Научная статья на тему 'Совершенствование организационно-экономического механизма кредитного кооперирования в молочном подкомплексе АПК'

Совершенствование организационно-экономического механизма кредитного кооперирования в молочном подкомплексе АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / FINANCIAL SUPPORT / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / MECHANISM / КРЕДИТОВАНИЕ / LENDING / КООПЕРИРОВАНИЕ / COOPERATION / КООПЕРАЦИЯ / МОЛОЧНЫЙ ПОДКОМПЛЕКС АПК / DAIRY SUB-COMPLEX / ORGANIZATIONAL / ECONOMIC / AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX / AGRIBUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усова А. А.

В статье отмечается, что в настоящее время резко повысилась актуальность проблемы финансовой поддержки развития агропредприятий молочной специализации. Сейчас молочное производство испытывает значительные трудности, связанные с недостатком средств, что препятствует полноценному функционированию всей молочной промышленности России. Подчеркивается, что предприятиям данного профиля оказывается определенная помощь со стороны государства, но, как показывает практика, ее объемов явно недостаточно, чтобы удовлетворить все их потребности. Сельскохозяйственные кредитные кооперативы также не справляются с финансированием развития агропредприятий. Поэтому необходимо укрупнение государственно-частного партнерства в сфере кредитного кооперирования в АПК. Анализируется состояние современного механизма кредитного кооперирования в АПК, акцентируется внимание на его недостатках, негативно влияющих на развитие агропредприятий молочной промышленности России. Сделан вывод, что проблемы, препятствующие эффективному функционированию системы кредитования агропредприятий, предопределяют необходимость перестройки организационно-экономического механизма кредитного кооперирования в АПК в части финансирования мелких сельхозтоваропроизводителей. Предложена методика, предоставляющая возможность всесторонне оценить параметры стратегического развития организационно-экономического механизма кредитования агропредприятий молочной специализации, определить возможные масштабы увеличения объемов такого кредитования. В конечном итоге это позволит повысить уровень удовлетворения финансовых потребностей производителей молочного сырья, что является необходимым условием перехода на качественно новый уровень стратегического развития всего молочного подкомплекса АПК. В целях проведения апробации моделей оценки параметров организационно-экономического механизма кредитного кооперирования в молочном подкомплексе АПК произведены расчеты на примере проектного сценария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Усова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving organizational and economic mechanism of credit cooperation in the dairy sub-complex of agribusiness

The article states that at present, the relevance of financial support for development of agricultural enterprises specializing in dairy products has sharply increased. Nowadays, dairy farming experiences considerable difficulties due to the lack of funds. This interferes with proper functioning of the entire dairy products industry of Russia. The author emphasizes that such enterprises get certain help from the State, however, as practice shows, it is obviously not enough to satisfy all their needs. Agricultural credit cooperatives do not cope with financing of agricultural enterprise development either. Therefore, it is necessary to integrate public-private partnership in the sphere of credit cooperation in agribusiness. The author analyzes the condition of modern mechanism of credit cooperation in agrarian and industrial complex, focuses on its shortcomings which are negatively influencing the development of dairy farming of Russia. The conclusion is that the problems impeding effective functioning of the system of farm lending predetermine the need for reorganization of organizational and economic mechanism of credit cooperation in agribusiness with regard to small agricultural producers financing. The author offers a technique enabling to comprehensively estimate the parameters of strategic development of organizational and economic mechanism of dairy farm lending, to determine possible scales of increasing the volumes of such lending. In the long run, it will allow increasing the level of satisfaction of dairy producers’ financial needs, which is a necessary condition of transition to qualitatively new level of strategic development of the entire dairy sub-complex of agribusiness. To test the models of assessing parameters of organizational and economic mechanism of credit cooperation in the dairy sub-complex of Russian agrarian and industrial complex, the author made calculations on the case of a project scenario.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационно-экономического механизма кредитного кооперирования в молочном подкомплексе АПК»

Вопросы экономики

УДК 637:338.24

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА КРЕДИТНОГО КООПЕРИРОВАНИЯ В МОЛОЧНОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ АПК

А.А. УСОВА,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента E-mail: [email protected] Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений

В статье отмечается, что в настоящее время резко повысилась актуальность проблемы финансовой поддержки развития агропредприятий молочной специализации. Сейчас молочное производство испытывает значительные трудности, связанные с недостатком средств, что препятствует полноценному функционированию всей молочной промышленности России. Подчеркивается, что предприятиям данного профиля оказывается определенная помощь со стороны государства, но, как показывает практика, ее объемов явно недостаточно, чтобы удовлетворить все их потребности. Сельскохозяйственные кредитные кооперативы также не справляются с финансированием развития агропредприятий. Поэтому необходимо укрупнение государственно-частного партнерства в сфере кредитного кооперирования в АПК.

Анализируется состояние современного механизма кредитного кооперирования в АПК, акцентируется внимание на его недостатках, негативно влияющих на развитие агропредприятий молочной промышленности России. Сделан вывод, что проблемы, препятствующие эффективному функционированию системы кредитования агропредприятий, предопределяют необходимость перестройки организационно-экономического механизма кредитного кооперирования в АПК в части финансирования мелких сельхозтоваропроизводителей.

Предложена методика, предоставляющая возможность всесторонне оценить параметры стратегического развития организационно-экономического механизма кредитования агропредприятий молочной специализации, определить возможные масштабы увеличения объемов такого кредитования. В конечном итоге это позволит повысить уровень удовлетворения финансовых потребностей производителей молочного сырья, что является необходимым условием перехода на качественно новый уровень стратегического развития всего молочного подкомплекса АПК.

