9.10. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дубровский Владимир Владимирович, аспирант Академического Международного Института, кафедра «Экономики»
Аннотация: В данной статье приводится существующее законодательное положение инновационной деятельности в Российской Федерации. Анализируются правовые проблемы и пробелы законодательства сложившиеся в данной сфере. Приводится авторская точка зрения по поводу путей их решения.
Ключевые слова: Инновационная деятельность,
правовое регулирование, совершенствование законодательства, инновационное развитие.
IMPROVEMENT OF NATIONAL LEGISLATION IN THE FIELD OF INNOVATION AS A FACTOR OF SUSTAINABLE ECONOMIC DEVELOPMENT
Dubrovsky Vladimir Vladimirovich, graduate student of the Institute of International Academic, department of «Economics»
Annotation: This article contains an existing legislative provision of innovative activity in the Russian Federation. Examines legal issues and gaps in existing legislation in this area. Is the author's point of view about how to address them.
Keywords: Keywords: Innovation, regulation, improving legislation, innovative development.
Инновации в течение долгого периода времени были признаны главным локомотивом экономического роста и считаются могущественной силой,
репродуцирующей условия для устойчивого развития и способной как институциональной системе, решать сложные вопросы в будущем, проблемы будущего и опережать сегодняшние, для комфорта и удобства граждан. Понятия «инновации» и «инновационная деятельность» для законодательства Российской Федерации являются новыми и отсутствует практика судебных решений, поэтому вызывают целый комплекс проблем, связанных с их правовой регламентацией, развитием: отсутствие понятийного аппарата, недостаточное исследование субъектов инноваций, признаков инноваций, которые необходимы для инновационной деятельности.
Правовая законодательная база Российской Федерации включает в себя:
- Гражданский кодекс РФ;
- Уголовный кодекс РФ (в части уголовной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности);
- Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ О «науке и государственной научно-технической политике»;
- Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»;
- Закон РФ от 2 3 сентября № 35 20-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.);
- Закон РФ от 23 сентября 2002 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;
- Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. от 9 июля 2002 г.);
- Закон РФ от 6 августа 1993 г. № 5605-1 «О селекционных достижениях».
Даже при наличии такой разветвленной базы законодательных актов правовое регулирование инновационной инфраструктуры встречается со множеством проблем правового характера: А именно -все нормативно правовые акты регулируют узкий подход законодателя, не регулируя всю отрасль в целом, а поскольку предмет инновационной деятельности является комплексным, то его регулирование сложно представить в одной ипостаси времени - отсутствует почти полностью правовое регулирование федерального уровня управления такими проектами. Например, на федеральном уровне должным образом не определен сам аппарат понятий для построения законодательной базы. Само понятие уже существует в региональном законодательстве, в отличие от уровня всей России.
Если в некоторых субъектах Российской Федерации, к примеру, в Саратовской области1 и Белгородской области были приняты соответствующие нормативные правовые акты, единого, объединяющего закона об инновациях на федеральном уровне до сих пор не принято и не рассматривается.
Так, закон Белгородской области указывает на деятельность, связанную с трансформацией инновационных идей (это исследования в области науки, разработок, опытно-конструкторские работы и какие-либо другие научно-технические достижения) в новый или усовершенствованный продукт, реализуемые в экономическом обороте, в том числе в области биоэнергетики и биотехнологий.
Но в тоже время, нет такого федерального закона, единого для всех, который не только просто закрепил понятия «инновация» и «инновационная деятельность», но и установил общие принципы ее реализации в РФ. Также, субъектами Российской Федерации должны быть установлены границы правового регулирования инновационной
деятельности.
Разработка региональных и межрегиональных инновационных программ - не основная функция органов власти субъектов РФ. В их обязанности входит еще принятие нормативных актов, которые будут регулировать отдельные аспекты
1 Дозорцев В.А. Интеллектульные права: Понятие.Система.Задачи кодификации: сборник статей//Исследовательский центр частного права.М.,2003.С.143.
2 Белгородская область от 1 октября 2009г, №296 «Об инновационной деятельности...»
Бизнес в законе
4’2013
инновационной деятельности. Цель такого регулирования нормативных правовых актов в сфере инновационной деятельности - это установление форм и методов государственной поддержки конкретной деятельности за счет средств бюджета субъекта Федерации. Акты субъекта Федерации должны сочетаться с другими актами и отражать цель и задачи регулирования. А для того, чтобы обеспечить применение единых форм и методов поддержки Законодательство субъектов Федерации должно совмещать в себе регулирование форм и методов поддержки инновационной и научно-технической деятельности.
Также следует учитывать, что законодательство в данной области должно быть достаточно гибким, поскольку изменения в данной среде не поспевают за развитием сложившейся ситуации и не охватывают полностью все то, что необходимо для развития инноваций. Больше всего это относится к специальному режиму налогообложения
инновационных предприятий. Как показывает мировой опыт, основным видом налоговых стимулов для развития инновационной среды государства являются налоговые льготы .
