предназначенных для управления недвижимостью организациями различного размера. Информационная система предоставляет абонентам следующие возможности [4 - 6]:
1. Пользование легким в использовании порталом с интуитивными веб-интерфейсами. Портал предоставляет абонентам информационной системы интерактивный доступ к отчетности и возможность быстрого доступа даже в случае, когда пользователь забыл свой логин (имя пользователя) и пароль. В этом случае абоненту предоставляется доступ к порталу через его электронную почту.
2. Отправление и получение отчетов абонентами за счет функции «электронная почта», встроенной в AppFolio. За счет данной функции предоставляется возможность получать отчеты со сведениями об объекте за несколько последних месяцев и настраивать пакет из различных отчетов и заказов на выполнение работ.
3. Интеграция с библиотекой стандартных форм, электронных писем, писем, конвертов и этикеток (наклеек на конверты).
4. Безбумажная работа с абонентами информационной системы. Осуществляется настройка стандартных электронных документов для повторяющихся типовых работ по обслуживанию недвижимости.
5. Использование функции «Универсальный поиск». Опция предназначена для отыскания необходимой информации (например поиск человека, звонившего абоненту, по голосовой почте или возможность динамического поиска в процессе набора информации, по аналогии с Google).
6. Отслеживание абонентами-управленцами выполнения типовых задач по организации переезда арендаторов (вселение и выселение). Предусмотрено сохранение информации о вселении (выселении) арендаторов (собственников), а также формирование стандартных уведомлений на вселение (выселение). Осуществляется интеграция процессов вселения и выселения арен-
№ 2 (38) 2012
даторов (собственников) с повторяющимися заказами.
7. Автоматическая генерация заказов на работы, создание повторяющихся заказов, сохранение заказов в PDF, их рассылка по электронной почте, факсу или по почте поставщикам услуг. Осуществляется слежение за обслуживанием заказов, поиск фирм-поставщиков услуг по заказам за счет использования универсальной функции поиска для определения поставщика услуг с конкретным опытом, отслеживание предельных расходов на выполнение работ в соответствии с заказами.
8. Сохранение истории информационного обмена абонентов-управленцев с абонентами-арендаторами (собственниками) недвижимости. Поддерживается доступ абонентов в интерактивном режиме ко всем сообщениям в соответствии с правами доступа.
9. Бесплатная онлайн-коллекция недвижимости, предлагаемой в аренду (для продажи). Производится онлайн-показ сдаваемых в аренду квартир потенциальным арендаторам (собственникам). Абонентам AppFolio доступна информация о недвижимости, ко всем приложениям информационной системы с помощью iPhone из любой точки мира. Предоставляется возможность просмотра карт местности с помощью iPhone. Осуществляется интеграция карт с данными о недвижимости, вследствие чего точка нахождения недвижимости отражается на карте. Имеется возможность дополнения данных о недвижимости с помощью iPhone, добавления важных заметок, а также ввода, редактирования и просмотра заказов. Обеспечивается немедленная синхронизация данных, введенных с iPhone, с информационной системой.
10. Автоматический анализ состояния недвижимости. Система может определить, является ли недвижимость занятой или свободной, сколько дней она свободна.
11. Автоматизированный поиск и отслеживание поведения потенциальных арендаторов (покупателей) недвижимости. Когда потенциальный арендатор находит перечень квартир, предлагаемых в аренду (на прода-
жу) на сайтах электронных объявлений в Ин- | тернете, он может нажать кнопку «Выбрать» ^ или заполнить гостевую интерактивную кар- ^ ту. Когда заполняется гостевая карта, ин- <g формация автоматически вводится и хра- | нится в базе данных AppFolio. Это помогает Ц принимать более взвешенные решения при ^ отборе кандидатур потенциальных арендаторов (покупателей) недвижимости.
12. Проверка данных по потенциальным арендаторам (собственникам) в целях привлечения потенциальных заявителей с наилучшей репутацией. Данная опция использует встроенную функцию «Интерактивный скрининг» с возможностью выбора двух вариантов скрининга «Кредиты и выселения» (сведения о прошлых выселениях потенциальных арендаторов (покупателей) и их кредитные истории) и «Выселение и криминал» (сведения о прошлых выселениях потенциальных арендаторов (собственников) и их судимости). Также применяется методика оценки кредитоспособности (кредитных рисков), основанная на численных статистических методах, заключающаяся в присвоении количества баллов и принятии решения об одобрении или отказе в аренде (покупке) недвижимости.
