Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия социально-экономического развития / потенциал и динамика развития / цели и приоритетные направления / механизм реализации стратегии / strategy of socio-economic development / potential and dynamics of development / goals and priorities / mechanism of strategy implementation

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сыроижко В. В., Чернышова М. В.

Актуальность темы. Необходимость проведения анализа развития Воронежской области в социально-экономическом контексте и поиска актуальных путей совершенствования механизмов реализации стратегии социально-экономического развития региона. Цел ь. Исследовать конкурентные преимущества и проблемные аспекты социально-экономического развития Воронежской области; проанализировать приоритетные направления социально-экономического развития области; сформулировать предложения по совершенствованию механизмов реализации стратегии социально-экономического развития Воронежской области. Методолог ия. Исследование основано на системном подходе с применением статистического, сравнительного, логического и ретроспективного анализа. Ре зул ьтат ы и вы вод ы. В ходе исследования определено, что стратегии социально-экономического развития регионов формируются на базе утвержденных национальных целей и приоритетов. Установлено, что за прошедшие годы в рамках реализации Стратегии-2035 потенциал Воронежской области раскрыт не в полной мере. Данный вывод основан на оценке уровня достижения основных показателей, треть из которых за год не была достигнута. Ключевой проблемой реализации Стратегии социально-экономического развития области является низкая эффективность мониторинговой модели, которая не обеспечивает на необходимом уровне эффективность контроля за выполнением показателей развития региона и в этой связи требуется ее модернизация. Выявлено, что совокупность целей и приоритетных направлений стратегии социально-экономического развития Воронежской области основаны на преимущественных характеристиках региона, его конкурентных возможностях с учетом современных вызовов, негативный эффект от которых Стратегия-2035 призвана минимизировать. Сформулированы предложения по совершенствованию механизмов реализации стратегии социально-экономического развития Воронежской области. Применение этих предложений направлено на повышение качества аналитической работы, улучшение реакции на снижение показателей и повышение уровня информированности населения о ходе реализации Стратегии. Облас т ь п ри менен и я. Результаты исследования могут быть использованы в процессе совершенствования механизмов реализации стратегии социально-экономического развития Воронежской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Сыроижко В. В., Чернышова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE MECHANISM FOR IMPLEMENTING THE SOCIO‑ECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGY OF THE REGION

The relevance of the topic. The need to analyze the development of the Voronezh Region in a socio-economic context and to find relevant ways to improve the mechanisms for implementing the strategy of socio-economic development of the region. Goal. To explore the competitive advantages and problematic aspects of the socio-economic development of the Voronezh region; to analyze the priority directions of socio-economic development of the region; to formulate proposals for improving the mechanisms for implementing the strategy of socio-economic development of the Voronezh region. Methodolog y. The study is based on a systematic approach using statistical, comparative, logical and retrospective analysis. Results and conclusions. The study determined that strategies for the socio-economic development of regions are formed on the basis of approved national goals and priorities. It has been established that over the past years, as part of the implementation of the Strategy-2035, the potential of the Voronezh Region has not been fully disclosed. This conclusion is based on an assessment of the level of achievement of the main indicators, one third of which was not achieved during the year. The key problem in the implementation of the Socio-economic Development Strategy of the region is the low efficiency of the monitoring model, which does not ensure the effectiveness of monitoring the implementation of regional development indicators at the required level and, therefore, its modernization is required. It is revealed that the set of goals and priorities of the strategy of socio-economic development of the Voronezh region are based on the preferential characteristics of the region, its competitive capabilities, taking into account modern challenges, the negative effect of which the Strategy 2035 is designed to minimize. Proposals have been formulated to improve the mechanisms for implementing the strategy of socioeconomic development of the Voronezh region. The application of these proposals is aimed at improving the quality of analytical work, improving the response to declining indicators and increasing public awareness of the implementation of the Strategy. The scope of application. The results of the study can be used in the process of improving the mechanisms for implementing the strategy of socio-economic development of the Voronezh region.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

10. Sirotkina N. V. The procedure of indicative management of food industry enterprises / N. V. Sirotkina, A. V. Bryakina // Region: systems, economics, management. — 2013. — № 2 (21). — Pp. 133—139.

11. Sirotkina N. V. Instrumental support of indicative management of food industry enterprises and its improvement / N. V. Sirotkina, A. V. Bryankina // Bulletin of the Voronezh State University of Engineering Technologies. — 2013. — № 3 (57). — Pp. 222—229.

12. Sirotkina N. V. Factors and conditions for ensuring balanced development of the region / N. V. Sirotkina, A. Yu. Goncharov, I. N. Vorontsova // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Economics and Management. —

2014. — No. 4. — Pp. 93—100.

13. Goncharova A. Yu. Balanced regional development. Stakeholder and sociodarvinist approaches / A. Yu. Goncharova, N. V. Sirotkina // Region: systems, economics, management. —

2015. — № 3 (30). — Pp. 10—17.

14. Titova M. V Regional innovation policy : development and implementation in the context of the knowledge economy / M. V. Titova ; edited by prof. N. V. Sirotkina. — Voronezh : Scientific book,

2016. — 188 P.

15. Chudinova L. N. Investment support for sustainable balanced development of the region : theory, world and Russian practice / L. N. Chudinova ; edited by prof. N. V. Sirotkina. — Voronezh : Scientific book, 2016. — 203 p.

16. Goncharova A. Yu. Management of balanced regional development: problems and prospects / A. Yu. Goncharova ; edited by Prof. N. V. Sirotkina. — Voronezh : Scientific book, 2016. — 186 P.

