12.4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ МВД РОССИИ
Бахмудова Мария Андреевна. Должность: преподаватель кафедры философских и экономических дисциплин. Место работы: Московский университет МВД России, Московский областной филиал. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье речь идет о необходимости всех видов контроля за учебной деятельностью курсантов в целях повышения эффективности процесса обучения курсантов вузов МВД России.
Ключевые слова: образование, обучение, вузовская практика, управление качеством процесса обучения, моделирование процесса обучения, управление образовательными аспектами.
IMPROVEMENT OF MAIN CONTROL STUDY OF UNIVERSITIES IN RUSSIA MIA
Bahmudova Maria Andreevna. Position: lecturer at philosophical and economic disciplines chair. Place of employment: Moscow university of MIA Russia, Moscow regional branch. E-mail: [email protected]
Annotation: The article focuses on the need to control all types of learning activities of students in order to improve the learning process of students of universities Russian Interior Ministry.
Keywords: education, training, college and university practices, quality control of the learning process, learning process modeling, management of educational aspects.
Контроль за учебной деятельностью курсантов как путь совершенствования процесса обучения в вузе осуществляется на принципах систематичности, комплектности, всесторонности и целенаправленности.
Он позволяет обеспечить своевременное выявление уровня знаний, практических навыков и умений, обучаемых в соответствии с ГОС, вносить коррективы в содержание, организацию и методику учебного процесса, в профессиональный стиль учебной деятельности руководящего и профессорско-преподавательского состава, развить их педагогическую культуру и профессиональной мастерства.
Как показывает практика организации процесса обучения курсантов вузов важным путем совершенствования процесса обучения является повышения эффективности контроля за учебной деятельности курсантов.
На основании требований законов Российской Федерации «Об образовании» и «о высшем и послевузовском профессиональном образовании», Постановления Правительства Российской Федерации о «Типовом положении об образованном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», а также «Положении об организации учебного процесса в Московском Институте МВД и его филиалах», качество подготовки курсантов определяется в ходе текущей успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, как одного из неотъемлемых элементов учебного процесса в Московском университете МВД России, других вузах.
Под контролем понимается совокупность целенаправленных и скоординированных мер Ученого совета
военного вуза, его руководство, других должностных лиц по организации и проведению вузовских, факультетских и кафедральных проверок с целью установления соответствия качества профессиональной подготовки слушателей и курсантов требованиям Государственного образовательного стандарта, высшего профессионального образования.
Контроль позволяет обеспечить своевременное выявление уровня знаний, практических навыков и умений обучаемых в соответствии с ГОС, вносить коррективы в содержание, организацию и методику учебного процесса, в профессиональный стиль деятельности профессорско-преподавательского состава, развивать их педагогического культуру и профессиональное мастерство. Контроль учебной деятельности курсантов и слушателей вузов является обязательным компонентом контроля учебного процесса. Он осуществляется на всех его этапах, в различных формах. Контроль успеваемости предназначен для выявления уровня знаний, навыков, умений курсантов и направлен на объективный и систематический анализ хода изучения и усвоения ими учебного материала. Он содействует улучшению организации и проведению учебных занятий, а также усилению ответственности курсантов за качество своей учебы в вузах (филиалах).
Контроль позволяет планомерно осуществлять организационные мероприятия по всестороннему анализу и объективной оценке деятельности военных вузов, его структурных подразделений, сформировать единую централизованную базу данных для управления качеством процесса обучения и его корректировки в интересах повышения эффективности и качества профессиональной подготовленности дипломированных специалистов.
Основными задачами контроля в военных вузах являются:
- осуществление систематического анализа хода и качества выполнения руководящих документов в области высшего военного профессионального образования, решений, указаний и распоряжений Ученого совета военного вуза, его руководства;
- изучение организации, планирования и хода процесса обучения; качества проведения всех видов учебных занятий, соответствия преподаваемого материала учебным программам и тематическим планам, обеспеченности всех занятий учебно-методическими материалами и их качества, обеспеченности обучающихся учебниками (учебными пособиями) и другой учебно-методической литературой;
- анализ действенности современных форм и методов учебной, методической, научной и воспитательной работы в структурных подразделениях военного вуза, отдельных должностных лиц в целях обобщения и распространения опыта профессиональной подготовки;
- оказание конкретной помощи в устранении недостатков в обучении и воспитании курсантов основам профессионального мастерства;
- анализ профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава, состоянии его профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- выявление уровня профессиональных знаний, навыков и умений курсантов, анализ посещаемости занятий, успеваемости и организации самостоятельной работы;
- анализ и экспертиза профессиональных образовательных и учебных программ, учебных и учебно-
методических пособий, их соответствия требованиям Государственного образовательного стандарта;
- анализ состояния факультетской и кафедральной документации (документации отдела, аспирантура, отделения, комиссии);
- изучение состояния и использования в процессе профессиональной подготовки учебно-материальной базы, работы по ее созданию, развитию и совершенствованию.