В Налоговом кодексе Российской Федерации налоговая льгота определяется как предоставляемая
4
отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены налоговые льготы для субъектов, производящих НИОКР, а также для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон.
В настоящее время главой 25 Налогового кодекса РФ при расчете суммы налога на прибыль организаций предпринимателю предоставлена возможность в полтора раза увеличить расходы на НИОКР и тем самым уменьшить сумму налога.
С момента вступления в силу (1 января 2012 г.) положений уже упомянутого федерального закона от 7 июня 2011 г. № 132-ФЗ налогоплательщик при отнесении затрат на расходы на НИОКР будет руководствоваться более регламентированным перечнем.
Также теперь налогоплательщику предоставляется право признать расходами на НИОКР суммы расходов на оплату труда работников, привлеченных для осуществления иной деятельности, не связанной с исследованиями и разработками.
Возможно, с улучшением налоговых условий число компаний, использующих инновации в своей деятельности, возрастет. Сегодня, по разным оценкам, таких предприятий всего 5 процентов165.
Система налоговых стимулов в России в большей степени нацелена на поддержку создателей
3 Атабиева Е.Л., Боровская О.И. Налоговое стимулирование инновационной деятельности // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г.
Шухова. 2006. №2. С. 18
4 Соколов М.М. Фантом в теории налогооблажения: о кривой Арутра Лаффера//
Все о налогах.2008. №12.С. 8.
5 Мамедов А.А. Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования//Налоги.2009.№5.С.39.
инноваций, а не их потребителей, в то время как в Европе разработаны целые государственные программы по поощрению последних, что способствует повышению спроса, а косвенно и росту предложений новых продуктов.
Поэтому, правовое регулирование инновационной деятельности реализуется как на международном уровне, так и на уровне РФ и ее субъектов.
Хотя в настоящее время и утверждается достаточно большое количество нормативных актов, законодательная база РФ в сфере инноваций все равно требует существенных изменений. Так, например, необходимо принять федеральный закон о регулировании инновационной деятельности. Например, Федеральный закон «Об инновационной деятельности», который будет в целом регулировать инновационные отношения на федеральном уровне. Тогда в таком законе необходимо учитываться следующие поправки:
1. определение общего содержания таких понятий как: «инновационная деятельность», «инновации», «субъект инновационной деятельности», «результаты инновационной деятельности», «инновационное предприятие», «инновационный продукт» и т.д.;
2. провести четкую границу между такими понятиями,
как: «субъект научной деятельности», «субъект
научно-технической деятельности», субъект «инновационной деятельности;
3. выделение новых органов государственной власти, которые участвуют в осуществлении мер поддержки инновационной деятельности.
Как отметил в своем выступлении В. В. Путин: «Должно существовать единое правовое пространство страны. Региональная правовая база должна быть приведена в соответствие с федеральным законодательством, которое в свою очередь получит серьезное развитие, включая систематизацию
законодательства».
Именно к единому правовому пространству необходимо стремиться при совершенствовании законодательства, регулирующего отношения в сфере инновационной деятельности.
Налоговые льготы не являются единственными мерами стимулирования для занятия инновационной деятельностью и среди инструментов
государственного воздействия выделяются как
косвенные, то есть создающие предпосылки для выбора направлений развития, соответствующих
экономическим целям государства.
Поэтому меры налогового стимулирования инновационной деятельности не стоит воспринимать как самодостаточные для развития отрасли в целом. Стоит еще раз обратить внимание на необходимость устранения законодательной «размытости» в
инновационной сфере: дать легитимные определения понятиям «инновации», «инновационная
деятельность», определить круг субъектов
инновационной деятельности, а также классифицировать их в зависимости от вида деятельности, осуществляемой этими лицами в
инновационном процессе.
В целях недопущения нерационального расходования средств бюджета предлагаем учредить для субъектов инновационной деятельности институт аккредитации. И, наконец, очевидным является тот факт, что, находясь в самом начале пути развития инновационного процесса, государство не в силах
сразу сформировать идеальную систему налогового регулирования такой деятельности. В этой связи, полезными представляются практика зарубежных партнеров, а также собственный опыт, выработанный при реализации проектов по созданию инновационной инфраструктуры, в частности, инновационного центра «Сколково».
На первоначальном этапе необходимо внести изменения и дополнения в общеотраслевое законодательство с тем, чтобы полнее учесть в нем специфику отношений в научно-технической сфере, однако это всё равно потребует в дальнейшем систематизации этих правовых норм, а выделение законодательства об инновациях, в общем, и о научной деятельности в частности также в настоящее время не окажет должного воздействия, ибо загрузит итак переполненную отраслевую законодательную базу.
На данном этапе, по нашему мнению, целесообразно провести следующие мероприятия. Доработать базовое законодательство о науке. Необходимость доработки вызвана тем, что пробелы, которые там существуют, непременно повлекут за собой и пробелы в ныне действующем и создаваемом законодательстве. Прежде всего, нужно полностью и детально сформулировать основополагающие принципы организации научной деятельности в государстве, понятийный и категориальный аппарат. Это, прежде всего, относится к понятию современной науки, её задачам, принципам организации в современных условиях.
