СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ - ЗАЛОГ ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ СЕТИ ПОЕЗДНОЙ РАДИОСВЯЗИ
Яронова Н.В.,
Кандидат технических наук Ташкентского Государственного Транспортного Университета, г. Ташкент, Узбекистан Мирсагдиев О.А. Кандидат технических наук Ташкентского Государственного Транспортного Университета, г. Ташкент, Узбекистан
IMPROVEMENT OF THE REGULATORY AND TECHNICAL BASE IS THE KEY TO IMPROVING THE RELIABILITY OF THE TRAIN RADIO NETWORK
Yaronova N.,
PhD in Technics Tashkent State Transport University, Tashkent, Uzbekistan Mirsagdiyev O. PhD in Technics Tashkent State Transport University, Tashkent, Uzbekistan
Аннотация
Настоящая статья посвящена разработке методики оценки готовности нормативной базы, регламентирующей организацию сетей поездной радиосвязи на всех этапах жизненного цикла сети.
Abstract
This article is devoted to the development of a methodology for assessing the readiness of the regulatory framework governing the organization of train radio networks at all stages of the network life cycle.
Ключевые слова: нормативно-техническая документация, поездная радиосвязь, сеть, надежность аппаратуры, готовность, проектирование, эксплуатация, охрана труда, жизненный цикл.
Keywords: regulatory and technical documentation, train radio communication, network, equipment reliability, availability, design, operation, labor protection, life cycle.
Актуальность. Обеспечение надежности сетей и средств радиосвязи на всех этапах их жизненного цикла во многом зависит от обеспеченности соответствующими нормативными документами. Под готовностью нормативной базы будем понимать обеспеченность нормативной базой, регламентирующей организацию сетей и средств поездной радиосвязи на всех этапах их жизненного цикла.
Работы [1-3, 5, 6] посвящены рассмотрению вопросов надежности технических систем, их жизненного цикла, а также необходимости совершенствования нормативной базы, поскольку от ее качества зависит безопасность железнодорожного транспорта, эффективность технологических процессов.
Нормативная база должна жестко регламентировать не только требования к сетям и средствам радиосвязи, но и к выполнению работ при их эксплуатации на всех этапах жизненного цикла. От качества нормативной базы ее и соответствия современным требованиям зависит и качества работы радиосетей. Как показал проведенный анализ нормативная база, обеспечивающая эксплуатацию аппаратуры железнодорожной технологической радиосвязи, в настоящее время находится в целом в удовлетворительном состоянии. Но инструменты
для получения численной оценки ее состояния пока отсутствуют.
Целью данной статьи является разработка методики оценки готовности нормативной базы, регламентирующей организацию сетей поездной радиосвязи на всех этапах жизненного цикла сети.
В соответствии с [2, 4, 6, 8] жизненный цикл -период времени от начала замысла системы (изделия или процесса) и заканчивающийся, когда она теряет способность к функционированию в соответствии с назначением, снимается с эксплуатации и утилизируется (рис. 1).
Жизненный цикл сети (аппаратуры) поездной радиосвязи (ПРС) будем рассматривать с точки зрения его обеспеченности нормативной документацией. При этом для упрощения используем укрупнение этапов жизненного цикла: - проектирование сетей поездной радиосвязи с применением аппаратуры (далее проектирование); - внедрение; - эксплуатация; - техническая эксплуатация; - снятие с эксплуатации и утилизация. Следует помнить, что одной из важнейших задач, которые необходимо решать в процессе всего жизненного цикла аппаратуры поездной радиосвязи, является обеспечение охраны труда (безопасность жизнедеятельности человека на рабочем месте). Поэтому при оценке
обеспеченности нормативной документацией будем оценивать и наличие документов, регламентирующих обеспечение охраны труда на всех этапах жизненного цикла.
