СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОМ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В.П. ГЕРАСЕНКО
Белорусский государственный экономический университет, г. Минск, Республика Беларусь
В формируемой рыночной модели одним из приоритетов роста экономики и национальной безопасности Беларуси выступает эффективное развитие легкой промышленности, которая всегда являлась одной из самых рентабельных и продуктивных производств в мире, бюджетообразующей и производящей стратегически важные изделия, используемые практически во всех отраслях и сферах экономики. В структуре ее продукции, наряду с производством разнообразных товаров народного потребления, высок удельный вес продукции производственно-технического и социального назначения. Социальная значимость и высокая экономическая эффективность товаров легкой промышленности ставят ее в развитых странах на первое место.
Комплекс легкой промышленности Беларуси - это масштабная, сложная динамическая система хозяйствования, которая направлена на реализацию национальных интересов. Государственное регулирование ее развития предполагает обеспечение достойного места отрасли в структуре народнохозяйственных пропорций с позиций ее сбалансированности и рациональности.
Совершенствование действующего организационно-экономического механизма управления оказывает существенное влияние на экономику, организацию и управление хозяйствующими субъектами, комплексом легкой промышленности. ОЭМ управления должен быть мобильным, восприимчивым к воздействию факторов внешней среды, адекватно реагировать на ее изменения, постоянно развиваться, отвечать требованиям ведения эффективного производства.
В нашем представлении совершенствование ОЭМ управления комплексом легкой промышленности Беларуси имеет целью повышение эффективности его функционирования и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках и должно включать:
♦ формирование концепции управления комплексом, ориентированным на удовлетворение потребностей рынка, за счет адаптации входящих в него хозяйствующих субъектов к специфическим, традиционным, природным, технологическим, организационно-экономическим условиям регионального промышленного производства, обеспечивающим их тесную связь, мотивированную взаимными интересами хозяйствующих субъектов, потребителей и государства и высокой эффективностью их функционирования;
♦ использование совокупности прогрессивных форм хозяйствования, методов, технологий, преобразований, базирующихся на современных представлениях о развитии легкой промышленности и учитывающих специфику интеграции интеллектуального потенциала и технологических возможностей, входящих в его состав разнородных хозяйствующих субъектов;
♦ государственное регулирование развития комплекса легкой промышленности с ориентацией его на национальные интересы;
♦ восстановление утраченных хозяйственных, производственных, технологических и организационных связей между поставщиками и потребителями;
♦ разработку основных принципов интеграции разнородных организационно-правовых форм предприятий.
ОЭМ управления комплексом легкой промышленности может реализовать высокую эффективность функционирования входящих в его состав хозяйствующих субъектов лишь в том случае, если они интегрированы на принципах гарантирования их финансовых интересов, сохранения природных, экологических и социальных основ жизнедеятельности трудящихся и населения, обеспечивающего воспроизводство среды его обитания, жизненных укладов.
Любая интеграция требует построения своего ОЭМ управления. Для разработки такого механизма необходим комплексный системный анализ деятельности как непосредственных хозяйствующих субъектов, подлежащих промышленной интеграции, так и их взаимоотношений в со-
ставе интегрированного комплекса, а также механизм их отбора в создаваемый комплекс. Эффективная реализация структурных изменений в отрасли может быть достигнута только на основе разработки теоретических основ их осуществления.
Одной из важнейших функций совершенствования ОЭМ управления экономикой комплекса является обеспечение согласованности, взаимосвязи и взаимодействия между всеми входящими в состав концерна хозяйствующими субъектами и внешней средой в достижении намеченных целей и задач интеграции, повышение результативности совместных действий с учетом законов общественного развития.
Достичь согласованности всех элементов ОЭМ управления в осуществлении научнотехнической и промышленной политики, росте экономики комплекса можно только при наличии главной стратегии, на которую при умелом использовании экономических и финансовокредитных рычагов должны согласованно работать все его системообразующие элементы.
Проведение мониторинга использования ресурсов даже отдельными предприятиями комплекса и применение инструментария прогнозирования может дать объективную оценку эффективности производственно-хозяйственной деятельности интегрированного комплекса в целом [1, с. 629]. Кроме того, появляется возможность оценивать величину неиспользованных резервов, а, следовательно, спрогнозировать работу комплекса в будущем.
Разумеется, что реализация предлагаемой концепции совершенствования ОЭМ управления интегрированным комплексом предполагает сбалансированное развитие и оптимальное совмещение интересов хозяйствующих субъектов, являющихся участниками сформированной интегрированной структуры.
Совершенствование ОЭМ управления хозяйствующими субъектами концерна должно быть направлено на:
♦ создание эффективного кредитно-финансового механизма совместной деятельности всех его предприятий;
♦ формирование общего в региональном пространстве инвестиционного поля, обеспечивающего динамичное развитие промышленности в разных регионах;
♦ повышение инвестиционной активности в легкой промышленности, направленное на реализацию инвестиционных программ, учитывающих приоритеты и задачи государства и региона;
♦ создание благоприятного климата для иностранных инвесторов.
