СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
А.А. Носачёв,
Южный региональный центр МЧС России, г. Ростов-на-Дону
Уже более 8 лет в правовой практике применяется Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»1 (далее - Технический регламент, Закон). За эти годы специалисты МЧС России выявили в Законе множество принципиальных недостатков правового, организационно-управленческого, технического характера, которые необходимо устранить в ближайшее время в процессе подготовки его новой редакции2.
В настоящее время в отечественной научно-технической среде продолжаются дискуссии, касающиеся понятия «время прибытия первого подразделения», которое в Законе получило статус обязательного норматива в нашей стране (пункт 1 статьи 76)3.
С 2009 года территориальными органами МЧС России начат и ведётся анализ количества выездов, при которых время прибытия первых пожарных подразделений превысило установленное Техническим регламентом.
В первые же годы сложилась интересная статистика, динамика которой представлена на примере Южного федерального округа.
Так, за 2009 год подразделениями федеральной противопожарной службы (далее - ФПС) дислоцированными на территории округа было допущено 372 превышения, что составило 2,4 % от общего количества выездов на пожары (из них 93 выезда в городах и 279 выездов в сельской местности).
В следующем 2010 году подразделениями ФПС округа было допущено 61 превышение (все в сельской местности), что составило 0,3 % от общего количества выездов на пожары (снижение в 6 раз по сравнению с АППГ).
В 2011 году подразделениями ФПС округа было допущено 8 превышений (1 в городе и 7 в сельской местности), что составило 0,08 % от общего количества выездов на пожары (снижение составило в 7,5 раз по сравнению с АППГ).
Ну а в 2012 году подразделениями ФПС округа было допущено всего 1 превышение (0,02 % от общего количества выездов на пожары с начала года), в сельской местности (снижение в 8 раз по сравнению с АППГ).
В последующие годы этот показатель варьировался от 1 до 4:
2013 год - 1 превышение и тоже в сельской местности;
2014 год - 4 превышения, сельская местность;
2015 год - 2 превышения, по одному - в городе и сельской местности;
1 Собрание законодательства РФ, 28.07.2008, № 30 (ч. 1), ст. 3579.
2 Красавин А.В. Антикоррупционная экспертиза Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».// Пожаровзрывобезопасность. - 2009. - т. 18, № 9. - С. 10-21.
3 Дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
28
2016 год - 1 превышение в сельской местности.
2017 год - 2 превышения с начала года в сельской местности.
За первые 4 года действия Технического регламента мы видим колоссальное изменение статистики в положительную сторону, с 372 превышений в год до одного.
Можно задаться вопросом: - «Значительно улучшилось противопожарное прикрытие территории»? - «Однозначно нет! Рост прикрытия территории по населённым пунктам и населению в них - крайне медленный и не соответствует бурной положительной динамики снижения временных показателей.
Кроме того, 30 % пожарно-спасательных подразделений переведены в разряд отдельных постов, где в боевом расчёте осталась одна пожарная автоцистерна, а из-за значительного некомплекта оперативные отделения на пожарных автоцистернах и других основных пожарных автомобилях укомплектованы в лучшем случае на 50%. Это всё издержки оптимизации, или как говорят в Министерстве «работы в новых экономических условиях».
Каковы же причины такой бурной положительной динамики?
Очевиден административный ресурс и палочная система!
Ведь если в территориальном органе МЧС России количество превышений больше среднероссийского показателя, то субъект Российской Федерации попадает в разряд худших и на каждом селекторном совещании упоминается не в лучшем свете. Более того, по каждому превышению необходимо проводить служебную проверку и отчитываться в вышестоящий орган.
Сейчас превышений практически не стало, потому что пожарная техника начала преодолевать расстояния в 30-40 км быстрее, чем за 20 минут (ну или за 20 минут). Можно просчитать в таких случаях среднюю скорость, которая составит 90-120 км/ч.
Это реально? В объективности заинтересованных нет! Ведь превышения нет, нет и служебной проверки, нет разбирательства, а территориальный орган позиционируется положительно.
Нет сомнений - имеющаяся в статье 76 Технического регламента норма показала полную несостоятельность и ошибочность.
Исследования, проведённые профессором, доктором технических наук, Заслуженным деятелем науки Российской Федерации Брушлинским Николаем Николаевичем (с 1960 года в Академии ГПС МЧС России), а также профессором и доктором технических наук Соколовым Сергеем Викторовичем показали, что реализация этого пункта Закона потребует строительства огромного числа пожарных депо (только в средних, больших, крупных и крупнейших городах их придется построить в несколько раз больше, чем имеется сейчас), закупки примерно 20 тыс. единиц пожарных автомобилей, увеличения численности личного состава пожарной охраны городов на сотни тысяч человек и др.4 Суммарные затраты на все это составят по самым минимальным оценкам около 1 трлн. рублей.
