УДК 336.143.21(470) ББК У261.33(2Рос)
Э.Н. РЯБИНИНА, М.Ю. МИТРОФАНОВА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы бюджета, дефицит бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, нефтегазовые доходы, ненефтегазовые доходы, государственный долг, расходы бюджета, сбалансированность бюджета, резервный фонд.
Цель исследования - выявление основных направлений совершенствования механизма обеспечения сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации. К методам исследования относятся: сбор фактических данных, обеспечивающих достоверность выводов, теоретическая и количественная обработка полученных результатов - построение таблиц, диаграмм, рисунков, экономико-статистический анализ, интерпретация данных и формулирование выводов. Результатом исследования является выявление основных направлений обеспечения сбалансированности федерального бюджета. Научная новизна исследования заключается в установлении факторов, влияющих на величину доходов и расходов федерального бюджета, а также параметров, позволяющих обеспечить сбалансированность федерального бюджета. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные авторами направления обеспечения сбалансированности федерального бюджета предназначены для применения в практике составления проекта бюджета и его исполнения. Внедрение предложенных направлений позволит повысить эффективность бюджетной политики, обеспечить долгосрочную устойчивость и сбалансированность федерального бюджета, что окажет положительное влияние на темпы и качество экономического роста в Российской Федерации.
E. RYABININA, M. MITROFANOVА
IMPROVEMENT OF BALANCE MECHANISM OF THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION
Key words: Federal budget, budget revenues, budget deficit, sources of financing the budget deficit, oil and gas revenues, non-oil revenues, public debt, budget spending, budget balance, the reserve fund.
The aim of the study is to identify the main directions for improving the mechanism of ensuring the balance of the Federal budget of the Russian Federation. The methods of research include: collection of factual information, ensuring reliability of findings, theoretical and numerical processing of results obtained - construction of tables, graphs, figures, economic and statistical analysis, interpretation of data and formulation of conclusions. The results of the research are the identification of key areas in ensuring the Federal budget balance. Scientific novelty of the research is in establishing factors affecting the revenues and expenses of the Federal budget as well as options to ensure the balance of the Federal budget. The practical significance of the research is that the authors offer directions for balancing the Federal budget which are intended for use in the practice of drafting the budget and its execution. Implementation of directions offered will enhance the effectiveness of fiscal policy, will ensure long-term sustainability and a balanced Federal budget that will positively influence the pace and quality of economic growth in the Russian Federation.
Сбалансированность федерального бюджета и бюджетной системы Российской Федерации является одним из факторов устойчивого экономического роста, повышения реальных доходов и качества жизни населения. Главной целью ме-
ханизма обеспечения сбалансированности бюджета Российской Федерации являются долгосрочная сбалансированность и устойчивость как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом. Реализация данной цели основывается на использовании эффективных инструментов сглаживания колебаний поступления доходов и расходования средств бюджета с целью обеспечения расходных обязательств и успешного решения социально-экономических задач.
Высокая степень зависимости доходов федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры, структурные дисбалансы в экономике и большой объем расходных обязательств делают данную задачу актуальной, на что указывается в стратегических документах долгосрочного развития России.
Анализ основных параметров федерального бюджета, макроэкономических показателей, на основании которых они определяются, позволяет дать оценку эффективности механизма обеспечения сбалансированности федерального бюджета. Динамика основных параметров федерального бюджета России за 2009-2016 гг. приведена в табл. 1.
