DOI: 10.24412/2304-6139-2022-52-5-165-170 EDN: IRGEXO
М.А. Коровина - к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар,[email protected],
M.A. Korovina - candidate of economic sciences, associate professor of the department of accounting theory, Kuban state agrarian university, Krasnodar;
М.А. Добрунова - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и финансы», Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, Краснодар, [email protected],
M.A. Dobrunova - candidate of economic sciences, associate professor of the department of economy and Аш^е, Krasnodar branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Krasnodar;
С-А.Ш. Довтаев - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов, Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, Грозный,
S-A.Sh. Dovtaev - candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics and economic security of industries and enterprises, Institute of economics and finance, Chechen state university named after A.A. Kadyrov, Grozny.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ IMPROVEMENT OF TAX ACCOUNTING AND INTERNAL TAX CONTROL
Аннотация. Система налогообложения в Российской Федерации является довольно сложной трудоемкой ввиду наличия значительных административных, финансовых и уголовных санкции за нарушение налогового законодательства. Кроме того, присутствует огромное число спорных арбитражных дел по налоговым вопросам. От размера налоговых платежей и существенности налоговых рисков зависит стабильность финансового положения каждого экономического субъекта. Для повышения эффективности деятельности любого предприятия необходима система внутреннего контроля. Для управления налоговыми обязательствами необходим системный подход к построению системы управления. Поэтому оптимальная организация налогового учета является важным инструментом управления.
Статья посвящена вопросам совершенствования налогового учета по налогу на прибыль и характеристике модели системы внутреннего контроля, состоящей из четырех этапов: оценка системы, разработка методической основы, построение эффективной системы и совершенствование механизма проверки качества информации. Для создания эффективной системы службы налогового контроля предложен комплекс показателей. В ходе проведения внутреннего налогового контроля приводится перечень основных рисков, которые существуют или, возможно, появятся в бизнес-процессе, оказывающих влияние на результат бизнес-процесса, раскрывается методика оценки этих рисков. Разработаны мероприятия для предупреждения и сокращения рисков.
Данная модель будет способствовать повышению эффективности системы налогового контроля и, соответственно налоговой эффективности организации. Система внутреннего контроля расчетов с бюджетом позволит сократить объем налоговых доначислений по результатам налоговых проверок.
Abstract. The taxation system in the Russian Federation is quite complicated due to the presence of significant administrative, financial and criminal sanctions for violation of tax legislation. In addition, there is a huge number of controversial arbitration cases on tax issues. The stability of the financial situation of each economic entity depends on the amount of tax payments and the materiality of tax risks. To improve the efficiency of any enterprise, an internal control system is required. To manage tax liabilities, a systematic approach to building a management system is required. Therefore, the optimal organization of tax accounting is an important management tool.
The article is devoted to improving tax accounting for income tax and characterizing the model of the internal control system, which consists of four stages: system assessment, development of a methodological basis, construction of an effective system and improvement of the information quality verification mechanism. To create an effective system of the tax control service, a set of indicators is proposed. During internal tax control, a list of the main risks that exist or may appear in the business process that affect the result of the business process is provided, and a methodology for assessing these risks is disclosed. Measures have been developed to prevent and reduce risks.
This model will help to improve the efficiency of the tax control system and, accordingly, the tax efficiency of the organization. The system of internal control of settlements with the budget will reduce the amount of tax additional charges based on the results of tax audits.
Ключевые слова: налоговый учет, внутренний налоговый контроль, оценка, диагностика
Keywords: tax accounting, internal tax control, evaluation, diagnostics
В настоящее время в налоговом учете существует немало спорных вопросов, качающихся формирования налоговой базы по налогу на прибыль. Одна из актуальных проблем - различия между бухгалтерским и налоговым учетами. С целью устранения данных различий введено ПБУ 18/02 Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль».
Проблемные моменты требуют своих решений на уровне налогового законодательства и заключаются в доработке и совершенствованию налогового учета в неразрывной связи и максимальном сближении с нормами бухгалтерского учета.