Каждый нормативный документ является уникальным и несет в себе определенные сведения о средствах ПРС. Проведённый анализ показал, что нет ни одного документа, который бы полностью регламентировал организацию сетей ПРС на всех этапах жизненного цикла. Вопросы снятия с эксплуатации и утилизации в имеющихся документах не рассматриваются. Некоторые документы несут
Концепция системы
только общую информацию об аппаратуре, которая применяется для организации сети поездной радиосвязи на одном и/или нескольких этапах ее жизненного цикла. В других документах содержится информация о конкретной аппаратуре, но только для определенного этапа жизненного цикла сети. Но нельзя забывать и о таком важном требовании, как мониторинг систем и сетей радиосвязи, целью которого является своевременное выявление и устранение проблем их функционирования. Требования к мониторингу есть только в документах на новую аппаратуру.
Определение функций ^ '—^
Анализ риска ^ ......
Системные требования
Рисунок 1. Этапы жизненного цикла согласно ЕЫ 50126-1
Каждый этап жизненного цикла аппаратуры ПРС имеет свою специфику, которая должна быть учтена при оценке его обеспеченности нормативными документами. Для получения численной оценки обеспеченности нормативной базой, регламентирующей организацию сетей поездной радиосвязи на всех этапах жизненного цикла сети, разделим нормативную базу на два вида документов (общий и частный). Введем понятия этих двух видов документов. Под общим документом понимается документ, содержащий общие требования к применяемой аппаратуре (стационарная радиостанция, возимая радиостанция и т.д.), на данном этапе жизненного цикла. Под частным - документ, содержащий требования к конкретной аппаратуре (указан
тип аппаратуры), которая эксплуатируется при организации поездной радиосвязи на данном этапе жизненного цикла. К частным документам относятся «Технологические карты», «Руководство по эксплуатации средств радиосвязи» и др. [7].
Для оценки обеспеченности аппаратуры нормативной базой на всех этапах её жизненного цикла, с учётом выполнения требований охраны труда введем условный коэффициент обеспеченности нормативной базой:
- если данный этап жизненного цикла полностью обеспечен нормативными документами, то присваиваем коэффициенту значение 1;
- если данный этап жизненного цикла не обеспечен нормативными документами, то присваиваем коэффициенту значение 0.
Согласно приведенной выше классификации в сетей поездной радиосвязи на всех этапах жизнен-таблице 1 представлены коэффициенты обеспечен- ного цикла сети с учетом требований по охране ности нормативной базой, регламентирующей ис- труда для каждого вида документа. пользование средств радиосвязи для организации
Таблица 1
Сводная таблица обеспеченности нормативной базой, регламентирующей использование средств радиосвязи для организации сетей поездной радиосвязи на всех этапах жизненного цикла сети с учетом требований по охране труда
Этапы жизненного цикла
Наименование аппаратуры Вид документа проектирование внедрение эксплуатация техническая эксплуатация Снятие с эксплуатации и утилизация Охрана труда
РС-46М общий 1 1 1 1 0 0,8
частный 1 1 1 0 0 0,6
РС-46МЦВ общий 1 1 1 1 0 0,8
частный 0 1 1 0 0 0,6
РВ-1МЦ общий 1 1 1 1 0 0,8
частный 0 1 1 0 0 0,6
Оценка обеспеченности нормативной базой проводится для каждого вида аппаратуры.
В связи с тем, что обеспеченность нормативными документами по охране труда должна рассматриваться на каждом этапе жизненного цикла, а максимально возможное значение суммарного коэффициента обеспеченности документами по охране труда на всех этапах жизненного цикла равно единице, то для оценки обеспеченности до-
кументами по охране труда по каждому этапу максимальное значение коэффициента принимаем равным 0,2, (0,2*5 этапов = 1). В этом случае максимально возможное значение суммарного коэффициента обеспеченности документами по охране труда на всех этапах жизненного цикла равно единице (0,2*5 этапов = 1). В таблице 2 представлены результаты оценки обеспеченности нормативной базой по охране труда.
