СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 65 015 Д. И. ЧЕРНЯВСКИЙ
Г. З. АХМЕТОВА
Омский государственный технический университет
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ УТИЛИЗАЦИЕЙ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ_______________________________
Экономический рост и развитие процесса урбанизации напрямую связаны с проблемой увеличения количества отходов. Управление твердыми бытовыми отходами (ТБО) позволяет влиять на уровень экологической безопасности территорий. Однако отсутствие эффективной нормативно-правовой базы, оптимальных подходов к стимулированию сокращения отходов и их раздельному сбору привели к обострению этой проблемы в российских регионах. В статье рассматривается современное состояние системы обращения с ТБО в Российской Федерации.
Ключевые слова: твердые бытовые отходы, утилизация, экология, экологическая безопасность территории.
Проблемы экологии и, в частности, увеличение отходов жизнедеятельности человека, актуальны для всего мира. Объем твердых бытовых отходов практически во всех странах ежегодно увеличивается; происходит усложнение их состава. Отношение населения к традиционным методам утилизации отходов (складирование на полигонах) становится все более отрицательным. Наиболее остро эта проблема проявляется в крупных промышленных городах РФ, в том числе в Омске. Проблема отходов является многоаспектной, так как имеет при-
родоохранный, технологический, санитарно-гигиенический и экономический аспекты, а также социальный и моральный характер.
Кризисная экологическая ситуация, возникшая в настоящее время в России, объективно является следствием отсутствия четко разработанной стратегии обращения с твердыми бытовыми отходами на государственном, региональном и местном уровнях. Безусловно, наша страна, действуя в соответствии с мировыми тенденциями, имеет определенный опыт создания
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВАТНИК № 2 (96) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011
Потребители ТБО
Вторичные ресурсы
Энергия
Продукция из вторичного сырья
Рис. 1. Схема обращения с ТБО в регионах РФ
таких документов: Экологическая доктрина РФ, работы по созданию и внедрению систем экологического менеджмента на российских предприятиях. Но при осуществлении экономических реформ, имеющих «антиустойчивое развитие», по мнению С.Н. Бобылева, их эффективность крайне низка.
Предвидение результатов антропогенного воздействия на природную среду в связи с поступлением в нее отходоводна из самых актуальных проблем современности. Для эффективного решения комплекса накопившихся проблем в сфере управления ТБО необходимо определить основные направления их решения с учетом государственной политики в сфере обращения с отходами, то есть разработать долгосрочную стратегию, а затем последовательно ее реализовывать. Должен быть отработан механизм принятия решений, в рамках которого найдут реализацию интересы общества, связанные с охраной окружающей среды.
Однако во всем мире проблемы управления ТБО возникают из-за отсутствия стратегий обращения с отходами, учитывающих специфику местных условий и ресурсов. Необходимо отметить, что проблема отходов и в России имеет преимущественно региональный характер, поскольку законодательная основа охраны окружающей среды разграничила полномочия в этой сфере, повышая роль муниципальных и иных органов местного самоуправления.
С точки зрения экономики природопользования (содержания), все отходы рассматриваются с двух позиций:
1) отходы являются недоиспользованным сырьем;
2) отходы являются источником загрязнения окружающей среды вредными и опасными веществами [1].
На сегодняшний день в РФ отсутствует нормативное определение понятия «твердые бытовые отходы (ТБО)». Согласно определению, содержащемуся в «Концепции обращения с твердыми бытовыми отходами в РФ, МДС 13-8.2000 (утверждена Постановлением кол-
легии Госстроя России от 22.12.99 г. № 17» к твердым бытовым отходам (ТБО) относят отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир); отходы от отопительных устройств местного отопления; опавшие листья, собираемые с дворовых территорий; и крупногабаритные отходы.
В соответствии с п. 2 «Правилпредоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от10 февраля 1997 г. № 155, под твердыми и жидкими бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы децентрализованной канализации и др.).
В Федеральном классификационном каталоге отходов присутствует группа твердых коммунальных отходов (ТКО), охватывающая несколько видов отходов определенного наименования и неизвестное число «прочих коммунальных отходов«.
