образовательные технологии
59
УДК 657
Оовершенствование нормативной базы по подготовке в вузах бухгалтеров и аудиторов
ГЕТЬМАН ВИКТОР ГРИГОРЬЕВИЧ,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет в коммерческих организациях» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, председатель Учебно-методического совета вузов России по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», г. Москва, Россия E-mail: [email protected]
аннотация
В статье критически оценивается сложившаяся ситуация в области подготовки в вузах России специалистов по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту. Исследуются причины, из-за которых в международных рейтингах вузов, составляемых даже отечественными (а не зарубежными) агентствами, в частности «Эксперт РА», в число 200 ведущих вузов входят лишь единицы российских университетов, причем они находятся на весьма далеком расстоянии от призовых мест. Одна из причин кроется в несовершенстве действующих образовательных стандартов, используемых в вузах России, в том числе и по направлению «Экономика».
В статье обосновывается необходимость, как это принято во многих странах мира, подготовку в вузах бухгалтеров и аудиторов осуществлять в рамках отдельного направления. В основе его должны лежать международные образовательные стандарты бухгалтеров.
В статье предложен разработанный на их базе новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (уровень - бакалавр) для подготовки данных специалистов, который принципиально отличается от действующего стандарта по направлению «Экономика» (профиль -«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»). В нем по сравнению c последним проведено существенное перераспределение учебного времени между учебными циклами/разделами, а также между базовой и вариативной их частями. Пересмотрена сама содержательная часть каждого учебного цикла. Особенно большие перемены произошли в цикле профессиональных учебных дисциплин.
Реализация данного проекта позволила бы гармонизировать отечественную систему подготовки в вузах бухгалтеров и аудиторов с международными программами их обучения.
Ключевые слова: бухгалтерский учет; международные стандарты образования бухгалтеров; федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования; международные рейтинги университетов; учебные дисциплины учетного цикла.
How to improve Regulatory Framework for Accountants and auditors' Professional Training in russian universities
VICTOR G. GETMAN,
Doctor of Economics, Full Professor, head of the Accounting in Commercial Entities Department at the Financial University under the Government of the Russian Federation, chairman of the Educational and Methodological Council of Russian Higher Educational Institutions on Accounting and Auditing Specialization, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
abstract
The article critically examines the existing conditions in the field of accounting and auditing professional training in Russian universities. According to Russian (not even foreign) agencies - e.g. «Expert RA» - very few Russian universities are listed in the international rating of top 200 educational institutions, what is more - their positions are appallingly low. The reasons of this fact are being thoroughly scrutinized in the article. One of the reasons is the imperfection of current educational standards implemented in Russian universities, also concerning the sphere of Economics. The article substantiates the fact that it's necessary to train auditors and accountants at the universities within a certain independent area - as is done in a lot of countries of the world. This independent area should be based on international educational standards for accountants.
The article suggests a New Federal State Educational Standard (for bachelors) which was based on international educational standards for accountants and which differs crucially from the current standards in Economics (Accounting and auditing specialization) is suggested in the article. Compared to the latter the new standard offers a considerable reallocation of study hours within study cycles/sections and also within compulsory and non-compulsory (variant) parts. Informal part of each study cycle is also revised in the article. The series of professional curricula has undergone the greatest changes.
The realization of this project could allow to harmonize the Russian system of accountants and auditors' university training with international educational programs.
Keywords: accounting; international educational standards in accounting; federal state educational standards of higher professional education; international ratings of universities; accounting cycle curricula.