4 Брушлинский Н.Н., Соколов С.В. Математические методы и модели управления в ГПС и РСЧС. Учебник. - М. АГПС МЧС России, 2011. - 250 с.
Поставим перед собой ещё пару вопросов: 1) Откуда взялись данные нормативы? 2) Насколько они соответствуют условиям нашей страны?
В ряде стран мира уже несколько десятилетий существуют нормативы организации противопожарных служб, связанные, как правило, с временем прибытия подразделений к месту вызова (пожара).
К примеру, во Франции и Ирландии время прибытия, как и в России, не должно превышать 10 минут в городах и 20 минут в сельской местности. В Дании норма немного жёстче: нормативное время прибытия не больше 10 минут в городах и 15 минут в сельской местности, а в Греции немного мягче: время прибытия составляет 10 минут в городах и 30 минут в сельской местности.
Очевидно, что именно отсюда позаимствованы разработчиками Технического регламента нормативы для 76 статьи. Замечу, что в России (и СССР) никогда подобных нормативов не существовало.
Перечисленные страны относительно небольшие по территории, с прекрасными автомобильными дорогами, хорошими климатическими условиями, в которых сельские поселения практически не отличаются от городских, а расстояния между поселениями небольшие.
Ничего из перечисленного в России нет. Поэтому можно полагать, что нормативы из 76 статьи Технического регламента в нашей стране практически не выполнимы. Да и в Европе от них постепенно отказываются из-за их жесткости, отсутствия необходимой гибкости.
Обобщая все сказанное выше, можно сделать четкий вывод: нет никакого смысла абсолютизировать нормативное время прибытия первых пожарных подразделений к месту пожара, учитывая при этом, что каждая минута сокращения времени прибытия требует затраты огромных финансовых и материальных ресурсов.
Упоминаемые мною доктора технических наук Брушлинский Н.Н. и Соколов С.В. предлагают:
ориентироваться на среднее время следования пожарных подразделений к месту пожара, которое в городах может составлять 5 минут, а в сельской местности - 15 минут (за исключением удаленных малонаселенных поселений). При этом в городах более чем в 95% всех выездов время прибытия будет не больше 15 минут, в сельской местности - не больше 45 минут;
либо использовать такой вариант: оставить максимальные значения Технического регламента, но указать, что для городов время прибытия первых подразделений должно быть не больше 10 минут в 90 % всех случаев, а в сельской местности - не больше 20 минут в 80% всех случаев5.
Я как имеющий определённый практический опыт применения действующих нормативных требований считаю, что при реализации указанных предложений, никакого результата мы не достигнем, поскольку мы знаем как в нашем Министерстве «хорошо подгоняется» статистика.
5 Брушлинский Н.Н. Современные проблемы обеспечения пожарной безопасности в России: Монография / Н.Н. Брушлинский, С.В. Соколов. - М.: Академия МЧС России, 2014. -178 с.
30
Обсуждаемую статью необходимо полностью отменить и ведомственным приказом закрепить ведение адекватной статистики «времени прибытия первых пожарных подразделений» для анализа и принятия чётких управленческих решений.
Становится совершенно очевидным, что важный Закон подготовлен без учёта современных условий и реалий состояния пожарной охраны нашей страны, а нормы немотивированно заимствованы из зарубежных источников без осмысленного анализа. Между темз требование буквального выполнения этих заимствованных нормативов способно нанести огромный экономический ущерб Российской Федерации.
Поскольку «вернуться к правде» никто не готов, да и «система» не позволит, на данный момент времени наиболее оптимальным будет отменить временные требования прибытия пожарно-спасательных подразделений и заняться серьёзным анализом прикрытия территории страны в противопожарном отношении.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Собрание законодательства РФ, 28.07.2008, № 30 (ч. 1), ст. 3579.
2. Красавин А.В. Антикоррупционная экспертиза Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».// Пожаровзрывобезопасность. - 2009. - т. 18, № 9. - С. 10-21.
3. Брушлинский Н.Н. Современные проблемы обеспечения пожарной безопасности в России: Монография / Н.Н. Брушлинский, С.В. Соколов. - М.: Академия МЧС России, 2014. -178 с.
4. Брушлинский Н.Н., Соколов С.В. Математические методы и модели управления в ГПС и РСЧС. Учебник. - М.: АГПС МЧС России, 2011. - 250 с.