В зарубежной практике управления используется понятие «твердые муниципальные отходы» (Municipal Solid Waste), посколькуответственность за их утилизацию лежит на местных органах самоуправления. Так как основные свойства твердых бытовых и муниципальных отходов, а также характер обращения с ними практически не отличаются, их зачастую объединяют под общим названием «твердые коммунальные отходы» [2].
В соответствии с ГОСТ 30772 — 2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» отходы по происхождению делятся на отходы производства и отходы потребления. Остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои пер-
Методы переработки ТБО в экономически развитых странах, %
Метод США Англия Франция Г ермания Япония
Полигоны и свалки 84 90 55 78 57
Сжигание 15 9 35 20 40
Компостирование 1 1 10 2 3
ИТОГО 100 100 100 100 100
воначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации называются отходами потребления (п. 3. 12). Этот же документ определяет, что к категории отходов потребления относятся и твердые бытовые отходы, образующиеся в домовладениях, а также «отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах и других муниципальных учреждениях» [3].
Несколько иной подход к определению понятия ТБО содержит Директива 2000/76/ЕС по сжиганию отходов, применяемая в странах ЕС: «Смешанные муниципальные отходы» — отходы домашних хозяйств, а также отходы коммерческого и промышленного секторов и учреждений, которые по своей природе и составу схожи с отходами домашних хозяйств, за исключением фракций, указанных в Приложении к Решению 94/3/ЕС, п. 20 01, которые должны быть собраны отдельно у источника, а также за исключением отходов, перечисленных в п.20 02 вышеуказанного Приложения [4].
Таким образом, отсутствие единого подхода в определении понятия «твердые бытовые отходы» в РФ порождает проблемы определения реальных объемов образования ТБО в регионах, а также надлежащего выполнения законов и актов, принятых по регулированию сферы обращения с ними.
По нашему мнению, твердые бытовые отходы представляют собой часть муниципальных отходов, возникшие в процессе осуществления жизнедеятельности населения и хозяйственной деятельности непроизводственных объектов муниципальной инфраструктуры.
Состав и объем бытовых отходов разнообразны и зависят от климатических условий, географического расположения субъекта РФ, времени года, существующих экономических условий и т.п. Как правило, морфологический состав ТБО характеризуется наличием следующих основных компонент: бумага, картон; пластик; металл (черный и цветной); стекло; кожа и другие резиновые изделия; деревянные отходы; покрышки; пищевые отходы; камни, керамика; текстиль; строительный мусор; мелкие материалы, проходящие через 1,5 см сетку(отсев); садово -парковые отходы; опасные бытовые отходы (растворители, ядохимикаты); бытовые приборы; прочие.
Состав ТБО также разбивают по следующим видам отходов: вторичные материальные ресурсы (ВМР), био-разлагаемые (органические) отходы, не перерабатываемые отходы («хвосты») [5].
Управление отходами (waste managment) является составной частью общей системы экологического управления и по своемусодержанию соответствует русскому понятию «обращение с отходами». Так как в России изначально обращение с ТБО не рассматривалось как отдельное направление, а являлось частью деятельности по охране окружающей среды. Для эффективного управления ТБО, избежания неконтролируемого их распространения должна быть сформирована адаптивная система управления (обращения) отходами, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных экономических отношений, посредством которых осуществляются мероприятия по
сбору, транспортировке, обезвреживанию, утилизации и захоронению муниципальных отходов.
Все современные методы обращения с ТБО (или способы воздействия на ТБО) структурированы и имеют определенную иерархию. В ЕС высшую ступень занимают методы, направленные на уменьшение образования отходов или «минимизация у источника/ предотвращение образования». Популярность использования различных методов обращения с ТБО в Европейских странах представлена в табл. 1 [6].
Захоронение на полигонах является основным способом избавления от ТБО в нашей стране и большинстве развитых стран.