Прошло уже почти 5 лет с того момента, как Минобрнауки России утвердил новое, третье по счету, поколение образовательного стандарта по направлению «Экономика», вобравшего в себя несколько специальностей, в том числе и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Последняя получила, как известно, статус одного из профилей обучения студентов по направлению «Экономика». Отдельные вузы в год утверждения данного стандарта (т.е. в 2009 г.) сразу же начали по нему работать, а остальным было предоставлено право внедрить его позже, но не позднее чем с 01.09.2011, и перейти на подготовку бакалавров вместо специалистов.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации одним из первых перешел на работу по данному стандарту (в 2009/2010 учебном году). Прошло уже достаточно времени, чтобы можно было подвести итоги и сделать выводы о том, насколько оправдались ожидания его разработчиков, а также дать ему объективную оценку. К сожалению, приходится констатировать, что он имеет изъяны концептуального характера, на которые нами не раз указывалось в выступлениях, в том числе и на ежегодной мартовской Международной научно-методической конференции «Гармонизация образовательной и научной деятельности как направление стратегического развития вузов», состоявшейся в Москве в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации (26.03-27.03.2014). Наш доклад на данной конференции назывался
«Назревшие вопросы повышения качества профессиональной подготовки в вузах России бухгалтеров и аудиторов в условиях глобализации экономики», а затем он был опубликован в журнале «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях» [1].
В том докладе были рассмотрены основные проблемы, негативно сказывающиеся на качестве подготовки бухгалтеров и аудиторов в вузах России, среди которых не последнее место занимает действующий ныне (упомянутый выше) Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Экономика» (уровень — бакалавр). Нами были показаны все основные изъяны последнего, причем на фоне результатов сравнительного анализа его с образовательными стандартами, используемыми в ведущих вузах западных стран с развитой рыночной экономикой (США, Великобритания, Королевства Нидерландов и др.) [1]. На том, что надо делать в рассматриваемой области, остановимся несколько позже, а пока отметим, что о необходимости назревших перемен говорят многие факторы. Среди них и невысокие места, занимаемые отечественными вузами в различных международных рейтингах, в том числе составляемых и российскими структурами, а не только зарубежными агентствами. В адрес последних, как известно, нередко высказываются критические замечания, причем не только россиянами. В конце 2013 г. в Интернете появился один из таких рейтингов вузов
на 2013 г., составленный российским рейтинговым агентством «Эксперт РА». Его название — «Международный рейтинг университетов: российская версия»1. Указанное агентство провело свои исследования по материалам 284 университетов мира. В шорт-лист из этого числа вошли 234 зарубежных вуза (причем не случайно включенные в него, а ведущие из двух рейтингов: топ-200 The Times Higher Education World University Rankings и топ-200 World University Rankings компании Quacquarelli Symonds, а также 50 лучших российских вузов, отобранных по версии рейтингового агентства «Эксперт РА»). Таким образом, хотя рассматриваемый рейтинг имеет в своем названии указание «российская версия», подавляющую часть вузов (82,4%) в него, по сути дела, отобрали западные эксперты. В результате в выборку попали ведущие вузы мира, составляющие, так сказать, мировую элиту.
Для оценки деятельности этих вузов составители рейтинга отобрали лучшие компании мира. Причем и в данном вопросе, чтобы избежать возможных различного рода обвинений в предвзятости, они руководствовались не личными «вкусовыми качествами», а доверились, как они заявляют, выбору шведской компании Universum, регулярно составляющей список наиболее привлекательных работодателей. В этом списке, кстати сказать, было всего 64 известные компании. Причем ни одна российская компания (например, «Газпром», «РЖД», Сбербанк России и т.д.) в него не вошла, поскольку, по западным оценкам, они не являются «компаниями мечты». Из 64 упомянутых международных компаний были отобраны только те, которые работают в России. Таких оказалось 30, в том числе 14 представляют США, а остальные 16 — из Европы.
Затем составители рейтинга проанализировали, сколько выпускников каждого из 284 отобранных вузов работают в 30 указанных компаниях. Эту информацию они взяли из международных социальных сетей, таких как Facebook, Linkedin. Всего было, по их данным, проанализировано трудоустройство более 300 тыс. человек. На основании проведенных исследований составлен итоговый список 200 университетов. Последовательность расположения в нем вузов была определена по показателю убывания совокупного удельного веса их выпускников, работающих в 30 лучших мировых компаниях.
1 URL: http://expert.ru/expert/2013/47/mezhdunarodnyij-rejting-universitetov-rossijskaya-versiya/(дата обращения: 16.10.2014).
В этом списке среди 200 университетов оказалось семь российских. Причем в первой его сотне только один — Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (и то лишь на 47-м месте), а остальные шесть — в его второй сотне, при этом, заметим, на довольно приличном расстоянии от начала: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — 141-е место, Санкт-Петербургский государственный университет — 168-е место, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации — 177-е место, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана — 179-е место, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова — 180-е место, Новосибирский государственный университет — 194-е место.
