2. Волков Д. П., Николаев С. Н. Надёжность строительных машин и оборудования: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Высшая школа, 1979. - 400 с.
3. Басков В. Н. Повышение надёжности автомобиля использованием рационального измерителя процесса эксплуатации: дис. ... докт. техн. наук. - Саратов, 2004. - 375 с.
4. Система мониторинга вала отбора мощности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.datum-electronics.ru/pto-power-monitoring-system.aspx.htm (дата обращения: 28.02.2013).
5. Патент Российской Федерации RU 36518 Работомер. - Басков В. Н., Денисов А. С. Дата начала действия патента: 24.06.03./ (БИ №7. - 2004).
6. Патент Российской Федерации RU 2266529 Измерение расхода жидкости путём сравнения с другой переменной величиной, например измерение расхода жидкого топлива для двигателей. - Иофинов С. А., Скробач В. Ф., Фокин Г. А., Шкрабак В. С. Дата начала действия патента: 13.09.2000./ (БИ №7. - 2005).
IMPROVEMENT OF THE MEASURING SYSTEM
OF THE OPERATING TIME FOR BUILDING AND ROAD MACHINES
V. N. Ivanov, R. F. Salikhov, T. M. Phudova
The article is devoted to increasing the accuracy of determining the periodicity of maintenances and repairs for building and road machines for example of bulldozers. One of the main reasons that lead to a considerable dispersion periodicity of conducted maintenances and repairs of building and road machines is to use parameters operating time that take into account only the duration of use of the machinery but it does not reflect the of their load level of the machine or considers its very inaccurately. The authors suggest the parameter is the amount of energy consumption which is devoid of these shortcomings and its use will reduce the excessive number of maintenances and repairs several times.
Keywords: Energy consumption, operating time, the volume of executed works, periodicity of maintenance and repair, rabotomer, fuel consumption,
the load level of the machine, building and road machines.
Bibliographic list
1. Ivanov V. N., Salikhov R. F., Schukin K. V. Methods of definitive of rational periodicity for repairs of road and building machines // Road building mechanization. - 2003. - №5. P. 12 - 14.
2. Volkov D. P., Nikolaev S. N. Reliability of building machines and equipment: a textbook for University students. - M.: Vyshaya school, 1979. - 400 p.
3. Baskov V. N. Increase of reliability of the car using rational meter operational process: dissertation... Doctor of Technical Science. - Saratov, 2004. - 375 p.
4. Equipment of direction and control for mean of transport [Electronic resource]. - access mode is http://www.datum-electronics.ru/pto-power-monitoring-system.aspx.htm/. (reference date is 25.03.2013).
5. Patent of the Russian Federation RU №36518 Rabotomer. - Baskov V. N., Denisov A. S. Start data: 24.06.2003 (bulletin of inventions № 7. - 2004).
6. Patent of the Russian Federation RU №2266529 Measurement of liquid flow by comparison with another variable for example flow measurement of liquid fuel for engines. / lofinov S. A., Shkrabak V. S., Fokin G. A., Skrobach V. F. Start data: 13.09.2000 (bulletin of inventions № 7. - 2005).
Иванов Виталий Николаевич - доктор технических наук, профессор кафедра «Менеджмент» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ). Общее количество опубликованных работ: 122. e-mail: ivanov_vn@sibadi. org.
Салихов Ринат Фокилевич - кандидат технических наук, доцент кафедры «ЭСМиК» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ). Общее количество опубликованных работ: 54. e-mail: salikhorinat@yandex. ru.
Чудова Тамара Михайловна - Магистрант кафедра «ЭСМиК» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ). email: [email protected].
УДК 629.33.03-843
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДА РЕМОНТА РЕЗЬБОВЫХ ОТВЕРСТИЙ ПОД КРЕПЛЕНИЕ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ МАШИН
В. Н. Кузнецова, А. Л. Дерман, В. В. Савинкин, Л. Н. Киселева
Аннотация. На основании проведённого анализа способов ремонта резьбовых соединений предложена конструкция кондуктора для проведения ремонта резьбовых отверстий крепления головки блока цилиндров двигателей машин.
Ключевые слова: кондуктор, резьбовое отверстие, высверливание повреждённой шпильки, восстановление резьбы.
Введение
При выборе наиболее рационального технологического процесса ремонта деталей следует учитывать ряд исходных данных: размеры, форму и точность изготовления деталей, ее материал, термическую обработку, условия работы, виды и характер дефекта, производственные возможности ремонтного предприятия и др.