Рядом авторов предлагаются мероприятия по усилению регулирующей роли налога на прибыль организаций и введению преференций для развития и стимулирования предпринимательской деятельности, такие как:
1) расчет налога на прибыль представляет собой довольно трудоемкий процесс из-за большого документооборота и большого количества проблемных вопросов;
2) нормирование расходов по процентам по долговым обязательствам. В настоящее время они недостаточно двойственны: довольно трудоемки для добросовестных налогоплательщиков и, одновременно, создают возможность ухода от налогообложения путем незаконного отнесения процентов на расходы;
3) сокращение возможных вариантов минимизации налоговых платежей путем перенесения убытков реорганизуемых или приобретаемых организаций на будущие периоды;
4) установление порядка налогообложения экономической выгоды в случаях, когда одна организация предоставляет другой взаимосвязанной беспроцентные займы.
Одним из проблемных вопросов расчета налога на прибыль - авансовый характер его платежей в отчетных периодах: очень сложно спрогнозировать финансовый результат за последующий период, за который уплачивается авансовый платеж на основе прибыли отчетного периода.
На основании ст. 286 ч. 2 НК РФ авансовые платежи по налогу на прибыль рассчитываются следующим образом: «... Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.».
На основании этой же статьи «..Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.».
Сравним расчет двух вариантов уплаты авансовых платежей за 2021 г. на конкретном примере. Фактически полученная коммерческой организацией прибыль за 2021 г. помесячно приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Фактически полученная прибыль организации, 2021 г.
Месяц Сумма, руб. Месяц Сумма, руб.
Январь 9725462 Июль 9564445
Февраль 9564213 Август 10452223
Март 9652345 Сентябрь 10578456
Апрель 10340763 Октябрь 10456721
Май 8754111 Ноябрь 9856421
Июнь 8956774 Декабрь 10752246
ИТОГО 118654180
Рассмотрим порядок расчета авансовых платежей по налогу на прибыль организаций двумя способами, используя фактические данные 1 полугодия 2021 г.
Первый вариант, применяемый в организации:
1. Рассчитываются ежемесячные авансовые платежи исходя из выручки предыдущего квартала. Ежемесячный авансовый платеж в 4 квартале 2020 г. составил 2036542 руб. Тогда в 1 квартале 2021 г. организация уплачивает авансовые платежи в размере 2036542 руб. Он уплачивается по срокам 28 января 2021 г., 28 февраля 2021 г. и 28 марта 2021 г.
2. Квартальный авансовый платеж по итогам 1 квартала 2021 г. составляет 5788404 руб. (9725462 + 9564213 + 9652345) х 20 %.
3. Ежемесячный авансовый платеж во 2 квартале рассчитывается по итогам 1 квартала как 1/3 квартального авансового платежа по итогам 1 квартала: 5788404 / 3 = 1929468 руб. Он уплачивается по срокам: 28 апреля 2021 г., 28 мая 2021 г. и 28 июня 2021 г.
Порядок расчета авансовых платежей по налогу на прибыль организаций по первому варианту, применяемому организацией представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Порядок расчета ежемесячных авансовых платежей организации, 1 полугодие 2021 г.
Месяц Порядок расчета Сумма, руб.
Авансовые платежи в 1 квартале 2021 г.
Январь 2036542
Февраль 6109626/3 2036542
Март 2036542
Всего 6109626
Налог на прибыль организаций за 1 квартал 2021 г. (9725462 + 9564213 + 9652345)х 20 % 5788404
Налог на прибыль к уменьшению за 1 квартал 2021 г. 6109626-5788404 321222
Авансовые платежи во 2 квартале 2021 г.
Апрель 1929468
Май 5788404/3 1929468
Июнь 1929468
Всего 5788404
Налог на прибыль организаций (9725462 + 9564213 + 9652345 + 10340763 + 8754111 + 11398734
за полугодие 2021 г. 8956774)х20 %
Налог на прибыль к уменьшению по итогам полугодия 2021 г. 6109626+5788404 - 11398734 499296
Рассмотрим порядок расчета авансовых платежей по налогу на прибыль организаций исходя из фактической прибыли по данным организации. Ежемесячный авансовый платеж рассчитывается умножением фактически полученной налогооблагаемой прибыли на ставку налога 20 %. Например, в январе 2021 г. сумма ежемесячного авансового платежа
Причем при переходе налогоплательщика, исчислявшего ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода сумма указанного ежемесячного платежа, подлежащего уплате в первом квартале налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия предыдущего налогового периода.
Сравним полученные расчеты с авансовыми платежами, которые платила организация в 1 полугодии 2021 г. (таблица 3).
Таблица 3 - Сравнение ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль организаций исходя из данных предыдущего квартала и исходя из фактической прибыли, 1 полугодие 2021 г.
