42 ИКТИСОДИЁТНИНГ РЕАЛ СЕКТОРИ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
ч_/
Сабиров Н.Н. - ассистент Ташкентского института текстильной и легкой промышленности
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОМ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЙ КОЖЕВЕННО-ОБУВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Обувная отрасль в настоящее время стоит перед необходимостью активного поиска направлений повышения конкурентоспособности своей продукции на основе совершенствования организации производств. Только эффективные нововведения способны создать рынки конкурентной продукции, обеспечивающей надежный и постоянный спрос на отечественную продукцию, что может привести обувную промышленность Узбекистана к уровню развития, сравниваемому с мировым. Именно для нахождения новых форм организации и управления производством современный дизайн обуви является тем потенциалом предприятий, который сможет создать их высокий конкурентный уровень.
Одним из решающих факторов реализации важнейших проектов реформирования национальной экономики, обеспечения работоспособности и завоевания отечественными предприятиями Узбекистана новых позиций на мировом и внутренних рынках является «осуществление программы модернизации, технического и технологического обновления производства, формирование современной рыночной инфраструктуры».1
Осуществляемые в Республике Узбекистан реформы по модернизация предприятий реального сектора экономики направлены на развитие важных и структурообразующих отраслей. Одной из таких отраслей является легкая промышленность, которая включает в себя более чем 20 подотраслей, объединенных в три основные группы: текстильная, в том числе хлопчатобумажная, шерстяная, шелковая, трикотажная, а также первичная обработка шерсти, производство нетканых материалов, се-
1 Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана.-Ташкент: «Узбекистан», 2009.-15 с.
тевязальная промышленность, производство текстильной галантереи и др., а также швейная; кожевенная, меховая, обувная.
К числу товаров, являющихся необходимым компонентом для нормальной жизнедеятельности людей, относится и обувная продукция. Обувь является неотъемлемым и безальтернативным атрибутом одежды человека в современном обществе. Это делает наличие рынка обуви необходимым в каждой стране мира, в том числе и в Узбекистане.
На основе проведенных исследований на рынке кожевенно-обувной промышленности можно сделать вывод о том, что снижение доли импорта и теневого оборота обуви создает предпосылки для удовлетворения потребности населения обувной продукцией местных производителей за счет развития и расширения внутренней сферы обувного производства в республике. Так, по нашим расчётам, в 2000-2010 гг. практически четверть общего количества реализованной обуви приходится на импортное производство, 14% - на резиновую внутреннего производства и 12% - на кожа-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 4, 2013
ИКТИСОДИЁТНИНГ РЕАЛ СЕКТОРИ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ 43 V_у
Таблица 1.
Динамика реализации и потребления обуви на душу населения в Узбекистане, в 2001-2012 гг. (тысяч пар)1
Организации 2001 2003 2005 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Реализация обуви предприятиями Ассоциации 6031 6378 3950 1809 1238 1723 2824 4603 4550
Реализация обуви предприятиями не входящими в состав Ассоциации 283 110 794 805 1797 2097 2779 5250 5325
Индивидуальные предприниматели 1193 1229 1341 1358 1441 1477 1514 3200 2928
Производители резиновой обуви 5620 5447 3667 5169 5944 6836 7681 14100 13300
Всего-отечественной обуви официально реализованной 13127 13164 9752 9141 10420 12133 14798 27153 26103
Импорт официальный 15645 6065 3765 4719 4423 3608 3644 5940 5733
Нерегулируемый рынок обуви 3962 14197 20711 21410 21425 21432 19789 32253 31298
Всего реализовано обуви 32734 33426 34228 35270 36268 37173 38231 65346 63134
Потребление обуви на душу населения - пар 1,31 1,31 1,32 1,31 1,33 1,34 1,35 2,24 2,13
ную, текстильную и комбинированную обувь. В стоимостных объёмах рынка импортная обувь составляла всего лишь 4%, а доля двух других категорий - 9% и 20% соответственно. Такие различия в количественных и стоимостных измерениях рынка связаны с ценовыми параметрами. Можно предположить, что импортная обувь в этот период декларировалась по очень низкой цене. В 2001-2010 гг. в республику было ввезено 233,7 миллион пар обуви. Т.е. в среднем 23,4 миллион пар в год. Цены единицы импортной обуви в этот период декларировались минимум в два-три раза ниже реальных. Одной из главных причин, как нам представляется, является высокий совокупный таможенный платеж на импортную обувь, который составляет порядка 56%.
