Научная статья на тему 'Совершенствование нормативной базы разработки автоматизированных систем'

Совершенствование нормативной базы разработки автоматизированных систем Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
609
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА / НОРМАТИВНАЯ БАЗА / СТАНДАРТ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОТОКОЛ / ПРОФИЛЬ СТАНДАРТОВ / AUTOMATED SYSTEM / REGULATORY FRAMEWORK / STANDARD / TECHNOLOGY / PROTOCOL / PROFILE STANDARDS

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Ионенков Юрий Сергеевич

Статья посвящена вопросам совершенствования нормативной базы разработки автоматизированных систем (АС). Проведен анализ состояния нормативной базы в данной области, приведены основные стандарты. Показаны основные проблемы применения нормативной базы, предложены направления ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Ионенков Юрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the regulatory framework for the development of automated systems

The article is devoted to the improvement of the regulatory framework for the development of automated systems (AS). The analysis of the state of the regulatory framework in this area, the main standards. The basic problems of application of normative base are shown, directions of its improvement are offered.

Текст научной работы на тему «Совершенствование нормативной базы разработки автоматизированных систем»

Для форматирования надо задать команды

[IN_LIST];[IN1];[TRANSFORM8];[TRANSFORM9];[TRANSFORM 10];[TRANS-FORM11];[TRANSFORM12]; OUT1]

Время выполнения составляет доли секунды.

Заключение

Рассмотренные примеры показывают, что новое приложение может решать широкий круг задач по генерации / модификации текстовых данных. Стоит отметить простоту в использовании и реализации. Продолжая мыслить в рамках трансформаций, можно изобретать новые трансформации и встроенные команды для работы с веб-сервисами, обработки мультимедия-файлов, управления последовательностью выполнения, перезагрузки ини-файла и т.д.

Авторы считают, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты: разработаны способ конвейерной обработки данных и программа на его основе, имеющие широкую область применения.

Литература

1. Borziak A., Gretsky Y. "E-learning system 'Carat'". In: Proc. of 11th International Workshop on Computer Science and Information Technologies), Crete, Greece, October 5-8, 2009, Volume I, pp.224-226.

2. Фридл Дж. Регулярные выражения, 3-е издание, Издательство Символ-Плюс, ISBN - 978-5-93286-121-9, 5-93286-121-5, 0-596-52812-4

Method of pipeline data processing

Andrey Borziak, PhD. techn. sciences, leading programmer Larisa Ismailova, kand. techn. of sciences, leading researcher

The goal of the work is to automate the routine operations of converting text data. A method of conveyor processing for achieving this purpose is proposed. Based on this, a program is developed in C #. Examples show the effectiveness of the proposed approach. Keywords: pipeline processing, data transformation, regular expressions

УДК 004.01

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ РАЗРАБОТКИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ

Юрий Сергеевич Ионенков, ст. науч. сотр. E-mail: [email protected] Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук (ФИЦ ИУ РАН) www.frccsc.ru

Статья посвящена вопросам совершенствования нормативной базы разработки автоматизированных систем (АС). Проведен анализ состояния нормативной базы в данной области, приведены основные стандарты. Показаны основные проблемы применения нормативной базы, предложены направления ее совершенствования.

Ключевые слова: автоматизированная система; нормативная база; стандарт; технология; протокол; профиль стандартов.

В настоящее время информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) и построенные на их основе автоматизированные системы (АС) все глубже проникают в

повседневную жизнь, становятся определяющим фактором развития всех государств мира, в том числе и России.

Модернизация существующих и создание перспективных АС направлены на повышение эффективности государственного и муниципального управления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти.

Развитие и совершенствование нормативной базы в области создания и развития АС является весьма актуальным. Это обусловлено как использованием в процессе управления современных ИКТ, так и отставанием Российской Федерации в области разработки компьютерных технологий и автоматизированном управлении от ведущих зарубежных стран [1]. В этих условиях недооценка важности развития нормативной базы будет увеличивать риски при разработке систем, приводить к их существенному удорожанию, увеличению сроков разработки и снижению качества изделий, основанных на применении ИКТ.

Целью настоящей статьи является формирование рекомендаций по направлениям развития нормативной базы, регламентирующей разработку АС.

Суть обсуждаемой проблемы заключается в анализе состояния отечественной нормативной базы в данной области, выявление проблемных вопросов и формирование на этой основе рекомендаций по ее совершенствованию. ионенков юс ® настоящее время процесс разработки отечественных АС

осуществляется на основе следующих нормативных документов:

- ГОСТ класса 34 («Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы»);

- ГОСТ РВ класса 15.ххх («Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника»);

- государственных стандартов РФ (ГОСТ Р ИСО и ГОСТ Р ИСО/МЭК), в основу которых положены стандарты Международной организации по стандартизации - ИСО или Международной электротехнической комиссии - МЭК.

