15.8. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ СОХРАННОСТИ ПЕНСИОННЫХ АКТИВОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ
Сосков Вадим Викторович, соискатель НИИ труда и социального страхования
Аннотация: в статье раскрываются понятия сохранности средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений, обосновывается необходимость применения концепции «Капитала под риском» для обеспечения сохранности средств пенсионных резервов
Ключевые слова: средства пенсионных резервов, средства пенсионных накоплений, управляющая компания, сохранность, риски
IMPROVING OF MECHANISMSOF PRESERVATION PENSIONASSETS IN THEACTIVITYOF MANAGEMENT COMPANIES
Soskov Vadim Victorovich, competitor of Scientific-Research Institute of labour and social insurance
Annotation: The article describesthe conceptof preservationof pension reservesandpension assets, the necessity of applying the concept of «capital at risk» for the preservationof pension reserves
Keywords: pension reservefunds, pension assetsfunds, the management company, preservation, risks
Действующее законодательство не определяет содержание понятия «сохранность» применительно ко всем пенсионным активам. Только лишь в конце 2011 года1 в ст.3Федерального закона Российской Федерации от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных
пенсионных фондах»2(далее - Закон №75-ФЗ) было введено понятие «сохранность пенсионных накоплений»3. При этом аналогичное понятие не фигурирует в Федеральном законе Российской Федерации от 24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части
1 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.2011 №359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"» //Консультант Плюс. - 10.10.2013.
2Российская газета (РГ) (федеральный выпуск). - 13.05.1998; Консультант Плюс. - 10.10.2013.
3 Это - «требование, в соответствии с которым сумма средств пенсионных накоплений на пенсионном счете накопительной
части трудовой пенсии застрахованного лица на дату назначения накопительной части трудовой пенсии по старости и (или)
срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты не должна быть меньше суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по старости, средств дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на накопительную часть трудовой пенсии, поступивших и учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии за весь период формирования пенсионных накоплений».
трудовой пенсии в Российской Федерации» (далее -Закон №111-ФЗ)4. Его нет в законодательстве и применительно к средствам пенсионных резервов (далее
- СПР). Хотя в соответствии с Законом №75-ФЗ, управляющая компания (далее - УК) должна способами, предусмотренными гражданским законодательством России, обеспечить возврат переданных ей фондом СПР по договорам доверительного управления.
Согласно же формулировке сохранности средств пенсионных накоплений (далее - СПН), речь идет о гарантии номинала, то есть сохранность не предполагает гарантированного получения даже минимального дохода от инвестирования. Кроме того, в ней не отражено и индексирование СПН, несмотря на то, что такое индексирование проводится ежегодно с учетом доходов от инвестирования этих средств. Она никак не сопряжена и с понятием инфляции. Вместе с тем такое понимание сохранности корреспондирует с установлением размера выплат за счет СПН, который, в соответствии с п.3 ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 30.11.2011 №360-ФЗ «О порядке финансирования
выплат за счет средств пенсионных накоплений» (далее
- Закон №360-ФЗ)5, определяется, исходя из суммы
СПН, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета либо на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица на день, с которого назначается соответствующий вид выплат. Опять же гарантируется номинал при назначении накопительной части трудовой пенсии. Отсюда, складывается понимание сохранности СПН как
сохранности номинала.
Однако Законом №360-ФЗ не установлены порядок и условия возмещения недостающих средств в случае, если сумма средств пенсионных накоплений
застрахованного лица, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета и на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии на день, с которого устанавливается соответствующий вид выплат, меньше общей суммы страховых взносов на
накопительную часть трудовой пенсии по старости. Это должно быть установлено отдельным федеральным
законом, который в настоящее время еще не принят.
При такой формулировке сохранности СПН де-факто пропадают стимулы застрахованного лица участвовать в накопительной системе постольку, поскольку результатом долгосрочного инвестирования данных накоплений может быть номинал (без учета снижения его покупательной способности за накапливаемый период). Одновременно эта формулировка позволяет снять требование для НПФ гарантировать ежегодную доходность от инвестирования СПН, что дает возможность по иным правилам выстроить финансовую отчетность фонда, что, в свою очередь, снимает и возникающие разногласия во взаимоотношениях между УК и НПФ по итогам инвестирования за очередной отчетный год. В конечном итоге, введенная законодателем формулировка сохранности
представляется недостаточной, она не стимулирует развитие инвестиционных процессов в пенсионной отрасли, не гарантирует застрахованному лицу защиту пенсионных активов от инфляции. На наш взгляд,
4РГ (федеральный выпуск). - 30.07.2002; Консультант Плюс. -
10.10.2013.
