^txw
ЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
УДК 349.41 DOI: 10.24411/2587-6740-2020-11001
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.Н. Волков, А.А. Фомин
ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва, Россия
Развитие эффективного землепользования возможно только при совершенствовании системы законодательного обеспечения землеустроительных мероприятий. Требуется серьезное изменение одного из важнейших федеральных законов «О землеустройстве». Необходимо законодательно оформить разработку в составе проектов внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных регламентов использования земли, меры по охране земель от процессов деградации и по воспроизводству плодородия почв, повышению эффективности использования земли. Завершить формирование земельной собственности в АПК страны и законодательно обеспечить эти процессы на федеральном, региональном и местном уровнях. Активное участие в этой работе могут принять ученые и специалисты Государственного университета по землеустройству, Национального союза землеустроителей и других профессиональных объединений в области землеустроительной деятельности. Министерством сельского хозяйства РФ разработан проект Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельхозназначения и развития мелиоративного комплекса. Согласно проекту Госпрограммы, за 10 лет предполагается утвердить схемы землеустройства 44 млн га сельхозземель муниципальных образований: провести межевание земель, которые находятся в общедолевой собственности, выявить невостребованные участки, поставить участки на кадастровый учет и др. В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации В.В. Путина и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 696 была разработана и утверждена Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий». Период реализации госпрограммы 2020-2025 гг. Ключевые слова: Госпрограмма, землеустройство, землепользование, правовое регулирование, планирование использования земель, внутрихозяйственное землеустройство, оборот сельхозземель, кадастр, Национальный союз землеустроителей.
В сфере законодательного регулирования земельных отношений в Российской Федерации в настоящее время находится 383,7 млн га земель сельскохозяйственного назначения, включающих 59 млн земельных участков и почти 40 млн земельных собственников, землевладельцев и землепользователей. Только действия с земельными участками определяют 648 нормативных правовых актов. Законодательство находится в движении, постоянно совершенствуется и развивается. Достаточно сказать, что корректировки в Земельный кодекс РФ с 2001 по 2017 гг. были внесены 104 раза.
Дальнейшее развитие эффективного землепользования невозможно без осуществления системы законодательного обеспечения землеустроительных мероприятий. Обязательное условие для наведения порядка в использовании земель является совершенствование законодательства о землеустройстве. Учитывая нынешнее состояние Закона «О землеустройстве» и объем изменений, которые потребуется в него внести, необходимо принимать его в новой редакции, с отражением в ней особенностей проведения землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения. Причем с участием в ее подготовке ученых и специалистов Государственного университета по землеустройству, Национального союза землеустроителей и других профессиональных объединений в области землеустроительной деятельности.
Также представляется целесообразным реализовать следующие меры:
1. Осуществлять функцию планирования использования земель на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, как это де-
лается в странах Европейского союза, США и Китае. Характерным при этом является образная идеология Китая, которая говорит, что земельная политика в сельском хозяйстве должна включать решение трех проблем: села, сельской территории и крестьянина, базироваться на трех столпах (плане землеустройства, плане социально-экономического развития и плане охраны природы) и пяти лучах (земля, инвестиции, труд, экология, социальная сфера).
Следует отметить, что Градостроительный кодекс предполагает разработку схем территориального планирования Российской Федерации в различных областях, за исключением агропромышленного производства. Должны быть разработаны схемы размещения и развития агропромышленного производства.
2. Законодательно оформить разработку в составе проектов внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных регламентов использования земли, меры по охране земель от процессов деградации и по воспроизводству плодородия почв, повышению эффективности использования земли. Надо рекомендовать регионам Российской Федерации, по примеру Белгородской области, восстановить проектно-сметное земельное дело и, после проведения работ по вовлечению в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель, разработать комплексные проекты внутрихозяйственного землеустройства и системы адаптивно-ландшафтного земледелия.
Белгородской области это дало возможность получить за счет эффективного использования почвенного плодородия до 30% дополнительной продукции практически без увеличения затрат.
