Научная статья на тему 'Совершенствование механизма регулирования рынка труда в трудоизбыточных регионах (на материалах Северо-Кавказского федерального округа) (часть II)'

Совершенствование механизма регулирования рынка труда в трудоизбыточных регионах (на материалах Северо-Кавказского федерального округа) (часть II) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / NORTH CAUCASUS / LABOR RESOURCES / REPRODUCTION OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гимбатов Шамиль Магомедович

В статье приводится анализ предпосылок формирования существующих проблем функционирования рынка труда в Северо-Кавказском федеральном округе. Разработана методика оценки эффективности реализации программ содействия занятости населения в субъектах СКФО. Полученные результаты позволяют дать оценку эффективности реализации государственной политики в сфере социальнотрудовых отношений. Выявлено, что процесс развития сферы занятости в трудоизбыточных регионах происходит не столько под воздействием существующих мер реализации экономической политики на региональном и федеральном уровнях, сколько сам оказывает косвенное и прямое воздействие на выбор инструментов реализации социально-экономической политики в регионе, что сказывается на снижении эффективности проводимых мер региональной политики в сфере занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гимбатов Шамиль Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SOCIAL POLICY OF LABOR MARKET MANAGEMENT IN MANPOWER SURPLUS REGIONS (A CASE STUDY OF THE NORTH-CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT) (PART II)

The manuscript provides an analysis of predispositions of forming the existing problems of functioning of a labor market in the North-Caucasian Federal District. We have developed a method of evaluation of effectiveness of implementation of programs assisting in employment of population in the NCFD entities. The results obtained allow to evaluate the effectiveness of implementation of the state policy in the area of social-labor relations. It has been found that the process of development of the employment field in manpower surplus regions takes place not so much due to the impact of the existing measures of implementation of the economic policy at the regional and federal levels, but it directly or indirectly impacts itself the choice of instruments of implementation of the social-economic policy in the region, which influences the reduction of effectiveness of the measures taken up by the regional policy in the employment field.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма регулирования рынка труда в трудоизбыточных регионах (на материалах Северо-Кавказского федерального округа) (часть II)»

Гимбатов Ш.М.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ТРУДОИЗБЫТОЧНЫХ РЕГИОНАХ _(НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) (ЧАСТЬ II)_

УДК: 338 ГИМБАТОВ ШАМИЛЬ МАГОМЕДОВИЧ

к.э.н., заместитель директора по научной работе ФГБУН «Институт социально-экономических исследований» ДНЦ РАН,

e-mail: [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ТРУДОИЗБЫТОЧНЫХ РЕГИОНАХ (НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) (ЧАСТЬ II)1

Аннотация. В статье приводится анализ предпосылок формирования существующих проблем функционирования рынка труда в Северо-Кавказском федеральном округе. Разработана методика оценки эффективности реализации программ содействия занятости населения в субъектах СКФО. Полученные результаты позволяют дать оценку эффективности реализации государственной политики в сфере социально-трудовых отношений. Выявлено, что процесс развития сферы занятости в трудоизбыточных регионах происходит не столько под воздействием существующих мер реализации экономической политики на региональном и федеральном уровнях, сколько сам оказывает косвенное и прямое воздействие на выбор инструментов реализации социально-экономической политики в регионе, что сказывается на снижении эффективности проводимых мер региональной политики в сфере занятости. Ключевые слова: занятость, безработица, Северный Кавказ, трудовые ресурсы, воспроизводство населения.

GIMBATOV SHAMIL MAGOMEDOVICH

PhD Econ., the associate director on scientific work of FGBUN "Institute of social and economic researches" of DNTs RAS,

e-mail: [email protected]

IMPROVING THE SOCIAL POLICY OF LABOR MARKET MANAGEMENT IN MANPOWER SURPLUS REGIONS (A CASE STUDY OF THE NORTH-CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT) (PART II)

Abstract. The manuscript provides an analysis of predispositions of forming the existing problems of functioning of a labor market in the North-Caucasian Federal District. We have developed a method of evaluation of effectiveness of implementation of programs assisting in employment of population in the NCFD entities. The results obtained allow to evaluate the effectiveness of implementation of the state policy in the area of social-labor relations. It has been found that the process of development of the employment field in manpower surplus regions takes place not so much due to the impact of the existing measures of implementation of the economic policy at the regional and federal levels, but it directly or indirectly impacts itself the choice of instruments of implementation of the social-economic policy in the region, which influences the reduction of effectiveness of the measures taken up by the regional policy in the employment field.