Основными элементами внутривузовского контроля являются:
- состояние учебной работы;
- состояние методической работы;
- состояние научной работы;
- состояние подготовки научно-педагогических и научных кадров, их переподготовки и повышения квалификации;
- морально-психологическое состояние курсантов, состояние внутреннего порядка, служебной и учебной дисциплины;
- состояние профессиональной подготовленности руководящего и профессорско-преподавательского состава;
- состояние учебно-материальной базы;
- состояние руководства структурными подразделениями вузов.
Проверка структурных подразделений военных вузов по другим направлениям профессиональной деятельности (элементам, вопросам) может проводиться в соответствии с полномочиями и указаниями должностного лица, по решению которого она проводится.
Основные усилия в процессе осуществления контроля в вузе должны быть сосредоточены на следующих направлениях:
- контроль качества процесса обучения;
- целевой контроль по предметным линиям;
- контроль качества программ обучения;
- контроль учебно-методического обеспечения;
- контроль наличия и поступление источников содержания обучения;
- контроль эффективности воспитания;
- контроль динамики и тенденций развития учебновоспитательного процесса в вузе.
Было установлено, что для того, чтобы все функции реализовывались качественно и в полном объеме, контроль учебной деятельности должен быть индивидуальным, систематическим, разнообразным, всесторонним, объективным и дифференцированным:
Индивидуальный характер контроля требует осуществления контроля за личной учебной деятельностью каждого курсанта;
Систематический характер контроля требует регулярности и постоянности его проведения, сочетания с другими сторонами учебной работы курсантов;
Разнообразный характер контроля требует реализации его обучающей и воспитывающей функции, повышения интереса курсантов к его проведению и результатам;
Всесторонний характер контроля требует комплексного охвата всех разделов учебной программы и видов учебных занятий;
Объективный характер контроля требует исключения субъективных суждений и выводов профессорско-преподавательского состава, основанных на недостаточном знании курсантов или предвзятом отношении к ним;
Дифференцированный характер контроля требует учета специфических особенностей каждой учебной
дисциплины и отдельных ее разделов, а также личностных качеств обучаемых при применения различных методик контроля.
Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в учебном процессе вузов (филиалов).
Содержание контроля учебной деятельности определяется дидактическими задачами, требованиями ГОС, спецификой учебных дисциплин, уровнем подготовки и развития обучаемых. Контроль учебной деятельности обучаемых подразделяется на текущий и итоговый.
Текущий контроль проводится с целью получения оперативной информации о качестве усвоения учебного материала, управления учебным процессом и совершенствования методики проведения занятий, а также стимулирования самостоятельной работы курсантов.
Текущий контроль предназначен также для проверки хода и качества усвоения курсантами учебного материала, учебной работы обучаемых и совершенствования методики проведения плановых занятий. Он проводится в ходе всех видов учебных занятий и используются учебным отделом, факультетами и кафедрами для управления качеством учебного процесса вуза.
Текущий контроль осуществляется профессорско-преподавательским составом в ходе учебного процесса, как правило, на учебных занятиях. Этому виду контроля обычно предшествует тщательное изучение профессорско-преподавательским составом личностных и профессиональных качеств курсантов, общего уровня их подготовленности к усвоению учебного материала, степени его восприятия и усвоения.
При чтении лекций использовались следующие формы текущего контроля: проблемные учебные вопросы (уточняющие, наводящие, встречные, противоречивые); тестовые задания и опросы; проблемные ситуации; педагогические (учебные) задачи; проверка конспекта; систематическое наблюдение; задания на групповое занятие; опорный конспект; учебная дискуссия; задания для самопроверки и др.