17. Goncharova A. Yu. Structural management of regional development / A. Yu. Goncharova ; edited by Prof. N. V. Sirotkina. — Voronezh : Novopress, 2016. — 298 p.

УДК 332.14:338.27

18. Sirotkina N. V. Indicative management of socio-economic systems / N. V. Sirotkina // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Economics and Management. — 2017. — No. 4. — Pp. 96—106.

19. Glazyev S. Yu. Methodology of advanced economic development: how to solve the task of a breakthrough in economic development set by the President of Russia / S. Yu. Glazyev // Proceedings of the VEO of Russia. — 2019. — Vol. 218. — P. 127.

20. Preobrazhensky B. G. Marketing of interaction in the system of providing public services / B. G. Preobrazhensky, M. V. Glushkova // Region: systems, economics, management. — 2016. — № 1 (32). — Pp. 88—98.

21. Preobrazhensky B. G. The concept and technological practices of «electronic government» / B. G. Preobrazhensky, A. A. Salnikova // Region: systems, economics, management. — 2022. — № 3 (58). — Pp. 137—146.

22. Sirotkina N. V. Economics of historical justice: trends and patterns / N. V. Sirotkina, O. B. Borisova // Region: systems, economics, management. — 2023. — No. 4. — P. 127.

23. Preobrazhensky B. G. The systemic paradigm of the formation of mesoeconomical development policy (on the example of the subjects of the Federation) / B. G. Preobrazhensky, M. V. Glushkova, D. N. Likhacheva // Proceedings of the Southwestern State University. The Economics series. Sociology. Management. — 2016. — № 3 (20). — Pp. 19—38.

24. Preobrazhensky B. G. State programs — a tool for managing socio-economic development at the meso-level: analysis and evaluation of implementation practices / B. G. Preobrazhensky // Finance and credit. — 2024. — Vol. 30, No. 1 (841). — Pp. 212—240.

25. Preobrazhensky B. G. Analysis of tools for evaluating the effectiveness of state development programs at the meso-level / B. G. Preobrazhensky // Economic analysis: theory and practice. — 2024. — Vol. 23, No. 7 (550). — Pp. 1384—1404.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Коды JEL: P 25, R 10

Сыроижко В. В., доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, финансов и менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: [email protected]; SPIN-код: 5622-8777

Чернышова М. В., магистр, специалист кафедры экономики, финансов и менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: [email protected]; SPIN-код: 9463-5214

Музалева О. В., студентка, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: [email protected]; SPIN-код: отсутствует

Поступила в редакцию 22.11.2024. Принята к публикации 29.11.2024

Аннотация

Актуальность темы. Необходимость проведения анализа развития Воронежской области в социально-экономическом контексте и поиска актуальных путей совершенствования механизмов реализации стратегии социально-экономического развития региона.

Цель. Исследовать конкурентные преимущества и проблемные аспекты социально-экономического развития Воронежской области; проанализировать приоритетные направления социально-экономического развития области; сформулировать предложения по совершенствованию механизмов реализации стратегии социально-экономического развития Воронежской области.

Методология. Исследование основано на системном подходе с применением статистического, сравнительного, логического и ретроспективного анализа.

Результаты и выводы. В ходе исследования определено, что стратегии социально-экономического развития регионов формируются на базе утвержденных национальных целей и приоритетов. Установлено, что за прошедшие годы в рамках реализации Стратегии-2035 потенциал Воронежской области раскрыт не в полной мере. Данный вывод основан на оценке уровня достижения основных показателей, треть из которых за год не была достигнута. Ключевой проблемой реализации Стратегии социально-экономического развития области является низкая эффективность мониторинговой модели, которая не обеспечивает на необходимом уровне эффективность контроля за выполнением показателей развития региона и в этой связи требуется ее модернизация.

Выявлено, что совокупность целей и приоритетных направлений стратегии социально-экономического развития Воронежской области основаны на преимущественных характеристиках региона, его конкурентных возможностях с учетом современных вызовов, негативный эффект от которых Стратегия-2035 призвана минимизировать.

Сформулированы предложения по совершенствованию механизмов реализации стратегии социально-экономического развития Воронежской области. Применение этих предложений направлено на повышение качества аналитической работы, улучшение реакции на снижение показателей и повышение уровня информированности населения о ходе реализации Стратегии.

Область применения. Результаты исследования могут быть использованы в процессе совершенствования механизмов реализации стратегии социально-экономического развития Воронежской области.

Ключевые слова: стратегия социально-экономического развития, потенциал и динамика развития, цели и приоритетные направления, механизм реализации стратегии.

UDC 332.14:338.27

IMPROVING THE MECHANISM FOR IMPLEMENTING THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGY OF THE REGION

JEL Codes: P 25, R 10

Syroizhko V. V., Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics, Finance and Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA branch), Voronezh, Russia

E-mail: [email protected]; SPIN-code: 5622-8777

Chernyshova M. V., Specialist of the Department of Economics, Finance and Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA branch), Voronezh, Russia

E-mail: [email protected]; SPIN-code: 9463-5214

Muzaleva O. V., student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA branch), Voronezh, Russia

E-mail: [email protected]; SPIN-code: missing

Abstract

The relevance of the topic. The need to analyze the development of the Voronezh Region in a socio-economic context and to find relevant ways to improve the mechanisms for implementing the strategy of socio-economic development of the region.

Goal. To explore the competitive advantages and problematic aspects of the socio-economic development of the Voronezh region; to analyze the priority directions of socio-economic development of the region; to formulate proposals for improving the mechanisms for implementing the strategy of socio-economic development of the Voronezh region.

