УДК 351.823.3
Л.А.НИКОЛАЙЧУК
Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ВОСПРОИЗВОДСТВА СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ
Представлен организационно-экономический механизм воспроизводства минерально-сырьевой базы (МСБ) нефтяной отрасли России с учетом зарубежного опыта управления воспроизводством МСБ. Привлечение инвестиций в геолого-разведочный сектор рассматривается как основа прироста запасов нефти. Предлагаются основные направления привлечения инвестиций в воспроизводство МСБ нефтяной отрасли России, базирующиеся на государственном финансировании, средствах недропользователей и частных инвестициях. Для создания благоприятного финансового климата в геолого-разведочной отрасли предлагается совершенствовать финансово-кредитный механизм недропользования, существующую систему лицензирования и систему налогообложения. Реализация предложенных направлений совершенствования организационно-экономического механизма воспроизводства МСБ нефтяной отрасли России рассматривается как основа обеспечения оптимального соотношения между объемом добычи и приростом запасов нефти.
In this paper there have been presented an economic-organazing mechanism of the mineral resourse base renewal of Russia's oil industry, which takes into account foreign experience of controlling the mineral resourse base renewal. As a base of oil reserves growth the attraction of investments into geological exploration branch is considered. Also there have been presented basic guidelines of investment attraction into mineral resourse base renewal of Russia's oil industry, which is based on state financing, funds of subsoil users and private investments. To create favourable financing climate in geological exploration branch it has been proposed to improve finance and credit mechanism of subsoil use, the present licensing system and tax policy. The realization of the proposed guidelines of improvement of economic-organazing mechanism of mineral resourse base renewal in Russia's oil industry is considered as a base for ensure the optimal ratio between the amount of extraction and addition to oil extraction.
Россия - страна с сырьевым укладом экономики. Бесперебойная работа предприятий минерально-сырьевого комплекса является основой стабильности экономики государства. Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который обеспечивает 82 % налоговых поступлений в бюджет страны и является базой развития экономики.
В условиях современной рыночной экономики наблюдается уменьшение реального сырьевого потенциала страны. С 1994 г. прирост запасов нефти сократился в 6,5 раз и до 2005 г. объем добычи не компенсировался
приростом запасов. В 2005 г. прирост запасов превысил объемы добычи на 14 % (67 млн т), в 2006 г. на 21 % (101 млн т). Отметим, что в структуре сырьевой базы углеводородов увеличивается доля трудноизвлекаемых запасов.
В настоящее время весьма острой проблемой является недостаточное воспроизводство МСБ нефтяной отрасли страны. Основой воспроизводства МСБ является финансирование геологоразведочных работ (ГРР). В настоящее время сокращение государственных средств и отсутствие экономических условий, привлекающих негосударственные
средства, привели к падению инвестиций в геолого-разведочный сектор.
Лидирующие позиции в области привлечения инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевой базы занимают Канада, Австралия и США. Особого внимания заслуживает опыт Канады, которая является лидером в области совершенствования горного и налогового законодательства. Россия и Канада близки по географическому положению, по федеративному устройству государства, по индустриально-сырьевому укладу экономики и по богатству полезными ископаемыми. Поэтому при совершенствовании органи-
120 -|
100 -
ю
к
е
зационно-экономического механизма воспроизводства минерально-сырьевой базы нефтяной отрасли России целесообразно учитывать опыт Канады.
Геологическое изучение территорий требует финансового участия государства, а также активной протекционистской политики в отношении компаний, занимающихся геологическим изучением недр. В России основным инвестором ГРР по нефтяным месторождениям выступает государство (рис.1). Необходимо, однако, переходить на систему, в которой основная доля финанси-
рования ГРР будет лежать на недропользователях и частных инвестициях, что приблизит Россию к системе финансирования, принятой в развитых зарубежных странах.
При распределении финансирования геолого-разведочных работ по источникам следует учитывать их стадийность. Начальная стадия (региональное геологическое изучение недр и прогнозирование полезных ископаемых) - прерогатива государства, что отвечает основной задаче государственного регулирования, т.е. обеспечению воспроизводства МСБ, ее рациональному использованию и охране недр в интересах нынешних и будущих поколений народов России. По-
103
следующие стадии ГРР должны финансироваться за счет недропользователей и частных инвесторов.
Как показывает опыт Канады, возможно выделение бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры в малообжитых районах, где проводятся поисково-оценочные работы. Для получения постоянного источника государственных средств на геолого-разведочные работы и регулирования процесса воспроизводства МСБ нефтяной отрасли России предлагается создание постоянного фонда, путем выделения целе-
2001
2002
2003
2004
2005
2006
Рис.1. Динамика объемов финансирования ГРР на нефть и газ за счет государственных средств (1) и средств недропользователей (2) в 2001-2006 гг.
вых платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы из общего размера платежей за добычу.
На сегодняшний день значительные средства в ГРР вкладывают недропользователи, в основном в эксплуатационную разведку. Крупные нефтедобывающие компании не заинтересованы в проведении геолого-разведочных работ, поскольку обеспечены запасами на 20-25 лет.