Эффективность хозяйствования достигается с помощью совокупного ОЭМ управления, сконструированного на системной основе, что обуславливается различиями в экономической, социальной, мотивационной, организационной, финансовой, правовой и политической природе образования каждого хозяйствующего субъекта, входящего в интегрированный комплекс.
Для согласования интересов хозяйствующих субъектов необходимо создание такого ОЭМ управления, который, исходя из вышеприведенных различий, должен формироваться как система экономических, социальных, мотивационных, организационных, финансовых, правовых и политических механизмов (рис.).
1. Экономические механизмы:
1.1. Конкуренция и рыночное ценообразование.
1.2. Инвестирование и реинвестирование в развитие производства.
1.3. Воспроизводство амортизированных основных фондов.
1.4. Оперативное реагирование на государственное регулирование и государственную поддержку.
2. Социальные механизмы:
2.1. Обеспечение работой трудоспособного населения.
2.2. Социальная защита трудящихся и населения.
2.3. Создание условий для воспроизводства и достойного уровня жизни трудящихся и населения.
3. Мотивационные механизмы:
3.1. Научно-техническое развитие производства.
3.2. Стимулирование эффективного труда.
3.3. Развитие предпринимательства.
4. Организационные механизмы:
4.1. Совершенствование оргструктуры управления.
Совокупный ОЭМ управления комплексом
1. Экономические механизмы
1.1. Конкуренция и рыночное ценообразование
1.2. Инвестирование и реинвестирование в развитие производства
1.3. Воспроизводство амортизированных основных фондов
1.4. Оперативное реагирование на государственное регулирование и государственную поддержку
2. Социальные механизмы
2.1. Обеспечение работой трудоспособного населения
2.2. Социальная защита трудящихся и населения
2.3. Создание условий для воспроизводства и достойного уровня жизни трудящихся и населения
3. Мотивационные механизмы
3.1. Научнотехническое развитие производства
3.2. Стимулирование эффективного труда
3.3. Развитие предпринимательства
6. Механизмы соблюдения правовых норм
6.1. Во взаимоотношениях с государственными органами
6.2. При создании организационноправовых форм
6.3. В хозяйственной деятельности
4. Организационные механизмы
4.1. Совершенствование оргструркту-ры управления
4.2.Эффекти вное адми-нистрирова-
4.3. Информационное обеспечение
5. Финансовые механизмы
5.1. Применение эффективной системы распределительных отношений, образования доходов и накоплений
7. Политические механизмы
7.1. Оперативное реагирование на проведение социальноэкономической политики государства
7.2. Эффективная внешнеэкономическая политика
5.2. Создание и использование собственных и привлеченных денежных средств
НИР
Рисунок - Структура элементов совокупного ОЭМ управления интегрированным комплексом
4.2. Эффективное администрирование.
4.3. Информационное обеспечение.
5. Финансовые механизмы:
5.1. Применение эффективной системы распределительных отношений, образования доходов и накоплений.
5.2. Создание и использование собственных и привлеченных денежных средств.
6. Механизмы соблюдения правовых норм:
6.1. Во взаимоотношениях с государственными органами.
6.2. При создании организационно-правовых форм.
6.3. В хозяйственной деятельности.
7. Политические механизмы:
7.1. Оперативное реагирование на проведение социально-экономической политики государства.
7.2. Проведение эффективной внешнеэкономической политики.
В переходной экономике совокупный ОЭМ управления концерном базируется на том, что каждый хозяйствующий субъект, входящий в интегрированную структуру, имеет экономическую, социальную, организационную, финансовую, мотивационную, правовую и политическую природу своего образования. Отсюда важнейшей проблемой является создание такой его конструкции, в которой оптимальным образом сочетались бы ОЭМ управления деятельностью интегрированных хозяйствующих субъектов. Это можно достигнуть только на основе системного подхода. В качестве системообразующего фактора выступает мотивация и интересы работников, а также хозяйствующих субъектов, входящих в интегрированный комплекс. Именно поэтому мотивационный механизм в системе совокупного ОЭМ управления выступает системообразующим звеном, позволяющим достичь максимальных экономических и социальных результатов предпринимательской деятельности.
Стремление хозяйствующих субъектов к достижению намеченных целей предполагает их активность в изменчивой рыночной среде и требует адекватной реакции на возникающую ситуацию. В процессе отслеживания конъюнктурных изменений выявляется возможность воздействия мотивации, определяется способ достижения желаемого результата, как в комплексе в целом, так и в его хозяйствующих субъектах.
