Е.В. Терникова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ПО ДОГОВОРУ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ
В УСЛОВИЯХ БАНКРОТСТВА Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме учета операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом в условиях банкротства.
В статье рассматриваются особенности организации бухгалтерского учета в процедурах банкротства при антикризисном управлении и предлагаются пути его совершенствования; приводятся субсчета для отражения хозяйственных операций у арбитражного управляющего, связанных с процедурами банкротства в условиях неопределенности и риска; рассматривается методика учета при передаче в антикризисное управление арбитражному управляющему имущества и обязательств.
Annotation
The article is devoted to the topical problem of recording operations related to trust management contract under the conditions of bankruptcy.
Specific features of accounting system for bankruptcy proceedings under crisis management are considered and ways of crisis management improvement are suggested in the article. The author describes the sub-accounts meant for a court-appointed manager to record business operations related to bankruptcy proceedings under the conditions of uncertainty and risk; considers accounting methods of assets and liabilities transfer to a court-appointed manager.
2010 № 1
Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Ключевые слова
Бухгалтерский учет операций, связанный с процедурами банкротства, антикризисное управление, доверительное управление.
Key words
Accounting procedure related to bankruptcy proceedings, crisis management, trust management.
Ведение процедур банкротства при антикризисном управлении является чрезвычайной для организации ситуацией. Детальное изучение и анализ особенностей деятельности коммерческих организаций, в отношении которых проводятся процедуры банкротства, позволили выявить ряд организационных особенностей и определить их влияние на организацию бухгалтерского учета несостоятельного хозяйствующего субъекта и арбитражного управляющего в условиях риска и неопределенности.
На стадии финансового оздоровления, при антикризисном управлении, важно, чтобы арбитражный управляющий мог оперативно управлять имуществом и активами предприятия-банкрота. Достичь это, по нашему мнению, будет возможно только в том случае, если до введения процедуры финансового оздоровления активы и обязательства предприятия-банкрота будут переданы по договору доверительного управления арбитражному управляющему.
Различные проблемы учета доверительного управления имуществом рассматривались в трудах, таких ученых как: Лабынцев Н.Т., Ткач В.И., Богатая И.Н, Хахонова Н.Н., Бакаев А.С. и др., и в то же время многие вопросы учета доверительного управления имуществом остаются не - исследованными. К числу таких проблем относятся вопросы учета операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом в условиях банкротства.
В ходе исследования стало очевидным, что хозяйственные операции несостоятельного должника в условиях неопределенности и риска требуют осо-
бого контроля с целью оценки их эффективности.
Процесс разработки и реализации стратегии финансового оздоровления при антикризисном управлении связан с некоторыми трудностями, основные из которых сводятся к следующему:
1. Применение новых способов достижения выживаемости на рынке может вызвать увеличение затрат, связанных с освоением новой продукции, не учтенной ранее в экономической стратегии.
2. Недостаточно глубокий анализ внешней и внутренней среды предприятия в условиях неопределенности и риска может усилить негативные последствия неверных стратегических решений.
3. Отсутствие у внешнего управляющего при антикризисном управлении возможности оперативного управления активами предприятия-банкрота.
Преодоление указанных трудностей возможно в условиях антикризисного управления, осуществляемого в условиях неопределенности и риска на основе использования договора доверительного управления имуществом, заключаемого между предприятием-банкротом и внешним управляющим.
Бухгалтерский учет как система, изначально обобщающая информацию об обязательствах предприятия-должника, выступает исходной информационной базой для работы арбитражного управляющего при антикризисном управлении. В соответствии с требованиями, установленными Законом о бан-
кротстве, временный управляющий обязан уведомить всех известных ему кредиторов предприятия-должника о принятии арбитражным судом к производству заявления о признании предприятия-должника несостоятельным (банкротом). Сведения о кредиторах предприятия (их наименовании, месте нахождения, сумме задолженности предприятия перед ними и др.) содержатся в регистрах аналитического учета предприятия-должника. Достоверность исходных учетных сведений в данном случае, безусловно, определяет эффективность всей последующей работы арбитражного управляющего, что подтверждает особое значение бухгалтерского учета предприятия как первичной системы информационного обеспечения антикризисного управления.