Methodology. The study is based on a systematic approach using statistical, comparative, logical and retrospective analysis.

Results and conclusions. The study determined that strategies for the socio-economic development of regions are formed on the basis of approved national goals and priorities. It has been established that over the past years, as part of the implementation of the Strategy-2035, the potential of the Voronezh Region has not been fully disclosed. This conclusion is based on an assessment of the level of achievement of the main indicators, one third of which was not achieved during the year. The key problem in the implementation of the Socio-economic Development Strategy of the region is the low efficiency of the monitoring model, which does not ensure the effectiveness of monitoring the implementation of regional development indicators at the required level and, therefore, its modernization is required.

It is revealed that the set of goals and priorities of the strategy of socio-economic development of the Voronezh region are based on the preferential characteristics of the region, its competitive capabilities, taking into account modern challenges, the negative effect of which the Strategy 2035 is designed to minimize.

Proposals have been formulated to improve the mechanisms for implementing the strategy of socioeconomic development of the Voronezh region. The application of these proposals is aimed at improving the quality of analytical work, improving the response to declining indicators and increasing public awareness of the implementation of the Strategy.

The scope of application. The results of the study can be used in the process of improving the mechanisms for implementing the strategy of socio-economic development of the Voronezh region.

Keywords: strategy of socio-economic development, potential and dynamics of development, goals and priorities, mechanism of strategy implementation.

Введение

Социально-экономическое развитие региона призвано обеспечить стабильность и устойчивость территориального развития. Для поддержания такой устойчивости регионам требуется выбирать оптимальный способ развития, позволяющий соответствовать приоритетным целям и задачам в условиях ограниченности ресурсов и времени.

Исторически сложившиеся различия в экономическом развитии регионов России оказывают значительное влияние на государственное устройство, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований, и социально-экономическую политику [3, с. 233].

Уменьшение различий в экономическом развитии создает благоприятные условия для развития внутреннего рынка, оптимизации социально-экономических преобразований, укрепления единства российского государства, в то время как усиление различий затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка, увеличивает опасность возникновения региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции на-

DOI: 10.22394/1997-4469-2024-67-4-22-33

циональной экономики и ослабления целостности общества и государства.

Воронежская область как один из наиболее развитых регионов Российской Федерации характеризуется как конкурентными преимуществами, так и рядом существенных недостатков социально-экономического развития. Можно отметить, что с 2020 года Воронежская область стала терять свои позиции в рейтингах и по Центрально-Федеральному округу, и по Российской Федерации. Однако, эти данные не отражены в Стратегии социально-экономического развития региона, а также не выделены в негативную тенденцию, которая требует качественно новых направлений реализации Стратегии-2035.

Особенности формирования стратегии социально-экономического развития региона

Под социально-экономическим развитием региона исследователи предлагают рассматривать специфический процесс, который направлен по своей природе на повышение уровня жизни граждан, проживающих на территории данного региона.

В социально-экономическом развитии региона государственная власть выступает в каче-

стве основного института, который в своей деятельности направлен на защиту прав граждан. Обеспечение высокого уровня жизни населения региона осуществляется посредством формирования и наращивания общественных благ.

Общественные блага могут формироваться на любом из уровней организации власти: федеральном; региональном; местном [3, с. 233].

Формирование общественных благ осуществляется как частным, так и государственным сектором. При этом процесс производства общественных благ частным сектором в рамках социально-экономического развития также контролируется действующим законодательством и властями [5, с. 54].

Исследователи выделяют в качестве одного из наиболее эффективных инструментов социально-экономического развития региона рациональное использование территориального потенциала. Такой инструмент позволяет сохра-

В теории менеджмента для определения уровня социально-экономического развития региона предлагается применять эталонный регион для сопоставления с ним текущего положения конкретного региона за счет заранее утвержденной шкалы оценок [2, с. 79].

Когда количественные показатели социально-экономического развития региона находятся на уровне критического минимума, они должны сигнализировать о наличии угрозы экономической безопасности региона и актуализировать корректировку регионального управления для концентрации и перераспределения ресурсов в социаль-

нить ресурсы и укрепить производственную базу региона. Мероприятия по социально-экономическому развитию региона должны быть направлены на увеличение потенциала его территории.

Потенциал региона рассматривается как совокупность природных и общественных систем, оказывающих существенное влияние на производительность экономики в целом.

Социально-экономическое развитие региона базируется на его аутентичной характеристике. Социально-экономическая характеристика региона является системой количественных и качественных показателей, которые демонстрируют уровень следующих аспектов: экономическое развитие; состояние рынка труда; уровень занятости; благосостояние населения и т. д. [12].

На рисунке 1 представлены возможные индикаторы, характеризующие социально-экономическое развитие региона [11, с. 1906].

но-экономические сферы, требующие первоочередной поддержки со стороны государства.

