УДК 343 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10099
ББК 67 © ЕЮ. Ушакова, 2019
Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПРАВОВОГО СТАТУСА НОТАРИУСОВ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ИХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Елена Юрьевна Ушакова, аспирант кафедры правоохранительной деятельности и адвокатуры Югорский государственный университет (628012, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, д. 16) E-mail: [email protected]
Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент В.Ф. Анисимов
Аннотация. Вопросы профессиональной подготовки нотариусов являются актуально-значимыми на сегодняшний день, что находит свое отражение в нормативных правовых актах, регламентирующих правовой статус нотариуса, нотариата. Автором выделены некоторые аспекты, предъявляемые к уровню образования кандидатов на должность нотариуса, а также предпринята попытка определить наименование и содержание научных специальностей для лиц, посвятивших свои научные исследования общим и частным вопросам нотариальной деятельности. Авторская позиция основана на конкретных предложениях, направленных на решение выделенных проблем; несомненным достоинством статьи является проведенный опрос нотариусов с целью обобщения предложений по совершенствованию профессиональной деятельности, подготовки и повышения квалификации нотариусов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, нотариат, непрерывное обучение, повышение квалификации.
IMPROVEMENT OF STANDARD LEGAL BASES OF LEGAL STATUS OF NOTARIES AS PREREQUISITE OF THE EFFECTIVE SYSTEM OF THEIR CONTINUOUS TRAINING AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT
Elena Yu. Ushakova, post-graduate student of the Department of Law Enforcement and Advocacy
Ugra State University (628012, Khanty-Mansi Autonomous Area — Ugra, Khanty-Mansiysk, ul. Chekhov, d. 16)
E-mail: [email protected]
Research supervisor: doctor of legal sciences, associate professor V.F. Anisimov
Annotation. The issues of professional training of notaries are important today, it is also reflected in the regulatory legal acts regulating the activities of notaries and education. The author outlines some aspects of the requirements for the level of education of candidates for the office of notary, and also attempt to determine the name and contents of the scientific professions for individuals who have dedicated their dissertation research in General and private questions of notarial activities of notaries. The author's position is based on specific proposals aimed at solving the identified problems, and the undoubted advantage of the article is the survey of notaries, in order to summarize the proposals for the improvement of professional activity, training and advanced training of notaries. Keywords: professional training, notary, continuous training, professional development.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Ушакова Е.Ю. Совершенствование нормативных правовых основ правового статуса нотариусов как предпосылка эффективной системы их непрерывного обучения и повышения квалификации. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(2): 182—187.
Статьи 1, 7 и 8 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» [1] предусматривают деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой, а также деятельность государственных нотариальных контор.
Необходимо отметить, что право на совершение нотариальных действий закреплено за определенными лицами: работающими в государственных нотариальных конторах, а также нотариусами, занимающимися частной практикой; главами местных админист-
раций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления; должностными лицами консульских учреждений РФ [2, с. 450]. Установленные ст.ст. 15 и 16 Основ о нотариате для всех категорий нотариусов права и обязанности едины. Различия заключаются в организационном и финансовом характере функционирования государственных и частнопрактикующих нотариусов [3, с. 23].
Анализ законодательства, регулирующего деятельность института нотариата, показывает, что с мо-
мента принятия в 1993 г. Основ законодательства РФ о нотариате в него систематически вносились изменения, касающиеся нормативного регулирования правового статуса нотариуса. Вместе с тем, стоит отметить, что, несмотря на принципиальный характер принятых изменений, они все же породили достаточное количество вопросов, нуждающихся в разъяснении.
Анализ правоприменительной практики показал, что для решения проблемных вопросов вышестоящими органами для практикующих нотариусов производились разъяснения действующего законодательства. Так, например, законодательные изменения влекут за собой разъяснительную работу среди нотариусов, что и подтверждается проведенным анализом. В частности, изменения, касающиеся правил открытия депозитного счета, повлекли за собой разъяснения Федеральной нотариальной палаты в адрес президентов нотариальных палат.
Работа нотариуса очень ответственная, что подразумевает под собой знания помимо законодательства Российской Федерации о нотариате знаний по истории нотариата, разделов юриспруденции, зарубежного законодательства, судебной практики, умений применить на практике все это [4]. Кроме этого, обязательно наличие опыта ежедневного приема клиентов, заключение нотариальных сделок. Все это ставит под сомнение столь короткий срок прохождения стажировки (один год), которого мало для освоения всех нюансов нотариального дела.