Таблица 1
Основные параметры федерального бюджета [1]
Показатели Годы
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Доходы бюджета млрд руб. 7 337,7 8 305,4 11367,6 12 855,5 13019,9 14 496,9 13659,2 13460,0
темп роста, % 100,0 113,2 136,9 113,1 100,1 109,3 94,2 98,5
% к ВВП 18,9 18,4 20,8 20,5 19,3 19,0 18,8 16,3
Расходы бюджета млрд руб. 9 660,1 10117,5 10 925,6 12 895,0 13 342,9 14 831,6 15620,2 16416,4
темп роста,% 100,0 104,7 108,0 118,0 103,9 106,1 110,0 105,1
% к ВВП 24,9 22,4 20,0 20,6 20,0 19,2 18,8 19,9
Дефицит (профицит) бюджета млрд руб. 2 322,4 -1812,1 +442,0 -39,4 -322,9 -3346,9 -1961,0 -2956,4
% к ВВП -6,0 -4,0 +0,81 -0,06 -0,8 -0,2 -0,01 -0,003
% к доходам 31,7 21,8 3,9 0,3 2,5 23,1 14,4 22,0
% к расходам 24,0 17,9 4,0 0,3 2,5 22,6 12,6 18,0
Государственный внутренний долг млрд руб. 2 094,7 2 940,4 4 190,6 4977,9 5722,2 7241,2 7307,6 9867,7
темп роста, % 100,0 140,4 142,5 130,3 114,9 126,5 100,9 135,0
% к ВВП 5,4 6,5 7,7 8,7 9,9 10,3 10,0 11,9
Государственный внешний долг млрд долл. США 37,6 40 35,8 48,4 55,8 54,4 50, 55,1
млрд руб. 1 138,4 1 217,8 1 152,7 1 792,5 2 146,1 2 545,5 3060,0 3440,1
темп роста, % 100,0 107,0 94,7 155,5 119,7 118,6 111,3 121,4
% к ВВП 2,9 2,7 2,1 2,9 3,2 3,4 3,4 4,1
Темпы изменения основных параметров федерального бюджета наглядно отражены на рис. 1 и 2.
По данным рис. 1 видно увеличение разрыва между темпами роста доходов и темпами роста расходов [1]. Особенно ощутимым этот разрыв наблюдается с 2014 г. В связи с этим наблюдается динамика роста дефицита бюджета начиная с 2012 г. Наиболее значительной эта величина была в 2014 г. Сохранение данной тенденции неблагоприятно сказывается на поддержании устойчивости роста экономики страны и качества жизни населения и свидетельствует о росте государственного внутреннего долга. Динамика изменения государственного долга приведена на рис. 2 [1].
Доходы бюджета Расходы годы
Рис. 1. Темпы изменения основных параметров федерального бюджета за 2009-2016 гг.,
% к предыдущему году
годы
Государственный внутренний долг Государственный внешний долг
Рис. 2. Динамика изменения государственного долга РФ за 2009-2016 гг.,
% к ВВП
Как показывают данные рис. 2, динамика государственного внутреннего долга опережает темпы роста государственного внешнего долга (в 2016 г. - в 3 раза). Данная тенденция является благоприятной для социально-экономического развития страны и свидетельствует о повышении уровня финансовой независимости от других стран.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются государственные заимствования, средства от приватизации, бюджетные кредиты внутри страны. Данные о динамике источников финансирования дефицита федерального бюджета представлены в табл. 2.
Анализ состава источников финансирования дефицита федерального бюджета показывает, что основными источниками являются государственные заимствования Российской Федерации, среди которых основную долю составляют государственные ценные бумаги, и поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации.
Таблица 2
Источники финансирования дефицита федерального бюджета за 2013-2016 гг., млрд руб. [1]
Показатель Годы
2013 2014 2015 2016
Всего источников, в том числе: 323,0 334,7 1961,0 2956,4
государственные заимствования 606,5 613,4 1964,6 2853,4
приватизация 427,7 380,8 595,1 894,4
иные источники, в том числе: -198,5 -109,0 -93,0 -86,0
пополнение Резервного фонда -373,4 -396,3 -418,6 -512,6
использование средств Фонда национального благосостояния 5,7 7,5 8,9 9,2
исполнение государственных гарантий -58,3 -89,6 -160 -180
компенсация сбережений -50 -50 -50 -50
бюджетные кредиты внутри страны 60,5 41,7 85,2 96,3
иные -97,2 -63,8 -64,2 -68,3
Поступления доходов и средств из источников финансирования дефицита федерального бюджета во многом зависят от внешнеэкономической конъюнктуры, показатели которой необходимо учитывать при прогнозировании поступлений средств.
Значительную долю в структуре доходов федерального бюджета составляют нефтегазовые и ненефтегазовые доходы, динамика структуры которых приведена в табл. 3.
Таблица 3
Структура доходов федерального бюджета в 2009-2016 гг. [1]
Показатель Годы
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Доходы бюджета млрд руб. 7337,7 8305,4 11367,6 12858,7 13019,9 14496,9 13659,2 13460,0
В том числе: нефтегазовые доходы млрд руб. 2984,0 3830,7 5641,8 6453,3 6534,0 7433,2 5867,7 4844,
% к доходам 40,7 46,1 49,6 50,2 50,2 51,3 42,9 35,9
ненефтегазовые доходы млрд руб. 4353,7 4474,7 5725,8 6405,4 6485,0 7063,1 7796,6 8616,
% к доходам 59,3 53,9 50,4 49,8 49,8 48,7 57,1 64,1
Из данных табл. 3 видно, что нефтегазовые доходы в общем объеме доходов федерального бюджета занимали существенную долю до 2015 г. Начиная с 2015 г. наблюдаются снижение их доли и увеличение доли ненефтегазовых доходов. Наглядно это представлено на рис. 3 и 4 [1].