Мотивы научно-технического развития производства, например, направлены на повышение технического уровня продукции, в том числе внедрение прогрессивных технологических процессов, создание и освоение новых видов продукции, что ведет к повышению конкурентоспособности входящих в концерн хозяйствующих субъектов и в целом концерна, снижению издержек производства и к росту прибыли.
Мотивация эффективного труда имеет целью производство и продвижение на рынок новой продукции или высококачественной продукции, сокращение сроков ее освоения, рациональное использование производственных ресурсов, внедрение новых методов производства, повышение производительности труда.
Мотивация предпринимательства ориентирована на открытие новых источников дохода, освоение новых рынков сбыта, создание новых организационных структур, максимизацию прибыли, и выживание в условиях конкуренции на основе диверсификации производства с учетом изменения внешней среды и внедрения новшеств в продукцию и технологию.
Развитие интегрированного комплекса порождает синергизм хозяйствования, проявляющийся в эффекте от единения потенциалов хозяйствующих субъектов. Этот эффект проявляется в повышении качества и конкурентоспособности продукции. При этом мотивационный механизм, представляющий собой системную основу совокупного ОЭМ управления, должен обладать свойством рациональной целостности. Это означает, что мотивы, на базе которых он конструируется, должны быть взаимосвязаны с другими механизмами управления.
Для определения приоритетных мероприятий по совершенствованию ОЭМ управления промышленным комплексом необходимо провести системный анализ товарных рынков продукции комплекса. Только всесторонний экономический анализ по всей основной номенклатуре производства комплекса позволит определить масштабы интеграции, определить текущие и перспек-
тивные финансовые результаты, наметить перспективы роста объемов производства, а также выявить резервы реализации готовой продукции на основе маркетинга региональных рынков.
В нашем понимании совершенствование ОЭМ управления комплексом включает перевод на принципы хозяйственного расчета юридических лиц, изменение внутриотраслевой структуры производства в направлении увеличения выпуска разнообразного ассортимента изделий, конкурентоспособных как на внутреннем, так и мировом рынках, мобилизацию оборотных средств и осуществление единой инвестиционной промышленной политики, позволяющей сделать производство конкурентоспособным.
Совершенствование ОЭМ управления интегрированным промышленным комплексом позволяет реализовать возможности:
♦ проведение централизованного информационного обеспечения;
♦ перелив капитала между предприятиями концерна в общих интересах;
♦ обеспечение сбалансированной политики эмиссии акций и выпуска облигаций акционерных обществ, входящих в концерн;
♦ расширение рынков сбыта, в том числе через экспорт;
♦ проведение эффективной кадровой политики, включая меры по обучению, стимулированию, организации и контролю;
♦ мобилизацию оборотных средств, позволяющую экономить на банковском кредите;
♦ комплексное техническое перевооружение производств, ориентированных на выпуск конкурентоспособной продукции;
♦ повышение оперативности выполнения заказов на продукцию на базе информационных технологий проектирования полуфабрикатов и готовой продукции;
♦ повышение качества путем освоения более сложной продукции на базе наукоемких технологий в соответствии с направлениями быстроменяющейся моды и требованиями внутреннего и внешнего рынков, а также ее конкурентоспособности;
♦ освоение производства товаров народного потребления с заданным комплексом функциональных свойств (гигиенических, лечебных и т. д.).
Процесс совершенствования ОЭМ управления хозяйствующими субъектами выступает как фактор институционального экономического преобразования. В зависимости от поставленных целей предприятия могут объединяться в интегрированные хозяйственные комплексы на принципах концентрации производства и/или концентрации капитала. Преимущества от таких преобразований достигаются путем интеграции, которая предполагает объединение предприятий различных организационно-правовых форм для достижения совместных целей.
Важно не только оживить потенциал перспективных торговых связей, но и развить их, углубить кооперирование технологически связанных производств, переориентировать экономические интересы и мотивы поведения субъектов регионального бизнеса, что должно быть осуществлено с учетом приоритетности инновационного предпринимательства в реальном секторе экономики.
Синхронно необходимо вносить изменения в нормативно-правовое обеспечение, регулирующее создание и функционирование интегрированных структур и открывающее условия для их создания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Герасенко, В.П. Теоретические основы мониторинга социально-экономического развития субъектов хозяйствования и регионов / В.П. Герасенко // Проблемы развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций: региональный аспект: сборник научных трудов. - Донецк: ДонНУ, 2008. -1342 с.
ECONOMIC-ORGANIZING IMPROVEMENT MECHANISM OF LIGHT INDUSTRY COMPLEX MANAGEMENT
V.P. GERASENKO Summary
There was developed and offered a total economic organizing mechanism of integrated complex management as a system of economic, social, motivational, organizational, financial, legal and political mechanisms, heterogeneous economic players entered into its composition for attainment of combined objects.
© Герасенко В.П.
Поступила в редакцию 28 октября 2011г.