Научная статья на тему 'Совершенствование образовательной среды университета'

Совершенствование образовательной среды университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / EDUCATIONAL PROGRAMS / QUALITY OF THE EDUCATION / INTEGRATION / DIVERSIFICATION / INTERDISCIPLINARY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матушкин Николай Николаевич

Рассматриваются направления совершенствования образовательной среды современного исследовательского вуза с позиций эффективной подготовки выпускников, способных обеспечить генерацию новых знаний, в том числе на стыке наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матушкин Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the educational environment at the university

The directions of improving of the educational environment of the modern research university from the standpoint of effective preparation of graduates, who are capable to generate the new knowledge, first of all in interdisciplinary spheres, are considered.

Текст научной работы на тему «Совершенствование образовательной среды университета»

разработок, что позволяет сделать конкретные выводы для инвесторов о коммерческой перспективе разработки (продукта или технологии). Методика коммерциализации результатов исследований и разработок рекомендательно определяет порядок, схемы (алгоритмы) процесса коммерциализации, правила их применения, способы финансирования и др.

Все это обеспечивает значимую поддержку и придает существенный импульс развитию экономики края. Например, генерация новых знаний, вызванная мероприятиями по внедрению информационных технологий, уже к 2009 г. дала заметный результат -

увеличение темпов роста бюджетного и внебюджетного финансирования объемов научных исследований университета на 20% в год. Прогнозируется дальнейшее увеличение объемов финансирования прикладных разработок и исследований благодаря освоенным средствам инновационной образовательной программы на 6% в год. Существенно повысилась академическая мобильность студентов и сотрудников, возрос международный авторитет университета, созданы новые инновационно-производственные подразделения. Все это позиционирует ПГТУ как центр устойчивого инновационного развития региона.

TASHKINOVA. INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF THE UNIVERSITY The infrastructure of the innovative activity of PSTU is considered. It has the following innovative centers: the regional scientific-educational center, the center of technologies transfer, the center of introductions, the industrial center, the educational center, the engineer problem competent centers, the techno center, the business center for students, the center of intellectual property, the information-analytical system "Innonet".

Keywords: innovative activity of university, innovative infrastructure.

Н.Н. МАТУШКИН, профессор, проректор по учебной работе

Совершенствование образовательной среды университета

Рассматриваются направления совершенствования образовательной среды современного исследовательского вуза с позиций эффективной подготовки выпускников, способных обеспечить генерацию новых знаний, в том числе на стыке наук.

Ключевые слова: образовательные программы, качество образования, интеграция, диверсификация, междисциплинарный подход.

Программой развития Национального исследовательского университета «ПГТУ» определены следующие приоритетные направления в сфере образовательной деятельности:

■ становление университета как высшего учебного заведения исследовательского и инновационного типа;

■ повышение конкурентоспособности университета на рынке образо-

вательных услуг и выпускников вуза на рынке труда;

■ совершенствование внутриву-зовских механизмов управления, гарантирующих устойчивое саморазвитие университета, его быструю адаптацию к изменяющимся внешним условиям и обеспечивающих высокое качество образования.

Современные требования к качеству

образования вызваны необходимостью достижения высоких результатов в прорывных направлениях развития науки, технологии и техники. При этом отсутствие к настоящему времени значимых успехов в этих направлениях объясняется, как нам представляется, наличием выраженного противоречия между узкой профессиональной подготовкой специалистов и объективной потребностью подхода к объекту исследования как некоему единому целому.

Эта проблема находит отражение в противоположности между аналитическим и, условно говоря, синтетическим путями познания. Аналитическому мышлению, достоинства которого хорошо известны, присущ существенный недостаток: оно основано на переходах от одной частности к другой путем строгих умозаключений, но при этом всегда остается в плену односторонности. Синтетический путь познания лишен этого недостатка. Он дает целостную картину объекта, в известном смысле лишенную подробностей, однако обладающую свойством полноты. Аналитический путь познания, основанный на дисциплинарном подходе, в настоящее время преобладает. Вузы выпускают главным образом узких специалистов в конкретных областях знаний, при этом последние устаревают за 3-5 лет; это обостряет проблему обеспечения полноты познания окружающего мира и препятствует осуществлению научных и технологических прорывов. Выход из создавшегося положения видится в преимущественном развитии подготовки специалистов широкого профиля на основе использования междисциплинарного подхода при проектировании и реализации образовательных программ высшего профессионального образования.

Междисциплинарный подход получил в настоящее время значительное

развитие, прежде всего - в науке. Он основан на интеграции различных дисциплин (направлений, отраслей наук), объединенных необходимостью решения комплексных проблем. Междисциплинарный подход способствует размыванию строгих границ, обеспечивая тем самым перетекание идей. Известно, что научные и технологические прорывы происходят, как правило, на стыках различных наук. Поэтому для эффективной деятельности в междисциплинарных областях знаний требуются специалисты широкого профиля.

