УДК 614.86
DOI 10.21685/2072-3032-2016-4-10
М. В. Лебедев
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ
ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ
Аннотация.
Актуальность и цели. Данное исследование посвящено изучению маршрутизации, организации оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) с челюстно-лицевой травмой. Рост дорожно-транспортного травматизма - важнейшая медико-социальная проблема современности.
Материалы и методы. Проведен статистический анализ данных за 20142015 гг., полученных в результате ретроспективного изучения историй болезни 186 пострадавших в ДТП с челюстно-лицевой травмой.
Результаты. В работе представлен статистический анализ данных по медико-социальным показателям. Внимание уделено челюстно-лицевому травматизму: изучена маршрутизация, организация оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП с челюстно-лицевой травмой. Акцентировано внимание на сроках оказания специализированной медицинской помощи и течении реабилитационного периода при своевременном одноэтапном оперативном вмешательстве.
Выводы. Рассмотрена маршрутизация пострадавших в ДТП с челюстно-лицевой травмой. Установлено, что реабилитация пострадавших в ДТП с че-люстно-лицевой травмой зависит от сроков, качества, объема и вида специализированной медицинской помощи. Разработаны предложения по совершенствованию системы организации медицинской помощи. Предполагаемыми областями применения результатов данного исследования являются организация здравоохранения, челюстно-лицевая хирургия.
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, челюстно-лицевая травма, одноэтапное оперативное вмешательство.
M. V. Lebedev
IMPROVEMENT OF THE SPECIALIZED MAXILLOFACIAL MEDICAL ASSISTANCE TO VICTIMS OF TRAFFIC ACCIDENTS
Abstract.
Background. The work is devoted to studying organization and routing of medical aid to victims of traffic accidents with maxillofacial traumas. The growth of injuries as a result of traffic accidents is the most important medical and social problem of our time.
Materials and methods. The author analyzed the statistical data for 2014-2015 obtained via a retrospective study of medical histories of 186 patients with maxillo-facial traumas injured in traffic accidents.
Results. This paper presents a statistical analysis of health and social indicators. Attention is paid to the maxillofacial injury: study of routing, organization of medical aid to victims of traffic accident with maxillofacial traumas. The author empha-
sizes the terms of specialized medical assistance rendering and the course of the rehabilitation period provided timely one-phase surgical intervention.
Conclusions. Having considered the routing of traffic accident victims with maxillofacial trauma the author establishes that their rehabilitation depends on timing, quality, volume and type of specialized medical care, as well as suggests ways to improve the system of medical aid rendering. The target areas for the results of this study are health care organization and maxillofacial surgery.
Key words: traffic accident, maxillofacial trauma, one-phase surgery.
Введение
В Конституции Российской Федерации определено право на высокие стандарты охраны здоровья, являющееся одним из жизнеполагающих прав каждого человека. При этом важнейшими целевыми показателями и индикаторами являются: сокращение количества лиц, получивших травмы и погибших в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП), на основе снижения транспортного риска; снижение социального риска; снижение тяжести последствий; сокращение количества мест концентрации ДТП [1].
С точки зрения организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП важное значение имеет анализ по локализации и тяжести полученных травм. Повреждения при ДТП характеризуются сочетанием множественных и несовместимых с жизнью травм, которые являются причиной смертности населения [2]. При этом, несмотря на то, что травмы, полученные при транспортных происшествий, вызваны различными повреждающими факторами, они отличаются большим морфологическим разнообразием [3]. При множественных травмах возникает синдром взаимного отягощения повреждений, который приводит к значительному увеличению общей тяжести травмы и летальному исходу [4]. Именно поэтому большое внимание специалисты обращают на маршрутизацию, сроки и качество оказания первой, специализированной медицинской помощи пострадавшим при ДТП, а также своевременность и быстроту транспортировки пострадавших в травмацентры [5].