3. Завершить формирование земельной собственности в АПК страны и законодательно обеспечить эти процессы на федеральном, региональном и местном уровнях, обеспечив постановку этих земельных участков сельскохозяйственного назначения на государственный кадастровый учет и их регистрацию, желательно с продолжением субсидирования межевых работ, что позволит привлечь дополнительные кредитные ресурсы в АПК под залог земли и увеличить налогооблагаемую базу. Большую работу в этом направлении в последнее время делает Росреестр, осуществляя пилотные проекты по проведению комплексных кадастровых работ и выявлению неиспользуемых земель.
Первоочередные меры в этом направлении были определены на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева 17 января 2018 г. (протокол № ДМ-П11-2пр).
Но даже с учетом уже принятых решений имеется необходимость внести в законодательство следующие дополнения:
• расширить практику проведения комплексных кадастровых работ в отношении земель сельскохозяйственного назначения, создать для этого в субъектах Российской Федерации организации по землеустроительной деятельности, что возможно сделать на базе Федеральной кадастровой палаты, используя формат государственно-частного партнерства;
• перейти от заявительного принципа кадастрового учета и регистрации прав к генеральному кадастровому учету;
• продолжить разграничение земель сельскохозяйственного назначения с землями
лесного фонда, водного фонда, с территориями, а также зонами охраны объектов культурного наследия и др.;
• приступить к поэтапной инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности, категориям земельного фонда, угодьям, признакам неиспользования, что позволит иметь точный баланс земель сельскохозяйственного назначения в стране;
• продолжить создание информационной базы данных по учету земель сельскохозяйственного назначения в информационных ресурсах Минсельхоза России, что обеспечит реализацию политики «эффективного гектара», предлагаемую министерством. Нужно улучшить кадровое обеспечение земельно-правовой и землеустроительной проблематики, для чего необходимо:
• оптимизировать сеть вузов, осуществляющих подготовку специалистов по землеустройству и кадастрам, на основе объективной оценки их деятельности;
• усилить земельно-правовую подготовку бакалавров-юристов в Государственном университете по землеустройству — в ГУЗе уже давно и цивилисты, и криминалисты изучают спецкурсы земельно-правовой тематики, но теперь планируется также начать подготовку бакалавров юриспруденции земельно-правового профиля.
Также мы предлагаем создать в системе Мин-сельхоза России Научно-исследовательский институт земельных ресурсов. Это возможно сделать при подведомственном Государственном университете по землеустройству, который в настоящее время стал единственным научным и учебно-методическим центром в Российской Федерации в области землеустройства и кадастров.
Целью этого НИИ будет являться формирование обоснованной земельной политики государства в области агропромышленного комплекса, совершенствование земельного законодательства, методов правового, экономического и научно-технологического механизма регулирования земельных отношений в АПК. Аналогами такого учреждения могут быть Институт земельной политики им. Джона Линкольна в США, штаб-квартира которого находится в Кембридже; Научно-исследовательский институт использования земель Маколея, расположенный в Абердине и находящийся в ведении Госсекретаря Шотландии; Центр консолидации и восстановления земель Министерства земельных и природных ресурсов КНР.
Положительным моментом является также возобновление работы при Министре сельского хозяйства Совета по рациональному использованию земельных ресурсов с участием земельных отраслевых союзов, ученых, практиков, представителей Государственной Думы и Совета Федерации, регионов и сельских товаропроизводителей, которые на площадке Минсельхо-за России будут проводить нормотворческую и экспертную деятельность.
Проведена определенная работа по созданию в России системы независимой оценки квалификаций в землеустроительной деятельности:
• 29 сентября 2015 г. утвержден профессиональный стандарт «Специалист в сфере кадастрового учета» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 666н);
• 29 марта 2018 г. профессиональный стандарт «Землеустроитель» отнесен в ведение Совета по профессиональным квалификациям агропромышленного комплекса (Решение Национального Совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, протокол № 26);
• 5 мая 2018 г. утвержден профессиональный стандарт «Землеустроитель» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 301н);
• 19 сентября 2018 г. приняты наименования квалификаций и требования к ним, разработанные на основе профессионального стандарта «Землеустроитель», прошедшие общественное обсуждение в профессиональном сообществе и экспертизу в Национальном агентстве развития квалификаций (Решение Национального Совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, протокол № 29);
• 14 ноября 2018 г. от Совета по профессиональным квалификациям агропромышленного комплекса получены полномочия на создание «Экзаменационного центра» в Центре оценки квалификаций (Межрегиональная ассоциация независимых экспертов по развитию квалификаций) при Совете по профессиональным квалификациям агропромышленного комплекса для проведения профессиональных экзаменов по трем уровням квалификации в землеустроительной деятельности;
• август 2019 г. — разработан фонд оценочных средств для проведения профессионального экзамена по 7-му уровню квалификации: инженер-исследователь-землеустроитель;
• ноябрь 2019 г. — разработан фонд оценочных средств для проведения профессиональных экзаменов по 5-му и 6-му уровням квалификации: техник-землеустроитель и инженер-землеустроитель.
