УДК 614
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КУРСАНТОВ ИНСТИТУТА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ СВЯЗИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© А.С. Драничкин
Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс; курсанты высшего военного института; профессиональноприкладная физическая подготовка.
В работе сообщается об исследовании, проведенном впервые на материале института Правительственной связи Федеральной службы охраны Российской Федерации. Рассматривается проблема совершенствования учебнотренировочного процесса курсантов института, основанного на прикладной концепции и программно-целевом подходе профессионально-прикладной физической подготовки, примененной к курсантам-первокурсникам института Правительственной связи Федеральной службы России.
Современные тенденции возвращения ведущей роли России на мировой арене обусловливают потребность реформируемых Вооруженных Сил Российской Федерации в высококвалифицированных выпускниках высших и средних специальных военных учебных заведений. В частности, это относится и к высшим военным учебным заведениям Федеральной службы охраны России, призванным обеспечивать потребность в специалистах высокой квалификации и физической подготовленности, способных адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях, обладающих не только необходимым уровнем военнотехнического образования, но и физически готовых к его применению при решении профессиональных задач в любой обстановке.
В то же время результаты воинского труда выпускников института Правительственной связи Федеральной службы охраны России свидетельствуют, что большинство из них, обладая необходимым объемом инженерно-технического образования, проявляют недостаточный уровень профессионально-прикладной физической подготовленности.
Переход высшей школы на многоуровневую систему подготовки специалистов внес существенные коррективы в организацию и планирование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов ввузов Федеральной службы охраны России.
При этом проблема формирования системы базовой физической подготовки курсантов-первокурсников, адаптированной к специфике данного военного учебного заведения в период обучения, к настоящему времени остается недостаточно разработанной.
В связи с имеющимися в науке и практике неоднозначными подходами к построению учебного процесса в военных учебных заведениях возникла необходимость разработки научно обоснованных практических рекомендаций по совершенствованию базовой системы физической подготовки курсантов-первокурсников на основе сопряженно-последовательной формы органи-
зации учебно-тренировочного процесса и блочного способа организации физических нагрузок.
Успешное решение данной проблемы целесообразно связывать с совершенствованием основ физической подготовки, с внедрением новых, имеющих профессиональную направленность методик обучения. В этой связи большой потенциал содержится в современных достижениях теории и методики спортивной тренировки.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности профессионально-прикладной физической подготовки курсантов института Правительственной связи Федеральной службы охраны России, которая представляет собой неотъемлемую часть обеспечения готовности будущих военнослужащих к выполнению военнопрофессиональных задач. Проблема физической подготовки в данных учебных заведениях до настоящего времени не ставилась и, как следствие, не получила всесторонней научной разработки.
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью повышения уровня общей и специальной физической подготовленности курсантов института Правительственной связи Федеральной службы охраны России и недостаточной эффективностью процесса профессионально-прикладной физической подготовки в этих военных учебных заведениях, которая связана с отсутствием научно обоснованных разработок, адаптированных к профессиональной специфике.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить специально адаптированную систему базовой физической подготовки кур-сантов-первокурсников, являющуюся важнейшей составной частью профессионально-прикладной физической подготовки курсантов института Правительственной связи Федеральной службы охраны России и обеспечивающую повышение эффективности выполнения задач учебно-профессиональной деятельности.
Объект исследования: процесс профессиональноприкладной физической подготовки курсантов инсти-
тута Правительственной связи Федеральной службы охраны России.
Предмет исследования: совершенствование структуры и содержания базовой физической подготовки первокурсников как важнейшей составной части профессионально-прикладной физической подготовки
курсантов института Правительственной связи Федеральной службы охраны России путем ее адаптации к профессиональной специфике.
Гипотеза исследования: адаптация структуры и содержания базовой физической подготовки к профессиональной специфике, основанная на сопряженнопоследовательной форме организации учебно-тренировочного процесса и блочном (цикловом) способе обеспечения физических нагрузок, дополненная научно обоснованной системой тестового диагностического контроля, позволяет значительно повысить эффективность профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) курсантов института Правительственной связи Федеральной службы охраны России.
Методологическую основу исследования составляли концептуальные положения философских, психологических и педагогических теорий о природной, социальной и культурной сущности человека; общетеоретические положения о единстве теории и практики процессов обучения, воспитания, развития; системный и функциональный подходы.
Теоретической основой исследования являлись: основополагающие положения теории и методики физической культуры (П.Ф. Лесгафт, Б.А. Ашмарин,
A.П. Матвеев, В.С. Быков, А.А. Гужаловский,
B.К. Бальсевич, Ю.Ф. Курамшин, Л.М. Куликов, А.А. Сидоров, Б.Д. Синюхин, А.Д. Новиков, В.Н. Шаулин); теоретические положения о сущности и подходах к развитию физических способностей человека (Н.А. Бернштейн, Б.В. Евстафьев, А.А. Гужаловский,
B.И. Лях, В.Г. Стрелец, З.Т. Бикбулатов, В.П. Филин, Н. А. Фомин); положения теории и методики спортивной подготовки (Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, Ю.В. Верхошанский, В.М. Зациорский, В.П. Филин,
C.М. Вайцеховский, Н.Г. Озолин, Ч.Т. Иванков, В.Н. Курамшин); положения теории и методики профессионально-прикладной физической подготовки, в т. ч. в Вооруженных силах РФ (А.А. Горелов, В.М. Величко, И.Л. Гросс, В.И. Чернышов, Ю.А. Устькачкинцев, А.М. Бабаев, С.Я. Сидоренко, И.В. Грошевихин,
A.А. Быков, Ю.Ф. Подлипняк, С.В. Непомнящий,
B.Г. Колюхов, В. А. Шлыков, Н. В. Ческидов, Е. П. Супрунов, М. А. Москвичев, О. А. Невзоров, А. А. Нестеров, Н.И. Пономарев, С.Г. Терещенко, В.А. Щеголева, В.Б. Парамзин, А.А. Юрченко, П. Жидких и др.).