В целях проведения апробации моделей оценки параметров организационно-экономического механизма кредитного кооперирования в молочном подкомплексе АПК произведены расчеты на примере проектного сценария.

Ключевые слова: финансовая поддержка, организационно-экономический механизм, кредитование, кооперирование, кооперация, молочный подкомплекс АПК

Необходимость решения проблемы финансовой поддержки развития агропредприятий молочной специализации АПК назрела давно, поскольку моло-копроизводители находятся в тяжелом финансовом

положении, затрудняющем полноценное развитие всей молочной промышленности России. Безусловно, со стороны государства оказывается некоторая финансовая поддержка предприятиям агрокомплек-са страны, но, как показывает практика, ее объемы недостаточны для удовлетворения их финансовых потребностей (в особенности - предприятий молочной промышленности). К сожалению, и сельскохозяйственные кредитные кооперативы также не справляются с этой задачей. Очевидно, что необходимо укрупнение государственно-частного партнерства в сфере кредитного кооперирования в АПК.

Общая работающая схема софинансирования мероприятий по развитию системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации представлена на рис. 1. Эта схема состоит из следующих этапов:

1) администрации области (края, республики) предоставляются целевые средства из федерального бюджета на поддержку кредитных кооперативов;

2) администрация области (края, республики) выделяет целевые бюджетные средства своему уполномоченному органу для последующего предоставления их кредитным кооперативам;

3) кредитные кооперативы получают банковский кредит, часть процентов по которому возмещается уполномоченным органом администрации области (края, республики) за счет выделенных ему бюджетных средств;

4) кредитные кооперативы выдают целевые займы сельскохозяйственным организациям.

Несмотря на внешнюю отлаженность данного механизма государственной поддержки кредитных кооперативов, его полноценное использование для реализации стратегических и тактических задач тормозится рядом возникающих проблем.

Во-первых, государственные субсидии имеют определенные «рамки». Речь идет об ограничениях, накладываемых бюджетом РФ на объемы выделяемых целевых бюджетных средств. Кроме того, в соответствии с п. 4. ст. 6 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» максимальная сумма денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от юридических лиц, не являющихся его членами (пайщиками), должна составлять не более 50% от общей суммы привлеченных денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков). Это определяет границы, в том числе и объемов привлечения банковских кредитов кредитными кооперативами. Получается, что эти кооперативы не могут использовать предоставленные преимущества в объемах, соответствующих их потребностям.

Во-вторых, выделение бюджетных средств имеет строгую целевую направленность, что не допускает их использования для финансирования иных потребностей. Но даже в рамках целевых направлений далеко не все нуждающиеся потенциальные заемщики могут получить займы в силу имеющихся ограничений.

Следует отметить, что по данным проводимого Фондом развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК) ежегодного социологического опроса сельских кредитных кооперативов неудовлетворенный спрос на займы членов кооперативов колеблется от 50 до 75%.

Проблемы, препятствующие эффективному

темы кредитования агропредприятий, предопределяют необходимость перестройки организационно-экономического механизма кредитного кооперирования в АПК в части финансирования мелких сельхозтоваропроизводителей. Реструктуризацию системы финансирования агропредприятий молочной специализации АПК целесообразно проводить в определенном формате.

1. В качестве уполномоченного органа администрации области (края, республики), который может выступать получателем бюджетных средств, целесообразно рассматривать организацию (к примеру, Объединенный региональный кредитный фонд - ОРКФ) с более широким функционалом. Ее следует наделить полномочиями, касающимися расчетов с банками в части получения и погашения кредитов. Эта мера продиктована необходимостью уравнять условия для всех претендентов на получение целевых займов. Реализовать это можно, формируя портфель займов, состоящий из целевых бюджетных средств и банковских кредитов. Очевидно, что сформированный по предложенной схеме портфель займов будет иметь целевую закрепленность. В этой части организационно-экономический механизм кредитного кооперирования в АПК будет выглядеть следующим образом (рис. 2).

2. Необходимо соучастие крупных перерабатывающих предприятий в процессе внесения паевых

Целевые бюджетные средства

ОАО «Россельхозбанк» и другие кредитные организации

Кредитные ресурсы

Объединенный региональный кредитный фонд

Целевой портфель займов

Целевые

Целевые займы

Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы

функционированию сис-

Рис. 2. Схема формирования и использования целевого портфеля займов

Рис. 3. Формирование и использование паевого фонда сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК)

взносов членами кооператива. Эта мера продиктована неспособностью современных кредитных кооперативов удовлетворять потребности своих членов в кредитных ресурсах. Как было отмечено, помимо прочих факторов эта проблема связана с низкой платежеспособностью сельхозтоваропроизводителей (членов кооператива), которые не могут за счет своих взносов обеспечить формирование паевого фонда достаточного размера.

Применительно к молочной промышленности в качестве соинвесторов соответственно следует рассматривать крупные молокоперерабатывающие предприятия, которые будут реализовывать свою инвестиционную функцию, внося паевые взносы за своих партнеров - первичных производителей молочного сырья в счет платы за поставляемую продукцию в будущем.

Очевидно, что участником инвестиционного процесса должно быть не одно крупное молокопе-рерабатывающее предприятие, а несколько таких предприятий, работающих со своими партнерами-молокопроизводителями по такой же схеме.