Заметим, что из 50 отобранных ведущих российских университетов в топ-200 рейтинга не вошли 43, или 86%, в то время как среди зарубежных университетов доля последних составила лишь 17,5%.
Во втором международном рейтинге — Webometrics, который проводился по отдельным материалам бизнес-школ мира, среди вошедших в первую их сотню оказался лишь Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (32-е место)2.
Конечно, попасть в первую сотню бизнес-школ, с одной стороны, это почетно, а с другой — 32-е место, занимаемое в этом рейтинге, свидетельствует о том, что мы находимся пока что на довольно приличном расстоянии от призовых мест. В первой тройке в этом рейтинге оказались University of Pennsylvania Wharton School (1-е место), Copenhagen Business School (2-е место), Harvard Business School (3-е место). Кроме них, впереди нас в этом рейтинге находятся еще несколько десятков зарубежных учебных заведений, причем не только широко, но и менее известных в мире. Это ряд польских университетов (Варшавский — 6-е место, Познаньский университет экономики — 12-е место, Краковский университет экономики — 18-е место, Вроцлавский университет экономики — 19-е место), Чешский университет финансов и управления, г. Прага (26-е место), Сингапурский университет управления (10-е место), Индийский институт управления (22-е место), бизнес-школы университетов (Нью-Йорка — 5-е
2 URL: http://business-schools.webometrics.info/en/world(дата обращения: 16.10.2014). В этом рейтинге на 43-м месте приведен Всероссийский заочный финансово-экономический институт, входящий в настоящее время в состав Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Таблица 1
сравнение действующего стандарта по направлению «Экономика» и проекта стандарта по направлению «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» для уровня «бакалавр»
Код учебного цикла ООП Учебный цикл, раздел Трудоемкость, зачетные единицы
Стандарт по направлению «Экономика» Разрабатываемый стандарт
Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл, в том числе 38-48 32
Б.1.1 Базовая часть 20-24 24
Б.1.2 Вариативная часть 18-24 8
Б.2 Математический и П-технологии цикл, в том числе 40-50 30
Б.2.1 Базовая часть 20-24 22
Б.2.2 Вариативная часть 20-26 8
Б.3 Профессиональный цикл, в том числе 130-140 146
Б.3.1 Базовая часть 60-64 100
Б.3.2 Вариативная часть 70-76 46
Б.4 Физическая культура 2 2
Б.5 Учебная и производственная практики 8-12 18
Б.6 Итоговая государственная аттестация 12 12
Итого 240 240
место, Чикаго — 13-е, Никосии — 16-е место, Норвежского — 24-е и др.), Международная китайско-европейская бизнес-школа (31-е место) и др.
Чтобы российским вузам серьезно улучшить свое положение в мировых рейтингах, необходимо решить целый ряд проблем. В частности, в области подготовки в вузах бухгалтеров и аудиторов к числу первоочередных задач относится необходимость замены действующего образовательного стандарта на максимально приближенный его вариант к международным учебным программам, используемым в зарубежной практике3. Этого можно достичь лишь путем выделения отдельного направления подготовки данных специалистов. На упоминавшейся выше мартовской (2014 г.) конференции в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации данной проблеме уделялось особое внимание. Участники ее попросили Учебно-методическое объединение обратиться во властные структуры с предложением о том, что подготовку в вузах рассматриваемых специалистов необходимо впредь осуществлять по отдельному направлению «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», а не в рамках
3 Международные стандарты образования для профессиональных бухгалтеров (МСО 1 — МСО 8) // Международная федерация бухгалтеров. URL: http://ifac.org (дата обращения: 16.10.2014).
направления «Экономика», и такое обращение было подготовлено.
