СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
© Свистун С.П.* *, Новиков А.А.*
Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ),
г. Москва
В статье рассматриваются основные направления совершенствования налогообложения доходов физических лиц в России, ускоряющие процесс формирования современной налоговой системы, отвечающей требованиям принципа социальной справедливости.
Ключевые слова налогообложение, налоговая система, налог на доходы физических лиц, не облагаемый налогом минимальный доход, прогрессивная шкала налогообложения.
Становление в Российской Федерации основ социально ориентированной рыночной экономики будет затруднено без формирования налоговой системы, соответствующей лучшим зарубежным практикам, отвечающей на запросы основной части населения по реализации принципа социальной справедливости. Разумная налоговая политика обложения доходов должна содействовать повышению благосостояния и развитию народа. Без решения проблемы сбора налогов и пополнения ими в необходимых объемах государственного бюджета, переход к полноценной реализации социальных обязательств государства представляется трудно неосуществимым. В условиях кризисных ситуаций в экономике, серьезно снижаются объемы поступающих налоговых доходов государства за счет снижения объемов собираемости налогов и сборов, которые оно направляет на поддержание уровня минимальных социальных потребностей российских граждан. При этом следует иметь в виду, что для гарантированного финансирования крупномасштабных федеральных целевых программ требуется выделения значительных ресурсов.
Исследование процесса функционирования налоговой системы России за последние пятнадцать лет позволяет сделать вывод о том, что с начала 2000-х г.г. наблюдается усиление государственной политики в сфере налогообложения доходов физических лиц, реализующей, прежде всего, цели обеспечения фискальной функции налога и ослаблении роли и значения его регулирующей функции. В связи с этим, в современных условиях объективно возникает потребность в усилении социальной функции налоговой системы, направленной на снижение социального неравенства между гражда-
* Доцент кафедры «Финансы и кредит», кандидат экономических наук, доцент.
* Студент.
Налоги и налоговая политика в инфраструктурных отраслях экономики
91
нами за счет перераспределения доходов физических лиц, имеющих высокие доходы. Налог на доходы физических лиц обладает высокой социальной значимостью, поскольку прямо и непосредственно затрагивает экономические интересы миллионов наемных работников, занятых в экономической сфере. Порядок взимания доходов наиболее наглядно демонстрирует реализацию принципа социальной справедливости или несправедливости, поскольку частично сглаживаются различия среди слоев населения в конечном потреблении товаров и услуг.
Сегодня порядок взимания налога определяется главой 23 Налогового кодекса РФ «Налог на доходы физических лиц». Основная цель введения государством налога состоит в пополнении федерального бюджета налоговыми доходами за счет учета всех доходов налогоплательщика, полученных им как в денежной, так и в натуральной форме. Сложившаяся в России практика исчислении и уплаты налога, серьезно отстает от практики его исчисления и уплаты в странах Западной Европы и США. Так, до настоящего времени при исчислении налога на доходы физических лиц налоговыми органами России не практикуется деление дохода физических лиц на необходимую и свободную части, что получило широкое распространение в западной практике налогообложения. Между тем, необходимость в использовании такого подхода к организации налогообложения доходов российских граждан, становится все более и более очевидной. На первый план выдвигаются вопросы определения основных показателей и критериев оценки самого дохода, с точки зрения измерения его величины и структуры для целей налогообложения. Некоторые ученые высказывают точку зрения, в соответствии с которой, «критериями разделения дохода на «необходимую» и «свободную» части являются: доля расходов на питание, (чем она выше, тем семья беднее); соотношение дохода гражданина со среднедушевым доходом по стране в целом, (чем больше это превышение, тем большей суммой свободного дохода располагает налогоплательщик) [1, с. 234].
В настоящее время в большинстве зарубежных странах налогообложению полежит лишь чистый доход налогоплательщика, за исключением различных видов разрешенных законом вычетов и налоговых льгот. Наиболее распространенным видом налоговых льгот является необлагаемый минимум.