Инвестиционная составляющая организационно-экономического механизма кредитного

кооперирования в молочном подкомплексе АПК представлена на рис. 3.

Предложенные рекомендации предполагают изменение структуры фонда финансовой взаимопомощи кредитного кооператива и порядка его использования (рис. 4).

Таким образом, главными особенностями предлагаемого организационно-экономического механизма кредитного кооперирования в молочном подкомплексе АПК являются следующие:

1) расширение функционала уполномоченного органа администрации области (края, республики), названного объединенным региональным кредитным фондом, за счет его участия в банковских расчетах по привлечению и погашению кредитов и обеспечения. За счет объединения кредитных ресурсов с целевыми бюджетными средствами повысятся возможности формирования целевого портфеля займов, являющегося одним из структурных элементов фонда финансовой взаимопомощи. Ресурсы данного фонда станут более доступными для широкого круга заемщиков;

2) вовлечение в инвестиционный процесс формирования паевого фонда СКПК крупных

фонд финансовой взаимопомощи скпк

Займы

объединенного регионального кредитного фонда

Целевой портфель займов

Портфель займов общего назначения

Средства паевого фонда

о

^

ж

s S3

ю □

о <i>

3 S

к

Займы членов кооператива и сторонних организаций

Члены сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива

Рис. 4. Формирование и использование фонда финансовой взаимопомощи СКПК

молокоперерабатывающих предприятий, которые будут вносить паевые взносы за своих контраген-тов-молокопроизводителей с учетом предстоящих расчетов за поставляемое молочное сырье. Данная особенность предопределяет увеличение имущественного потенциала фонда финансовой взаимопомощи СКПК за счет роста размеров портфеля займов общего назначения.

При реализации предложенной формы организационно-экономического механизма кредитного кооперирования в молочном подкомплексе АПК возможно:

- достичь существенного повышения экономической эффективности функционирования сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;

- обеспечить предоставление целевых займов на льготных условиях более широкому кругу претендентов;

- повысить степень удовлетворения кредитными кооперативами заемных потребностей их членов.

Рекомендации по совершенствованию организационно-экономического механизма кредитного кооперирования в молочном подкомплексе АПК направлены на расширение кредитного потенциала участвующих субъектов. Однако следует уделить внимание и оценке параметров стратегического

развития потенциала данного механизма. Последовательность такой оценки представлена на рис. 5.

Первым субъектом, аккумулирующим денежные средства для дальнейшего использования, является объединенный региональный кредитный фонд, в рамках которого формируется целевой портфель займов, состоящий из целевых бюджетных средств и банковских ресурсов. Поэтому на первом этапе определим размер целевого портфеля займов объединенного регионального кредитного фонда. При этом примем ряд допущений.

1. Объем выделяемых бюджетных средств остается на прежнем уровне:

БФ = const,

где БФ - бюджетный фонд объединенного регионального кредитного фонда, формируемый за счет целевых бюджетных средств, руб.; const - условно постоянная величина, руб.

2. В структуре бюджетного фонда объединенного регионального кредитного фонда (ОРКФ) выделим гарантийный фонд ГФ в размере 1/3 от БФ в целях обеспечения гарантии выполнения обязательств по банковским кредитам:

ГФ =1 const.

3

3. Средств гарантийного фонда должно быть достаточно для погашения основной суммы долга по кредиту и уплаты процентов:

г 1. Определение размера целевого портфеля займов объединенного регионального кредитного

V фонда и стоимости его ресурсов >

-J_!—

2. Определение размера фонда финансовой взаимопомощи СКПК и стоимости его ресурсов

2.1. Определение нового размера паевого фонда СКПК

уг

2.2. Определение размера портфеля займов общего назначения СКПК и стоимости его ресурсов

2.3. Интегральная оценка фонда финансовой взаимопомощи СКПК и стоимости его ресурсов «-

_!__!—

с 3. Определение размера прироста паевого фонда СКПК за счет посреднических паевых взносов

ч молокоперерабатывающих предприятий /

—!_L-

s 4. Определение размеров посреднического пая и паевого вклада молокоперерабатывающего предприятия

V. /

Рис. 5. Алгоритм оценки параметров стратегического развития потенциала организационно-экономического механизма кредитного кооперирования в молочном подкомплексе АПК

1) при условии начисления простых процентов:

1 const = Vk (1 + it),

где Vek - объем привлекаемых банковских ресурсов, руб.;

i - средняя годовая ставка процента по банковскому кредиту; t - средний срок кредита, лет;

2) при условии начисления сложных процентов:

1 " -cons- = VEK £(1 + i)t.

3 t=i Из формул можно выявить объем привлекаемых банковских ресурсов:

1) при условии начисления простых процентов: 1

V =

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бк

3

const

(1 + it) '

2) при условии начисления сложных про-. центов:

1

const

V=

бк

I (1 + i)

С учетом принятых допущений размер целевого портфеля займов объединенного регионального кредитного фонда можно рассчитать по формуле

ЦП0ркф = БФ + Vk, где ЦПоркф - размер целевого портфеля займов объединенного регионального кредитного фонда, руб.;

3) при условии начисления простых процентов:

1

-const 3

ЦПо

= const + -

(1 + it)

4) при условии начисления сложных процентов:

1

const

ЦПо

= const + -

I (1 + i)

