УДК 65.01
Чужикова Е.А. студент 4 курса
кафедра государственного, муниципального управления
и управления персоналом Зимонина О.В., к.пед.н.
доцент
Брянский филиал РАНХиГС Россия, г. Брянск СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИЯХ АГРАРНОГО СЕКТОРА
Аннотация: Обучение в целом, в современном мире, является неотъемлемой частью жизни человека, ведь для того, чтобы комфортно чувствовать себя в стремительно изменяющейся реальности, необходимо быть готовым к новшествам и уметь с ними функционировать. Обучение персонала - не исключение, развитие организации невозможно без систематического совершенствования навыков и способностей сотрудников, ведь именно они и есть основа любой организации.
Ключевые слова: обучение, обучение персонала, управление персоналом.
Chuzhikova E.A. fourth-year student Department of State Municipal Management and personnel management Zimonina O. V.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
The Bryansk Branch of RANEPA Russia, Bryansk
IMPROVING STAFF TRAINING IN THE AGRARIAN SECTOR
ORGANIZATIONS
Annotation: Education in General, in the modern world, is an integral part of human life, because in order to feel comfortable in a rapidly changing reality, you need to be ready for innovations and be able to function with them. Staff training is no exception, the development of the organization is impossible without systematic improvement of skills and abilities of employees, because they are the basis of any organization.
Key words: training, staff training, personnel management.
Обучение и развитие персонала - одно из основных направлений системы управления персоналом организации или проводимой кадровой политики предприятия. «Кадровая политика предприятия должна быть направлена не только на достижение главной цели предприятия (получение прибыли), соответствовать его основной стратегии развития, но и определять разумное руководство основным богатством любой организации - людьми,
или осуществлять грамотно и достойно управление персоналом» [6].
Существует множество определений понятия «обучение персонала» отечественных и зарубежных авторов, так, например, в учебнике «Управление персоналом» под редакцией Базарова Т.Ю. и Еремина Б.Л. понятие «обучение персоналом» раскрывается как «кадровая программа развития персонала, ориентированная на передачу новых знаний по важным для организации направлениям, умений разрешать конкретные производственные ситуации и опыта поведения в профессионально значимых ситуациях» [1].
По мнению А.Я. Кибанова, обучение персонала представляет «основной путь получения профессионального образования, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.д.» [4], что необходимо для эффективного функционирования и развития предприятия. С одной стороны, обучение и развитие персонала является подсистемой (направлением) всей системы управления персоналом, с другой стороны, частью подсистемы мотивации труда работников организации, которая также активно влияет на стабильность предприятия [2].
Главным объектом системы обучения персонала считаются кадры (персонал), т.е. основной (штатный) состав его работников. Персонал - это человеческий ресурс предприятия от квалификации, профессиональной подготовки, деловых качеств которого зависит эффективность и качество деятельности предприятия, его конкурентоспособность [7].
Традиционно различают три вида обучения:
1. Подготовка - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения [8].
2. Повышение квалификации кадров - обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности [5].
3. Переподготовка - освоение новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда [3].
Нами было проведено исследование на материалах общества с ограниченной ответственностью «Брянская мясная компания», которое входит в агропромышленный холдинг «Мираторг» и реализует крупнейший в России проект по индустриальному производству говядины.
Агропромышленный холдинг «Мираторг» был основан в 1995 году. Сегодня это одна из крупнейших сельскохозяйственных компаний страны, которая осуществляет полный цикл производства продукта - от поля до прилавка. Агропромышленный холдинг «Мираторг» ведёт свою деятельность в 17 регионах России. В компании работает свыше 30000 сотрудников.
Миссия АПХ «Мираторг» - «мы вместе повышаем качество жизни, создавая культуру потребления мяса».
Цель агропромышленного холдинга «Мираторг» - повысить качество жизни людей, развивая культуру потребления мяса в нашей стране, обеспечивая потребителей высококачественным отечественным доступным питанием, а также выпуск фирменной и безопасной продукции, которой доверяют и которую выбирают во всём мире.
В Брянской области агропромышленный холдинг «Мираторг» реализует крупнейший в России проект по выращиванию, убою и переработке высокопродуктивных мясных пород крупного рогатого скота (КРС). Проект является крупнейшим в мире по масштабам единовременного содержания материнского поголовья КРС породы Абердин-Ангус, а также в Брянской области АПХ «Мираторг» реализует проект по выращиванию, убою и переработке цыплят-бройлеров.