Параллельно с этим обращением бухгалтерским сообществом был разработан и сам проект стандарта по направлению «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Он существенно отличается от действующего по направлению «Экономика». Для уровня «бакалавр» различия между ними в разрезе учебных циклов и разделов выглядят так, как приведено в табл. 1. Как видим, произошло весьма заметное перераспределение учебного времени между учебными циклами/разделами и в особенности внутри них, между базовой и вариативной частями. Существенные перемены произошли и в самой содержательной части каждого учебного цикла. Рассмотрим все это несколько подробнее по каждому учебному циклу. Начнем, естественно, с первого — «Гуманитарного, социального и экономического цикла». В разработанном проекте стандарта структура основной образовательной программы (ООП) бакалавриата по направлению «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» по этому учебному циклу выглядит так, как показано в табл. 2.
По сравнению с действующим стандартом по направлению «Экономика» в нем сокращено примерно на треть (с 38-48 до 32 зачетных единиц) учебное время, выделяемое на этот цикл. Удельный
Таблица 2
структура ооП бакалавриата по «Гуманитарному, социальному и экономическому циклу» проекта стандарта по направлению «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Код учебного цикла ООП Учебный цикл, раздел Трудоемкость, зачетные единицы Перечень дисциплин Рекомендуемое количество зачетных единиц на дисциплину
Гуманитарный, социальный
Б.1 и экономический цикл, в том числе 32
Обязательные дисциплины 20
1. Философия 3
2. Иностранный язык 10
3. История/Экономическая история 3
4. Право 4
Обязательные дисциплины по 4
Б.1.1 Базовая часть 24 выбору вуза (выбор двух дисциплин из предложенных ниже)
1. Социология/Экономическая социология
2. Психология
3. Логика
4. Деловая этика
5. Культура речи и деловое общение
Примерный перечень дисциплин 8
1. Правовое регулирование хозяйственной де-
ятельности
2. Иностранный язык (профессиональный)
Б.1.2 Вариативная часть 8 3. Политология
4. Культурология
5. История развития бухгалтерского учета
6. История и теория мировой культуры
7. Другие
же вес его в общем балансе учебного времени уменьшен с 20 до 13,3%. Заметим, что в западных странах с развитой рыночной экономикой во многих вузах на этот учебный цикл в аналогичных учебных программах выделяют не более 10% учебного времени от общего его количества, предусмотренного на весь срок обучения студентов. Причем перечень учебных дисциплин, включаемых в него, варьирует от страны к стране. Но все же в нем, как правило, отсутствует такая учебная дисциплина, как «История». В целом ряде вузов не является обязательным изучение студентами какого-либо иностранного языка. Не всегда в западных вузах в учебных планах студентов, специализирующихся в области бухгалтерского учета и аудита, можно встретить и такую учебную дисциплину, как «Философия». Бухгалтерское сообщество же, разрабатывая проект стандарта, сочло целесообразным в силу не только объективных, но и субъективных причин, известных нам всем (а именно давления
со стороны административных чиновников, курирующих вопросы разработки образовательных стандартов), оставить среди обязательных учебных дисциплин этого цикла четыре предмета, которые присутствуют и в действующем ныне стандарте. При этом было сделано одно исключение — вузу предоставили право по своему усмотрению заменять учебную дисциплину «История» на «Экономическую историю». Кроме того, вузы, как и прежде, будут иметь право выбрать еще две обязательные учебные дисциплины из шести возможных. Ранее, заметим, в этом перечне их было пять. В нем появилась новая учебная дисциплина — «Экономическая социология». В проекте стандарта, в отличие от действующего, указали также примерный перечень учебных дисциплин, входящих в вариативную часть рассматриваемого «Гуманитарного, социального и экономического цикла». Среди них — такие важные для бухгалтеров и аудиторов учебные дисциплины, как «Правовое регулирование
Таблица 3
структура ооП бакалавриата по «Математическому и ^-технологии циклу» проекта стандарта по направлению «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Код учебного цикла ООП Учебный цикл, раздел Трудоемкость, зачетные единицы Перечень дисциплин Рекомендуемое количество зачетных единиц на дисциплину
Б.2 Математический и 1Т-технологии цикл, в том числе 30 - -
Обязательные дисциплины 22
1. Математика 12
Б.2.1 Базовая часть 22 2. Эконометрика 3
3. Бухгалтерские информационные системы 4
4. Информационные системы управления 3
Примерный перечень дисциплин 8
1. Основы финансовых вычислений
2. Поиск и обработка экономической информации средствами Интернета и офисных приложений
3. Пакеты прикладных программ для экономистов
Б.2.2 Вариативная часть 8 4. Контроль и защита информации в компьютеризированных системах
5. Консультационно-справочные системы
6. Информационные системы в государственном управлении
7. Экономическая информатика
8. Исследование и компьютерное мастерство
9. Другие
Причем на математику в проекте стандарта предусмотрено 12 зачетных единиц учебного времени, т.е. почти в четыре раза меньше, чем указано в действующем стандарте. Выделяемого времени вполне достаточно, чтобы студенты, специализирующиеся в области бухгалтерского учета и аудита, усвоили объем знаний по математике, указанный в «Пересмотренной типовой программе учебной подготовки бухгалтеров», разработанной Межправительственной рабочей группой экспертов по международным стандартам учета и отчетности при Совете по экономическому развитию и торговле Организации Объединенных Наций [2], который действительно им нужен и потребуется в их практической будущей работе. Заметим, на Западе, в странах с развитой рыночной экономикой, есть немало вузов, в учебных
хозяйственной деятельности», «История развития бухгалтерского учета», «Иностранный язык (профессиональный)» и др.