Многие авторы-теоретики отмечают, что на данный момент, вне зависимости от принадлежности к тому или иному государству, нотариусом не может быть человек непорядочный, нечестный, занимающийся недобросовестной конкуренцией, защищающий и поддерживающий интерес исключительно одной стороны, удостоверяя сделку, плохо относящийся к клиентам и к коллегам, не обладающий терпением, учиняющий служебный подлог, а также иные дела, порочащие честь и деловую репутацию нотариуса [5, с. 45].
Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 457 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесший существенные изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [1], ужесточил предъявляемые требования к кандидатам на должность нотариуса. Изменения коснулись практически всех требований: возраста кандидата его стажа работы, а
также образования. Строгие требования закреплены для уровня образования нотариусов. Раньше достаточно было высшего юридического образования. В соответствии с новым законом кандидат на должность нотариуса должен получить диплом о высшем юридическом образовании в образовательной организации высшего образования, имеющей государственную аккредитацию.
В качестве обязательного требования также закреплено и время практической работы, которое должно быть не менее пяти лет по специальности юридической направленности. Вместе с тем, исключена норма, которая обязывала претендента на должность нотариуса пройти стажировку не менее одного года в государственной нотариальной конторе либо же у нотариуса, занимающегося частной практикой. Таким образом, видно стремление законодателя к усилению уровня профессиональной подготовки, предъявляемой к кандидатам на должность нотариуса. Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что в соответствии со ст. 16 Основ законодательства о нотариате за нотариусом закреплена обязанность не реже одного раза в четыре года повышать свою квалификацию. При этом законодательством оговорено, что нотариус может повышать свою квалификацию с помощью электронного обучения либо дистанционных образовательных технологий в образовательной организации, программа которой аккредитована Федеральной нотариальной палатой.
Представляется, что установление необходимости повышения квалификации один раз в четыре года не совсем соответствует сложившимся правовым реалиям в свете достаточно динамично развивающегося законодательства, регулирующего деятельность института нотариата.
Существенным уточнением является ст. 6 Основ законодательства о нотариате, закрепляющая ограничения в профессиональной деятельности нотариусов. Ранее нотариусы не могли заниматься «самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской». Сегодня законодательством предусмотрено, что нотариусам запрещено «заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью», а преподавательская, научная и творческая деятельность разрешена. Также, в соответствии с новым законодательством, нотариусы не вправе оказывать посреднические услуги при заключении договоров.
Таким образом, данный нормативный акт понимался как безусловное запрещение на всякую работу, за исключением разрешенной оплачиваемой. Вместе с тем, данный нормативный акт понимается также и как разрешение заниматься всякой деятельностью, которая не оплачивается.
Ввиду того, что права нотариусов существенно расширились в связи с вступлением в силу Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 379-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», большое значение имеют положения ст. 11.2, закрепляющей специфику, а также процедуру помощи нотариусам в небольших и удаленных местностях. Это даст им возможность благополучно работать в поселениях, в которых раньше это было сделать невозможно. Принятие данной нормы вкупе с нормами Федерального закона № 379-Ф3 в значительной степени повысит возможность участвовать в гражданском обороте граждан, проживающих и работающих далеко от крупных городов.
Помимо этого, расширен и изменен перечень нотариальных действий, совершаемых нотариусами. В рамках сказанного можно отметить, что Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ сведены в один перечень нотариальные действия, осуществляемые нотариусами, занимающимися частной практикой, а также нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах.
Закрепление в законодательстве совершения нотариального действия для подтверждения распоряжения органов управления юридических лиц убрало неоднозначность, которая возникла в результате изменений в Гражданском кодексе Российской Федерации, предусматривавшем, что органы управления юридических лиц должны были нотариально удостоверять свои распоряжения. Вместе с тем, нотариусы не имели права совершать данные нотариальные действия ввиду отсутствия указания на это в Основах законодательства о нотариате. Таким образом, введение в Основы законодательства о нотариате ст. 103.10 позволило нотариусу присутствовать на собрании либо заседания органа управления юридического лица и нотариально удостоверять принятые решения органом управления юридического лица, а также состав лиц, присутствовавших при принятии указанного решения.
