Р. Б. Шахбанов, М. М. Халидов
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СТЕКОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Аннотация
Эффективность управления промышленным предприятием в современных условиях зависит от рациональной организации управленческого учета. Применяемый предприятием метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции зависит от специфики технологического процесса. Организация учета затрат на производство по местам формирования затрат и центрам ответственности позволит осуществлять оперативный контроль за снижением издержек производства на предприятиях стекольной отрасли.
Ключевые слова
Учет затрат на производство, калькулирование себестоимости продукции, издержки, прямые затраты, косвенные затраты.
R. B. Shakhbanov, M. M. Khalidov
IMPROVEMENT OF METHODS OF EXPENDITURES ACCOUNTING AND COSTING AT THE ENTERPRISES OF VITREOUS BRANCH
Annotation
In modern conditions effectiveness of industrial enterprise management depends on reasonable arrangement of managerial accounting. The method of production expenditures accounting and costing of production prime cost used by the enterprise depends on the specific
2014 № 3 (47) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
nature of technological process. Arranging of accounting of production expenses by the places of expenditures formation and responsibility centres will allow us to perform the operational supervision of decrease in production outlays at the enterprises of vitreous branch.
Keywords
Production costs accounting, costing of production prime cost, outlays, direct expenses, indirect expenses.
Национальным интересам РФ противоречит ситуация, когда роль РФ на мировых рынках заключается в поставках сырья и энергоресурсов. Переход экономики России от сырьевой модели развития к инновационной модели связан с повышением эффективности управления промышленным предприятием.
В обеспечении опережающего развития российских предприятий в условиях жесткой конкуренции важная роль принадлежит стекольной промышленности. Анализ развития стекольного производства в РФ за последние годы подтверждает, что производство стекла развивается стабильными темпами. По оценкам специалистов, в течение последних 20 лет спрос на стекло растет быстрее, чем его производство [4, с. 29].
Необходимо отметить, что российская стекольная промышленность — это одна из развитых отраслей производства, являющаяся значительной частью мирового производства.
Российский рынок стеклотары в последние годы стабильно развивается, хотя и не покрывает свои потребности. В настоящее время в РФ производится: стеклянной тары — более 6200 млн шт., узкогорлой тары — 5300 млн шт., ши-рокогорлой тары — более 900 млн шт. Такой объем производства означает 7 % мирового уровня [4, с. 55].
Необходимо отметить, что в современных условиях наблюдается агрессивная политика крупнейших зарубежных производителей стекла на российском рынке, происходит поглощение российских предприятий иностранными компаниями. По данным некоторых авторов, 65 % рынка стекла РФ занимает продук-
ция иностранных фирм [3]. Подобное положение свидетельствует о необходимости повышения конкурентоспособности отечественных предприятий.
Следует также отметить, что для предприятий стекольной отрасли РФ является характерным низкий технологический уровень, по сравнению с развитыми странами, в связи с чем наблюдается отставание российских предприятий по технико-экономическим показателям [3]:
- энергоемкость стекольного производства на российских предприятиях выше на 20-30 %.
- производительность труда ниже 1,2-2 раза.
- негативное влияние на окружающую среду выше в 2 раза.
Безусловно, такое положение стекольной отрасли свидетельствует о необходимости модернизации стекольного производства и перехода на инновационный путь развития.
Основными тенденциями развития мирового стекольного производства в современных условиях являются:
1) усиление роли крупных компаний;
2) обострение конкуренции;
3) применение национальных защитных мер во внешней торговле;
4) активизация мер по снижению затрат на производство.
Стратегия развития стекольного производства в РФ и большинстве зарубежных стран заключается в политике интегрированного роста, в основе которой лежит концентрация производства на крупных предприятиях. Такая стратегия позволит добиться эффекта мас-
штаба и получить конкурентные преимущества в сфере формирования издержек и продажной цены стекольной продукции [5, с. 40].
Таким образом, основной проблемой стекольной отрасли РФ является низкая конкурентоспособность продукции, в связи с чем большая часть российского рынка контролируется иностранными корпорациями. Основной конкурент отечественных предприятий — продукция Китая с низкими ценами и высококачественная продукция из стран Евросоюза. В связи с этим основными задачами являются:
1. Снижение издержек производства.