Кардинальному пересмотру подвергся второй учебный цикл в проекте стандарта (табл. 3). Перемены затронули даже само его название. В проекте он назван «Математический и 1Т-технологии цикл» вместо «Математического цикла», как указано в действующем стандарте по направлению «Экономика». Предлагаемое название более созвучно с нынешней эпохой и потребностями современной практики. Но дело не только в названии, а главное — в содержании данного учебного цикла. На него более чем в полтора раза (с 40-50 до 30 зачетных единиц) сокращено выделяемое учебное время для изучения указанных в нем дисциплин.
планах которых, используемых для подготовки бухгалтеров, вообще отсутствует математика как отдельная учебная дисциплина. Конкретные примеры на этот счет нами приводились в докладе на упоминавшийся выше мартовской (2014 г.) конференции в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации. В этих вузах математический аппарат, которым должен владеть их выпускник, специализировавшийся в области бухгалтерского учета, включен в другие учебные дисциплины (микроэкономика, макроэкономика, финансовый учет, управленческий учет и т.п.). Это весьма, кстати сказать, прагматичный подход, позволяющий из обширного арсенала математики использовать только то, что действительно нужно бухгалтеру в его профессиональной деятельности, и отсекать, если можно так выразиться, все лишнее. На освоение этого математического аппарата студентам требуется 7-9 зачетных единиц учебного времени. К этому варианту нам следовало бы внимательно присмотреться. Однако отечественные вузы вряд ли готовы в настоящее время к его внедрению в силу целого ряда обстоятельств. Но все же пересмотреть содержание программы по математике, изучаемой в российских вузах бакалаврами, специализирующимися в области бухгалтерского учета и аудита, крайне необходимо. Учитывая все это, в проекте стандарта оставили математику в качестве самостоятельной учебной дисциплины, причем обязательной к ее изучению студентами, выделив на нее, как отмечалось выше, 12 зачетных единиц учебного времени. Последнего, как свидетельствует мировая практика, вполне достаточно студентам для овладения необходимыми знаниями из рассматриваемой области.
В состав базовых дисциплин второго цикла, кроме математики, в проект стандарта, в отличие от действующего, были включены еще три дисциплины («Эконометрика», «Бухгалтерские информационные системы», «Информационные системы управления»). Современный бухгалтер обязан владеть познаниями в данных сферах, в противном случае он будет проигрывать в конкурентной борьбе на рынке труда. Поэтому вряд ли стоит приводить какие-либо дополнительные аргументы к сказанному.
Вместе с тем в проекте стандарта сочли целесообразным дать примерный перечень дисциплин, входящих в вариативную часть второго учебного цикла. Среди них, как видим, восемь учебных предметов. Однако этот перечень носит открытый характер, и он, естественно, может пополняться вузами новыми дисциплинами. В предложенный список
были включены в одних случаях те из них («Пакеты прикладных программ для экономистов», «Контроль и защита информации в компьютеризированных системах» и др.), которые формируют профессиональные навыки, и ими должен владеть бухгалтер, исходя из требований, предъявляемых Международной федерацией бухгалтеров к данным специальностям.