Важнейшим для развития землеустройства в Российской Федерации могла бы стать Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельхозназначения и развития мелиоративного комплекса, разработанная Министерством сельского хозяйства. Предлагаемый срок вступления документа в силу - март 2020 г., срок реализации Госпрограммы - 20212030 гг., ее проектная стоимость превышает 1,41 трлн руб., в том числе около 887,9 млрд руб. из федерального бюджета. В 2021 г. на программу должно быть направлено 171,1 млрд руб., включая 100,6 млрд руб. из федерального бюджета. Госпрограмма смогла бы обеспечить повышение продовольственной безопасности России и устойчивое развитие АПК.
В проекте Госпрограммы сформулированы важнейшие цели по совершенствованию землеустройства. Основная цель программы - сбор и систематизация данных о землях сельхозназначения. Каждый год планируется собирать информацию о 38,3 млн га. Сейчас данных недостаточно или они не достоверны и разрозненны, также нет единого информационного ресурса, который бы отвечал на различные вопросы о составе, структуре собственности, качестве земель и т.п., говорится в пояснении к документу. Поэтому анализировать ход вовлечения земель в оборот и эффективно управлять этим процессом невозможно.
Также, согласно проекту Госпрограммы, за 10 лет предполагается утвердить схемы земле-
устройства 44 млн га сельхозземель муниципальных образований: провести межевание земель, которые находятся в общедолевой собственности, выявить невостребованные участки, поставить участки на кадастровый учет и др.
Еще одна цель - вовлечение в оборот не менее 12 млн га к 2030 г. Кроме того, к этому времени площадь мелиорируемых земель должна увеличиться не менее чем на 1,6 млн га к уровню 2018 г., когда она составляла 96,12 тыс. га, говорится в документе. Производство растениеводческой продукции на мелиорируемых землях за 10 лет должно увеличиться на 145% относительно 2018 г.
Министерство сельского хозяйства РФ планирует обеспечивать информационное сопровождение сельхозпроизводителей в области земельных отношений и сформировать рынок сельхозземель. Сосредоточение многочисленных функций в едином институте с инновационными подходами и современными 1Т-технологиями позволит оперативно решать любые задачи в сфере развития АПК страны, говорится в пояснении к документу.
Предложенная Госпрограмма предполагает выделение субсидий на подготовку проектов межевания земельных участков из общедолевой собственности, постановку на кадастровый учет неиспользуемых земель, а также проведение гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий и на известкования кислых почв.
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации В.В. Путина и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 696 была разработана и утверждена Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий». Ответственным исполнителем за реализацию Госпрограммы является Минсельхоз России. Период реализации Госпрограммы — 2020-2025 гг.
В паспорте Госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» закреплены следующие основные цели комплексного развития сельских территорий:
Повышение уровня благосостояния сельского населения, ключевым критерием оценки которого определен показатель соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств (совокупность всех денежных доходов домохозяйств, включающих использование накопленных, привлеченных, заемных средств и др.). По данным Росстата, сейчас это соотношение составляет 68%. Это соотношение может быть доведено до 80% при условии реализации Госпрограммы в соответствии с утвержденными в ее паспорте параметрами.
Цели Госпрограммы представлены на рисунке.
Особое внимание в первый год реализации Госпрограммы планируется уделить проведению детального анализа состояния сельских территорий, проведение которого предусмотренного в рамках ВЦП «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий».