В условиях конкурсного производства усиливается значение бухгалтерского учета, контроля и анализа имущества и обязательств должника, производимых им хозяйственных операций во всех процедурах банкротства.
Существующий бухгалтерский учет в несостоятельных организациях не в полной мере отвечает современным требованиям антикризисного управления и внутреннего контроля и не позволяет формировать полную и достоверную информацию об ее деятельности. Применяемая несостоятельными организациями методика учета не позволяет определить, к какой процедуре банкротства относятся те или иные доходы и расходы, с тем чтобы достоверно оценить эффект от ее введения. Вместе с тем достоверность исчисления результата от процедуры банкротства при антикризисном управлении может быть достигнута только при ведении раздельного учета по процедурам банкротства.
В связи с этим нами предлагается отражение в бухгалтерском учете имущества, включенного в конкурсную массу на отдельном балансе у арбитражного управляющего.
Таблица 1. Рекомендуемая система синтетических и аналитических счетов
для отражения хозяйственных операций у арбитражного управляющего, связанных с процедурами банкротства в условиях неопределенности и риска
Синтети- ческий счет Субсчет 1-го порядка Субсчет 2-го порядка Субсчет 3-го порядка
17 "Имущество конкурсного производства" 1. Внеоборотные активы. 2. Оборотные активы. Основные средства Нематериальные активы По видам основных средств По видам нематериальных активов
79 «Внут-рихозяйствен-ные расчеты» Расчеты по договору доверительного управления имуществом Субсчета в соответствии с Рабочим планом счетом, применяемым до введения процедур банкротства Субсчета в соответствии с Рабочим планом - счетом, применяемым до введения процедур банкротства
Продолжение таблицы 1
90 «Продажи» Выручка Доходы, связанные с процедурами банкротства - Доход по результатам оценки имущества; - Доход от санаци-онных и реорганизационных процедур;
91 «Прочие доходы и расходы» Прочие доходы Доходы, не связанные с процедурами банкротства Субсчета в соответствии с Рабочим планом счетов, применяемым до введения процедур банкротства
Прочие расходы Расходы, не связанные с процедурами банкротства Субсчета в соответствии с Рабочим планом счетом, применяемым до введения процедур банкротства
Расходы, связанные с процедурами банкротства - Судебные расходы; - расходы по результатам оценки имущества; - прочие расходы на процедуры банкротства
20, 23, 26, 29 Затраты на производство Расходы, связанные с процедурами банкротства - Вознаграждение арбитражного управляющего; - Расходы, связанные с санационными и реорганизационными процедурами;
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 76-5 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 1. Расчеты, не связанные с процедурами банкротства Субсчета в соответствии с Рабочим планом счетом, применяемым до введения процедур банкротства
2. Расчеты, связанные с процедурами банкротства - расчеты с кредиторами 1-й очереди; - расчеты с кредиторами 2-й очереди; - расчеты с кредиторами 3-й очереди; - незаявленные требования; - требования, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов; - текущие платежи
Все имущество должника, указанное в балансе либо в заменяющих его бухгалтерских документах, образует основу для формирования конкурсной массы, предназначенной для удовлетворения интересов кредиторов.
После завершения формирования состава конкурсной массы необходимо определить ее начальную цену. Начальная цена определяется на основе данных оценки стоимости имущества организации. Оценка имущества осуществляется на основе данных его полной инвентаризации.
В процессе инвентаризации имущества и обязательств, проводимой в организации, определяется общая сумма обязательств организации, а также обязательства перед каждым кредитором в отдельности. После оценки имущества и обязательств должника они передаются в антикризисное управление арбитражному управляющему.
