Научная статья на тему 'Совершенствование модели управления муниципальным образованием'

Совершенствование модели управления муниципальным образованием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ежевская Галина Сергеевна

Рассмотрена модель информационной системы для принятия решений при управлении муниципальным образованием. Исследования проведены с учетом методик системного анализа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of information system is developed for decision-making at management of municipal department. Researchers are conducted taking into account techniques of the system analysis.

Текст научной работы на тему «Совершенствование модели управления муниципальным образованием»

4

Все сценарии, полученные в результате анализа, могут служить альтернативами для стратегического управления дальнейшим развитием туристского предприятия. Для выбора рационального варианта стратегического поведения следует воспользоваться моделью типа платежной матрицы [5].

Целесообразно также использовать такое правило оценки математического ожидания полезности выбранной стратегии, как принцип максимизации математического ожидания полезности -принцип принятия рациональных решений.

Таким образом, опора на результаты исследования возможного развития туристского предприятия позволяет выбрать какую-либо одну конкретную стратегию, т. е. разработать концепцию

стратегического поведения туристского предприятия на основе импульсного воздействия по таким конкретным направлениям, как, например, «территориальная политика», «антикризисные меры», «условия труда персонала» и «позиционирование туристского продукта» [5].

На основе стратегического анализа деятельности туристского предприятия с помощью когнитивного подхода можно сделать вывод о том, что эффективность функционирования предприятия может быть достигнута путем реализации разработанной Концепции стратегического поведения. Именно эти основные моменты в системе функционирования предприятия являются рычагами, воздействуя на которые можно добиться осуществления поставленных руководством целей и достижения желаемых результатов.

список литературы

1. Горелова, Г.В. Когнитивный анализ и моделирование устойчивого развития социально-экономических систем [Текст] / Г.В. Горелова, Е.Н. Захарова, Л.А. Ги-нис. -Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2005. -288 с.

2. Жертовская, Е.В. Разработка комплексной методики выбора и принятия управленческих решений в области развития туристского комплекса в социально-экономической системе: Дис. ... канд. эк. наук [Текст] / Е.В. Жертовская. -Ростов-на-Дону, 2007. -27 с.

3. Моисеева, Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой [Текст] / Н.К. Моисеева. -М.: Финансы и статистика, 2007. - 208 с.

4. Планирование на предприятии туризма: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. Е.И. Богданова. -СПб.: Бизнес-пресс, 2003. -288 с.

5. Пьявченко, О.Н. Методы и алгоритмы моделирования развития сложных ситуаций [Текст] / О.Н. Пьявченко, Г.В. Горелова, А.В. Боженюк [и др.]. -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. -157с.

Г.С. Ежевская, студентка 5-го курса Научный руководитель д.т.н, профессор А.А. Денисов Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Работа удостоена медали по направлению 07

УДК 303.052

совершенствование модели управления

муниципальным образованием

1. Определение информационных потребностей лица, принимающего решение (ЛПР)

Понятие о необходимой информации можно получить, основываясь на структуре целей и функций объекта, вычленив те из них, которые

глава администрации (руководитель) возлагает на себя. Очевидно, что все задачи руководитель выполнять не может, поэтому часть функций он перекладывает на своих подчиненных: начальников отделов, ответственных секретарей, начальников ЖЭУ района, директоров школ и т. д.

Определим круг обязанностей аппарата муниципальной администрации: 1. Обеспечение жильем населения. 2. Обеспечение района медицинскими объектами всех уровней (поликлиники, роддома, больницы, хосписы, отделения скорой и неотложной помощи). 3. Ремонт старого и введение в эксплуатацию нового дорожного покрытия. 4. Обеспечение района транспортом. 5. Создание торговых точек. 6. Контроль налогообложения.

7. Обеспечение района объектами образования всех уровней (детские сады, школы, средне-специальные и высшие учебные заведения).

8. Строительство религиозных зданий в соответствии с составом населения. 9. Строительство судебных и иных правовых объектов. 10. Обеспечение района силовыми органами и органами правопорядка. 11. Строительство музеев, библиотек, театров. 12. Обеспечение спортплощадками, стадионами, бассейнами и иными спортивными сооружениями. 13. Обеспечение армии кадрами. 14. Создание рекреационных и парковых зон.

Очевидно, что все эти задачи очень удачно вписываются в методику Акоффа-Эмери - Изобилие, Правда, Добро, Красота [1]. Представим в виде схемы задачи РУ (рис. 1): Экономика и Политика (1-6, 13), Образование (7, 8), Право и Разрешение конфликтов (9, 10), Культура (11, 12, 14).

Таким образом, обозначив круг вопросов, возложенных на районную администрацию (РА), можно судить о ее информационных потребностях.

Очевидно, что информацию по столь обширному кругу задач РА не может искать и анализировать самостоятельно. Поэтому определим полноту и достаточность этой информации.