Для успешной реализации Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» необходимо преодолеть межведомственные барьеры, что позволит решить проблемы недофинансирования программы. Проектный подход позволит реализовать поставленные в Государственной программе цели.
б
Nliî»
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
Источник: Минсельхоз РФ.
Рис. Цели Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий»
В настоящее время Государственный университет по землеустройству завершает разработку «Стратегии использования земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации до 2030 года». Осуществление данной стратегии позволит уточнить концепцию земельного законодательства в аграрной сфере и планомерно наращивать производство сельскохозяйственной продукции на основе включения земель сельскохозяйственного назначения в активный экономический оборот.
Литература
1. Волков С.Н., Комов Н.В., Хлыстун В.Н. Как достичь эффективного управления земельными ресурсами в России? // Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. № 3. С. 3-7.
2. Волков С.Н. Современное состояние земельных отношений, землепользования и землеустройства в Российской Федерации и научное обоснование основных
направлений их регулирования в АПК // Материалы к докладу на заседании Президиума Российской академии наук 28 марта 2017 г. М.: ГУЗ, 2017. 72 с.
3. Тенденции и проблемы развития земельного законодательства // Материалы к Парламентским слушаниям Совета Федерации и к Столыпинским чтениям в Государственном университете по землеустройству 19 апреля 2018 г. / под общ. ред. С.Н. Волкова, А.А. Фомина. М., 2018.
4. Volkov S.N., Fomin A.A. Provision of effective régulation of land relations and efficient agricultural land use. International Agricultural Journal. 2018. Vol. 61. No. 3.
5. Основные направления использования земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации на перспективу: научно-практическое пособие / под ред. С.Н. Волкова. М.: ГУЗ, 2018. 344 с.
6. Волков С.Н., Фомин А.А. История землеустроительного образования в России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2014. № 5. С. 31-35.
7. Magel X., Thiel F., Espinoza X. Land policy and land management: international perspectives // Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. № 4. С. 6-12.
8. Комов Н.В., Шарипов С.А., Цыпкин Ю.А., Конокот-кин Н.Г., Фомин А.А., Сорокина О.А. Управление земельными ресурсами. М., 2020.
9. Фомин А.А., Черкашина Е.В. Реализация комплексного подхода к формированию государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» // Московский экономический журнал. 2019. № 11. С. 57.
10. Комов Н.В., Шарипов С.А., Цыпкин Ю.А., Фомин А.А., Сорокина О.А.. Земельные ресурсы — основа повышения экономической эффективности аграрного сектора // Московский экономический журнал. 2019. № 11. С. 10.
11. Фомин А.А., Удалова Е.К. Перспективы развития интеграции в агропромышленном комплексе // Московский экономический журнал. 2019. № 5. С. 14.
12. Шагайда Н.И., Фомин А.А. Совершенствование земельной политики в Российской Федерации // Московский экономический журнал. 2017. № 4. С. 71.
13. Fomin A.A., Shapovalov D.A., Lepehin P.P. Digital agriculture as a driver of innovative development of AIC. International Agricultural Journal. 2019. Vol. 2. No. 1. P. 3.
Об авторах:
Волков Сергей Николаевич, академик РАН, доктор экономических наук, профессор, ректор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0931-065X, [email protected] Фомин Александр Анатольевич, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономической теории и менеджмента, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3881-8348 , [email protected]
IMPROVING ORGANIZATIONAL AND LEGAL REGULATION LAND MANAGEMENT
IN THE RUSSIAN FEDERATION
S.N. Volkov, A.A. Fomin
State university of land use planning, Moscow, Russia
The development of effective land use is possible only if the system of legislative support for land management measures is improved. A major change in one of the most important Federal laws "On land management" is required. It is necessary to formalize the development of agricultural regulations for land use as part of the projects of intra-household land management, measures to protect land from degradation processes and to reproduce soil fertility, and to improve the efficiency of land use.
Complete the formation of land ownership in the country's agricultural sector and legislate for these processes at the Federal, regional and local levels. Scientists and specialists of the State university of land management, the National union of land managers and other professional associations in the field of land management can take an active part in this work.