5РГ (федеральный выпуск). - 07.12.2011; Консультант Плюс. -
10.10.2013.
сохранность СПН должна трактоваться не только как гарантия номинала, но если не минимальный гарантированный доход, то индексирование внесенных данных страховых взносов по накопленной инфляции за весь период их поступления на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. В настоящее время сохранность СПН показывается фондом в годовом интервале.
Представляется целесообразным сформулировать и понятие сохранности применительно к СПР. Причем применительно к разным пенсионным схемам указанное понятие может быть конкретизировано. Так, для схем с фиксированными пенсионными взносами, сохранность -это требование, в соответствии с которым участнику пенсионного фонда должна быть выплачена денежная сумма в соответствии с действующим законодательством при наступлении страхового случая (назначение негосударственной пенсии или уплата выкупной суммы) в размере 100%, исходя из сумм обязательств фонда по поступившим за данное лицо страховым взносам, но не более той суммы, которая установлена при страховании СПР. Такое страхование может проводиться по аналогии со страхованием вкладов физических лиц в банках Российской Федерации .
Для схем с фиксированными выплатами понятие сохранности должно трактоваться как требование по выплате пенсии в размере не менее 0,5 минимальной государственной пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, установленной действующим законодательством на момент заключения пенсионного договора7.
Сохранность пенсионных активов применительно к деятельности УК означает результирующую двух процессов, сопряженных между собой: инвестирования пенсионных активов и управления рисками. Остановимся на процессе управления рисками. Подчеркнем, что деятельность квалифицированных инвесторов, к которым относятся и УК, отличается повышенным уровнем риска. В действующем законодательстве, хотя и встречается понятие повышенный риск, но оно не конкретизировано8. Тем не менее, УК могут инвестировать средства, находящиеся в доверительном управлении, в объекты инвестиций повышенного риска, финансовый результат от управления которыми может быть непредсказуем, а потери - весьма велики.
В широком смысле термин «управление рисками» означает процессы: выявления, идентификации,
6См.: Федеральный закон Российской Федерации от 23.12.2003 №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - №261. - 27.12.2003; Консультант Плюс. - 10.10.2013.
7См.: Постановление Правительства Российской Федерации от
13.12.1999 №1385 «Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения»(действующая редакция) //Консультант Плюс. -
10.10.2013.
8 См., например, Приказ ФСФР России от 27.10. 2005 №05-53/пз-н (ред. от 09.10.2007) «Об утверждении Порядка совершения маржинальных сделок профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую деятельность для определенной категории клиентов» (зарегистрирован в Минюсте России 26.12.2005 №7311 //Консультант Плюс. - 10.10.2013) говорится о совершении сделок с клиентами, обладающими повышенным уровнем риска.
предотвращения, снижения и ликвидации последствий реализации рисков. Среди рисков, которые имеют особое значение для деятельности УК, выделим:
- финансовые риски (возможность полной или частичной потери стоимости активов вследствие неблагоприятной ситуации на финансовом рынке, а также из-за ухудшения финансового состояния контрагента), к которым относятся: кредитный (риск неисполнения обязательств контрагентов перед УК), рыночный (фондовый, процентный, валютный) риски, риск ликвидности (риск текущей и рыночный ликвидностей).
Если конкретизировать понятие кредитного риска применительно к деятельности УК, то можно выделить кредитный риск портфеля финансовых активов с фиксированным доходом в составе инвестиционного продукта - риск возникновения убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения эмитентом обязательств по выплате купона и/или суммы основного долга (расчет риска осуществляется по утвержденным внутренним методикам УК).