Основная часть
Выбор способа восстановления существенно зависит от вида дефекта и причины его возникновения, в рассматриваемом случае основной причиной возникновения дефекта является неконтролируемая перетяжка шпилек крепления головки блока. При выборе оптимального способа восстановления руководствуются тремя категориями: применимость, долговечность и технико-экономические показатели. В
рассматриваемом случае основным требованием при восстановлении является повышенная точность резьбы, т.е. отклонение шпильки от соосности должно находиться в пределах 0,5 мм на длине 220 мм, части выступающей над поверхностью блока цилиндров.
В общем случае применяют следующие способы ремонта резьбовых отверстий:
- заварка отверстий с дефектной резьбой с последующим нарезанием резьбы номинального размера;
- нарезание резьбы увеличенного размера;
- установка ввертыша;
- стабилизация резьбовых соединений полимерной композицией;
- установка спиральной вставки.
Резьбу под номинальный размер заменой
детали ввертышем ремонтируют довольно часто. Обычно для ввертышей используют мало- и среднеуглеродистую сталь, марка которой не зависит от материала ремонтируемой детали, в которой находится отверстие.
Наружный диаметр ввертыша D, мм, равен:
D = d
У
а
1В
а
2В
где d - наружный диаметр резьбы болта, мм; а1В - предел прочности материала болта, МПа; а2В - предел прочности материала корпуса, МПа
Ввертыш может иметь прорези для специального ключа, при помощи которого он монтируется в предварительно нарезанное отверстие детали. Для предотвращения от отвертывания ввертыши крепят стопорными шпильками или приклеивают эпоксидным композитом.
Восстановление резьбовых отверстий постановкой ввертышей имеет следующие преимущества: позволяет восстановить сильно изношенные отверстия корпусных деталей под номинальный размер; не нарушает термообработку деталей, так как не требуется их нагревать; дает хорошее качество восстановленного отверстия.
Недостатки данного способа: высокая трудоемкость и сложность ремонта, невозможность применения, если конструкция детали не позволяет увеличить отверстие [1].
Спиральная вставка представляет собой пружину из ромбической проволоки, наружная поверхность которой образует резьбовое соединение с корпусом (блоком), а внутренняя - со шпилькой или болтом.
Восстановление резьбовых отверстий постановкой вставки имеет следующие преимущества: повышается прочность резьбового соединения в результате более равномерного распределения нагрузки по виткам; появляется возможность
восстановления под номинальный размер резьбовых отверстий в тонкостенных деталях; понижается износ резьбовых поверхностей при частом завинчивании и отвинчивании; улучшается восприятие динамических нагрузок, увеличивается срок службы соединения [2].
Оба выше описанных способа восстановления предусматривают
предварительную операцию рассверливания под ввертыш или вставку и для рассматриваемого вида дефекта (износ или срыв резьбы под шпильку крепления головки блока) не рекомендуются к применению.
Способ ремонта путем стабилизации резьбовых соединений полимерной композицией приемлем только в случае частичного износа резьбы из-за значительного крутящего момента - 220-240 Нм.
Способ ремонта заваркой отверстий с дефектной резьбой с последующим нарезанием резьбы номинального размера неприемлем в условиях автопредприятия из-за сложности организации технологического процесса восстановления.
Предлагаемый способ нарезания резьбы увеличенного размера с последующим ввертыванием
«самонарезной» шпильки отвечает всем необходимым требованиям при условии соблюдения необходимых критериев
точности при рассверливании и нарезании резьбы (рис. 1, 2.).
Для анализа были взяты два подобных кондуктора, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, которые перечислены в таблице 1.