2. Определение информационных потоков

Для принятия решения по всем функциям, отмеченным в первой главе, необходимо иметь достаточно большой объем информации и хорошо в нем ориентироваться. Учитывая постоянное увеличение количества материала и данных, задача по их обработке одним ведомством становится практически нереальной [2]. Поэтому действует ряд подчиненных, которые помогают главе администрации в определении приоритетов в развитии объекта, а также в сборе и анализе информации (нижняя часть рис. 2).

Функции каждого из них достаточно своеобразны, но иногда пересекаются. Поэтому при проектировании системы следует учесть и тот факт, что работы одного из них могут основываться на предыдущих результатах других.

Сопоставим информационные потоки от этих ведомств с перечнем задач, которые с помощью предоставляемой ими информации предстоит решить управляющему объектом, а затем сформулировать, какой информации не хватает, а какая -лишняя. Необходимо также отметить, что под информационными потребностями понимается не буквально вся необходимая или интересная ЛПР информация, а только достаточная для принятия управленческих решений (рис. 2).

Как видно на рисунке, подчиненные ведомства предоставляют информацию не только по выбранным администратором направлениям, но и по более крупным направлениям функционирования объекта. Это означает, что получаемую от них информацию следует переправлять другим органам власти для более эффективного использования.

Рис. 1. Информационные потребности ЛПР

Подразделения оргструктуры

Рис. 2. Принятие управленческих решений

Подчиненные ведомства

Рис. 3. Инициирование запросов

Следует также отметить, что необходимы некоторые дополнительные потоки информации, т. к. нельзя принимать столь важные решения без соответствующей информационной базы. Стоит учитывать и зарубежный опыт.

Однако существенным недостатком такого метода получения информации является ее вторич-ность. Администратору предоставляется только обработанная информация, а источник первичной информации и метод анализа остается неизвестным. В связи с этим необходимо включить в информационный массив и источник первичной информации. Эта первичная информация может представлять собой как научно-технические данные (новые открытия, современная техника), так и статистические (количественные) [3].

Такую первичную информацию могут предоставлять как непосредственные ее обработчики (эксперты различных комиссий и начальники отделов), так и источники формирования этой информации: Росстат, различные исследовательские и научные центры, НИИ.

После составления данной схемы можно определить, что некоторая информация, необходимая для принятия управленческих решений, либо уже обработана, либо использовалсь ранее. Поэтому логичный шаг на пути создания эффективной информационной системы - включение в ее структуру некой базы документов, в которой будут храниться результаты предыдущих изысканий. Условно назовем ее Базой Знаний.

Стоит отметить, что любая крупная организация, а тем более государство, не может бездействовать, пока руководство будет принимать решения, особенно, если это связано с какими-либо коренными изменениями. Поэтому необходимо включить в структуру системы блок Контрольной информации, на основании которой можно вносить коррективы в текущее планирование. Такой подход можно использовать при переходе от частного к общему.

3. Структура информационной системы

При проектировании полноценной информационной системы для принятия управленческих решений следует принять во внимание, что круг проблем государства крайне широк, но не бесконечен. В связи с этим в процессе управления могут и будут появляться ситуации, аналогичные случавшимся ранее, а, возможно, и идентичные. Поэтому не стоит пренебрегать накопленным опытом, нужно его использовать и собирать новый [4]. Для этого следует создать некую Базу Знаний, которая будет служить хранилищем для результатов деятельности органов власти и самого главы администрации.

Так как, в основном, запросы инициируются главой районной администрации, то получится следующая схема (рис. 3).

Под ситуацией в данном случае понимается любое возможное экономическое, политическое или социальное изменение в районе.

Поскольку нашу информационную систему можно внедрять на всех уровнях, сбор данных для Базы Знаний будет происходить быстрее. При появлении некой проблемы логичным решением будет обращение к Базе Знаний и проверка ситуации на совпадения (рис. 4).

Если совпадение найдено, то результат передается экспертам, которые в свою очередь подстраивают ситуацию под исследуемую и выдают некоторое экспертное решение, но без отрыва от теоретических знаний и понятий, т. к. будет ис-

~ §

н н

л о

со о,

Рн о

ЛПР

Запрос

Подчиненные ведомства

- 1

База Знаний

Рис. 4. Обращение к Базе Знаний

4

следоваться и обрабатываться огромный массив данных, и необходима полноценная поисковая система [5].

Для того чтобы эта часть системы полноценно работала, необходимо ввести некоторые ограничения. Например, унифицировать документы: все поступающие и выдаваемые документы должны быть одинаковой формы. Первым определяющим фактором в описании документа должна быть тематика, а также ключевые слова, по которым данный документ можно будет отличить от всех остальных. Следует также учитывать уровень, с которого поступил документ (регион, область и т. д.). Во избежание проблем с пониманием текста конечным пользователем каждая статья должна быть снабжена теоретической справкой, либо ссылкой на раздел теории.

