Каримов Н.Г.,
д.э.н., профессор, начальник отдела контролю за качеством образования Ташкентского государственного экономического университета E-mail:norboy. [email protected] Мирхаетов М.М.,
соискатель Банковско-финансовой академии Республики Узбекистан
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
В данной статье рассматривается вопросы совершенствования национальной системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Дана оценки проделанной работе в последнее годы. Определена роль банковского внутреннего контроля в противодействии легализации незаконных доходов. Разработаны рекомендации по совершенствованию системы внутреннего контроля в противодействии легализации незаконных доходов в банковской сфере.
Ключевые слово: отмывание денег; легализация; противодействие; нелегальные доходы; международная система; национальная система; внутренний контроль; международные стандарты; преступная деятельность; стратегия; политика; правила; риски.
N.G Karimov, M.M. Mirkhayotov
IMPROVEMENT OF THE NATIONAL SYSTEM FOR COMBATING MONEY
LAUNDERING AND TERRORIST FINANCING IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
This article examines the issues of improving the national system for combating money laundering and terrorist financing (AML/CFT). The evaluation of the work done in recent years is given. The role of bank internal control in counteracting the
legalization of illegal incomes has been determined. A recommendation has been made to improve the system of internal control in counteracting the legalization of illegal profits in the banking sector.
Keywords: laundering of money; legalization; counteraction; illegal incomes; international system; national system; internal control; international standards; criminal activity; strategy; policy; regulations; risks.
В условиях наращивания процессов глобализации мировой экономики остро встает вопрос обеспечения экономической безопасности, как страны в целом, так и ее финансовых, банковских и экономических служб.
В настоящее время практически во всех финансовых, банковских и экономических службах Республики Узбекистан организован внутренний контроль по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности и финансированию терроризма. Однако, этот процесс требует постоянного совершенствования.
В последние годы в Узбекистане ускоренными темпами осуществляется созидательная работа, направленная на коренное улучшение качества жизни населения, а также укрепляются правовые основы и совершенствуются институциональные механизмы ведения бизнеса, принимаются меры по повышению инвестиционной привлекательности страны. Вместе с тем продолжают иметь место факты хищения и нецелевого использования бюджетных средств, что отрицательно влияет на эффективность проводимых широкомасштабных реформ.
Современное развитие рыночных отношений и необходимость защиты добросовестных субъектов предпринимательства также требуют кардинального пересмотра форм и методов борьбы с экономическими преступлениями, своевременного выявления механизмов формирования «теневой экономики», каналов неконтролируемого оттока иностранной валюты, а также усиления системной работы по оптимизации
импорта и стимулированию экспорта отечественных товаров.
В связи с этим 23 мая 2018 года издан указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному повышению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию механизмов борьбы с экономическими преступлениями.
В соответствие данного указа установлены основные задачи и функция Департамента по борьбе с экономическими преступлениями, а также утверждено положение о Департаменте и программа мер по совершенствованию деятельности. В настоящее время, Департамент по борьбе с экономическими преступлениями является самостоятельным специализированным правоохранительным органом при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, доследственную проверку и дознание по экономическим и коррупционным преступлениям.
Программа мер по совершенствованию деятельности Департамента предусматривает повышение эффективности борьбы с экономическими преступлениями и обеспечение межведомственного и международного взаимодействия, дальнейшее совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также их подбора и расстановки, совершенствование деятельности по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, внедрение в деятельность Департамента и его территориальных подразделений современных информационно-коммуникационных технологий и дальнейшее улучшение материально-технической базы Департамента и его территориальных подразделений, социальной защиты и жилищно-бытовых условий их сотрудников.
На сегодняшней день, для банковского сектора одним из основных инструментов контроля за выполнением мероприя-
тий, направленных на ПОД/ФТ, является система внутреннего контроля.1
На наш взгляд для эффективной организации система внутреннего контроля банковского сектора Республики Узбекистан необходимо решить следующие проблемы:
1. Из-за отсутствия специальных программ процесс выявления фактов и признаков сомнительных и подозрительных операций выполняется сотрудниками службы внутреннего контроля вручную. Такое положение дел может отрицательно сказаться на полноте охвата контролем за подозрительными операциями клиентов банка.
В связи с этим настоятельно требуется автоматизация и интегрирование в АБТ (Автоматизированные банковские системы) процедуры выявления сомнительных и подозрительных операций.
Совершенствование процесса контроля уменьшит риск необнаружения, сократит время проведения его и будет способствовать эффективному выявлению и пресечению сомнительных и подозрительных операций.
2. В соответствующих компетентных органах имеется особый Перечень лиц, формируемый на основании сведений, представляемых государственными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, и другими компетентными органами Республики Узбекистан, а также сведений, полученных по официальным каналам от компетентных органов иностранных государств и международных организаций. Однако, коммерческие банки не имеют доступа к базе данных Перечня. Это обстоятельство ограничивает деятельность коммерческих банков при выполнение своих задач, установленных законодательством. В то время как одной из основных задач системы внутреннего контроля
1 Шаманила Е. И. «Противодействие легализации незаконных доходов в банковской системе Российской Федерации: опыт и пути развития». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва-2014.г - 157 с.
коммерческих банков является выявление среди участников подозрительных операций, путем сверки с Перечнем (Согласно абзаца 8 пункта 3 Главы 1 действующего Правила). В связи с этим считаем необходимым предоставить коммерческим банкам допуск к базе данных Перечня соответствующего уполномоченного государственного органа.