Наибольших успехов в области промышленной переработки ТБО достигла Германия, правительство которой ратифицировало соглашение стран Евросоюза и приняло закон, запрещающий с 1 июня 2005 г. вывоз на полигоны органических отходов, в том числе ТБО, без предварительной подготовки. Однако необходимо отметить, что только комплексное использование всех методов обращения с отходами с учетом приоритетов их внедрения, может существенно повысить эффективность управления ТБО.
Объем ежегодного образования ТБО в РФ по оценке Минприроды составляет 40 млн тонн (~130 млн куб. м). На одного россиянина с 2000 — 2009 гг. в среднем ежегодно приходилось до 338 кг бытовых отходов. Всего же в России на конец 2009 года накоплено 90 млрд тонн отходов, из которых более 16 млрд тонн составляют ТБО. Потенциал переработки ТБО во вторичное сырье оценивается в 14 млн тонн (45,5 млн куб. м) в год, в то время как большая часть ТБО — около 93% (или 37,2 млн тонн)—вывозится на свалки и полигоны. Утилизируется не более 10 % ТБО, из которых около 3 % сжигается и 7 % — поступает на промышленную переработку.
Необходимо также отметить, что темпы роста объемов отходов производства и потребления с 2002 г. по 2008 г. составили 190,3 %, в то время как объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников и автотранспорта составили 103 % и 121,8 % соответственно, а сброс загрязненных сточных вод вообще сократился на 10 % в этом же период (по данным Федеральной службы государственной статистики). Кроме того, численность населения РФ сократилась почти на 2,5% (или на 3,7 млн чел.).
Таким образом, проблема эффективной переработки ТБО остро стоит в настоящее время и возникла в нашей стране вследствие, отсутствия целенаправленной и действенной государственной политики, системы раздельного сбора мусора, являющейся необходимым условием для глубокого рециклинга ТБО, развитой инфраструктуры переработки отходов.
Так, 60 — 80% морфологического состава ТБО представляет собой потенциальное сырье для использования в промышленности (35 — 45%) или компостирования (25 — 35%). Однако сортировка смешанных и перевезенных в одном мусоровозе ТБО позволяет извлечь лишь 11 — 15% вторичных ресурсов. При этом практически невозможно использовать биоразлага-емые (органические) отходы из-за высокого содержания
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011
в них цинка, меди, свинца, кадмия и других «тяжелых металлов». Однако это далеко не полный перечень причин обострения проблемы отходов. Существуют и другие взаимосвязанные аспекты, влияние которых со временем только усиливается, среди которых основные следующие:
— постоянный рост объема ТБО в результате появления большого разнообразия товаров народного потребления и сокращения сроков их эксплуатации;
— морфологический и фракционный состав ТБО ежегодно усложняется в связи с появлением новых видов техники и упаковки, одноразовых товаров. В результате бытовые отходы стали содержат большее количество опасных компонентов;
— рост числа несанкционированных свалок и уменьшением количества свободных территорий, пригодных к отчуждению под полигоны по депонированию отходов;
— увеличение числа участников системы обращения с отходами, требует государственного регулирования данной сферы, более стабильной и эффективной нормотворческой деятельности;
— появление новых технологий утилизации отходов требует разработки соответствующих методов стимулирования их внедрения;
— изменение отношения населения к традиционным методам управления отходами и повышение требований им к качеству окружающей среды и услуг по обращению с ТБО.
Контроль за сферой обращения и утилизации ТБО находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое в основном занимается мониторингом состояния окружающей среды и разработкой ведомственных административных актов. В настоящее отсутствует четкая государственная политика по мерам утилизации ТБО, а данная проблема возложена на региональные и муниципальные власти, которые не в состоянии решить данный вопрос кардинально.
По оценкам Research Techart, всего по состоянию на начало 2010 года в России представлено: 11 000 полигонов и свалок; более 1000 организаций по вывозу твердых бытовых отходов.
