УДК 338.43
А.М. Ташбаев
канд. физ.-мат. наук, доцент, Ошский технологический университет им. М.М. Адышева, г. Ош, Киргизия
У.Н. Момунов
соискатель, кафедра экономики и бизнеса, Ошский технологический университет им. М.М. Адышева, г. Ош, Киргизия
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ЕАЭС
Аннотация. Успешное развитие агропродовольственного рынка, обеспечение продовольственной безопасности в условиях интеграции рассматривается в контексте совершенствования механизмов государственного регулирования и поддержки аграрного сектора и проведения единой государственной политики в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Проведен анализ государственной поддержки этой отрасли в странах ЕАЭС и Европейского союза (ЕС), США. Предложены меры и механизмы государственного регулирования, разработки и реализация единой аграрной политики в рамках ЕАЭС.
Ключевые слова: продовольственный рынок, агропродовольственная продукция, ЕАЭС, продовольственная безопасность, агропродовольственный сектор, государственное регулирование.
A.M. Tashbaev, Osh technological university named after M.M. Adyshev, Osh, Kyrgyzstan
U.N. Momunov, Osh technological university named after M.M. Adyshev, Osh, Kyrgyzstan
IMPROVEMENT OF STATE REGULATION MECHANISMS OF THE AGROFOOD MARKET IN THE CONDITIONS OF EEU
Abstract. The successful development of the agro food market, ensuring food security in terms of integration considered in the context of improvement of state regulation mechanisms and support of agrarian sector and conducting a unified state policy within EEU. Conducted an analysis of state support for this sector in the countries of EEU, the EU and the USA. Proposed measures and mechanisms of state regulation, development and implementation of a ^mmon agrarian policy in the framework of the EEU.
Keywords: food market, agrofood products, EEU, food security, agrarian sector, food market.
В период трансформации национальной аграрной экономики в рамках ЕАЭС фактором успешной интеграции и динамичного развития аграрного сектора Кыргызстана становится коренное совершенствование государственной политики по регулированию и поддержке отрасли, что вызвано существенными отличиями в уровнях и мерах государственной поддержки и регулирования. Приоритетной задачей аграрной политики государства в условиях коренного изменения интеграционных связей становится достижение эффективного развития АПК, обеспечивающей продовольственную безопасность, развитие агропродовольственного рынка и производство конкурентоспособной продукции.
В развитых странах, и особенно в формате евроинтеграции в деле конкуренто-
способного развития аграрного сектора, проблема развития агропродовольственного рынка и обеспечения продовольственной безопасности занимает ведущее место в системе обеспечения национальной безопасности. В этом аспекте развитые страны при реализации аграрной политики с учетом необходимости обеспечения высокоэффективного и конкурентоспособного развития сельского хозяйства уделяют особое вниманиие осуществлению всесторонней и действенной государственной поддержке и регулированию отрасли. Растущая конкуренция в сфере производства и реализации продовольственной продукции и усиливающиеся угрозы продовольственной безопасности обусловливают наличие различных подходов по мерам регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства между отдельными странами.
Реализация государственной политики, прежде всего, выражается в постоянно растущих объёмах государственных средств, выделяемых из бюджета на предоставление различных дотаций, субсидий, субвенций непосредственно сельскохозяйственным товаропроизводителям, так и полное государственное финансирование развития необходимой инфраструктуры агробизнеса. Как правило, объёмы выделяемых средств из госбюджета на поддержку развития отрасли практически соразмерны вкладу отрасли в национальных экономиках и составляют примерно до 35,0-40,0% затрат фермеров [1]. Также надо отметить тот факт, что выделяемые государственные средства в развитых странах, прежде всего, направлены на решение актуальных проблем конкурентоспособного развития отрасли.
В США, отличающимся наиболее конкурентоспособным агробизнесом и имеющим самую развитую в мире агропродовольственную систему, значительная часть государственных расходов идет на поддержку и развитие инфраструктуры агробизнеса, развитие системы логистики и продвижения продовольствия на экспорт. Среди мер, которые субсидируются государством, необходимо в первую очередь выделить систему закупок сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Данные средства государство выделяет по линии Кредитно-товарной корпорации США в целях обеспечения устойчивого и сбалансированного развития продовольственного рынка, поддержки доходов фермеров и защиты потребителей. Уровень совокупной поддержки сельского хозяйства в ВВП сельского хозяйства составляет в США 41,7% , в странах Евросоюза составляет 42,2%, что позволяет им достичь максимальной обеспеченности внутреннего рынка собственным продовольствием [1].
