Научная статья на тему 'Совершенствование муниципального финансового контроля в условиях повышения эффективности бюджетных расходов'

Совершенствование муниципального финансового контроля в условиях повышения эффективности бюджетных расходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ / БЮДЖЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАСХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабурин А. В., Терентьева В. В.

В связи с предстоящей реализацией комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления, нашедшего отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012-го года, требуется правильная организация деятельности органов муниципального финансового контроля, что предопределяет необходимость выработки новых подходов к созданию и развитию органов внутреннего муниципального финансового контроля и созданию действенного механизма контроля за целевым, эффективным и результативным расходованием средств бюджетов муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование муниципального финансового контроля в условиях повышения эффективности бюджетных расходов»

Бабурин А.В.

Начальник Отделения

по Железнодорожному району

Муниципального казначейства г. Ростова-на-Дону

Эл.почта: ка1вбга [email protected]

Терентьева В.В.

к.э.н., доцент кафедры «Финансы»

Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Эл.почта: ка1ебга [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

В связи с предстоящей реализацией комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления, нашедшего отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012-го года, требуется правильная организация деятельности органов муниципального финансового контроля, что предопределяет необходимость выработки новых подходов к созданию и развитию органов внутреннего муниципального финансового контроля и созданию действенного механизма контроля за целевым, эффективным и результативным расходованием средств бюджетов муниципальных образований.

Ключевые слова: муниципальный финансовый контроль, управление

муниципальными финансовыми ресурсами, бюджет муниципального образования, результативность и эффективность расходов муниципального бюджета.

Одним из важных направлений реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012-го года, утвержденной Правительством РФ, является совершенствование государственного (муниципального) финансового контроля, поскольку переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг, а также появление новых объектов контроля (отчетности о выполнении государственных (муниципальных) заданий, анализа и оценки эффективности использования бюджетных средств с точки зрения достижения поставленных задач и показателей) требуют комплексного реформирования его системы[3].

Интересным представляется проведение анализа действующей системы организации государственного (муниципального) финансового контроля. Нормативно-правовым обеспечением реализации контроля являются: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «О Счетной

палате РФ», Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» и др.

Бюджетный кодекс РФ (Глава 26) устанавливает, что в России осуществляется государственный и муниципальный финансовый контроль за государственными (муниципальными) финансовыми ресурсами[1].

В настоящее время организация государственного (муниципального) финансового контроля охватывает все уровни бюджетной системы Российской Федерации. Быстро развивается правовое обеспечение ГМФК на региональном уровне. Например, в трех субъектах РФ [Саха (Якутия), Волгоградская и Нижегородская области] даже приняты свои Законы «О государственном финансовом контроле». Активно работает исполнительная власть: в целом ряде регионов приняты Положения о финансовом контроле, реализуемом органами исполнительной власти, утверждены стандарты финансового контроля исполнительной власти, действуют координационные советы[5].

Развивается финансовый контроль и на местном уровне. В большинстве муниципальных образований, в том числе и в г. Ростове-на-Дону, созданы контрольно-счетные органы[4]. Всего их восемь тысяч, а в 2009-2010 годах их было менее тысячи.

Тем не менее, по мнению многих ученых и экономистов, в настоящее время еще остается много острых и нерешенных проблем в области организации муниципального финансового контроля. Федеральным законом от 6.10.2003 г. №1Э1-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы власти муниципального образования возложены полномочия по проведению муниципального финансового контроля. Однако нет четкого разъяснения, что следует понимать под муниципальным финансовым контролем, кто наделен правом его организации и проведения.

Изучение законодательной базы по исследуемому вопросу позволило утверждать, что муниципальный финансовый контроль является

самостоятельным звеном общегосударственного финансового контроля, имеющим свой объект, цель, задачи и методы организации, поскольку органы местного самоуправления в Российской Федерации избираются непосредственно населением и (или) образуются представительным органом муниципального образования. Они наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [2]. Однако на законодательном уровне нет четкого разъяснения, что же является формой и методом проведения контроля как основными элементами контроля.

В настоящее время действует законодательная база, разграничивающая полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля по реализации внешнего и внутреннего контроля (Таблица 1)

Таблица 1

Правовое регулирование государственного (муниципального)

финансового контроля

Уровень бюджетной системы Внешний финансовый контроль Внутренний финансовый контроль

1 2 3

Для всех уровней бюджетной системы Лимская декларация руководящих принципов контроля, принята IX Конгрессом ИНТОСАИ в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №6-ФЗ -

Федеральный Закон о Счетной палате РФ Положение о Росфиннадзоре, его территориальных органах

Региональный Законы субъектов РФ о контрольно-счетном органе Правовые акты органов исполнительной власти субъектов, устанавливающие порядок осуществления финансового контроля

Местный Решения органов местного самоуправления (ОМС) о контрольно-счетном органе Правовые акты органов местного самоуправления, устанавливающие порядок осуществления финансового контроля

Анализируя данные таблицы 1, необходимо отметить, что тех нормативно-правовых актов, которые указаны, недостаточно для того, чтобы

избежать параллелизма и дублирования в деятельности органов внутреннего и внешнего контроля.

В частности, на местном уровне до сих пор юридически не решен вопрос о разделении муниципального финансового контроля на внешний и внутренний, осуществляемый соответственно органами финансового контроля, образованными законодательными (представительными) органами местного самоуправления, а также созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований).