Основным нормативным документом серии ГОСТ класса 34 является ГОСТ

34.601-90. Согласно этому стандарту под созданием системы понимается совокупность упорядоченных во времени, взаимосвязанных, объединенных в стадии и этапы работ. В указанную совокупность включаются все виды работ, выполнение которых необходимо и достаточно для создания системы, удовлетворяющей заданным требованиям. Перечень текстовых и графических документов, которые при этом могут входить в состав проектной и эксплуатационной документации определяется ГОСТ 34.201-89. Техническое задание на создание автоматизированной системы разрабатывается в соответствии с ГОСТ

34.602-89. Испытания автоматизированных систем проводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 34.603-92.

ГОСТ РВ класса 15.ххх - «Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП)» представляет собой комплекс взаимосвязанных государственных стандартов, устанавливающих общие положения, правила и требования выполнения работ в процессе жизненного цикла изделия.

Основными нормативными документами, определяющими этапы разработки изделий, их содержание и порядок выполнения работ на этих этапах являются ГОСТ РВ 15.105-2004, ГОСТ РВ 15.103-2004 и ГОСТ РВ 15.203-2001, регламентирующие порядок выполнения научно-исследовательских работ, аванпроектов и опытно-конструкторских работ соответственно.

ГОСТ РВ класса 15.ххх ориентированы на разработку опытных образцов системы, комплекса, средства, а также их составных частей, и конструкторской документации для осуществления их серийного производства. ГОСТ же класса 34 ориентированы на создание автоматизированных систем, как функционально законченных изделий, на основе

применения разрабатываемых в рамках ОКР системотехнических решений, общесистемного и специального программного, информационного, лингвистического и других видов обеспечения, а также использования готовых аппаратно-программных средств.

Сопоставительный анализ стадий и этапов разработки автоматизированных систем в соответствии с ГОСТ 34.601-90 и ГОСТ РВ 15.203-2001 показывает:

- содержание этапов разработки автоматизированных систем различается. При этом в соответствии с ГОСТ РВ 15.203-2001 в отличие от ГОСТ 34.601-90 в рамках ОКР не предусмотрены монтажные и пусконаладочные работы разработанных опытных образцов на объектах Заказчика;

- ГОСТ класса 34 не допускает гибкости действий Заказчика и исполнителя при модернизации отдельных компонентов автоматизированной системы и требует повторения основных стадий и этапов разработки системы в целом, что не позволяет проводить ее модернизацию в ограниченные сроки.

Необходимо также отметить, что указанные стандарты разработаны в 90-х годах XX века и в определенной степени устарели, так как в настоящее время применяются новые подходы как к проектированию АС, так и к тестированию и представлению результатов.

ГОСТ Р ИСО и ГОСТ Р ИСО/МЭК представляют собой практически дословный перевод англоязычных оригиналов. Ориентация на международные нормативные документы соответствует тенденциям к глобализации хозяйственной жизни. Такой подход позволяет унифицировать требования к объектам стандартизации и в некоторой упрощает интеграцию отечественных предприятий в мировую экономическую систему. Наиболее важное значение для разработчиков имеют следующие стандарты:

- ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2008 - «Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла систем»;

- ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 - «Информационная технология. Процессы жизненно цикла программных средств»;

- ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504:1-9-2009 - «Информационная технология Оценка процессов программных средств».

Необходимо отметить, что данные стандарты практически не применяются при разработке отечественных систем. Это в определенной степени обусловлено тем, что они носят достаточно общий характер и не регламентируют детально взаимодействие заказчика и исполнителя, не содержат описания конкретных методов действий, а также перечня разрабатываемой документации. Стандарты содержат наборы задач, характеристики качества, критерии оценки, дающие всесторонний охват проектных ситуаций. Конкретные же решения по принципам и методам разработки, разрабатываемой документации и т.п. принимаются сторонами, использующими стандарт (заказчиком и разработчиком). Это обуславливает необходимость более активного и неформального взаимодействия заказчика и исполнителя (в ряде случаев и третьей стороны - экспертной организации), что пока не получило распространения в отечественной практике.

Анализ всей указанной выше нормативной базы, а также опыт разработки АС различного назначения показывает, что она достаточно подробно характеризуют механизм их разработки и производства. Вместе с тем, необходимо выделить ряд проблемных вопросов, накопившихся в ходе создания ряда крупных АС.