Между тем к настоящему времени подготовка такого рода специалистов не имеет проработанной методологической основы. Фактически отсутствуют единые представления об основных элементах структуры междисциплинарной подготовки. Нам представляется актуальным рассмотреть некоторые возможные направления реализации междисциплинарного подхода в подготовке специалистов широкого профиля, основанные на трансформации структуры образовательных программ.

Качество образования в значительной мере определяется качеством образовательной среды. Управление параметрами образовательной среды позволяет достичь необходимого качества образования. Одним из важных факторов, определяющих качество образовательной среды вуза, является структура реализуемых образовательных программ, которая должна обеспечивать формирование и успешное функционирование многоуровневой системы образования на основе принципов научности, непрерывности, преемственности, практикоори-ентированности и индивидуализации образовательных траекторий. Структура реализуемых образовательных программ современного вуза характе-

ризуется сложностью и иерархичностью. Для Пермского технического университета она может быть описана следующими основными показателями:

■ реализуются 78 специальностей высшего профессионального образования, 30 направлений бакалавриата, 20 направлений магистратуры (35 специализированных магистерских программ);

■ осуществляется подготовка кадров по 62 научным специальностям аспирантуры и 19 научным специальностям докторантуры;

■ ведется обучение по 6 программам дополнительного образования с присвоением новой квалификации, 15 программам переподготовки и 165 программам повышения квалификации.

Приведенная структура обладает достаточно высокими значениями макропоказателей. Так, в общем количестве реализуемых программ высшего и послевузовского профессионального образования доля программ подготовки магистров составляет около 20%, а доля программ подготовки аспирантов - 26%. Более 90% составляют образовательные программы по профилю техники и технологий. Представленные в структуре образовательные программы по направлениям (специальностям) ВПО относятся к 22 укрупненным группам специальностей и направлений (из 28 действующих УГС).

За последние три года в университете открыты 9 новых направлений и специальностей подготовки, в том числе 090105.65 «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем»; 140500.62 «Энергомашиностроение »; 200600.62 «Фотоника и оптоинформа-тика»; 210600.62 «Нанотехнология»; 210602.65 «Наноматериалы»; 220600.62 «Инноватика»; 220601.65 «Управление инновациями» и др.

Одновременно существенно возросло число программ подготовки магистров. Открыты 8 новых направлений магистратуры, в том числе 130400.68 «Горное дело»; 140600.68 «Электромеханика»; 210400.68 «Телекоммуникации»; 220200.68 «Автоматизация и управление» и др. Получили развитие 14 новых специализированных магистерских программ, среди которых «Аэродинамика, гидродинамика и процессы теплообмена двигателей летательных аппаратов»; «Лучевые технологии сварочного производства»; «Экобиология»; «Промышленная биотехнология и биоинженерия»; «Технология топлива»; «Экологическое аудирование»; «Распределенные компьютерные информационно-управляющие системы»; «Сети, узлы связи и распределения информации».

Отдельные основные образовательные программы подготовки магистров прошли внешнюю сертификацию, среди них 010500 «Прикладная математика и информатика», профиль «Математическое моделирование»; 130100 «Металлургия», профиль -«Материаловедение и термическая обработка сталей и высокоточных сплавов» (сертифицированы ГНУ «Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов», г. Москва). Магистерская программа 270600 «Ох-

рана окружающей среды», профиль «Экологическое аудирование» разработана в 2007 г. совместно с Независимым университетом г. Амстердама и сертифицирована на соответствие требованиям Европейского фонда менеджмента качества (EFQM).

Оценивая параметры структуры образовательных программ ПГТУ и динамику ее развития, можно констатировать, что в университете создана многоуровневая система подготовки и переподготовки кадров, обладающая сбалансированным соотношением составляющих по профилям и уровням подготовки и обеспечивающая возможности получения обучающимися профессионального образования того уровня, профиля и квалификации, которые соответствуют их возможностям и способностям.

Междисциплинарный подход в обучении, по-видимому, нельзя реализовать только в пространстве знаний. Опыт показывает, что тесное взаимодействие разнородных систем может быть обеспечено только путем использования соответствующей организационной структуры, составляющей основу для интеграции этих систем. Роль таковой может быть отдана прежде всего выпускающей кафедре, выполняющей функции по организации и координации процессов реализации образовательной программы (или образовательных программ). В этом случае кафедра становится активным элементом создания различных институциональных форм реализации обучения по интегрированным направлениям. При этом следует иметь в виду прежде всего образовательную микросреду кафедры, создаваемую и развиваемую деятельностью ее коллектива.

Институциональные формы реализации обучения на основе междисциплинарного подхода должны быть заложены в структуре реализуемых об-

разовательных программ. Достигнутый уровень развития структуры образовательных программ позволил университету определить некоторые направления в применении междисциплинарного подхода. Рассмотрим некоторые институциональные формы реализации междисциплинарного подхода в структуре образовательных программ на основе их диверсификации.

• Простейшей формой, обеспечивающей междисциплинарную подготовку, является непосредственное осуществление междисциплинарной образовательной программы на основе освоения фундаментальной научной дисциплины, традиционно читаемой на выпускающей кафедре и обеспечивающей формирование соответствующей устойчивой образовательной среды.