Исследователи к числу показателей, которые могут применяться в качестве социально-экономической характеристики региона, относят:

— отношение среднедушевого дохода регионального населения к установленному в регио -не прожиточному минимуму (также может быть использован показатель прожиточного минимума в государстве в целом);

— уровень безработицы регионального населения в процентах к экономически активному населению;

Индикаторы социально-экономического развития региона

_1_

Социальные индикаторы

Естественный прирост (убыль) населения

- Степень износа основных фондов

- индекс стоимости жизни

- Объем промышленной продукции

- Уровень безработицы

- Покупательная способность населения

- Занятость и доля населения с уровнем

дохода ниже прожиточного уровня - Продолжительность жизни, уровень здоровья населения

- Обеспеченность населения товарами и

платными услугами;

- Обеспеченность населения объектами

социальной инфраструктуры - Инновационная активность организаций - Ввод в действие жилых домов

- Выбросы загрязняющих веществ в

атмосферу - Коэффициент преступности

Экономические индикаторы

- ВРП на душу населения

- Объем внешнеторгового оборота

- Объем платных услуг Грузооборот предприятий транспорта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Индекс производства продукции

сельского хозяйства - Коэффициент обеспеченности бюджета

- Инвестиции в основной капитал

- Коэффициент финансовой зависимости - Оборот розничной торговли на душу населения

Рис. 1. Классификация индикаторов социально-экономического развития региона

— средний уровень обеспеченности населения объектами культуры, здравоохранения, ЖКХ и т. д. [1, с. 82].

В научно-исследовательской среде выделяется также такое понятие, как «социально-экономический комплекс региона». Под данным термином понимается система политических и социально-экономических отношений, которые объединяют различные ресурсы региона: природные; финансовые; производственные и другие ресурсы [12].

На сегодняшний день существует несколько подходов к определению региона как социально-экономического комплекса в зависимости от преобладающей характеристики:

— с точки зрения территории: регион представляет собой определенную территорию в пре -делах обусловленных границ, в состав которой входят иные административно-территориальные единицы;

— с точки зрения экономики: территория региона является относительно самостоятельным элементов экономической системы государ -ства и национальной системы хозяйствования;

— с точки зрения социума: на базе социального подхода регион определяется как социально-территориальное сообщество [15, с. 116].

Таким образом, осмысление категории регион базируется на понимании его как системы (комплекса) различных общественных отношений, которые определяют обстоятельства его формирования и развития. На основании вышеизложенного можем сделать вывод, что социально-экономическое развитие региона является важной

и неотъемлемой чертой современного территориального развития, которая определяет уровень жизни населения конкретной территории.

Оценка потенциала и динамики развития социально-экономической системы Воронежской области

Заметная тенденция социально-экономического развития Воронежской области — опережающий среднероссийскую динамику рост ее экономики и уровня жизни населения. Результатом ее действия стало существенное улучшение позиций Воронежской области в Российской Федерации, Центральном федеральном округе (ЦФО) по широкому спектру показателей [6].

О потенциале и перспективах развития региона во многом говорят показатели социально-экономического развития в сравнении с другими регионами Российской Федерации. На начало 2024 года Воронежская область в рейтинге по качеству жизни населения находилась на 13 месте (рисунок 2). Из 85-ти субъектов 13-тая позиция по качеству жизни населения может считаться в полной мере лидерской. Для проведения мониторинга и контроля реализации Стратегии-2035, а также в целях координации деятельности структурных подразделений администрации городского округа город Воронеж по достижению стратегических целей утвержден План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2035 года (распоряжение администрации городского округа город Воронеж от 28.12.2018 № 1180-р).

Место в 2023 г.

Москва

Рейтинговый балл в 2023 г.

83,640

2 Санкт-Петербург 82,310

3 Московская область 79,999

4 Краснодарский край 74,355

5 Республика Татарстан 73,757

6 Ленинградская область 67,970

7 Калининградская область 66,175

8 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 66,114

9 Ростовская область 64,844

10 Самарская область 64,836

11 Белгородская область 64,625

12 Калужская область 64,622

13

Воронежская область

64,061

Рис. 2. Рейтинг регионов Российской Федерации по качеству жизни населения [8]

Основным механизмом достижения стратегических целей Стратегии-2035 и реализации Плана мероприятий в 2022 году были: 15 муниципальных программ городского округа город Воронеж; 9 муниципальных составляющих региональных проектов в рамках национальных проектов; мероприятия государственных программ Воронежской области, проекты организаций города [7].

На 2022 год Стратегией-2035 и Планом мероприятий было запланировано достижение 92 показателей и исполнение 146 мероприятий, направленных на достижение 3 стратегических целей и 40 функциональных целей.

По стратегической цели 1 «Достижение лидерских позиций городского округа город Воронеж по уровню развития человеческого капитала и качеству жизни населения, сокращение социально-экономического неравенства» предусмотрено 39 показателей и 66 мероприятий (ключевых событий), направленных на достижение запланированных значений стратегических индикаторов.

Удельный вес достигнутых (и перевыполненных) целевых значений стратегических показателей — 85 %, уровень выполнения запланированных мероприятий (контрольных событий) в 2022 году — 100 %.

Основными показателями, характеризующими состояние здоровья жителей города, являются показатели смертности и продолжительности жизни. Численность постоянного населения на 01.01.2022 года (с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года) составила 1057,4 тыс. человек. В 2022 году число родившихся снизилось на 7,5 % и составило 8957 человек. Смертность населения в 2022 году снизилась на 28,4 % и составила 13 786 человек. Смертность превысила рождаемость в 1,5 раза. Естественная убыль населения в 2022 году сократилась по сравнению с предыдущим годом в 2,0 раза и составила 4829 человек. Специальный коэффициент рождаемости составил 33,5 промилле. Продолжительность жизни составила 72,47 года.

Для молодежи в области проведено 349 мероприятий патриотической, профилактической, культурно-нравственной направленности с общим охватом более 95 тыс. человек. Доля молодежи, вовлеченной в общественную жизнь, составила 31,8 %.