Среди рыночных рисков, особо значимых для деятельности УК, выделим: рыночный риск портфеля финансовых активов долевого участия в составе инвестиционного продукта - риск снижения стоимости финансовых активов долевого участия, рассчитанный по утвержденным методикам УК; рыночный риск портфеля финансовых активов с фиксированным доходом в составе инвестиционного продукта - риск изменения стоимости (без учета накопленного купонного дохода) в результате изменения текущей рыночной доходности или стоимости денег, рассчитанный по утвержденным методикам УК;
- операционные риски (это могут быть риски, связанные с процессом инвестирования, например, риск ненадлежащей реализации инвестиционных решений; риски, связанные с выбором контрагентов, например, НПФ, брокеров; риски, связанные с передачей активов в доверительное управление; риски, обусловленные работой персонала УК, его мотивацией и квалификацией, функционированием информационных систем, бизнес-процессов, а также юридические риски);
- репутационные риски (риски умышленного неисполнения обязательств, не обусловленное ухудшением финансово-экономического состояния контрагента /НПФ, банка, брокера, спецдепозитария/, способные нанести вред репутации УК).
Помимо названных, к числу отдельных рисков в деятельности УК могут быть отнесены: риски
производных финансовых инструментов в силу их комплексности, включающих комбинацию разных видов риска; риски концентрации, например, связанные с чрезмерным увеличением доли ценных бумаг одного эмитента в инвестиционном портфеле.
Рассмотрим процесс управления рисками на примере построения системы риск-менеджмента в УК «Капиталъ».
Основные функции управления рисками распределены в УК между коллегиальными органами и подразделениями. Организационная структура риск-менеджмента в Компании представлена на рис.1:
Рисунок 1. Организационная структура риск-менеджмента в Компании
Из приведенной схемы видно, что за управление рисками отвечает не одно структурное подразделение, а руководители целого ряда структур УК, и что риск-менеджмент тесно связан с инвестиционной
деятельностью Компании. Таким образом, модель управления рисками встроена в инвестиционный процесс Компании.Сам же инвестиционный процессвыстраивается в соответствии с долгосрочной стратегией развития Компании, а также инвестиционной стратегией ее развития на
ближайший/текущий год.
Что касается текущей инвестиционной стратегии, то она определяется уровнем аллокаций по видам (портфелям) активов в рамках всех инвестиционных продуктов/портфелей клиентов, составом портфелей активов по эшелонам кредитного качества и эшелонам рыночной ликвидности. Уровень аллокации по портфелям активов устанавливает совокупную величину риска (уровень капитала под риском) в разрезе инвестиционных продуктов. Отдельные ценные бумаги ранжируются по внутреннему рейтингу кредитного качества/уровню ликвидности, что, в свою очередь, определяет уровень риска, используемый для расчета капитала под риском. Далее, уровень капитала под риском определяет уровень результативных лимитов для инвестиционных продуктов/портфелей клиентов.
Все процессы, связанные с управлением рисками, регламентированы соответствующими документами, которые утверждены Правлением УК. Данные документы относятся по характеру решаемых задач к разным уровням.
К документам верхнего уровня относятся ключевые документы, определяющие политику и принципы управления рисками:
1) Положение о капитале под риском (КР)
КР - одна из составляющих реализации принципа сохранности пенсионных средств. Поэтому в названном Положении установлены процедуры, направленные на обеспечение должного уровня финансовой устойчивости Компании, поддержание заданного акционерами уровня риска и доходности в рамках осуществления профессиональной
деятельности в области управления активами по договорами доверительного управления пенсионными резервами негосударственного пенсионного фонда (НПФ).
КР является основным источником покрытия рисков Компании по обязательствам по договорам доверительного управления СПР НПФ и создается в целях обеспечения финансовой устойчивости УК.
Положение о КР определяет: порядок
формирования, расчета, изменения КР и механизм выполнения обязательств за счет КР; порядок расчета обязательств; порядок определения размера бюджетного КР и расчета величины текущего КР; алгоритм контроля достаточности КР; порядок принятия и исполнения Компанией решений об использовании составляющих частей КР в целях компенсации по обязательствам Компании.
Подчеркнем, что КР - величина управленческого, реально необходимого для покрытия принимаемых рисков резерва на возможные потери, это - часть капитала, выделяемая на удовлетворение «аппетита к риску». При этом КР может быть определен как суммарно, так и в разрезе отдельных подразделений/портфелей (он может устанавливаться и в процентах в рамках подразделений/стратегий). «Аппетит к риску» обусловлен рисками текущей позиции и формирует требования к капиталу для обеспечения такой позиции.