Для достижения поставленной цели и решения поставленных задач исследования были использованы следующие методы.
1. Педагогические и информационно-аналитические методы: анализ и обобщение научно-методической литературы и нормативных документов, анкетирование и интервьюирование, педагогическое наблюдение, хронометрирование, констатирующий и формирующий педагогические эксперименты.
2. Медико-биологические методы: антропометрия, пульсометрия, спирометрия, тестирование физической подготовленности, определение общей работоспособности (Гарвардский степ-тест).
3. Методы математической статистики: вычисление средней арифметической величины, вычисление ошибки средней арифметической величины, оценка достоверности различий средних по критерию Стью-дента, корреляционный анализ.
Информационной базой исследования являлись: литературные источники (монографии, диссертации, статьи, научно-методические издания, тезисы докладов), официальные документы МО РФ, разрешенные к открытой печати (приказы, положения, наставления, инструкции, нормативы, требования), результаты обработки собственной базы данных результатов констатирующего и формирующего педагогических экспериментов.
В качестве экспериментальной базы исследования выступали курсанты Воронежского института Правительственной связи Федеральной службы охраны Российской Федерации общей численностью 300 человек, в т. ч.: на этапе констатирующего педагогического эксперимента - 150 человек, и на этапе формирующего педагогического эксперимента - 150 человек (экспериментальная и контрольная группы насчитывали по 75 курсантов).
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем разработана адаптированная система базовой физической подготовки, основанная на прикладной концепции и программно-целевом подходе профессионально-прикладной физической подготовки, примененной к курсантам-первокурсникам института Правительственной связи Федеральной службы России. При этом была использована сопряжено-последовательная форма организации учебно-тренировочного процесса, в рамках которой применялся блочный (цикловой) способ обеспечения физических нагрузок. Учебный год в целом трактовался как учебно-тренировочный год, который состоял из двух учебно-тренировочных семестров, которые в свою очередь включали в себя по три учебно-тренировочных блока (цикла), имеющих разную направленность физических нагрузок.
Такой подход позволил добиться повышения эффективности профессионально-прикладной физической подготовки курсантов Воронежского института Правительственной связи Федеральной службы охраны России и создать благоприятные условий для их дальнейшей профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные новые результаты исследования дополняют содержание известных подходов к организации профессионально-прикладной физической подготовки курсантов высших и средних специальных учебных военных заведений. Они, в частности, адаптируют методические подходы, характерные для теории и практики спортивной тренировки к педагогическим условиям военных учебных заведений, при этом учебный процесс трактуется как учебно-тренировочный. Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют расширить теоретические представления о возможностях использования программно-целевого подхода профессионально-прикладной физической подготовки в рамках прикладной концепции ППФП, создают дополнительные теоретико-методические основания реализации сопряжено-последовательной формы организации учебно-тренировочного процесса через блочный (цикловой) способ обеспечения физических нагрузок.
Практическая значимость исследования заключается в создании и апробации адаптированной системы базовой физической подготовки у курсантов института Правительственной связи Федеральной службы России, которая может быть использована для формирования необходимого уровня профессионально значимых физических качеств, составляющих основу концептуальной модели физической подготовки курсантов, обучающихся в различных военно-технических и военноинженерных вузах России.
Предлагаемый методический подход предусматривает конкретный алгоритм организации учебно-тренировочного процесса, применения контрольно-тренировочных средств, что и позволят преподавателю в рамках существующей программы обучения повысить уровень профессионально-прикладной физической подготовки курсантов.
Разработанный и научно обоснованный диагностический комплекс проверки соответствия физической подготовленности курсантов требованиям «Наставления по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009)» может быть использован в военно-учебных заведениях и различных видах и родах войск, обеспечивая необходимую потенциальную готовность военнослужащих к профессиональной военной деятельности.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается: применением признанных
методов исследования в соответствии с поставленными целями и задачами; теоретическим обоснованием и практической апробацией предлагаемых методик; результатами констатирующего и формирующего педагогических экспериментов по оценке адекватности и эффективности разработанного подхода в учебно-тренировочном процессе; аргументированностью выводов; внедрением результатов диссертационной работы в процесс профессионально-прикладной подготовки курсантов института Правительственной связи Федеральной службы России.
Поступила в редакцию 25 ноября 2010 г.
Dranichkin A.S. Perfection of organization of education and training process of cadets of institute of Governmental Communication Federal Agency of Russian Federation Protection
In work it is informed for the first time on the research spent on a material of institute of the Governmental Communication of Federal Agency of Russian Federation Protection. The problem of perfection of education and training process of cadets of the institute based on the applied concept and program and target approach of professional-applied physical preparation, applied to the first-year cadets of institute of Governmental Communication of Russian Federal Agency is considered.
Key words: education and training process; cadets of high military institute; professional-applied physical preparation.