Принимая, что средняя стоимость целевых бюджетных средств равна 35% от средней ставки по банковским кредитам на том основании, что в настоящее время субсидирование части процентной ставки производится в размере не более 65% рефинансирования по банковским кредитам, рассчитаем среднюю стоимость ресурсов целевого портфеля займов объединенного регионального кредитного фонда:

1) при условии начисления простых процентов:

t=i

t=i

0,35/

с

const + i — const 3

цпс:

const + 0,68/ const

const

(1 + it ) 0,68/

(

const

1 +

0,33 (1 + it )

Л

f

1+

0,33 (1 + it )

2) при условии начисления сложных процентов:

С

ЦПо

0,35/ const + i1 const

J_3

1

-const

I (1 + i)

t=1

0,68/

const +

0,68i const

(

const

\ (

1+

0,33

I (1 + i)

Y

1+

0,33

I (1 + i)

На следующем этапе рассчитаем размер фонда финансовой взаимопомощи сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, принимая во внимание некоторые факторы.

1. Учитывая, что неудовлетворенный спрос на займы членов кооперативов колеблется от 50 до 75%, следует принять в расчет индекс увеличения объема средств фонда финансовой взаимопомощи СКПК в размере 1,65 (среднее значение между 1,5 и 1,75).

2. Учитывая, что предназначение объединенного регионального кредитного фонда состоит в формировании целевого портфеля займов за счет бюджетных средств и банковских ресурсов в целях дальнейшей выдачи целевых займов СКПК, следует принять в расчет, что размер целевого портфеля займов объединенного регионального кредитного фонда соответствует размеру целевого портфеля займов СКПК.

Из принятых допущений выводим, что увеличение размера фонда финансовой взаимопомощи СКПК достигается за счет его пополнения из двух источников:

1) расширения целевого портфеля займов по ранее приведенным обоснованиям, величина которого уже определена;

2) расширения портфеля займов общего назначения в силу наращения паевого фонда за счет

привлекаемых посреднических паевых взносов и связанного с этим прироста объема займов сторонних организаций на 50% от прироста объема привлеченных денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков). В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» максимальная сумма денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от юридических лиц, не являющихся его членами (пайщиками), должна составлять не более 50% общей суммы привлеченных денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков). Поскольку в указанном законе не раскрывается понятие «привлеченные денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков)», примем, что в эту сумму входит паевой фонд и сумма займов, полученных от членов кооператива.

Данные факты позволяют определить новый размер паевого фонда СКПК по формуле

фп = фп0 + лфш

где ФП[ - новый размер паевого фонда СКПК с учетом расширения за счет посреднических паевых взносов молокоперерабатывающих предприятий, руб.;

ФПо - прежний размер паевого фонда СКПК (без учета расширения), руб.; ЛФП - прирост паевого фонда СПКП за счет посреднических паевых взносов молокопере-рабатывающих предприятий, руб. С учетом этих уточнений размер портфеля займов общего назначения в рамках фонда финансовой взаимопомощи СКПК можно определить по формуле

Фон = Фп0 + ^л + Зст +лФп + лЗст = 1,5^ + 3J +

+1,5лФп = 1,5(Фп0 + 3co„st) + 1,5лФп, где Зчл - прежний объем займов членов кооператива, предоставляемый СКПК (который принимается как константа 3const); Зст - прежний объем займов сторонних лиц, предоставляемый СКПК, руб.; ЛЗст - возможный прирост объема займов сторонних лиц, связанный с приростом размера паевого фонда СКПК: ЛЗст = 1,5ЛФП. При этом

З = 0,5(ФП + З t).

ст ' v П0 const7

Стоимость средств портфеля займов общего назначения, являющегося элементом фонда финансовой взаимопомощи СКПК, можно определить по формуле

t=i

t=i

const -

1 > —const

. 3_

(1 + it )

0,68/

0,33 (1 + it )

\ const

Спзон = [^к + 0,5 (Фп0 + АФП + Зса1^ +

d + (^По +Лфп V

^[1,5(ФПо + + 1,5АФП ],

где СПЗОН - стоимость средств портфеля займов общего назначения;

k - средняя ставка по займам членов кооператива;

d - средняя ставка по займам сторонних лиц; с - желаемая доходность пайщиков СКПК.

По результатам расчетов определим размер п . ,

фонда финансовой взаимопомощи СKПК, шторьш 2) при условий начисления сложных процентов

состоит из целевого портфеля займов и портфеля зай- формула приобретает вид: мов общего назначения. При этом примем в расчет ранее оговоренный индекс увеличения объема фонда финансовой взаимопомощи СКПК в размере 1,65: 1) при условии начисления простых процентов: 1

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—const

const + + 1'5(фп0 + ^const) + 1,5АФП

(1+it) °

0,5(ФПо + АФП + 3comtM + (Фп„ +АФП )c

h 1

—const

const + 3-- + 1,5(ФП0 + 3const) + 1,5АФП

const

ФФВСКШ = const +

3

■ + 1,5(ФП + 3const ) +

(1 + it)

+1,5АФП = 1,65 [1,5(ФПо + 3const) + const ]; 2) при условии начисления сложных процентов:

1

const

ФФВСКПК = const + -

I (1 + i)

■ + 1,5(Фп + 3Const) +

+1,5АФп = 1,65 [1,5(Фпо + 3Const) + const]. (1) Среднюю стоимость ресурсов фонда финансовой взаимопомощи СКПК можно рассчитать по формуле

С + ф С

fS^rYDfrfi 1 (2)

С =

^ффв

цпоркфсоркф 1 фонспзон .