В качестве первой проблемы необходимо отметить недостаточное нормативное регулирование вопросов создания сложных АС. Такие системы включают в свой состав как готовые (заимствованные) аппаратно-программных комплексы, так и комплексы, которые необходимо разработать в рамках самой ОКР. Разработка новых комплексов с присвоением соответствующей литеры в рамках, например, ГОСТ класса 34 не предусмотрена, что вызывает определенные сложности в работе как исполнителя ОКР, так и ее заказчика.

Другой проблемой является то, что существующие документы не содержат требований информационного взаимодействия АС различных уровней управления и различного назначения, хотя необходимость такого взаимодействия становится все более актуальной. В результате каждая из АС создается на основе правил и решений, принимаемых соответствующими заказчиками и разработчиками. При этом указанные АС имеют различное общее и специальное программное обеспечение, различные протоколы информационного обмена, ориентированы на различные технические средства.

Следующей проблемой является отсутствие стандартов либо требований, регламентирующих применение единых технологий и стандартов, позволяющих всем предприятиям, участвующим в разработке АС, действовать в общем методологическом и технологическом пространстве. Исполнители ОКР применяют различные методы и технологии создания автоматизированных систем, принятые на данных предприятиях, что отрицательно влияет на процессы создания сложных систем, их развитие и модернизацию.

Еще одной проблемой видится отсутствие требований по согласованию действий главных конструкторов подсистем, в том числе распределению ответственности за их взаимодействие, включая ответственность за создание шлюзов и других инженерных решений, обеспечивающих сопряжение систем.

Кроме того, следует отметить, что в настоящее время имеются значительные проблемы в области национальной стандартизации в сфере информационных технологий на государственном уровне. Как правило, современные тексты международных стандартов большинству разработчиков и заказчиков не доступны. Общее количество современных национальных стандартов в области информационных технологий составляет менее 5% от числа международных. В год принимается в среднем всего 30-40 стандартов в области информационных технологий, что ещё больше увеличивает отставание от международного уровня [2]. Минпромторгом России и ФА «Росстандарт» стандарты в области информационных технологий до настоящего времени не отнесены к приоритетным.

Проведенный выше анализ позволяет сформулировать следующие направления совершенствования нормативного регулирования разработки АС.

Анализ и оценка опыта разработки автоматизированных систем показывает, что для повышения эффективности процесса их разработки представляется целесообразной и своевременной реализация комбинированного использования положительных свойств и подходов, определяемых обеими группами ГОСТ (класса 34 и класса 15). В целях оптимизации порядка их разработки представляется целесообразным реализовать комплексное решение на основе рационального совмещения требований ГОСТ 34.601-90 и ГОСТ РВ 15.203-2001 на отдельные стадии и этапы разработки системы и ее компонентов. Вариант комплексного применения данных стандартов подробно изложен в [3]. Следует отметить, что комплексное применение указанных стандартов начинает использоваться отдельными ведомствами при разработке информационных систем специального назначения.

Вторым направлением совершенствования нормативного является переработка ГОСТ класса 34 и ГОСТ РВ класса 15 с целью учета новых подходов к проектированию информационных систем, в частности технологий автоматизированного проектирования, электронной рабочей документации, «электронных моделей» и т.п.

Следующим направлением является разработка стандартов или требований, определяющих единые требования по технологии разработки АС. Эти стандарты должны содержать как организационные, так и технические требования к разработке АС. К числу организационных требований могут быть отнесены требования по распределению ответственности заказчиков и главных конструкторов подсистем за их взаимодействие, а к техническим - единые стандарты сопряжения подсистем. Эти стандарты должны устанавливать требования к входным и выходным параметрам интерфейсов подсистем, к информационному и лингвистическому обеспечению, а также к общему и специальному

программному обеспечению. Это обеспечит техническую, информационную, лингвистическую и программную совместимость подсистем на основе реализации совместимых аппаратно-программных платформ, единой системы классификации и кодирования информации, единой системы протоколов информационного обмена, а также единых алгоритмов и форматов обмена информацией.

Очередным направлением является разработка профиля стандартов АС. При формировании профиля могут использоваться международные, национальные (ГОСТ Р) военные стандарты (ГОСТ РВ), а также (в необходимых случаях) ведомственные нормативные документы. Это может быть обусловлено отставанием в разработке некоторых вопросов в указанных группах стандартов или необходимостью учета конкретных особенностей систем. В составе профиля целесообразно иметь две группы стандартов:

- функциональные стандарты, регламентирующие архитектуру и структуру систем и их компонентов, функции, интерфейсы и протоколы взаимодействия, форматы данных;

- технологические стандарты, регламентирующие процессы проектирования, разработки, применения, сопровождения и развития систем.