Также в регионе проводилась работа по доведению заработной платы до величины, не ниже сложившейся по видам экономической деятельности. На комиссиях было рассмотрено 529 организаций, 88 % которых запланировали поэтапное повышение размера заработной платы до среднеотраслевого уровня [7].

Для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в 2022 году организован прием звонков от населения через операторов сотовой и стационарной связи по номеру «112» диспетчерами Единой дежурно-диспетчерской службы (за год — около 800 тыс. обращений), проведены различные учения (тренировки) в области ГО и защиты от ЧС, поддерживалась в постоянной готовности муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (МАСЦО).

Продолжена работа по уточнению обеспеченности предприятий, которые могут оказаться в зонах возможного химического заражения, средствами индивидуальной защиты органов дыхания, по уточнению реестра медицинских формирований на территории городского округа.

По стратегической цели 2 «Обеспечение устойчивого развития экономики на основе роста инновационного сектора и совершенствования условий предпринимательской деятельности» предусмотрено 23 показателя и 37 мероприятий (ключевых событий), направленных на достижение запланированных значений стратегических показателей.

Удельный вес достигнутых целевых значений стратегических индикаторов — 65 %, уровень выполнения запланированных мероприятий (контрольных событий) в 2022 году — 100 % [7].

В целях привлечения потенциальных инвесторов и расширения экономического сотрудничества предприятия города принимали участие в специализированных мероприятиях (фо -румы, фестивали, выставки и т. д.).

Оказывалась информационно-консультационная помощь промышленным предприятиям о мерах государственной (областной) поддержки проектов развития и модернизации производства. Так, четырнадцать промышленных предприятий получили субсидии из областного бюджета.

В целях стимулирования инвестиционной деятельности и поддержки инвесторов осуществлялось сотрудничество с исполнительными органами государственной власти Воронежской области посредством взаимодействия с Государственным казенным учреждением Воронежской области «Агентство по привлечению инвестиций и региональному развитию» путем направления информационных материалов для наполнения сайта «Инвестиционный портал Воронежской области».

По стратегической цели 3 «Эффективное пространственное развитие, формирование эстетически привлекательной, дружественной, комфортной городской среды» предусмотрено 30 показателей и 43 мероприятия (клю-

чевых событий), направленных на достижение запланированных значений стратегических показателей.

Удельный вес достигнутых целевых значений стратегических показателей — 63 %, уровень выполнения запланированных мероприятий (контрольных событий) в 2021 году — 70 % [7].

Предприятиями области реализованы мероприятия по внедрению экологически безопасных технологий, реконструкции очистных сооружений, повышению эффективности работы газоочистного оборудования (ООО «РВК — Воронеж», АО «Воронежсинтезкаучук», Филиал ПАО «Квадра» -«Воронежская генерация», АО «Концерн «Созвездие», АО «КБХА», ЗАО «Воронежский шинный завод», ООО УК «Рудгормаш», ЗАО «Воронежский комбинат строительных материалов» и др.) [7].

Таким образом, на основе вышеизложенного можем сделать вывод, что в рамках реализации Стратегии-2035 потенциал Воронежской области раскрыт не в полной мере. Данный вывод основывается на уровне достижения ключевых показателей, треть из которых не была достигнута. Перевыполненные показатели не могут окупить неудачу по другим недостигнутым показателям, поскольку в данном случае социально-экономическое развитие региона осуществляется вне комплексного подхода — не всесторонне. В данной связи актуализируется поиск путей совершенствования социально-экономического развития Воронежской области.

Определение основной цели, приоритетных направлений и организационно-финансового обеспечения социально-экономического развития Воронежской области

На сегодняшний день определение основных целей и приоритетных направлений социально-экономического развития Воронежской области определяется положениями специально разработанного законодательства. Основным нормативно-правовым документом для реализации Стратегии-2035 является закон Воронежской области от 20 декабря 2018 года № 168-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года» [6].

В широком понимании сама Стратегия-2035 определяет приоритеты, цели и задачи государственной социально-экономической политики на территории Воронежской области на долгосрочную перспективу и является основополагающим документом для корректировки документов стратегического планирования Воронежской области.

Стратегия содержит оценку современного социально-экономического состояния, со-

вокупного потенциала, тенденций развития и стартовых позиций Воронежской области, диагностику ее ключевых проблем и идентификацию относительных конкурентных преимуществ, обоснованные представления о стратегических приоритетах, целях и механизмах, обеспечивающих эффективное социально-экономическое развитие региона в долгосрочном периоде.

Приоритетные направления реализации стратегии социально-экономического развития Воронежской области основаны на существенных возможностях региона, выявленных в ходе аналитической деятельности органов государственной власти.

К перечню существенных возможностей развития Воронежской области, по которым осуществляется социально-экономическое развитие региона, эксперты отнесли:

— устойчивый спрос на никелевые руды на национальном и мировом рынках;

— расширение масштабов бюджетного финансирования развития региональных предприятий оборонно-промышленного комплекса;

— рост объемов финансирования развития экономики Воронежской области со стороны внешних инвесторов;

— реализация федеральных проектов развития транспортной инфраструктуры;

— реализация федеральных программ развития перспективных направлений импортоза-мещения;

— реализация большого количества инвестиционных проектов по строительству генерирующих мощностей на территории субъекта и т. д.

Рассмотрим более подробно намеченные возможности социально-экономического развития Воронежской области.

В Воронежской области, наряду с традиционными, эксплуатируемыми на протяжении длительного времени, нерудными полезными ископаемыми (мел, граниты, глины, пески, цементное сырье) разведаны мощные рудные месторождения никеля, меди. Попутными продуктами извлечения могут быть кобальт, серебро, теллур, платиноиды, золото. Обосновано, что область перспективна на выявление промышленных месторождений алмазов.