1

—const

const + -П-+1,5(ФП0 + 3const) +1,5 АФП

I (1 + i)

t=1

+[1,5(ФПо + 3Const) + 1,5АФП ]х + 0,5(ФПо +АФП + Зсо^¥ + (Фп„ +АФП )c

_1,5(ФП0 + ^const) + 1,5АФП_

1 " —const

const + -П-+1,5(ФП0 + 3const) +1,5АФП

цпоркф + фон

I (1+i)t

1) при условии начисления простых процентов формула приобретает вид:

{ 1 \ 3СОП81 0,68/

const -

(1 + it )

const

(

О.

1

0,33 (1 + it )

Л

1

-const

const + + 1,5(ФПо + 3const) + 1,5АФП

(1 + it)

+[-,5(ФПо + 3Co„st) + -,5АФП ]х ^constk + 0,5(ФПо +АФП + 3consi)d + (ФПо +АФП )c

_1,5(ФПо + ^const) + 1,5АФП_

1

-const

const; + 3-- +1,5(ФП0 + 3const) +1,5 АФП

1

—const

const + -П-+1,5(ФП0 + 3const) +1,5 Афп

I (1 + i)t

t=1

f 0,5(ФП0 + АФП + 3const)d + (ФП0 +АФП )c -const

const + -П-+ 1,5(ФП0 + 3„J + 1,5АФП

(1 + it )

I (1 + 0'

t=i

t=i

t=i

Преобразуя формулы (1) и (2), можно вычислить размер прироста паевого фонда СКПК за счет посреднических паевых взносов молокоперераба-тывающих предприятий:

1) при условии начисления простых процентов:

1

0,975(ФП + 3const) + 0,65const -

АФд =■

const

(1 + it )

1,5

= 0,65(Фп + 3const) + 0,43const +

0,22const

(1 + И)

2) при условии начисления сложных процентов:

1

const

0,975(Фп0 + 3Const) + 0,65const--

I (1 + i)

ЛФп =■

1,5

= 0,65(Фп + 3const) + 0,43const +

0, 22const

I (1 + i)'

На основании известного размера прироста паевого фонда СКПК за счет посреднических паевых взносов молокоперерабатывающих предприятий можно рассчитать размер пая привлеченных участников:

1) при условии начисления простых процентов:

0,65(Фп + 3const) + 0,43const + ^

0,22const

(1 + it )

N

где Пмпп - размер одного посреднического пая мо-локоперерабатывающего предприятия, руб.; N - общее количество производителей молочного сырья - членов СКПК; 2) при условии начисления сложных процентов:

0,65(Фп + 3const) + 0,43const +

0,22const

I (1 + i)

N

С учетом общего количества производителей молочного сырья - членов СКПК, которые являются контрагентами (поставщиками) конкретного молокоперерабатывающего предприятия, можно определить размер паевого вклада конкретного молокоперерабатывающего предприятия:

1) при условии начисления простых процентов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

°,65Ф + гп.) + 0,43ООИ81 + °,22сопй

ПВ„

(1 + it )

N

-M,

где ПВМПП - размер одного посреднического пая молокоперерабатывающего предприятия, руб.; М - количество производителей молочного сырья - членов СКПК, которые являются контрагентами (поставщиками) конкретного молокоперерабатывающего предприятия; N - общее количество производителей молочного сырья - членов СКПК; 2) при условии начисления сложных процентов:

0, 65(Фп° + З^) + °, 43ООП81 + °:22СО"51

I (1 + 0'

-1-М.

пвмпп

N

Приведенная методика позволяет всесторонне оценить параметры стратегического развития организационно-экономического механизма кредитования агропредприятий молочной специализации, представить возможные масштабы увеличения объемов кредитования и тем самым существенно повысить уровень удовлетворения финансовых потребностей производителей молочного сырья. Все это является необходимым условием перехода на качественно новый уровень стратегического развития молочного подкомплекса АПК.

В целях проведения апробации моделей оценки параметров организационно-экономического механизма кредитного кооперирования в молочном подкомплексе АПК произведем расчеты на примере проектного сценария (на основании исходных данных, представленных в табл. 1).

Рассчитаем параметры существующего и предлагаемого организационно-экономического механизма кредитного кооперирования в молочном подкомплексе АПК (табл. 2). При этом для сопоставимости двух рассматриваемых вариантов необходимо произвести относительную адаптацию существующего механизма к предлагаемым условиям для оценки отдельных его параметров. С учетом данной особенности следует принять ряд допущений.

1. Предположим, что объем привлекаемых банковских кредитов членами кооператива соответствует объему, рассчитанному для условий деятельности предлагаемого механизма.

2. Примем, что портфель целевых займов ОРКФ для существующего механизма будет формироваться только за счет бюджетных средств, так как данный механизм не предполагает привлечения ОРКФ банковского кредита.