Для стран ЕАЭС важное значение имеет опыт стран ЕС по оказанию существенной государственной поддержки фермерам в основном в виде выдачи бюджетных дотаций и поддержки доходов фермеров. Причем основная часть государственной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям для выравнивания условий конкурентоспособности идет в рамках наднациональных программ ЕС, финансируемого из бюджета Еврокомиссии. В рамках наднациональных проектов большая часть средств из единых фондов развития сельского хозяйства также идет на регулирование экспорта и импорта продовольствия в ЕС, на защиту внутреннего продовольственного рынка. Данное обстоятельство обусловлено, прежде всего для обеспечения конкурентных пре-
имуществ национальным сельскохозяйственным товаропроизводителям с целью ограничения на внутренний продовольственный рынок ЕС дешевого продовольствия из США.
Фактором успешного развития агропродовольственного сектора Республики Беларусь, Российской Федерации и Казахстана в рамках ТС также стало увеличение государственной помощи сельскому хозяйству. Несмотря на то, что в этих странах уровень государственной помощи сельскому хозяйству, несмотря на финансовые сложности переходной экономики значительно ниже, чем в странах ЕС и других развитых стран, тем не менее, их объёмы выше, чем в Кыргызстане и они стали факторами более устойчивого развития сельского хозяйства и агропродовольственных рынков. Доля выделяемых государственных средств в стоимости валовой продукции сельского хозяйства и в расчете на 1 га пашни в Республике Беларусь соответственно составляет 16,8% и 255 долл. США, Российской Федерации - 33,8% и 66 долл. США и в Республике Казахстан - 4,1% и 18 долл. США. В Кыргызстане уровни данных показателей самые минимальные - соответственно 0,3% и 7,0 долл. США в расчете на 1 га пашни, что в разы меньше значения указанных показателей Республики Беларусь, Российской Федерации и Казахстана.
Высокий уровень государственной поддержки развития агропродовольственного сектора в Республике Беларусь, по которому она приближается к уровню развитых стран мира, наряду с другими факторами, обуславливает высокий уровень продовольственной самообеспеченности и экспортоориентированности отраслей АПК. Эффективность мер государственной поддержки аграрного сектора также способствует сохранению и развитию крупнотоварного индустриального агропромышленного комплекса, основанного на принципах кооперации и агропромышленной интеграции. В настоящее время республика на постсоветском пространстве является лидером по решению этой важнейшей стратегической задачи и за счет собственного производства удовлетворяет потребности в продовольствии на 85,0%. В то же время значительно увеличивает экспорт продовольствия и по экспорту отдельных видов продовольствия (сахара, говядины, молокопродуктов, рапсового масла) входит в число 20 стран - мировых лидеров [2].
Удельный вес расходов республиканского бюджета Беларуси на АПК составил 9,5%, а в стоимости валовой продукции сельского хозяйства вырос до 33,0% [3]. Более того, оказание существенной государственной поддержки и регулирования аграрного сектора в республике способствовало развитию положительного торгового баланса по агропродовольственной продукции. В 2014 г. объем экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия превышал ее импорт на 1600,0 млн долл. США. Экспорт агропродукции из Беларуси является самостоятельным сектором национального хозяйства, в котором формируется около 9,0% ВВП и более 12,0% экспортного потенциала и республика является единственной в ЕАЭС с положительным сальдо внешнеторгового баланса по агропродукции [4].
В России государственная поддержка сельского хозяйства также осуществляется
путем прямой бюджетной поддержки товаропроизводителей в виде субсидий, дотаций, компенсаций. Основная часть государственных расходов приходится на оказание прямой поддержки (84,8%), незначительная часть (15,2%) - на поддержку рыночной инфраструктуры, а на поддержку потребителям, как это принято в развитых странах, средства их госбюджета не выделяются [1].