Таким образом, правовая основа упрочится, и на этом фундаменте можно будет надстраивать дополнительные правовые институты, основанные на базовом законе и рассчитанные на дальнейшее использование и совершенствование.
Базовое законодательство о науке должно строиться на детально проработанных юридических теоретических концепциях. Концепции должны будут, оперируя прежними устоявшимися понятиями о науке и госрегулировании этой сферы, подвести их и адаптировать к жизни современного общества. Нужно будет создать живое законодательство, которое бы смогло регулировать реальные отношения, и соответствовать им. Необходимо усилить развитие междисциплинарных и межсистемных исследований в экономико-правовой области.
Разработка и издание закона, который не только в общих чертах, но и детально регламентировал бы государственную политику в области инноваций в науку вплоть до задач отдельного ведомства.
Полагаем, что при полной проработке основополагающих вопросов можно будет в полной мере и с полной отдачей развивать инновационные процессы, в экономике как приоритетном направлении современной России.
Список литературы:
1. Гутников О.В. Сопоставительный анализ и оценка законодательных моделей регулирования инновационной деятельности // Законодательство и экономика. № 10. 2006. С. 20;
2. Волынкина М. В. Правовое регулирование инновационной деятельности: проблемы теории. М.: Аспект Пресс. 2007. С. 55;
3. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 39 (часть 2). С. 371-427;
4. Выступление В. В. Путина «О стратегии развития России до 2020 года» // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. № 4. 2008. С. 6;
5. Мамедов А.А. Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования // Налоги. 2009. № 5. С. 39;
6. Собрание законодательства Российской Федерации 26.08.1996, №35, ст. 4137. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года. Утверждена Межведомственной комиссией по научно - инновационной политике 15.02.2006 г;
7. Атабиева Е.Л., Боровская О.И. Налоговое стимулирование инновационной деятельности // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2006. №2. С. 18;
8. Соколов М.М. Фантом в теории налогообложения: о кривой Артура Лаффера //Все о налогах. 2008. № 12;
9. Худокормова О.И. Правовое регулировании инновационной деятельности в Российской Федерации. Автореф. Дис.канд. юрид. наук. М., 2010. С. 10;
10. Дубровский В.В. Развитие инновационной ифраструктуры как фактор устойчивого экономического развития страны // Бизнес в законе. №3. 2013. С. 177.
Reference list:
1. Gutnikov O.V. A comparative analysis and evaluation of models of legal regulation of innovation / / The law and economics. Number 10. 2006. P. 20;
2. Volynkina M.V. Legal regulation of innovation: theory. Moscow: Aspect Press. 2007. P. 55;
3. Interparliamentary Assembly of the Commonwealth of Independent States. 2007. Number 39 (Part 2). P. 371-427;
Speech by Vladimir Putin, "Russia's Development Strategy to 2020" / / Intellectual property. Copyright and related rights. Number 4. 2008. P. 6;
4. Mamedov A.A. Innovation in Russia: problems of legal regulation / / Taxes. 2009. Number 5. P. 39;
5. Collection of Laws of the Russian Federation, 26.08.1996, Number35, art. 4137. The strategy of development of science and innovation in the Russian Federation until 2015. Approved by the Inter-Ministerial Commission for Science - Innovation Policy 15.02.2006;
6. Atabieva E.L., Bohr OI Tax incentives for innovation / / Bulletin of the Belgorod State Technological University. V.G. Shukhov. 2006. Number
2. P. 18;
7. Sokolov M.M. Phantom in the theory of taxation: on Arthur Laffer curve / / Everything about taxes. 2008. Number 12;
8. Hudokormova O.I. The legal regulation of innovation in the Russian Federation. dissertation of the candidate of legal sciences. Moscow, 2010. P. 10;
9. Dubrovsky V.V. The development of innovation infrastructure as a factor of sustainable economic development of the country / / Business-in-law. Number 3. Of 2013. P. 177.
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью Дубровского В. В. «Совершенствование национального законодательства в области инновационной деятельности как фактор устойчивого экономического развития» В данной статье автор характеризует настоящее законодательное положение инновационной деятельности в Российской Федерации. Перечисляет и анализирует правовые проблемы законодательства, приводится авторская точка зрения о возможных вариантах их решения. Полагает, что необходимо создать такое законодательство, которое смогло регулировать реальные отношения. Также считает, что усиление развития междисциплинарных и межсистемных исследований в экономикоправовой области благотворно повлияет на базовое законодательстве в научной сфере.
Данная тема является весьма актуальной, поскольку понятие «инновационная деятельность» для нашего законодательства является новым, в связи с этим фактом возникает масса проблем, связанные с правовой регламентацией, отсутствием понятийного аппарата, недостаточным объемом знаний о субъектах инновации.
Анализируя данную статью, полагаю, что статья Дубровского В. В. «Совершенствование национального законодательства в области инновационной деятельности как фактор устойчивого экономического развития» достойна быть опубликованной в ведущем научном рецензируемом журнале.
Доцент, к.т.н
С. В. Русаков