3. При расчете стоимости ресурсов портфеля целевых займов ОРКФ будем исходить из зало-

t=i

t=i

Таблица 1

Исходные данные для оценки параметров организационно-экономического механизма кредитного кооперирования в молочном подкомплексе АПК

Показатель Значение

Объем бюджетных средств, выделяемых объединенному региональному кредитному фонду (ОРКФ), млрд руб. 2

Средняя годовая ставка процента по банковскому кредиту, привлекаемому ОРКФ, % 15

Средний срок банковского кредита, лет 2

Прежний размер паевого фонда СКПК (без учета расширения), млн руб. 500

Прежний годовой объем займов, полученных от членов СКПК, млрд руб. 1

Средняя годовая ставка по займам, полученным от членов СКПК,% 17

Средняя годовая ставка по займам, полученным от сторонних лиц, % 20

Желаемая доходность пайщиков,% 9

Общее количество производителей молочного сырья - членов СКПК, млн ед. 1

Количество производителей молочного сырья - членов СКПК, которые являются контрагентами (поставщиками) конкретного молокоперерабатывающего предприятия 100

Таблица 2

Параметры существующего и предлагаемого организационно-экономического механизма кредитного кооперирования в молочном подкомплексе АПК на примере проектного сценария

Существующий орга- Предлагаемый орга-

Параметр низационно-экономи- низационно-эконо-

ческий механизм мический механизм

Годовой объем выделяемых бюджетных средств, млрд руб. 2 2

Годовой гарантийный фонд ОРКФ, млрд руб. - 0,667

Годовой объем привлеченных ОРКФ банковских кредитов, млрд руб.: - 0,513

- при условии начисления простых процентов 0,504

- при условии начисления сложных процентов

Размер портфеля целевых займов ОРКФ, млрд руб.: 2 2,513

- при условии начисления простых процентов 2 2,504

- при условии начисления сложных процентов

Средняя стоимость ресурсов целевого портфеля займов ОРКФ, %: 11,59 8,14

- при условии начисления простых процентов 11,59 8,16

- при условии начисления сложных процентов

Прирост паевого фонда СКПК за счет посреднических взносов - 1,175

молокоперерабатывающих предприятий, млрд руб.: 1,939

- при условии начисления простых процентов

- при условии начисления сложных процентов

Размер паевого фонда СКПК (с учетом расширения), млрд руб.: - 1,175

- при условии начисления простых процентов °,5 1,939

- при условии начисления сложных процентов

Размер портфеля займов общего назначения СКПК, млрд руб.: - 3,262

- при условии начисления простых процентов 1,0005 4,409

- при условии начисления сложных процентов

Стоимость ресурсов портфеля займов общего назначения СКПК, %: - 15,1

- при условии начисления простых процентов 18 14,5

- при условии начисления сложных процентов

Размер фонда финансовой взаимопомощи СКПК, млрд руб.: - 5,776

- при условии начисления простых процентов 3,0005 5,776

- при условии начисления сложных процентов

Средняя стоимость ресурсов фонда финансовой взаимопомощи - 12

СКПК, %: 14 12,1

- при условии начисления простых процентов

- при условии начисления сложных процентов

56 -

Окончание табл. 2

Параметр Существующий организационно-экономический механизм Предлагаемый орга-низационно-эконо-мический механизм

Размер пая молокоперерабатывающего предприятия, млн руб.: - при условии начисления простых процентов - при условии начисления сложных процентов 1,175 1,939

Размер паевого вклада молокоперерабатывающего предприятия, млн руб.: - при условии начисления простых процентов - при условии начисления сложных процентов 117,5 193,9

женного в существующем механизме условия о том, что целевые бюджетные средства расходуются на покрытие 65% расходов членов кредитного кооператива на уплату процентов по банковскому кредиту. Но при этом примем во внимание, что воспользоваться такой льготой, как оговорено, могут только 35% желающих. Тогда стоимость ресурсов портфеля целевых займов ОРКФ для существующего механизма в сопоставимых условиях будет рассчитываться по формуле

щего механизма в сопоставимых условиях будет рассчитываться по формуле

с1

Ч k -

"constЛ

0,5 (ФПо + 1,5(0- + ^const)

-Фп с

ci

цпо

УБк'С1 - s) p + VEkK1 - p)

V '

' тгтг

где СЦп^ - стоимость ресурсов портфеля целевых займов ОКРФ для существующего механизма кредитного кооперирования с учетом адаптационных допущений;

5 - доля ставки процента по кредиту, компенсируемая членам СКПК за счет бюджетных средств;

р - коэффициент доступности компенсирующей льготы.

4. Примем, что стоимость ресурсов портфеля займов общего назначения СКПК для существую-

Существующий организационно-экономический механизм Предлагаемый организационно-экономический механизм

Графически изменения размеров финансовых фондов организационно-экономического механизма кредитного кооперирования в молочном подкомплексе АПК и стоимости их ресурсов представлены на рис. 6, 7 соответственно.

Как показывает анализ данных рис. 6, с модернизацией механизма кредитного кооперирования размер целевого портфеля займов ОРКФ и СКПК увеличится на 25,6% за счет привлечения ОРКФ банковского кредита. Размер портфеля займов общего назначения СКПК увеличится на 22,6% за счет привлечения посреднических паевых взносов молокоперераба-тывающих предприятий. Размер фонда финансовой взаимопомощи СКПК увеличится на 92,5% за счет наращения портфеля целевых займов и портфеля займов общего назначения.

Существенное увеличение размеров финансовых фондов организационно-экономического механизма кредитного кооперирования в молочном подкомплексе АПК сопровождается

5,776

2,513

Размер портфеля Размер портфеля займов Размер фонда

целевых займов общегоназначения финансовой

ОРКФ, млрд руб.: СКПК, млрд руб.: взаимопомощи

СКПК, млрд руб.:

Рис. 6. Изменение размеров финансовых фондов организационно-экономического механизма кредитного кооперирования в молочном подкомплексе АПК, млрд руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

значительным удешевлением их источников (см. рис. 7). В частности, средняя стоимость ресурсов целевого портфеля займов ОРКФ и СКПК снизится на 29,8%, стоимость ресурсов портфеля займов общего назначения - на 16,1%, средняя стоимость ресурсов фонда финансовой взаимопомощи - на 14,3%.