2. Политика по управлению рисками
Она призвана обеспечить увеличение и сохранение стоимости бизнеса акционеров путем оптимизации соотношения доходности к риску и сокращения волатильности финансовых результатов. Данная политика устанавливает основы системы управления рисками, которая обеспечивает:
- своевременную идентификацию, оценку и, собственно, управление рисками, возникающими в рамках деятельности УК;
- информирование уполномоченных лиц обо всех рисках, возникающих при осуществлении операционной деятельности;
- должный уровень финансовой устойчивости.
3. Принципы управления структурой инвестиционных портфелей УК
В них утверждаются инвестиционные продукты, предоставляемые клиентам Компании,
устанавливаются основные принципы управления активами, определяется структура и параметры инвестиционных продуктов Компании.
К документам среднего уровня (основные «рабочие» документы, определяющие технику управления рисками) относятся:
1. Положение о лимитах и финансовых ограничениях
Данное Положение устанавливает систему
ограничений в рамках инвестирования собственных средств УК на финансовых рынках и средств, полученных в доверительное управление:
- регламентирует процесс управления рисками;
- обеспечивает поддержание заданного акционерами уровня риска и доходности в рамках операционной деятельности;
- описывает систему лимитов по видам рисков и служит повышению прозрачности структуры позиций и рисков;
- определяет зоны ответственности подразделений в части контроля рисков, процедуры установления, мониторинга и отчетности по лимитам и ограничениям, в том числе определяет уровни результативных лимитов, порядок их расчета и процедуры контроля реализации;
- обеспечивает повышение информированности и ответственности сотрудников соответствующих подразделений в области управления рисками.
2. Положение о Комитете по управлению рисками
Деятельность Комитета направлена на исполнение
политики УК в области управления рисками, в рамках инвестирования собственных средств и средств, полученных в доверительное управление. Основные функции Комитета:
- утверждение политик, методов, процедур и регламентов по управлению рисками;
- разработка общей политики управления рисками;
- разделение активов под управлением по направлениям размещения и эшелонам кредитного качества и ликвидности;
- установление /изменение/, закрытие лимитов на эмитентов и контрагентов; подтверждение результатов мониторинга Департамента анализа и контроля рисков установленных лимитов и ограничений в соответствии с принятыми процедурами. Заседания Комитета проходят регулярно (как правило, еженедельно).
3. Положение об Инвестиционном комитете
Деятельность Комитета направлена на разработку и
реализацию инвестиционной стратегии УК в области размещения активов. Основные функции Комитета:
- разработка и утверждение инвестиционной стратегии управления активами9;
- разработка и утверждение продуктовой линейки (инвестиционных продуктов);
- рассмотрение инвестиционной привлекательности классов активов и отдельных ценных бумаг10;
- рассмотрение и утверждение внутренних документов, регламентирующих размещение активов;
- рассмотрение и согласование процедур взаимодействия подразделений при осуществлении инвестирования активов. Заседания Комитета проходят еженедельно.
9 Инвестиционная политика реализуется на основе Положения «Основные принципы построения портфеля активов ООО «УК «Капиталъ», утвержденных Правлением Бизнес по управлению активами (БУА) ИФД «Капиталъ».
10 Продуктовая линейка ООО «УК «Капиталъ» определяется Положением «Принципы управления структурой Инвестиционных продуктов ООО «УК «Капиталъ»».
И, наконец, к документам нижнего уровня относятся методики расчета и оценки рисков:
1.Методика оценки рыночного риска (определяет порядок и правила расчета рыночных рисков по типам инструментов, а также методы и параметры расчетов, порядок и процедуры стресс- и бэк-тестирования)11.
2. Методика оценки кредитного риска (определяет
порядок и правила расчета кредитных рисков по типам инструментов). Кредитный риск финансовых активов с фиксированных доходом определяется с помощью методологии CreditValue-at-Risk. Показатель
CreditVaR12 с утвержденными параметрами
рассчитывается методом Монте-Карло13.
3. Методика оценки банков14.
4. Методика оценки муниципальных эмитентов15.
5. Методика оценки корпоративных эмитентов.
6. Методика оценки контрагентов на рынке ценных бумаг.
7. Методика оценки ипотечных облигаций.
8. Методика расчета рисков и установления лимитов на операции с CLN и FTD (структурных нот)16.