13. Поддержка полной системы бухгалтерского учета. Применяется простой в использовании графический интерфейс для выполнения бухгалтерских операций по вводу данных, проверкам, платежам, автоматическому назначению штрафов при просрочках платежей, определению прибылей, убытков, автоматической проводке по счетам, управлению денежными потоками, направленными на управление недвижимостью.
14. Использование системы электронных платежей (АСН — Automated Clearing House). Система предназначена для осуществления электронных расчетов по чекам и другим платежным документам).
15. Формирование и проверка чеков для проведения платежей. Информационная система обладает удобным для пользователя интерфейсом, предоставляющим всю информацию, необходимую для формиро-
-ч ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА
№ 2 (38) 2012 ' -
вания чека, а также поддерживает различные форматы чеков и дает возможность настройки MICR печати1.
16. Возможности для создания и рассылки (печати, хранения) отчетов. Сюда входят отчеты стандартного и произвольного вида о состоянии недвижимости, абонентах-арендаторах (собственниках), о нарушениях правил проживания, состоянии счетов арендатора (владельца) недвижимости, неоплаченных расходах и итогах различных видов деятельности. Отчеты могут быть созданы в различ-з ных форматах, включая PDF, XLS, CSV. § 17. Осуществление связи данных або-!з нента-арендатора (собственника) со счетом (несколькими счетами) в банке. Производится безошибочный перевод средств абонен-<8 та-арендатора (собственника) для оплаты § произведенных работ (ежемесячных плате-§ жей) с использованием интуитивно понятно-§ го графического интерфейса. | 18. Поддержка ввода данных для фор-I мирования счетов в интерактивном режиме. Ц Для каждого вида счета в системе имеется 1 соответствующая диалоговая форма, в ко-
5 торую следует ввести нужные данные. Пре-| дусмотрена возможность формирования пе-| риодических счетов.
19. Прием онлайн-платежей от абонен-§ тов-арендаторов (собственников) недвижи-§ мости. Онлайн-платежи полностью интегри-<5 рованы с бухгалтерской отчетностью, по-| этому нет необходимости вводить данные | в платежных системах. Л 20. Возможность интеграции сайта ком-
6 пании по управлению недвижимостью с ин-Л формационной системой AppFolio. Позво-g ляет большему количеству потенциальных ! арендаторов (покупателей) недвижимости Й найти управляющую компанию в Интернете. | 21. Опубликование данных о недвижи-о мости, предлагаемой в аренду (на продажу) =§ на сайтах электронных объявлений в Интер-
jg 1 Magnetic Ink Character Recognition (магнитные
^ чернила для распознавания символов) — технология
Ев распознавания символов для облегчения обработки
cj чеков).
нете. Интеграция с Google Analytics (отслеживание количества просмотров страниц недвижимости). Предоставление отчетов об итогах маркетинговой деятельности.
22. Использование панели управления вакансиями недвижимости. Возможность добавления или удаления предлагаемой в аренду (на продажу) недвижимости на сайтах электронных объявлений. Отслеживание изменений на рынке аренды недвижимости и их влияния на вакансии недвижимости.
23. Перекачка и трансформация информации о недвижимости из других информационных систем. Это может быть информация о собственниках, арендаторах, а также финансовая информация (например поддержка таких данных, как остатки, владельцы, свойства недвижимости, арендаторы, депозиты, неоплаченные счета). В данном режиме осуществляется проверка данных о несоответствиях при перекачке для определения информации, подлежащей корректировке.
24. Сопровождение программного продукта. Сюда входит обучение работе с информационной системой, индивидуальная поддержка пользователей, а также ежемесячные усовершенствования программного обеспечения на основе обратной связи с пользователями.
Сравнение функциональных возможностей отечественных и зарубежных информационных систем по управлению недвижимостью
Сравнение функциональных возможностей зарубежных информационных систем по управлению недвижимостью (на примере AppFolio) и отечественной информационной системы «1С: ВДГБ: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК» показывает, что даже при интеграции с программным продуктом «ВДГБ: Сайт управляющей компании ЖКХ, ТСЖ и ЖСК» отечественная информационная система уступает зарубежной. Зарубежные информационные системы, в том числе AppFolio, имеют следующие функциональные преимущества:
№ 2 (38) 2012
• не требуется установка программного обеспечения на компьютерах абонентов, так как к сервисам можно подключаться через Интернет;
• имеется возможность работы с информационной системой с мобильных устройств;
• предусмотрен специализированный модуль бизнес-аналитики (у информационной системы Yardi);
• более развиты возможности по проведению онлайн-платежей и их контролю;
• более развиты возможности по управлению взаимоотношениями с клиентами.
