СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК
ДРЕВЕСИНЫ
IMPROVING INTERNATIONAL TRANSPORT OF WOOD
Шаин В.А., Соколов А.П. (ПетрГУ, г.Петрозаводск, РФ) Shain V.A., Sokolov A.P. (Petrozavodsk State University)
В статье рассматривается пример использования усовершенствованного инструмента для поддержки принятия решений по планированию транспортировки деловой древесины.
The article gives an example of usage of the tool for round-wood transport planning.
Ключевые слова: заготовка древесины, лесная логистика, лесозаготовительные предприятия
Key words: wood harvesting, forest logistics, wood harvesting enterprise
Введение
Международные перевозки древесины представляют особый случай транспортировки леса. Их себестоимость является более высокой по сравнению с внутренними перевозками при прочих равных условиях.
Разработанные на сегодняшний день методы и алгоритмы, обеспечивающие эффективное планирование и организацию транспортировки древесины, предназначены исключительно для случая внутренних перевозок и не могут быть напрямую применены для решения задачи поддержки международных перевозок.
В связи с вышесказанным можно утверждать, что эффективная организация международных перевозок древесины с помощью адаптированных к особенностям этой задачи инструментов, может позволить существенно сократить транспортные издержки соответствующих компаний.
Материалы и методы
Для решения задач по оптимизации трансграничных перевозок древесины был усовершенствован и доработан специальный инструмент, разработанный коллективом авторов из ПетрГУ и НИИ леса Финляндии [3, 4, 11-13]. Этот инструмент позволяет генерировать эффективные транспортные планы для конкретных производственных условий.
С помощью этого инструмента была решена задача о сравнении двух альтернативных подходов к организации международных перевозок древесины на примере одного крупного лесозаготовительного предприятия, оперирующего в приграничном районе Республики Карелия.
В настоящее время данное предприятие использует двухэтапную перевозку древесины своим потребителям в Финляндии (рис. 1). На первом этапе древесина с делянок перевозится на несколько промежуточных складов, расположенных на приграничной территории. На втором этапе древесина с промежуточных складов доставляется потребителям в Финляндию.
Рисунок 1- Схема двухэтапной доставки древесины на экспорт
Недостатком этой схемы следует считать повышенные затраты на транспортировку, погрузку-разгрузку и складское хранение. Сократить эти затраты можно, применив более сложную с организационной точки зрения, но более дешевую схему доставки непосредственно с делянки прямо зарубежным потребителям (рис. 2).
Рисунок 2- Схема «прямой» доставки древесины на экспорт
Организовать такую схему возможно. Это подтверждают пробные рейсы, организованные на рассматриваемом предприятии.
Для решения поставленной задачи на рассматриваемом предприятии была собрана вся необходимая информация о процессах заготовки и транспортировки древесины за один календарный год, в том числе местоположение и характеристики 350 делянок, запланированных в рубку в этом году, местоположение 16 потребителей и характеристики потребляемой ими продукции, количество и производительность 6 лесозаготовительных комплексов, число и характеристики используемых автомобилей (в отдельные дни до 33 автомобилей), местоположение двух используемых компанией пограничных переходов и т. д. Кроме того для формирования пространственной модели была необходима информация о дорожной сети с указанием средних скоростей движения по каждому участку, в том числе и на часть территории Финляндии. Эта информация была предоставлена Лесным центром Финляндии по данным системы В1§1гоаё Национального транспортного агентства Финляндии. Полученная пространственная модель показана на рис. 3.
Рисунок 3- Пространственная модель
При сравнении использовались реальные данные об использовании двухэтапной схемы доставки древесины на экспорт и результаты моделирования «прямой» схемы для прочих равных условий. Годовой объем заготовки рассматриваемой компании составлял около 250 тыс. куб. м, из которых около 70 тыс. поставлялись на экспорт.
Выводы
Было выполнено моделирование схемы «прямой» доставки древесины на экспорт. Как оказалось, при равномерной заготовке в течение года, всю транспортировку древесины можно выполнить с помощью 8 автомобилей, 3 из которых обслуживают российских потребителей и 5 - финских. При этом все автомобили работают практически ежедневно за исключением периода весеннего закрытия дорог и перевозят ежедневно около 230 куб. м., что в сумме составляет необходимые 72900 куб. м.
Сравнительные показатели двухэтапной и «прямой» доставки приведены в таблице 1.
Как можно видеть (табл.1) при переходе от двухэтапной перевозки к «прямой», все показатели улучшают свои значения. Общий пробег автомобилей снижается на 11% за счет организации движения непосредственно с делянок к зарубежным потребителям.