Таким образом, этот блок можно охарактеризовать следующим образом:

1) по источнику инициативы - по запросам пользователя;

2) по периодичности или срочности - ретроспективный поиск;

3) по способу доведения документов до потребителя - непосредственная передача документов;

4) по назначению, цели - практическое использование.

Однако чаще будут возникать ситуации, которые не случались ранее. В этом случае по ини-

циативе ЛПР будет формулироваться некоторая проблема. Данный запрос будет направляться в соответствующее ведомство. Затем эксперты этого ведомства будут анализировать запрос ЛПР, искать необходимую первичную информацию, (будь то научно-техническая или статистическая информация), проводить анализ и выдавать некий результат, который в свою очередь заносится в Базу Знаний (рис. 5).

Основываясь на этих экспертных и первичных данных, ЛПР принимает свое решение, которое не противоречит Конституции и федеральным законам, и направляет его на рассмотрение администрации.

На данном этапе проблем у конечного пользователя с пониманием темы возникать не должно, т. к. к каждому результату изысканий экспертов прикрепляется ссылка на теоретический материал, который по запросу может быть предоставлен для изучения.

Если рассматривать этот блок с точки зрения конечного пользователя, то его характеристики таковы:

1) по источнику инициативы - по запросам пользователя;

2) по периодичности или срочности - текущее оповещение;

3) по способу доведения документов до потребителя - непосредственная передача документов;

4) по назначению, цели - ознакомление.

о §

ее Он

1 И

и

С

Й и

В =

к В

и н

ЛПР

и о & л СП 1

Подчиненные ведомства

пЗ Я

М я

=1 &

§ о 3

п

С! □

Я

Поставщик требуемой информации

Рис. 5. Занесение результатов в Базу Знаний

Однако с точки зрения экспертов характеристика блока выглядит несколько иначе:

1) по источнику инициативы - по запросам пользователя;

2) по периодичности или срочности - ретроспективный поиск;

3) по способу доведения документов до потребителя - двухступенчатое обслуживание;

4) по назначению, цели - практическое использование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возникает проблема контроля исполнения решения, а также проблема контроля эффективности. Так как одна из задач администратора - создание эффективного объекта управления, контроль за результатами деятельности является неотъемлемой частью деятельности аппарата управления. Для этого необходимо ввести еще один информационный массив Контрольной информации. В нем будет скапливаться информация по результатам исполнения решений, принятых в той или иной ситуации. Вся информация этого массива может использоваться как для инициации нового запроса экспертам, так и самими экспертами для определения результатов и оценки эффективности предыдущих нововведений.

В данном случае форма документа также имеет значение, т. к., например, читать пространный текст не всегда удобно и малоинформативно. Поэтому структура документа должна иметь строгую форму:

Рис. 6. Формирование решения

• область применения;

• характер нововведения;

• потраченные средства. С учетом изменений, к которым это приведет,

характеристики следующие (рис. 6):

• по источнику инициативы - по запросам пользователя;

• по периодичности или срочности - текущее оповещение;

• по способу доведения документов до потребителя - непосредственная передача документов;

• по назначению, цели - практическое использование (планирование).

Благодаря такой структуре информационной системы получаем следующие преимущества:

простоту инициации запросов со стороны лица, принимающего управленческие решения -для начала процесса решения необходим лишь выбор области жизни объекта, в которой возникает ситуация;

понятность получаемой информации, благодаря неразрывной связи теоретической и экспертной информации - пользователь не должен обладать некими специфическими знаниями для интерпретации полученных результатов, поскольку вся необходимая теоретическая часть будет приложена к выходному документу;

все накопленные результаты предыдущих изы-

4

сканий доступны, что в совокупности с удобным поисковым механизмом и грамотным запросом ускорит получение результата;

возможность многоуровнего контроля испол-

нения решений и указов - при наличии базы контрольной информации можно получить результаты по интересующему вопросу как самостоятельно, так и прибегнув к помощи экспертов.

список литературы

1. Акофф, Р. О целеустремленных системах [Текст]/ Р. Акофф, Ф. Эмери. -М: Сов. радио, 1974. -272 с.

2. Волкова, В.Н. Основы теории систем и системного анализа: Учебник для студентов вузов [Текст]/ В.Н. Волкова, А.А. Денисов. -СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2005. -520 с.

3. Волкова, В.Н. Применение системного анализа при управлении созданием и развитием предприятий

и организаций [Текст] / В.Н. Волкова, А.В. Кукушкин, С.В. Широкова. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2004. -51 с.

4. Волкова, В.Н. Проектирование информационных систем [Текст] / В.Н. Волкова, А.А. Денисов. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2006. -43 с.

5. Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник [Текст] / Под ред. В.Н. Волковой и В.Н. Козлова. -М.: Высш. шк., 2004. -616 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.