Рынок отходов подразделяется на международный и внутренний. Отличительная особенность современного международного рынка отходов заключается в том, что Россия является крупнейшим хранилищем опасных отходов стран ЕС и СНГ. В настоящее время в России функционирует немногим более десяти мусоросжигательных заводов, часть которых устарела физически и морально. Еще меньшее количество — мусороперерабатывающих заводов (по состоянию на 01.01.2010 — всего 4) [7].
Под влиянием различных факторов внешней среды сформировалась схема обращения с ТБО в регионах РФ (рис. 1). Необходимо отметить, что наиболее полная по составу система управления с твердыми бытовыми отходами сформирована в городах Москва и Санкт-Петербург.
Существующая схема обращения с ТБО не лишена недостатков, среди которых основными являются:
— многозвенность управления при обилии подрядных организаций, занятых вывозом и захоронением ТБО, что делает систему неуправляемой, и как следствие, приводит к возникновению несанкционированных свалок;
— отсутствие налаженной системы оперативного контроля за вывозом ТБО, децентрализация управления и финансирования приводит к увеличению стоимости услуг;
— отсутствие раздельного финансирования на вывоз и обезвреживание ТБО позволяет дирекциям единого заказчика муниципальных округов отвлекать средства на другие виды деятельности, что приводит к несвоевременности оплаты работ, возникновению кредиторской задолженности;
— возможность бесконтрольного открытия в регионах несанкционированных свалок, что приводит к отвлечению средств из бюджета субъекта.
Для повышения эффективности систем управления ТБО в регионах разрабатываются различные программы, призванные: снизить объемы образования ТБО; повысить долю вторичного использования отходов; реконструировать полигоны для депонирования ТБО с целью уменьшения их негативного воздействия на окружающую среду.
Таким образом, исследование отечественного опыта в сфере управления ТБО позволяет сделать следующие выводы:
— проблема отходов выдвигается в число важнейших проблем, стоящих перед человечеством;
— ее решение требует тщательных взвешенных и разнообразных подходов при участии в первую очередь, муниципальных органов власти, представительных органов, контролирующих учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, руководителей предприятий;
— выполнение каких-либо программ развития невозможно без активного участия населения;
— главной проблемой вторичного использования отходов являются не технологии переработки, а организация разделения потока мусора на материалы, возможные к дальнейшему использованию (при эффективном разделении, возможно, перерабатывать до 90 % образующихся отходов);
— даже при эффективной организации переработки вторичных ресурсов в настоящее время остается часть отходов, которая может быть размещена на свалках, полигонах или сожжена;
— требуется разработка экономического механизма и системы нормативных актов, стимулирующих уменьшение отходов, их разделение и переработку;
— должны быть созданы комплексные системы управления отходами на национальном, региональном и местном уровне, сочетающие организационные, экономические и социальные подходы.
Библиографический список
1. Трифонова, Т. А. Экологический менеджмент : учеб. пособие для высшей школы / Т. А. Трифонова, Н. В. Селиванова, М. Е. Ильина. — М. : Академический проект «Фонд и мир», 2003. —320 с.
2. Венцюлис, Л. С. Система обращения с отходами: принципы организации и оценочные критерии / Л. С. Венцюлис, Ю. И. Ско-рик, Т. М, Флоринская. — СПб. : Изд-во ПИЯФ РАН, 2007. — 207 с.
3. ГОСТ 30772 — 2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения». — введен 07.07.2002. — URL : http : //www.stroyoffis.ru/gost_resursosb/gost_30772_2001/ gost_30772_2001.php (дата обращения 30.09.10).
4. Директива N 2000/76/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О сжигании отходов» [рус., англ.] (Вместе с «Факторами эквивалентности для диоксинов и дибен-зофуранов», «Определением пределов выбросов в воздушную среду для совместного сжигания опасных...», «Измерительной техникой», Пределами сбросов водяных отходов после очистки выхлопных газов и выбросов) (Принята в г. Брюсселе 04.12.2000). — URL : http : //interlaw.consultant.ru/doc26397.html (дата обращения 30.09.10).
5. Анисимов, А. П. Обзор рынка переработки отходов / А. П. Анисимов // Твердые бытовые отходы. — 2010. — № 5. —С. 42 — 46.