Но при этом проведенный авторами анализ показывает, что функциональные возможности отечественных информационных систем для управления недвижимостью постепенно приближаются к лучшим образцам зарубежных информационных систем. Например, с появлением программного продукта «ВДГБ: Сайт управляющей компании ЖКХ, ТСЖ и ЖСК» сделан большой шаг вперед по включению абонентов-собственников (арендаторов) в контур управления недвижимостью. Каждый абонент-собственник (арендатор) получает в пользование личный кабинет, в котором он может произвести следующие действия:
• получить и распечатать, не выходя из квартиры, квитанцию на оплату коммунальных услуг;
• просмотреть баланс платежей и задолженность;
• ввести показания счетчиков учета воды, газа, электроэнергии и др.;
• оформить заявку на вызов мастера и проследить за ее состоянием;
• задать вопрос или направить обращение абоненту-управленцу и получить ответ на сайте или по электронной почте;
• принять участие в голосовании по вопросам деятельности ТСЖ;
• оплатить услуги ЖКХ на сайте при помощи электронных платежных систем;
• разместить частное объявление;
• обратиться в аварийно-диспетчерскую службу.
Кроме того, каждый абонент-собствен- | ник (арендатор) пользуется следующими дополнительными возможностями портала: ^
• автоматическими напоминаниями для оповещения должников и неплательщиков | и автоматизацией работы диспетчерской Ц службы; ^
• форумом жильцов, проведением опро- ^ сов и голосований с формированием протокола собрания;
• баннерной рекламой на сайте, размещением фото- и видеогалерей;
• тремя вариантами цветового оформления.
Применение целостного подхода к проектированию отечественных информационных систем управления недвижимостью
Целостный подход [7, 8] к формированию комплекса КР1 управления недвижимостью позволит создать общую методологию проектирования и внедрения информационных систем управления недвижимостью и разработать типовые информационные системы с учетом особенностей региональных и муниципальных образований России. В этом случае информационная система в целом и каждая ее часть представляются как целостные триады «результат управления недвижимостью — объект — субъект».
При рассмотрении информационной системы управления недвижимостью в целом можно выделить следующие категории:
• результат управления недвижимостью — комплекс комплекса ключевых показателей (КР1) управления недвижимостью;
• объект — собственно информационная система управления недвижимостью, обеспечивающая производство КР1 управления недвижимостью путем выполнения запросов абонентов;
• субъект — совокупность абонентов информационной системы управления недвижимостью, координирующая функционирование информационной системы с помощью
№ 2 (38) 2012
критерия достижения комплекса КР1 управления недвижимостью.
Для части информационной системы управления недвижимостью рассмотренные выше элементы триад будут иметь следующие представления:
• результат управления недвижимостью — один из показателей эффективности деятельности, входящий в комплекс КР1 управления недвижимостью;
• объект — часть информационной системы, обеспечивающая формирование КР1
з управления недвижимостью путем выполне-<з ния определенного подмножества запросов ¡5 абонентов;
• субъект — часть совокупности абонентов информационной системы, координи-
<8 рующая ее функционирование с помощью
§ критерия достижения одного из показателей
§ эффективности деятельности, входящего
§ в комплекс КР1 управления недвижимостью. г
и
§ Заключение
I
«о В целях совершенствования отечествен-
1 ных информационных систем управления
| недвижимостью следует учитывать следую-
§ щее:
1. Необходима разработка комплекса § ключевых показателей эффективности дея-§ тельности как организации по управлению <5 недвижимостью, так и собственника (арен! датора) жилья (КР1 управления недвижимо-| стью). Данные показатели могут определять-Ц ся, например, на основе анализа причин & изменения стоимости жилья на вторичном Л рынке. Такой анализ позволит предъявить § требования как к качеству деятельности ор-| ганизации по управлению недвижимостью, Й так и к качеству содержания жилья собст-| венником (арендатором) жилья. о 2. Функциональные возможности информационных систем управления недвижимо-§ стью должны быть направлены на поддер-§ жание транспарентности деятельности как § собственников (арендаторов) по владению, пользованию и распоряжению жилой недви-<3 жимостью, так и организации по управле-
нию недвижимостью. Образно говоря, деятельность обеих сторон должна быть «прозрачна» друг для друга в разумных пределах. Степень этой прозрачности должна способствовать целостному взаимодействию организации по управлению недвижимостью и собственников (арендаторов) жилья и может оцениваться соответствующим КР1 управления недвижимостью.