В Казахстане также формируется система государственной поддержки сельского хозяйства: субсидирование производства продукции растениеводства и животноводства, проведение закупочных операций и ценовых интервенций зерна, мяса и мясопродуктов, хлопка, субсидирование предоставляемых фермерам банковских кредитов, возмещение ставок по финансовому лизингу и лизингу сельскохозяйственной техники. Практически в Казахстане в основном оказывается прямая форма государственной поддержки развития сельскохозяйственного производства [5].
Несомненно, то, что в формате ЕАЭС преимуществами интеграции станут: увеличение объемов производства и взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией, повышение конкурентоспособности продукции сельского хозяйства и решение совместными усилиями проблем обеспечения продовольственной безопасности. Однако на различных этапах углубления интеграционных процессов, особенно на ее начальных этапах, могут возникнуть проблемы, связанные с различиями в уровнях и формах государственной поддержки аграрного сектора. Особенно это в первую очередь коснется и сельского хозяйства Кыргызстана, также ставшего с мая 2015 г. полнокровным членом ЕАЭС.
Следует признать, что, несмотря на высокую роль этой отрасли в развитии национальной экономики она на практике не стала приоритетной отраслью, пользующейся всесторонней государственной поддержкой, как это наблюдается в развитых странах мира. Уровень государственного регулирования и, особенно, поддержки сельского хозяйства совершенно слабый. Неразвита инфраструктура аграрного сектора. Государство практически не субсидирует отечественных фермеров, а лишь ограничивается в рамках правительственного проекта «Доступные кредиты фермерам» предоставлением субвенций по кредитам, объемы которых совершенно недостаточны. Из-за коррупционных скандалов в республике не прижилась система государственных закупок по линии «Агропродкорпорации», что сказалось на снижении доходности фермеров.
Эффективная интеграция и развитие аграрного сектора Кыргызстана в рамках ЕАЭС невозможна без коренного изменения практики, методов и форм государственной поддержки отечественных сельских товаропроизводителей. Ее механизмы и объемы на первоначальных этапах необходимо привести в соответствии с теми, которые сложились сейчас в этих странах.
В условиях сохранения различных форм и уровней господдержки национальных товаропроизводителей не будет способствовать интеграции аграрных экономик и поэтому требует в рамках ЕАЭС выработки согласованной аграрной политики в этом направлении. Мы считаем, что в рамках ЕАЭС, также необходимо как в странах ЕС проводить господдержку развития отрасли на национальном и наднациональном уровнях.
На национальном уровне господдержка должна быть направлена на решение проблем импортозамещения на внутреннем рынке, а наднациональном уровне - на решение вопросов развития сбалансированного и конкурентоспособного развития евразийского агропродовольственного рынка.
В этой связи в ближайшее время необходимо решить вопрос об увеличении объёмов господдержки отрасли в Кыргызстане и доведения ее объёмов до среднего уровня стран ЕАЭС. На наш взгляд, для решения этой проблемы можно также использовать средства, выделяемые нашей республике в рамках российско-кыргызского фонда развития. Фонд развития является важнейшим инструментом процесса интеграции КР в ЕАЭС. На сегодняшний день в целях поддержки агропромышленного комплекса, переработки и производства сельхозпродукции одобрены 3 крупных проекта на сумму 12,182 млн долл. Новый продукт, представленный фондом «Финансирование лизинговых операций» дает возможность предпринимателям на выгодных условиях приобрести в лизинг сельхозтехнику, технологические линии, промышленное и иное оборудование [6].
В нынешних условиях только таким образом кардинально решится вопрос о существенном стимулировании отечественных сельхозтоваропроизводителей в увеличении производства и поставки пользующейся повышенным спросом на евразийский рынок агропродовольственной продукции (мясомолочной продукции, фруктов, овощей, ягод и т. д.).
Таким образом, оказание по опыту развитых стран мира всесторонней государственной поддержки отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям в комплексе с другими мероприятиями должны обеспечить должную эффективность и конкурентоспособность сельскохозяйственного производства, безболезненно пройти все этапы углубления интеграции, что позволит найти свое место и укрепиться Кыргызстану на евразийском агропродовольственном рынке.