При освоении рудных месторождений вполне реально появление масштабного спроса на продукцию разных отраслей экономики Воронежской области, прежде всего на продукцию предприятий машиностроения.

Не менее важна мультипликативная функция добывающей промышленности с точки зрения активизации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, формирования целевого заказа на образовательные

услуги, реализующих имеющийся креативный потенциал области.

Вхождение ряда Воронежских предприятий ракетно-космической, радиоэлектронной промышленности, производства средств связи в интегрируемые бизнес-структуры национального масштаба обусловливает значительный объем финансирования из федерального бюджета.

Устойчивая динамика роста, усиление позиций на национальном рынке Воронежских предприятий широкого спектра отраслей (сельское хозяйство, пищевая, химическая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, самолетостроение, информационные технологии и др.) стимулируют привлечение и расширение масштабов внешних, в том числе иностранных инвестиций.

Воронежская область относится к перспективным регионам с точки зрения реализации федеральных проектов по развитию транспор-тно-логистической инфраструктуры.

В настоящее время импортозависимость в Российской Федерации по основным группам товаров оценивается как существенная.

Воронежская область уже сейчас обеспечивает себя в полной мере: овощами — 110 % от потребности населения; макаронными изделиями — 138 %; картофелем — 200 %; производство сахара превышает потребности Воро-нежцев в 7,9 раза; производство растительного масла превышает потребности Воронежцев в 22,2 раза.

Значительные возможности развития им-портозамещения в индустриальном секторе экономики Воронежской области связаны с функционированием на территории области предприятий ОПК, перед которыми поставлена задача доведения выпуска продукции гражданского назначения до 50 % от общего объема производства.

В результате ввода новых энергетических мощностей на Нововоронежской АЭС и ПАО «Квадра» прогнозируется увеличение производства электроэнергии на территории Воронежской области.

Серьезным основанием для создания на территории области особой экономической зоны федерального уровня является успешно действующий, значительно расширяющий свою деятельность индустриальный парк «Масловский».

Ввод режима «территории опережающего развития» перспективен для ряда муниципальных образований Воронежской области, которые включены Минэкономразвития России в реестр моногородов, претендующих на его использование (Елань-Коленовское городское поселение, городское поселение город Семилуки, городское поселение город Павловск).

В числе наиболее выраженных интересов всех групп стейкхолдеров (заинтересованных лиц в эффективном социально-экономическом развитии Воронежской области) выделяют:

— расширение масштабов бюджетного финансирования развития Воронежских предприятий оборонно-промышленного комплекса;

— расширение масштабов финансирования развития экономики, осуществляемого частными инвесторами;

— расширение спроса на продукцию предприятий агропромышленного комплекса Воронежской области на мировом рынке;

— реализация федеральных проектов развития транспортной инфраструктуры; создание территорий с льготными условиями осуществления экономической деятельности.

При разработке миссии Воронежской области принято во внимание, что данный элемент Стратегии ее социально-экономического развития на период до 2035 года призван определить:

— главные рубежи в повышении благосостояния населения и развитии экономики региона, достигаемые в долгосрочной перспективе;

— роль Воронежской области в системах более высокого уровня (Российского, глобального), обеспеченная его нынешним и будущим местами в национальном и мировом разделении труда.

Решение названных задач сопряжено с установлением достигнутого уровня и оценкой совокупного потенциала социально-экономического развития Воронежской области.

С учетом установленных конкурентных преимуществ объективное основание миссии формируют стратегические позиции, которые Воронежская область способна занять в долгосрочной перспективе в социально-экономическом пространстве России. Их состав включает следующие позиции:

— закрепление Воронежской области в группе регионов - лидеров ЦФО по уровню развития человеческого капитала, качеству жизни населения;

— сохранение Воронежской областью позиции региона-локомотива роста экономики России;

— превращение Воронежской области в ведущий инновационно-технологический и научно-образовательный центр ЦФО;

— повышение роли Воронежской области в национальной экономике, связанной с производством наукоемкой высокотехнологичной продукции в широко диверсифицированном спектре направлений промышленной деятельности (ракетно-космическая, радиоэлектронная, авиастроительная, химическая), опережающим развитием сектора информационно-коммуникационных технологий;

— укрепление ведущих позиций Воронежской области на национальном рынке сельскохозяйственной продукции, освоение новых сегментов мирового рынка продукции агропромышленного комплекса;

— реализация Воронежской областью функций транспортно-логистического центра международных транспортных коридоров «Север — Юг» и «Запад — Восток», обеспечивающих коммуникации между регионами Российской Федерации, а также Европы и Восточной Азии;

— развитие Воронежской областью функций культурно-исторического и туристического центров России [6].

Учет названных стратегических позиций позволил определить миссию Воронежской области следующим образом: Воронежская об-

ласть — регион с высоким качеством жизни населения, благоприятной средой для развития предпринимательства, опережающего роста наукоемкой экономики, опорный агропромышленный центр России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Состав стратегических целей развития Воронежской области включает генеральную цель, цели первого и второго уровней.

Генеральная цель — формирование благоприятной среды для жизни и деятельности человека и развития предпринимательства. Эта цель определена в действующей Стратегии развития Воронежской области на период до 2035 года.

Приоритетные цели стратегии социально-экономического развития Воронежской области представлены ниже (рисунок 3).