В других случаях в него внесли предметы («Исследование и компьютерное мастерство», «Поиск и обработка экономической информации средствами Интернета и офисных приложений» и др.), которые довольно часто выбирают студенты для изучения в ведущих западных университетах.
Весьма значительные изменения в проекте стандарта по сравнению с действующим затронули третий его учебный цикл — «Профессиональный цикл» (табл. 4).
Во-первых, увеличили выделяемое учебное время на этот цикл, причем на базовую его часть более чем на 60% (с 60-64 до 100 зачетных единиц).
Во-вторых, к двум имеющимся базовым частям обязательных дисциплин («Обязательные общепрофессиональные дисциплины», «Обязательные дисциплины по выбору вуза») добавили третью — «Обязательные профессиональные дисциплины».
В-третьих, пересмотрели перечень обязательных общепрофессиональных дисциплин, дополнив его дисциплиной «Налоги и налогообложение».
В-четвертых, внесли существенные корректировки в группу «Обязательные дисциплины по выбору вуза». Вместо восьми предложили выбирать семь дисциплин, но при этом увеличили с 13 до 15 число учебных предметов, из которых вузы будут их выбирать. В данной группе появились такие новые учебные дисциплины, как «Международные финансовые институты и рынки», «Международное право», «Финансовый менеджмент и контроль».
В-пятых, выделили, как указывалось выше, отдельную группу «Обязательные профессиональные дисциплины», в состав которой вошли 10 учебных предметов. Перечень их сформирован на основе «Пересмотренной типовой программы учебной подготовки бухгалтеров», разработанной Межправительственной рабочей группой экспертов по международным стандартам учета и отчетности при Совете по экономическому развитию и торговле Организации Объединенных Наций, а также Международных стандартов образования профессиональных бухгалтеров (в частности, IES-2 «Содержание программ профессионального бухгалтерского образования»), установленных Международной федерацией
Таблица 4
структура ооП бакалавриата по «Профессиональному циклу» проекта стандарта по направлению «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Код учебного цикла ООП Учебный цикл, раздел Трудоемкость, зачетные единицы Перечень дисциплин Рекомендуемое количество зачетных единиц на дисциплину
Б.3 Профессиональный цикл, в том числе 146 - -
Обязательные общепрофессиональные дисциплины 18
1. Макроэкономика 4
2. Микроэкономика 4
3. Статистика 5
4. Налоги и налогообложение 4
5. Безопасность жизнедеятельности 1
Обязательные дисциплины по выбору вуза (выбор семи дисциплин из 15, предложенных ниже) 25
1. Институциональная экономика 4
2. Деньги, кредит, банки 4
3. История экономических учений 2
4. Корпоративные финансы 4
5. Макроэкономическое планирование и прогнозирование 4
6. Маркетинг 3
7. Менеджмент 3
8. Мировая экономика и международные экономические 4
Б.3.1 Базовая часть 100 отношения
9. Теория отраслевых рынков 3
10. Финансы 3
11. Экономика труда 3
12. Экономика общественного сектора 3
13. Международные финансовые институты и рынки 4
14. Международное право 3
15. Финансовый менеджмент и контроль 4
Обязательные профессиональные дисциплины 57
1. Принципы и основы бухгалтерского учета 3
2. Теория экономического анализа 3
3. Бухгалтерский финансовый учет 14
4. Бухгалтерский управленческий учет 6
5. Бухгалтерская финансовая отчетность 3
6. Бизнес-анализ 7
7. Аудит 8
8. Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету 4
9. Международные стандарты финансовой отчетности 6
10. Бухгалтерское дело 3
Примерный перечень дисциплин 46
1. Бухгалтерский учет в контексте карьеры
2. Налоговый учет и отчетность
3. Страхование
4. Внутрифирменные стандарты аудита
5. Бухгалтерский учет на малых предприятиях
6. Основы научных исследований
В.3.2 Вариативная часть 46 7. Международные финансы
8. Бухгалтерский учет в условиях банкротства организации
9. Производственная практика
10. Бухгалтерская мысль и балансоведение
11. Таможенное дело
12. Экологический учет
13. Корпоративное управление
14. Интегрированная финансовая отчетность
15. Другие
бухгалтеров. Введение ее в проект стандарта создает условия для решения целого комплекса задач. Прежде всего отечественная система подготовки в вузах бухгалтеров и аудиторов гармонизируется должным образом с международными программами их обучения.