Для эффективного управления рисками немаловажное значение имеет отчетность: ежегодная (например, утверждение бюджетной величины капитала под риском, включающую профиль риска и «аппетит на риск» на следующий год), ежеквартальная (отчет по основным видам рисков для Правления Бизнеса (БУА); профиль риска в рамках ежеквартального апгрейда инвестиционной декларации клиентов), ежемесячная (утверждение текущей величины капитала под риском; отчет о текущей дюрации портфелей), еженедельная (по величине текущего капитала под риском, соблюдение текущих результативных лимитов, отчеты по производным инструментам, о нарушениях лимитов и ограничений) и ежедневная (текущее соблюдение лимитов кредитного и рыночного рисков).В теоретикометодологическом плане основу управления рисками в УК «Капиталъ» составляет концепция «Капитал под риском». Схематично ее сущностные характеристики представлены на рис.2:
11 Рыночный риск активов долевого участия определяется с помощью методологии Value-at-Risk. Рыночный риск финансовых активов с фиксированным доходом определяется исходя из величины средней дюрации портфеля и максимального изменения процентной ставки по портфелю. Валютный риск по портфелю активов фиксированного дохода, номинированных в иностранной валюте, определяется с помощью методологии Value-at-Risk оценки (оценка волатильности курса валютной пары, в которой номинированы активы фиксированного дохода).
12 Для расчета величины CreditVar и VaR используется программное обеспечение MatLab.
Методики оценки кредитных рисков определяют кредитное качество эмитентов/контрагентов, определяют внутренний рейтинг и вероятность дефолта эмитента/контрагента на основе анализа качественных и количественныхпоказателей. Разработаны на основе системы скорринга.
14 Для анализа финансового состояния банков используется программное обеспечение ИНЭК.
Для анализа эмитентов/контрагентов используется собственное программное обеспечение.
16 Контроль лимитов и система отчетов обеспечивается системой внутреннего учета АссетЪ.
Рисунок 2. Общая схема управления рисками
Как отмечалось, капитал под риском (КР) является основным источником покрытия рисков УК по обязательствам по договорам доверительного управления СПР НПФ и создается в целях обеспечения финансовой устойчивости Компании, что важно и для обеспечения сохранности СПР. Размер средств, составляющих КР, определяется на основании продуктовой линейки, инвестиционной политики, бюджетных показателей, утвержденных операционных целей УК в части привлечения активов в доверительное управление и обеспечения необходимой конкурентной доходности управления активами, находящимися в доверительном управлении УК. Основная задача КР -покрытие принятых обязательств в случае снижения стоимости активов на расчетную дату ниже установленной договором суммы обязательств по СПР НПФ.
Таким образом, КР - величина капитала, выделяемая для покрытия рисков, возникающих в связи с
осуществлением УК профессиональной деятельности в области управления активами по договорами доверительного управления СПР НПФ17.
КР формируется за счет следующих источников: средств собственного капитала Бизнеса по управлению активами ИФД «Капиталъ» (далее - БУА) за вычетом операционного капитала18; средств резервного фонда (накопленной прибыли); средств гарантийного фонда
(гарантия акционера).Собственный капитал -собственные средства БУА, учитываемые в
управленческом учете БУА. Резервный фонд - часть КР, формируемая за счет части прибыли БУА предыдущих периодов. Гарантийный фонд - объем гарантий,
17 При этом выделяют: КР на бюджетный период - величина КР, рассчитанная на бюджетный период расчета обязательств с целью определения КР и его учета в бюджете, на основании параметров инвестиционных продуктов, утвержденных в соответствии с процедурами БУА и исходя из величины обязательств по договору доверительного управления и максимального расчетного уровня риска инвестиционного продукта на бюджетный период; КРтекущий - величина КР, рассчитанная внутри бюджетного периода по текущим (а не прогнозным) уровням риска инвестиционного продукта и размеру обязательств по договорам доверительного управления.
18 Операционный капитал - часть собственного капитала БУА, в
размере утвержденного годового бюджета БУА и суммы
минимальной величины собственного капитала компаний БУА в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
согласно концепции «Капитал под риском» выданных БУА акционером на финансовый год, принимаемых в расчет величины КР.
При необходимости выполнения обязательств за счет средств КР первично используются средства Резервного фонда, а в случае их недостаточности - средства Гарантийного фонда.