Приоритетные стратегические цели социально-экономического развития Воронежской области

достижение лидерских позиций Воронежской области по уровню развития человеческого капитала и качеству жизни населения, сокращение социально-экономического неравенства

поддержание устойчивого роста экономики, укрепление позиций Воронежской области в национальном и мировом экономических

пространствах

X

обеспечение полицентрического развития Воронежской области

Рис. 3. Стратегические цели Воронежской области

На развитие экономики и инфраструктуры области запланировано более 56 миллиардов рублей. Средства направят на строительство объектов социальной сферы, жилищно-коммунального комплекса и дорожного хозяйства. Объем дорожного фонда запланирован в сумме более 19 миллиардов рублей. В проекте бюджета максимально отражены положения народной программы, предложения, переданные избирателями через депутатов областной думы. На реализацию мероприятий народной программы предусмотрено более 150 миллиардов рублей. Это позволит охватить все стороны социально-экономической жизни.

Расходы бюджета на 98 % сформированы в рамках государственных программ области. Собственные налоговые и неналоговые доходы областного бюджета в 2024 году увеличатся по отношению к 2023 году на 5,8 % и составят 144,93,7 миллиарда рублей. Общий объем источников финансирования областного бюджета на 2024 год запланирован в сумме 180,788 миллиарда рублей (из них доходы — 168,857 миллиарда рублей). Часть федеральных трансфертов еще будет уточняться и распределяться дополнительно.

На поддержку отраслей экономики запланировано 7,972 миллиарда рублей, которые по-

зволят оказать поддержку отраслей Воронежской области.

Сельское хозяйство Воронежской области неизменно занимает лидирующие позиции по объему финансирования в силу выделения данной отрасли как наиболее конкурентной и приоритетной.

Таким образом, на основе вышеизложенного можем сделать вывод, что совокупность целей и приоритетных направлений стратегии социально-экономического развития Воронежской области основаны на преимущественных характеристиках региона, его возможностях, а также современных вызовов, негативный эффект от которых Стратегия-2035 призвана минимизировать.

Заключение

Стратегии социально-экономического развития регионов формируются на базе заведомо выявленных национальных целей и приоритетов.

Стратегически важным для Воронежской области и Российской Федерации в целом, является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Воронежская область выделяет большое количество средств на реализацию стратегии социально-экономического развития региона и применяет современные механизмы ее реализации.

Однако, механизмы реализации стратегии социально-экономического развития Воронежской области требуют совершенствования. В рамках исследования нами были выделены следующие направления совершенствования данных механизмов:

— ежегодная актуализация показателей социально-экономического развития региона;

— модернизация аналитической деятельности посредством применения более широкого анализа показателей социально-экономического развития региона по годам и в разрезе других регионов;

— анализ практики разработки и реализации стратегии социально-экономического развития лидирующими регионами.

Применение предложений по совершенствованию механизмов реализации стратегии социально-экономического развития Воронежской области позволит повысить качество аналитической работы, ускорить реакцию на снижение показателей и повысить уровень информированности населения о ходе реализации Стратегии.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вафин Р. Проблемы и перспективы развития экономики региона в условиях макроэкономической нестабильности / Р. Вафин, Г. Сунаева // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2023. — № 3. — С. 82—88.

2. Галазова С. С. Региональная экономика в системе национальной макроэкономики / С. С. Галазова // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». — 2015. — № 3. — С. 79—88.

3. Зянгирова А. Р. Сущность понятия социально-экономического развития регионов Российской Федерации и обзор методик оценки социально-экономического развития регионов / А. Р. Зянгирова // Казанский федеральный университет. — 2022. — № 1. — С. 233— 235.

4. Итоговый рейтинг регионов России — 2023 [Электронный ресурс] // РИА Новости. — URL: https://ria.ru/20231225/itogi-1917517698. Мт^сШ=1г3т3^3Ьс57268996 (дата обращения: 27.10.2024).

5. Низамова Г. З. Анализ факторов инновационного развития регионов / Г. З. Низамо-ва, Д. Р. Мусина // Экономика и управление : научно-практический журнал. — 2021. — № 6. — С. 54—59.

6. О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года : закон Воронежской области от 20.12.2018 г. № 168-ОЗ [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — URL: https:// docs.cntd.ru/document/550300779?ysclid=lv6n7f 69о9599225487 (дата обращения: 22.10.2024).

7. Отчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской области — 2022 [Электронный ресурс] // Федеральная службы государственной статистики. — URL: https://36.rosstat.gov. ru/storage/mediabank/Социально-экономиче-ское%20положение%20Воронежской%20обла-сти%20в %20январе-декабре%202022%20года. pdf?ysclid=lvavyqvbdz372751396 (дата обращения: 22.09.2024).

8. Рейтинг российских регионов по качеству жизни — 2023 [Электронный ре-

сурс] // РИА Новости. — URL: https://ria. ru/20240212/kachestvo_zhizni-1926120093. html?ysclid=lv6nbgkpvl409790579 (дата обращения: 22.09.2024).

9. Российская Федерация. Президент Российской Федерации (2012 — наст. время,

B. В. Путин). О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — URL: https://docs.cntd.ru/document /565341150?ysclid=lr3fv08v9k223737244&section =status (дата обращения: 27.10.2024).

10. Российская Федерация. Правительство Российской Федерации. Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов: постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2015 г. № 822 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов». — URL: https://docs.cntd.ru/document/420294426 ?ysclid=lr3fvc5cct112426114 (дата обращения: 27.10.2024).