Keywords: employment, unemployment, the North Caucasus, labor resources, reproduction of the population.

Приведенный в первой части статьи анализ мероприятий государственной программы помог дать качественную оценку эффективности мер региональной социальной политики.

Количественную же оценку эффекта проводимой в регионе политики занятости, и в частности государственных программ содействия занятости населения, на наш взгляд,

1 Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17-02-00357-ОГН.

можно получить, проанализировав тенденции регионального рынка труда и оценив итоговые значения таких показателей эффективности функционирования инфраструктуры содействия занятости населения на государственном уровне, как:

- численность безработных по способам поиска работы;

- численность безработных по продолжительности поиска работы;

- количество трудоустроенного населения государственными учреждениями службы занятости;

- уровень регистрируемой безработицы и безработицы в соответствии с методологией Международной организации труда;

- отношение численности граждан, снятых с регистрационного учета в связи с трудоустройством, к общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы.

Согласно отчетам Минтрудасоцразвития Республики Дагестан, за период с 2013 по 2016 год органами государственной службы занятости населения оказано содействие в трудоустройстве свыше 303 700 безработным гражданам, в том числе 91,4 тысячи человек трудоустроены на заявленные работодателями вакансии. Кроме того, на условиях временной занятости трудоустроено свыше 60 тысяч граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. На условиях материальной поддержки временно трудоустроено около 12,6 тысячи безработных, испытывающих трудности в поиске работы. Также за указанный период трудоустроено на общественные работы порядка 95,5 тысячи человек [9].

Проанализируем распределение численности безработных по способам поиска работы в период функционирования государственной программы Республики Дагестан «Содействие занятости населения», и в частности ее подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан», по итогам 2014-2016 годов по Республике Дагестан по следующим параметрам: обращение в государственную службу занятости; обращение в коммерческую службу занятости; подача объявлений в печать, отклик на объявления; обращение к друзьям, родственникам, знакомым; непосредственное обращение к администрации работодателя; поиск земли, зданий, машин и оборудования и др. для открытия собственного дела (табл. 1).

Таблица 1

Распределение численности безработных Республики Дагестан по способам поиска работы (в процентах)

Безработные - всего Из них использовали способы поиска работы

обращение в государственную службу занятости обращение в коммерческую службу занятости подача объявлений в печать, отклик на объявления обращение к друзьям, родственникам, знакомым непосредственное обращение к администрации работодателя поиск земли, зданий, машин и оборудования и др. для открытия собственного дела другие способы

2010 100 52,0 5,3 1,6 52,9 16,6 0,3 6,1

2013 100 43,8 6,5 12,3 68,6 24,2 2,1 9,2

2014 100 53,5 7,2 13,0 69,7 25,7 1,6 9,0

2015 100 51,1 10,8 14,4 63,8 17,3 3,0 9,8

2016 100 47,7 10,9 19,8 69,5 25,6 4,2 11,8

11 Сумма значений превышает 100 %, так как безработные указывали все использованные способы поиска работы.

Источник: на основе данных Территориального управления федеральной статистики по Республике Дагестан, 2017 год [17].

Если на момент начала действия программы в 2014 году удельный вес обращений в государственную службу занятости составлял 53,5 %, то к 2016 году количество таких обращений снизилось практически на 6 %. При этом отметим, что существенно увеличилась

Гимбатов Ш.М.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ТРУДОИЗБЫТОЧНЫХ РЕГИОНАХ _(НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) (ЧАСТЬ II)_

доля обращений в коммерческие службы занятости, самостоятельное размещение безработными объявлений о поиске работы в СМИ, а также попытки поиска работы через знакомых и родственников.