Величина бюджетного КР устанавливается на отчетный финансовый год по следующей процедуре: Инвестиционный комитет на основании инвестиционной политики, уровней доходности, необходимых для успешной конкуренции на рынке доверительного управления определяет структуру инвестиционных продуктов на отчетный финансовый год в рамках ограничений, заданных утвержденной Правлением БУА структуры инвестиционных продуктов. Департамент анализа и контроля рисков рассчитывает величину обязательств, а также на основании разработанной структуры инвестиционных продуктов производит расчет риска инвестиционного продукта, бюджетного КР, определяет величину Гарантийного фонда.
Комитет по управлению рисками рассматривает вопрос о необходимой величине КР на основе данных, предоставленных указанным Департаментом, и выносит рекомендации для Правления БУА, которое определяет размер, условия изменения КР, выносит решение на Совет Директоров Группы одновременно с бюджетом БУА (в рамках Инвестиционной декларации). В случае если величина бюджетного КР, утвержденного Советом директоров Группы, будет меньше необходимой величины текущего КР, БУА структуры инвестиционных
утвержденному КР и снижению
инициирует пересмотр
V „19
портфелей
соответствия
20
рисков . Особое
для
уровня
значение
схеме
в рассматриваемой управления рисками УК имеет расчет и контроль обязательств, под которыми понимается расчетная величина, определяющая необходимую стоимость
19 Инвестиционный портфель КР - инвестиционный портфель, сформированный за счет средств собственного капитала БУА (за вычетом операционного капитала) и Резервного фонда, обособленных в управленческом учете от других активов БУА и активов клиентов.
20 Процедура изменения величины текущего КР в течение финансового года аналогична процедуре установления КР на отчетный финансовый год, но не подлежит утверждению на Совете Директоров Группы, если не суммарно не выходит за рамки бюджетного, утвержденного ранее на текущий финансовый год.
активов в соответствии с договорами доверительного управления СПР НПФ в течение периода расчета обязательств. В расчете обязательств учитываются средства, переданные в составе СПР НПФ по договорам доверительного управления. Размер и дата исполнения обязательств определяется в разрезе каждого договора доверительного управления. Периодом расчета обязательств является календарный год21.
Таким образом, КР обеспечивает компенсацию текущих рисков и исполнение обязательств по всем действующим договорам доверительного управления сПр. Распределение КР производится в расчете на каждый такой договор доверительного
уп равления/инвестиционн ый продукт.
Для контроля достаточности КР используются следующие данные: величина результативного лимита «стоп-лосс 1»; величина результативного лимита «стоп-лосс2»; величина результативного лимита «стоп-аут». Основными задачами контроля достаточности КР являются определение и мониторинг критических уровней (результативные лимиты) принятия решений по договору доверительного управления/инвестиционному продукту. Рост дефицита средств КР является основанием для вынесения вопроса на рассмотрение коллегиальных органов БУА.
Таким образом:
1. В настоящее время в России разработан комплекс мер, обеспечивающих сохранность СПН, переданных в управление УК. Среди таких мер: отбор по конкурсу отвечающих определенным требованиям УК (в том числе и требований к собственным средствам (капиталу), поскольку, по действующему законодательству, эти средства являются дополнительной гарантией выполнения УК своих обязательств), дающий им право заключать договоры с Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР) о доверительном управлении данными средствами; контроль над деятельностью УК со стороны государственного регулятора, а также спецдепозитария и внутренний контроль; сохранение права собственности Российской Федерации на СПН при передаче в доверительное управление УК; установление ограничений на виды активов при инвестировании СПН, а также на соотношение долей активов в инвестиционном портфеле УК; обеспечение диверсифицированного вложения СПН при инвестировании в инструменты высшего уровня надежности, существующие на российском рынке; страхование риска ответственности УК, которая может наступить вследствие нарушения договора доверительного управления СПН, договора доверительного управления средствами выплатного резерва, договора доверительного управления СПН застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата. Однако представленные меры выступают как необходимые, но недостаточные для обеспечения сохранности СПН. Следует сформировать и механизм сохранности СПР.
2. В связи с этим предлагается:
21 Обязательства по договорам доверительного управления дата исполнения, которых превышает период расчета обязательств, учитываются по номинальной стоимости в объеме разницы переданных/выведенных из доверительного управления пенсионных резервов в течение периода расчета обязательств. Под номиналом требований понимается сумма требований с учетом накопленных к началу расчетного периода процентов по ставке, указанной в договоре.