Для функционирования института нотариата явилось существенным шагом установление в ст. 55
Основ законодательства о нотариате положений, регламентирующих, что в случае удостоверения сделки, направленной на отчуждение или залог имущества, права на которое подлежат обязательной государственной регистрации, данное имущество подлежит обязательной проверке нотариусом на предмет его принадлежности лицу, отчуждающему или закладывающему данное имущество, за исключением случаев, если в соответствии со сделкой на момент ее совершения данное имущество еще не принадлежит этому лицу.
Указанная норма позволила нотариусу проверять отчуждаемое или закладываемое имущество лицу на предмет его принадлежности последнему, распоряжающемуся данным имуществом по соответствующему договору. Это позволило снизить временные затраты, необходимые (по большей части) для государственной регистрации продажи либо залога имущества, так как упомянутая большая часть обязанностей для проверки принадлежности указанного имущества отдана от органов государственной власти нотариусам.
Права нотариусов расширены также и в случае принятия денежных сумм и ценных бумаг в депозит. На данный момент нотариус имеет право взять деньги и ценные бумаги в депозит, даже если это оговорено в договоре между кредитором и его должником. Названная поправка упрощает вопросы оплаты участников гражданского оборота, дополнительно создает гарантии, способствующие точному и своевременному исполнению обязательств [6]. Для принятия в депозит денежных средств нотариус, в соответствии со ст. 87 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, обязан открыть публичный депозитный счет. При этом законодателем запрещено перечислять на него собственные денежные средства.
Безусловно, расширение прав нотариусов в деле обеспечения доказательств важно как для работы нотариата, так и судебной системы. Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ была исключена норма, не позволявшая нотариусу обеспечить на момент обращения в нотариальную контору сторон доказательства по делу, находящемуся в производстве административного органа или суда. Введение указанной нормы снизит загруженность судейского корпуса, а в дальнейшем, позволит сблизить тесно связанные друг с другом системы — систему нотариата и судебную систему.
Стоит отметить с положительной стороны также изменения, внесенные в Основы законодательства о нотариате Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ. Известно, что позитивно влияют на совершенствование Российской правовой системы такие нововведения как: увеличение круга полномочий нотариусов, закрепление более строгих требований к нотариусам, наращивание тесных связей нотариата с судейским корпусом и регистрирующими органами. Кроме этого, расширение полномочий нотариуса будет также способствовать и популяризации института нотариата в Российской Федерации.
Преобразование системы нотариата, проводимое в данное время, касается в том числе и иных вопросов правового статуса нотариуса. Усиление ответственности нотариуса за ущерб, который был причинен юридическому либо физическому лицу, выделено в отдельный вектор совершенствования правового регулирования нотариальных правовых отношений. Основами законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривается полная материальная ответственность за средства страховых сумм, собственных накоплений и собственного имущества. Случай причинения ущерба нотариальными действиями или необоснованным отказом от совершения нотариальных действий необходимо устанавливать путем обращения в суд. При этом, компенсация ущерба производится из страховых сумм. Если же причиненный ущерб умышленный, то возмещение ущерба производится не из страховых сумм, а из личных накоплений нотариуса. Необходимо отметить, что согласно ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, в случае возникновения ситуации, когда у нотариуса недостаточно денежных средств и имущества для покрытия убытков, причиненный ущерб возмещается за счет средств компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты [7, с. 55]. Стоит отметить, что указанный алгоритм закрепления материальной ответственности нотариуса положительно влияет на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обратившихся к нотариусу. С точки зрения Федеральной нотариальной палаты установление имущественной ответственности нотариуса и института страхования гарантируют возмещение ущерба, причиненного в результате ошибочных действий нотариуса, повлекших причинение ущерба. В настоящий момент, при заключении договора страхования гражданской ответ-
ственности, при осуществлении профессиональной деятельности нотариусов, в обязательном порядке устанавливается ретроактивный период, на который распространяется действие договора страхования при наступлении страхового случая.
Вместе с этим, стоит отметить, что термин «ущерб» в нотариальном законодательстве отсутствует, как и алгоритм установления ущерба. Вследствие этого целесообразно конкретизировать термин «ущерб» путем формулирования видов затрат, которые подлежат возмещению. Целесообразно к таким видам расходов, например, отнести затраты, понесенные гражданином или юридическим лицом по причине незаконного действия либо бездействия нотариуса, но не относить упущенную выгоду сторон, которые обратились к нотариусу. Также требуется закрепить в законе алгоритм установления величины ущерба, который был причинен по причине незаконных действий нотариуса.