При этом предлагается использовать следующие записи:
1. Передача имущества:
Дебет счета 17 «Имущество конкурсного производства»
Кредит счета 79-3-1 «Внутрихозяйственные расчеты» (АУ)
2. Оприходование по остаточной стоимости:
- основных средств:
Дебет счета 01 «Основные средства»
Кредит счета 17 «Имущество конкурсного производства»;
- нематериальных активов:
Дебет счета 04 «Нематериальные
активы»
Кредит счета 17 «Имущество конкурсного производства»;
- готовой продукции:
Дебет счета 43 «Готовая продукция»
Кредит счета 17 «Имущество конкурсного производства»
3. Передача обязательств:
Дебет счета 79-3-1 «Внутрихозяйственные расчеты» (АУ)
Кредит счета 76-5 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Следующий этап - реализация имущества и погашение обязательств.
Реализация конкурсной массы не относится к обычному виду деятельности и должна рассматриваться как прочая реализация. Но с другой стороны, если в состав конкурсной массы входит готовая продукция и товары, их реализация должна рассматриваться в качестве обычных продаж с отражением операций на счете 90 «Продажи».
Реализация конкурсной массы отражается в учете соответствующими проводками.
1. При реализации готовой продукции и товаров:
Дебет счета 79-3-1 Кредит счета 90 субсчет 1 - отражается выручка от реализации готовой продукции и товаров, входящих в состав конкурсной массы.
Дебет счета 90 субсчет 3 Кредит счета 68 - отражается начисление НДС.
Дебет счета 26
Кредит счета 76- отражается вознаграждение, причитающееся арбитражному управляющему (обособленный учет на отдельном балансе)
Дебет счета 76
Кредит счета 90/1- отражается вознаграждение, причитающееся арбитражному управляющему (учет на собственном балансе)
Дебет счета 19
Кредит счета 76- отражена сумма НДС с вознаграждения (обособленный учет на отдельном балансе)
Дебет счета 90/3
Кредит счета 76- отражена сумма НДС с вознаграждения (учет на собственном балансе)
Дебет счета 90/2
Кредит счета 26- общехозяйственные расходы включены в себестоимость продаж
Дебет счета 90 субсчет 9 (99) Кредит счета 99 (90/9) - отражается прибыль (убыток) от реализации.
2. При реализации внеоборотных активов:
Дебет счета 79-3-1 Кредит счета 91 субсчет 1 - отражается продажная стоимость внеоборотных активов.
Дебет счета 91 субсчет 3 Кредт счета 68 - отражается начисление НДС.
Дебет счета 91 субсчет 2 Кредит счета 01 - отражается списание остаточной стоимости основных средств, нематериальных активов, учетной стоимости материалов.
Дебет счета 91/9 (99)
Кредит 99 (91/9) - отражается прибыль (убыток) от реализации.
3. При поступлении денег от покупателей:
Дебет счета 55-ДУ Кредит счета 79-3 - отражается поступление денежных средств от покупателей.
В ходе конкурсного производства у организации-должника возникают текущие расходы (включая судебные издержки, расходы по государственной пошлине, уплата которой была отсрочена или рассрочена, вознаграждение конкурсному управляющему), которые относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди.
Начисление текущих расходов разумно отражать следующим образом: Дебет счета 79-3
Кредит счета 60, 68, 69, 70, 73, 76
- отражается начисление текущих расходов.
Оплата текущих расходов в бухгалтерском учете отражается в общепринятом порядке:
Дебет счета 60, 68, 69, 70, 73, 76 Кредит счета 55-ДУ - отражается уплата текущих расходов, возникших в процессе конкурсного производства.
В данной статье были разработаны и обоснованы мероприятия по улучшению методологии, основных методических подходов к организации системы бухгалтерского учета результатов деятельности при доверительном управлении имуществом различных коммерческих организаций в кризисных экономических условиях.
Разработана и апробирована методика ведения бухгалтерского учета при доверительном управлении имуществом коммерческих организаций при антикризисном управлении с использованием системы синтетических и аналитических счетов. В частности, предложено ввести специальный счет 17 «Имущество конкурсного производства» для учета конкурсной массы в целях повышения информационной прозрачности и совершенствования организации бухгалтерского учета операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом в условиях банкротства.