Таблица 1-Сравнительные показатели
Схема перевозки Общее время работы,ч Общий пробег, км Число рейсов Общий перевезенн ый объем, куб. м Пробег с грузом, км Число автомобиле й ент использов ания ент использов ания о|ношение объема к пробегу,
Двух-этапная Внутренняя 22017 694654 7295 257298 302445 4 0.63 0.44 0.37
Экспорт 25579 1034280 3082 72691 475769 7 (29) 0.42 0.46 0.07
В общем 47596 1728934 10376 257298 778214 11 (33) 0.49 0.45 0.15
Прямая Внутренняя 13760 465204 5339 184342 214887 3 0.52 0.46 0.40
Экспорт 27487 1075253 3172 72956 505913 5 0.62 0.47 0.07
В общем 41248 1540457.5 8511 257298 720800 8 0.59 0.47 0.17
Приращение показателей, % Внутренняя -37.5 -33.0 -26.8 -28.4 -29.0 -25.0 -17.5 4.5 8.1
Экспорт 7.5 4.0 2.9 0.4 6.3 -28.6 (-82,8) 47.6 2.2 0.0
В общем -13.3 -10.9 -18.0 0.0 -7.4 -27.3 (-75,8) 20.4 4.4 13.3
Моделирование показало, что при условии организации равномерных прямых поставок в течение года, на экспортных перевозках достаточно задействовать 5 автомобилей тогда, как при двухэтапных перевозках среднее число таких автомобилей составляло 7, а в пиковые дни до 29. Это позволяет существенно повысить общий коэффициент использования автомобилей (на 20%).
Коэффициент использования пробега увеличивается более чем на 4%, а перевезенный объем древесины на один километр пробега растет на 13%.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что несмотря на большую сложность с точки зрения организации, внедрение схемы перевозок древесины непосредственно с делянок зарубежным потребителям позволит существенно сократить число задействованных автомобилей, общий пробег, а, соответственно, и транспортные расходы рассматриваемого лесозаготовительного предприятия. Кроме того, следует ожидать сокращения складских издержек за счет исключения необходимости хранения экспортной древесины на промежуточных складах.
Список использованных источников
1. Воронов, Р.В. Математическая модель задачи планирования многопередельного производства в лесопромышленном комплексе / Р.В. Воронов, А.М. Воронова, Д.П. Коси-цын, А.И. Шабаев, Л.В. Щеголева // Ученые записки Петрозаводского государственного университета, 2013. - №4. - С.101-104.
2. Герасимов Ю. Ю., Соколов А. П. Методика принятия решений по оптимизации лесозаготовительных планов // Научный журнал КубГАУ. - 2011. - №5 (69). - С. 320-334.
3. Соколов А. П., Герасимов Ю. Ю. Геоинформационная система для решения оптимизационной задачи транспортной логистики круглых лесоматериалов // Известия высших учебных заведений «Лесной журнал». - 2009. - № 3. - С. 78-85.
4. Соколов А. П., Герасимов Ю. Ю., Селиверстов A. А. Методика оптимизации парка автомобилей на вывозке сортиментов на основе имитационного моделирования в среде ГИС // Ученые записки ПетрГУ. - 2009. - №11(105). - С. 72-77.
5. Соколов А.П., Герасимов Ю.Ю., Сюнёв В.С., Карьялайнен Т. Оптимизация логистики лесозаготовок // Resources and Technology. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2012. - №9 (2). -С.117-128.
6. Соколов А.П., Герасимов Ю.Ю. Система лесозаготовительной логистики для сорти-ментной технологии с учетом возможности заготовки топливной древесины // Лесной вестник МГУЛ. - М: МГУЛ, 2013. - №1(93). - С.145-149.
7. Соколов А. П., Герасимов Ю.Ю. Функциональная логистика лесозаготовительного предприятия. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2014. - 86с.
8. Соколов, А.П., Сюнёв В.С. Логистическая концепция организации лесозаготовительного производства // Ученые записки ПетрГУ. - 2014. - №4 (141). - С.88-94.
9. Соколов, А.П., Сюнёв В.С., Селиверстов А.А., Суханов Ю.В. Особенности функциональной логистики лесозаготовок // Resources and Technology. - 2014. - Т.11, №.1. -С.50-65.
10. Шегельман, И.Р., Щеголева Л.В., Щукин П.О. Экспертная оценка факторов, характеризующих сквозные технологии лесозаготовок // Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академи, 2009. - Вып.189. - С.89-95.
11. Gerasimov Y. Y., Sokolov A. P., Karjalainen T. GIS-based Decision-Support Program for Planning and Analyzing Short-Wood Transport in Russia // Croatian Journal of Forest Engineering. - 2008. - Vol. 29, Issue 2. - P. 163-175.
12. Gerasimov Y., Sokolov, A. & Siounev, V. Optimization of industrial and fuel wood supply chain associated with cut-to-length harvesting. // Systems. Methods. Technologies - №3 (11) - 2011. - P. 118-124.
13. Gerasimov Yu.Yu. Improving Cut-to-length Operations Management in Russian Logging Companies Using a New Decision Support System / Yu.Yu. Gerasimov, A.P. Sokolov, D.. Fjeld // Baltic Forestry. - 2G13. - vol.19, №.1(36). - P.89-1G5.
14. Sokolov A.P., Syunev V.S. A toolset of decision support systems for wood harvesting and forest bioenergy logistics in Russia // Renewable energy sources and clean technologies: Proceedings of 14th international multidisciplinary scientific geoconference SGEM 2G14. -Albena: STEF92 Technology, 2G14. - vol.1. - P.3-1G.