Показатель Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
Налогооблагаемая прибыль 9725462 9564213 9652345 10340763 8754111 8956774
Авансовый платеж, применяемый организацией (исходя из данных предыдущего квартала) (первый вариант) 2036542 2036542 2036542 1929468 1929468 1929468
Авансовый платеж исходя из фактической прибыли (второй вариант) 1820616 1820616 1820616 2068153 1750822 1791355
Отклонение первого варианта от второго 215926 215926 215926 -138685 178646 138113
На наш взгляд второй вариант уплаты ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль организаций является более приоритетным для организации, т. к. напрямую зависит от фактической прибыли.
Повышение прозрачности бизнеса для коммерческих организаций в настоящее время особенно актуально, т. к. в настоящее время ужесточились требования налоговых органов, нарушения в данной области создают вероятность значительных финансовых санкций со стороны государства. Все это создает дополнительную нагрузку на бухгалтерскую службу организации. Большое внимание уделяется обеспечению соблюдения требований законодательства. На наш взгляд, решение данной проблемы возможно путем усиления роли налогового планирования и управления налоговыми рисками.
Для решения данной проблемы нами предлагается комплекс мероприятий, которые будут способствовать повышению эффективности системы налогового контроля и, соответственно налоговой эффективности (таблица 4).
Таблица 4 - Комплекс мер, направленных на повышение эффективности системы внутреннего
налогового контроля
Мероприятие внутреннего налогового контроля (ВНК) Характеристика мероприятия ВНК
Оценка системы ВНК 1. Анализ текущего состояния системы ВНК. 2. Изучение полномочий и ответственности служб, ответственных за ВНК. 3. Тестирование процедур ВНК и мониторинг средств контроля.
Разработка методической основы ВНК 1. Разработка методик по налоговому учету и ВНК. 2. Разработка методик управления рисками.
Построение эффективной системы ВНК 1. Определение целевого уровня налоговой эффективности. 2. Разработка бизнес-процессов в целях налогообложения 3. Формирование системы управления налоговыми рисками.
Совершенствование механизма проверки качества информации 1. Контроль информационных систем. 2.Управление информационными потоками и обеспечение информационной безопасности.
На первом этапе для оценки эффективности и результативности системы ВНК предлагаем использовать показатели, приведенные в таблице 5.
Таблица 5 - Показатели, используемые для оценки эффективности системы внутреннего
налогового контроля
Показатель Порядок расчета
Коэффициент результативности ВНК (Крвнк) Налоговая экономия Сумма налогов
Налоговая экономия Сумма налоговых льгот + Сумма отмененных налоговых санкций -Сумма налоговых санкций
Для совершенствования системы ВНК предлагаем следующие мероприятия:
1. Разработать внутренние документы-регламенты, которые формализуют процедуры ВНК и управления рисками.
2. В должностные инструкции сотрудников, ответственных за ведение налогового учета и его контроль внести следующие должностные обязанности (таблица 6).
3. Для сотрудников, занимающихся ведением налогового учета и налоговым контролем, установить показатели, оценивающие результативность их работы: коэффициент результативности ВНК и показатель налоговой экономии.
4. Проводить постоянный мониторинг налогового законодательства и судебной практики по вопросам налогообложения и ведения налогового учета.
Далее рассмотрим мероприятия второго этапа «Разработка методической основы ВНК».
Во-первых, это разработка методических документов налогового учета и внутреннего налогового контроля: учетная политика для целей налогообложения, аналитические налоговые регистры, документооборот и внутренние регламенты ведения налогового учета и ВНК.
Во-вторых, это разработка методик управления налоговыми рисками: разработка внутрихозяйственной методики управления налоговыми рисками; разработка налогового календаря и рекомендаций по соблюдению налоговых платежей; оценка методологии горизонтального налогового мониторинга добровольной сверки расчетов с налоговыми органами.
На третьем этапе «Управленческие налоговые процедуры» проводится налоговое бюджетирование, контроль за исчислением и уплатой налогов и производится расчет налоговой эффективности.
Под налоговой эффективностью понимается построение такой системы бизнес-процессов, чтобы налогообложение было оптимальным, налоговые риски и затраты на их осуществление были
минимальны, при одновременном увеличении стоимости компании и росте ликвидности оборотного капитала. Иначе говоря, налоговая эффективность должна способствовать максимизации прибыли при минимизации налогов. Определение уровня налоговой эффективности включает в себя оценку налоговой нагрузки, налоговое планирование, анализ налоговых рисков и процедуры налоговой оптимизации.