Елок цшнфое
1 - рамка; 2 - труба; 3 - плита Рис. 1. Схема закрепления блока цилиндров двигателя ЯМЗ-236 на столе радиально-сверлильного станка
© ® ®
1 - плита кондуктора; 2, 3, 4, 5 - вставные втулки различного типа размера. Рис. 2. Схема плиты кондуктора
Таблица 1 — Анализ технических характеристик подобных конструкций
Наименование Достоинства Недостатки
1. Разрабатываемый кондуктор Малая стоимость изготовления, простота изготовления и применения Применим к ремонту только одного типа двигателей
2. Универсальный кондуктор (патент №1431898) Универсальность кондуктора Сложность настраивания кондуктора, высокая себестоимость изготовления
3. Кондуктор (патент №1209379) Прост в применении Малые габариты обрабатываемой поверхности
Заключение
Разрабатываемый кондуктор имеет ряд преимуществ перед двумя другими выше рассмотренными: он прост и недорог в
изготовлении, что обеспечивает его низкую себестоимость и реальную возможность изготовления кондуктора на АТП; простота настройки и использования благоприятно
2
3
4
5
сказывается на скорости проведения основных операций. Все эти достоинства явно перевешивают один незначительный недостаток - применимость к ремонту одного типа двигателей.
Приспособление состоит из двух составных частей - собственно плиты кондуктора с вставными втулками. Используются втулки четырех типоразмеров соответственно для центровки и высверливания обломанной шпильки, подготовки и нарезания резьбы под «самонарезную» шпильку. Это обеспечивает требуемую точность механообработки и механизма фиксирования блока цилиндров относительно стола станка, который в свою очередь состоит из двух рам с силовыми винтами и трубы (рекомендуется применять при ремонте У-образных двигателей).
Порядок применения приспособления следующий:
- установить и закрепить блок цилиндров двигателя на столе радиально-сверлильного станка 2К52-1(для любого типа двигателя);
- насадить плиту кондуктора на имеющиеся шпильки и закрепить ее гайками;
- в зависимости от вида дефекта, согласно разработанного технологического процесса, провести дефектацию и предварительную обработку поврежденной шпильки (по необходимости). В случае невозможности извлечения - высверлить обломок шпильки;
- установить вставку в плите кондуктора, провести засверливание отверстия под новую резьбу;
- согласно разработанному технологическому процессу, двумя метчиками (черновым и чистовым) нарезать и «прогнать» резьбу.
Сборка и установка приспособления осуществляется по монтажу.
Библиографический список
1. Шадричев В. А. Основы технологии автостроения и ремонт автомобилей - Ленинград: Машиностроение, 1976. - 560 с.
2. Малышев Г. А. Справочник технолога авторемонтного производства, - М: Транспорт, 1986. - 176 с.
3. Юданова А. В. Инновационные проекты и разработки в области технического сервиса // Инженерно-техническое обеспечение АПК. Реферативный журнал - 2011. - №1.
IMPROVED METHOD OF REPAIR THREADED HOLE FOR THE CYLINDER HEAD ENGINE CAR
V. N. Kuznetsova, A. L Derman, V. V. Savinkin, L. N. Kiselyova
According to the analysis of threaded hole repair ways, the analysis of threaded hole repair ways, the conductor construction a for threaded hole attachment repair of engine/s cylinder head is suggested.
Keywords: jig, screw hole, drill rods damaged, restoration thread.
Bibliographic list
1. Shadricev В. A. Basis of technology of mechanical and repair of cars - Leningrad: Mashinostroenie, 1976. - 560 p.
2. Malyshev, A. Reference technologist auto repair production - Moscow: Transport, 1986. - 176 p.
3. Youdanova A. Pentury, Innovative projects and developments in the field of technical services // Engineering-technical support of agriculture. Abstract journal - 2011. - №1.
Кузнецова Виктория Николаевна - доктор технических наук, профессор Сибирской государственной автомобильно-дорожной
академии (СибАДИ). Основные направления научной деятельности: Оптимизация рабочих органов землеройных и землеройно-транспортных машин. Общее количество опубликованных работ: более 90. E-mail: [email protected]
Дерман Андрей Львович - старший преподаватель кафедры «Автомобильный транспорт» Северо-Казахстанский
Государственный университет им. М. Козыбаева (СКГУ), г. Петропавловск. Основные направления научной деятельности - совершенство технологии ремонта транспортных двигателей. Общее количество опубликованных работ: 3. e-mail: derman68@mail. ru.
Савинкин Виталий Владимирович - кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильный транспорт» СевероКазахстанского государственного университета имени М. Козыбаева. Основные направления научной деятельности - повышение долговечности и надежности СДМ технологичными методами. Общее количество опубликованных работ: 56. E-mail ca vinkin 7@m ail. ru.
Киселева Лариса Николаевна - кандидат технических наук, доцент кафедры Эксплуатация и ремонт автомобилей Сибирской государственной автомобильно-дорожной
академии (СибАДИ).