Наблюдается рост количества среднего времени поиска работы до 4,2 месяца в 2016 году по сравнению с 2015 годом и увеличение доли лиц, ищущих работу более года (табл. 2). При этом существенных изменений за рассматриваемый период в структуре численности безработных относительно продолжительности поиска работы не произошло.

Таблица 2

Распределение численности безработных Республики Дагестан по продолжительности поиска работы (в процентах к итогу)

Безработные -всего в том числе ищут работу Среднее время поиска работы, месяцев

до 3 месяцев от 3 до 6 месяцев от 6 до 12 месяцев более года

2010 100 15,7 29,2 16,3 38,9 4,2

2013 100 10,0 16,6 25,4 48,0 4,7

2014 100 15,1 18,6 38,0 28,3 4,3

2015 100 13,7 25,8 36,0 24,4 4,0

2016 100 13,1 25,8 32,6 28,5 4,2

Источник: на основе данных Территориального управления федеральной статистики по Республике Дагестан, 2017 год [17].

Несмотря на то, что отмечается незначительный рост количества трудоустроенных граждан при обращении в государственные службы занятости на фоне общего снижения лиц, находящихся на учете в качестве безработных, снижается количество трудоустроенных лиц из числа тех, кто не имел никакого опыта работы и трудоустраивается в первый раз. Также снижается и количество лиц из данной категории граждан, обратившихся в службу занятости (табл. 3).

Таблица 3

Трудоустройство населения государственными учреждениями службы занятости

Обратились по вопросу трудоустройства, тыс. человек Трудоустроены

тыс. человек в процентах от обратившихся

Численность ищущих работу

2014 97,0 81,8 84,3

2015 86,4 68,9 79,8

2016 82,4 69,1 83,9

из них: ищущие первую работу

2014 48,5 42,9 88,6

2015 43,0 37,0 86,1

2016 24,3 20,6 84,8

Источник: по данным Территориального управления федеральной статистики по Республике Дагестан, 2017 год [17].

Для расчета эффективности реализации мероприятий в рамках анализируемой госпрограммы нами была использована собственная методика расчета коэффициента экономической эффективности реализации государственной программы, в которой в качестве расчетных параметров используются в том числе показатели, характеризующие количество безра-

ботных, обратившихся в службы занятости за содействием в поисках подходящей работы, а также объемы финансирования в рамках реализации госпрограммы (табл. 4).

Таблица 4

Расчет социальной и экономической эффективности управления рынком труда Республики Дагестан в рамках реализации государственной программы

«Содействие занятости населения»

Наименование показателя 2014 2015 2016

Уровень регистрируемой безработицы. 2,1 2,1 2,07

Уровень безработицы (в соответствии с МОТ). 10,2 % 10,8 % 10,9 %

Отношение численности граждан, снятых с регистрационного учета в связи с трудоустройством, к общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы (ОЧСУ) 84,3 % 79,8 % 83,9 %

Темпы изменения показателя ОЧСУ 0,60 % -4,50 % 4,10 %

Численность граждан, находящихся на учете в службе занятости, тыс. чел. (ЧБУ) 97 86,4 82,4

Количество трудоустроенных граждан и снятых с учета в службе занятости, тыс. чел. (ЧТС) 81,8 68,9 69,1

Расходы государственной программы «Содействие занятости населения» за календарный год, млн рублей (РПЗ) 611 115, 9 807 936,3 783 270,6

Объем расходов государственной программы «Содействие занятости населения» в расчете на одного человека, находящихся на учете в службе занятости, рублей (РЧУ = РПЗ/ЧБУ) 6 300,1 9 351,1 9 505,1

Объем расходов государственной программы «Содействие занятости населения» в расчете на одного трудоустроенного гражданина, снятого с учета в службе занятости в календарном году, рублей (РЧС = РПЗ/ЧТС) 7 470,9 11 726,2 11 335,3

Экономическая эффективность реализации государственной программы содействия занятости, ЭРПЗ = РЧУ / РЧС 0,84 0,80 0,84

* Составлено и рассчитано автором на основе данных Росстат [12;15].