При проведении семинара применялись следующие формы текущего контроля: летучка (опрос); диспут; комментированное чтение рекомендованных источников; контрольная письменная работа; доклад, реферат, сообщение; проблемные учебные вопросы (уточняющие, наводящие, встречные, противоречивые); вопросно-ответная или групповая беседа; тестовые задания и опросы; самооценка; отчет по заданию; проблемные ситуации; педагогические (учебные) задачи; коллоквиум (контрольное собеседование); дискуссия; рейтинг; компьютерный контроль; проверка конспекта; комплексная проверка знаний; систематическое наблюдение; индивидуальный или групповой опрос; задания для самопроверки и др.
При проведении практического занятия применяются следующие формы текущего контроля: контрольная письменная работа; систематическое наблюдение; практический контроль; педагогические (учебные) задачи; летучка (опрос); коллоквиум (контрольное собеседование); проблемные учебные вопросы (уточняющие, наводящие, встречные, противоречивые); рейтинг; тренировка (тренинг); самооценка; упражнение; тестовые задания и опросы; отчет по заданию; компьютерный контроль; проблемные ситуации.
При проведении консультаций используются следующие формы текущего контроля: вопросно-ответная форма; индивидуальная или групповая беседа или со-
беседование; проверка конспекта; систематическое наблюдение; индивидуальный или групповой опрос; рейтинг; задания для самопроверки и др.
При написании контрольной работы (задания) используются следующие формы текущего контроля: проблемные темы; письменные или устные ответы; профессиональные задачи; комплексная проверка знаний, навыков и умений; отчет по заданию и др.
При разработке и защите реферата используются такие формы текущего контроля, как индивидуальная беседа; комплексная проверка знаний, навыков, умений; педагогические (учебные) задачи; самооценка; зачет и др.
При проведении теоретической (научнопрактической) конференции используются следующие формы текущего контроля: педагогические (учебные) задачи; проблемные теоретические вопросы; практические знания; доклады, рефераты, сообщения; научная дискуссия; комплексная проверка знаний, навыков, умений и др.
При проведении индивидуального собеседования применяются следующие формы текущего контроля: проблемные учебные вопросы (уточняющие, наводящие, встречные, противоречивые); вопросно-ответная форма; коллоквиум (контрольное собеседование); индивидуальная беседа; проверка конспекта; комплексная проверка знаний; систематическое наблюдение; самооценка; компьютерный контроль и др.
При организации самостоятельной работы курсантов в учебный процесс внедряются следующие формы текущего контроля: собеседование; отчет по заданию; упражнение на самостоятельность мышления; составление графика самостоятельной работы; контрольная проверочная работа; коллоквиум (контрольное собеседование); задания и поручения; работа с книгой; написание рефератов; индивидуальная или групповая беседа и др.
При подготовке и защите курсовой работы могут применяться следующие формы текущего контроля: проблемные темы; научное исследование; индивидуальная беседа; комплексная проверка знаний, навыков и умений; зачет и др.
В зависимости от специфики данных организационных форм текущий контроль осуществляется фронтальным, групповым, индивидуальным и комбинированным способами и способом самоконтроля курсантов.
При фронтальном способе организации контроля на вопросы преподавателя по сравнительно небольшому объему учебного материала краткие ответы дают все курсанты учебной группы. Каждый курсант может дополнить, исправить, уточнить ответы всех своих сокурсников. Фронтальный опрос может принять форму беседы. При умелом применении фронтального опроса за сравнительно небольшое время можно проверить знания у значительной части курсантов учебной группы.
Групповой способ организации текущего контроля используется тогда, когда у преподавателя возникает необходимость проверить промежуточные итоги изучения учебного материала или ход его усвоения частью курсантов учебной группы, получившей определенные групповые задания не предыдущих видах учебных занятий. При этом вопросы ставятся перед этой частью курсантов, но к их обсуждению обязательно привлекаются остальные курсанты учебной группы.
Индивидуальный контроль применяется для основательного знакомства преподавателя со знаниями, умениями и навыками отдельных курсантов. При этом обращается внимание на обстоятельность и всесторонний характер ответа курсанта, логичность его суждений, умение применить усвоенные знания на практике. Индивидуальный контроль рассчитан на проверку во время занятия небольшого количества курсантов и зависит от времени, отводимого на проверку, характера и объема изученного материала, уровня подготовленности курсанта.
При комбинированном способе текущего контроля (при так называемом уплотненном опросе) достигается сочетание индивидуального с фронтальным и групповым контролем. При этом преподаватель одновременно может вызвать сразу нескольких курсантов, из которых один отвечает устно, два - три других - готовится к ответу у доски, а остальные курсанты выполняют другие задания. Комбинированная форма контроля предоставляет возможность использовать компьютерную технику для проверки знаний, умений и навыков курсантов.