Однако существующая в настоящее время модель маршрутизации и организации оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП с челюст-но-лицевой травмой в Пензенской области имеет ряд недостатков [6].
Цели исследования: изучение маршрутизации пострадавших в ДТП с челюстно-лицевой травмой, анализ социально-экономических показателей в зависимости от сроков и вида оказанной специализированной медицинской помощи, разработка предложений по совершенствованию системы организации медицинской помощи.
Материалы и методы
Исследование осуществлялась в два этапа. Достижение цели и решение поставленных задач осуществлялось путем выполнения методологии комплексного социально-гигиенического исследования. На первом этапе основу составляет изучение маршрутизации, организация оказания специализированной медицинской помощи, ретроспективный анализ 186 историй болезни пострадавших в ДТП с челюстно-лицевой травмой отделения челюстно-лицевой хирургии ГБУЗ ПОКБ им. Н. Н Бурденко в период с 2014-2015 гг. На втором этапе по результатам изученного и проанализированного материа-
ла был разработан комплекс организационных предложений по совершенствованию организации оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП с челюстно-лицевой травмой.
Статистическая обработка результатов исследований выполнена с использованием унифицированных компьютерных программ Microsoft Excel и Statistica 6.0. При интерпретации статистических тестов максимальной вероятностью ошибки (минимальный уровень значимости) считали значение р < 0,05.
Результаты и обсуждение
Общее число пострадавших в ДТП с челюстно-лицевой травмой (ЧЛТ) -186 человек, находившихся на стационарном лечении в отделении челюстно-лицевой хирургии в период с 2014-2015 гг. Исследование данной группы пострадавших по основным медико-социальным показателям позволило выявить ряд характерных особенностей. Пострадавших в ДТП с челюстно-лицевой травмой мужчин в 10 раз больше, чем женщин: среди находящихся на стационарном лечении доля мужчин составила 92 % (171 человек), женщин 8 % (15 человек).
Анализ возрастной структуры пострадавших в ДТП указывает на значительное количество лиц трудоспособного возраста в пределах от 20 до 40 лет - 89 % (165 человек).
Проанализировав пролеченных пострадавших в ДТП с ЧЛТ четко видим, что больше половины пострадавших - 52 % (96 человек) - доставлено непосредственно бригадами скорой медицинской помощи (СМП) в ГБУЗ ПОКБ им. Н. Н. Бурденко, единственное лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ) Пензенской области, где оказывается круглосуточная специализированная челюстно-лицевая помощь, 39 % (73 человека) в ГБУЗ «Клиническая больница № 6 им. Г. А. Захарьина» с дальнейшим переводом (в течение от 1 ч до 10 сут) в ГБУЗ ПОКБ им. Н. Н. Бурденко и 1,5 % (3 человека) в ГБУЗ «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н. Ф. Филатова» с дальнейшим переводом (в течение от 1 ч до 10 сут) в ГБУЗ ПОКБ им. Н. Н. Бурденко.
Доля госпитализированных в отделение челюстно-лицевой хирургии ГБУЗ ПОКБ им. Н. Н. Бурденко в порядке самообращения 7,5 % (14 человек). Интервал времени от момента возникновения травмы до самообращения пострадавшего за специализированной челюстно-лицевой помощью сосредоточен в диапазоне от 1 ч до 10 сут. Пострадавшие в ДТП, обратившиеся в порядке самообращения или переведенные из других ЛПУ с поздними осложнениями, составляют 19,5 % (36 человек).
В структуре пострадавших в ДТП с челюстно-лицевой травмой переломы средней зоны лица составили 32 % (59 человек) (табл. 1).
Из анализируемой группы пострадавших в ДТП с челюстно-лицевой травмой 50 % (93 человека) составили переломы нижней челюсти, 6,99 % (13 человек) пришлось на перелом костей носа.
