10. ТРУДОВОЕ ПРАВО, ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
10.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОДЕЙСТВИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ИНВАЛИДОВ
Клечковская Людмила Герасимовна, канд. ист. наук, доцент, заведующая кафедрой гражданского права Место работы: Российская таможенная академия
Аннотация: В условиях рыночной экономики инвалиды по сравнению с другими гражданами являются слабо конкурентоспособными на рынке труда и испытывают значительные трудности в процессе реализации своего права на труд. Поэтому перед государством стоит задача создать для инвалидов, способных и желающих работать, условий, при которых они смогут реализовать свое право на труд. С этой целью им предоставляются дополнительные гарантии осуществления трудовой занятости, проводится ряд специальных мероприятий, направленных на создание возможностей трудоустройства. Безусловно, что анализ законодательства, направленного на совершенствование механизмов реализации мер по содействию трудоустройства инвалидов, является актуальным, имеет как теоретическое, так и практическое значение. В статье отмечена необходимость соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права по реализации лицами с ограниченными возможностями своих прав, рассмотрены гарантии трудовой занятости инвалидов, закрепленные национальным законодательством. Анализ нормативных правовых актов в сфере занятости позволил выявить особенности системы мер социальной защиты инвалидов, направленной на создание им равных с другими гражданами возможностей трудоустройства и социальной интеграции в общество, и обосновать необходимость дальнейшего совершенствования механизмов реализации мер по содействию трудовой занятости инвалидов.
Ключевые слова: трудоустройство; инвалиды; гарантии, квота, специализированные рабочие места
IMPROVEMENT OF MECHANISMS FOR THE IMPLEMENTATION OF
MEASURES AIMED AT PROMOTING EMPLOYMENT OF PEOPLE WITH DISABILITIES
Klechkovskaia Liudmila G., Cand. East. of Sciences, Head of chair of civil law, associate Professor
Work place: Russian customs Academy
Annotation: In a market economy with disabilities in comparison with other citizens are poorly competitive in the labour market and experiencing significant difficulties in the implementation of their right to work. So before you state the goal is to create for people with disabilities who are able and willing to work, the conditions under which they will be able to realize their right to work. To this end they are provided with additional guarantees of employment,
a number of special events aimed at creating employment opportunities. Of course, that the analysis of legislation aimed at improving the mechanisms for the implementation of measures to promote the employment of people with disabilities, is relevant, has both theoretical and practical importance. The article noted the need to respect the universally recognized principles and norms of international law on implementation of the persons with disabilities of their rights, are considered guarantees of employment of persons with disabilities enshrined in national legislation.
Analysis of normative legal acts in the sphere of employment has allowed to reveal the peculiarities of the system of social protection of persons with disabilities aimed at creating equal with other citizens employability and social integration into society, and to justify the need for further improvement of mechanisms for the implementation of measures to promote employment of persons with disabilities
Keywords: employment; persons with disabilities; guarantees, quota, specialized jobs
В Российской Федерации прослеживается тенденция к увеличению числа лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Так, если в 2000 г. насчитывалось 10 млн. инвалидов [13, с. 58], то в 2013 г. -12,8 млн. человек. Уровень инвалидизации составил 9,2%[3].
Известно, что инвалиды испытывают значительные трудности в поиске работы и трудоустройстве. В 2013 г., например, из 2,57 млн. инвалидов, которые находились в трудоспособном возрасте, работало только 817,2 тыс. человек, численность неработающих - 1,75 млн. человек или 68,1%[3].
В ряде международных актов указано на необходимость гуманистических подходов к реализации лицами с ограниченными возможностями своих прав.
Так, в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов[12] отмечено, что государствам следует признать принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получить возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда. Законы и правила в области занятости не должны быть дискриминационными в отношении инвалидов и не должны создавать препятствий для их трудоустройства (п. 1 правила 7).
При этом в Конвенции МОТ от 20.06.1983 № 159[5] и в Рекомендации МОТ от 20.06.1983 № 168[10] подчеркнуто, что специальные позитивные меры, направленные на обеспечение подлинного равенства обращения и возможностей инвалидов и других трудящихся, не считаются дискриминационными в отношении других трудящихся (ст. 4 Конвенции, п. 9 Рекомендации).