В этой связи предлагается проведение комплексных мероприятий по совершенствованию финансового контроля, в том числе муниципального контроля, которые позволят адаптировать действующую систему к новым условиям хозяйствования.

Прежде всего, необходимо привести в соответствие действующие нормы бюджетного законодательства. Ввести в законодательство понятие муниципального финансового контроля, под которым следует понимать совокупность действий муниципальных органов власти и управления, наделенных контрольными функциями по поводу организации и проведения контроля за формированием, распределением и эффективным и рациональным использованием муниципальных финансовых ресурсов, а также финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, получающих финансовую помощь из муниципального бюджета.

Требуется разграничение полномочий органов власти, выполняющих муниципальный контроль, пересмотр объектов, форм и методов проведения контроля. Для достижения этой цели реформирования системы государственного (муниципального) финансового контроля Программой повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012-го года, утвержденной распоряжением Правительства РФ, предлагается провести разграничение форм и методов контроля, а также ввести 5 новых форм (См. рис.1)

На сегодняшний день в большинстве регионов и муниципальных

образований эффективно функционирует система внешнего финансового контроля, при этом очень слабо развита система внутреннего финансового контроля: в некоторых регионах и муниципальных образованиях у отдельных органов исполнительной власти (местного самоуправления) порой полностью отсутствуют подразделения, осуществляющие внутренний финансовый контроль.

бюджетный аудит - - 4

Г формы контроля 1

к

н

о

о

X

X

о

и

ей

СО

н

к

ч

га

н

к

ч

к

н

о

о

X

ю

к

£ * и

-е-

-е-

СП

о

X

ч

и

*

ч

2

ю 2

СҐ

н

к

ч

га

Г

методы контроля

проверка,

обследова-

ние

мониторинг,

оценка

эффектив-

ности

проверка бюджетной отчетности и годового отчета об исполнении бюджета

«

3

X «

Л

ч

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

к

СР

ей

и

ч

и

СР

с

Л

X

н

*

ч

2

ю

Л

ч

о

СР

н

X

о

и

СР

о

зК —

к ® й-

3 2 4

2 £

ІУ ц « *

ей

X

5 2

О Ю X

СР

н

X

о

и

санкциониРование

опеРаций,

контроль

бюджетных

обязательств

Рис.1. Формы и методы организации государственного (муниципального)

финансового контроля Причина этого — отсутствие четкого разграничения полномочий между внешним и внутренним контролем, наличие значительных пробелов в законодательстве и, самое главное, отсутствие единой методологии и квалифицированных кадров для выполнения контрольно-ревизионных мероприятий в необходимом объеме.

В контексте изменений в системе муниципального финансового

контроля необходимо принять меры по повышению качества и надежности внутреннего контроля, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств. Определение предметов и объектов контроля (Рис.2, 3) позволит органам муниципальной власти проводить мероприятия по контролю, не дублируя их другими контролирующими органами, разграничить полномочия по проведению контрольных мероприятий.

— —^

Учредитель

бюджетного

учреждения

^— —')

Рис.2. Система внутреннего муниципального контроля за деятельностью

бюджетных учреждений При этом следует учитывать при проведении контроля, что юридические и физические лица, не являющиеся казенными учреждениями и получающие средства из бюджета в виде кредитов, субсидий, регулируются не бюджетным законодательством, а договором

о предоставлении соответствующих субсидий и кредитов.

Внедрение этого подхода означает перемещение основного бремени ответственности за нецелевое использование средств из бюджета, бюджетных кредитов, гарантий, субсидий с субъектов частного сектора на участников бюджетного процесса.

Кроме того, необходимо уточнение роли и функций контролирующих органов, созданных в муниципалитетах. Требуется также расширение участия контрольных органов в оценке результативности расходования

бюджетных ресурсов. Если раньше объектом контроля была просто финансово-хозяйственная деятельность получателей бюджетных средств, то теперь внимание следует сосредоточить на результатах, достижении программных целей, эффективности расходования средств; на создании единых стандартов проведения государственного (муниципального) финансового контроля за эффективным использованием государственных (муниципальных) финансовых ресурсов.

Рис.3. Предметы и объекты внутреннего муниципального контроля в условиях реализации программы повышения эффективности бюджетных

расходов

Программой повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012-го года предусмотрено также усовершенствование правового регулирования ответственности за нарушение бюджетного законодательства, в рамках которого необходимо:

- установить закрытый перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства;

- увязать определенные факты его нарушения с конкретными бюджетно-правовыми мерами принуждения и установить отсылку к применению административно-правовых мер;

- установить административные наказания за каждое нарушение бюджетного законодательства.

В этой связи необходимо внести соответствующие изменения в бюджетное законодательство и КоАП РФ.

Таким образом, реализация указанных направлений обеспечит успешное развитие муниципального финансового контроля в рамках проводимой бюджетной реформы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Федеральный закон от 31.07.98г. №145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» с изм. и доп. СПС «Гарант».

2. Закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». СПС «Гарант».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2010

№ 1101-р. Об утверждении Программы Правительства Российской

Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года http: //www. minfin.ru -Официальный сайт Министерства финансов РФ.

4. Решение Ростовской-на-Дону городской думы от 11.04.2005г. «Положение о Контрольно-счетной палате города Ростова-на-Дону». СПС «Гарант».

5. Артамонов В.А. Государственный и муниципальный финансовый контроль: старт реформы //Бюджет. -2011. -№1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.