Всем пострадавшим в ДТП с челюстно-лицевой травмой специализированная челюстно-лицевая помощь оказывалась в условиях отделения челюст-но-лицевой хирургии ГБУЗ ПОКБ им. Н. Н. Бурденко во временном диапазоне от 2 до 72 ч с момента получения травмы в ДТП (табл. 2).
Таблица 1
Характеристика повреждений челюстно-лицевой области в результате ДТП у пролеченных больных в 2014-2015 гг.
Локализация переломов Количество наблюдений
Абсолютное количество %
Нижняя челюсть 93 50
Верхняя челюсть 24 12,9
Скуловая кость 22 11,83
Кости носа 13 6,99
Сочетание переломов костей
- двух костей 23 12,37
- более двух костей 11 5,91
Всего 186 100
Таблица 2
Сроки от момента получения челюстно-лицевой травмы при ДТП до полного восстановления у пролеченных больных в 2014-2015 гг.
Диапазон от момента ДТП до обращения за спец. мед. помощью Время оказания специализированной медицинской помощи Средний койко-день пребывания в стационаре Период реабилитации
1-48 ч 2-4 ч 5-7 21-28 сут
48-72 ч 2-24 ч 8-12 28-36 сут
72-240 ч 24-72 ч 12-16 36-45 сут
Судя по результатам данного исследования, акцентировать внимание следует на диагностические ошибки бригад скорой медицинской помощи, что ведет к неправильной маршрутизации, беспорядочной перевозке пострадавших из одного лечебного учреждения в другое. Пострадавших с сочетанной травмой челюстно-лицевой области врачи-травматологи, хирурги общего профиля, нейрохирурги выявляют несвоевременно, а специализированную челюстно-лицевую помощь откладывают до периода стабилизации основных функций организма. В связи с этим в дальнейшем у пострадавших отмечается большое число воспалительных осложнений, возникают грубые функциональные и косметические нарушения, для устранения которых требуется длительное, не всегда результативное хирургическое и консервативное лечение, также это влияет на социально-экономические показатели. На основании результатов и выявленных недостатков в маршрутизации и организации оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП с челюстно-лицевой травмой был разработан перечень необходимых организационных предложений по совершенствованию организации оказания медицинской помощи:
1. Обучение специалистов: врачей скорой помощи, хирургов общего профиля, травматологов, нейрохирургов и врачей других смежных специальностей на тематических циклах усовершенствования «Хирургия сочетанных повреждений при ДТП с челюстно-лицевой травмой». Что значительно повысит раннюю диагностику, эффективную маршрутизацию и качество оказания первой медицинской помощи.
2. Организовать межведомственное взаимодействие между ЛПУ (ви-деоконференцсвязь, дистанционный биомониторинг) челюстно-лицевого хи-
рурга и смежных специалистов (хирург общего профиля, травматолог, нейрохирурги др.), в отделениях которых находятся пострадавшие в ДТП с соче-танной челюстно-лицевой травмой, с целью мобильного согласования и определения тактики лечения пострадавших с сочетанной травмой челюстно-лицевой области в условиях других ЛПУ Пензенской области.
3. Создать мобильные выездные бригады челюстно-лицевых хирургов с врачами смежных специальностей для оказания одноэтапного, хирургического лечения пострадавших в ДТП с сочетанной травмой челюстно-лицевой области. Это приведет к уменьшению сроков лечения, скорейшей реабилитации больных и снижению экономических показателей.
Выводы
1. Выраженное преобладание среди пострадавших в ДТП с челюстно-лицевой травмой мужчин (92 %) наиболее трудоспособного возраста от 20 до 40 лет подтверждает социально-экономическую значимость проблемы че-люстно-лицевого травматизма.
2. Всего лишь 52 % пострадавших в ДТП с ЧЛТ доставлено непосредственно бригадами скорой медицинской помощи в ГБУЗ ПОКБ им. Н. Н. Бурденко, а на долю обратившихся с поздними осложнениями приходится 19,5 %, эти данные свидетельствуют о неэффективности существующей маршрутизации.