В целом, в состав профиля могут войти следующие группы стандартов:

- стандарты управления жизненным циклом сложных проектов систем и программных средств;

- стандарты проектирования, разработки, сопровождения и управления конфигурацией;

- стандарты оценивания и обеспечения качества и документирования;

- стандарты по информационной безопасности;

- разработанные стандарты, определяющие единые требования по технологии разработки АС, требования к которым изложены выше.

Представляется также целесообразным расширение нормативной базы в области IT-технологий за счет перевода международных стандартов, их гармонизации и включения в профиль стандартов для АС. С этой целью должен производиться отбор стандартов по соответствующим методикам, их квалифицированный перевод и доведение до стадии принятия стандарта с участием заинтересованных предприятий промышленности и организаций Росстандарта. При необходимости в данные стандарты включаются дополнительные требования, отражающие специфику отечественной промышленности.

Кроме того, представляется целесообразным проведение научных исследований по оценке влияния современных международных IT-стандартов на технические и эксплуатационные характеристики разрабатываемых АС, на качество, стоимость и сроки их разработки.

Автор считает, что сформулированные в данной работе предложения по совершенствованию нормативной базы разработки АС являются новыми.

Литература

1. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия 2050 - стратегия инновационного прорыва. М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2004. С. 191-195.

2. Головин С.А., Зацаринный А.А., Козлов С.В. Научно-методические подходы к совершенствованию нормативной базы для создания и развития информационно-телекоммуникационных систем // Системы и средства информатики. М.: ТОРУС ПРЕСС, 2017. Т. 27. № 2. С. 98-112.

3. Зацаринный А.А., Козлов С.В., Ионенков Ю.С. Проблемы применения нормативно-технической базы, регламентирующей процесс разработки автоматизированных нформационно-те-лекоммуникационных систем специального назначения // Системы и средства информатики. Специальный выпуск. Системы и средства специального назначения. М.: ИПИ РАН, 2007. С. 155-166.

Improving the regulatory framework for the development of automated systems

Ionenkov Yurij S., senior scientist, Federal Research Center «Computer and Control» of the Russian Academy of Sciences (FRC CSC RAS)

The article is devoted to the improvement of the regulatory frameworkfor the development of automated systems (AS). The analysis of the state of the regulatory framework in this area, the main standards. The basic problems of application of normative base are shown, directions of its improvement are offered. Keywords: automated system; regulatory framework; standard; technology; protocol; profile standards.

УДК 322.0+342.0

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНЯТИЯ «СВЕТСКОСТИ» И ГРАЖДАНСКИЙ АКТИВИЗМ

Василий Константинович Пинкевич, д-р ист. наук, проф. каф. государственно-конфессиональных отношений E-mail: [email protected] РАНХиГС при Президенте РФ http://www.ranepa.ru/

Предлагаемая статья представляют собой попытку осмысления процесса транс-формации понятия «светскости» за последние 20 лет, а также того, насколько эти трансформации, повлекшие изменения в религиозной политике, отвечают обществен-ным ожиданиям.

Ключевые слова: государственно-конфессиональные отношения, свобода совести, свобода вероисповеданий, гражданский активизм.

Наступление на принцип «светскости государства». Возрождение

православия, реабилитация института церкви и возобновление беспрепятственной церковной жизни в постсоветский период тесно было связано с процессом возвращения религии в соци-ально-политическое пространство страны. Это одобрялось политическим истеблишмен-том и определенной частью общества, поддерживающей активное включение церкви в процесс воздействия на политическую и идеологическую сферы жизни.

Усиление роли Русской православной церкви в идеологии и общественной жизни

легитимации возрастающей роли православия. Вопросы изменения Конституции6, в том числе в религиозных вопросах7, стало предметом активного обсуждения. Принцип светскости подвергся атакам с разных полюсов идеологического спектра. Приведем лишь несколько примеров.

Так, Д. Узланер, один из авторов «Русского журнала», в статье «Трансформация светскости» утверждал, что «светский проект потерпел решающее поражение и утратил монополию на описание реальности», и что светскость (в понимании Д.Узла-нера светскость тождественна секуляризму) должна осознать себя стороной в конфликте

6 Филиппов А.Ф. О перспективе конституционного кризиса в России// Гефтер. Интернет-журн. 19.01.2018. Режим доступа: http://gefter.ru/archive/23769. (Дата обращения: 10.04.2018г.)

7 Симкин Л.С. Гибридная демократия и свобода совести//Независимая газета 05.07.2017. Режим доступа: http://www.ng.ru/facts/2017-07-05/14_423_hybrid.html. (Дата обращения: 08.04. 2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.