Цель расчета данного коэффициента - оценка изменения объемов государственных затрат в текущем году по сравнению с предыдущим для последующего мониторинга эффективности их расходования в случае изменения объемов финансирования в течение нескольких лет. Наиболее высокое значение коэффициента в динамике за любой рассматриваемый период означает более эффективное расходование денежных средств в год, в котором значение показателя было выше.

Например, при одинаковых объемах финансирования в течение нескольких лет наиболее высокое значение коэффициента будет в том году, в котором показатель «Отношение численности граждан, снятых с регистрационного учета ...» (ОЧСУ - см. табл.6) будет выше по сравнению с предыдущим годом.

Значение коэффициентов эффективности реализации государственной программы содействия занятости было рассчитано по следующей формуле:

ЭРПЗ = РЧУ / РЧС (1), где

ЭРПЗ - экономическая эффективность реализации государственной программы содействия занятости населения в календарном году;

РЧУ - объем расходов государственной программы «Содействие занятости населения» в расчете на одного человека, находящегося на учете в службе занятости (рассчитывается по формуле 2);

РЧС - объем расходов государственной программы «Содействие занятости населения» в расчете на одного трудоустроенного гражданина, снятого с учета в службе занятости в календарном году, рублей (рассчитывается по формуле 3.).

Гимбатов Ш.М.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ТРУДОИЗБЫТОЧНЫХ РЕГИОНАХ _(НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) (ЧАСТЬ II)_

РЧУ = РПЗ/ЧБУ (2), где

РПЗ - расходы государственной программы «Содействие занятости населения» за календарный год, млн рублей;

ЧБУ - численность граждан, находящихся на учете в службе занятости, тыс. чел.

РЧС = РПЗ/ЧТС (3), где

ЧТС - количество трудоустроенных граждан и снятых с учета в службе занятости, тыс. чел.

В пересчете на одного безработного, снятого с учета, показатель ЧТУ варьировался от 6,3 тыс. рублей до 9,5 тыс. рублей. То есть столько расходов по программе приходилось на одного трудоустроенного безработного. Эффективность таких затрат при использовании пассивных мер регулирования занятости достаточно сомнительна. Именно поэтому выделение более половины бюджета госпрограммы на выплаты пособий по безработице и материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице (см. табл. 2) является, по нашему мнению, наименее эффективным способом расходования денежных средств по госпрограмме, более того, имеет краткосрочный по продолжительности воздействия эффект на ситуацию в социально-трудовой сфере Республики Дагестан.

По итогам расчета коэффициента ЭЭРП итоговые его значения практически не менялись в 2014, 2015 и 2016 годах. При этом объемы финансирования в 2015 и 2016 годах возросли более чем в полтора раза по сравнению с 2014 годом. А темп прироста показателя ОЧСУ (см. табл. 6) в 2015 году снизился практически на 5 %. Отметим при этом, что в 2016 году наблюдался рост показателя на 4,1 % по сравнению с 2015 годом. В то же время уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, также практически не менялся в рассматриваемый период.

По итогам проведенного анализа нами отмечается низкая эффективность реализованных с 2014 по 2016 год мероприятий в рамках государственной программы содействия занятости населения в Республике Дагестан. Основная причина - превалирование краткосрочных и пассивных мер при реализации данной госпрограммы, а также недостаточное финансирование мероприятий, которые можно отнести к активным формам реализации политики занятости в регионе.

Можно сделать вывод о том, что процесс развития сферы занятости в трудоизбыточных регионах происходит не столько под воздействием существующих мер реализации экономической политики на региональном и федеральном уровнях, сколько сам оказывает косвенное, часто прямое, воздействие на выбор инструментов реализации социально-экономической политики в регионе.