Таким образом, с реализацией предлага-

(Существующий организационно-экономический механизм (Предлагаемый организационно-экономический механизм

11,59

Средняя стоимость ресурсов целевого портфеля займов ОРКФ,%

Стоимость ресурсов портфеля займов общего назначения СКПК, %

Средняя стоимость ресурсов фонда финансовой взаимопомощи СКПК, %

Рис. 7. Изменение стоимости ресурсов финансовых фондов организационно-экономического механизма кредитного кооперирования в молочном подкомплексе АПК

ментарии / под ред. К.И. Вахитова. М.: Дашков и Ко, 2004. 557 с.

8. Кузьмина Ю. Критерии оценки сельскохозяйственных потребительских кооперативов // АПК: экономика, управление. 2008. № 11. С. 33-35.

9. Назаренко В.И. Кооперация в сельском хозяйстве за рубежом. М.: ВНИИТЭИ АПК, 2000. 59 с.

10. Организация сельскохозяйствен-

емого организационно-экономического механизма кредитного кооперирования в молочном подкомплексе АПК возможно значительное увеличение размеров финансовых фондов и существенное снижение стоимости их ресурсов. Это позволит повысить доступность заемных средств СКПК и уровень удовлетворения финансовых потребностей членов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. Данные факты положительно скажутся на развитии агропредприятий молочной специализации.

Список литературы

1. Анциферова О. Эффект кооперационного и интеграционного взаимодействия // АПК: экономика, управление. 2010. № 2. С. 43-47.

2. Воронкова Н. Взаимодействие сельскохозяйственной кредитной кооперации и банковской системы // АПК: экономика, управление. 2010. № 1. С. 88-93.

3. Добрынин В.А. Кооперация в сельском хозяйстве: учеб. пособие М.: Изд. МСХА, 2000. 405 с.

4. Злобин Е. Ф. Рыночная модель аграрного сектора региона. М.: АгриПресс, 2000. 404 с.

5. Крутиков В.К. Кредитная кооперация в агропромышленном комплексе. Калуга: Изд. КГПУ им. Циолковского, 2003. 138 с.

6. Ковбас А. Сельскохозяйственный потребительский кооператив регионального уровня // Экономика сельского хозяйства России. 2010. № 3. С. 16-18.

7. Кооперация. Теория, история, практика: избранные изречения, факты, материалы, ком-

ного производства / под ред. Ф.К. Шакирова. М.: Колос, 2000. 504 с.

11. Организация и практическая деятельность сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. М.: Информагротех, 2009. 88 с.

12. Проект Тасис: стратегия развития сельской кредитной кооперации и пилотные проекты ФДРУС 9801. М.: Информационный центр проектов Тасис, 2003. 63 с.

13. Рассказов А., Ткач А. Развивать кооперацию в России // Экономика сельского хозяйства России. 2009. № 2. С. 26-34.

14. Родионова О., ЛеоноваЕ. Институциональные особенности и эффективность кооперативной формы хозяйствования // АПК: экономика, управление. 2009. № 7. С. 35-39.

15. Самсонова И. Регулирование деятельности сельских кредитных кооперативов // Экономика сельского хозяйства России. 2010. № 6. С. 27-32.

16. Ткач А.В. Сельскохозяйственная кооперация: учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2002. 304 с.

17. ХудяковаЕ.В. Сельская кредитная кооперация. М.: МСХА, 2003. 206 с.

18. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. Репринтное воспроизведение издания 1925 г. М.: Колос, 1992.271 с.

19. Шкляр М.Ф. Кредитная кооперация: учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2004. 334 с.

20. Шмелев Г.И., Захаров И.В. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы в России: монография. М.: Маркетинг, 2001. 128 с.

■48 (624) - 2014

Finance and credit Issues on economics

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

IMPROVING ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF CREDIT COOPERATION IN THE DAIRY SUB-COMPLEX OF AGRIBUSINESS

Anastasiya A. USOVA

Abstract

The article states that at present, the relevance of financial support for development of agricultural enterprises specializing in dairy products has sharply increased . Nowadays, dairy farming experiences considerable difficulties due to the lack of funds . This interferes with proper functioning of.the entire dairy products industry of Russia . The author emphasizes that such enterprises get certain help from the State, however, as practice shows, it is obviously not enough to satisfy all their needs . Agricultural credit cooperatives do not cope with financing of agricultural enterprise development either. Therefore, it is necessary to integrate public-private partnership in the sphere of credit cooperation in agribusiness . The author analyzes the condition of modern mechanism of credit cooperation in agrarian and industrial complex, focuses on its shortcomings which are negatively influencing the development of dairy farming of Russia . The conclusion is that the problems impeding effective functioning of the system of farm lending predetermine the need for reorganization of organizational and economic mechanism of credit cooperation in agribusiness with regard to small agricultural producers financing The author offers a technique enabling to comprehensively estimate the parameters of strategic development of organizational and economic mechanism of dairy farm lending, to determine possible scales of increasing the volumes of such lending. In the long run, it will allow increasing the level of satisfaction of dairy producers' financial needs, which is a necessary condition of transition to qualitatively new level of strategic development of the entire dairy sub-complex of agribusiness. To test the models of assessing parameters of organizational and economic mechanism of credit cooperation in the dairy sub-complex of Russian agrarian and industrial complex the author made calculations on the case of a project scenario

Keywords: financial support, organizational, economic, mechanism, lending, cooperation, dairy sub-complex, agrarian and industrial complex, agribusiness

References

1. Antsiferova O. Effekt kooperatsionnogo i integratsionnogo vzaimodeistviya [Interactive effect of cooperation and integration]. APK: ekonomika, up-ravlenie - Agrarian and industrial complex: economy, management, 2010, no. 2, pp. 43-47.