Функционирующий сегодня в России механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, нуждается в дальнейшем совершенствовании в интересах формирования эффективной системы налогообложения физических лиц с учетом согласования интересов государства, корпораций и налогоплательщика. На протяжении десяти лет с 1992 г. по 2001 г. в Налоговом кодексе РФ действовала прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц. В зависимости от величины совокупного дохода физического лица диапазон ставок налога изменял свою величину в интервале от 12 % до 35 %. Однако в силу различных причин ставки налога и его шкалы многократно из-
92
ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ
менялись, и в 2001 году было принято решение об обмене прогрессивной шкалы и переходе к единой налоговой ставке. Основным фактором отмены прогрессивной и введения плоской шкалы подоходного налога было стремление правительства России обеспечить больший объем налогов в бюджет страны за счет выхода из тени многочисленных неплательщиков налога, прежде всего из числа наиболее состоятельного слоя российских граждан. С тем, что эта мера была не очень социально справедливой, согласился В.В. Путин во время своего выступления с отчетом правительства в Госдуме в 2009 году.
В настоящее время базовая ставка налога на доходы резидентов составляет 13 %, что означает уменьшение в одинаковой пропорции доходов всех групп населения и бедных и средне обеспеченных и очень обеспеченных. Реализация фискальной функции отразилась положительно на доходах бюджетов Российской Федерации. В частности, доходы консолидированных бюджетов РФ от НДФЛ в последние годы росли устойчиво высокими темпами. Так, в период с 2012 г по 2014 г. поступления от налога составляли в абсолютном выражении: в 2012 г. - 2 206,3 млрд. руб., в 2013 г. - 2 497,8 млрд. руб., в 2014 г. - 2 680,0 млрд. рублей. По прогнозным расчетам Министерства финансов РФ поступления от налога на 2015-2017 годы будут иметь следующие значения соответственно: 2 897,1 млрд. руб., 3 108,7 млрд. руб., и 3 388,8 млрд. руб. [3, с. 3]. Рост налоговых доходов региональных бюджетов от поступлений НДФЛ, как регулирующего налога, будет идти в среднем за указанный период 2015-2017 гг. в пределах 10,7 % в год. НДФЛ займет первую позицию по вкладу в налоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ, поскольку объемы сборов от него превысят поступления от других поступлений значимых налогов, и прежде всего от налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций.
Однако объемы налоговых поступлений от налога на доходы физических лиц является абсолютно недостаточным для выравнивания социальноэкономического положения различных социальных групп и прежде всего наиболее незащищенных слоев населения, в частности пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и т.п. Его исчисление по плоской шкале приводит к тому, что современная налоговая политика слабое воздействует на перераспределение доходов богатых слоев населения, в пользу бедных, способствует нарастанию и без того серьезного социального неравенства в российском обществе, которое растет непрерывно на протяжении всех лет реформ. Это подтверждается в последние годы динамикой роста основных показателей, свидетельствующих о наличие социального неравенства в обществе - децильного коэффициента (коэффициента фондов) и коэффициента Джинни. Значения этих показателей в РФ в последние годы растут и достигают следующих значений соответственно: 16 раз и 0,416.
Выявленные статистические зависимости между ростом этих показателей и ростом уровня социального неравенства свидетельствуют о наличии
Налоги и налоговая политика в инфраструктурных отраслях экономики
93
серьезных проблем в системе распределительных отношений, которые должны разрешаться, прежде всего, на основе формирования рациональной налоговой политики государства. При оптимальном распределении доходов, снижающим величину коэффициента дифференциации фондов до 7-10, рост ВВП в России в период 2000-2007 годов мог бы быть выше фактического на 30-50 % [4, с. 269]. Без активной перераспределительной государственной политики экономический рост не приведет к снижению масштабов неравенства и бедности.
Основная цель перераспределения доходов через бюджет должна заключается в том, чтобы часть отчужденного прибавочного продукта, изъятого из частных рук, поступила в соответствие с законом о бюджете, в распоряжение государства, которое направит эти средства на решение важных для общества задач. Поэтому для снижения уровня дифференциации доходов и увеличения налоговых поступлений в бюджеты, которые следует преимущественно направлять на решение социальных проблем, целесообразно посмотреть на действующие налоговые системы развитых стран и возможно постепенно возвратиться вновь к прогрессии в налогообложении физических лиц.
В налогообложении доходов физических лиц необходим системный подход. Совокупность задач, которые предстоит решить в первоочередном порядке для изменения ситуации в сфере налогообложения доходов физических лиц, может быть различной. Она будет обусловлена глубиной и масштабами решаемых задач, влиянием внешних и внутренних факторов, важнейшим из которых является наличие у политической элиты государства потребности к изменениям.
В целях совершенствования налогообложения доходов физических лиц на уровне государства необходимо решить следующие задачи.