The Ministry of agriculture of the Russian Federation has developed a draft state program for effective involvement in the turnover of agricultural lands and development of the reclamation complex. According to the project of the State program, it is planned to approve the scheme of land management of 44 million hectares of agricultural land in municipalities over the ten years: to conduct land surveying of lands that are in the General field proper, to identify unclaimed plots, to put them on personnel records, etc. In accordance with the instructions of the President of the Russian Federation V.V. Putin and government resolution No. 696 of May 31, 2019, the State program of the Russian Federation "Integrated development of rural territories" was developed and approved. The period of implementation of the state program 2020-2025. Keywords: State program, land management, land use, legal regulation, planning of land use, intra-household land management, agricultural land turnover, cadastre, National union of land managers.
References
1. VolkovS.N., KomovN.V., Khlystun V.N. How to achieve effective land management in Russia? Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2015. No. 3. Pp. 3-7.
2. Volkov S.N. Current state of land relations, land use and land management in the Russian Federation and scientific justification of the main directions of their regulation in agriculture. Materials for the report at the meeting of the Presidium of the Russian academy of sciences on March 28, 2017. Moscow: GUZ, 2017. 72 p.
3. Trends and problems in the development of land legislation. Materials for the Parliamentary hearings of the Federation Council and for the Stolypin readings at the State university on land management on April 19, 2018. Under general editorship of S.N. Volkov, A.A. Fomin. Moscow, 2018.
4. Volkov S.N., Fomin A.A. Provision of effective regulation of land relations and efficient agricultural land use. International Agricultural Journal. 2018. Vol. 61. No. 3.
5. Main directions of agricultural land use in the Russian Federation for the future: scientific and practical guide. Edited by S.N. Volkov. Moscow: GUZ, 2018. 344 p.
6. VolkovS.N., Fomin A.A. History of land management education in Russia. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2014. No. 5. Pp. 31-35.
7. Magel X., Thiel F., Espinoza X. Land policy and land management: international perspectives. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2017. No. 4. Pp. 6-12.
8. KomovN.V., SharipovS.A., Tsypkin YuA., Konokotkin N.G., Fomin A.A., Sorokina O.A. Land management. Moscow, 2020.
9. Fomin A.A., Cherkashina E.V. Implementation of the project approach to the formation of the state program of
the Russian Federation "Integrated development of rural areas". Moskovskij ekonomicheskij zhurnal = Moscow economic journal. 2019. No. 11. P. 57.
10. Komov N.V., Sharipov S.A., Tsypkin YuA, Fomin A.A., Sorokina O.A. Land resources — the basis for improving the economic efficiency of the agricultural sector. Moskovskij ekonomicheskij zhurnal = Moscow economic journal. 2019. No. 11. P. 10.
11. Fomin A.A., Udalova E.K. Prospects of development of integration in agroindustrial complex. Moskovskij ekonomicheskij zhurnal = Moscow economic journal. 2019. No. 5. P. 14.
12. Shagajda N.I., Fomin A.A. Improving land policy in the Russian Federation. Moskovskij ekonomicheskij zhurnal = Moscow economic journal. 2017. No. 4. P. 71.
13. Fomin A.A., Shapovalov D.A., Lepehin P.P. Digital agriculture as a driver of innovative development of AIC. International Agricultural Journal. 2019. Vol. 2. No. 1. P. 3.
About the authors:
Sergey N. Volkov, academician of the Russian academy of sciences, doctor of economics sciences, professor, rector, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0931-065X, [email protected]
Alexander A. Fomin, candidate of economic sciences, professor of the department of economic theory and management, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3881-8348, [email protected]
БЕЛОКУРИХЙ
26-28 февраля 2020 г.
Уважаемые владельцы и управляющие компаний!
Приглашаем вас на 13-ю «Зимнюю зерновую конференцию»
в го род-курорт Белокуриху.
Заявки на участие в конференции: (3852) 60-03-79, [email protected]
Операторы конференции:
ООО «Современные выставочные технологии». Алтайский Центр Конгрессов и Коммуникаций.
Больше новостей на
www.zzk22.ru
https://www.facebook.com/wgc.belokuriha
в