3. С помощью информационных систем управления недвижимостью необходимо также поддерживать такие компоненты деятельности собственников (арендаторов) недвижимости, как мониторинг работы организации по управлению недвижимостью, участие в планировании и учете, создание сценариев для прогнозирования доходов и расходов, совершение операций на рынке недвижимости, получение нормативно-правовой и организационной информации (например, норм и правил пользования недвижимостью, сведений о времени и результатах собраний собственников и т. д.). Информационная система управления недвижимостью должна поддерживать собственника (арендатора) как участника демократической системы управления недвижимостью, равноправными элементами которой являются работники организации по управлению недвижимостью и ее собственники (арендаторы). Уровень эффективности такой поддержки также может оцениваться соответствующим КР1 управления недвижимостью.
4. С помощью информационных систем управления недвижимостью необходимо также создать совокупность сервисов, предусматривающих удобство работы как для абонентов-управленцев, так и абонентов-арендаторов (собственников) в деятельности по управлению недвижимостью. Абоненты должны иметь возможность самостоятельно подписываться на нужные сервисы информационных систем и использовать их. Уровень эффективности такой поддержки также может оцениваться соответствующим КР1 управления недвижимостью.
5. Важной составляющей ИС управления недвижимостью должны быть базы дан-
№ 2 (38) 2012
времени и контролировать результаты пла- | тежей, осуществлять операции на рынке не- ^ движимости. Степень удобства взаимодей- ^ ствия во внешней и внутренней средах информационной системы также может оце- | ниваться соответствующим КР1 управления Ц недвижимостью. ^
Разработка комплекса КР1 управления «г недвижимостью позволит при создании информационной системы сформировать совокупность запросов всех ее абонентов — собственников(арендаторов) недвижимости, организаций по управлению недвижимостью, потенциальных арендаторов (покупателей) недвижимости, представителей федеральных, региональных и муниципальных организаций. Это, в свою очередь, позволит построить соответствующую систему эффективного взаимосвязанного выполнения запросов и реализовать целостное информационное пространство деятельности для всех ее абонентов.
Список литературы
ных (БД), содержащие федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые документы, сведения об организациях по управлению недвижимостью, собственниках (арендаторах) недвижимости, о состоянии недвижимости, работниках организации по управлению недвижимостью, об экономических показателях управления недвижимостью, о запросах на обслуживание недвижимости и их выполнении, сведения о потенциальных арендаторах (покупателях) недвижимости и др. В этом случае у собственников (арендаторов) недвижимости будет возможность контролировать свои личные данные, отслеживать успешность работы организации по управлению недвижимости и принимать решения о продолжении сотрудничества с данной организацией или переходе в другую организацию. Степень полноты и целостность соответствующих БД также может оцениваться соответствующим КР1 управления недвижимостью.
6. Информационная система управления недвижимостью должна обеспечить возможность работы как с использованием 1. веб-технологий без установки программного обеспечения на компьютерах организации по управлению недвижимости и у соб- 2. ственников (арендаторов) недвижимости, так и с установкой программного обеспечения. Информационная система управления 3. недвижимостью также могла бы обеспечивать работу абонентов не только со стационарных компьютеров, но и с мобильных уст- 4. ройств различного типа. Степень эффективности использования веб-технологий также может оцениваться соответствующим КР1 управления недвижимостью. 5.
7. Для удобства взаимодействия абонентов в информационной системе управления недвижимостью между собой и внешней средой, например поставщиками тепла, 6. электричества, необходимо предусмотреть наличие блогов и форумов, а также спра- 7. вочной системы, действующей в режиме реального времени. Арендаторы (собственники) недвижимости смогут в этом случае 8. производить платежи в режиме реального
1С: ВДГБ: предприятиям ЖКХ, ТСЖ, ЖСК: [Сайт]. URL: http://www.vdgb.ru/1c-vdgb-soft/zhkh/ (дата обращения: 11.02.12). ВДГБ: Сайт управляющей компании ЖКХ, ТСЖ и ЖСК: [Сайт]. URL: http://www.vdgb-soft.ru/jsk/ sitejkh/ (дата обращения: 11.02.12). Compare Residential Property Management Software: [Сайт]. URL: http://property-management-software. findthebest.com/ (дата обращения: 11.02.12). AppFolio Property Manager Software: [Сайт]. URL: http://property-management.softwaread-vice.com/appfolio-property-manager-profile/ (дата обращения: 11.02.12).
AppFolio Property Manager Reviews: [Сайт]. URL: http://www.propertymanagementsoftwareguide. com/reviews/appfolio-property-manager/ (дата обращения: 11.02.12).
AppFolio Property Manager: [Сайт]. URL: https: // www.appfolio.com/ (дата обращения: 11.02.12). Телемтаев М. М, Нурахов Н. Н. Информационные системы в экономике. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 2010. — 102 с.
Телемтаев М. М. Целостный метод: теория и практика, 2-е изд. М.: МСТ, 2009. — 396 с.