Во-первых, целесообразно ввести в Налоговый кодекс РФ понятие необлагаемого налогом минимального дохода. В действующем Налоговом законодательстве РФ понятие «необлагаемый минимум» отсутствует. Поэтому государство должно определить верхнюю границу минимума, чтобы точно определить численность налогоплательщиков, которые не в состоянии уплатить налог физически, вследствие низких доходов. Это особенно важно, поскольку «большинство российского населения по своим доходам просто «не доросло» до уровня подоходного налога. Те заработки, что они имеют, едва обеспечивают их выживание, и ни в одной развитой стране такие суммы подоходным налогом не облагаются (средний для этих стран уровень необлагаемого дохода - примерно 1 000 тыс. дол. США в месяц). Даже в Бразилии - стране намного беднее России - не облагаются подоходным налогом доходы до 24.648 руб. [4, с. 29].
Низкий уровень оплаты труда наемных работников в России приводит к тому, что основная часть доходов расходуется на оплату продуктов питания
94
ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ
и непродовольственных товаров, т.е. является минимально необходимым для поддержания здоровья и жизнедеятельности граждан [2, с. 134].
Во-вторых, целесообразно постепенно подходить к более широкому применению повышенной ставки налогообложения высоких доходов. Это в первую очередь должно распространяться на «незаработанные доходы»: дивиденды, проценты, доходы, получаемые от проведения фондовых операций, а также необоснованно завышенные оклады директоров государственных и коммерческих компаний, работающих в России, высокие зарплаты российских чиновников. Ставка налога должна быть при этом принципиально выше действующего сейчас уровня в 13 %. При разработке подобного подхода следует тщательно просчитать градацию процентов и налогов, так чтобы не пострадал средний класс - малые предприниматели и высококвалифицированные специалисты. В противном случае, новая система налогов может стать дополнительной нагрузкой для бизнеса.
Положительным изменением в налогообложении является введение с 2015 года повышенных ставок налога на имущество физических лиц. Прогрессивное налогообложение престижного потребления охватывает собственников объектов недвижимого имущества, имеющего высокую кадастровую стоимость. Это вполне социально и экономически оправдано, когда собственники дорогостоящих предметов роскоши платят в бюджет повышенные налоги. Однако, объемы налоговых поступления в местные бюджеты от обложения этих объектов некоторое время будут заниженными, поскольку уровень достоверности сведений об их кадастровой стоимости остается не достаточно высоким.
Возможно, более эффективным способом обязать богатых платить налоги стало бы введение налогов на расходы, а не на доходы.
В-третьих, необходимо усилить борьбу с распространенной в России практикой укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем, бюджеты РФ не досчитываются значительных сумм подоходного налога. Это связано с серьезным распространением теневой экономики, масштабы которой превышают значительно ее распространение в экономиках развитых стран. Сегодня поступления от сбора подоходного налога в бюджетную систему РФ обеспечиваются за счет низко обеспеченной части населения, поскольку среди этой социальной группы низкий процент укрывательства от налогов. Совершенствование налогового администрирования по налогу на доходы физических лиц будет способствовать привлечению в бюджет дополнительных доходов и снижению остроты проблем с наполняемостью бюджетов налогами, за счет которых решаются важные социальные вопросы.
Потребность в строительстве социально ориентированной рыночной экономики предполагает дальнейшее совершенствование налогообложения доходов физических лиц, постепенный переход к введению прогрессивной
Налоги и налоговая политика в инфраструктурных отраслях экономики
95
шкалы налогообложения доходов и изменение подходов государства к определению величины необлагаемого налогом минимума. Государство должно выстроить такую систему распределительных отношений, при которой бы экономический рост сопровождался повышением благосостояния большинства населения нашей страны.
Список литературы:
1. Аксенова А.А. Налоговые вычета по НДФЛ, как инструмент реализации конституционного принципа равенства // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2010. - № 3. - С. 287-290.
2. Богославец Т.Н. Социальная роль стандартных налоговых вычетов // Вестник Омского университета. Серия Экономика. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2008. - № 3. - С. 134-139.
3. Ерошкина Л.А. Об особенностях формирования межбюджетных отношений на 2015-2017 гг. - М.: Минфин России, 2015. - С. 3.
4. Модернизация России: проблемы и пути их решения. Издание Автономной некоммерческой организации «Экспертно -аналитический центр по модернизации и технологическому развитию экономики». - М., 2012. -С. 269.