- создание гарантийного фонда, обеспечивающего реальную защиту СПН22. Отметим, что подобные фонды существуют в ряде стран. Например, в США создана программа обеспечения сохранности пенсионных накоплений «Пенсионная гарантийная корпорация» (PensionBenefitGuaranteeCorporation - PBGC); в Германии также есть аналогичная программа «Общество сохранности пенсий» (PensionScheringsVerein - PSV).
Предполагается, что из гарантийного фонда застрахованному лицу должна компенсироваться разница между фактической величиной пенсионных накоплений на дату назначения пенсии и объемом гарантированных пенсионных прав (сумма страховых взносов, уплаченных за весь период страхования до назначения накопительной части трудовой пенсии, индексированная по инфляции). В этой связи необходимо уточнить существующее в действующем законодательстве определение сохранности средств пенсионных накоплений, внеся в его формулировку учет проведенного индексирования по накопленной инфляции;
- законодательное закрепление понятий сохранности и доходности размещения СПР применительно к правоотношениям между НПФ и его участниками, при этом сохранность и доходность должны трактоваться в долгосрочной перспективе, что не исключает получения отрицательных результатов от размещения указанных пенсионных средств в краткосрочном периоде;
- введение института страхования СПН (гарантийного фонда) к моменту наступления пенсионных оснований (достижение пенсионного возраста и обращение застрахованного лица за назначением пенсии). Необходимо четко определить, что подлежит страхованию: сумма средств пенсионных накоплений, поступившая и учтенная на индивидуальном лицевом счета застрахованного лица, или данная сумма пенсионных накоплений, но проиндексированная в соответствии с уровнем накопленной инфляции.
3. Предлагается и введение понятия сохранности СПР,
что предполагает принятие соответствующего законодательства о страховании средств пенсионных резервов, аналогичного страхованию банковских
вкладов. Если для СПН может гарантироваться номинал страховых взносов, проиндексированный с учетом уровня инфляции, а для СПР - конкретная денежная величина по аналогии с гарантированием вкладов коммерческих банков.
4. Разработанная и апробированная в УК «Капиталъ» концепция «Капитала под риском» дает возможность
22 Проект закона «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования» опубликован на сайте Минэкономразвития России. Согласно Законопроекту, пенсионные права граждан будут гарантироваться фондом, который создастся при Агентстве по страхованию вкладов (АСВ). В случае наступления неблагоприятной ситуации, пенсионеру будет выплачена сумма средств, которые он внес в течение трудовой деятельности без инвестиционного дохода. Источником финансирования фонда должны стать отчисления ПФР, доход от инвестирования, бюджетные взносы и иные источники, не запрещенные законодательством. Существует также и Проект закона «О страховании средств пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации», подготовленный в рамках предложений Совета по развитию финансового рынка. Письмо с предложениями было направлено в Минфин России 14.02.2013. В соответствии с Законопроектом, предлагается создать специальный компенсационный фонд для будущих пенсионеров, который позволит страховать их накопления. Отчислять в него деньги предстоит, как НПФ, так и ПФР.
оценить прогнозируемые и текущие риски, обеспечить их покрытие, вести оперативный и стратегический контроль в части адекватности оценки рисков и принятия решений по управлению рисками, описывает действия риск-менеджмента и руководящих органов компании при возникновении форс-мажорных обстоятельств.
5. Применительно к процессам инвестирования пенсионных средств представляется целесообразным разработать концепцию «аппетита к риску», в которой были бы закреплены как количественные (описание типа и количества риска, который УК хочет взять на себя), так и качественные (речь идет о тех видах риска, которые нельзя выразить количественно) меры измерения риска, а также представлена нулевая толерантность к риску (выделение тех категорий риска, которые УК не хочет брать на себя). «Аппетит к риску» формирует требования к капиталу для обеспечения покрытия всех выделенных рисков.
Список литературы:
1. Воробьев П.В., Валдайцев С.В., Андрианов А.Ю. Инвестиции: Учебник для вузов /Под ред. Ковалева В.В., Иванова В.В., Лялина В.А. Изд. 2-е, перераб., доп. - М.: Издательства: «Проспект», «ТК Велби», 2008. - 584 с.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от
13.12.1999 №1385 «Об утверждении Требований к
пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения» (действующая редакция) //Консультант Плюс. - 10.10.2013.