Таблица 2
Сводная таблица обеспеченности нормативной базой, регламентирующей использование средств радио-
Этапы жизненного цикла
Наименование аппаратуры Вид документа проектирование внедрение эксплуатация техническая эксплуатация снятие с эксплуатации и утилизация I
РС-46М общий 0,2 0,2 0,2 0,2 0 0,8
частный 0 0,2 0,2 0,2 0 0,6
РС-46МЦВ общий 0,2 0,2 0,2 0,2 0 0,8
частный 0 0,2 0,2 0,2 0 0,6
РВ-1МЦ общий 0,2 0,2 0,2 0,2 0 0,8
частный 0 0,2 0,2 0,2 0 0,6
Для оценки обеспеченности нормативной базой (готовности нормативной базы) аппаратуры на всех этапах ее жизненного цикла с учетом выполнения требований охраны труда воспользуемся следующей формулой (см. таблицу 1):
К
i=1
n '"О "Ч
II K +£ к
V м
x=1
Г .НБ.
m ■ n
где кг.нб. - интегральный коэффициент обеспеченности нормативной базой, регламентирующей использование средств радиосвязи для организации сетей ПРС на всех этапах жизненного цикла сети с учетом выполнения требований охраны труда;
K - условный коэффициент обеспеченности нормативной базой, регламентирующей использование средств радиосвязи для организации сетей ПРС на каждом этапе жизненного цикла сети с учетом выполнения требований охраны труда, K=0^1;
п - количество видов аппаратуры, применяемой для организации ПРС;
m - количество этапов жизненного цикла с учетом выполнения требований охраны труда при организации сетей ПРС;
mО - количество этапов жизненного цикла с учетом выполнения требований охраны труда при организации сетей ПРС для оценки обеспеченности общими документами;
mЧ - количество этапов жизненного цикла с учетом выполнения требований охраны труда при организации сетей ПРС для оценки обеспеченности частными документами.
Заключение
Расчет по предложенной формуле позволяет получить численную оценку обеспеченности аппаратуры и сетей ПРС нормативной базой (готовности нормативно базы) на всех этапах их жизненного цикла. При полной обеспеченности нормативными
документами Кг ж = 1. Представленная методика
оценки обеспеченности аппаратуры и сетей ПРС нормативной базой позволяет обосновать требования по разработке новых или доработке действующих, но неполных документов.
Список литературы
1. Безродный, Б.Ф. Обеспечение качества и надежности электротехнических устройств железнодорожной автоматики и телемеханики / Б.Ф. Безродный, Ю.А Торопов // Труды Международного
симпозиума «Надежность и качество». - 2007. -№2. - С. 237-239.
2. Зайцев А.А. Современная нормативная база обеспечения безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта / А.А. Зайцев, В.В. Шматченко, П.А. Плеханов, Д.Н. Роенков, В.Г. Иванов, // Транспорт Российской Федерации. -2015. - № 5 (60) - С. 60-63.
3. Наседкин О.А. Нормативное обеспечение основных процессов в хозяйстве АиТ / О.А Наседкин // Автоматика связь информатика. - 2013. -№10. - С. 29-30.
4. Постановление Правительства РФ от 15.09.2009 №753 (ред. 24.03.2011) «Об утверждение технического регламента и безопасности машин и оборудования». - 29 с
5. Родигина, Т.М. Управление качеством функционирования системы технологической железнодорожной радиосвязи на основе принципов стандартов ISO 9000:2000: автореф. дис. ... канд. тех. наук: 05.12.13 / Родигина Татьяна Мечиславовна. -СПб., 2006. - 28 с.
6. Терентьев, А.В. К вопросу развития системы управления жизненным циклом автомобиля / А.В. Терентьев, А.И. Беляев А.И. // Транспорт Российской Федерации. - 2015. - № 5 (60). - С. 57-59.
7. Яронова, Н.В. Метод оценки обеспеченности нормативной документацией аппаратуры поездной радиосвязи на всех этапах её жизненного цикла на железных дорогах Республики Узбекистан / Д.Н. Роенков, Н.В. Яронова // Труды 70-ой межвузовской научно-технической конференция СПбНТОРЭС им. А.С. Попова, посвященной Дню радио: сборник трудов. Секция: «Телекоммуникации на железнодорожном транспорте», (труды конференции 21-29 апреля 2015).- СПб: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», - 2015. - С. 249-250.
8. EN 50126 Railway applications - The specification and demonstration of Reliability, Availability, Maintainability and Safety (RAMS) Железнодорожные приложения. Обоснование требований по надёжности, готовности, ремонтопригодности и безопасности и подтверждение их выполнения. European Committee for Electrotechnical Standardization (CENELEC)