Изучение структуры доходов федерального бюджета в разрезе вышеперечисленных составляющих показало, что такая динамика обусловлена низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста общего объема доходов. Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2015-2016 гг. связано с увеличением налоговых поступлений, в том числе по налогу на добавленную стоимость, страховых взносов на обязательное социальное страхование, поступлений по налогу на прибыль.
Нефтегазовые доходы ■ НДС ■ Акцизы ■ Налог на прибыль ■ Прочие
Рис. 3. Структура доходов федерального бюджета за 2015 г., %
Нефтегазовые доходы ■ НДС ■ Акцизы ■ Налог на прибыль ■ Прочие Рис. 4. Структура доходов федерального бюджета за 2016 г., %
Далее проанализируем расходы федерального бюджета за период с 2013 г. по 2016 г. (табл. 3).
Таблица 3
Структура и динамика расходов федерального бюджета [1]
Показатели Годы
2013 2014 2015 2016
млрд руб- % млрд руб- % млрд руб- % млрд руб- %
ВСЕГО 11 493,9 100,0 11696,2 100,0 12 123,8 100,0 16 416,4 100,0
В том числе:
общегосударственные вопросы 833,2 7,2 794,5 6,8 819,9 6,8 1 095,6 6,7
национальная оборона 998,6 8,7 1 029,02 8,8 1 066,3 8,8 3 775,3 23,0
национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 487,2 12,9 1 656,8 14,2 1 668,5 13,8 1898,7 11,5
национальная экономика 1 664,06 14,5 1 657,3 14,2 1652,4 13,6 2302,1 14,0
жилищно-коммунальное хозяйство 139,85 1,2 131,6 1,1 105,16 0,9 72,2 0,4
охрана окружающей среды 24,9 0,2 26,2 0,2 26,4 0,2 63,1 0,4
образование 607,2 5,3 548,5 4,7 572.5 4,7 597,8 3,6
культура, кинематография 97,94 0,9 95,5 0,8 99,22 0,8 87,3 0,5
здравоохранение 494,98 4,3 445,15 3,8 361,3 3,0 506,3 3,1
социальная политика 3 960,5 34,5 4 114,8 35,2 4561,4 37,6 4588,5 28,0
Окончание табл. 3
Показатели Годы
2013 2014 2015 2016
млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. %
физическая культура и спорт 53,8 0,5 30,8 0,3 32,9 0,3 59,6 0,4
средства массовой информации 72,4 0,6 65,5 0,6 50,8 0,4 76,6 0,4
обслуживание государственного и муниципального долга 425,3 3,7 476,05 4,1 507,97 4,2 621,3 3,7
межбюджетные трансферты общего характера 634,08 5,5 624,5 5,3 599,03 4,9 672,0 4,3
Как видно из данных табл. 3., основными направлениями расходов федерального бюджета в 2013-2016 гг. являются расходы на социальную политику, национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность. На национальную экономику расходы снижаются, что обусловлено в основном сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства. О приоритетности вышеназванных направлений расходов федерального бюджета свидетельствует структура расходов федерального бюджета за 2015-2016 гг., приведенная на рис 5 [2].
2015 год
0,3 0,25 0,2 0,15
0,1 7,
0
27,31%
20,37%
14,88% 12,58%
10,50%
7,15%
0,05
3,91%
3,30%
2016 год
0,3 0,25 0,2 0,15 0,1 0,05 0
27,95%
23,00%
14,02%
11,57%
10,06%
6,67%
3,64%
3,08%
3 4 5 6 7
Рис. 5. Структура расходов федерального бюджета за 2015-2016 гг., %: 1 - общегосударственные вопросы; 2 - национальная оборона; 3 - национальная безопасность и правоохранительная деятельность; 4 - национальная экономика; 5 - образование; 6 - здравоохранение; 7 - социальная политика; 8 - прочие
1
8
Рассмотрим прогнозные значения показателей, на основании которых формируется федеральный бюджет, а именно объем ВВП Российской Федерации и среднегодовые значения курса доллара США, инфляции и цены на нефть марки «Юралс» (табл. 4).