В то же время значительно усиливаются со стороны государства возможности осуществления контроля на предварительной и последующих стадиях его проведения за качеством профессиональной подготовки бухгалтеров и аудиторов.
В-шестых, указали рекомендуемое количество зачетных единиц на каждую обязательную учебную дисциплину. Оно дано на основе изучения существующей практики продвинутых западных и отечественных вузов.
В-седьмых, в проекте стандарта в «Профессиональном цикле», как и в остальных, сочли целесообразным дать примерный перечень учебных дисциплин, составляющих вариативную часть последнего. Он носит открытый характер, и вузы по своему усмотрению смогут его дополнять и изменять.
В проекте стандарта были предусмотрены изменения в вопросах, относящихся к учебной и производственной практикам. Почти в два раза (с 8-12 до 18 зачетных единиц) увеличили учебное время на их проведение. Вузы, если сочтут нужным, смогут дополнительно увеличить продолжительность производственной практики за счет учебного времени, выделенного в проекте стандарта на вариативную часть «Профессионального цикла». В нем предусмотрели такую возможность, указав среди примерного перечня учебных предметов производственную практику. А что такая потребность может появиться — достаточно большая доля вероятности. Это связано с тем, что практика является одним из важнейших компонентов учебного процесса, позволяющая закреплять теоретические знания, полученные студентами в период обучения, и приобретать практические навыки для своей будущей профессиональной деятельности. Поэтому, заметим, в учебных планах зарубежных вузов, занятых подготовкой бухгалтеров, неслучайно на производственную практику отводят, как правило, не менее одного семестра, а в ряде случаев — и целый год.
Подводя итог, отметим, что реализация наших предложений серьезно бы отразилась на повышении качества профессиональной подготовки выпускников отечественных вузов, специализирующихся в области бухгалтерского учета и аудита, на что, кстати сказать, в последнее время все настойчивее обращает
внимание деловое сообщество, и прежде всего работодатели. Поэтому неслучайно Минобрнауки России сейчас занялось работой по пересмотру образовательных стандартов. Нам в ходе его проведения необходимо от властных структур добиться выделения отдельного направления «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» с обособленным стандартом, соответствующим международным образовательным программам по подготовке данных специалистов.
Литература
1. Гетьман В.Г. Назревшие вопросы повышения качества профессиональной подготовки бухгалтеров и аудиторов в вузах России в условиях глобализации экономики // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 14.
2. Пересмотренная типовая программа учебной подготовки бухгалтеров // Доклад секретариата ЮНКТАД на XVI сессии Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности при Совете по экономическому развитию и торговле Организации Объединенных Наций, Женева.
References
1. Get'man V.G. Nazrevshie voprosy povysheniia kachestva professional'noi podgotovki bukh-galterov i auditorov v vuzakh Rossii v uslovi-iakh globalizatsii ekonomiki [Acute issues of improving the quality of professional education of accountants and auditors in Russian universities in terms of globalization of the economy]. Bukhgalterskii uchet v biudzhetnykh i nekom-mercheskikh organizatsiiakh — Accounting in budget and non-commercial entities, 2014, no. 14 (In Russ.).
2. Peresmotrennaia tipovaia programma uchebnoi podgotovki bukhgalterov. Doklad sekretariata IuNKTAD na XVI sessii Mezhpravitel'stvennoi rabochei gruppy ekspertov po mezhdunarodnym standartam ucheta i otchetnosti pri Sovete po ekonomicheskomu razvitiiu i torgovle Organi-zatsii Ob»edinennykh Natsii v Zheneve [Sample study program for accountants (amended) (Report of UNCTAD secretariat at the XVI session of Intergovernmental working group of experts on international accounting and reporting standards, under the aegis of the UNO Council on economic development and trade]. Geneva (In Russ.).