6. Сметанин, В. И. Защита окружающей среды от отходов производства и потребления / В. И. Сметанин. — М. : КолосС, 2003. — 230 с.
7. Кисин, С. Деньги идут на свалку. — URL : http : //www.solid-waste.ru/publ/view/429.html (дата обращения 30.09.10).
наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента. АХМЕТОВА Гулнур Заировна, старший преподаватель кафедры менеджмента.
Адрес для переписки: е-шаИ: maneg1@omgtu.ru
Статья поступила в редакцию 04.10.2010 г.
ЧЕРНЯВСКИМ Дмитрий Иванович, доктор технических © Д. И. Чернявский, Г. З. Ахметова
УДК 33847б5б.07 Н. Н. ЧЕПЕЛЕВА
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКТИРОВКИ РЕСУРСНОЙ СТРАТЕГИИ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
В статье обосновывается необходимость применения интегрированной информационной системы, позволяющей оперативно реагировать на изменения потенциала и внешней среды грузового автотранспортного предприятия, внося требуемые изменения в его ресурсную стратегию. Определены действия различных категорий персонала грузового автотранспортного предприятия в процессе корректировки стратегии. Рассмотрены уровни персонала в зависимости от указанных действий.
Ключевые слова: ресурсы, ресурсная стратегия, информационная система, персонал, грузовое автотранспортное предприятие.
Собранная для процесса корректировки ресурсной стратегии информация перед использованием нуждается в систематизации. В связи с этим наличие на предприятии информационно-интеллектуальных систем управления имеет большое значение. Они позволяют усовершенствовать процесс привлечения (создания или развития) всех видов ресурсов, их защиту и поддержание как конкурентных преимуществ.
Существование на предприятии информационных систем, классифицированных по функциональным областям, затрудняет интегрированный подход к данному процессу, объединяющему все виды ресурсов. Так, информационная система управления персоналом и производственная информационная система являются отдельными элементами этой классификации, хотя процесс производства без участия персонала осуществить невозможно. К тому же персонал предприятия является таким же фактором производства, как и другие ресурсы, и часто становится его конкурентным преимуществом. Поэтому предприятию необходима такая информационная система, которая позволяла бы проводить мониторинг конкурентных преимуществ, контролировать возникающие в оперативной деятельности отклонения, ведущие к их появлению или исчезновению, определять рейтинг. Она должна быть связана со стратегической информационной системой и определять ее изменения в долгосрочной перспективе (рис. 1).
В настоящее время предприятия владеют рядом программных продуктов, помогающих осуществлять функции учета, определять эффективность инвестиций, проводить финансовый анализ. Но для формирования и корректировки ресурсной стратеги необходима интегрированная информационная система,
которая позволяет упростить планирование производственных и других процессов на предприятии, автоматизировать закупку материальных и развитие нематериальных ресурсов.
Главным элементом в этом процессе, от которого на 80% зависит успех эффективной реализации автоматизированных функций, является персонал предприятия [1]. Все бизнес-процессы должны быть организованы таким образом, чтобы добиться реализации конкурентных преимуществ. Автоматизация процесса управления и планирования всех видов ресурсов позволит быстро принимать решения в случае необходимости и реагировать на изменения окружающей среды.
Специалист предприятия, отвечающий за работу данной системы, является работником знаний [1]. Благодаря его действиям возможна оперативная корректировка ресурсной стратегии. В его обязанности должны входить обработка информации о потенциале предприятия и факторах внешней среды, разработка стратегических корректировок. Этот специалист отвечает за разработку новых знаний на предприятии, являющихся его главными нематериальными ресурсами, и поддерживает их в актуализированном состоянии, повышая свою квалификацию и переучиваясь. В зависимости от величины предприятия и количества факторов внешней среды, влияющих на процесс корректировки ресурсной стратегии конкретного предприятия, таких работников может быть несколько.
В процессе сбора информации для принятия решений о внесении корректировок в ресурсную стратегию участвуют в разной степени руководители всех подразделений предприятия и ряд специалистов.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