2. Повышение качества продукции.
3. Сокращение сроков выполнения заказов.
Основными тенденциями развития российского рынка стеклотары в современных условиях являются:
1. Рост спроса на высококачественную стеклотару.
2. Рост спроса на облегченную стеклотару.
3. Замещение стеклянной тары другими видами упаковки: TetraPak, полимерная бутылка, металлическая банка.
Стеклотара — это изделия из стекла, предназначенные для расфасовки, хранения, транспортировки, реали-
В производстве стеклотары используется сырье: песок кварцевый, сода, доломит, мел, полевой шпат, сульфат натрия.
Производство стеклотары характеризуется высоким уровнем материалоемкости и энергоемкости. В повышении эф-
зации продуктов питания и напитков. Преимуществами стеклотары являются: гигиеничность, прозрачность, не взаимодействует с продуктом, герметичность, разнообразие ассортимента.
Несмотря на появление конкурентов-заменителей, стеклотара в настоящее время продолжает сохранять свои доминирующие позиции на рынке. Следует отметить, что с 2000 г. производство стеклотары в РФ увеличилось более чем в 3 раза, а в структуре производства произошло уменьшение доли стеклянных банок.
В Республике Дагестан стекольная промышленность является традиционной отраслью. Несмотря на значительный спад производства стекольной продукции в период рыночных реформ, отрасль получила развитие, что связано с растущими потребностями Республики в разнообразной стеклотаре.
Объем рынка стеклобутылки в Республике Дагестан составляет 30 млн условных бутылок, а рынок стеклобанок — 35 млн условных банок. За последние 10 лет ежегодный рост рынка безалкогольных напитков в РД составил 30 %, а рынка минеральной воды — 24 %.
Динамика производства стеклотары в Республике Дагестан представлена данными таблицы 1 [2, с. 89]
фективности стекольного производства важную роль играет обоснование наиболее рационального для стекольной отрасли метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, учитывающей специфику отрасли. В условиях жесткой конкуренции возникает необходимость в
Таблица 1 — Динамика производства стеклотары в Республике Дагестан
Наименование продукции 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
1. Бутылка из стекла для
напитков, млн шт. 18,6 25,7 30,3 42,2 57,6 64,1 74,3
2. Банка стеклянная для
консервирования, млн шт. 12,3 3,5 6,6 7,5 8,7 11,0 9,4
определении стоимости каждого вида продукции и оценке его рентабельности.
Основным недостатком применяемых в стекольной отрасли методов учета затрат и калькулирования себестоимости является использование обезличенного метода учета затрат.
Следует отметить, что использование «котлового» метода учета затрат на предприятиях, выпускающих разнообразную номенклатуру продукции, является нарушением методологии бухгалтерского учета, потому что:
1) снижается достоверность финансовой отчетности;
2) искажается информация о прибыли за счет формирования сальдированного остатка финансового результата;
3) становится невозможным исполнение требований ПБУ «Информация по сегментам» и ПБУ «Информация по прекращаемой деятельности» по формированию достоверной отчетной информации.
В связи с этим для стекольного производства рекомендуется применение попередельного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Особенностью попередельного метода является формирование затрат по каждому переделу. При этом для каждого передела открывается отдельный субсчет. Себестоимость единицы продукции передела определяется путем деления затрат передела на количество единиц продукции. Себестоимость единицы готовой продукции определяется как сумма себе-стоимостей единиц продукции всех переделов. Попередельный метод учета затрат может быть организован как с использованием счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства», так и без его использования. Использование попере-дельного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции позволяет осуществлять контроль за уровнем себестоимости единицы продукции.
Необходимо отметить, что в современных условиях использование эффек-
тивного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции становится конкурентным преимуществом предприятия, так как позволяет осуществлять контроль над затратами в стекольном производстве.