В целях привлечения в воспроизводство минерально-сырьевой базы нефтяной отрасли инвестиций добывающих компаний предлагается стимулировать их льготами в налогообложении. В Канаде часть прибыли добывающих компаний, используемая на ГРР, освобождается от налога на прибыль, а налог на часть прибыли компании, направленной на освоение месторождения снижается на 30 %. В настоящее время основным налогом в нефтяной отрасли России является налог на добычу полезных ископаемых. Налоговая ставка составляет 419 руб. с поправкой на изменение цен валютного курса рубля и цен на нефть марки Urals на мировых рынках, и с учетом коэффициента, характеризующего степень выработанности конкретного участка недр.
Действующая ставка налога на добычу выполняет, в основном, фискальную функцию, что приводит к отработке наиболее богатых месторождений с легко извлекаемыми запасами и не способствует привлечению средств недропользователей в проведение геолого-разведочных работ.
Как показывает зарубежный и российский опыт, с целью достижения баланса между приростом запасов и их добычей, необходимо дифференцировать налог на добычу полезных ископаемых. Для стимулирования недропользователей к воспроизводству МСБ и рациональному недропользованию предлагается ввести налоговые каникулы в начальной стадии освоения месторождения полезных ископаемых и понижающий коэффициент при его истощении.
Одним из основных вопросов при совершенствовании организационно-экономического механизма воспроизводства минерально-сырьевой базы является система ли-
цензирования. Последняя редакция закона «О недрах» предусматривает замену конкурсов на право пользования недрами денежным аукционом, в то время как зарубежный и отечественный опыт свидетельствуют об эффективности конкурсной системы. Канадская система предоставления прав пользования недрами базируется на свободном принципе приобретения права проведения ГРР на участке, который выбрал инвестор. Если недропользователь не хочет или не может вести работы, лицензия должна быть отозвана; для сохранения за собой права на участок недропользователь должен ежегодно представлять на рассмотрение отчет о выполненных геолого-разведочных работах. При реформировании российского законодательства предлагается также наложение штрафных санкций на недропользователей, не проводящих ГРР по лицензионному соглашению.
Совершенствование налоговой политики и системы лицензирования недропользования позволит привлечь в геолого-разведочную отрасль значительные инвестиции недропользователей.
Привлечение частных инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевой базы нефтяной отрасли России возможно также путем создания сектора юниорных компаний (junior companies). Юниорные компании - это малые предприятия, которые не ведут добычу полезных ископаемых, а специализируются лишь на поисках и оценке новых месторождений, т.е. выполняют некий объем геолого-разведочных работ на участке, что резко увеличивает его перспективы, и продают его в нужный момент с максимальной выгодой. Юниорные компании признаны наиболее эффективными в сфере поиска и оценки месторождений. Так, в Канаде на долю юниорных компаний приходится более 60 % общего объема финансирования ГРР.
Юниорные компании являются основным способом привлечения частных инвестиций в ГРР, так как дают возможность получения прибыли при продаже разведанного месторождения горным компаниям. Частные инвестиции целесообразно направлять
на развитие поисковых и оценочных работ. Следует отметить, что развитие сектора юниорных компаний требует совершенствования законодательного обеспечения воспроизводства МСБ. Большое значение для развития геолого-разведочного сектора в России имеет возможность свободной продажи прав пользования недрами под строгим контролем государства.
Сами юниорные компании не обладают финансами в должном объеме для проведения ГРР и часто не могут получить кредит в банке; следовательно, у них остается один путь - привлечение средств на рынке рискового капитала. В Канаде, например, на протяжении всего срока жизни проекта финансирование идет через рынок открытого акционерного капитала сначала на венчурных площадках, потом на основных площадках фондовых бирж. В целом такая схема оказывается весьма разумной и эффективной.
При принятии инвестиционного решения на проведение ГРР особое внимание уделяется объективности геологической информации, которая появляется в результате работ, выполняющихся как государственными предприятиями, так и частными компаниями. Для увеличения заинтересованности частных инвесторов в
воспроизводстве минерально-сырьевой базы предлагается сделать ранее полученную геологическую информацию более доступной, что не только облегчит работу геолого-разведочных компаний, но и сэкономит инвесторам значительные средства. В Канаде одним из условий выдачи компаниям лицензий на разработку полезных ископаемых является ежегодное представление предписанного объема замле-ведческой информации государственным органам. По прошествии не более двух лет эти отчеты публикуются для свободного ознакомления. По российскому законодательству геологическая информация, полученная за счет бюджетных средств, является собственностью государства и предоставляется на возмездной основе, а информация, полученная за счет средств недропользователей, является их собственностью.
Для контроля и управления геологической информацией предлагается создание сектора юниорных компаний на базе Министерства природных ресурсов. Государство может стать учредителем таких компаний и получать прибыль с продажи месторождений горным предприятиям, не вкладывая собственные средства в оценку, поиск и разведку месторождений.
Рис.2. Схема организационно-экономического механизма воспроизводства минерально-сырьевой базы нефтяной отрасли России
Таким образом, основой организационно-экономического механизма воспроизводства минерально-сырьевой базы нефтяной отрасли России должно стать совершенствование законодательной базы в сфере недропользования в целях увеличения государственных ассигнований на проведение ГРР и привлечения частных инвестиций и средств недропользователей (рис.2).
Реализация предложенных с учетом зарубежного опыта направлений совершенствования организационно-экономического механизма воспроизводства минерально-сырьевой базы позволит привлечь в нефтяную отрасль России значительные инвестиции, что, в свою очередь, приведет к обеспечению оптимального соотношения между объемом добычи и приростом запасов.