Таблица 4
Основные показатели, влияющие на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2013-2016 гг.
Показатели Годы
2013 2014 2015 2016
Объем ВВП млрд руб. 66 515 73 993 82937 82573
темп роста, % 106,3 111,2 112,1 111,9
Курс доллара, среднегодовой руб. 32,4 33,0 61,2 60,6
темп роста, % 104,5 101,9 185,5 99,0
Инфляция (ИПЦ) % 5,5 5,0 5,0 5,4
темп роста, % 78,6 90,9 100,0 108
Цена на нефть марки «Юралс» долл./баррель 97,0 97,6 51,23 41,9
темп роста, % 89,0 104,1 103,0 81,8
Данные табл. 4 свидетельствуют о тенденции роста ВВП на 124,1% (с 66 515 млрд руб. в 2013 г. до 825 730 млрд руб. в 2016 г.), но в 2016 г. объем ВВП снизился незначительно - на 364,0 млрд руб., что составило к уровню 2015 г. 99,6%. Это связано с высокими темпами роста инвестиций в экономику страны.
Таким образом, при обеспечении сбалансированности федерального бюджета обязательно необходимо учитывать воздействие данных макроэкономических показателей, поскольку они используются при расчетах значительной части доходных поступлений и поступлений средств из источников финансирования дефицита, а также позволяют провести качественную оценку как механизма обеспечения сбалансированности, так и составления и исполнения федерального бюджета в целом.
В этой связи можно выделить следующие направления совершенствования механизма обеспечения сбалансированности федерального бюджета:
1. Стабильность доходной базы федерального бюджета, которая может быть обеспечена только ростом поступлений доходов, опережающих темпы роста расходов. К резервам роста доходов можно отнести:
- разработку комплекса мер, направленных на снижение зависимости федерального бюджета от конъюнктурных доходов;
- повышение качества прогнозирования доходов бюджета;
- совершенствование налогового администрирования;
- исключение случаев потерь бюджетных доходов;
- увеличение доходов от использования (а не добычи) природных ресурсов и государственной собственности;
- увеличение доходов за счет развития реального сектора экономики регионов.
2. Оптимизация расходов федерального бюджета, повышение результативности использования бюджетных средств. С этой целью необходимо регулярно проводить ревизию расходных обязательств, исключая неэффективные и второстепенные расходы, основываться на выборе наименее затратных, альтернативных вариантов.
Мы считаем, что одним из важнейших направлений сокращения расходов федерального бюджета является концепция бюджетирования, ориентированного за результат, которая предполагает распределение расходов исходя из их приоритетности и ожидаемых высоких достижений.
3. Повышение эффективности государственной долговой политики Российской Федерации должно основываться на решении следующих задач:
1) объединение первичного размещения и вторичного обращения облигаций федерального займа (ОФЗ) на единой торговой биржевой площадке;
2) создание предпосылок для заключения на биржевом рынке сделок в режиме «Т+п»;
3) переход к активным операциям с государственными ценными бумагами по управлению государственным долгом.
4. Определение оптимального размера резервного фонда для проведения стабилизационной политики во время финансового кризиса (целесообразным является увеличение объема фонда до 10-15% от прогнозируемого ВВП).
Предложенные направления механизма обеспечения сбалансированности федерального бюджета позволят повысить результативность бюджетной политики, обеспечить долгосрочную устойчивость и сбалансированность федерального бюджета, что окажет положительное влияние на темпы и качество экономического роста в Российской Федерации.
Литература
1. Официальная статистика. Финансы [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ros-stat/ru/statistics/finance/#.
2. Бюджетная политика Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство финансов Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://www.minfm.ru/ru/perfomance/bud-get/policy.
References
1. Ofitsial'naya statistika. Finansy [Rules for the Citing of Sources]. Available at: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/finance/# (Accessed 05 October 2017).
2. Byudzhetnayapolitika RossiiskoiFederatsii [Rules for the Citing of Sources ]. Available at: http: //www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/policy/ (Accessed 05 October 2017).
РЯБИНИНА ЭЛИНА НИКОЛАЕВНА - кандидат экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансов, кредита и экономической безопасности, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
КУАВШША ELINA - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Head of Finance, ^edit and Е^мтк Security Department, Chuvash State University, Cheboksary, Russia.
МИТРОФАНОВА МАРИНА ЮРЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и экономической безопасности, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
MITROFANOVA MARINA - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Finance, Credit and Economic Security Department, Chuvash State University, Cheboksary, Russia.