Несмотря на рост численности населения в официальном секторе страны произошло уменьшение объемов производства и реализации обуви. В динамике же официального импорта обувной продукции, наблюдается также относительно устойчивое снижение. Если в 2001 году в республику из-за рубежа было поставлено около 15,6 миллион пар обуви, то к 2010 году импортные поставки упали более чем в четыре раза (Таблица 1).
Как нам представляется, одной из основных причин такой тенденции является увеличение продукции нерегулируемого рынка и уход от таможенной декларации. Возможно также, что часть обуви декларировалась не по свое-
1 Составлено автором по данным Ассоциации «Узбекчармпойабзали» и Госкомстата РУз(2001-2012гг.).
му коду ТНВЭД, т.е. например, обувь из натуральной кожи, которая стоит намного дороже, декларировалась как резиновая. Для решения этой проблемы автором предлагается улучшить ресурсное обеспечение развития отрасли; произвести производственно-техническое перевооружение предприятий и улучшение их кадрового потенциала; обеспечить инновационный подход к жизненному циклу товаров; выработать оптимальную организационную структуру обувной отрасли и т. д.
Конкуренция в отраслях производящих товары народного потребления, в частности, в обувной отрасли, требует оптимального сочетания технологических, экономических и организационных предпосылок.
Создание такого центра с более расширенным кругом обязанностей и возможностей смогло бы поднять эффективность других обувных и смежных предприятий и создать здоровую конкуренцию внутри самой отрасли (Рисунок 1).
Отсутствие информационной поддержки производства о новых материалах и новых технологиях является важной причиной замедления продвижения товара и его устаревания еще до выхода к потребителю. Анализ структуры организации товарных потоков основных и вспомогательных материалов показывает зависимость данной отрасли от значительного количества смежных производственных организаций, что требует от ее участников владения необходимой информацией для организации маневренного, маломасштабного производства и его быстрой реакции на измене-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 4, 2013
44 ИКТИСОДИЁТНИНГ РЕАЛ СЕКТОРИ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
ч_/
Рисунок 1.
Коммуникационные отношения между смежными предприятиями и Республиканским производственно-консальтинговым дизайнерским Центром обуви1
Предприятие по производству подошв
Целлюлозно-
бумажное производство
Металлообрабаты вающее предприятие
Текстильное предприятие
Предприятие по производству низа обуви
I
Республиканский производственно-консальтинговый дизайнерский центр
Предприятия ГАК «Узкимёсаноат», ГАК «Узбекенгилсаноат», НХК «Узбекнефтгаз»
ния потребностей рынка обуви. Решение такой сложной задачи можно осуществить путем создания специализированной структуры, выполняющей функции информационной базы, которая могла бы осуществлять оперативную обработку сведений о материальных запасах обувных предприятий и информировать производителей комплектующих о возможной потребности той или иной номенклатуры в будущем.
На наш взгляд, целесообразно, чтобы эта структура имела направленность своей работы как производственно-консальтинговый -дизайнерский центр, предоставляющий широкий спектр услуг в области кооперирования и интеграции предприятий различных отраслей промышленности с целью производства конкурентоспособной кожевенно-галантерейной и обувной продукции.
Другим важным направлением повышения эффективности отрасли является развитие малого и частного предпринимательства, поскольку данный сектор обладает возможностью быстро и с меньшими затратами пере-
1 Составлен автором согласно данных Госкомстат Республики Узбекистан.
страиваться, более адекватен в дифференцированной структуре рынка и готов удовлетворять требования отдельных его «ниш». Кроме этого он способствует обеспечению занятости населения. Если учесть, что в силу объективных причин в производстве обуви ручной труд имеет значительную долю, то надежной опорой, способной совместно с другими предприятиями отрасли поднять отечественную обувную отрасль на качественно новый конкурентоспособный уровень, могут стать именно малые предприятия.
Сохранению и совершенствованию национального традиционного искусства обработки натуральной кожи и обувного ремесла во многом способствовало бы развитие надомни-чества в данной отрасли. Здесь особенно эффективно применение надомного труда при первичной обработке сырой кожи. Причины и факторы, препятствующие развитию малого предпринимательства в обувной отрасли кроются в ее слабой государственной поддержке, проблемах финансирования(высокие ставки по кредитам, неэффективное налогообложение), несоответствии оборудования требованиям времени, значительной доле продук-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 4, 2013
ИК.ТИСОДИЁТНИНГ РЕАЛ СЕКТОРИ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ 45 V_у
ции нерегулируемого рынка, трудностях с подбором кадров и недостатке инвестиций на модернизацию производства. Так, одним из вариантов решения проблемы может быть снижение и унификация ввозной таможенной пошлины на импортную обувь и отмена пошлины на комплектующие, что также способствовало бы упрощению таможенного администрирования. Снижение ввозных пошлин на обувь приведет к росту легального импорта, что существенно уменьшила бы конкурентное давление на внутреннего производителя, способствуя его выходу «из тени».