В вышеуказанной Рекомендации МОТ предложены меры по созданию возможностей для трудоустройства инвалидов на свободном рынке труда, в том числе: финансовое стимулирование предпринимателей с целью поощрения их деятельности по организации профессионального обучения и последующей занятости инвалидов, а также по разумному приспособлению рабочих мест, трудовых операций, инструментов, оборудования и организации труда, чтобы облегчить та-
кое обучение и занятость инвалидов; оказание правительством соответствующей помощи в создании различных видов специализированных предприятий для инвалидов, которые не имеют реальной возможности получить работу на неспециализированных предприятиях; содействие созданию и развитию кооперативов инвалидами и для инвалидов, в которых, если это целесообразно, могут участвовать трудящиеся в целом; обеспечение занятости на условиях неполного рабочего времени и др. (подп. «а», «б», «е», «к» п. 11).
Статья 15 Европейской социальной хартии[2] «Право инвалидов на независимость, социальную интеграцию и на участие в жизни общества» обязывает государства принимать необходимые меры для обеспечения инвалидам ориентации, обучения и профессиональной подготовки в рамках, когда это возможно, соответствующих общих систем, а когда невозможно - через специализированные государственные или частные учреждения (п. 1), а также облегчать им доступ к занятости с помощью любых мер, поощряющих работодателей к найму и удержанию на работе таких лиц в обычной рабочей среде и, там, где это невозможно по причине инвалидности, адаптировать условия труда к потребностям инвалидов путем приспособления или создания подходящих для них видов занятости в соответствии со степенью их инвалидности (п.2).
Согласно ст. 27 Конвенции о правах инвалидов[6] они имеют право на труд наравне с другими, т.е. право зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов. При этом отмечено, что государства-участники должны принимать надлежащие меры, направленные на запрещение дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда.
Проблемы безработицы, занятости присущи многим государствам[16, с. 85], и для лиц, испытывающих трудности в трудоустройстве, предусмотрены дополнительные гарантии [7, с. 101].
В России правовые основы социальной защиты инвалидов были заложены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Он определил цель государственной политики в данной области, предусмотренную Конституцией РФ, и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Федеральным законом определено, что инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1). Для повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда ст. 20 предусмотрены гарантии трудовой занятости, в частности:
- установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для них;
- резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
- стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для их трудоустройства;
- создание условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
- создание условий для их предпринимательской деятельности;
- организация обучения инвалидов новым профессиям.
Таким образом, система мер социальной защиты инвалидов, предусмотренная законом, направлена на создание им равных с другими гражданами возможностей трудоустройства и социальной интеграции в общество.
Следует отметить, что Конвенция о правах инвалидов ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», после чего было принято ряд нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности проводимых мероприятий по созданию возможностей для инвалидов осуществить свои права в сфере занятости.
Чтобы выявить потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с приказом Минтруда России от 29.12.2012 №643 проведен их выборочный опрос в 28 субъектах РФ. В опросе приняли участие более 15,0 тыс. незанятых инвалидов трудоспособного возраста. В результате мониторинга выявлено, что около 77% инвалидов нуждаются в трудоустройстве или смене работы, около 5% - желают открыть собственное дело. При этом уровень их профессионального образования достаточно высокий - более 61,6% опрошенных инвалидов имеют профессиональное образование, из них высшее профессиональное образование - 14,7%, среднее профессиональное образование - 46,9%. Около 20% опрошенных изъявили желание пройти профессиональное обучение. Что касается сроков поиска работы, то свыше 56% инвалидов указали, что ищут работу более 1 года, около 26% из них - более 3 лет[3].
Безусловно, что в трудоустройстве нуждается гораздо большее количество инвалидов, чем обращается в службу занятости населения.
Особое место среди гарантий трудовой занятости инвалидов занимает квотирование рабочих мест.
По данным органов службы занятости, ежегодно в счет установленных квот трудоустраивается более 4,0 тыс. инвалидов[3]. Однако квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов явно недостаточно. Например, в 2013 г. в организациях насчитывалось 680,0 тыс. квотируемых рабочих мест, но это в 3,78 раза меньше численности инвалидов трудоспособного возраста[3].
С целью повышения эффективности работы по квотированию рабочих мест для инвалидов Федеральным законом от 23.02.2013 №11-ФЗ[14] внесены изменения в отдельные законодательные акты.
Так, теперь согласно абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатель обязан представлять органам службы занятости населения информацию не только о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, но и о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Это позволит органам службы занятости населения осуществлять мониторинг действий работодателя, связанных с созданием специальных рабочих мест для инвалидов, формировать систему сведений о таких рабочих местах и подбирать для инвалидов подходящую работу.
Дополнение, внесенное в п. 1 ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает обязанность работодателя создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о таких рабочих местах.
Изменения, внесенные в ст. 5.42 Кодекса об административных правонарушениях, направлены на повышение размера штрафа за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ранее - от двух тысяч до трех тысяч рублей), а именно: за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой; за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты; за необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного.