Необходимо подчеркнуть, что проблемы, касающиеся правового статуса нотариуса, включающие в себя профессиональные ограничения, подлежат четкому урегулированию правовыми нормами. Проведенное исследование показало, что ответ на изучаемые вопросы дали судебные прецеденты в судебной практике, которые должны быть скорее исключением, чем правилом. Существующие правовые нормы, регулирующие нотариальную деятельность, требуют значительного преобразования законодательства, которое учитывало бы как существующие правовые реалии, так и накопленный опыт нотариальной и судебной практики.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что качественное совершение широкого спектра нотариальных действий обусловливает тщательную профессиональную подготовку нотариуса, достигаемую посредством непрерывного обучения, самоподготовки, проведения научных исследований и повышения квалификации. Профессиональная подготовка нотариуса является неотъемлемым, базисным элементом его правового статуса, обеспечивающим надлежащее осуществление нотариальных действий и решение задач, стоящих перед нотариатом, соответствующим требованиям законодательства и современным потребностям граждан, организаций, общества и государства в целом.
Представляется, что тщательное правовое регулирование профессионального ограничения деятель-
ности нотариуса является очень важной проблемой. Отметим, что, несмотря на существующие в Основах нормы-ограничения, их редакция позволяет их неоднозначное толкование, что, исходя из правового статуса нотариуса Российской Федерации, недопустимо [8, с. 22].
Таким образом, учитывая вышесказанное, для формирования системы профессиональной преемственности поколений и доступа к профессии нотариуса исключительно для подготовленных, опытных, достойных, тех, которые болеют душой за судьбу нотариата гражданам, которые будут далее сохранять традиции, преумножать опыт старшего поколения нотариусов, честно и плодотворно трудиться на благо России предлагаются следующие выводы.
Проведенное исследование позволяет выработать предложения de lege ferenda по внесению следующих изменений в Основы законодательства о нотариате:
а) изложить п. 1 ч. 1 ст. 2 Основ законодательства о нотариате, касающийся требований к образованию кандидата на должность нотариуса, в следующей редакции: «1) получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования по специальности, связанной с присвоением квалификации «юрист», или по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии полученного ранее диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»;
б) изложить п. 2 ч. 1 ст. 2 Основ законодательства о нотариате, регламентирующей требования к стажу кандидата на должность нотариуса, в следующей редакции: «2) имеющий стаж работы по юридической специальности в области нотариата, включая работу в нотариальной палате или нотариальной конторе, на должностях, требующих высшего юридического образования»;
в) дополнить ч. 1 ст. 14.1 Основ законодательства о нотариате, регламентирующую случаи приостановления полномочий нотариуса, п. 5 следующего содержания: «5) отсутствие у нотариуса сертификата (свидетельства) о прохождении повышения квалификации в объеме и в сроки, установленные Федеральной нотариальной палатой»;
г) дополнить ст. 14.1 Основ законодательства о нотариате частью девятой следующего содержания:
«Полномочия нотариуса возобновляются автоматически со дня предоставления копии сертификата (свидетельства) о прохождении повышения квалификации в объеме и сроки, установленные Федеральной нотариальной палатой, в региональную нотариальную палату»;
д) в ч. 5 ст. 16 Основ законодательства о нотариате, регламентирующей обязанности нотариуса, после слов «повышать (в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) квалификацию» дополнить словами «в объеме и в сроки, установленные Федеральной нотариальной палатой;
е) изложить ч. 1 ст. 19 Основ законодательства о нотариате в следующей редакции: «Стажером нотариуса может быть гражданин Российской Федерации, получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования по специальности, связанной с присвоением квалификации «юрист», или по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии полученного ранее диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»;
ж) в первом предложении ч. 4 ст. 19 Основ законодательства о нотариате, регламентирующем минимальный стаж нотариальной деятельности нотариуса, к которому может направляться стажер, слова «не менее чем три года» заменить словами «не менее чем пять лет».