Обучение и развитие персонала на предприятиях, систематическое повышение его квалификации — ключевое направление кадровой политики компании. Холдинг ориентирован на постоянный профессиональный рост сотрудников и регулярно организует обучающие программы на ведущих российских и зарубежных предприятиях для обеспечения эффективности проекта на уровне признанных мировых лидеров в производстве высококачественной говядины.
Первоначальное обучение сотрудников производства происходит на базе академии Мираторг. Таких академий две, они разделены по направлениям.
«Мясная бизнес академия» была открыта в Брянской области 10 августа 2016 года, находится она на территории фидлота (откормочная площадка). В её состав входят два оборудованных современной техникой учебных класса, жилой корпус вместимостью 50 человек и производственные площадки для практики. На базе этой академии проходит обучение операторов, ветеринарных врачей, агрономов, руководителей ферм и других, смежных с животноводческой, специальностей. Преподают в Академии сотрудники общества с ограниченной ответственностью «Брянская мясная компания», также компания активно работает со специалистами ведущих сельскохозяйственных вузов и техникумов Брянской области.
20 февраля 2019 года в Рогнединском районе открылась «Академия Мираторг», которая является филиалом «Мясной Бизнес Академии» и занимается подготовкой специалистов инженерной и агрономической служб. На базе этой академии проходит обучение агрономов, инженеров, трактористов и всех специалистов, связанных с ремонтом, механизацией, и агрономией. Первоначальное обучение в академии для инжерно -агрономической службы предоставляет навыки работы в системе Navision, навыки работы учёта и заказа товарно-материальных ценностей, и заказа ремонта оборудования, это знания непосредственно техники. Существуют специальные площадки, на которых новым специалистам показывают на
практике как пользоваться техникой.
После академии специалисты проходят аттестацию, которая предполагает тестирование по охране труда, практическую оценку навыков, теоретические вопросы, если знаний оказывается достаточно - присваивается разряд. Затем данный специалист с рекомендациями от службы обучения выезжает к себе на ферму, дальнейший свой рост он получает через плановую аттестацию, которая проходит раз в год, и внеплановую аттестацию, которая также проходит раз в год, в целях проверки уровня знаний сотрудника, его профессионального роста.
Сервисные службы - это специалисты офиса, обучаются непосредственно в офисе. Их обучение начинается с ознакомления с основами по охране труда и в дальнейшем Welcome-тренинг, который позволяет понять масштаб компании, в которую они попали, каким образом вообще выстроена работа внутри организации, каким образом происходит взаимодействие между службами. Далее, после Welcome-тренинга для каждого специалиста сервисной службы, разрабатывается индивидуальный план развития, который создаётся специалистом по обучению и руководителем одела.
Новый сотрудник следует этому индивидуальному плану развития, в течение срока адаптации (3 месяца) его сопровождает специалист по обучению. Он контролирует насколько новый сотрудник адаптировался на рабочем месте, он проводит с ним адаптационный опрос, итоговая встреча происходит через три месяца, после того как сотрудник поработал в компании, на которой специалист по обучению понимает, какие инструменты даны новому сотруднику для работы, каким образом выполнялись задачи, которые прописывались в индивидуальном плане развития, соответствуют ли вообще ожидания сотрудника и предложения компании как работодателя на рынке, насколько комфортно человеку в данных условиях и готов ли он развиваться далее в данной компании.
В процессе анализа, изучая тонкости обучения персонала в обществе с ограниченной ответственностью «Брянская мясная компания», наблюдая за работой отдела обучения и развития, пообщавшись со специалистами по обучению, мы заметили, что существует некий разрыв между сервисной службой (сотрудников офиса) и фермой, в части осведомлённости специалистов офиса о сути работы специалистов производства.
Нами был разработан тест, состоящий из пяти вопросов, направленных на оценку знаний сервисной службы об особенностях деятельности ферм, производственных процессов.
Было опрошено 30 сотрудников сервисной службы. Результаты опроса изображены в виде диаграмм, правильные ответы выделены жирным шрифтом.
Что такое фидлот?