3. В условиях широкомасштабных реформ в области тарифной и денежно-кредитной политики, а также либерализации валютного регулирования, по нашему мнению, требуется пересмотр действующих некоторых критериев и признаков сомнительных и подозрительных операций.
Например, Операция признается сомнительной при наличии одного из следующих критериев и признаков: обращение клиента за снятием наличных денежных средств ранее поступивших на его счет в течение периода, не превышающего 3 банковских дней с момента поступления, в размере, равном или превышающем 100-кратный размер минимальной заработной платы; (Согласно пункта 48 Главы 4 действующего Правила).
4. Служба внутреннего контроля в целях оформления осуществляемых мер должна обеспечить специальными журналами все свои подразделения (занимающиеся получением, анализом и передачей сообщений о сомнительных и подозрительных операциях) и ответственных сотрудников. В этом журнале должна отражаться вся информация об операции (порядковый номер и дата внесения информации в специальный журнал; наименование клиента (с указанием уникального кода клиента); вид, сумма и дата осуществления операции; сведения о контрагенте клиента; наименование подразделения, предоставившего информацию об операции; сведения о принятых мерах по операции, в том числе дата и номер передачи сообщения и др.).
Специальный журнал должен быть прошнурован, пронумерован и на его обратной стороне указаны количество страниц, дата (число, месяц, год) начала ведения журнала и подпись руководителя Службы внутреннего контроля.
Считаем целесообразным внедрение ведения в особом порядке специальных журналов в электронном виде.
Также, по нашему мнению, необходимо рассмотреть организационные вопросы системы внутреннего контроля.
Организационная структура системы внутреннего контроля зависит от целого ряда факторов, таких, как организационная структура банка, его размеры и характер деятельности, конкретная область деятельности, в которой применяется тот или иной метод, и т.п. Поэтому невозможно построить универсальную систему внутреннего контроля без учета данных условий.
В связи с этим система внутреннего контроля современного банка, по нашему мнению, должна отвечать следующим принципам:1
- комплексность: включает все виды деятельности банка, а также анализ финансовых нововведений;
- результативность: раскрывать факты мошенничества через систему внутреннего контроля;
- интегрированность: в систему управления рисками;
- регламентированность: устанавливать права и обязанности участников системы;
- законность: не нарушать требования законодательства.
По нашему мнению, каждая кредитная организация должна самостоятельно разрабатывать собственную стратегию, политику и правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в которых наряду с международными и внутренними нормативными документами должны учитываться экономические, политические, географические, организационно-правовые и другие факторы, оказывающие влияние на деятельность кредитной организации, а также учитывающие непосредственную специфику и
1 Шаманила Е. И. «Противодействие легализации незаконных доходов в банковской системе Российской Федерации: опыт и пути развития». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва-2014г. - 158 с.
масштабы деятельности конкретной кредитной организации.1 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному повышению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию механизмов борьбы с экономическими преступлениями» от 23.05.2018 г. http://lex.uz
2.Золотарев Е.В. «Совершенствование системы противодействия легализации преступных доходов и механизмов контроля в кредитных организациях». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва-2014г.
3. Сборник материалов ФАТФ по противодействию финансированию терроризма. Руководство ФАТФ по криминализации финансирования терроризма (Рекомендация 5) Новые риски финансирования терроризма. Москва 2016г.140с.
4. Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. /Пер. с англ.-М.:МУМЦФМ, 2012.-177с.
5. Шаманила Е. И. «Противодействие легализации незаконных доходов в банковской системе Российской Федерации: опыт и пути развития». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва-2014.г
6. ПРАВИЛА внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма в коммерческих банках.
Приложения к постановлению Правления Центрального банка Республики Узбекистан и Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Уз-
1 Шаманила Е. И. «Противодействие легализации незаконных доходов в банковской системе Российской Федерации: опыт и пути развития». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва-2014.г - 164с
бекистан №№ 343-В и 14 от 17 апреля 2017 года. http://lex.uz
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. The decree of the President of the Republic of Uzbekistan "On measures to radically increase the efficiency of using budgetary funds and improve mechanisms to combat economic crimes" of May 23, 2018 http://lex.uz
2.Zolotarev E.V. "Improvement of the system of combating money laundering and control mechanisms in credit institutions". The dissertation author's abstract on competition of a scientific degree of the candidate of economic sciences. Moscow-2014g.
3. Collection of materials of the FATF on combating the financing of terrorism. FATF Guidelines on Criminalization of Terrorist Financing (Recommendation 5) New Risks of Financing Terrorism. Moscow 2016g.140s.
4. Recommendations of the FATF. International standards on combating money laundering, financing of terrorism and financing the proliferation of weapons of mass destruction. / Transl. with angl.- M .: MUMTSFM, 2012.-177s.
5. Shamanila EI "Counteraction to Legalization of Illegal Incomes in the Banking System of the Russian Federation: Experience and Ways of Development". The dissertation author's abstract on competition of a scientific degree of the candidate of economic sciences. Moscow-2014.g
6. RULES of internal control to counteract the legalization of proceeds from crime and the financing of terrorism in commercial banks.
Annexes to the Resolution of the Board of the Central Bank of the Republic of Uzbekistan and the Department for Combating Tax, Currency Crimes and Legalization of Criminal Incomes at the Office of the Procurator-General of the Republic of Uzbekistan No. 343-B and 14 of April 17, 2017. http://lex.uz