Для оценки эффективности трудоустройства незанятых инвалидов приказом Минтруда России от 28.02.2013 №82 «Об установлении критериев оценки эффективности трудоустройства незанятых инвалидов, в том числе на оборудованные (оснащенные) рабочие места за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» были установлены:
во-первых, критерии оценки эффективности трудоустройства незанятых инвалидов, в том числе на оборудованные (оснащенные) рабочие места;
во-вторых, перечень и порядок расчета показателей, характеризующих эффективность трудоустройства незанятых инвалидов, их пороговые значения и целевые индикаторы.
Установленные критерии позволят оценить степень закрепления инвалидов на оборудованных (оснащенных) рабочих местах, результативность и востребованность создания для них рабочих мест, продолжительность периода безработицы, что, безусловно, будет способствовать реализации мер, направленных на содействие их трудоустройству.
Федеральным законом от 02.07.2013 №183-ФЗ «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»» было закреплено, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников, а работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.
Федеральным законом от 28.12.2013 №421-ФЗ[15] указанная статья была дополнена частью второй, которой определено, что при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным
условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Что касается работодателей - общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций[11, с. 146], в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, то они освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Федеральным законом от 02.07.2013 №168-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»» ст. 4 дополнена нормой, закрепляющей за федеральными органами государственной власти в области социальной защиты инвалидов полномочия по определению основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Кроме того, ч.1 ст. 22 дополнена нормой, требующей, чтобы специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащались (оборудовались) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Таким образом, закреплено требование об оборудовании (оснащении) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов не с учетом профессий, а с учетом нарушенных функций, ограничений жизнедеятельности инвалидов и их индивидуальных возможностей.
Начиная с 2010 г.[4, с. 65-66], работодателям с целью стимулирования приема на работу инвалидов частично возмещаются затраты (в размере 30 тыс. рублей) на оборудование специальных рабочих мест для их трудоустройства. Постановлением Правительства РФ от 22.08.2014 №841 «О внесении изменений в Правила предоставления и распределения в 2014 и 2015 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения» средний размер возмещения затрат работодателя на оборудование (оснащение) рабочего места для инвалида и создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к специальным рабочим местам, был увеличен до 100,0 тыс. рублей.
Приказом Минтруда России от 08.12.2014 №988н[8] внесены изменения в федеральный государственный стандарт государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, закреплено право проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов. Уточнен порядок надзора и контроля, в частности: за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; за соответствием количества созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов установленной квоте; за соответствием численности фактически работающих инвалидов расчетному количеству рабочих мест для их приема на работу.
Необходимо отметить, что огромное значение для решения проблемы трудоустройства инвалидов имеет создание для них доступности профессионального образования и доступа к транспортной инфраструктуре.
Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Минтрудом России разработан комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 годы[9], которым предусмотрены конкретные мероприятия по созданию дополнительных условий, способствующих расширению возможностей трудоустройства инвалидов с учётом их потребностей и индивидуальных программ реабилитации, а также по обеспечению доступности профессионального образования.
С 2011 г. в рамках Программы «Доступная среда» осуществляется поддержка программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению их доступности. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №297 (с изм. и доп. от 19.02.2015) утверждена новая редакция государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы», целями которой являются: формирование к 2016 г. условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.
Проведенная работа позволила создать в 2014 г. в субъектах РФ 14953 рабочих места для трудоустройства незанятых инвалидов или 105,0% от запланированного числа таких рабочих мест[1].
Кроме того, в 2014 г. создана дополнительная инфраструктура, обеспечивающая беспрепятственный доступ к рабочим местам, для трудоустройства инвалидов I и II групп, имеющих значительные ограничения жизнедеятельности. Из общего числа рабочих мест 626 имеют доступную инфраструктуру, из них 485 рабочих мест - для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске. На указанные рабочие места трудоустроены 15,0 тыс. инвалидов (с учетом сменного режима работы). В 2014 г. доля инвалидов I и II групп по сравнению с 2013 г. увеличилась на 8,5% и составила 34,2%[1].
Всего за период 2012-2014 гг. было создано 39,4 тыс. специально оборудованных (оснащенных) рабочих мест. Уровень трудоустройства инвалидов повысился на 8,1% и составил на 1 января 2014 г. 43,0% от численности обратившихся в органы службы занятости инвалидов за содействием в поиске подходящей рабо-ты[1].
Таким образом, анализ нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что в России созданы предпосылки обеспечения инвалидам дополнительных гарантий при трудоустройстве, и это положительно влияет на стимулирование их трудовой и социальной активности. Однако необходимо продолжить работу по совершенствованию механизмов реализации мер по их трудоустройству.