открытая откормочная площадка для содержания крупного рогатого скота, последний этап выращивания молодняка, которого ожидает убой, с последующим превращением в мясные продукты
Ферма
Не знаю
Рисунок 1 - Результат опроса сотрудников сервисной службы по
вопросу 1
Какие соновные отрасли производства реализуются в ООО "БМК"?
Все ответы верны (животноводство, кормозаготовка)
1 правильный ответ из 2 Ответ неверный
17%
33%
50%
Рисунок 2 - Результат опроса сотрудников сервисной службы по
вопросу 2
Какой из технологических процессов на животноводческой ферме помогает получить наиболее качественный продукт?
Кормление
Ветеринарные процедуры Стационарные машины
7%
Рисунок 3 - Результат опроса сотрудников сервисной службы по
вопросу 3
Быков какой породы выращивают на фермах ООО "БМК"
■ Все ответы верны (Абердин-ангусская, Герефордская)
■ 1 правильный ответ из 2
■ Ответ неверный
Рисунок 4 - Результат опроса сотрудников сервисной службы по
вопросу 4
Почему на фермах ООО "БМК" раюотают ковбои, вооружённые лассо?
Потому что на фермах БМК выращивают исключительно комолых быков
Это модно, привлекает внимание кандидатов на вакансии и конкурентов компании
■ Это наиболее безопасный метод загона скота
Рисунок 5 - Результат опроса сотрудников сервисной службы по
вопросу 5
На основе анализа обучения персонала в обществе с ограниченной ответственностью «Брянская мясная компания» мы обнаружили следующую проблему в рассматриваемом вопросе - отсутствие погружения сотрудников сервисной службы (сотрудников офиса) в проблемы фермы.
На наш взгляд существует пробел в понимании сотрудниками сервисной службы тонкостей работы сотрудников ферм. Обучение специалистов производства и офисных сотрудников в обществе с ограниченной ответственностью «Брянская мясная компания» проходит по разным направлениям, однако каждый работник является частью одной большой компании, каждый сотрудник преследует одну миссию, одну цель. Плюс ко всему, сервисная служба выполняет координирующую функцию. Для того, чтобы сотрудники офиса успешно могли выполнять координирующий процесс очень важно, чтобы они чётко представляли какую именно работу выполняют люди на фермах и как работа сервисной службы влияет на работу производства.
Для того чтобы не было разрыва между сервисной службой и производством необходимо уже на этапе первоначального обучения
погружать сотрудников всех направлений в производственные процессы. Вывозить специалистов-новичков на фермы, чтобы они могли прочувствовать тонкости работы за пределами офиса, чтобы могли не просто представлять, в чём заключается работа оператора, механизатора или водителя, а попробовать осуществить её самостоятельно, чтобы точно знать те особенности рабочего процесса на ферме, которые с офиса не видны, а это в свою очередь станет толчком к повышению производительности труда сотрудников всех подразделений.
Погружение офисных сотрудников в производственный процесс должно происходить периодически, например, в рамках индивидуального плана развития, чтобы сотрудники на всех уровнях организации были в курсе изменений, которые происходят в компании и могли использовать это в свою пользу и в пользу компании.
Использованные источники:
1. Базаров, Т.Ю., Еремин, Б.Л. Управление персоналом: Учебник для вузов / Т.Ю.Базаров, Б.Л.Еремин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 560 с.
2. Глухенькая, Н.М. Обучение и развитие персонала: принципы, подходы, методы / Н.М.Глухенькая // Журнал Профессиональное образование. Столица. - 2015. - № 1. - С. 42.
3. Горленко, О.А. Управление персоналом: учебник для СПО / О.А.Горленко, Д.В.Ерохин, Т.П.Можаева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 249 с.
4. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я.Кибанова. — 4-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 695с.
5. Мазур, И.И., Шапиро, В.Д., Ольдерогге, Н.Г. Эффективный менеджмент: учебное пособие для вузов / И.И.Мазур, В.Д.Шапиро, Н.Г.Ольдерогге, под общ. ред. И.И. Мазура. - М.: Высшая школа, 2003. -555с.
6. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: учебник для бакалавров / Е.Б.Моргунов. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. - 561 с.
7. Петровская, О.А. Система обучения персонала как управленческий ресурс организации / О.А.Петровская // Журнал Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2009. -№2. - С. 72.
8. Ширяев, Д. В. Функциональный менеджмент: учебное пособие / Д.В.Ширяев. - М.: Русайнс, 2017. - 94 с.