3. Социально-экономические показатели и процессы реабилитации больных после ДТП находятся в прямой зависимости не только от качества и объема хирургических вмешательств, но и от сроков оказания специализированной медицинской помощи.
4. Внедрение в практику разработанного комплекса организационных предложений значительно сократит сроки оказания специализированной помощи, увеличит качество лечения и снизит реабилитационный период, уменьшит количество осложнений, а также позволит решить социально-экономическую проблему.
Список литературы
1. Бумай, А. О. Современные проблемы диагностики и тактики хирургического лечения больных мультифокальными повреждениями головного мозга при соче-танной черепно-мозговой травме / А. О. Бумай // Бюллетень сибирской медицины. - 2008. - № 5. - С. 54-63.
2. Лебедев, М. В. Организация взаимодействия ведомств при оказании медицинской помощи и оценка повреждающего фактора в дорожно-транспортных происшествиях (по материалам медицинских и судебно-медицинских наблюдений) / М. В. Лебедев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. - 2014. - № 4 (32). - С. 117-130.
3. Гуманенко, Е. К. Политравма: травматическая болезнь, дисфункция иммунной системы, современная стратегия лечения / Е. К. Гуманенко, В. К. Козлова. -М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 608 с.
4. Ластовецкий, А. Г. Частота и структура травматических повреждений мозгового и лицевого отделов черепа у пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях / А. Г. Ластовецкий, М. В. Лебедев, Д. А. Аверьянова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. - 2014. -№ 3 (31). - С. 106-118.
5. Христофорандо, Д. Ю. Вегетативное обеспечение в остром периоде у больных с черепно-лицевой травмой / Д. Ю. Христофорандо // Российский стоматологический журнал. - 2011. - № 6. - С. 30-32.
6. Оленникова, М. М. Лечение пострадавших с сочетанными и множественными повреждениями челюстно-лицевой области / М. М. Оленникова, М. К. Олен-ников // Актуальные вопросы диагностики лечения и реабилитации больных. -Пенза, 2002. - С. 412-413.
References
1. Bumay A. O. Byulleten' sibirskoy meditsiny [Bulletin of Siberian medicine]. 2008, no. 5, pp. 54-63.
2. Lebedev M. V. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Medi-tsinskie nauki [University proceedings. Volga region. Medical sciences]. 2014, no. 4 (32), pp. 111-124.
3. Gumanenko E. K., Kozlova V. K. Politravma: travmaticheskaya bolezn', disfunktsiya immun-noy sistemy, covremennaya strategiya lecheniya [Polytrauma: traumatic disease, immune system dysfunction, modern treatment strategies]. Moscow: GEOTAR-Media, 2008, 608 p.
4. Lastovetskiy A. G., Lebedev M. V., Aver'yanova D. A. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Meditsinskie nauki [University proceedings. Volga region. Medical sciences]. 2014, no. 3 (31), pp. 105-116.
5. Khristoforando D. Yu. Rossiyskiy stomatologicheskiy zhurnal [Russian journal of dentistry]. 2011, no. 6, pp. 30-32.
6. Olennikova M. M., Olennikov M. K. Aktual'nye voprosy diagnostiki lecheniya i reabili-tatsii bol'nykh [Topical problems of diagnostics, treatment and rehabilitation of patients]. Penza, 2002, pp. 412-413.
Лебедев Марат Владимирович аспирант, Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения (Россия, г. Москва, ул. Добролюбова, 11)
E-mail: [email protected]
Lebedev Marat Vladimirovich Postgraduate student, Central Research Institute of Health Care Organization and Informatization (11 Dobrolyubova street, Moscow, Russia)
УДК 614.86 Лебедев, М. В.
Совершенствование организации специализированной челюстно-лицевой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях / М. В. Лебедев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. - 2016. - № 4 (40). - С. 94-99. Б01 10.21685/20723032-2016-4-10