3. Приказ ФСФР России от 27.10. 2005 №05-53/пз-н (ред. от 09.10.2007) «Об утверждении Порядка совершения маржинальных сделок профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую деятельность для определенной категории клиентов» (зарегистрирован в Минюсте России 26.12.2005 №7311) //Консультант Плюс. - 10.10.2013.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.2011 №359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"» //Консультант Плюс. - 10.10.2013.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 13.05.1998; Консультант Плюс. - 10.10.2013.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.2011 №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 07.12.2011; Консультант Плюс. - 10.10.2013.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 23.12.2003 №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 27.12.2003; Консультант Плюс. - 10.10.2013.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 30.07.2002; Консультант Плюс. -
10.10.2013.
9. Хмелевская С.А., Ермаков Д.Н. Совершенствование страховых механизмов российской пенсионной системы //Бизнес в законе. - 2012. - №2. - С.258-264.
10. Сосков В.В. Современная российская пенсионная система: базисные характеристики, структура, тенденции развития // Социально-политические науки №2, 2013, с. 44-55
11. Сосков В.В. Правовой статус управляющих компаний, действующих в пенсионной системе Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве, №4, 2013, с. 102-112
Reference list:
1. Federal law of Russian Federation from 23.12.2003 №177-FL «On insurance of household deposits in banks of Russian Federation» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue).
- 27.12.2003; Consultant Plus. - 10.10.2013.
2. Federal law of Russian Federation from 30.11.2011 №359-FL «On introduction of amendments to certain legislative acts of Russian Federation in connection with adoption of Federal law "On the Procedure of funding payments through pension funds"» //Consultant Plus. - 10.10.2013.
3. Federal law of Russian Federation from 24.07.2002 №111-FL
«On investment of funds for finance the funded part of labour
pension in Russian Federation» (current edition) //Rossiyskaya
gazeta (federal issue). - 30.07.2002; Consultant Plus. -
10.10.2013.
4. Federal law of Russian Federation from 07.05.1998 №75-FL
«On non-state pension funds» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 13.05.1998; Consultant Plus. -
10.10.2013.
5. Federal law of Russian Federation from 30.11.2011 №360-FL «On the procedure of funding payments through pension funds» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 07.12.2011; Consultant Plus. - 10.10.2013.
6. Khmelevskaya S.A., Ermakov D.N. Improving of insurance mechanisms of Russian pension system //Business in law. - 2012.
- №2. - P.258-264.
7. Order of FFMS of Russia from 27.10. 2005 №05-53/pz-n (edition from 09.10.2007) «On approval of Procedure for carrying margin transactions by professional participants of securities market, brokering activity for a certain category of customers» (registered by Ministry of Justice of Russia 26.12.2005 №7311) //Consultant Plus. - 10.10.2013.
8. Resolution of Government of Russian Federation from
13.12.1999 №1385 «On approval of Requirements to pension schemes of non-state pension funds, used for non-state provision of pensions» (cur-rent edition) //Consultant Plus. - 10.10.2013.
9. Vorobiev P.V., Valdaitsev S.V., Andrianov A.Y. Investments: Textbook for high schools /Edited by Kovalev V.V., Ivanov V.V., Lyalin V.A. 2ndedition, revised, enlarged. - M.: Publishing house: «Prospect», «TC Welby», 2008. - 584 p.
РЕЦЕНЗИЯ
Статья В. В.Соскова посвящена теме, актуальность которой трудно переоценить. В ней раскрываются механизмы обеспечения сохранности пенсионных средств. Автор совершенно справедливо отмечает, что в настоящее время отсутствуют адекватные понятия сохранности применительно к средствам пенсионных накоплений и средствам пенсионных резервов и формулирует авторское видение этих трактовок, с которыми трудно не согласиться.
Новизной обладает и концепция «Капитала под риском», представленная автором статьи, которая направлена на обеспечение сохранности пенсионных средств, поскольку дает возможность оценить риски (как текущие, так и прогнозируемые), обеспечить их покрытие, описывает действия риск-менеджмента и руководящих органов компании по управлению рисками.
Статья имеет важное как теоретическое, так и практическое значение постольку, поскольку ее выводы значимы для деятельности менеджмента управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов.
Основные положения, выдвигаемые автором, аргументированы и достаточно убедительны. Статья отвечает требованиям, предъявляемым к статьям в ведущих рецензируемых научных журналах, и может быть рекомендована к публикации.
Кандидат экономических наук
М. М. Аранжереев.