Однако, следует отметить, что в условиях острой потребности в инвестициях привлечение внешних инвесторов является наиболее оптимальной формой финансирования необходимой для расширения, модернизации или диверсификации производства.
Следует также отметить, что рост производства обуви сдерживается нехваткой сырья, так как почти половина кожаного сырья лучшего качества нелегально вывозится из страны, причем по весьма заниженным ценам. В Республике на вывоз сырья, в том числе и кожевенного разрешительный документ отсутствует. Было бы целесообразным введение в Республике Узбекистан декларации на вывоз первично-обработанных шкур (полуфабриката) и установление на них таможенных пошлин. При этом следует иметь ввиду, что уровень пошлин на вывоз полуфабрикатов можно установить исходя из опыта России. Для эффективного развития и совершенствования организации обувного производства, исходя из вышеизложенных фактов, на наш взгляд, было бы целесообразно:
- принять соответствующий законодательный документ на вывоз полуфабрикатов (шкур первичной обработки) и установить норму таможенной пошлины не менее 500 евро за 1 тонну;
- установить пошлину на ввоз обуви до 20 % от ее стоимости + 2 евро за пару (рациональная величина, принятая во многих странах - производителях обуви, способствующая поднять отечественную обувную отрасль);
- установить квоты на ввозимую китайскую обувь;
- принять действенные меры по пресечению теневого импорта товаров, карго-перевозок и
создать равные конкурентные условия в стране для всех участников кожевенно-обувного бизнеса.
В целях выявления имеющихся проблем, препятствующих динамичному развитию данной отрасли, нами был проведен опрос экспертов, где участвовали ведущие специалисты Ассоциации «Узбекчармпойабзали», представители таможенных и оптовых торговых структур, а также частные индивидуальные предприниматели. По результатам опроса были выявлены проблемы, решение которых способствовало бы созданию необходимых условий для дальнейшего совершенствования организационно-структурной базы и инвестиционной деятельности обувной отрасли. К ним относятся: недостаточная совершенность кредитной и налоговой механизмов, системы таможенного контроля, инвестиционной поддержки; трудности в создании фирменных торговых точек; недостаточность информации, позволяющей сделать выбор в пользу отечественной обуви. Повысить оперативность выпуска востребованной рынком готовой продукции позволит развитие единой системы информации. Совершенствование взаимодействия предприятий отрасли на такой основе даст им существенное конкурентное преимущество. Исходя из этого, необходимо дальнейшее совершенствование организации работы предприятий и повышение конкурентоспособности выпускаемой ими продукции. Используя зарубежный и отечественный опыт, сделана попытка обосновать предложения по решению задач направляемых на повышение эффективности организации обувного производства Узбекистана.
Среди актуальных направлений сырьевого обеспечения обувной промышленности республики выделяется промышленная локализация производства ряда комплектующих. В соответствии с программой модернизации и развития отрасли к 2013 году на отечественных фабриках предусматривается переработка всего объема кожевенного сырья, производимого в республике. Это в свою очередь, требует организации нового этапа развития кооперационных связей, которая обеспечивается путем локализации производства готовой кожевенно-обувной продукции.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 4, 2013
46 ИКТИСОДИЁТНИНГ РЕАЛ СЕКТОРИ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
ч_/
Список литературы:
Годовой отчет Ассоциации «Узбекчармпойабзали» 2001-2012 гг.
«Узбекистан в цифрах» Госкомстат Республики Узбекистан 2001-2012 гг.
«Социальное развитие и уровень жизни в Узбекистане» Госкомстат Республики Узбекистан 2008-2012 гг.
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан о дополнительных мерах по увеличению объемов производства и расширению ассортимента выпуска непродовольственных потребительских товаров на 2012-2015 годы, 02.08.2012 г, №234.
www.cbu.uz
Leather World - Новости рынка кожи, маркетинговые исследования, цены и др.: www.leathernet.com
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 4, 2013