Пример: образовательная программа направления подготовки магистров 240100.68 «Химическая технология и биотехнология» по профилям «Экоби-ология», «Промышленная биология и биоинженерия», «Биотехнология топлива» (кафедра «Общая химия»).

• Эффективной формой междисциплинарной подготовки является интеграция монодисциплинарной кафедры и классического направления подготовки с глубокой специализацией. Системообразующим элементом при этом является фундаментальная дисциплина, по которой кафедрой ведутся исследования.

Пример: кафедра «Теоретическая механика» обеспечивает преподавание соответствующей дисциплины и осуществляет междисциплинарную подготовку магистров по направлению 150500.68 «Прикладная механика», профиль подготовки - «Биомеханика». Основой успешного освоения программы бакалавриата является глубокая специализация по направлению

150500.62, профиль - «Биомеханика». В качестве другого примера может быть приведена образовательная программа подготовки бакалавров 206000.62 «Фотоника и оптоэлектро-ника» (кафедра «Общая физика»).

• Интересной формой осуществления междисциплинарной подготовки является интеграция мультидисцип-линарной кафедры и образовательной программы существенно иного профиля. Системообразующим элементом при этом выступает кафедра.

Пример: на кафедре «Мехатроника» реализуется подготовка магистров на основе междисциплинарного подхода по направлению 150500.68 «Прикладная механика» (профили: «Нелинейные и неравновесные термодинамические процессы», «Технологии параллельных вычислений на суперкомпьютерах»).

Еще пример: на кафедре «Охрана окружающей среды», где читается дисциплина «Экология» и ведутся научные исследования в этой области, осуществляется междисциплинарная подготовка магистров по направлению 280200.68 «Защита окружающей среды» (профили: «Утилизация и переработка отходов производства и потребления», «Экологический аудит»).

• Весьма перспективной формой междисциплинарной подготовки являются дуальные образовательные программы, которые создаются путем объединения двух образовательных программ одного уровня, но различных профилей подготовки. Синергий-ный эффект дости-

гается параллельным процессом освоения двух разнопрофильных программ.

Пример: междисциплинарная подготовка по дуальной образовательной программе ВПО, включающей две образовательные программы подготовки: 010501.65 «Прикладная математика и информатика» и 090402.65 «Комплексная защита объектов информатизации». Системообразующим элементом при этом объединении является образовательная программа 010501.65, принятая в качестве базовой для организации образовательного процесса и разработки объединенного учебного плана.

Другим примером является междисциплинарная подготовка по дуальной образовательной программе ВПО, объединяющей образовательные программы 140211.65 «Электроснабжение» и 080504.65 «Государственное и муниципальное управление».

• Эффективной формой междисциплинарной подготовки являются совмещенные образовательные программы. Они объединяют образовательные программы разных уровней и разных направлений (профилей). Си-нергийный эффект основывается на

взаимопроникновении содержания двух разнопрофильных образовательных программ, реализуемых последовательно.

Пример: на кафедре «Конструирование машин» реализуется междисциплинарная подготовка по совмещенной программе, включающей две образовательные программы последовательной подготовки в системе «бакалавриат -магистратура»: бакалавриат -230100.62 «Информационная и вычислительная техника»; магистратура -150500.68 «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств», профиль - «Конструирование и надежность оборудования машиностроительных производств».

Разнообразие приведенных институциональных форм для осуществления подготовки на основе междисциплинарного подхода свидетельствует о широких возможностях сложной структуры реализуемых образовательных программ вуза.

В наше время успешное развитие науки, техники и технологий непосредственно зависит от эффективности ин-тегративных процессов, обеспечивающих объединение наук и создающих условия для поиска прорывных решений на их стыках. Проведение подобного поиска становится доступным для выпускников современных вузов, обеспечивающих широкую подготовку на основе междисциплинарного подхода.

MATUSHKINN. IMPROVEMENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT THE UNIVERSITY

The directions of improving of the educational environment of the modern research university from the standpoint of effective preparation of graduates, who are capable to generate the new knowledge, first of all in interdisciplinary spheres, are considered.

Keywords: educational programs, quality of the education, integration, diversification, interdisciplinary approach.

в.и. галкин, профессор, Технический

проректор по научной работе университет как центр

^АнГнТнО 'пр0фесс0р, научных исследований

исследовательской части и разработок

Рассматриваются формы и направления научной деятельности вуза, место и роль вузовско-академических кафедр в развитии национального исследовательского университета. Представлены основные научно-исследовательские проекты, их значимость для становления национальной инновационной системы России, региона.

Ключевые слова: научная деятельность, национальный исследовательский университет, исследования и разработки.

Пермский государственный техни- проблем и проведение прикладных на-

ческий университет является одной из учных исследований по заказу про-

ведущих научно-исследовательских мышленных предприятий региона. В

организаций Пермского края. Научно- университете создан научно-исследо-

исследовательская деятельность уни- вательский комплекс, включающий

верситета нацелена на решение акту- свыше 30 научно-исследовательских

альных и фундаментальных научных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.