Для того, чтобы минимизировать налоговые риски и оптимизировать затраты, необходимо использовать механизм налогового планирования.
Эффективное налоговое планирование заключается в следующем:
1) разработка оптимальной и рациональной учетной политики для целей налогообложения;
2) осуществление своевременного оформления и правильного учета затрат, на производство;
3) снижение налоговых платежей за счет применения налоговых льгот, установленных законодательством.
Таблица 6 - Должностные обязанности работников, ответственных за ведение налогового учета и налоговый контроль
Задача Должностные обязанности
Методическое обеспечение налоговой работы 1. Участие в разработке регламентирующих документов (Устав, Учетная политика, другие локальные нормативные акты). 2. Мониторинг налогового законодательства и судебной практики. 3. Выбор схемы налогообложения. 4. Консультирование по вопросам налогообложения.
Управленческие налоговые процедуры 1. Планирование и составление налогового бюджета. 2. Разработка графиков уплаты налогов. 3. Разработка налоговой политики. 4. Расчет налоговой нагрузки и ее оценка.
Налоговый анализ 1. Оценка динамики налогового законодательства и его влияния на налоговые платежи организации. 2. Выявление факторов, влияющих на налоговые платежи организации. 3. Контроль за своевременной сдачей налоговой отчетности и уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды. 4. Анализ причин несоблюдения сроков сдачи налоговой отчетности и уплаты налогов. 5. Организация и проведение сверки с налоговыми органами. 6. Подготовка и участие в налоговых проверках.
Налоговое планирование позволяет оптимизировать денежные потоки, управлять затратами и прибылью, влияет на ликвидность и финансовую стабильность.
В ходе проведения внутреннего налогового контроля приводится перечень основных рисков, которые существуют или, возможно, появятся в бизнес-процессе, оказывающих влияние на результат бизнес-процесса, раскрывается методика оценки этих рисков. Данные мероприятия помогут выявить и указать возможные риски, присущие бизнес-процессу, что позволит сосредоточить внимание на ключевых рисках и не пропустить их в процессе выполнения внутреннего налогового контроля.
Система управления налоговыми рисками включает в себя целый комплекс мероприятий, включающий в себя их своевременное выявление, оценку и реагирование для их минимизации.
В связи с вышеизложенным, предлагаем следующие мероприятия для предупреждения и сокращения от наступления рисков:
1) регулярно проводить мониторинг нормативно-правовой среды, следить за изменением законодательства в области бухгалтерского учета и налогообложения;
2) разрабатывать учетную политику в области налогового учета, которая обеспечит минимальный налоговый риск;
3) разработать и выполнять контрольные процедуры с целью выявления ошибок в бухгалтерском и налоговом учете;
4) создавать резервы для покрытия налоговых рисков;
5) в случае возникновения неоднозначных и сложных ситуаций своевременно обращаться в налоговые органы для их разъяснения и урегулирования;
6) повышать квалификация сотрудников, ответственных за ведение бухгалтерского и налогового учета.
Источники:
1. Адаменко А.А. Особенности осуществления деятельности и управления на предприятии / Адаменко А.А., Инюкин А.Ф., Петров Д.В. // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 42 (1). С. 10-14.
2. Бережная С.В. Документы и документооборот - основа бухгалтерского дела / Бережная С.В., Коровина М.А. // Формирование экономического потенциала субъектов хозяйственной деятельности: проблемы, перспективы, учет-но-аналитическое обеспечение. Международная научно-практическая конференция студентов. - Майкоп: «Мага-рин О.Г», 2014. - С. 233-236.
3. Власова, Н.С. Транспортный налог и пути его оптимизации / Власова Н.С., Орехов А.А. // Вестник Академии знаний. - 2017. - № 23 (4). С. 70-73.
4. Курина Т.А. Оптимизация налогообложения // Курина Т.А., Коровина М.А. // Формирование экономического потенциала субъектов хозяйственной деятельности: проблемы, перспективы, учетно-аналитическое обеспечение. Международная научно-практическая конференция студентов. - Майкоп: «Магарин О.Г.» - 2014. С. 317-320.
5. Оксанич Е.А. Учетные аспекты снижения налоговых рисков применения ЕСХН / Оксанич Е.А., Старовойтова Е.В., Ясменко Г.Н. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 112. С. 1114-1126.