Представляется целесообразным стимулирование развития предпринимательства, индивидуальной трудовой деятельности инвалидов; принятие мер по тру-
доустройству инвалидов по окончании специальных образовательных учреждений; внесение в Трудовой кодекс РФ главы 42.1 «Особенности регулирования труда инвалидов», в которой предусмотреть: особенности трудоустройства инвалидов, защиту от дискриминации и необоснованного отказа в приеме на работу, дополнительные гарантии при расторжении трудового договора, подготовку и дополнительное профессиональное образование непосредственно у работодателя, особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха, заработной платы.
Думается, что реализация данных предложений будет способствовать трудовой занятости инвалидов и их социальной интеграции в общество.
Список литературы:
1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2015 - 2017 годы. Утвержден на заседании коллегии Минтруда России 03.04.2015 [Электронный ресурс]. URL:http://www.rosmintrud.ru/ministry/about/reports/2.
2. Европейская социальная хартия ETS № 163 (пересмотренная) (Страсбург, 03.05.1996) // СЗ РФ, 22.02.2010. № 8. Ст. 781. Российская Федерация ратифицировала Хартию Федеральным законом от 03.06.2009 № 101-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/2541037/.
3. Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 03.04.2013 «О реализации мер, направленных на развитие трудовой занятости инвалидов» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/migration/12.
4. Клечковская Л.Г. Основные этапы становления и развития российского законодательства о занятости населения (1917 - 2012 гг.): монография / Л.Г. Клечковская. М.: Изд-во Российской таможенной академии. 2013. 156 с.
5. Конвенция МОТ от 20.06.1983 № 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (Женева, 20.06.1983) (по состоянию на 17.05.2013) [Электронный ресурс]. URL: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/ 2540657/.
6. Конвенция о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106) // СЗ РФ. 11.02. 2013. № 6. Ст. 468.
7. Морозов П.Е. Реформирование правового регулирования занятости населения в зарубежных странах в условиях глобализации // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 3.
8. Приказ Минтруда России от 08.12.2014 № 988н «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. №181 н» // Российская газета. № 15, 28.01.2015.
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 № 1921-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012 - 2015 годы» [Электронный ресурс]. URL:http://trud.mos.ru/legislation/federalnye_zakony_i_reglame nty/710558/
10. Рекомендация МОТ от 20.06.1983 № 168 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901879602.
11. Савин В.Т. К вопросу о понятии работодателя - юридического лица (организации) как субъекта трудовых отношений // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 6.
12. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты в г. Нью-Йорке 20.12.1993 Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН [Элек-
тронный ресурс]. иЯ1_: ИНр://<игех-
promo.ru/index. рИр?<з=1424171.
13. Трудотерапия // Служба занятости. 2011. № 11.
14. Федеральный закон от 23.02.2013 № 11-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов» // СЗ РФ, 25.02.2013. № 8. Ст. 717.
15. Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»» // СЗ РФ, 30.12.2013. № 52 (часть I). Ст. 6986.
16. Храновский И.В. Правовое регулирование отношений в сфере занятости на примере законодательства некоторых зарубежных стран // Бизнес в законе. 2012. № 4.
ОТЗЫВ
на статью «Совершенствование механизмов реализации мер, направленных на содействие трудоустройству инвалидов» с целью опубликования в журнале, рекомендованном ВАК, Клечковской Людмилы Герасимовны
1. Актуальность: предпринятое исследование актуально, т.к. имеет большое практическое значение, поскольку перед государством стоит задача создать для инвалидов, способных и желающих работать, равные с другими гражданами возможностей трудоустройства и социальной интеграции в общество.
2. Практическая значимость: состоит в том, что выводы и суждения, сформулированные в данном исследовании, могут быть использованы в правоприменительной практике, а также в процессе преподавания дисциплин, связанных с применением труда лиц с ограниченными возможностями.
3. Аргументированность и конкретность выводов и предложений: в исследовании выводы и предложения логически последовательны и аргументированы.
4. Использование литературных источников: использованы литературные источники, труды ученых - правоведов, нормативные правовые акты.
Вывод: статья «Совершенствование механизмов реализации мер, направленных на содействие трудоустройству инвалидов» канд. ист. наук, доцента Клечковской Л.Г. рекомендуется для публикации в открытой печати, ранее не публиковалась.
Научный консультант
д-р юрид. наук, профессор,
профессор кафедры гражданского права и
процесса Российского государственного
экономического университета им. Г.В. Плеханова
Скитович В.В.