Помимо сказанного, для решения проблемных вопросов, обусловленных совершенствованием правового статуса нотариуса, представляется целесообразным разработать правовые гарантии защиты нотариуса, например, сравнивая правовой статус нотариуса и судьи, можно отметить, что они действуют от имени Российской Федерации и при этом по статусу независимы. Вместе с тем, судья защищен действующим законодательством с 1995 г. Нотариус, в отличие от судьи, никакими исключительными правами для своей защиты не обладает [9, с. 448-452].
Следует отметить, что основными направлениями совершенствования подготовки и повышения квалификации нотариусов являются конкретизация и повышение требований к уровню образования кандидатов на должность нотариуса, к подготавливаемым учебно-методическим материалам, обеспечивающим подготовку и повышение квалификации но-
тариусов, включая учебники, учебные и научно-практические пособия, а равно к содержанию обучения, используемым при этом методам и профессорско-преподавательскому составу, занятому в формировании кадров для нотариата и повышения уровня квалификации нотариусов.
Помимо сказанного, целесообразно внести изменения в первом предложении ч. 4 ст. 19 Основ законодательства о нотариате, регламентирующем минимальный стаж нотариальной деятельности нотариуса, к которому может направляться стажер, слова «не менее чем три года» заменить словами «не менее чем пять лет». Помимо сказанного, целесообразно внести изменения в ч. 5 ст. 16 Основ законодательства о нотариате, регламентирующей обязанности нотариуса, после слов «повышать (в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) квалификацию» дополнить словами «в объеме и в сроки, установленные Федеральной нотариальной палатой.
Литература
1. Закон Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (ред. от 27 декабря 2018 г.) «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» // Ведомости СНДРФ и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 358.
2. Гусев Р.Р. Правовой статус нотариуса современной России // Аллея науки. 2017. № 5. С. 450.
3. Бурова А.С. Налогово-правовой статус нотариуса в России и странах латинского нотариата (сравнительно-правовое исследование): Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2015.
4. Осокин Р.Б., Маилян С.С. Актуальные проблемы деятельности органов прокуратуры и судебных органов Российской Федерации: Моногр. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018.
5. Кристофарова А.В. Как стать нотариусом? // Нотариус. 2015. № 7. С. 45.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. I) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 3 августа
2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января
2019 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
7. Ткаченко Е.В., Фомичева Р.В.К вопросу о правовом статусе нотариуса Российской Федерации // Вестник Тамбовского университета. 2016. № 1. С. 55.
8. Аракелян Ф.П. Элементы правового статуса нотариуса: проблемы и пути совершенствования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 10-3. С. 22.
9. Гусев Р.Р. Правовой статус нотариуса современной России // Аллея науки. 2017. № 5. С. 448-452.
References
1. Zakon Rossiyskoy Federatsii ot 11 fevralya 1993 g. № 4462-1 (red. ot 27 dekabrya 2018 g.) «Osnovy zakono-datel'stva Rossiyskoy Federatsii o notariate» // Vedomosti SNDRF i VS RF. 1993. № 10. St. 358.
2. GusevR.R. Pravovoy status notariusa sovremen-noy Rossii // Alleya nauki. 2017. № 5. S. 450.
3. Burova A.S. Nalogovo-pravovoy status notariusa v Rossii i stranakh latinskogo notariata (sravnitel'no-pravovoye issledovaniye): Diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2015.
4. Osokin R.B., Mailyan S.S. Aktual'nyye problemy deyatel'nosti organov prokuratury i sudebnykh organov Rossiyskoy Federatsii: Monogr. M.: Moskovskiy uni-versitet MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya, 2018.
5. Kristofarova A.V. Kak stat' notariusom? // No-tarius. 2015. № 7. S. 45.
6. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (ch. I) ot 30 noyabrya 1994 g. № 51-FZ (red. ot 3 avgusta 2018 g.) (s izm. i dop., vstup. v silu s 1 yanvarya 2019 g.) // SPS «Konsul'tantPlyus».
7. Tkachenko E.V., Fomicheva R.V. K voprosu o pravovom statuse notariusa Rossiyskoy Federatsii // Vest-nik Tambovskogo universiteta. 2016. № 1. S. 55.
8. Arakelyan F.P. Elementy pravovogo statusa notariusa: problemy i puti sovershenstvovaniya // Istoriches-kiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i prak-tiki. 2014. № 10-3. S. 22.
9. Gusev R.R. Pravovoy status notariusa sovremen-noy Rossii // Alleya nauki. 2017. № 5. S. 448-452.