2. Voronkova N. Vzaimodeistvie sel'skokho-zyaistvennoi kreditnoi kooperatsii i bankovskoi sistemy [Interaction of agricultural credit cooperation and banking system] . APK: ekonomika, upravlenie - Agrarian and industrial complex: economy, management, 2010, no. 1, pp. 88-93.

3. Dobrynin V. A . Kooperatsiya v sel'skom khozyaistve: uchebnik [Cooperation in agriculture: a textbook]. Moscow, Moscow Agricultural Academy Publ., 2000, 405 p.

4. Zlobin E.F. Rynochnaya model'agrarnogo sek-tora regiona [A market model of the agrarian sector of a region]. Moscow, AgriPress Publ., 2000, 404 p.

5. Krutikov V.K. Kreditnaya kooperatsiya v agro-promyshlennom komplekse [Credit cooperation in agro-industrial complex]. Kaluga, Kaluga State Pedagogical University n.a. K.E. Tsiolkovsky Publ., 2003, 138 p.

6. Kovbas A. Sel'skokhozyaistvennyi potrebitel'skii kooperativ regional'nogo urovnya [Agricultural consumer cooperative of the regional level] . Ekonomika sel 'skogo khozyaistva Rossii - Economics of Agriculture of Russia, 2010, no. 3, pp. 16-18.

7. Kooperatsiya. Teoriya, istoriya, praktika: iz-brannye izrecheniya, fakty, materialy, kommentarii [Cooperation. Theory, history, practice: selection of sayings, facts, materials, comments]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2004, 557 p.

8. Kuz'mina Yu. Kriterii otsenki sel'skokho-zyaistvennykh potrebitel'skikh kooperativov [Criteria of assessing agricultural consumer cooperatives] . APK: ekonomika, upravlenie - Agrarian and industrial complex: economy, management, 2008, no. 11, pp. 33-35.

9. Nazarenko V.I. Kooperatsiya v sel'skom khozyaistve za rubezhom [Cooperation in agriculture abroad]. Moscow, All-Russian Research Institute of

Technical and Economic Studies of Agrarian and Industrial Complex Publ., 2000, 59 p.

10. Organizatsiya sel 'skokhozyaistvennogo proiz-vodstva [Organization of agricultural production]. Moscow, Kolos Publ., 2000, 504 p.

11. Organizatsiya i prakticheskaya deyatel'nost' sel 'skokhozyaistvennykh kreditnykh potrebitel 'skikh kooperativov [Organization and practical activities of agricultural credit consumer cooperatives]. Moscow, Informagrotekh Publ., 2009, 88 p.

12. Proekt Tasis: strategiya razvitiya sel'skoi kreditnoi kooperatsii i pilotnye proekty FDRUS 9801 [Tasis Project: development strategy of rural credit cooperation and pilot projects FDRUS 9801]. Moscow, Tasis Information Center Publ., 2003, 63 p.

13. Rasskazov A., Tkach A. Razvivat' kooperatsiyu v Rossii [To develop cooperation in Russia] . Ekonomika sel 'skogo khozyaistva Rossii - Economics of Agriculture of Russia, 2009, no. 2, pp. 26-34.

14. Rodionova O., Leonova E. Institutsional'nye osobennosti i effektivnost' kooperativnoi formy khozyaistvovaniya [Institutional specifics and efficiency of a cooperative business pattern] . APK: ekonomika, upravlenie - Agrarian and industrial complex: economy, management, 2009, no. 7, pp. 35-39.

15. Samsonova I . Regulirovanie deyatel'nosti sel'skikh kreditnykh kooperativov [Regulating the ac-

tivity of rural credit cooperatives] . Ekonomika sel 'skogo khozyaistva Rossii - Economics of Agriculture of Russia, 2010, no. 6, pp. 27-32.

16 . Tkach A .V. Sel 'skokhozyaistvennaya kooperat-siya: uchebnik [Agricultural cooperation: a textbook]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2002, 304 p.

17. Khudyakova E.V. Sel'skaya kreditnaya koop-eratsiya [Rural credit cooperation]. Moscow, Moscow Agricultural Academy Publ., 2003, 206 p.

18. Chayanov A.V. Kratkii kurs kooperatsii. Re-printnoe vosproizvedenie izdaniya 1925 g [The short course on cooperation. Reprint of 1925]. Moscow, Kolos Publ., 1992, 271 p.

19. Shklyar M.F. Kreditnaya kooperatsiya: uchebnik [Credit cooperation: a textbook]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2004, 334 p.

20. Shmelev G.I., Zakharov I.V. Sel'skokhozyaist-vennyepotrebitel'skiekooperativy v Rossii [Agricultural consumer cooperatives in Russia]. Moscow, Marketing Publ., 2001, 128 p.

Anastasiya A. USOVA

Ural Social and Economic Institute (branch) of Academy of Labor and Social Relations, Chelyabinsk, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.