Вследствие многообразия инструментов, а также в силу социальной важности управления трудовыми ресурсами и эффективного функционирования рынка труда субъектов СКФО, они нуждаются в квалифицированном регулировании. При этом выбор приоритетов при реализации политики занятости должен основываться на определении эффективного инструментария государственного регулирования сферы труда и на базовых социально-экономических условиях в том или ином регионе. Такой подход должен учитывать как оценку факторов возникновения процессов на местных рынках труда, так и давать возможность определить впоследствии эффективность от реализации мер по совершенствованию политики занятости, и обязательно должен основываться на проведении мониторинга системы управления занятостью региона и при необходимости включать в себя прогноз баланса трудовых ресурсов.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Абдулманапов П. Г., Кутаев Ш. К., Багомедов М. А., Гимбатов Ш. М., Сагидов А. К., Хаджалова Х. М. Социальные аспекты обеспечения экономической безопасности региона / Под общей редакцией Ш. К. Кутаева. Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН. Махачкала, 2011.

2. Ванкевич Е. В., Коробова Е. Н. Оценка эффективности активных программ содействия занятости в регионе // Вестник Витебского государственного технологического университета. выпуск28. - 2015. - С. 174-185

3. Гимбатов Ш. М. Экономический кризис и трансформация миграционных связей // Вопросы структуризации экономики. - 2009. - № 2. - С. 83-85.

4. Гимбатов Ш. М. Этнорегиональные особенности трудовой миграции в Республике Дагестан // Труд и социальные отношения. - 2010. - № 12. - С. 21-25.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ, №12, 2018

5. Деневизюк Д. А. Особенности формирования и основные приоритеты социальной политики // Вопросы структуризации экономики. - 2008. - № 2. - С. 214-217.

6. Дохолян С. В., Петросянц В. З., Садыкова А. М. Методологические аспекты формирования региональной социально-экономической политики //Региональные проблемы преобразования экономики. - 2013. - № 3 (37). - С. 78-84.

7. Ермолаева С. Г. Рынок труда: учебное пособие / Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 108 с.

8. Кутаев Ш. К. Современное состояние и тенденции социально-экономического развития субъектов СКФО // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2013. - № 3 (37). - С. 95-104.

9. Об итогах деятельности органов труда, занятости и социальной защиты населения. Официальный сайт Министерства труда и социального развития РД. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.dagmintrud.ru/upload/iblock/d6e/d6eddda71jj82847496816e886097be1.doc, свободный. - Загл. с экрана.

10. Постановление от 14 ноября 2013 года № 587 об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Содействие занятости населения» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.dagmintrud.ru/injo/gosprogrammy-respubliki-dagestan/sodeystvie-zanyatosti-naseleniya/ (дата обращения 15.10.2018), свободный. - Загл. с экрана.

11. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации Содействие занятости населения"(с изменениями и дополнениями)». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70643476/#ixzz5cJ0nKAYd (дата обращения 1.10.2018), свободный. - Загл. с экрана.

12. Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. - М., 2017. - 1402 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_14p/Main.htm (дата обращения 15.10.2018), свободный. - Загл. с экрана.

13. Санкова Л. В., Косарева А. В. Оценка эффективности программ активной политики занятости: теория и методология //Вестник СГТУ. -2011. - № 1 (57).

14. Султанов Г. С. Особенности государственной молодежной политики занятости // Вопросы структуризации экономики. - 2012. - № 3.

15. Труд и занятость в России. 2017: Стат. сб./Росстат. - M., 2017. - 261 c. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_36/Main.htm (дата обращения 15.10.2018), свободный. - Загл. с экрана.

16. Юсупова Ирина Валерьевна. Приоритетные направления реализации государственной политики занятости в регионе // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 2 (14).

17. Дагестан в цифрах, 2017. Стат. сб. / Дагстат. - Махачкала, 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/dagstat/ru/publications/ojjicial_publications/ electronic_versions/, свободный. - Загл. с экрана.

References:

1. Abdulmanapov P. G., Kutaev SH. K., Bagomedov M. A., Gimbatov SH. M., Sagidov A. K., Hadzhalova H. M. Social'nye aspekty obespecheniya ehkonomicheskoj bezopasnosti regiona / Pod obshchej redakciej SH.K. Kutaeva. - Institut social'no-ehkonomicheskih issledovanij Dagestanskogo nauchnogo centra RAN. Mahachkala, 2011.