Самоконтроль курсантов обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в учебном процессе, получение обучаемых информации о полноте и качестве изучения учебного материала, прочности сформированных умений и навыков, возникших трудностях и недостатках. Самоконтроль помогает курсантам реально убедиться в том, как они овладели знаниями, проверяют правильность выполненных заданий, оценивают практическую значимость результатов своей учебы в вузе.
Выше изложенные способы текущего контроля используются творческими усилиями профессорско-преподавательского состава и в значительной степени зависят от его педагогической культуры и мастерства.
Итоговая государственная аттестация выпускников проводится в вузе в соответствии с ГОС высшего профессионального образования и завершается выдачей диплома государственного образца об уровне образования и квалификации. Итоговая государственная аттестация осуществляется государственными аттестационными комиссиями (ГАК), организуемыми в вузах по каждой основной профессиональной образовательной программе. Конкретный перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации в вузе, порядок и сроки выполнения дипломных работ, продолжительность их защиты установлены Ученым советом вуза.
Итоговая государственная аттестация выпускника вуза состоит из аттестационных испытаний следующих видов: выпускной квалификационной (дипломной) работы и 2 - 3 государственных (междисциплинарных) экзаменов.
Аттестационные выпускные испытания, включенные в состав итоговой государственной аттестации, не могут быть заменены оценкой уровня подготовки на основе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации курсанта. Итоговые экзамены по отдельным дисциплинам должны определять уровень усвоения курсантом материала, предусмотренного учебными программами, и охватывать все минимальное содержание данных дисциплин, установленных соответствующим ГОС. Итоговой междисциплинарный экзамен по специальности должен, наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин, учитывать также общие требования к выпускнику, предусмотренные ГОС.
Выпускные квалификационные работы выполняются в виде дипломной работы. Темы дипломных работ определяются факультетами и выпускающими кафедрами вуза. Курсанту предоставляется право выбора темы дипломной работы вплоть до предложения своей темы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. При подготовке дипломной работы каждому курсанту назначается руководитель (при необходимости - консультант).
Дипломные работы, выполненные по завершении профессиональных образовательных программ подготовки специалистов, подлежат обязательному рецензированию.
Программы итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам, итоговых междисциплинарных экзаменов по специальностям и критерии оценки дипломных работ обсуждаются с участием председателей ГАК и утверждаются Ученым советом вуза.
Расписание итоговых экзаменов и защиты дипломных работ утверждается начальником вуза и объявляется не позднее, чем за месяц до начала итоговых экзаменов.
Сдача итоговых экзаменов и защита дипломных работ проводятся на открытых заседаниях экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава.
Результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день сдачи экзамена или защиты дипломной работы после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.
Пересдача итоговых экзаменов с целью повышения оценки не разрешается.
Решения государственных аттестационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов голос председателя является решающим.
Итоговый экзамен по отдельной дисциплине принимается в объеме учебной программы, по которой проводилось обучение курсантов данного выпуска. Итоговый междисциплинарный экзамен принимается в объеме специальной программы, включающей основные вопросы из учебных программ профилирующих дисциплин данной специальности, а также общие требования к выпускнику, предъявляемые ГОС.
Завершенная дипломная работа с письменным отзывом руководителя, заключением начальника курса о допуске к защите и рецензий (рецензиями) предоставляются в экзаменационную комиссию за 2-3 дня до защиты для предварительного ознакомления. После завершения аттестационных испытаний комиссия принимает решение об окончании курсанта вуза, о присвоении каждому из них квалификации в соответствии с полученной специальностью и выдаче диплома или диплома с отличием о высшем образовании и нагрудного знака вуза.
Под внутривузовским контролем в экспериментальных вузах понимается совокупность целенаправленных и скоординированных мер Ученого совета вуза (Совета филиала), по организации и проведению вузовских, факультетских и кафедральных проверок с целью установления соответствия качества учебного процесса требования ГОС.
Внутривузовский контроль как правило осуществляется в виде плановых (комплексных) или оперативных (контрольных) проверок.
Внутривузовский контроль включает следующие виды:
- плановая (комплексная или оперативная (кон-трольная)проверка факультета (общевузовской кафедры);
- плановая (комплексная) или оперативная (контрольная) проверка отела военного вуза (филиала);
- кафедральный (групповой) контроль качества профессиональной подготовки и проведения методических занятий;
- индивидуальные посещения различных видов учебных занятий должностными лицами военного вуза.