Важную роль в обеспечении продовольственной безопасности и развития агро-продовольственного рынка играет проводимая государственная политика, которая регулирует рыночные правила поведения производителей и потребителей продовольствия. В системе обеспечения продовольственной безопасности страны государственное регулирование занимает ведущее место и определяется экономической и аграрной стратегией государства, призванных направлять и координировать хозяйственную деятельность экономических субъектов. Состояние безопасности в сфере продовольствия обеспечивается посредством реализации государственных функций, определяющих стимулирование производителей, поддержку потребителей и определенные правила регулирования развития агропродовольственного сектора и рынка.
В рамках ЕАЭС разработка и реализация единой аграрной политики должна преследовать цели обеспечения устойчивого и сбалансированного развития агропродо-вольственного рынка на основе обеспечения действенного государственного регулирования развития АПК, обеспечения ее сбалансированного функционирования на основе углубления интеграционных процессов.
Одним из существенных направлений совершенствования хозяйственного механизма в рамках ЕАЭС должно стать сотрудничество в сфере кредитования сельских товаропроизводителей. Эту проблему следует решать в направлении создания или использования одного из профилирующих банков в сфере кредитования сельского хозяйства стран ЕАЭС в качестве как института развития АПК (имеется в виду предоставление через него крупных инвестиционных кредитов по специальным низким процентным ставкам для развития приоритетных отраслей АПК).
В деле динамичного развития агропродовольственного сектора и эффективного решения проблем продовольственной безопасности в условиях ЕАЭС важную роль будет играть разработка и реализация единой сельскохозяйственной и продовольственной политики. В качестве базовых принципов единой сельскохозяйственной и продовольственной политики на начальных этапах развития ЕАЭС целесообразно определить следующие:
В сфере евразийского агропродовольственного рынка:
- разработка и реализация единых продовольственных балансов, отражающих возможности совместного решения проблем продовольственной безопасности в рамках ЕАЭС;
- регулирование экспортно-импортных операций на агропродовольственном рынке в рамках ЕАЭС, направленных на снижение неоправданной конкуренции между государствами - участницами интеграционного формирования;
- развитие единой логистической системы по сбыту агропродовольственной продукции на внутренние и внешние рынки.
В сфере агропромышленного производства:
- разработка скоординированной схемы совместного развития и размещения сельскохозяйственного производства в разрезе государств ЕАЭС с учетом природных и экономических условий, совершенствование специализации агропромышленного комплекса;
- формирование тесных кооперационно-интеграционных связей в АПК стран ЕАЭС и создание крупных транснациональных продовольственных корпораций, доминирующих как на внутреннем рынке интеграционного формирования, так и на внешних продовольственных рынках.
В сфере государственного регулирования АПК:
- формирование наднациональных органов управления развитием агропромышленным производством;
- унификация форм и методов государственного регулирования и поддержки агросектора;
- формирование наднациональных механизмов стимулирования и поддержки, создание единого стабилизационного фонда поддержки развития АПК;
- проведение совместных мероприятий, с учетом конъюнктуры мирового рынка, по моделированию и прогнозированию развития агропродовольственного сектора, разработка и реализация национальных и наднациональных моделей продовольственной безопасности.
Список литературы:
1. Узун, В. Л. Аграрная реформа в постсоветской России: механизмы и результаты / В.Л.Узун [и др.]. - Москва: РАНХ и ГС, 2015. - 352 с.
2. Шпак, А.П. Эффективность агропромышленного производства Беларуси / А.П. Шпак // Проблемы агропромышленного комплекса в условиях развития интеграционных процессов: материалы международной научно-практической конференции. -Алматы, 2014. - 685 с.
3. Таможенный союз: общие и аграрные аспекты интеграции: научные труды ВИАПИ / под ред. Бородина К.Г. - Москва: ВИАПИ, 2013. -178 с.
4. Байгот, М.С. Возможности диверсификации экспорта сельхозпродукции и продовольствия Беларуси в контексте развития международной торгово-экономической интеграции / А. М. Байгот // Теоретико-методологические проблемы измерения, прогнозирования и управления продовольственной безопасностью России. - Москва: ВИАПИ, 2014. - С. 342-345.
5. Калиев, Г. А. АПК Казахстана: состояние, проблемы и перспективы развития / Г.А.Калиев. - Алматы, 2013. - 363 с.
6. Информация о кредитной деятельности Российско-Кыргызского Фонда развития в разрезе отраслей (по состоянию на 27.06.2016 года) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rkdf.org/ru (дата обращения: 12.07.2016).