Вместе с тем недостатком попере-дельного метода учета затрат можно считать сложность оценки стоимости незавершенного производства. К преимуществам можно отнести возможность использования нормативного метода учета затрат. Использование нормативного метода позволяет осуществлять оперативный контроль за материальными затратами.
В экономической литературе распространенным является следующее определение метода учета затрат: «Под методом учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции понимают совокупность приемов документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции, а также отнесение издержек на единицу продукции» [1, с. 227].
Следует отметить, что применение того или иного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции определяется особенностями производственного процесса. Для стекольного производства типичной является классификация затрат по отношению к технологическому процессу на прямые и косвенные. Составляющими технологического процесса являются переделы, по которым должна калькулироваться себестоимость единицы продукции.
Особенностями учета издержек в стекольной отрасли являются:
а) применение «котлового» метода учета затрат;
б) использование попередельного метода;
в) присутствие в составе шихты стеклобоя;
г) необходимость распределения косвенных издержек.
Сущность распределения прямых затрат заключается в следующем.
1. Прямые затраты по видам продукции распределяются на переделе выработки стеклоизделий.
2. Стоимость сваренной стекломассы распределяется пропорционально массе стеклоизделий.
3. Прочие прямые затраты: газ, вода, электроэнергия распределяются пропорционально массе стеклоизделий, с учетом норм расхода.
При этом оценка затрат с учетом фактического расхода по видам продукции осуществляется на основании:
- отпускных цен поставщиков;
- затрат вспомогательных производств;
- фонда заработной платы промышленно-производственного персонала с отчислениями.
При распределении косвенных издержек главной проблемой является обоснование базы распределения. На предприятиях стекольной промышленности РФ получило распространение распределение косвенных издержек пропорционально основной заработной плате производственных рабочих. Такой метод распределения, по нашему мнению, носит условный характер и приводит к искажению информации, так как продукция отличается по энергоемкости и материалоемкости. В связи с этим обоснованной представляется та позиция, согласно которой распределение косвенных издержек осуществляется пропорционально маржинальной рентабельности с учетом длительности операционного цикла.
При этом следует отметить, что себестоимость всей продукции не зависит от метода распределения косвенных издержек, а применяемый метод оказывает влияние только на себестоимость отдельных видов продукции.
Таким образом, сущность совершенствования методов учета затрат, применяемых в стекольном производстве, заключается в переходе от обезли-
ченного «котлового» метода к методу учета затрат на производство по местам их формирования и центрам ответственности. Такой переход, по нашему мнению, позволит осуществлять оперативный контроль за снижением издержек производства в стекольном производстве и повысить уровень объективности и достоверности информации о рентабельности и себестоимости отдельных видов продукции.
Библиографический список
1. Бухгалтерский финансовый учет : учебник // Н. Н. Богатая, Н. Н. Хахонова. — М. : КНОРУС, 2011.
2. Дагестан - 2012 : стат. сб. Даге-станстат. — Махачкала, 2012. — Ч. 3.
3. Захарова, Н. С. Повышение конкурентоспособности предприятий стекольной промышленности на основе маркетингового исследования [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. — 2012.
— № 1. — URL : http://web.snauka.ru
4. Корецкая, Л. К. и др. Инновационно-инвестиционная активность стекольной отрасли Владимирской области. — Владимир : Транзит-Икс, 2013.
5. Палий, В. Ф. Организация управленческого учета. — М. : Бератор-Пресс, 2003.
Bibliographic list
1. Financial Accounting: textbook / N. N. Bogataya, N. N. Khakhonova. — M. : KNORUS, 2011.
2. Dagestan - 2012 : statistical book Dagestanstat. — Makhachkala, 2012. — P. 3.
3. Zakharova, N. S. Increasing of competitiveness of the enterprises of vitreous branch on the grounds of marketing research [Electronic resource] // Modern science research and innovations. — 2012.
— № 1. — URL : http://web.snauka.ru.
4. Koretskaya L. K. et al. Innovationinvestment activity of vitreous branch in the Region of Vladimir. — Vladimir : Tranzit-Iks, 2013.
117
5. Paliy, V. F. Managerial accounting | arrangement. — M. : Berator-Press, 2003.