Плановая (комплексная) проверка содержания и качества работы отдела проводится в соответствии с перспективным и годовым планами профессиональной образовательной деятельности военного вуза. Комплексной проверке подвергается один из отделов согласно плану не реже одного раза в семестр (учебный год).
Плановая (комплексная) проверка проводиться по решению начальника военного вуза или заместителя и предусматривает контроль профессиональной деятельности (начальника, руководителя) отдела и его сотрудников согласно должностным обязанностям. Особое внимание обращается на целенаправленную деятельность отдела по учебному, методическому, воспитательному, научно-педагогическому, учебнолабораторному, учебно-хозяйственному, редакционноиздательскому обеспечению качества профессиональной подготовки и приёму абитуриентов в военные вузы.
Периодичность проведения методических занятий на кафедре должна быть, как правило, следующей:
- инструкторско-методические занятия - одно-два занятия за учебный год;
- показные занятия - не менее одного раза в семестр;
- открытые занятия - не менее двух раз в семестр;
- пробные занятия - по числу начинающих преподавателей и адъюнктов.
Итоги показных, открытых и пробных занятий обсуждаются на заседаниях кафедры, на которых проводится тщательный разбор соответствующего вида методических занятий, и каждому члену кафедры предоставляется возможность дать ему оценку.
В ходе разбора:
- указываются положительные действия руководителя занятия;
- обсуждаются недостатки в организации, содержании и методике проведения методического занятия;
- оцениваются его способность глубоко и самокритично анализировать проведенное занятие: выявлять причины ошибок и недостатков, делать из этого анализа правильные выводы;
- даются рекомендации по устранению недостатков;
- приводиться положительный опыт преподавателей (аспирантов) кафедры, других кафедр по повышению эффективности и качества соответствующей формы методических занятий.
Итоги открытых и пробных занятий фиксируются в журналах контроля учебных занятий.
Индивидуальный контроль качества подготовки и проведения учебных занятий проводится в соответствии с ежемесячными или личными планами работы
должностных лиц целью определения и оценки содержания, организации и методического уровня проведения занятия, степени достижения учебных и воспитательных целей и индивидуальной подготовленности руководителя занятия.
Индивидуальный контроль должен быть как плановым, так и внезапным.
Индивидуальный контроль качества подготовки и проведения учебных занятий осуществляется:
- начальником военного вуза и его заместителями -по их личным планам работы;
- начальниками (заместителями) факультетов, учебного отдела, кафедрами - по ежемесячным планам работы факультетов (учебного отдела, кафедр) или по личным планам;
- профессорами, доцентами и старшими преподавателями кафедр по личным планам.
Организация индивидуального контроля должна обеспечивать проверку учебных занятий, проводимых доцентами, старшими преподавателями, адъюнктами кафедр, не реже одного раза в семестр, а учебных занятий, проводимых начальниками (заместителями) факультетов, начальниками (заместителями) кафедрами и профессорами, - не реже одного раза в учебный год.
К оценке учебной деятельности курсантов предъявляются следующие педагогические требования: объективности, т.е. максимального отражения истинного соотношения между достигнутым результатом в данный момент и выставляемым баллом; справедливости, т.е. исключения ложного великодушия или предвзятости к курсанту, однозначности, т.е. оценка должна быть понятной и внутренне принятой курсантом.
Недопустимо занижать или завышать оценку, так как данное обстоятельство является одной из главных причин недостаточной профессиональной подготовки курсантов, а необъективность оценки снимает её воспитательное значение.
Достижение данных требований и оценочной деятельности профессорско-преподавательского состава неразрывно связано с обеспечением достаточной чёткости критериев оценок.
Основными критериями оценки учебной деятельности курсантов являются: знания по дисциплине и их соответствие учебной программе; знания основной и дополнительной литературы по дисциплине; знания соответствующих документов по дисциплине; степень самостоятельности и аргументированности при изложении учебного материала; умение увязывать теоретические положения с практикой; культура речи при ответе и др.
Частные критерии оценок вырабатываются кафедрой по каждой читаемой ею дисциплине, обсуждаются на кафедре и утверждаются начальником факультета (проректором по учебно-методической работе, заместителем директора по учебной работе).