6. Особенности формирования учетной политики организации в целях бухгалтерского и налогового учета / Н.В. Еремина, Л. А. Барсукова, Э. В. Сокурова, С. С. Арискин // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - № 39(1). - С. 373-379.
7. Рыбянцева, М. С. Реализация и прочее выбытие основных средств: спорные ситуации и особенности налогового учета / М. С. Рыбянцева, О. Г. Халяпина // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - № 40(2). - С. 427-432.
8. Сигидов Ю.И. Налоговое бюджетирование как основа перспективного налогового анализа / Сигидов Ю.И., Башка-тов В.В., Калашникова М.А. // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2017. - № 1. С. 36-42.
9. Сигидов, Ю. И. Организация налогового учета в России / Ю. И. Сигидов, А. Л. Жученко // Деловой вестник предпринимателя. - 2020. - № 1(1). - С. 66-73.
10. Старовойтова Е.В. Учет и аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам в сельскохозяйственной организации / Старовойтова Е.В., Хорольская Т.Е. // Экономическая наука в XXI веке: проблемы, перспективы, информационное обеспечение. II Международная научная конференция молодых ученых и преподавателей. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - С. 231-238.
11. Удовцева, А. С. Учетная политика как инструмент оптимизации налоговых платежей экономических субъектов / А. С. Удовцева, О. П. Полонская // Экономика и общество в условиях модернизации : Материалы международной научно-практической конференции, Краснодар, 01.11.2017. - Краснодар: ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ- филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2017. - С. 95-100. References:
1. Adamenko A.A. Features of the implementation of activities and management at the enterprise / Adamenko A.A., Inyukin A.F., Petrov D.V. // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 42 (1). pp. 10-14.
2. Berezhnaya S.V. Documents and workflow - the basis of accounting / Berezhnaya S.V., Korovina M.A. // Formation of the economic potential of business entities: problems, prospects, accounting and analytical support. International scientific-practical conference of students. - Maikop: "Magarin O.G", 2014. - S. 233-236.
3. Vlasova, N.S. Transport tax and ways of its optimization / Vlasova N.S., Orekhov A.A. // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2017. - No. 23 (4). pp. 70-73.
4. Kurina T.A. Optimization of taxation // Kurina T.A., Korovina M.A. // Formation of the economic potential of business entities: problems, prospects, accounting and analytical support. International scientific-practical conference of students. -Maykop: "Magarin O.G." - 2014. S. 317-320.
5. Oksanich E.A. Accounting aspects of reducing the tax risks of using the ESHN / Oksanich E.A., Starovoitova E.V., Yasmenko G.N. // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. - 2015. - No. 112. S. 1114-1126.
6. Eremina N.V., Barsukova L.A., Sokurova E.V., Ariskin S.S. Features of formation of the accounting policy of the organization for the purposes of accounting and tax accounting // Natural-humanitarian research. - 2022. - No. 39(1). - S. 373-379.
7. Rybyantseva, M.S. Realization and other disposal of fixed assets: controversial situations and features of tax accounting / M.S. Rybyantseva, O.G. Khalyapina // Natural Humanitarian Studies. - 2022. - No. 40(2). - S. 427-432.
8. Sigidov Yu.I. Tax budgeting as a basis for perspective tax analysis / Sigidov Yu.I., Bashkatov V.V., Kalashnikova M.A. // Accounting in agriculture. - 2017. - No. 1. S. 36-42.
9. Sigidov, Yu. I. Organization of tax accounting in Russia / Yu. I. Sigidov, A. L. Zhuchenko // Business Bulletin of the Entrepreneur. - 2020. - No. 1(1). - S. 66-73.
10. Starovoitova E.V. Accounting and audit of settlements with the budget for taxes and fees in an agricultural organization / Starovoitova E.V., Khorolskaya T.E. // Economic science in the XXI century: problems, prospects, information support. II International scientific conference of young scientists and teachers. - Krasnodar: KubGAU, 2014. - S. 231-238.
11. Udovtseva, A. S. Accounting policy as a tool for optimizing tax payments of economic entities / A. S. Udovtseva, O. P. Polonskaya // Economy and society in the conditions of modernization: Proceedings of the international scientific and practical conference, Krasnodar, 01.11 .2017. - Krasnodar: Federal State Budgetary Institution "Russian Energy Agency" of the Ministry of Energy of Russia Krasnodar CNTI - branch of the Federal State Budgetary Institution "REA" of the Ministry of Energy of Russia, 2017. - P. 95-100.