2. Vankevich E. V., Korobova E. N. Ocenka ehjjektivnosti aktivnyh programm sodejstviya zanyatosti v regione // Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. vypusk 28. 2015. P. 174-185.

3. Gimbatov SH. M. Ehkonomicheskij krizis i transjormaciya migracionnyh svyazej // Voprosy strukturizacii ehkonomiki. 2009. No. 2. P. 83-85.

4. Gimbatov SH. M. Ehtnoregional'nye osobennosti trudovoj migracii v Respublike Dagestan // Trud i social'nye otnosheniya. 2010. No. 12. P. 21-25.

5. Denevizyuk D. A. Osobennosti jormirovaniya i osnovnye prioritety social'noj politiki // Voprosy strukturizacii ehkonomiki. 2008. No. 2. P. 214-217.

6. Doholyan S. V., Petrosyanc V. Z., Sadykova A. M. Metodologicheskie aspekty jormirovaniya regional'noj social'no-ehkonomicheskojpolitiki //Regional'nye problemypreobrazovaniya ehkonomiki. 2013. No. 3 (37). P. 78-84.

7. Ermolaeva S. G. Rynok truda: uchebnoe posobie /Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2015. 108 s.

8. Kutaev SH. K. Sovremennoe sostoyanie i tendencii social'no-ehkonomicheskogo razvitiya subëktov SKFO // Regional'nye problemy preobrazovaniya ehkonomiki. 2013. No. 3 (37). P. 95-104.

9. Ob itogah deyatel'nosti organov truda, zanyatosti i social'noj zashchity naseleniya. [Ehlektronnyj resurs]. Oji-cial'nyj sajt Ministerstva truda i social'nogo razvitiya RD. [An electronic resource]: http://www.dagmintrud.ru/ upload/iblock/d6e/d6eddda71jj82847496816e886097be1.doc, jree. Heading jrom the screen.

10. Postanovlenie ot 14 noyabrya 2013 goda No. 587 ob utverzhdenii gosudarstvennojprogrammy Respubliki Dagestan «Sodejstvie zanyatosti naseleniya». [An electronic resource]: http://www.dagmintrud.ru/injo/ gosprogrammy-respubliki-dagestan/sodeystvie-zanyatosti-naseleniya/ (data obrashcheniya 15.10.2018), jree. Heading jrom the screen.

11. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. No. 298 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Ros-sijskoj Federacii Sodejstvie zanyatosti naseleniya"(s izmeneniyami i dopolneniyami)». [An electronic resource]: http:// base.garant.ru/70643476/#ixzz5cJ0nKAYd (data obrashcheniya 1.10.2018), jree. Heading jrom the screen.

12. Regiony Rossii. Social'no-ehkonomicheskie pokazateli. 2017: Stat. sb. / Rosstat. M., 2017. 1402 s. [An electronic resource]: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_14p/Main.htm (data obrashcheniya 15.10.2018), jree. Headingjrom the screen.

13. Sankova L. V., Kosareva A. V. Ocenka ehjjektivnosti programm aktivnoj politiki zanyatosti: teoriya i metod-ologiya // Vestnik SGTU. 2011. No. 1 (57).

14. Sultanov G. S. Osobennosti gosudarstvennoj molodezhnoj politiki zanyatosti // Voprosy strukturizacii ehkonomiki. 2012. No. 3.

15. Trud i zanyatost' v Rossii. 2017: Stat.sb./Rosstat. M., 2017. 261 s. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_36/Main.htm (data obrashcheniya 15.10.2018)

16. Yusupova Irina Valer'evna. Prioritetnye napravleniya realizacii gosudarstvennoj politiki zanyatosti v regione // Projessional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2014. No. 2 (14).

17. Dagestan v cijrah, 2017. Stat. sb. / Dagstat. Mahachkala, 2017. [An electronic resource]: http://dagstat.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/dagstat/ru/publications/ojjicial_publications/electronic_versions/, jree. Heading jrom the screen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.