Таким образом, качественная организация и проведение всех видов контроля в вузе способствует улучшению эффективности процесса обучения в вузе, позволяет оперативно вскрывать и устранять недостатки в учебном процессе вуза.
Список литературы:
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Ученик для вузов. - СПб, 2000. - 421 с.
Быков А.К. Развитие педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы: Моногра-фия.-М.: ВУ, 2000.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г. № 751.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Academia, 2000. -270 с.
Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра. Монография/Под ред. В.И. Байденко, Н.А. Селезневой. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 206 с.
Овакимян Ю.О. Теория и практика моделирования обучения: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 1989.
- 48 с.
Околелов О.П. Современные технологии обучения в ВУЗе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. - 2007-№2. - С. 45 - 50.
Шабанов Г.А. Развитие педагогического творчества преподавателей военно-учебных заведений. Дис. канд. пед. наук. 1992.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2006. - 259 с.
Literature list:
Bordovskaya NV, Rean AA Pedagogy. Pupil for schools.
- St. Petersburg, 2000. - 421 p.
Bykov, AK Development of teaching skills of teachers in higher military schools: mono-fiya.-M.: TR, 2000.
National Doctrine of Education in the Russian Federation. Resolution of the Government of the Russian Federation of October 4, 2000. № 751.
New educational and information technology-ogy in education. - Moscow: Academia, 2000. - 270 p.
The educational standard of higher education today and tomorrow. Monograph / Ed. VI Baidenko, NA Selezneva. -M.: Research Center issues the quality of training, 2001. -206 p.
Hovakimyan YO Theory and practice of simulation training: Author. dis. ... Doctor. ped. Science. - M., 1989. - 48 p.
Okolelov OP Modern educational technologies in higher education: the nature, design principles, trends / / Higher Education in Russia. - 2007 - № 2. - S. 45 - 50.
Shabanov GA Development of pedagogical creativity of teachers of military schools. Dis. Candidate. ped. Science. 1992.
Yasvin VA Educational environment, from the modeling of the design. - M., 2006. - 259 p.
Рецензия
на статью преподавателя кафедры философских и экономических дисциплин Бахмудовой Марии Андреевны «Совершенствование основных видов контроля учебной деятельности в вузах МВД России»
Контроль за учебной деятельностью курсантов как путь совершенствования процесса обучения в вузе осуществляется на принципах систематичности, комплектности, всесторонности и целенаправленности.
Он позволяет обеспечить своевременное выявление уровня знаний, практических навыков и умений, обучаемых в соответствии с ГОС, вносить коррективы в содержание, организацию и методику учебного процесса, в профессиональный стиль учебной деятельности руководящего и профессорско-преподавательского состава, развить их педагогическую культуру и профессиональной мастерства.
Проблемы управления качеством процесса обучения в учебных заведениях МВД России длительное время
оставались и остаются предельно острыми для системы образования. Именно этим объясняется острота научных дискуссий, которые ведутся российскими учеными с конца 90-х годов. Несмотря на определенный прогресс в научном обеспечении решения вопросов обеспечения процесса управления обучением на различных уровнях, появляются новые сферы, требующие специфических форм и методов деятельности по обеспечению процесса обучения. Непосредственно это относится к органам внутренних дел, являющихся одним из важнейших субъектов по обеспечению безопасности.
На основании требований законов Российской Федерации «Об образовании» и «о высшем и послевузовском профессиональном образовании», Постановления Правительства Российской Федерации о «Типовом положении об образованном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», а также «Положении об организации учебного процесса в Московском Институте МВД и его филиалах», качество подготовки курсантов определяется в ходе текущей успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, как одного из неотъемлемых элементов учебного процесса в Московском университете МВД России, других вузах.
Несомненным достоинством работы является проведенный автором анализ опыта развития управления процессом обучения, систематизация исследований в этой сфере, их анализ, а также критический подход к существующей нормативно-правовой базе.
Предлагаемое автором определение контроля процесса обучения подчеркивает, что оно касается всех элементов, составляющих достаточно сложно структурированную систему процесса обучения.
На протяжении всей работы прослеживается логически верно построенная научная полемика, освещающая наиболее неоднозначные вопросы и не принижающая позицию самого автора, что в итоге позволило ему предложить варианты путей совершенствования процесса обучения курсантов системы МВД.
Данная статья отвечает теоретическим и методическим требованиям и может быть рекомендовано к публикации.
Начальник кафедры философских и экономических дисциплин кандидат экономических наук
И.Б.Рязанцева