Таким образом, в кризисной ситуации одним из инструментариев антикризисного управления является институт доверительного управления имуществом.
Таблица 2. Учет операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом в учете у арбитражного управляющего
№ п/п Содержание операции Обособленный учет на отдельном балансе На собственном балансе
Дебет Кредит Дебет Кредит
А Передача имущества и обязательств в антикризисное управление арбитражному управляющему:
1 Принято имущество должника 17 79/3
2 Оприходованы по оценочной стоимости: - основные средства - нематериальные активы - готовая продукция и др. 01 04 43 17 17 17
3 Приняты обязательства 79/3 76/5
Б Реализация конкурсной массы:
1 Реализация готовой продукции:
1.1 Отражена выручка от реализации готовой продукции, входящих в состав конкурсной массы 79/3-1 90/1
1.2 Начислен НДС от реализации 90/3 68
1.3 Отражено вознаграждение, причитающееся арбитражному управляющему 26 76 76 90/1
1.4 Отражена сумма НДС с вознаграждения 19 76 90/3 76-НДС
1. 5 Общехозяйственные расходы включены в себестоимость продаж 90/2 26
1.7 Отражена прибыль (убыток) от реализации 90/9 (99) 99 (90/9)
2 Реализация внеоборотных активов:
2.1 Отражена продажная стоимость внеоборотных активов 79/3-1 91/1
2.2 Начислен НДС от реализации 91/3 68
2.3 Отражено списание остаточной стоимости внеоборотных активов 91/2 01
2.4 Отражена прибыль (убыток) от реализации 91(99) 99 (91)
3 Получена оплата за реализованную готовую продукцию, внеоборотные активы 55-ДУ 79/3
4 Перечислено и получено вознаграждение на счет арбитражного управляющего 76 55-ДУ 51 76
5 Сумма НДС от суммы вознаграждения арбитражному управляющему предъявлена к вычету 68 19 76 68
6 Перечислен НДС в бюджет 68 55-ДУ 68 51
7 Перечислено в погашение задолженности перед кредиторами 76/5 55-ДУ
8 Отражен возврат: - основных средств - нематериальных активов - готовой продукции и др. 17 17 17 01 04 43
9 Возврат имущества должника 79 17
Библиографический список
1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14- ФЗ. Принят Государственной Думой
22.12.95 г., (ред. от 09.04.2009)
2.Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", (ред. от 19.07.2009 г)
3.Приказ Минфина от 06.05.1999 №32н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации «ПБУ 9/99», (ред. от 27.11.2006)
4.Приказ Минфина от 06.05.1999 №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации ПБУ 10/99» (ред. от 27.11.2006)
5.Указания об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утв. приказом Минфина РФ от 28 ноября 2001 г. № 97н (с изменениями от 15 августа 2006 г. № 106н).
6.И.Н. Богатая, Н.Н. Хахонова.-4-е изд., перераб. и доп. -Ростов н/Д: Феникс, 2007.-858 с.
Bibliographic list
1.The Civil code of the Russian Federation (the second part) of 26.01.1996 № 14 FL. It is accepted by the State Duma of
22.12.95 (edited of 09.04.2009)
2.The Federal law of the 26th October 2002 № 127-FL "About inconsistency (bankruptcy)", (edited of 19.07.2009)
3.An Order of the Ministry of Finance of
06.05.1999 №32h «About the position
statement about accounting «Organisation Incomes «Accounting Policy Regulations 9/99», (edited of 27.11.2006)
4. An Order of the Ministry of Finance of
06.05.1999 №33h «About the position statement about book keeping «Expenses of organisation Accounting Policy Regulations 10/99 » (edited of 27.11.2006)
5.Instructions about reflexion of the operations in accounting of the organisations connected with realisation of the contract of trust management confirmed by the Ministry of Finance order of the Russian Federation of the 28th November 2001 № 97h (as amended of the 15th August 2006 № 106h).
6.I.N. Bogataya, N.N.Hahonova - 4th revised and enlarged edition - Rostov-on-Don: Phenix, 2007.-858 page.