11. Садыков Р. М. Ключевые аспекты социального развития региона в условиях экономической нестабильности / Р. М. Садыков, Ю. В. Мигунова, А. В. Гаврикова, Д. Ф. Иш-муратова // Региональная экономика: теория и практика. — 2017. — Т. 15. № 10. —

C. 1906— 1919.

12. Социально-экономическая характеристика региона [Электронный ресурс] // Справочник автор.24. — URL: https://spravochnick. ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/ socialno-ekonomicheskaya_harakteristika_ regiona/ (дата обращения: 27.10.2024).

13. Управление социально-экономическим развитием региона [Электронный ресурс] // Справочник автор.24. — URL: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_ municipalnoe_upravlenie/upravlenie_socialno-ekonomicheskim_razvitiem_regiona/?ysclid=lr0 mf6g6xt397990028 (дата обращения: 27.10.24).

14. Формирование и функционирование социально-экономического комплекса региона [Электронный ресурс] // Справочник автор.24. — URL: https://spravochnick.ru/ gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/ formirovanie_i_funkcionirovanie_socialno-ekonomicheskogo_kompleksa_regiona/ (дата обращения: 27.10.2024).

15. Швец И. Ю. Межрегиональная конкуренция, пути повышения конкурентоспособности региона / И. Ю. Швец // Экономика строительства и природопользования. — 2018. — № 2. — С. 116—123.

LITERATURE

1. Vafin R. Problems and prospects of regional economic development in conditions of macroeconomic instability / R. Vafin, G. Sunaeva // Economics and Management: scientific and practical journal. — 2023. — № 3. — Pp. 82—88.

2. Galazova S. S. Regional economy in the system of national macroeconomics / S. S. Galazova // Bulletin of the Russian State University. The series «Economics. Management. The right.». — 2015. — № 3. — Pp. 79—88.

3. Zyangirova A. R. The essence of the concept of socio-economic development of the regions of the Russian Federation and a review of methods for assessing the socio-economic development of regions / A. R. Zyangirova // Kazan Federal University. — 2022. — № 1. — Pp. 233—235.

4. The final rating of the regions of Russia — 2023 [Electronic resource] // RIA Novosti. — URL: https://ria.ru/20231225/itogi-1917517698. html?ysclid=lr3m31w3bc57268996 (accessed: 10/27/2024).

5. Nizamova G. Z. Analysis of factors of innovative development of regions / G. Z. Nizamova, D. R. Musina // Economics and Management: scientific and practical journal. — 2021. — № 6. — Pp. 54—59.

6. On the Strategy of socio-economic development of the Voronezh Region for the period up to 2035 : the law of the Voronezh Region dated 12/20/2018 No. 168-OZ [Electronic resource] // Electronic Fund of legal and regulatory technical documents. — URL: https://docs.cntd.ru/document/ 550300779?ysclid=lv6n7f69o9599225487 (accessed: 10/22/2024).

7. Report on the implementation of the Strategy of socio-economic development of the Voronezh region — 2022 [Electronic resource] // Federal State Statistics Service. — URL: https://36.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Socio-economic%20The location %20The Voronezh %20 The region %20in %20year-December %20 2022 %20year.pdf? ysclid=lvavyqvbdz372751396 (accessed: 09/22/2024).

8. Rating of Russian regions by quality of life — 2023 [Electronic resource] // RIA Novosti. — URL: https://ria. ru/20240212/kachestvo_zhizni-1926120093. html?ysclid=lv6nbgkpvl409790579 (accessed: 09/22/2024).

9. The Russian Federation. President of the Russian Federation (2012-present time, Vladimir Putin). On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation dated 07/21/2020 No. 474 [Electronic resource] // Electronic Fund of Legal and regulatory documents. — URL: https://docs.cntd.ru/document/565341150?ysclid=

lr3fv08v9k223737244&section=status (accessed: 10/27/2024).

10. The Russian Federation. The Government of the Russian Federation. On approval of the Regulations on the content, composition, procedure for the development and adjustment of strategies for the socio-economic development of macroregions : Decree of the Government of the Russian Federation No. 822 dated 08.08.2015 [Electronic resource] // Electronic Fund of Legal and regulatory technical documents. — URL: https://docs.cntd.ru/document /420294426?ysclid=lr3fvc5cct112426114 (accessed: 10/27/2024).

11. Sadykov R. M. Key aspects of social development of the region in conditions of economic instability / R. M. Sadykov, Yu. V. Migunova, A. V. Gavrikova, D. F. Ishmuratova // Regional economics: theory and practice. — 2017. — Vol. 15. № 10. — C. 1906—1919.

12. Socio-economic characteristics of the region [Electronic resource] // Handbook of the author.24. — URL: https://spravochnick.ru/

gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/ socialno-ekonomicheskaya_harakteristika_regiona / (accessed: 10/27/2024).

13. Management of socio-economic development of the region [Electronic resource] // Handbook of the author.24. — URL: https://spravochnick.ru/ gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/ upravlenie_socialno-ekonomicheskim_razvitiem_ regiona/?ysclid=lr0mf6g6xt397990028 (date of reference: 10/27/24).

14. Formation and functioning of the socioeconomic complex of the region [Electronic resource] // Handbook of the author.24. — URL: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_ municipalnoe_upravlenie/formirovanie_i_ funkcionirovanie_socialno-ekonomicheskogo_ kompleksa_regiona / (accessed: 10/27/2024).

15. Shvets I. Y. Interregional competition, ways to increase the competitiveness of the region / I. Y. Shvets // Economics of construction and environmental management. — 2018. — № 2. — Pp. 116—123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.